Федеральный закон «о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» от 13.07.2015 n 224-фз (ред. от 02.07.2021)

Введение

На фоне активного роста общественных потребностей, ограниченности финансовых ресурсов государства возрастает потребность в проектах, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) и муниципально-частного партнерства (МЧП). Реализация таких проектов является одним из важнейших факторов развития производственной и социальной инфраструктуры, повышения инвестиционной и инновационной активности, роста конкурентоспособности региона и страны в целом.

Механизм выполнения проектов ГЧП и МЧП активно исследуется в России и в зарубежных странах. Различные аспекты данной проблемы нашли свое отражение в работах таких российских авторов как А.А.Алпатов, Г.А. Борщевский, В. Г. Варнавский, А. Г.Зельднер, Н.А. Игнатюк, В.Н. Иванов, В. А. Кабашкин, В.Ю. Катасонов, В.В. Максимов и др. Среди зарубежных исследователей следует выделить труды Э. Аткинсона, Дж. Делмона, Э. Р. Йескомба, В.Каттари, В.В. Кнауса, М.К. Льюиса, Ф. Марина, У. Смита, Г. Таллока, Э. Фаркухарсона др.

В научных публикациях в центре внимания находится экономическое содержание термина «государственно-частное партнерство», предпосылки становления и развития такой формы взаимодействия публичных и частных партнеров в современной экономике. Выявлены и подробно исследованы типы, формы и механизмы реализации ГЧП. Проанализирована специфика реализации проектов ГЧП в отдельных отраслях и сферах экономики. Однако до сих пор остаются недостаточно изученными различные аспекты разработки и выполнения проектов ГЧП на региональном и местном уровнях. Решение данной проблемы представляется актуальным в связи с тем, что значительная часть проектов ГЧП являются региональными или муниципальными проектами, определяющими во многом качество жизни населения конкретного региона или города.

О примерах

Итак, нами уже было рассмотрено понятие, формы, возможные области применения и модели ГЧП. Этой теории хватит, чтобы иметь базу, позволяющую разбираться в реальных ситуациях. Чтобы лучше ознакомиться со всеми механизмами, будут рассмотрены примеры ГЧП как регионального, так и федерального уровня. И первым на очереди у нас Камчатский край.

В 2010 году там было подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, что позволяло привлекать средства различных источников для финансирования перспективных инвестиционных проектов. Как дополнение на уроне самого Камчатского края был принят нормативно-правовой документ «О государственно-частном партнерстве». Было предусмотрено ГЧП в виде концессионных соглашений в сфере энергетики. При этом проекты создаются на принципах государственного (или муниципального) и частного партнерств. На территории Камчатского края предусмотрена передача на время объектов имущества с целью реконструкции и последующей модернизации.

Еще один интересный момент, о котором не было упомянуто ранее, – это плата концедента. В чем ее суть? В случаях, когда предусмотрен этот механизм, государство (или орган местной власти) может выплачивать партнеру определенную сумму. Это необходимо в случаях реализации проектов, обладающих низкой инвестиционной привлекательностью. В качестве примера можно назвать социальные объекты.

Общие положения 224

Федеральный закон о ГЧП члены Государственной Думы России утвердили в 2015 году (1.07). Его юридическая актуализация состоялась 1.01.2016. Изменения в документе появились через полгода, 3.07.2016.

По устройству закон номер 224 можно разделить на следующие положения:

  1. Общие аспекты права, затрагиваемые в тексте документа;
  2. Создание оферт по претворению в жизнь проектов о партнерстве;
  3. Принятие соглашения;
  4. Компетенции властей касательно предмета закона;
  5. Регламент выборов частного партнера для приведения в исполнение обозначенных целей;
  6. Выделение запрашиваемой территории для актуализации проектов;
  7. Итоги акта.

Универсальные принципы ФЗ о ГЧП определяют ареал действия настоящего документа и его соотношение с другими законодательными нормами. Упоминаются главные термины, применяемые в тексте, и первостепенные задачи функционирования государственно-частного товарищества. Очерчивается перечень условий, согласно которым происходит заключение соглашения (стороны участия, детали, объекты, составляющие и пр.).

Базовые принципы ГЧП

  • Гласность, принцип доступности большей части данных, если те не являются частью информации, не подлежащей разглашению и охраняемой законом;
  • Обеспечение условий для равных возможностей конкурентов, недопустимость появления дискриминационных проявлений;
  • Паритет участников соглашения по отношению друг к другу и перед лицом закона;
  • Корректность и тщательность на этапах исполнения установленных обязательств;
  • Объективность в сегрегации рисков и ответственности между сторонами соглашения.

Проект разрабатывается в соответствии с такими этапами, как:

  • Оформление инициального запроса;
  • Анализ заявки соответствующими инстанциями;
  • Вердикт о ратификации разработки;
  • Публикация информации.

Глава под номером три описываемого закона обозначает перечень вопросов, возникающих при составлении соглашения

Принимается во внимание разработка условий, регламент подписания, внесения поправок или приостановки его действия. В индивидуальном порядке анализируется спектр общественных прав и факторы, при которых соблюдается их выполнение

Порядок, в ходе которого определяется частный партнер, состоит из нижеприведенных этапов:

  1. Устроение тендера на заключение соглашения;
  2. Формирование особой комиссии, официально задокументированный учет по проведению тендера;
  3. Представление оферт на тендер, процедура вскрытия конвертов;
  4. Подготовительная фаза отбора, анализ тендерных заявок;
  5. Рассмотрение представленных предложений, расценивание опций по исполнению проекта;
  6. Этап по выбору победителя, оглашение результатов;
  7. Фиксация результатов в протоколе о тендере, публикация данных;
  8. Финальный этап, на котором реализуется заключение соглашения о ГЧП.

В главе седьмой ФЗ № 224, включающей ст. с 34-1 по 48, дано описание внесенных в другие законы поправок.

Возможности развития

Безусловно, механизм государственно-частного партнерства заслуживает внимания. Он позволяет сконцентрироваться на создании необходимых проектов, на которые в данный момент времени у государства нет денег. Также благодаря ГЧП можно держать под контролем уровень долгов и успешно реализовывать стратегию по их уменьшению. Но, увы, здесь есть место и для многих негативных аспектов.

Например, если было достигнуто соглашение о том, что работа над проектом финансируется и из бюджета, и из частных средств, то спустя определенное время может оказаться, что по факту все полученные деньги направлялись, скажем, в офшор. Необходимо работать над тем, чтобы такого не происходило.

Также довольно остро стоит вопрос о коррупции. К примеру, после принятия решения о внедрении системы «Платон» было множество неудовлетворенных людей, которые считали, что это результат близкой дружбы Ротенбергов с президентом Российской Федерации. Но тот факт, что об этом говорят, кое-что да значит. Конечно, недостатки есть, но пока с этим будут бороться, совершенствуя сам механизм, дела будут постепенно улучшаться. Не следует считать, что абсолютно все ужасно. Ведь есть люди вроде Игоря Артемьева, которые высказываются против всех недостатков. И есть правоохранительные структуры, борющиеся с преступностью.

Законодательство

Закон Республики Башкортостан от 30.11.2020 № 328-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций»Перечень приоритетных проектов муниципально-частного партнерства/концессии, реализация которых планируется на территории муниципального образованияРекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики.Постановление Администрации ГО г. Уфа РБ № 653 от 23.04.2018 Об утверждении порядка сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории ГО г. Уфа РБРаспоряжение Администрации ГО г. Уфа РБ № 41-р от 23.03.2021 «Об утверждении перечня приоритетных проектов муниципально-частного партнерства/концессии, реализация которых планируется на территории муниципального образованияПостановление Администрации ГО г. Уфа РБ № 1182 от 12.09.2017 «Об утверждении положения об Общественном совете по улучшению инвестиционного климата при главе Администрации городского округа город Уфа Республики БашкортостанПостановление Главы Администрации ГО г. Уфа РБ от 29 октября 2013 г. N 5528 «Об утверждении положения о межведомственной инвестиционной комиссии при Администрации ГО г. Уфа РБ и состава межведомственной инвестиционной комиссии

Постановление Главы ГО г. Уфа РБ № 3 от 13.05.2016 «Об определении уполномоченного органа в сфере муниципально-частного партнерстваРешение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 14 февраля 2018 г. N 197 «О полномочиях по реализации концессионных соглашенийРешение Совета городского округа г. Уфа РБ от 30.05.2018 N 26/6 «Об утверждении Порядка реализации проектов концессионных соглашений на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан»

Экономико-организационное обеспечение и эффекты государственно-частного партнерства в социальной сфере Краснодарского края

В последние годы использование инструментов ГЧП в регионах отождествляется в первую очередь спривлечением инвестиций в социально-экономическую сферу региона. Как правило, в понимании органов государственной власти субъектов РФ, партнерство рассматривается в виде предоставления частному партнеру определенного рода преференций, например, налоговых льгот, государственных гарантий и пр.

Для анализа уровня реализации проектов ГЧП можно воспользоваться данными официального рейтинга «Государственно-частное партнерство в России 2014-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов»100 с выборкой на регионы ЮФО — таблица 22.

Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод о значительном разрыве между регионами-лидерами (Астраханская область, Ростовская область и Краснодарский край) и остальными регионами, входящими в состав Южного федерального округа. Однако в Краснодарском крае наблюдается негативная тенденция понижения рейтинга, что, по мнению экспертов федерального портала «Росинфра. Платформа поддержки инфраструктурных проектов», это связано с отуствием экономически выгодных и интересных проектов ГЧП101.

Анализ положений «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года»102 позволил выявить приоритетные сферы:

— строительство;

— курорты и туризм;

— спортивная инфраструктура.

Возможным представляется проследить динамику реализованных и планируемых к реализации проектов с использованием механизмов ГЧП в отраслевом разрезе (рисунок 11).

Сегодня основным институциональным звеном в регионе, ведущим работу в сфере ГЧП является Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края. Именно он является уполномоченной структурой в регионе по формированию и отбору проектов ГЧП для реализации на территории Краснодарского края.

При этом инициатива о начале разработки проектов ГЧП принадлежит отраслевым ведомствам региональной администрации, Департамент лишь курирует процесс разработки и размещения проектов ГЧП.

Сегодня процедура отбора проектов ГЧП для реализации на территории Краснодарского края состоит из трех этапов:

1) подготовка заключений органов государственной власти Краснодарского края о целесообразности реализации проекта ГЧП;

2) рассмотрение проекта и заключений на него краевой комиссией по ГЧП;

3) принятие комиссией по ГЧП решения о целесообразности/ нецелесообразности реализации проекта ГЧП.

В 2016 г. разработаны и реализуются два методических документа, определяющих порядок определения объектов для передачи в концессию104, и порядок заключения концессионных соглашений105.

По данным Управления инфраструктурного финансирования Центрального аппарата ПАО Сбербанк емкость рынка ГЧП в Краснодарском крае составляет примерно 44 млрд рублей в год106.

В настоящее время в Краснодарском крае успешно реализованы 6 инвестиционных проектов с использованием механизмов государственно -частного партнерства (таблица 23)107.

Из удачных примеров ГЧП в крае можно привести, например, совместное финансирование спортивных клубов.

Например, всем известна судьба двух региональных спортивных клубов – ФК «Кубань/Урожай» и ФК «Краснодар». Первый, почти целиком зависит от помощи государства, поддержки региональной власти. Например, только за 2016 год ФК Кубань получил из краевого бюджета около 2,7 млрд. рублей, но и этих денег оказалось недостаточно. Сегодня решается вопрос о выделении дополнительно 11 млрд. рублей. В противном случае ФК Кубань придется закрыть.

Другой спортивный клуб ФК «Краснодар», напротив имеет стабильное финансирование, но из частного источника. Его основным спонсором выступает ЗАО «Тандер» — хозяин знаменитых краснодарских «Магнитов». Только за 2017 год ФК «Краснодар» был профинансирован на 1,5 млрд. рублей, на август 2018 года клуб получил от ЗАО «Тандер» уже 1,4 млрд. рублей108.

При этом эту статью «доходов» не в силах преодолеть ни продажа билетов, ни телевизионная реклама. Сегодня спортивные клубы полностью оказываются зависимы от средств, выделяемых на их содержание из бюджета.

Так, ФК «Краснодар» покрывает свои расходы от продажи билетов не более чем на 18%, все остальное составляют средства спонсоров109.

Помимо ФК «Краснодар» есть масса спортивных клубов находящихся в таком же, «зависимом» от регионального бюджета положении – Футбольный клуб «Кубань», Баскетбольный клуб «Локомотив-Кубань», Волейбольный клуб «Динамо», Гандбольный клуб «СКИФ», Хоккейный клуб «Сочи» и многие другие.

Представление о финансировании этих клубов со стороны регионального бюджета дает таблица 24110.

Какие объекты не могут быть реализованы с помощью ГЧП?

Постановлением Правительства РК №710 от 06.11.2017 г. утвержден перечень объектов, которые не могут быть реализованы в рамках ГЧП. К таким объектам относятся:

  • земля, воды (кроме права временного безвозмездного землепользования);
  • растительный и животный мир Казахстана;
  • особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники и т.д.);
  • объекты культурного наследия;
  • железнодорожная сеть;
  • водохозяйственные сооружения, имеющие стратегическое значение (плотины,гидроузлы);
  • медорганизации, работающие в сфере профилактики ВИЧ;
  • депозитарии возбудителей особо опасных инфекций.

Статья 33. Предоставление частному партнеру земельного участка, лесного участка, водного объекта, части водного объекта, участка недр и их использование

1. Земельный участок, на котором расположен объект соглашения и (или) который необходим для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, лесной участок (строительство гидротехнических сооружений и специализированных портов, линий электропередачи, сооружений связи, линий связи, дорог и других линейных объектов, объектов производства, первичной и последующей (промышленной) переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, объектов охотничьей инфраструктуры), водный объект или часть водного объекта (строительство причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов, гидротехнических сооружений, мостов, подводных и подземных переходов, сооружений связи, подводных линий связи и коммуникаций, других линейных объектов связи и коммуникаций, проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов), участок недр (строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых), необходимые для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, предоставляются частному партнеру в аренду в соответствии с земельным, лесным, водным законодательством, законодательством Российской Федерации о недрах без проведения торгов на срок, который устанавливается соглашением в соответствии с земельным, лесным, водным законодательством, законодательством Российской Федерации о недрах и не может превышать срок действия такого соглашения.

2. Договор аренды земельного участка должен быть заключен с частным партнером не позднее чем через пятнадцать дней со дня подписания соглашения, если такой земельный участок образован и иные сроки не установлены конкурсной документацией, или не позднее чем через шестьдесят дней, если такой земельный участок предстоит образовать и иные сроки не установлены конкурсной документацией. Использование частным партнером предоставленных ему земельного участка, лесного участка, водного объекта, участка недр осуществляется в соответствии с земельным, лесным, водным законодательством, законодательством Российской Федерации о недрах.

3. Земельный участок, лесной участок, водный объект, часть водного объекта, участок недр, предоставляемые в соответствии с настоящей статьей, должны находиться в собственности публичного партнера и на момент их передачи частному партнеру быть свободными от прав третьих лиц.

4. Частный партнер не вправе передавать свои права по договору аренды земельного участка другим лицам и сдавать земельный участок в субаренду, если иное не предусмотрено соглашением и договором аренды земельного участка.

5. Прекращение соглашения является основанием для прекращения заключенного в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи договора аренды земельного участка, лесного участка, водного объекта, участка недр, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

6. До истечения срока действия соглашения не допускается приобретение частным партнером в порядке, установленном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, права собственности на земельный участок, на котором расположен находящийся в его собственности объект соглашения.

Основные риски ГЧП

Практика создания партнерств, а также анализ действующего законодательства, обеспечивающего работу ГЧП, позволяет определить риски, возникающие при реализации проектов.

Политико-правовые

Первая категория рисков государственно-частного партнерства связанна сразу с несколькими аспектами. Относят к ним следующее:

  • Изменение политической ситуации в государстве. Выражаются риски в трудностях при выполнении публичным партнером обязательств в рамках соглашения ГЧП. Более того, получить положительное судебное решение, в случае попытки подобным образом урегулировать конфликт, практически невозможно.
  • Изменения законодательства. Совершенствование положений нормативно-правовых актов не всегда происходит в пользу частных партнеров. Однако интересы инвесторов все же охраняются государством, которое гарантирует, что никакие новые законы не могут ограничить их права, если таковые приобретались на основании соглашения ГЧП.
  • Существование вероятности оспаривания конкурса. То есть частное предприятия может лишиться своего права участвовать в партнерстве.
  • Невозможность выхода их государственно-частного партнерства без существенных убытков.

Данная категория рисков также предполагает отдельные механизмы их минимизации. Основным из них выступает тщательная проработка соглашения при вступлении в партнерство.

Чтобы эта система работала, а риски сократились до минимума и оставались только в ситуациях, независящих от договоренностей, нужно решить следующие проблемы:

  • Соглашение должно иметь юридическую силу, тогда его положения станут обязательными для исполнения. Кроме того, требуется грамотное составления текста договора, отражение в нем всех необходимых аспектов.
  • Четкое разграничение прав собственности на объекты, выступающие предметом соглашения. Должна присутствовать подробная регламентации того, как распределяется полученная прибыль, кому принадлежит имущество, монопольный вид деятельности и так далее.

С решением поставленных вопросов смогут помочь юристы, привлекаемые любой стороной отношений.

Экономические

Данная категория рисков связаны с убытками, увеличением сроков при окупаемости проекта, инфляцией, нарушением сроков предоставления денежных средств и так далее.

Например, в Сочи были нарушены сроки сдачи объектов, из-за чего их использование стало невозможным, а иные готовые сооружение потребовали больше затрат в сравнении с запланированными расходами.

Здесь также требуется детальная проработка договоренностей с экономической точки зрения в целях минимизации рисков.

Необходимо учитывать спрос на продукцию, изменение ценовых показателей, их рост, предполагать и предупреждать возможные критические ситуации, планировать действия на случай необходимости разрешения материальных трудностей и так далее. Все указанные аспекты должны быть четко отражены в соглашении ГЧП.

Технические

В данном случае речь идет об ошибках, которые могут быть допущены в расчетах и проектной документации. Это может привести к увеличению расходов в рамках проекта, нарушению периода его реализации, дефектам в результатах работы и так далее.

Примером также может стать постройка объектов в Сочи, когда ошибки при изучении грунта привели к дополнительным расходам и продлению сроков выполнения работ.

Минимизация рисков в данном случае требует внимания при проведении изыскательных и проектных работ. Необходимо повышать профессионализм привлеченных специалистов, предполагать возможные проблемные ситуации и формировать план по их разрешению.

Как в и других случаях, риски могут быть минимизированы за счет тщательной подготовки к работе, но полностью устранить их невозможно.

Преимущества ГЧП/МЧП

(база инфраструктурных проектов Росинфра)

  • реконструкция воздухоопорных физкультурно-оздоровительных комплексов;
  • реконструкция объектов культурного наследия;
  • строительство спортивных комплексов;
  • строительство (реконструкция) образовательных учреждений;
  • модернизация систем наружного освещения;
  • реконструкция муниципальных зданий (помещений).

 Управление экономики и инвестиций в рамках своей компетенции:

  • разрабатывает правовые схемы реализации проектов МЧП;
  • оценивает экономическую целесообразность реализации проектов МЧП;
  • рассматривает обращения инвесторов по вопросам реализации проектов МЧП;
  • взаимодействует по вопросам сопровождения проектов МЧП с республиканскими органами исполнительной власти, ресурсоснабжающими организациями, кредитно-финансовыми учреждениями, институтами развития и иными организациями;
  • оказывает консультационное и организационное содействие инвесторам по вопросам реализации проектов МЧП.

Контактные данные Управления:

 Хафизов Тимур Борисович — Начальник Управления экономики и инвестиций Администрации, 

О преимуществах для государства

Вот мы и ответили на вопрос о том, что привлекает частный бизнес в ГЧП. А какова выгода для государства? Вот краткий перечень основных преимуществ, которые приносит развитие ГЧП:

  1. Возможность привлекать частных инвесторов к финансированию и созданию инфраструктурных проектов в условиях, когда нет необходимого объема бюджетных средств. Этот способ позволяет не увеличивать долговую нагрузку в рамках текущего периода.
  2. Возможность объединить в одном проекте различные этапы создания (проектирование, строительство, использование).
  3. Приобретается не объект, а услуга за счет платежей, которые привязаны к объему и качеству. Это способствует развитию конкуренции.
  4. Возможность использования ресурсов и компетенции частного сектора для оказания социально значимых услуг, а также для повышения их качества.
  5. Снижение присутствия государства в экономике.

Наиболее важным и перспективным здесь является первый пункт. Следует признать, что у государства не хватает денег на полное выполнение всех взятых на себя обязательств. Поэтому механизм ГЧП позволяет минимизировать все негативные моменты и сделать жизнь более комфортной как для граждан, так и для тех, кто обязан заботиться о нас.

Перспективы развития ГЧП в Казахстане.

ГЧП в Казахстане получило правовую основу только в 2015 г., после принятия соответствующего закона. Однако за неполные пять лет уже имеются неплохие результаты: было заключено 785 договоров, при этом 277 из них -только в 2019 г. За 1 полугодие 2020 г. –более 30 договоров. На снижение темпов прироста большое влияние оказал экономический кризис, спровоцированный пандемией, однако это направление по-прежнему остается привлекательным для потенциальных инвесторов.

В Госпрограмме развития образования и науки РК на 2020-2025 гг. запланировано увеличение количества школ и детсадов

При этом основное внимание уделяется реализации этих проектов с помощью механизма ГЧП, что означает рост количества проектов в сфере строительства школ и дошкольных учреждений.

На текущий момент наиболее привлекательными для использования механизма ГЧП являются проекты в сфере:

  • образования;
  • здравоохранения;
  • ЖКХ.

Наименьшее число (но при этом наиболее крупномасштабные проекты) составляют проекты в сфере транспорта и инфраструктуры.

Невостребованными пока остаются проекты в сфере сельского хозяйства и туризма.

С 2017 г. внедрено так называемое «Программное ГЧП», которое нашло наибольшее применение в сферах здравоохранения и образования. Его особенность в том, что проекты ГЧП и их базовые параметры определяются еще на стадии разработки и планирования госпрограмм. Такой подход облегчает частному бизнесу процедуру согласования документации и прохождение экспертиз.

На стадии согласования находится новая форма – «Возвратное ГЧП», подразумевающее возмещение частному инвестору расходов на создание инженерно-коммуникационной инфраструктуры, необходимой для дальнейшей реализации проекта. После возмещения затрат отдельным договором определяются условия дальнейшей эксплуатации созданной инфраструктуры.

Таким образом, для предпринимателей, желающих обрести надежного долгосрочного партнера и обеспечить себе стабильный доход, ГЧП является перспективным направлением. Получить консультации по поводу партнерства можно в Нацпалате предпринимателей.

Преимущества и недостатки ГЧП.

Преимущества ГЧП для государства очевидны. Механизм ГЧП позволяет государству снять себя часть административных функций и сократить расходы бюджетных средств на реализацию проектов. При этом выполняется социальная роль государства в части обеспечения населения доступной инфраструктурой. Чем же ГЧП привлекательно для частных инвесторов?

Основным плюсом ГЧП для частного бизнеса является стабильность и надежность партнера в лице государства. Закон гарантирует соблюдение принципа сбалансированности, что означает, что коммерческие риски также распределяются между двумя партнерами. Договора ГЧП предусматривают обязательный пункт об обязательствах государства. А в случае нарушения прав партнера-инвестора, предусмотрена возможность применения им санкций. Как в стабильных условиях, так и в условиях кризиса государство представляется самым надежным партнером. А значит инвестор защищен как от юридических казусов, так и от невыполнения второй стороной своих финансовых обязательств.

Также ГЧП, как правило, подразумевает долгосрочные контракты продолжительностью 5-10 лет. Тем самым инвесторы обеспечивают себе стабильный бизнес с минимальным риском потери средств.

Недостатками ГЧП для частного бизнеса можно считать большое количество бюрократических процедур, а также традиционно невысокую рентабельность проектов социальной сферы.

Критика ГЧП

ГЧП периодически подвергается критике со стороны ФАС. Антимонопольные органы пытаются признать «скрытыми» госзакупками некоторые концессионные соглашения по необоснованным причинам. Об этом мы уже рассказывали ранее.

Также к инструментам ГЧП скептически относятся отдельные представители государственных органов в регионах. Они не видят существенной разницы между реализацией проекта по механизму ГЧП и посредством госзаказа. Некоторые чиновники для создания инфраструктурных объектов выбирают второй путь, поэтому в субъектах до сих пор присутствует нехватка современных больниц, школ, дорог, аэропортов и др.

Новые возможности ГЧП в сфере информационных технологий

Перечни объектов концессионных соглашений () и соглашений о ГЧП или о муниципально-частном партнерстве () являются закрытыми. Так, директор по ГЧП и концессионным проектам «Федеральной технологической компании» Дарья Годунова заметила, что в настоящее время отсутствует законодательная база для практики ГЧП в сферах жилищного строительства и военной промышленности. Только, например, здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил РФ, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий могут быть объектами концессионных соглашений (). «Ранее сложности были и в IT-сфере. Для реализации проекта необходимо было привязаться к какому-либо объекту недвижимости. Возможность включения в объект соглашения интеллектуальной собственности напрямую тоже отсутствовала», – отметила эксперт. То есть до вступления в силу поправок, предусмотренных Федеральным законом от 29 июня 2018 г. № 173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», объекты информационных технологий нужно было соотносить со зданиями, с помещениями, где находится оборудование, технологически связанное с информационными системами, для того, чтобы можно было в их отношении применять механизмы ГЧП и заключать концессионные соглашения.

Теперь, с 29 июня 2018 года объектами концессионных соглашений и ГЧП могут быть программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы (в том числе госинформсистемы), сайты, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, совокупность указанных объектов либо объекты информационных технологий и имущество, технологически связанное с одним или несколькими объектами IT и предназначенное для обеспечения их функционирования или осуществления иной деятельности (, ). Отдельно в законах обозначили в качестве объекта соглашений и совокупность зданий, частей зданий или помещений, объединенных единым назначением с движимым имуществом, технологически связанным с объектами информационных технологий (центры обработки данных) (, )

Однако важно подчеркнуть, что партнерство публичных и частных субъектов в сфере IT согласно Закону № 224-ФЗ может быть реализовано только на федеральном и региональном уровнях. Заключение соглашений о муниципально-частном партнерстве в отношении таких объектов не допускается ()

Дарья Годунова считает в связи с этим, что осуществлять проекты по реализации концепции smart-городов (так называемых «умных» городов) придется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

По мнению эксперта, перспективными для ГЧП являются такие сферы цифровизации, как:

  • транспорт – цифровизация элементов обустройства авто- и железнодорожных магистралей;
  • здравоохранение – применение цифровых технологий при оказании медицинских услуг (от методов лечения до электронных карточек пациента);
  • сельское хозяйство – создание электронных систем для оптимизации производства и осуществления контроля за сельхозпроизводителями;
  • благоустройство городской среды – цифровизация транспортных остановок (умные остановки), парковок, обеспечение доступа к wi-fi в городском транспорте, общественных местах;
  • промышленность – установка ПО на производстве (от конвейера до учета);
  • экология и ЖКХ – использование технологий для охраны окружающей среды, в том числе сбора, утилизации и переработки мусора (от датчиков на машинах до управления сортировкой);
  • госсервисы – внедрение электронного документооборота и т. д.

Для публичных партнеров, по словам Дарьи Годуновой, выгодно использовать инструментарий ГЧП, поскольку обеспечиваются возможности выполнения целого комплекса работ по созданию и последующей эксплуатации объекта на основании одного соглашения, гибкого распределения рисков, структурирования платежного механизма через рассрочку оплаты работ и установления расширенной ответственности частного партнера в части исполнения его обязательств. Частные инвесторы, в свою очередь, могут быть заинтересованы прежде всего в долгосрочных отношениях и предоставлении капитальных грантов, то есть принятии публичным партнером на себя части расходов на создание объекта на инвестиционной стадии проекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector