Конституция российской федерации — основной закон государства

Конституции программные и констатирующие

Определение 8

Программные конституции – социалистические конституции, которые определяют основные цели строительства социализма и коммунизма. (В Китае, Конституцией которого указана цель построения социализма, по мнению руководителей потребуется около 100 лет).

Определение 9

Констатирующие конституции – конституции, не содержащие программных положений о преобразовании общества.

Но большая часть программных конституционных норм – констатирующие, а такие конституции содержат программные элементы и целевые установки (введения, преамбулы). Различают конституции федеративных государств, унитарных государств, федеральных субъектов. В очень редких случаях конституции в автономиях политического характера (Автономная Республика Крым на территории Украины).

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Какие поправки ожидаются и как их будут принимать

Что же касается ожидаемых поправок к Конституции авторства президента, они не затрагивают фундаментальные положения, а значит могут быть приняты по обычной процедуре.

Поправок достаточно много:

  • закрепление МРОТ на уровне не ниже прожиточного минимума, регулярная индексация пенсий и социальных пособий;
  • приоритет российских нормативных актов над международными – но только там, где речь идет о правах и свободах граждан;
  • усиливается статус Госсовета, расширяются полномочия Госдумы и Совета Федерации, президент получает новые права в силовом блоке;
  • кандидаты на высшие должности в стране не должны иметь гражданство или вид на жительство другого государства;
  • президент больше не сможет занимать должность больше двух сроков вообще (а не подряд);
  • местное самоуправление становится частью единой системы власти.

Все эти поправки были подготовлены в рекордно короткие сроки – всего за 4 дня. Уже через неделю после речи президента поправки были внесены на рассмотрение Госдумы, которая проголосовала за их принятие в приоритетном режиме.

В отличие от предыдущих поправок, в этот раз было решено вынести их на всенародное голосование (хоть это и не прописано Конституцией). Недавно поправки прошли Госдуму, Совет Федерации, получили подпись президента, но вступят в силу только после положительного решения избирателей.

Однако возникает один вопрос – почему никто из представителей власти не говорит о том, что поправки должны поддержать 2/3 субъектов РФ? Конечно, проблем с голосованием в региональных парламентах не возникло, и все регионы проголосовали «за» в рекордно короткие сроки – всего за 2 дня (а 75 регионов из 85 – вообще в один день).

Более того, всенародное голосование, которое объявили на 22 апреля, не предполагает минимальную явку – при любом количестве избирателей оно будет признано состоявшимся. Правда, из-за пандемии коронавируса голосование могут перенести.

Что касается конкретных положений, то эксперты считают некоторые из них достаточно спорными:

  • самое главное – право действующего президента снова баллотироваться на выборах. Он и так занимает свой пост уже 4-й срок (хотя даже 3-й срок многие в стране посчитали весьма сомнительным с правовой точки зрения), а теперь получит право еще на 2 срока;
  • норма о том, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, и так действует с 2018 года;
  • тот факт, что в Конституции пропишут ежегодную индексацию МРОТ и пенсий, не гарантирует их реального роста – это будет оговариваться федеральными законами;
  • приоритет российского права над международным в части прав человека может быть попыткой отказаться от выполнения решений Европейского суда по правам человека;
  • в части назначения премьер-министра формально больше прав будет иметь парламент – но он все равно сможет назначить главу правительства лишь по согласованию с президентом;
  • президент получит право вообще не подписывать законопроект, если Конституционный суд не подтвердит его конституционность (и это при его сокращении с 19 до 11 членов). Сейчас Госдума может обойти право вето президента, собрав 2/3 голосов;
  • Госсовет может стать еще одним центром власти, а его полномочия будут определяться федеральными законами (то есть, о них будет известно позже);
  • органы местного самоуправления могут потерять часть своей самостоятельности, будучи встроенными в единую систему власти.

В целом, считают юристы, поправки к Конституции носят несколько «сиюминутный» характер – по сути, они призваны дать больше полномочий конкретным людям, и непонятно, как именно это отвечает современным вызовам для России.

Как менялась Конституция

Как известно, в рамках ежегодного послания Федеральному собранию (кстати, это конституционная обязанность) президент России Владимир Путин объявил о том, что в основной закон будут внесены некоторые изменения. Процесс пошел очень быстро – поправки попали в Госдуму через неделю.

Кажется, будто изменить Конституцию можно без проблем. На самом же деле это достаточно сложная процедура. Прежде всего, круг тех, кто может вносить такие поправки, ограничен: это президент, обе палаты парламента, правительство, законодательные органы регионов, группы депутатов или членов Совета Федерации (не менее 5 человек).

Речь идет о внесении поправки в статьи с 3 по 8 (в остальные, как известно, поправки внести нельзя). Для этого оговаривается определенный алгоритм:

  1. проект поправок вносится на рассмотрение Госдумы, где за него должны проголосовать не менее 2/3 депутатов;
  2. затем проект передается в Совет Федерации, где за его одобрение должны проголосовать не менее 3/4 представителей регионов;
  3. после этого проект передается в законодательные собрания регионов, и в течение года его должны одобрить минимум в 2/3 субъектов РФ;
  4. когда регионы проголосовали, Совет Федерации направляет проект президенту, который в течение 14 дней подписывает его.

Чуть более простой порядок принятия в состав РФ нового субъекта (например, слияния двух в один, или разделения одного на два) – тогда достаточно принять федеральный конституционный закон, одобрение регионов не требуется.

Еще проще внести поправки, если регион был просто переименован – это делается без участия Федерального собрания по указу президента.

Сложнее всего пересмотреть фундаментальные положения – главы 1, 2 и 9. Согласно самой же Конституции, Федеральное собрание не вправе это сделать. Однако есть один вариант – принять новый основной закон:

  • предложение должны поддержать не менее 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы;
  • это открывает путь к созыву Конституционного Собрания;
  • если Собрание одобрит проект новой Конституции, его нужно утвердить на всенародном голосовании или в Конституционном Собрании;
  • в первом случае нужны голоса «за» более половины избирателей, которые примут участие в голосовании, при этом явка должна быть не менее 50%;
  • во втором случае достаточно получить одобрение от 2/3 Конституционного Собрания.

То есть, этот вариант внесения поправок самый сложный, и его за прошедшие десятилетия не использовали.

Тем не менее, другие поправки к Конституции России вносили. Больше всего было поправок, касающихся переименования, разделения и объединения разных регионов России. Например, в 2004-2006 годах объединили Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ в единый Пермский край, в 2005-2006 годах к Красноярскому краю присоединили Таймырский и Эвенкийский автономные округа.

Регулярно менялись названия регионов – например, Ингушская Республика стала Республикой Ингушетия, у «Республики Калмыкия – Хальмг Тангч» забрали вторую часть названия, а «Ханты-Мансийский автономный округ» получил второе название «Югра».

В 2008 году пришло время более серьезных поправок к Конституции:

  • срок полномочий президента РФ увеличен с 4 до 6 лет;
  • срок полномочий Государственной думы РФ увеличен с 4 до 5 лет;
  • правительство обязали ежегодно отчитываться о результатах работы перед Госдумой.

Следующие поправки были внесены в Конституцию в 2013-2014 годах, это такие изменения:

  • слияние Высшего Арбитражного суда РФ с Верховным судом РФ;
  • повышение конституционного статуса прокуратуры и расширение полномочий президента при назначении на прокурорские должности.

Последние на сегодняшний день поправки к Конституции РФ были приняты в 2014 году и связаны они с Крымом и Севастополем.

Как в России пытались ввести Конституцию

Впервые абсолютную власть монарха в России попытались ограничить в начале XVII. Полномочия правившего в тот момент царя Василия Шуйского ограничили «Крестоцеловальной записью». Скажем прямо,рамки этот документ установил не слишком жесткие.

Следующей попыткой ограничить власть монарха стали «кондиции», которые ввел князь Михаил Голицын в XVIII веке. С их помощью он попытался ограничить власть императрицы Анны Иоанновны,дочери Петра I. Князю это не удалось: императрица порвала документ и стала самодержицей всероссийской.

Разговоры о Конституции и конституционной монархии шли в период правления всех последующих императриц и императоров. Некоторые из них даже приближались к осуществлению этого замысла. Например,декабристы попытались устроить военный переворот и ввести Конституцию силой,но им это не удалось.

Конституция России.

culture.ru.

История конституции: от первых вариантов до современных.

Если говорить об этом документе в современном значении, тогда стоит сказать, что первая конституция появилась в США. Она представляла собой свод основных законов, функцией которого была правовая регуляция различных отношений. В то время этот уникальный документ стал необходимой правовой базой, под которую и подстраивался весь гражданский демократический строй в целом.

Но прототипы конституции были еще гораздо раньше. Еще за несколько веков до начала нашей эры начинали создаваться законы, призванные регулировать отношения граждан. Солон, Сервий Туллий и Ликург были первыми, кто создал правовой свод для жизни людей. Но при этом далеко не всегда документ был зафиксирован в письменном виде.

Например, закон Спарты (Большая ретра) передавался исключительно устным путем из поколения в поколение. Эти положения во многом регулировали жизнь общества. Интересно в таком законе также и то, что именно народ наделялся самой большой властью. Перед тем, как принять окончательное решение, собирался совет возле реки. Во время таких собраний вносились предложения или обсуждались уже существующие положения. Таким образом, творцами прототипов конституции являлись сами граждане.

Согласно мнению ряда историков, первая государственная конституция была сформулирована и утверждена в небольшом государстве – Сан-Марино. Она была принята еще в 1600 году, и с тех пор так и используется в качестве основного правового акта. Интересно также и то, что в ее основу была положена конституция от 1300 года, регулирующая правовые отношения в городе.

Согласно другим данным, старейшей конституцией является английская Великая Хартия вольностей – или Magna Carta. По этой причине Великобританию принято считать родиной конституционализма.

Еще одни историки находят корни конституции в Украине. Непризнанный документ Филиппа Орлика был создан в 1710 году на территории Османской Империи. Её основное содержание касалось прав и вольностей войска Запорожского. Заключен документ был между самим Филиппом Орликом и рядом старшин. Тем не менее, этот акт не имел никакого юридического подкрепления.

Еще один из первых образцов конституции – документ США. Это создание конституции происходило в конце XVIII века и используется по сей день. Этот закон был принят еще 17 сентября 1787 года и стал первой конституцией, закрепленной в письменном виде. Документ принимался на совете в Филадельфии и считается первой конституцией в привычном для нас смысле слова.

Состоит нормативно-правовой акт США из 7 основных частей, но и все 27 поправок являются неотъемлемой его частью. Он описывает доминантный государственный строй, обосновывает территориальное деление, осуществляет разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Таким образом, самой первой конституцией в привычном для нас смысле является документ США. Он имел юридическую силу, был зафиксирован на бумаге и продолжает функционировать по сей день.

Что гарантировано гражданам России

Чтобы узнать о своих правах и свободах, нужно открыть главу документа  «Права и
свободы человека и гражданина». В ней закреплены такие важные
гаранты:

  • равенство каждого перед законом и судом: не важны раса, пол, язык, национальность,
    социальное положение, происхождение, вероисповедание и отношение к религии в целом,
    принадлежность к каким бы то ни было общественным объединениям и т.п.;
  • право на жизнь;
  • право на охрану государством достоинства человека (никто не может подвергаться пыткам,
    насилию, физическому и психологическому, и т..д.);
  • свобода и личная неприкосновенность;
  • право на неприкосновенность личной жизни, сохранение личных или семейных тайн, защиту чести
    и доброго имени (любая слежка, прослушка и т.д. невозможны без особого решения суда,
    запрещено распространение какой-либо личной информации без согласия человека);
  • жилище человека также неприкосновенно (проникновение в жилье без согласия его владельца или
    без специального постановления невозможно);
  • право определять и указывать свою национальность, как и не делать этого, кроме того, каждый
    вправе свободно пользоваться любым языком;
  • человек имеет свободу в своих передвижениях: он может свободно передвигаться как по
    территории страны, так и покидать ее;
  • право на свободу совести и вероисповедания;
  • право на свободу мысли и слова, запрет на любую цензуру;
  • право на организацию общественных объединений;
  • право граждан на участие в политической жизни страны, как самостоятельно, так и через
    представителей власти;
  • права граждан на экономическую свободу (свобода предпринимательской деятельности);
  • право частной собственности;
  • право на свободный труд;
  • право на семью, семья защищается государством;
  • государство обязуется осуществлять социальные выплаты;
  • право на охрану здоровья и получение медицинской помощи;
  • право на благоприятную окружающую среду;
  • право на образование;
  • право на интеллектуальную собственность и свободу во всех видах творчества;
  • защита прав и свобод происходит в суде;
  • презумпция невиновности человека;
  • право на двойное гражданство.

Это список прав и свобод, охраняемых главным документом нашего государства.

Важно. В Конституции обозначены кроме прав, еще и
обязанности граждан России

Среди них такие, как уплата налогов, защита Отечества, сохранение
экологии, а также признание прав и свобод других людей.

Функции

Конституция РФ как особый документ выполняет ряд особых функций. Среди них
следующие:

  • утверждение государственного устройства: установление государственной формы, системы органов
    власти;
  • определение границ государства: закрепляет список регионов, входящих в состав РФ, их
    официальные названия и статус;
  • предоставление гаранта прав и свобод всех жителей страны;
  • определение принципов составления всех законодательных документов в стране.

Важно. Так как Конституция имеет высшую юридическую
силу, никакой закон или другой государственный документ не может иметь противоречия ни с одним
её положением

При возникновении какой-либо спорной ситуации, окончательное решение должно
приниматься в соответствии с положениями Конституции.

Что из вопросов по конституции решает Госдума

Здесь всего несколько пунктов:

  1. Обвинения против Президента, чтобы отрешить его от должности.
  2. Объявление амнистии.
  3. Назначение на должность, либо освобождение от неё Уполномоченного по правам человека.
  4. Председатель счётной палаты и половина её аудиторов могут быть назначены, либо смещены с должностей представителями ГосДумы.
  5. То же касается Председателя Центрального Банка, если он допустил какие-либо нарушения.
  6. Каждый год государственная Дума заслушивает отчёт Правительства обо всей работе, проделанной в разных направлениях.
  7. Решение вопросов, связанных с доверием в адрес Правительства.
  8. Дача согласия на назначение Председателя Правительства.

Порядок изменения и пересмотра документа содержится в заключительных главах. В этих же главах описывают порядок, согласно которому временно изымают из действия отдельные положения Конституции.

Некоторые разделы посвящены самому Правительству РФ и тому, как оно должно действовать для разрешения тех или иных вопросов. Остальные направления регулируются органами власти, которые тоже действуют на основе Конституции.

Структура Конституции РФ

А) Преамбула – ценности, обладающие демократическими и гуманистическими характеристиками.

Б) Первый раздел:

  • Конституционны строй;
  • Основные права и свобода гражданина;
  • Устройство федерации;
  • Президент РФ и его особый статус;
  • Принципы деятельности Федерального Собрания;
  • Разделение судебной власти;
  • Органы местного самоуправления;
  • Внесения поправок и пересмотр Конституции.

В) Второй раздел: период функционирования Главенствующего закона на территории РФ и прекращения действия предыдущей версии Конституции РФ. Функционирование основных законов и нормативно-правовых актов, вступающих в силу с момента признания действующей версии Конституции; основания функционирования правительственных и правоохранительных органов. 

Конституционный строй – тип государственного устройства, который прописан в Основном законе. РФ представлена политическим образованием гражданского общества, которое носит демократическую направленность и гуманность к гражданам своей страны, главной ценностью государства представлены права и свобода индивида, а их выполнение – главной целью правительственных органов. 

История Конституции в нашей стране

Примерно с 17-18 веков Россию можно считать Конституционным государством. Первые официальные документы, которые в дальнейшем вошли в первую Конституцию были приняты в 18 веке.

Исторический факт: При правлении Анны Иоановны власть ограничивалась «кондициями» — документами, схожими с Конституционными законами. Эта реформа считается первой попыткой создания единого акта, включающего в себя ограничения государственной власти и появление прав у отдельных категорий граждан.

Этап первый

К началу 19 века существовало уже несколько проектов нового законодательного акта, однако императоры не очень торопились вводить документы в силу и рассматривать их сущность: это бы ограничило власть правителя и могло подорвать его авторитет.

Этап второй

Несколько столетий потребовалось для того, чтобы в России появилась первая официальная Конституция. Лишь в июле 1918 года на 5 Всероссийском Съезде Советов. Произошло принятие первого документа, который официально назывался «Основной закон РСФСР».

Он сразу напечатался в «Собрании Узаконений РСФСР». В то время политика страны была направлена исключительно на улучшение условий труда, повышение их квалификации и производительности, поэтому основные статьи включали в себя права и обязанности работников.

Этап третий

Вторая Конституция СССР пришла на смену первой в 1925 году. Была принята в мае на 7 Всероссийском Съезде Советов. Небольшие поправки были связаны с изменением территориального деления страны, а основные статьи остались в прежнем виде.

Этап четвертый

«Сталинская Конституция» — нормативно-правовой акт, принятый в 1936 году частично изменил идеологию и был направлен на построение социализма. В феврале 1935 года И. В. Сталин созвал Конституционную комиссию с целью создания нового закона, суть которого заключалась в изменении политического строя.

Более демократичный документ мог привлечь мировые общественные организации для общего противостояния набиравшему популярность движению – фашизму. Здесь появились такие понятия как свобода слова, совести, чести, достоинства, обеспечение старости работавших людей.

Этап пятый

Предпоследней редакцией современной Конституции стал закон, издавшийся в 1978 году. Одновременно с ней вступила в силу Декларация Верховного Совета РСФСР. «Сталинская» Конституция сменилась на «Брежневскую».

Изменилась структура документа и появились новые главы. Понятие «развитый социализм» превращало государство в общенародное, но классовое разделение так и продолжало считаться актуальным. Политический режим был назван «социалистической демократией», появились новые права на жилище, образование и бесплатную медицину. В Конституции 1978 года впервые было провозглашено, что РСФСР – суверенное государство.

Похожие термины:

  • КОНСТИТУЦИЯ РФ – ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КАК ЮРИДИЧЕСКОГО ДОКУМЕНТА

    К ним относятся: Основополагающий характер, означающий, что Конституция регулирует главные, определяющие, ключевые для жизни государства общественные отношения (как правило, Конституция не регул

  • в формальном, юридическом смысле – основополагающий нормативный правовой акт, посредством которого устанавливаются и получают юридическую силу отправные (исходные) конституционно-правовые нор

  • поправки в Конституцию РФ могут быть внесены только в главы 3- 8 в порядке, предусмотренном для принятия Федерального конституционного закона, и вступают с силу после их одобрения органами законод

  • постановление польского сейма в г. Радом. Согласно Р.к., называвшейся т.ж. по ее первым словам конституцией «Nihil novi» (ничего нового), король не имел права издавать к.-л. законы без согласия сената и шлях

  • приобрела юридическую силу 26 июля 1788 г. Принятие ее было обусловлено глубоким всеобщим кризисом в конфедеративном «вечном Союзе» североамериканских штатов, угрозой гражданской войны. По решению

  • принята при завершении первого этапа французской революции конца XVIII в. Созданная Учредительным собранием комиссия систематизировала конституционное законодательство и подготовила проект Ф.К.,

  • (Конституция III года) – создана после вооруженного восстания в Париже, падения якобинской республики и переворота 27 июля 1794 г. (9 термидора по республиканскому календарю), прихода к власти термидор

  • (Конституция VIII года) – создана после государственного переворота Наполеона Бонапарта, который 9-10 ноября 1799 г, (18-19 брюмера VIII года Республики) при помощи войск разогнал Законодательный корпус, уп

  • см. Советская Конституция.

  • законодательные акты римских императоров, имевшие высшую юридическую силу.  

  • см. Советская Конституция.

  • принята после объединения Германии и провозглашения ее империей, утверждена рейхстагом 16 апреля 1871 г., вступила в силу в мае того же года. По К. Германская империя имела федеративное государственн

  • (Конституция Мэйдзи) – явилась результатом «Революции (реставрации) Мэйдзи» («Мэйдзи» – название периода правления императора Муцухито). К.Я. связана с отстранением в 1868 г. от власти Сегуната клан

  • Конституция РСФСР 1918г. (это была конституция классовой борьбы, гражданской войны), Конституция СССР 1924 г (закрепившая создание СССР на тех основаниях, которые в начале 90-х гг. привели к его распаду),

  • принята в г. Веймаре в результате Ноябрьской революции 1918 г. в Германии. По В.к. Германия становилась парламентской республикой с федеративным государственным устройством и буржуазно-демократиче

  • первая союзная Конституция. Принята ЦИК СССР 6.07.1923 г.; утверждена II Всесоюзным съездом Советов 31.01.1924 г. Состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Де

  • изменения и дополнения, вносимые в конституцию как основной закон государства. В действующей Конституции РФ статьей 136 предусмотрено: «Поправки к главам 3–8 Конституции Российской Федерации прин

  • фр. constituant) — одно из названий учредительного собрания.

  • принята Конвентом в Филадельфии 17 сентября 1787 г., приобрела юридическую силу 26 июля 1788 г. Принятие ее было обусловлено глубоким всеобщим кризисом в конфедеративном «вечном Союзе» североамериканс

  • утверждена постановлением XII Всероссийского съезда Советов 11.05.1925 г. Принятие новой К. было связано с образованием СССР и национально-территориальным размежеванием в Средней Азии. Сохраняя основн

Что такое КОНСТИТУЦИЯ — определение, значение простыми словами.

Простыми словами, Конституция – это основной закон страны, имеющий правовое закрепление на уровне высших инстанций. В нем прописан ряд основных положений, помогающих структурировать жизнь в государстве. В документе зафиксированы важные институты, нормы и ценности, а также и основные моменты, связанные с урегулированием работы органов власти.

Если обобщить все сказанное выше, можно вывести основные особенности конституции как высшего правового документа страны.

  • Она описывает и закрепляет государственный строй, форму правления и полномочия местных представителей власти;
  • Осуществляет перечисление и закрепление прав и свобод человека и гражданина;
  • Отличается стабильностью: изменения в документ вносятся крайне редко и только после специального голосования;
  • Становится основой для функционирующего законодательства;
  • Для принятия конституции или внесения правок в ее текст существует специальный порядок;
  • Документ имеет приоритетное значение на всей территории государства;
  • Это правовой акт прямого действия.

Свойства Конституции страны – на примере РФ

Конституция обладает рядом характерных особенностей, которые отличают ее от других законодательных актов. Они в правовой науке именуются юридическими свойствами. К таковым относятся:

  1. Верховенство в общей системе законов Общества. Эта черта является основоопределяющей для остальных пунктов. Об этом говорится в самой Конституции РФ (ст.15).
  2. Высшая юридическая сила. Конституция закрепляет основные начала для остальных законов любой правовой отрасли. Это доказывается тем, что в ней имеются ссылки к более 14 федеральным конституционным законам и более 40 федеральным. А в случае возникновения коллизии между нормами закона и Конституции, применению подлежат положения последней. Сам закон должен быть приведен в соответствие с Конституцией либо отменен. Данное правило нашло свое отражение в ст.85, где говорится о праве приостановления Президентом РФ применения актов органов исполнительной власти субъектов (в силу их противоречия действующей Конституции) до вынесения судебного решения по данному вопросу.
  3. Прямое действие на всей территории. Это юридическое свойство является наиболее важным для России в связи с ее федеративным устройством. Введено разграничение полномочий между самим государством и его субъектами. Согласно ст.71, исключительной компетенцией РФ является осуществление принятия и внесение изменений в Главный закон страны, а также контроль за его соблюдением. Совместно с субъектами должно обеспечиваться соответствие Конституций республик Конституции страны (ст.72).
  4. Особый порядок введения и изменения. Данный юридический факт присутствует в гл.9, который устанавливает список субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках, пересмотре Конституции. Таковыми являются Президент, Парламент, Правительство, группы депутатов Совета Федерации и ГосДумы в составе не менее 1/5 от общего количества депутатов палаты, законодательные органы субъектов.
  5. Конституционный контроль. Гарантом Конституции признается глава государства – Президент. Обязанность соблюдения и защиты Конституции гарантируется присягой. Также создан Конституционный Суд РФ, призванный защищать положения Конституции. Он рассматривает вопросы о соответствии отдельных правовых положений нормативных актов Главному Закону страны. Инициаторами могут стать: Президент, Парламент, Правительство, Верховный и Высший Арбитражный суды, органы государственной власти субъектов Федерации. В ст.125 перечисляются акты, которые могут быть рассмотрены Конституционным судом на соответствие. Немаловажную роль в защите конституционных положений играет прокуратура.

Функции Конституции

  1. Политическая – заключается в политическом плюрализме, формирует устройство правительственных органов.
  2. Правовая – основа всей юридической системы, закрепляет правовые положения, которые регламентируют нормы в разных отраслях права. 
  3. Гуманистическая – носит характер общечеловеческий ценностей, куда входят права и свобода индивида. Нормы в общепризнанном поведении и международном праве составляют неотделимую часть правовой системы в любом государстве.  
  4. Учредительная – формирует правовые институты и представительные органы, которые создают порядок и стабильность в государстве.
  5. Мировоззренческая – создаёт особый тип мышления, основанный на правовой основе.

Сколько раз современную Конституцию меняли?

За всю историю действующей Конституции власти приняли 15 законодательных актов,вносящих поправки в ее текст.

Первым стал указ Бориса Ельцина от 9 января 1996 года о корректировке названий двух республик — Ингушетии и Северной Осетии — Алании. Впоследствии большинство поправок коснулось именно этой статьи в связи с переименованием(объединением) субъектов Федерации и включением в состав РФ Республики Крым и Севастополя.

Конституция.

culture.ru

Последние изменения внесли 27 марта 2019 года,когда президент РФ Владимир Путин подписал указ о переименовании Кемеровской области в Кемеровскую область — Кузбасс.

Другим важнейшим изменением Основного закона стало увеличение срока полномочий главы государства с 4 до 6 лет,а депутатов Государственной думы — с 4 до 5 лет. Соответствующие изменения в ст. 81 и 96 приняли 30 декабря 2008 года.

Анна Карпова

История конституции от античности до наших дней

Историю конституции как явления рассматривают в контексте развития понятия «история конституционного контроль». Попытки регулировать отношения внутри страны в разных сферах существовали в начале истории каждого государства, но некоторое время эти нормы не были зафиксированы в специальных документах.

Элементы регулирования отношений некоторыми видами документов существовали еще в античности, хотя возникновение этой идеи связывают традиционно с началом 17 века, когда в Великобритании действовал Тайный Совет. Он анализировал законы и признавал некоторые из них недействительными.

До этого можно проследить только некоторые предвестники конституционного способа улаживания споров внутри стран. Истории известны такие факты, которые имеют к этому отношение:

  • с 1180 года во многих древних странах существовали органы, которые регулировали конфликты между правителями;
  • с 13 века элементы такого контроля наблюдались во Франции, с 17 — в Португалии;
  • в 1867 году суду Австрии были даны полномочия для решения споров, которые касались защиты прав людей.

Выделяют 3 крупных этапа формирования конституций в мире:

  1. Развитие конституционного права мировых держав до 1920 года. Были созданы зачатки конституционного права, общества постепенно пришли к пониманию необходимости создания специальных органов для этого. В обществах развитых государств у населения стран постепенно формируется запрос на создание. 
  2. 1920-1990 годы. В этот период был создан первый орган, который занимался таким контролем. Его создали в Австрии, из-за этого и период принято называть «Австрийским». После этой страны подобные попытки осуществлялись в Чехословакии, Испании, Египте. Война притормозила этот процесс, но вознесла вопрос актуальности защиты прав человека на новый уровень. В первые годы после войны конституционный лад был введен в нескольких странах: Бразилии, Японии, Германии. Вторая волна активного развития началась в 70-80 годы, когда много стран освободились от диктаторского контроля (Греция, Испания, Португалия).
  3. Этот этап связан с распадом СССР и создания новых стран в Европе. Молодые государства начинают вводить конституции и использовать их для регулирования законов. Возникает острая необходимость в создании надежного правового поля и защиты молодых стран.

Для настоящего этапа характерна интеграция конституционных норм в интернациональное пространство, создание органов, которые осуществляют контроль на более высоких уровнях, чем границы одной страны.

Структура Основного закона России

Структура Основного документа видоизменялась с течением времени. Первые Конституции считаются несовершенными с точки зрения юридического права: нормы были группированы несистематично и нелогично, некоторые разделы отсутствовали.

Действующая редакция состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав и раскрывает такие положения:

  • об основах конституционного права;
  • о правах и свободах человека;
  • об особенностях федеративного устройства;
  • о положении, правах и обязанностях перед населением Президента государства;
  • о федеральном собрании и его роли в управлении страной, о правительстве;
  • об специфических условиях осуществления судебной власти и местного самоуправления.

В последней главе включены поправки с 1993 года и пересмотр конституции на протяжении ее функционирования. Во втором разделе выложены заключительные положения документа.

Конституция – важный документ каждой страны, который формируется не одно десятилетие. Под влиянием разных исторических фактов, событий, перестройки устройства государств она изменяется для того, чтобы удовлетворять запросы времени и эпохи.

В этом видео вы узнаете еще много интересного о Конституции:

Роль конституции в стране

В жизни страны этот документ имеет большое значение, как уже говорилось. Благодаря этому документу представителям власти становится проще реализовать национальные идеи. Члены Правительства показывают, какой они видят государственность, которая постоянно обновляется.

В жизни страны и управлении государством у Конституции всегда была своя роль, предназначение. Это юридический акт, обладающий всеми чертами и свойствами, присущими Основному Закону. В системе права у документа ключевое, приоритетное значение.

Закреплённые в тексте идеи и принципы определяют характер следующих явлений:

  1. Общество.
  2. Экономика.
  3. Политика.
  4. Государство.
  5. Право.
  6. Социальная сфера.

Роль Конституции в развитии общества становится эффективнее, если сам документ максимально приближается к национальным идеям и их реализации.

Но государство и народ не признают документ, если текст Конституции противоречит национальным идеям, как-либо с ними расходится.

Благодаря Конституции общественная жизнь становится более упорядоченной. Она направлена на регулирование взаимоотношений между гражданами и Правительством. Становится легче определить, какое место занимает человек в том или ином обществе.

Также закрепляются основополагающие принципы по следующим направлениям:

  • Право.
  • Функции государственных органов.
  • Методы, формы действия контролирующих учреждений.

Справка! Конституция определяет не только особенности внутреннего регулирования, но и мировую политику, отношения с различными странами.

Заключение

Больше всего текста посвящено различным свободам и гарантиям для граждан, которые находятся на территории государства. При этом отдельно говорится, что и сами граждане могут контролировать работу органов власти, до определённой степени.

Запрещается устанавливать какие-либо серьёзные препятствия для свободного передвижения товаров и услуг на территории государства. Это касается и установление всевозможных пошлин, сборов. Президент не может баллотироваться на третий срок.

И ему запрещено создавать идеологию, которая бы стала обязательной к исполнению для всех граждан. Тогда Правительство и сами граждане имеют право возразить и предпринять ответные меры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector