Конституция российской федерации и ее развитие

Содержание:

Высшая юридическая сила конституции Российской Федерации: понятие, содержание и прямые действия

В научной среде ведутся дискуссии по поводу юридической силы таких законов. Одни ученые считают, что конституционные законы такого типа можно поставить на второе место по юридической силе после Конституции. Другие же признают за законами о поправках к Конституции высшую юридическую силу, равную юридической силе Основного закона.

В сравнении с прежними Конституциями, особенно советскими, Конституция, принятая в 1993 году, характеризуется более высокой демократичностью и стабильностью. Кроме того, действующая Конституция впервые установила принцип разделения ветвей публичной власти, а также унифицировала полномочия территориальных субъектов страны. Глава государства, согласно новой Конституции, перестал являться главой исполнительной ветви власти.

2. Высшая юридическая сила Конституции не только определяет ее место в системе нормативных правовых актов РФ, она проявляется и в конституционном закреплении обязанности органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию и законы.

1. Высшая юридическая сила Конституции, прямое действие и применение ее на всей территории РФ являются необходимыми условиями обеспечения суверенитета государства. Как Основной закон государства, акт учредительного характера, она устанавливает основополагающие, базовые отношения, которым должны соответствовать все законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации. В соответствии с пунктом «а» ст. 72 Конституции обеспечение соответствия Конституции актов субъектов РФ отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов в ее составе. Гарантом Конституции является Президент РФ.

Презентация на тему: » Конституция обладает высшей юридической силой Постановления Правительства Указы Президента Федеральные законы Конституция РФ Норм-е акты местного самоуправ-» — Транскрипт:

1

Конституция обладает высшей юридической силой Постановления Правительства Указы Президента Федеральные законы Конституция РФ Норм-е акты местного самоуправ- ления Нормативные акты министерств, ведомств Система законодательства Российской Федерации

2

Этапы конституционного развития России этапы Годпринятия Основной закон Российского государства I1906 Основные законы Российской империи (фактически первая российская конституция) II1918 Первая Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) 1925 Конституция РСФСР III1993 Конституция Российской Федерации (РФ)

3

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Конституция оформила систему представительной демократии в лице Советов Конституция оформила систему представительной демократии в лице Советов закрепила федеративное устройство России закрепила федеративное устройство России

4

Вторая Конституция РСФСР принята 11 мая 1925 года принята 11 мая 1925 года отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, местных органов государственной власти, избирательную процедуру подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, местных органов государственной власти, избирательную процедуру

5

Третья Конституция РСФСР принята 21 января 1937 года принята 21 января 1937 года провозгласила завершение строительства основ социализма. провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры.

6

Четвертая Конституция РСФСР принята 12 апреля 1978 года принята 12 апреля 1978 года Воплощала концепцию построения социалистического государства Воплощала концепцию построения социалистического государства закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе конечной целью общественного развития признавалось построение бесклассового коммунистического общества конечной целью общественного развития признавалось построение бесклассового коммунистического общества Частная собственность не допускалась. Частная собственность не допускалась.

7

П р е а м б у л а I. О с н о в ы к о н с т и т у ц и о н н о г о с т р о я I I. П р а в а и с в о б о д ы ч е л о в е к а и г р а ж д а н и н а I I I. Ф е д е р а т и в н о е у с т р о й с т в о I V. П р е з и д е н т Р Ф V. Ф е д е р а л ь н о е с о б р а н и е V I. П р а в и т е л ь с т в о Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и V I I. С у д е б н а я в л а с т ь V I I I. М е с т н о е с а м о у п р а в л е н и е Содержание Конституции 1993 г.

8

Какая Конституция самая лучшая? Та, которая лучше всего исполняется. Л. Берне Л. Берне Клятва студента « Клянусь изучать, уважать и соблюдать Основной закон своей страны – Конституцию Российской Федерации»

9

КОНСТИТУЦИЯ — Основной закон государства, закрепляющий основы общественного строя, структуру и организацию органов власти и правовое положение человека.

Форма права

По мнению Марченко, форма права и источник права тождественны. Во многом термины взаимозаменяемы, поскольку имеют целью выразить одно и то же понятие. Форма права — это выражение его содержания вовне. Т.е., те овеществлённые объекты, которые содержат п., закрепляют плоды деятельности творцов норм. Закрепление является необходимым элементом существования права. А также возможность с ним «работать» — применять, толковать и совершенствовать.

Без внешнего выражения (читай, возможности своими глазами увидеть написанное на бумаге) п. станет расплывчатым и перестаёт быть п. как таковым. Поскольку п. всё-же предполагает определённость и некое постоянство. Отсутствие формализации не делает применение права невозможным — каждый применитель будет «трактовать» его в свою пользу. Мнение же старейшин как источник п. несколько устарело и уже не применяется.

Смешивают понятия формы и источника п. и иные авторы, например, Малько А.В.. В том, что ф. и и. — это внешнее выражение п. авторы имеют единодушие с М.Н. Марченко.

Виды нормативных актов

По юридической силе

  • Законы – это нормативно-правовые акты, характеризующиеся наличием высшей юридической силы и принимаемые государственным органом или всем народом в специальном, формализованном порядке. Таковыми являются Конституция РФ, а также федеральные конституционные законы, которые регулируют вопросы, определённые в главном законе страны («О Государственном флаге», «О судебной системе»). Помимо этого, в данную группу относят федеральные законы и законы субъектов федерации. Они регламентируют отношения в разных сферах общества («Об образовании», «О полиции»).
  • Подзаконные нормативно-правовые акты включают в свой состав постановления органов законодательной (Государственная дума) и исполнительной (Правительство РФ) власти. В эту же группу относят указы Президента РФ и нормативные документы государственных органов субъектов федерации.
  • Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления выпускаются местной администрацией и властями муниципального образования. Таковыми могут быть решения Думы городского округа Самара, мэрии города Москвы.
  • Локальные нормативно-правовые акты – инструкции, приказы и распоряжения руководства предприятий, организаций и учреждений.

По сроку действия

  • Постоянные нормативные акты неограничены временным промежутком и действуют до отмены его действительности. Таким документом можно считать Конституцию РФ.
  • Временные или срочные – ограничены определёнными сроками – календарной датой или конкретным обстоятельством. Например, работа по исполнению бюджета РФ завершается 31 декабря текущего года.

По территории действия

  • Федеральные – действуют на территории всей страны. Например, «О персональных данных», «Об основах туристской деятельности в РФ» и т. д..
  • Региональные – действуют на территории субъекта федерации (края, области и т. д.). В эту группу относят полномочия связанные с организацией межмуниципальных и пригородных перевозок – постановление РЭК Свердловской области «О предельных тарифах на проезд в городском транспорте».
  • Местные действуют на территории муниципалитета. К примеру, исключительно на территории г. Москвы действуют такие постановления как «Инструкция по делопроизводству ВМО Ломоносовское г. Москвы» и т. д..
  • Локальные распространяют свою власть на территории организации или учреждения. Как правило, они действуют в области трудового законодательства (правила и инструкции по охране труда, правила внутреннего трудового распорядка), а также подобные моменты в Исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ), воинских частях и подразделениях.

По предмету правового регулирования

  • Специализированные правовые акты – те документы официального характера, которые регулируют только одну отрасль права (семейное, трудовое, гражданское и т. д.). Именно поэтому они называют отраслевыми;
  • Группа комплексных правовых актов состоит из документов, относящихся к определённым сферам общественных отношений в государстве. К примеру, хозяйственное законодательство РФ включает в себя элементы гражданской, финансовой и налоговой отраслей права.

По времени вступления в действие

  • С момента опубликования, поскольку неопубликованные законы не выполняются в государстве. Таковыми являются Конституция, а также законы субъектов федерации.
  • С момента, названного в самом акте, вступают в силу такие федеральные акты, как международные договоры.
  • По правилам, установленным законодательством (не раньше, чем через 10 дней) правовые акты субъектов РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.

По процедуре (особенностям) принятия

  • Акты, издаваемые государственными органами – указы, распоряжения, постановления и иные документы Правительства и Президента Российской Федерации.
  • Акты органов местного самоуправления содержат в себе устав муниципального образования, документацию, определяемую представительным органом муниципального образования, главой и должностными лицами органов местного самоуправления, т. е. принимаются Думой, губернатором или мэром.
  • Акты локального действия (организаций, учреждений) – штатное расписание, график отпусков, положение о проведении аттестации и т. д. Данные документы согласовываются с представителями работников, вышестоящих организаций и утверждаются работодателем.

Толкование положений статьи 15 Конституции РФ

…из Постановления КС РФ N 10-П от 07.06.2000г.

…все правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе конституции республик, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Законы же и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, подлежат применению лишь в части, ей не противоречащей, что прямо предусмотрено пунктом 2 раздела второго «Заключительные и переходные положения». Пунктом 1 того же раздела закреплен также приоритет положений Конституции Российской Федерации перед положениями Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации…

…из Определения КС РФ N 171-О-П от 03.04.2007г.

…В соответствии со статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. По смыслу данной статьи, тиражи официальных изданий, в которых публикуются нормативные правовые акты, и их распространение должны обеспечивать реальную возможность ознакомления с такими актами, не создавая неоправданных усилий по их поиску…

…из Постановления КС РФ N 2-П от 05.02.2007г.

…В силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем международный договор Российской Федерации имеет приоритет перед законом при наличии коллизии между ними.

Ратифицируя Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Российская Федерация признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов (Федеральный закон от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ). Таким образом, как и Конвенция о защите прав человека и основных свобод, решения Европейского Суда по правам человека — в той части, в какой ими, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, дается толкование содержания закрепленных в Конвенции прав и свобод, включая право на доступ к суду и справедливое правосудие, — являются составной частью российской правовой системы, а потому должны учитываться федеральным законодателем при регулировании общественных отношений и правоприменительными органами при применении соответствующих норм права…

Конституционно-правовые нормы и институты

Нормы конституционного права — это общеобязательные, формально-определенные, неперсонифицированные правила поведения, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционно-правового регулирования.

В теории государства и права осуществляется классификация правовых норм по множеству оснований. Все они могут быть использованы и в конституционном праве. Прежде всего нормы права принято делить на общерегулятивные (исходные, отправные, первичные) нормы и нормы-правила поведения.

К общерегулятивным нормам относят нормы-начала, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи, нормы-дефиниции.

Наибольшее количество таких норм (особенно, норм-начал, нормпринципов) содержится в конституционном праве. Примерами могут служить нормы главы 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Общерегулятивные нормы характеризуются наиболее общим характером. Их воздействие на общественные отношения носит опосредованный характер. В частности, на основе конституционных норм-принципов могут разрешаться правовые коллизии и восполняться пробелы в действующем законодательстве. К нормам главы 1 Конституции РФ часто апеллирует Конституционный Суд РФ.

Общерегулятивные нормы права носят декларативный характер. Они не могут быть защищены в судебном порядке. В качестве примеров можно привести:

– норму статьи 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»;

– норму части 1 статьи 7 Конституции РФ: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Эти и другие нормы, закрепленные в главе 1 Конституции РФ, служат ориентиром для законодателя, для правоприменительной и интерпретационной практики. Но гражданин не может прийти в суд и заявить иск, обосновывая свои требования ссылкой на одну лишь статью 2 или часть 1 статьи 7 Конституции РФ.

В отличие от общерегулятивных норм, нормы-правила поведения непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Они определяют конкретные права и обязанности субъектов.

Примерами могу служить нормы главы 2 Конституции РФ, закрепляющие права и свободы человека и гражданина.

Далее, по характеру содержащихся в конституционно-правовых нормах предписаний они подразделяются на обязывающие, управомочивающие и запрещающие. По степени определенности — на императивные и диспозитивные. По назначению в механизме правового регулирования — на материальные и процессуальные.

Особенности конституционно-правовых норм. От норм иных отраслей права нормы конституционного права отличаются:

  • предметом регулирования: они регулируют наиболее важные общественные отношения;
  • источниками: наиболее важные нормы закреплены в акте, обладающем высшей юридической силой, — Конституции РФ;
  • видовым своеобразием: в конституционном праве удельный вес общерегулятивных норм (особенно, норм-начал, норм-принципов) значительно больше, чем в других отраслях права;
  • способом изложения: как правило, в статьях нормативных правовых актов закрепляется только диспозиция либо гипотеза и диспозиция. Санкция конституционно-правовой нормы в большинстве случаев излагается в статье другого нормативного правового акта, являющегося источником иной отрасли права. Например, в ч. 1 ст.20 Конституции РФ закреплено право на жизнь (диспозиция), а в ст. 105 УК РФ установлена ответственность за убийство (санкция).

Конституционно-правовой институт — это обособленная относительно устойчивая группа конституционно-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения внутри отрасли права.

Институты конституционного права подразделяются на три группы: головные, сложные и простые (одноэлементные).

Головные институты конституционного права характеризуются наибольшей степенью обобщения конституционно-правовых норм (например, институт органов государственной власти, институт конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина).

Сложные институты характеризуются меньшей степенью обобщения конституционных норм и могут входить в состав головных институтов (например, институт судебной власти).

Простые (одноэлементные) институты не делятся ни на какие другие институты и, в свою очередь, могут входить в состав сложных институтов (например, институт Конституционного Суда РФ).

Юридическая сила и правовая информация

Норма права отличается тем, что может применяться неоднократно, и она не персонифицирована. Юридическая сила НПА состоит в том, что он способен повлечь соответствующие правовые последствия. В соответствии с юридической силой и положением органа-законотворца НПА занимают определённое место в иерархии.

Свою юридическую силу НПА утрачивает в следующих случаях:

  • законодателем принят новый НПА, который отменяет действие предыдущего;
  • если принята прямая отмена акта;
  • срок действия акта истёк, и закон прекратил существование;
  • обстоятельства, которые регулировались нормами НПА, исчезли.

Все без исключения правовые акты, их разъяснения, реализацию и судебную практику по ним можно охарактеризовать таким термином как правовая информация.

Её виды:

  1. Официальная правовая информация. Её издание занимаются уполномоченные государственные органы. Правовые акты, относящиеся к этой категории, направлены на урегулирование отношений. Нормы официальной правовой информации отличаются тем, что находятся в постоянной динамике.
  2. Информация индивидуально-правового характера, обладающая юридическим значением. Вторая разновидность правовой информации, нормы которой исходят от субъектов права, которые не обладают властными полномочиями. Все НПА индивидуально-правового характера характеризуются функцией изменения либо прекращения относительно действующих в общественной жизни правоотношений.
  3. Неофициальная правовая информация. Такой вид информации не влечёт за собой правовых последствий (например, научная статья по аспектам законодательства). Запомните, юридическая сила НПА состоит в том, чтобы порождать какие-либо правовые последствия.

Понятие юридическая сила в правом поле может трактоваться по-разному. С одной стороны, это фактическая возможность правового акта реально действовать, порождая при этом определённые юридические последствия. С другой стороны – критерий, благодаря которому появляется возможность опознать место НПА в иерархии законов, согласно «старшинству». Юридическая сила – это сопоставительное свойство НПА, она также позволяет определить положение органа, который создаёт той или иной НПА.

Значение Конституции РФ. Иерархия НПА в РФ

Главенствующую роль в иерархии нормативно-правовых актов занимает Конституция РФ. Именно она определяет базовые принципы организации управления страной, судебную систему, права и обязанности граждан, а также принципы распределения полномочий между государством и его субъектами. Между правоведами часто происходят споры о правовой природе Конституции в вопросе о том, возможно ли называть Конституцию законом? Если проанализировать положения самой Конституции, то представляется возможным сделать вывод о том, что «Конституция» и «Закон» не являются тождественными терминами. Основной закон нашего государства в ст.15 ч.1 разграничивает эти два понятия. Ни один из принятых законов или иных подзаконных актов не должен противоречить Конституции РФ, иначе ни один из них не будет действовать. К первой ступени в иерархии можно отнести и ФКЗ РФ, которые регулируют вопросы, прямо предусмотрены в Конституции РФ.

Вторую ступень в иерархии НПА РФ занимают ФЗ. Именно этим нормативные акты составляют основу нашего законодательства. Кодекс – это общий закон, который объединяет нормы права определённой отрасли, систематизируя их. В настоящий момент в российское законодательство состоит из 19 кодексов, имеющих свой установленный профиль.

Подзаконные акты наиболее распространены в общей массе и направлены на исполнение законов. Подзаконные акты имеют меньшую юридическую силу. Их изданием должны заниматься только уполномоченные законом специальные компетентные органы. Каждый подзаконный акт несёт функцию по развитию закона.

Между странами могут заключаться международные договоры, которые направлены на урегулирование взаимоотношений между ними. Конституция РФ гласит, что международный договор – это часть правовой системы государства. В таких спорах, где нормы Конституции расходятся с нормами, установленными международным договором, юридическая сила признаётся за последним. Российская Федерация может заключать отдельные договоры с субъектами, входящими в её состав, если в этом имеется взаимная заинтересованность. Такие договоры называются внутригосударственными.

В чем будет приоритет Конституции?

В этой связи корректнее говорить о том, что конституционные поправки лишь усилили акцент на необходимости соблюдения требований Конституции РФ, даже несмотря на то, что сохраняется приоритет международного права (но не всего международного права, а только той части его нормативно-правового содержания, подписанного и ратифицированного Россией, которое не противоречит российской Конституции).

В этой связи, представляются вполне обоснованными предложения Председателя Государственной Думы В.В. Володина проверить все подписанные со стороны Российской Федерации международные соглашения и договоры на предмет соответствия Конституции и проинформировать зарубежных подписантов о том, что в процессе их исполнения Россия будет строго придерживаться своей Конституции, при этом Конституционный Суд РФ может вынести решение об их неисполнении в случае несоответствия Конституции России.

При этом возникает вполне очевидный вопрос, имеющий для нашей страны важное международно-политическое значение: в каких случаях будет необходимо добиваться переподписания международных договоров в соответствии с требованиями российской Конституции, насколько это выгодно нашей стране, являющейся универсальным правопреемником СССР, а в каких случаях России будет необходимо выходить из или денонсировать противоречащие Конституции РФ международные договоры с ее участием. Для рядового гражданина вопросы соотношения российского и международного права в большинстве случаев не имеют принципиального значения, причем столкнувшись с какой-либо правовой коллизией, гражданин РФ будет рад тому, что требования Конституции РФ не могут быть нарушены в отношении него ни при каких международно-правовых обстоятельствах, а российское государство будет защищать его права всеми доступными способами

Для рядового гражданина вопросы соотношения российского и международного права в большинстве случаев не имеют принципиального значения, причем столкнувшись с какой-либо правовой коллизией, гражданин РФ будет рад тому, что требования Конституции РФ не могут быть нарушены в отношении него ни при каких международно-правовых обстоятельствах, а российское государство будет защищать его права всеми доступными способами.

Почему Конституцию РФ принято называть Законом Высшей юридической силы?


Самый высший государственный закон

Конституция РФ называется Законом Высшей юридической силы, так как этот документ обладает самой высокой юридической силой по сравнению с разной правовой документацией, принятой системой.

  • Любые Законы и правовые акты, которые принимаются в нашей стране, должны быть ориентированы на договорной конституционный документ РФ, так как они не могут противоречить этому документу.
  • Самый важный государственный юридический документ является главнее любого установленного указа, распоряжения. Это и указывает на высшую юрид. силу.

В главном договорном документе отражается соотношение всех социальных юридических граней страны. Конституция — это фундаментализм для соцразвития конкретного законодательного правопорядка. Главное свойство этого Закона заключается в стабильности. Действие данного документа длится на протяжение большого срока, без внесения изменений.

Почему отмечается День Конституции?


Высший Закон РФ

Главный договорной конституционный документ РФ — это важный документ для каждого гражданина нашей страны. В ней описаны все права гражданина, свободы человека, а также основные определения таких систем государства, как экономической, судебной, правовой и политической.

Еще в 1993 году был принят документ — свод правил и норм, по которым должны были жить граждане. Это Конституция России, которую называют еще фундаментом сильного и незыблемого государства. Именно с того времени, Россия живет по Законам и Положениям, описанным в Конституции. С тех пор в нашей стране принято отмечать День Конституции — 12 декабря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector