Гчп
Содержание:
- Мировая практика реализации проектов ГЧП
- Какова роль Нацпалаты предпринимателей «Атамекен» в ГЧП?
- Какие объекты не могут быть реализованы с помощью ГЧП?
- Перспективы развития ГЧП в Казахстане.
- Аналитика от ГЧП.РФ
- Критика ГЧП
- Новые возможности ГЧП в сфере информационных технологий
- Экономико-организационное обеспечение и эффекты государственно-частного партнерства в социальной сфере Краснодарского края
- Преимущества и недостатки ГЧП.
- О преимуществах для государства
- Об организации
- Плюсы и минусы
Мировая практика реализации проектов ГЧП
В настоящее время проекты ГЧП оказывают существенное влияние на достижение стратегических целей социально-экономического развития страны в целом и ее отдельных регионов. Разработка и реализация проектов на принципах ГЧП осуществляется во многих развитых и развивающихся странах. Наиболее успешно проекты ГЧП реализуются в таких странах как Великобритания, США, Ирландия, Израиль, Франция, Италия, Германия, Япония. Признанными лидерами в области государственно-частных проектов являются США, Великобритания, Франция и Германия. Проекты ГЧП реализуются во многих отраслях и областях экономики, но преимущественно такие проекты сосредоточены в сфере инфраструктуры, ЖКХ, строительства и реконструкции дорог, образования, здравоохранения.
Изучение статистических данных, публикуемых европейским центром ГЧП, показывает, что в странах ЕС за последнее десятилетие несколько сократилось количество проектов, реализуемых на принципах ГЧП (рисунок 1).
Рисунок 1. Количество проектов ГЧП, достигших завершения, в странах ЕС в 2009-2015 годах
В тоже время стоимостная оценка проектов практически не изменилась за 2009-2015 гг. Средняя стоимость проектов ГЧП, достигших стадии закрытия, в 2015 году составила 15.6 млрд. евро, что на 17% ниже по сравнению с 2014 годом (18.7 млрд. евро). В 2015 году были завершены пять крупных проектов, по сравнению с двумя проектами в 2014 году. Их совокупная стоимость составила около 62 % от общей стоимости проектов ГЧП на европейском рынке. Три крупных проекта ГЧП реализуются в Турции (строительство аэропорта, двух медицинских центров). Один крупный проект выполняется во Франции (строительство порта) и один проект в Нидерландах (строительство морского шлюза). Государство принимало участие в оплате более 85 % проектов ГЧП .
Турция является лидером по стоимости проектов ГЧП (9,2 млрд. евро) по итогам 2015 года. Далее следует Великобритания и Франция. По количеству завершаемых проектов сохраняет лидерство Великобритания, здесь в 2015 году закончено 15 проектов против 24 в 2014 году.
Что касается отраслевой принадлежности проектов ГЧП, реализуемых в ЕС, то лидером остается транспортный сектор, на который приходится свыше 60 % от общей рыночной стоимости всех проектов. Проекты в сфере здравоохранения являются вторыми в стоимостном выражении. Третье место занимает образование. По такому критерию как количество завершенных проектов ГЧП в 2015 году лидирует образование (15 проектов), далее транспорт (12 проектов) и здравоохранение (10 проектов).
Из общего количества проектов ГЧП в странах ЕС, завершенных в 2015 году (49 проектов), более 40 % (20 проектов) были выполнены с учетом предоставления финансовых средств институциональными инвесторами (страховые компании, пенсионные фонды) посредством различных финансовых моделей. В целом, институциональные инвесторы предоставили около 1,2 млрд. евро (2,8 млрд. евро в 2014 году) участникам европейского рынка проектов ГЧП. При этом сроки погашения задолженности составили в среднем 25 лет (максимум – 31 год). Задолжниками институциональных инвесторов являются восемь стран: Великобритании, Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Финляндия, Турция и Нидерланды. Следует отметить, что сохраняется важная роль организаций ЕС, национальных правительств и государственных финансовых учреждений (национальных или наднациональных) в финансировании ряда проектов ГЧП. Например, проект по созданию электронного документооборота в судах Греции, осуществлялся при существенной финансовой поддержки со стороны ЕС. Европейский инвестиционный банк профинансировал 11 проектов ГЧП, общая сумма кредитования составила 1,2 млрд. евро. Другие международные финансовые институты, такие как Европейский банк реконструкции и развития, также участвовали в финансировании крупных проектов ГЧП .
Какова роль Нацпалаты предпринимателей «Атамекен» в ГЧП?
В создании ГЧП немаловажная роль отводится и Национальной палате предпринимателей. Согласно закону №379-V от 31.10.2015 г. НПП «Атамекен» выполняет следующие функции:
- проводит экспертизу проекта ГЧП и готовит экспертное заключение касательно экономических перспектив проекта;
- формирует реестр потенциальных инвесторов из числа представителей частного бизнеса;
- принимает участие в конкурсной комиссии по определению партнера;
- проводит мониторинг практической реализации проектов ГЧП.
Также, параллельно с Казахстанским центром ГЧП, проводит:
- консультации для предпринимателей по общим вопросам касательно ГЧП;
- проведение презентаций и семинаров по вопросам ГЧП;
- консультации по разработке концепции проекта;
- юридическое и экономическое сопровождение победителей конкурса при заключении договоров ГЧП;
- помощь в решении возникающих у предпринимателей проблем.
Какие объекты не могут быть реализованы с помощью ГЧП?
Постановлением Правительства РК №710 от 06.11.2017 г. утвержден перечень объектов, которые не могут быть реализованы в рамках ГЧП. К таким объектам относятся:
- земля, воды (кроме права временного безвозмездного землепользования);
- растительный и животный мир Казахстана;
- особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники и т.д.);
- объекты культурного наследия;
- железнодорожная сеть;
- водохозяйственные сооружения, имеющие стратегическое значение (плотины,гидроузлы);
- медорганизации, работающие в сфере профилактики ВИЧ;
- депозитарии возбудителей особо опасных инфекций.
Перспективы развития ГЧП в Казахстане.
ГЧП в Казахстане получило правовую основу только в 2015 г., после принятия соответствующего закона. Однако за неполные пять лет уже имеются неплохие результаты: было заключено 785 договоров, при этом 277 из них -только в 2019 г. За 1 полугодие 2020 г. –более 30 договоров. На снижение темпов прироста большое влияние оказал экономический кризис, спровоцированный пандемией, однако это направление по-прежнему остается привлекательным для потенциальных инвесторов.
В Госпрограмме развития образования и науки РК на 2020-2025 гг. запланировано увеличение количества школ и детсадов
При этом основное внимание уделяется реализации этих проектов с помощью механизма ГЧП, что означает рост количества проектов в сфере строительства школ и дошкольных учреждений.
На текущий момент наиболее привлекательными для использования механизма ГЧП являются проекты в сфере:
- образования;
- здравоохранения;
- ЖКХ.
Наименьшее число (но при этом наиболее крупномасштабные проекты) составляют проекты в сфере транспорта и инфраструктуры.
Невостребованными пока остаются проекты в сфере сельского хозяйства и туризма.
С 2017 г. внедрено так называемое «Программное ГЧП», которое нашло наибольшее применение в сферах здравоохранения и образования. Его особенность в том, что проекты ГЧП и их базовые параметры определяются еще на стадии разработки и планирования госпрограмм. Такой подход облегчает частному бизнесу процедуру согласования документации и прохождение экспертиз.
На стадии согласования находится новая форма – «Возвратное ГЧП», подразумевающее возмещение частному инвестору расходов на создание инженерно-коммуникационной инфраструктуры, необходимой для дальнейшей реализации проекта. После возмещения затрат отдельным договором определяются условия дальнейшей эксплуатации созданной инфраструктуры.
Таким образом, для предпринимателей, желающих обрести надежного долгосрочного партнера и обеспечить себе стабильный доход, ГЧП является перспективным направлением. Получить консультации по поводу партнерства можно в Нацпалате предпринимателей.
Аналитика от ГЧП.РФ
Аналитические исследования, проводимые командой ГЧП.РФ и Партнерами, призваны реализовывать основные цели и задачи проекта. Среди примеров можно привести:
· ГЧП и концессии в образовании.· Концессии в освещении vs энергосервис. Перспективы и ограничения.· Проекты фотовидеофиксации и весогабаритного контроля. ГЧП vs Закупки.· Дороги и мосты по концессии с федеральной поддержкой.
Данные статьи не модерируются и могут содержать негативные оценки проектов, рынка и даже отдельных участников. Главное требование к публикации – исследование, анализ должен быть интересен рынку и направлен на ускорение рынка ГЧП и концессий, развитие новых сегментов, изменение законодательства, рост конкуренции и прозрачности. Если вы способны формулировать интересные идеи – добро пожаловать в Партнеры проекта.
Критика ГЧП
ГЧП периодически подвергается критике со стороны ФАС. Антимонопольные органы пытаются признать «скрытыми» госзакупками некоторые концессионные соглашения по необоснованным причинам. Об этом мы уже рассказывали ранее.
Также к инструментам ГЧП скептически относятся отдельные представители государственных органов в регионах. Они не видят существенной разницы между реализацией проекта по механизму ГЧП и посредством госзаказа. Некоторые чиновники для создания инфраструктурных объектов выбирают второй путь, поэтому в субъектах до сих пор присутствует нехватка современных больниц, школ, дорог, аэропортов и др.
Новые возможности ГЧП в сфере информационных технологий
Перечни объектов концессионных соглашений () и соглашений о ГЧП или о муниципально-частном партнерстве () являются закрытыми. Так, директор по ГЧП и концессионным проектам «Федеральной технологической компании» Дарья Годунова заметила, что в настоящее время отсутствует законодательная база для практики ГЧП в сферах жилищного строительства и военной промышленности. Только, например, здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил РФ, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий могут быть объектами концессионных соглашений (). «Ранее сложности были и в IT-сфере. Для реализации проекта необходимо было привязаться к какому-либо объекту недвижимости. Возможность включения в объект соглашения интеллектуальной собственности напрямую тоже отсутствовала», – отметила эксперт. То есть до вступления в силу поправок, предусмотренных Федеральным законом от 29 июня 2018 г. № 173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», объекты информационных технологий нужно было соотносить со зданиями, с помещениями, где находится оборудование, технологически связанное с информационными системами, для того, чтобы можно было в их отношении применять механизмы ГЧП и заключать концессионные соглашения.
Теперь, с 29 июня 2018 года объектами концессионных соглашений и ГЧП могут быть программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы (в том числе госинформсистемы), сайты, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, совокупность указанных объектов либо объекты информационных технологий и имущество, технологически связанное с одним или несколькими объектами IT и предназначенное для обеспечения их функционирования или осуществления иной деятельности (, ). Отдельно в законах обозначили в качестве объекта соглашений и совокупность зданий, частей зданий или помещений, объединенных единым назначением с движимым имуществом, технологически связанным с объектами информационных технологий (центры обработки данных) (, )
Однако важно подчеркнуть, что партнерство публичных и частных субъектов в сфере IT согласно Закону № 224-ФЗ может быть реализовано только на федеральном и региональном уровнях. Заключение соглашений о муниципально-частном партнерстве в отношении таких объектов не допускается ()
Дарья Годунова считает в связи с этим, что осуществлять проекты по реализации концепции smart-городов (так называемых «умных» городов) придется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
По мнению эксперта, перспективными для ГЧП являются такие сферы цифровизации, как:
- транспорт – цифровизация элементов обустройства авто- и железнодорожных магистралей;
- здравоохранение – применение цифровых технологий при оказании медицинских услуг (от методов лечения до электронных карточек пациента);
- сельское хозяйство – создание электронных систем для оптимизации производства и осуществления контроля за сельхозпроизводителями;
- благоустройство городской среды – цифровизация транспортных остановок (умные остановки), парковок, обеспечение доступа к wi-fi в городском транспорте, общественных местах;
- промышленность – установка ПО на производстве (от конвейера до учета);
- экология и ЖКХ – использование технологий для охраны окружающей среды, в том числе сбора, утилизации и переработки мусора (от датчиков на машинах до управления сортировкой);
- госсервисы – внедрение электронного документооборота и т. д.
Для публичных партнеров, по словам Дарьи Годуновой, выгодно использовать инструментарий ГЧП, поскольку обеспечиваются возможности выполнения целого комплекса работ по созданию и последующей эксплуатации объекта на основании одного соглашения, гибкого распределения рисков, структурирования платежного механизма через рассрочку оплаты работ и установления расширенной ответственности частного партнера в части исполнения его обязательств. Частные инвесторы, в свою очередь, могут быть заинтересованы прежде всего в долгосрочных отношениях и предоставлении капитальных грантов, то есть принятии публичным партнером на себя части расходов на создание объекта на инвестиционной стадии проекта.
Экономико-организационное обеспечение и эффекты государственно-частного партнерства в социальной сфере Краснодарского края
В последние годы использование инструментов ГЧП в регионах отождествляется в первую очередь спривлечением инвестиций в социально-экономическую сферу региона. Как правило, в понимании органов государственной власти субъектов РФ, партнерство рассматривается в виде предоставления частному партнеру определенного рода преференций, например, налоговых льгот, государственных гарантий и пр.
Для анализа уровня реализации проектов ГЧП можно воспользоваться данными официального рейтинга «Государственно-частное партнерство в России 2014-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов»100 с выборкой на регионы ЮФО — таблица 22.
Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод о значительном разрыве между регионами-лидерами (Астраханская область, Ростовская область и Краснодарский край) и остальными регионами, входящими в состав Южного федерального округа. Однако в Краснодарском крае наблюдается негативная тенденция понижения рейтинга, что, по мнению экспертов федерального портала «Росинфра. Платформа поддержки инфраструктурных проектов», это связано с отуствием экономически выгодных и интересных проектов ГЧП101.
Анализ положений «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года»102 позволил выявить приоритетные сферы:
— строительство;
— курорты и туризм;
— спортивная инфраструктура.
Возможным представляется проследить динамику реализованных и планируемых к реализации проектов с использованием механизмов ГЧП в отраслевом разрезе (рисунок 11).
Сегодня основным институциональным звеном в регионе, ведущим работу в сфере ГЧП является Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края. Именно он является уполномоченной структурой в регионе по формированию и отбору проектов ГЧП для реализации на территории Краснодарского края.
При этом инициатива о начале разработки проектов ГЧП принадлежит отраслевым ведомствам региональной администрации, Департамент лишь курирует процесс разработки и размещения проектов ГЧП.
Сегодня процедура отбора проектов ГЧП для реализации на территории Краснодарского края состоит из трех этапов:
1) подготовка заключений органов государственной власти Краснодарского края о целесообразности реализации проекта ГЧП;
2) рассмотрение проекта и заключений на него краевой комиссией по ГЧП;
3) принятие комиссией по ГЧП решения о целесообразности/ нецелесообразности реализации проекта ГЧП.
В 2016 г. разработаны и реализуются два методических документа, определяющих порядок определения объектов для передачи в концессию104, и порядок заключения концессионных соглашений105.
По данным Управления инфраструктурного финансирования Центрального аппарата ПАО Сбербанк емкость рынка ГЧП в Краснодарском крае составляет примерно 44 млрд рублей в год106.
В настоящее время в Краснодарском крае успешно реализованы 6 инвестиционных проектов с использованием механизмов государственно -частного партнерства (таблица 23)107.
Из удачных примеров ГЧП в крае можно привести, например, совместное финансирование спортивных клубов.
Например, всем известна судьба двух региональных спортивных клубов – ФК «Кубань/Урожай» и ФК «Краснодар». Первый, почти целиком зависит от помощи государства, поддержки региональной власти. Например, только за 2016 год ФК Кубань получил из краевого бюджета около 2,7 млрд. рублей, но и этих денег оказалось недостаточно. Сегодня решается вопрос о выделении дополнительно 11 млрд. рублей. В противном случае ФК Кубань придется закрыть.
Другой спортивный клуб ФК «Краснодар», напротив имеет стабильное финансирование, но из частного источника. Его основным спонсором выступает ЗАО «Тандер» — хозяин знаменитых краснодарских «Магнитов». Только за 2017 год ФК «Краснодар» был профинансирован на 1,5 млрд. рублей, на август 2018 года клуб получил от ЗАО «Тандер» уже 1,4 млрд. рублей108.
При этом эту статью «доходов» не в силах преодолеть ни продажа билетов, ни телевизионная реклама. Сегодня спортивные клубы полностью оказываются зависимы от средств, выделяемых на их содержание из бюджета.
Так, ФК «Краснодар» покрывает свои расходы от продажи билетов не более чем на 18%, все остальное составляют средства спонсоров109.
Помимо ФК «Краснодар» есть масса спортивных клубов находящихся в таком же, «зависимом» от регионального бюджета положении – Футбольный клуб «Кубань», Баскетбольный клуб «Локомотив-Кубань», Волейбольный клуб «Динамо», Гандбольный клуб «СКИФ», Хоккейный клуб «Сочи» и многие другие.
Представление о финансировании этих клубов со стороны регионального бюджета дает таблица 24110.
Преимущества и недостатки ГЧП.
Преимущества ГЧП для государства очевидны. Механизм ГЧП позволяет государству снять себя часть административных функций и сократить расходы бюджетных средств на реализацию проектов. При этом выполняется социальная роль государства в части обеспечения населения доступной инфраструктурой. Чем же ГЧП привлекательно для частных инвесторов?
Основным плюсом ГЧП для частного бизнеса является стабильность и надежность партнера в лице государства. Закон гарантирует соблюдение принципа сбалансированности, что означает, что коммерческие риски также распределяются между двумя партнерами. Договора ГЧП предусматривают обязательный пункт об обязательствах государства. А в случае нарушения прав партнера-инвестора, предусмотрена возможность применения им санкций. Как в стабильных условиях, так и в условиях кризиса государство представляется самым надежным партнером. А значит инвестор защищен как от юридических казусов, так и от невыполнения второй стороной своих финансовых обязательств.
Также ГЧП, как правило, подразумевает долгосрочные контракты продолжительностью 5-10 лет. Тем самым инвесторы обеспечивают себе стабильный бизнес с минимальным риском потери средств.
Недостатками ГЧП для частного бизнеса можно считать большое количество бюрократических процедур, а также традиционно невысокую рентабельность проектов социальной сферы.
О преимуществах для государства
Вот мы и ответили на вопрос о том, что привлекает частный бизнес в ГЧП. А какова выгода для государства? Вот краткий перечень основных преимуществ, которые приносит развитие ГЧП:
- Возможность привлекать частных инвесторов к финансированию и созданию инфраструктурных проектов в условиях, когда нет необходимого объема бюджетных средств. Этот способ позволяет не увеличивать долговую нагрузку в рамках текущего периода.
- Возможность объединить в одном проекте различные этапы создания (проектирование, строительство, использование).
- Приобретается не объект, а услуга за счет платежей, которые привязаны к объему и качеству. Это способствует развитию конкуренции.
- Возможность использования ресурсов и компетенции частного сектора для оказания социально значимых услуг, а также для повышения их качества.
- Снижение присутствия государства в экономике.
Наиболее важным и перспективным здесь является первый пункт. Следует признать, что у государства не хватает денег на полное выполнение всех взятых на себя обязательств. Поэтому механизм ГЧП позволяет минимизировать все негативные моменты и сделать жизнь более комфортной как для граждан, так и для тех, кто обязан заботиться о нас.
Об организации
Как же устроены проекты ГЧП? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим организационные моменты
Основное внимание уделяется процессу подготовки и проведения публичной процедуры, во время которой выбирается частный партнер, заключается с ним контракт, который определяет деятельность, обязанности и права сторон для достижения оговоренных целей, а также обеспечивается контроль за исполнением взятых на себя обязательств. Государственные контракты в виде документов могут быть оформлены в нескольких формах:
- Акционерное соглашение.
- Договор услуг.
- Аренда публичной собственности с принятием частными участниками на себя обязательств по ее улучшению.
- Инвестиционный договор по созданию объекта.
- Концессионное соглашение.
- Договор подряда под ключ в рассрочку.
По сути, государственные контракты делятся на две модели (об этом ранее говорилось). Но в их основе лежат различные законодательные документы. Перечисленный только что список – это форма контракта, которую он принимает на практике
Это хоть и не значительное, но чрезвычайно важное отличие
Плюсы и минусы
Основной плюс ГЧП состоит в том, что результаты сотрудничества государства и бизнеса может увидеть и ощутить на себе каждый. Мы ежедневно пользуемся услугами в сфере транспорта, здравоохранения, образования и других областях. Качество инфраструктуры так или иначе влияет на нашу жизнь, поэтому постоянное обновление старых и создание новых объектов – залог успешного развития страны. Специфика ГЧП позволяет государству получить готовый объект в собственность при минимальных затратах. При этом благодаря инструментам ГЧП возможно пользоваться компетенцией и опытом частной стороны. К тому же проект ГЧП предполагает эксплуатацию инвестором инфраструктурного объекта и оказание им соответствующих услуг населению с применением современных методов и технологий, что зачастую менее эффективно в случае выполнения этих задач самим государством.
При нехватке бюджетных средств государство получает готовый для использования объект в кратчайшие сроки. Более того, отсутствует необходимость в проведении отдельных тендерных процедур для каждого этапа проекта: проектирования, строительства, эксплуатации. Вместо этого отбор частного партнёра или концессионера производится один раз на весь срок проекта.
Минусов у ГЧП практически нет, можно отметить лишь один нюанс: инфраструктура – это территория преимущественно больших и длинных денег. В связи с этим подготовка и согласование проектов ГЧП может длиться не один год. Некоторые инфраструктурные проекты находятся на согласовании государственных органов годами и из-за этого в ходе подготовки могут изменить свою юридическую конструкцию (например, с проекта ГЧП на госзаказ).
Таким образом, вектор развития ГЧП зависит от нескольких составляющих: наличия качественных институциональных механизмов, сильных стратегических инвесторов-предпринимателей и потенциала государственного сектора. По мнению большинства участников рынка, тормозит развитие ГЧП в России не отсутствие потенциальных инвесторов и даже не отсутствие совершенного законодательства. Главная причина застоя отрасли – консерватизм некоторых чиновников.