5 нововведений техосмотра с 1 марта 2021 года

Что изменится для легковых автомобилей с 22 августа

На сегодняшний день для заключения договора обязательного страхования ОСАГО нужно предъявлять документ, который подтверждает прохождение технического осмотра автомобиля. Это можно сделать и через интернет. Уже скоро ситуация должна кардинально поменяться к лучшему.

Закон об отмене техосмотра

Т.е. автомобилисты теперь смогут оформлять страховку по упрощенной схеме: обращение в страховую компанию и, собственно, оформление страховки.

Требование о предъявлении актуальной диагностической карты более не актуально.

По единодушному мнению представителей ГИБДД, Центрального Банка РФ, страховых компаний, обязательный технический осмотр по более жестким правилам спровоцировал возникновение незаконных схем.

Появилась масса посредников, предлагающих фиктивные документы без диагностики автомобиля. Активизировались мошеннические варианты приобретения страхового полиса в последний день действия диагностической карты. Кроме того, серьезной проблемой является существенный недостаток специальных пунктов техосмотра, которые соответствовали бы требованиям закона.

Можно ли не проходить вообще

Но, несмотря на то, что скоро ОСАГО можно будет спокойно получить без техдиагностики, частные автомобили все равно должны будут проверяться в плане технического состояния. Такая процедура является необходимой по действующему законодательству.

Госавтоинспекция Российской Федерации разработала программу, которая предусматривает добровольный технический осмотр личных автомобилей. Если предложение поддержат власти на законных основаниях, владельцам придется самим определять необходимость контроля своих личных транспортных средств. С другой стороны, автомобили, осуществляющие грузовые, пассажирские перевозки в обязательном порядке должны будут проходить эту процедуру, как и сейчас.

Влияет ли отсутствие техосмотра на страховку и выплаты при ДТП

Итак, диагностика технического состояния автомобиля является обязательной процедурой. С марта 2022 года не прошедшие технический осмотр владельцы автомобилей будут оштрафованы на 2000 рублей. РСА добивается смягчения процедуры и требований ТО по отношению к личным автомобилям физических лиц. В то же время страховщики ратуют за ужесточение контроля юридических организаций.

Таким образом, положение о необязательности прохождения ТО должно дать возможность качественно обслуживать автомобиль при более комфортных условиях. Инспекторы дорожной полиции смогут сосредоточиться на контроле состояния грузовиков, такси, автобусов. Эти категории транспортных средств должны обязательно проходить техосмотр.

Штраф за отсутствие ТО

За отсутствие ТО штрафуют только таких водителей, которые занимаются перевозкой пассажиров или опасных грузов. При этом штраф распространяется как на грузовые или пассажирские ТС, так и на легковые машины.

Размер штрафа составляет о 500 до 800 рублей. Если же Вы используете транспортное средство для личных нужд, то в таком случае оштрафовать за отсутствие ТО Вас не могут.

Однако отсутствие ТО сопряжено со следующими трудностями:

Без карты диагностического осмотра нельзя купить страховку ОСАГО. Это правило распространяется на все транспортные средства.
За вождение без полиса ОСАГО предусмотрена ответственность по статье 12.37 КоАП. Наказание — штраф 800 рублей

Обратите внимание, что эвакуация машины на штрафстоянку из-за отсутствия ОСАГО в 2020 году не применяется.
Если незастрахованный человек попадет в аварию в качестве виновника, то компенсировать нанесенный ущерб ему придется из своего кармана. Размер компенсации определяется на основании соглашения сторон или с помощью экспертизы.

Для чего нужен техосмотр

С 01.03.2021 вступают в силу новые «Правила проведения технического осмотра транспортных средств», утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1434 (далее — Правила ТО) на основании новой редакции федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств …» (далее — Закон № 170-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 170-ФЗ основной целью проведения технического осмотра (далее — ТО) является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности в порядке, установленном правилами его проведения.

Технический осмотр проводится на платной основе (предоплата) по договору, заключенному с оператором ТО и с периодичностью, установленной ст. 15 Закона № 170-ФЗ:

  • раз в два года — для автомобилей в возрасте от 4-х до 10-ти лет;
  • ежегодно — для автомобилей старше 10-ти лет;
  • ежегодно — для легковых такси, автобусов, грузовых и иных автомобилей по перечню, возрастом до 5-ти лет; а если те же транспортные средства имеют возраст свыше 5-ти лет — каждые полгода.

Ездить без техосмотра на новой машине разрешено в первые четыре года, включая год ее выпуска в обращение, при этом новый легковой автомобиль должен иметь разрешенную массу до 3,5 тонн (ч. 2 ст. 15 Закона № 170-ФЗ). Исключение составляют транспортные средства, указанные в п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона № 170-ФЗ.

Новые правила

В целом алгоритм плановой диагностики автомобилей в 2021 году изменился не сильно: гражданам так же необходимо записываться на СТО и в порядке очереди получать свой сертификат на исправность транспортного средства. Но вот сами правила осуществления процедуры несколько ужесточились, в связи с частыми случаями покупки документа.

Усовершенствование процедуры видеофиксации

В соответствии с нововведениями в регламент ГИБДД, каждое ТО обязано официально подтверждаться не только выданной справкой, но и видеозаписью, на которой четко видно, что движимое имущество действительно проходило осмотр. При этом цифровое доказательство также должно отвечать особым требованиям, установленным законом. А именно:

  • На записи четко просматривается номерной знак ТС и дата проведения процедуры (указывается в бланке);
  • Смотровая площадка имеет аккредитацию;
  • Готовый файл сохраняется на цифровой носитель, с возможностью дальнейшего чтения.

Ужесточение контроля

До характерных изменений в законодательстве РФ, контроль плановой диагностики осуществляло единое сообщество автостраховщиков. Именно они следили за правильной комплектацией транспортных средств и сходством их номеров кузова и мотора с данными из ПТС.

Но из-за частых случаев нелегального приобретения страховки (за дополнительную оплату), ответственность за упомянутый процесс государство переложило на плечи Ространснадзора. В результате все смотровые площадки на территории Российской Федерации стали подвергаться постоянным проверкам, что существенно уменьшило вероятность фальсификации технической карты.

Индивидуальный техосмотр

Кроме ужесточения контроля ТО, Госавтоинспекция разработала еще и новую программу по плановой диагностике транспортных средств. Поэтому пройти техосмотр автомобиля в 2021 году как и раньше, у водителей точно не получится. Ведь теперь в заключении по проверке авто будет входить не только информация об общем состоянии ТС, но и следующие индивидуальные данные:

  • Характеристика движимой собственности (тип кузова, объем двигателя, масса и т. д.);
  • Особенности ее обслуживания (количество посещений СТО);
  • Статистика по ДТП (включая происшествия, покрытые с помощью ОСАГО);
  • Фактический пробег машины;
  • Отзывы компаний по каршерингу в отношении водителя (если таковые имеются).

Исходя из перечисленных показателей по транспортному средству, складывается общая оценка, которая может выступать в двух вариантах:

  • Хорошая (ТО проводится раз в 2 года, а установленная стоимость осмотра сокращается на 50%);
  • Плохая (техосмотр осуществляется минимум 1 раз в 6-12 месяцев, но не исключены и досрочные проверки состояния авто. Цена за диагностику оплачивается в полном объеме).

Причем такая система действует не только для автомобилей и скутеров, но и для любых других самоходных машин, включая трактора, квадроциклы и даже снегоходы.

Другие

Несмотря на серьезное ужесточение правил по прохождению планового техосмотра, некоторые положительные нововведения для водителей все же можно отметить. И заключаются они в том, что теперь, при несоответствии ТС, автовладелец все равно будет претендовать на оформление диагностической карты, но с указанными в ней нарушениями. Однако подобные пометки в документе не помешают ему пройти регистрацию движимого имущества в базе МРЭО, и получить полис обязательного страхования, как это происходило ранее, при обнаружении неисправности некоторых узлов и агрегатов авто.

График прохождения

Второй критерий, по которому определяютсясроки прохождения техосмотра автомобиля, это его тип. По регламенту ГИБДД, все транспортные средства делятся на 16 разных категорий. Но при плановой диагностике операторы распределяют движимую собственность всего на 4 основных группы: мотоциклы, легковые авто, грузовики и автобусы. Какая периодичность ТО предусматривается для каждого вида ТС, рассмотрим ниже.

Легковые

К данному разделу относятся четырехколесные машины весом до 3500 кг, и с пассажировместительностью не более 5 человек. Если возраст такой техники не превышает 3 лет, то для нее техосмотр не требуется на протяжении 36 месяцев с даты выпуска. А вот для идентичных автомобилей, пробывших в эксплуатации от 3 до 7 лет, указанный срок уменьшается до 24 месяцев.

Грузовые

Поскольку грузовая техника считается специализированной, законодательство предусматривает для нее особый график прохождения диагностики – каждые 12 месяцев, вне зависимости от ее возраста и технического состояния. Попадают под эту категорию только те машины, чей вес превышает отметку в 3,5 тонны. Остальные бортовые и тентованные грузовики обязаны являться на экспертизу также, как и легковой транспорт.

Мототехника

Под группами А и М подразумеваются все двух-, трех- и четырехколесные самоходные средства, массой до 400 кг, имеющие мотоциклетную посадку и аналогичное рулевое управление. Это могут быть скутера, мопеды, рикши, квадроциклы и тяжелые мотоциклы с коляской. Как и для категории В, для такого типа ТС период техосмотра может колебаться от 1 до 3 лет, в зависимости от их года выпуска.

Другие

Для оставшихся видов пассажирского транспорта (автобусы, трамваи и троллейбусы) законом Российской Федерации предусмотрен наиболее строгий контроль, вынуждающий их проходить плановую экспертизу каждые полгода. Если же такого рода авто не будут пригнаны на осмотр вовремя, то дальнейшее их использование на маршрутах станет невозможным.

Сроки прохождения в зависимости от категории

Прежде чем отправиться на специализированный пункт осмотра стоит внимательно изучать сроки прохождения. Не секрет, что за отсутствие документа предусмотрен штраф, размер которого может достигать 5 000 рублей.

Также документ нужен для ОСАГО. Во-первых, документ запрашивается при оформлении договора. Во-вторых, бланк договора необходим при наступлении страхового случая. При его отсутствии страховая компания может отказать в выплате компенсации.

Категория А

К данной категории транспорта следует отнести мотоциклы и квадроциклы. Что касается частоты осмотра, то все определяется от возраста. Если транспорт до 3 лет, то на законодательном уровне бланк осмотра не требуется. От 3 до 7 лет предоставлять ТС потребуется 1 раз в течение 24 месяцев.

Категория В

Категория «В» – самая распространенная, поскольку это легковой транспорт, которым пользуется практически каждый. Владельцы машин данной категории предоставляют авто на профессиональный осмотр:

  • первые 3 года – не требуется;
  • спустя 3 года – бланк выдается на 2 года;
  • спустя два года после первой проверки – бланк выдается на 2 года;
  • после второй проверки – ежегодно.

Для легковых автомобилей, которые зарегистрированы на юридическое лицо, периодичность иная. Такие собственники обязаны ежегодно проверять машину, независимо от года выпуска.

Категория С

В данную группу входят большие грузовые машины, максимальная масса которых составляет до 3500  тонн. На законодательном уровне периодичность прохождения техосмотра такого автомобиля определена как один раз, в течение года.

При этом важно учитывать, что если машина простаивает и не передвигается, то наличие документа не обязательно

Категория D

В эту группу входят всем знакомые автобусы, которые используются для перевозки граждан. Однако есть ограничение, количество мест должно быть не менее 8. Поскольку данный тип автомобиля находится в постоянной эксплуатации и перевозит граждан, то проверка необходима 2 раза в течение года.

При этом важно учитывать, что к процедуре проверки водители должны подходить крайне ответственно и максимально быстро устранять все неполадки

Категория M

В указанную категорию относят такой транспорт, как скутер, мопед или квадроцикл. Вы думали, что они не подлежат осмотру? Весь транспорт, объем двигателя которых менее 50 куб.м. также подлежит осмотру на специальной станции.

Что касается срока действия диагностической карты, то она выдается на аналогичный срок, как для транспорта категории А и В.

TM и TB

Эта последняя группа, в которую входят трамваи (ТМ) и троллейбусы (ТВ). Что касается проверки, то тут все просто:

  • если транспорт используется для перевозки граждан, то осмотр следует делать 2 раза в год;
  • если транспорт необходим только для перевозки груза, то проверять техническое состояние достаточно 1 раз в течение года.

Другие ТС и прицеп

Что касается специальной техники и прицепов, то тут осмотр делается не на станции, а в Гостехнадзоре. По итогам проверки выдается небольшая карта, на которой указан номер документа, срок его действия и данные транспорта. По срокам, указанная группа транспортных средств должна проверяется 1 раз в год.

Конечно, при желании, вы можете проверять машину несколько раз в течение года, чтобы убедиться, что она находится в исправном состоянии. Главное – это наличие бланка, который по срокам действующий.

Электронная диагностическая карта

Процесс формирования электронной диагностической карты начинается с того, что оператор СТО входит в систему ЕАИСТО по своей электронной подписи,  начинает загрузку фотографий и указывает данные о прохождении техосмотра согласно регламенту. Пропуск любого из этапов регламента невозможен, так как система не позволит сформировать диагностическую карту.

Сотрудникам ГИБДД дано право сверять координаты фотографии с местом съемки и другие параметры, которые могут вызывать у него сомнения.

Они имеют право аннулировать диагностическую карту:

  • если выясняется, что ТС реальную диагностику не проходил;
  • если выявлено несоответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности.

Полис ОСАГО, выданный на основе аннулированной карты, остается действительным, но ТС может быть поставлено на штрафстоянку, а водителю спецтранспорта придется заплатить штраф за отсутствие ТО в размере 2 тысяч рублей.

Кроме того, сотрудникам ГИБДД даны права на контроль работы СТО путем проведения «контрольных закупок», по результатам которых аккредитация СТО может быть отозвана.

В базу данных заносится информация и о ТС, не прошедших техосмотр из-за неполадок. На их ликвидацию, как и раньше, дается 20 дней, но изменились условия:

  • если обратиться на ту же самую СТО, где был начат ТО, то будут проверяться только те пункты, по которым было отказано в выдаче диагностической карты;
  • если обратиться на другую станцию ТО, осмотр будет снова проводиться в полном объеме.

Для некоторых диагностических карт, выданных по старым правилам, продлевается срок их действия:

  • если он заканчивался с 1.04 по 30.09 2021, то срок их действия продлевается на 6 месяцев, но не менее чем до 1.10.2021 года;
  • если срок карты заканчивается после 1.10.2021 года, то он не продлевается.

Продление срока действия распространяется на ТС:

  • легковые автомобили,
  • мотоциклы,
  • грузовые автомобили,
  • автобусы.

Продление осуществляется автоматически и не требует вмешательства водителя. В результате водители выигрывают по деньгам и по времени, а станции ТО попадают в сложное положение из-за того, что с 1.03 по 1.10 полгода будут почти пустовать, продолжая платить арендную плату, налоги, зарплату, коммунальные платежи. Из-за этого число центров проведения ТО может сократиться, что в дальнейшем приведет к очередям, проблемам с диагностическими картами и оформлением ОСАГО.

Если во время техосмотра по новым правилам 2021 года выявится несоответствие VIN, номера кузова, кабины или рамы тем, что указаны в документах, или их отсутствие, информация об этом все равно заносится в базу данных с указанием этого факта в качестве причины отказа. Эта информация будет видна страховым компаниям и сотрудникам ГИБДД, которые могут отменить регистрацию автомобиля.

Как будет проводиться фотофиксация

Эта процедура введена для того, чтобы предотвратить «покупку» техосмотра без фактического его прохождения. Во время ТО автомобиль фотографируется, а после завершения техосмотра все отснятые материалы передаются на хранение в базу данных. Фотографии подписываются усиленной квалифицированной ЭЦП оператора и обязательно должны содержать:

  • транспортное средство до момента ТО;
  • автомобиль сразу после завершения техосмотра;
  • четко различимые: модель авто, марку, государственный номер, цвет кузова;
  • для грузовиков – первое фото должно иметь изображение передней части ТС, второе, заднюю часть прицепа (автобуса).

Во всех файлах требуется указывать координаты места проведения техосмотра (они проверяются при помощи спутниковой навигации, точность определения до 15 м), точную дату и время (допустимая погрешность 3 сек.). Если фотографии ТО не будут соответствовать реальному транспортному средству, то выданная диагностическая карта будет аннулирована.

Порядок процедуры ТО

Автовладельцы с 2021 года освобождены от внесения госпошлины за проведение техосмотра. Теперь понадобится оплатить стоимость услуг диагностики, установленную центром.

Особенности технического осмотра в 2021 году:

    1. Информация по результатам ТО вносится в полис ОСАГО.
    1. Периодичность проведения ТО зависит от состояния транспортного средства и его возраста.
    1. Новые автомобили после 3-х летней эксплуатации должны пройти ТО. До 3-х лет ТО не проводится.
    1. Осмотр и выдача заключений о ТО проводится аккредитивными центрами.
  1. Штраф за отсутствие диагностической карты предусмотрен административным кодексом, несмотря на то, что инспекторы ДПС не требуют ее предъявления.

В зависимости от сроков эксплуатации автомобиля периодичность прохождения ТО установлена таким образом:

Возрастом более 7 лет — ежегодно.

Алгоритм прохождения ТО:

После оплаты услуг диагностики водителю на электронный адрес высылается скан диагностической карты с подписью и печатью.

Полученный скан можно распечатать. Такая процедура способна сэкономить время автовладельца.

Диагностическая карта, которая используется во время прохождения ТО

Выплаты по ОСАГО в случае отсутствия технического осмотра

Возможна ситуация, когда полис ОСАГО еще действует, а срок диагностической карты уже истек.

Если произойдет ДТП уже по истечении действия техосмотра, то ничего не произойдет для лица, которое, в соответствии с п. “e” ч. 3 ст. 15 ФЗ № 40, обязано подавать страховщику карту диагностики для заключения договора “автогражданки” (собственники всех видов легковых машин, грузовых, не предназначенных для перевозки людей, мотоциклов и др.).

То есть выплаты для них будут в штатном режиме. Отказ страховой компании от осуществления восстановительного ремонта и / или перечисления денег незаконен.

Однако есть исключение. В п. “и” ч. 1 ст. 14 ФЗ № 40 сказано, что страховщик имеет право взыскать сумму выплаченного потерпевшему ущерба с лица, причинившего вред (регрессное требование), если на момент ДТП истек срок действия диагностической карты у:

  • легкового такси;
  • автобуса;
  • грузовика, предназначенного для пассажирских перевозок, с числом мест более 8;
  • специализированного ТС, транспортирующего небезопасные грузы.

Передача проведения в Росстранснадзор

Изначально контрольные функции по вопросам технического осмотра авто были возложены на Госавтоинспекцию. С 2012 года ТО попал в юрисдикцию РСА. В 2021-м ответственность за организацию и проведение процедуры возложена на Ростехнадзор.

Причиной нововведения стал повышенный уровень опасности на дороге, благодаря продаже страховщиками разрешений на неисправные автомобили.

Квалификация экспертов будет подтверждаться каждые пять лет.

Контроль ЕАИСТО также передается из МВД в Ространснадзор.

Если действия специалистов СТО автовладелец сочтет неправомерными, жалобу следует направить в контролирующую службу по надзору.

Как проверить подлинность диагностической карты

Документ, который заполняется мастером во время проведения техосмотра автомобиля, имеет ряд признаков, которые позволяют отличить его от подделки:

  1. Регистрационный номер. Расположен в верхнем углу карты, с левой стороны. Он должен совпадать с номером, занесенным в ЕАИСТО.
  2. Оператор ТО. На бланке указывается оператор, который проводит технический осмотр автомобиля. Наличие у него аккредитации можно проверить на официальном сайте РСА.
  3. Регистрационные данные транспортного средства. Должны прописываться без ошибок, чтобы кату можно было найти в базе данных.

Настоящую диагностическую карту можно без проблем найти в базе ЕАИСТО. Для этого достаточно ввести в соответствующую форму VIN автомобиля или его государственный номер.

С 01.03.2021 г. все операторы обязаны оформлять диагностические карты только в электронной форме. Все данные о выданных документах они должны вносить в единую информационную систему, где они хранятся в течение 5 лет.

Водителям выдается диагностическая карта на бумажном носителе только по его запросу (оригинал бесплатно, дубликат по действующему у оператора тарифу).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector