Гид по правам, обязанностям и свободам человека и гражданина в россии
Содержание:
- Устройство общества и власти
- Функции
- Оглавление КРФ
- 21.6. Деятельность института Омбудсмена в России
- Как принимали Конституцию России
- Группы прав
- Что представляет из себя Конституция России
- Какие поправки ожидаются и как их будут принимать
- Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
- ВПР. Обществознание. 7 класс. Материал к заданию № 1. Конституция РФ. Статья № 37. Право на труд.
- Что гарантировано гражданам России
Устройство общества и власти
Данной теме посвящены семь глав, в которых описываются:
- основные принципы устройства общества;
- структура и устройство страны;
- основные нормы реализации президентской власти;
- устройство властных структур;
- принципы деятельности судебной власти;
- основы местного самоуправления.
Россия декларируется как федеративное демократическое государство с республиканской формой правления. Страна состоит из 85 субъектов федерации. Среди ни 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 города. Главой государства считается президент.
Законодательная власть представлена Федеральным Собранием. Её исполнительная часть сконцентрирована в Правительстве, состоящем из Председателя, его заместителей и министров. Правосудие может быть реализовано только с помощью судов разных инстанций. На местном уровне управление обществом осуществляется органами самоуправления.
Конституцию можно сравнить с портретом страны, описанным в общих чертах, но с максимальной достоверностью. Существует ещё сравнение со скелетом организма. От формы и функций его структурных частей зависит и формирование всех остальных органов. Можно представить ещё немало образных определений, которые способны проиллюстрировать роль конституции в жизни страны. Однако достаточно только назвать этот документ основой все правовой системы страны.
Функции
Любая Конституция является базовым юридическим документом, на основе которого формируется вся правовая система страны. Базовый характер проявляется в декларации основных прав и свобод граждан, принципов устройства государства и отдельных его структур. Описать в одном документе все правовые механизмы реализации декларируемых норм невозможно, поэтому вся правовая система страны строится по принципу детализации системы защиты конституционных прав, свобод и обязанностей.
Конституция РФ делится на три части:
- описание строя как принципиальной основы формирования общества;
- устройство системы управления;
- защищаемые властью права людей.
Российская Федерации и Россия – это равнозначные понятия, которые используются в любых официальных документах. Главным носителем власти в стране является население, которое реализует свои полномочия непосредственно (через выборы и референдум), а так же опосредованно, делегируя властные полномочия государственным и муниципальным органам.
Таким образом, Конституция создаётся для того, чтобы обозначить основные права и обязанности граждан. Обычно именно это считается главным. Однако не менее значимым является построение государственной системы, которая и должна защищать права граждан.
Оглавление КРФ
-
Раздел первый
-
Глава 1. Основы конституционного строя
- Статья 1 Конституции РФ
- Статья 2 Конституции РФ
- Статья 3 Конституции РФ
- Статья 4 Конституции РФ
- Статья 5 Конституции РФ
- Статья 6 Конституции РФ
- Статья 7 Конституции РФ
- Статья 8 Конституции РФ
- Статья 9 Конституции РФ
- Статья 10 Конституции РФ
- Статья 11 Конституции РФ
- Статья 12 Конституции РФ
- Статья 13 Конституции РФ
- Статья 14 Конституции РФ
- Статья 15 Конституции РФ
- Статья 16 Конституции РФ
-
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- Статья 17 Конституции РФ
- Статья 18 Конституции РФ
- Статья 19 Конституции РФ
- Статья 20 Конституции РФ
- Статья 21 Конституции РФ
- Статья 22 Конституции РФ
- Статья 23 Конституции РФ
- Статья 24 Конституции РФ
- Статья 25 Конституции РФ
- Статья 26 Конституции РФ
- Статья 27 Конституции РФ
- Статья 28 Конституции РФ
- Статья 29 Конституции РФ
- Статья 30 Конституции РФ
- Статья 31 Конституции РФ
- Статья 32 Конституции РФ
- Статья 33 Конституции РФ
- Статья 34 Конституции РФ
- Статья 35 Конституции РФ
- Статья 36 Конституции РФ
- Статья 37 Конституции РФ
- Статья 38 Конституции РФ
- Статья 39 Конституции РФ
- Статья 40 Конституции РФ
- Статья 41 Конституции РФ
- Статья 42 Конституции РФ
- Статья 43 Конституции РФ
- Статья 44 Конституции РФ
- Статья 45 Конституции РФ
- Статья 46 Конституции РФ
- Статья 47 Конституции РФ
- Статья 48 Конституции РФ
- Статья 49 Конституции РФ
- Статья 50 Конституции РФ
- Статья 51 Конституции РФ
- Статья 52 Конституции РФ
- Статья 53 Конституции РФ
- Статья 54 Конституции РФ
- Статья 55 Конституции РФ
- Статья 56 Конституции РФ
- Статья 57 Конституции РФ
- Статья 58 Конституции РФ
- Статья 59 Конституции РФ
- Статья 60 Конституции РФ
- Статья 61 Конституции РФ
- Статья 62 Конституции РФ
- Статья 63 Конституции РФ
- Статья 64 Конституции РФ
-
Глава 3. Федеративное устройство
- Статья 65 Конституции РФ
- Статья 66 Конституции РФ
- Статья 67 Конституции РФ
- Статья 67.1 Конституции РФ
- Статья 68 Конституции РФ
- Статья 69 Конституции РФ
- Статья 70 Конституции РФ
- Статья 71 Конституции РФ
- Статья 72 Конституции РФ
- Статья 73 Конституции РФ
- Статья 74 Конституции РФ
- Статья 75 Конституции РФ
- Статья 75.1 Конституции РФ
- Статья 76 Конституции РФ
- Статья 77 Конституции РФ
- Статья 78 Конституции РФ
- Статья 79 Конституции РФ
- Статья 79.1 Конституции РФ
-
Глава 4. Президент Российской Федерации
- Статья 80 Конституции РФ
- Статья 81 Конституции РФ
- Статья 82 Конституции РФ
- Статья 83 Конституции РФ
- Статья 84 Конституции РФ
- Статья 85 Конституции РФ
- Статья 86 Конституции РФ
- Статья 87 Конституции РФ
- Статья 88 Конституции РФ
- Статья 89 Конституции РФ
- Статья 90 Конституции РФ
- Статья 91 Конституции РФ
- Статья 92 Конституции РФ
- Статья 92.1 Конституции РФ
- Статья 93 Конституции РФ
-
Глава 5. Федеральное Собрание
- Статья 94 Конституции РФ
- Статья 95 Конституции РФ
- Статья 96 Конституции РФ
- Статья 97 Конституции РФ
- Статья 98 Конституции РФ
- Статья 99 Конституции РФ
- Статья 100 Конституции РФ
- Статья 101 Конституции РФ
- Статья 102 Конституции РФ
- Статья 103 Конституции РФ
- Статья 103.1 Конституции РФ
- Статья 104 Конституции РФ
- Статья 105 Конституции РФ
- Статья 106 Конституции РФ
- Статья 107 Конституции РФ
- Статья 108 Конституции РФ
- Статья 109 Конституции РФ
-
Глава 6. Правительство Российской Федерации
- Статья 110 Конституции РФ
- Статья 111 Конституции РФ
- Статья 112 Конституции РФ
- Статья 113 Конституции РФ
- Статья 114 Конституции РФ
- Статья 115 Конституции РФ
- Статья 116 Конституции РФ
- Статья 117 Конституции РФ
-
Глава 7. Судебная власть и прокуратура
- Статья 118 Конституции РФ
- Статья 119 Конституции РФ
- Статья 120 Конституции РФ
- Статья 121 Конституции РФ
- Статья 122 Конституции РФ
- Статья 123 Конституции РФ
- Статья 124 Конституции РФ
- Статья 125 Конституции РФ
- Статья 126 Конституции РФ
- Статья 127 Конституции РФ (исключена)
- Статья 128 Конституции РФ
- Статья 129 Конституции РФ
-
Глава 8. Местное самоуправление
- Статья 130 Конституции РФ
- Статья 131 Конституции РФ
- Статья 132 Конституции РФ
- Статья 133 Конституции РФ
-
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
- Статья 134 Конституции РФ
- Статья 135 Конституции РФ
- Статья 136 Конституции РФ
- Статья 137 Конституции РФ
-
Глава 1. Основы конституционного строя
Раздел второй. Заключительные и переходные положения
21.6. Деятельность института Омбудсмена в России
В современной России получил развитие институт Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена). В странах Западной Европы омбудсмен – это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан на злоупотребления властью в сферах государственного управления.
Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт «д» части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ. Статья 1 этого закона гласит: «Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами». Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
На федеральном уровне работает уже третий в новейшей российской истории Уполномоченный по правам человека Российской Федерации В.П.Лукин. Уполномоченные по правам человека избраны региональными парламентами в 31 субъекте Российской Федерации.
Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа — одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, — так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, — был создан в 1809 году в Швеции.
По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство России, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ. Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады, посвященные тем сферам жизни, где имеются существенные нарушения прав человека.
В специальных докладах обобщаются типичные и носящие массовый характер нарушения прав граждан, отражается деятельность федерального Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав, предлагается комплекс законодательных, экономических, организационных, воспитательных и иных мер для искоренения этих негативных явлений.
А.Ю.Сунгуров выделяет три основных направления в деятельности уполномоченных по правам человека:
нацеленность служб исполнительной власти на решение проблем жителей, на их обслуживание, с чем коррелируется видение российского президента на эффективность работы чиновников — предоставление ими качественных публичных услуг населению;
предотвращение нарушений прав человека, внедрение международных стандартов прав человека в реальную практику стран;
снижение уровня коррупции.
Появление Уполномоченного по правам человека в России является следствием демократизации общества, усвоения гражданами соответствующих институтов и практик. Однако, эффективность функционирования этого института будет зависеть от понимания его роли и места государственными структурами, структурами гражданского общества, отдельными гражданами.
Как принимали Конституцию России
Такое явление, как Конституция, существует во всех странах мира, а историки относят первые прообразы основного закона к эпохе Древней Греции. В современном юридическом понимании первая Конституция была принята в 1787 году в США – и она до сих пор действует. Также среди первых были конституции Франции и Польши.
Каждый год в мире появляется примерно 5 новых конституций, а в 20-30 вносят поправки. Самыми молодыми конституциями считаются африканские – из 39 стран в 19 конституции появились после 2000 года. Относительно молодые конституции и у постсоветских стран – они были приняты после распада СССР в 1991 году.
Конституция – это основной закон государства. Это означает, что ни один другой закон или подзаконный акт не может противоречит конституции. Как правило, в конституции закрепляются основные положения правовой системы страны и порядок избрания высших руководителей.
А еще в них часто закрепляют основные права и обязанности граждан. Например, в конституциях 73 стран мира упоминается обязанность платить налоги, 98 конституций обязывают граждан служить в армии, а 41 конституция (в том числе в прогрессивной Японии) – обязывают граждан работать.
Российская Конституция была принята в 1993 году. Как известно, в начале 90-х в России были очень непростые политические и социально-экономические условия. Ее принятие было жизненно необходимо: после распада СССР для граждан и бизнеса были сняты многочисленные запреты, а в экономике был отчетливый кризис.
Что касается политического кризиса, он был связан с противостоянием президента Бориса Ельцина и вице-президента Александра Руцкого, которое в итоге привело к знаменитому указу №1400 и вооруженным столкновениям. И принятие новой Конституции было единственным способом разрешить кризис.
Изначально было много проектов основного закона, из которых главными считались 2:
- проект Конституционной комиссии – в первоначальной версии предполагал создание парламентско-президентской республики;
- проект Конституционного совещания (а по факту – Бориса Ельцина) – предусматривал широкие полномочия президента.
Итоговый вариант был, по сути, собран из двух, и после серьезной доработки президент вынес его на всенародное голосование. Фактически у Конституции России было около 800 соавторов, в процессе помогали даже участники проекта «Rule of Law», который существует на деньги правительства США (что сейчас кажется немыслимым).
В итоге на прошедшем 12 декабря 1993 года за проект Конституции России проголосовали жители страны и она вступила в силу. Эта дата теперь считается Днем Конституции.
Группы прав
Личные ( гражданские)права — принадлежат человеку с рождения. Они первичные по отношению к другим правам ( статьи 20-28)
Политические права и свободы — обеспечивают участие индивида в политической жизни общества, охватывают взаимодействие граждан, государства и общества ( статьи 29-33)
Социально-экономические создают условия, при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с личными и политическими правами. Эти права обеспечивают социальное благосостояние граждан. ( статьи 34-42)
Культурные — обеспечивают духовное развитие человека, создают условия для самореализации( статьи 43-44)
Права | Статьи Конституции |
Гражданские (личные) права | |
Право на жизнь | 20 |
Право на достоинство личности | 21 |
Право на свободу и личную неприкосновенность | 22 |
Право на неприкосновенность частной жизни | 23 |
Не допускается использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. | 24 |
Право на неприкосновенность жилища | 25 |
Право не определять и не указывать свою национальность. | 26,п1. |
Право пользования родным языком | 26, п.2 |
Право свободно передвигаться , выбирать место жительства, свободно выезжать за пределы РФ. | 27 |
Свобода совести, вероисповедания. | 28 |
Политические права и свободы | |
Свобода мысли и слова. | 29, п.1,2 |
Свобода информации, цензура запрещена. | 29, п.3,4 |
Право на создание общественных объединений. | 30 |
Право на проведение публичных мероприятий-собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований. | 31 |
Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей.Право избирать и быть избранным.
Право равного доступа к государственной службе. право участвовать в отправлении правосудия. |
32 |
Право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления как лично, так и коллективно. | 33 |
Социальные и экономические права. | |
Право на предпринимательство | 34 |
Право на частную собственность. | 35 |
Право иметь в частной собственности землю и других ресурсов. | 36 |
Право на свободный труд.Принудительный труд запрещён. | 37. п.1-4 |
Право на отдых | 37, п.5 |
Материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание- право и обязанность родителей. | 38 |
Право на охрану и помощь семье. | 39 |
Право на жилище | 40 |
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. | 41 |
Право на благоприятную окружающую среду. | 42 |
Культурные права | |
Право на образование | 43 |
Свобода творчества.право на участие в культурной жизни, свобода творчества.
Право на доступ к культурным ценностям. |
44 |
Свобода — это возможность индивида самостоятельно пользоваться правами, предоставленными государством, самим делать выбор в соответствии со своими возможностями и потребностями.
Обязанности – это необходимость определённого поведения , установленная государством.
Конституция устанавливает следующие основные обязанности:
- соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
- платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
- защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);
- заботиться о детях (ст. 38);
- заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
- получить основное общее образование (ст. 43);
- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).
Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Виды обязанностей:
Общие — распространяются на всех граждан:
а) обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ;
б) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
в) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.
Конкретные — закреплены за определенными категориями лиц:
а) за родителями — обязанность заботиться о воспитании
детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;
б) за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет,- обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;
в) за налогоплательщиками — обязанность платить законно установленные налоги и сборы;
г) за военнослужащими
Что представляет из себя Конституция России
Юридически Конституция России – не просто закон, она имеет высшую юридическую силу, играет роль ядра правовой системы государства
Учитывая важность Конституции, для нее предусмотрен особый порядок внесения поправок
Состоит Конституция РФ из преамбулы (вступление) и двух разделов. В первый раздел включены 9 глав:
- основы конституционного строя;
- права и свободы человека и гражданина;
- федеративное устройство;
- президент Российской Федерации;
- федеральное Собрание;
- правительство Российской Федерации;
- судебная власть;
- местное самоуправление;
- конституционные поправки и пересмотр Конституции.
То есть, в 137 главах есть главное – устройство государства, а также основные положения о деятельности всех 3 ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная).
Ключевыми считаются первые 2 главы, а также девятая. Они настолько важные, что их нельзя пересматривать – только принимать новую Конституцию.
Основные принципы, на которых строится государство, перечислены в первой главе. Это, в частности, такие положения:
- Россия – демократическое, федеративное, правовое, светское, социальное государство с республиканской формой правления;
- человек, его права и свободы признаются высшей ценностью;
- многонациональный народ России – единственный источник власти;
- социальная политика должна создавать условия для достойной жизни человека;
- признаются и защищаются все формы собственности, включая частную;
- власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную;
- местное самоуправление – признается и гарантируется;
- идеологическое и политическое многообразие, ни одна идеология не может быть обязательной;
- международное право – часть правовой системы РФ.
Как видно, Конституция России – документ достаточно прогрессивный с точки зрения декларируемых положений (то, как они исполняются – уже другой вопрос).
Что касается прав и свобод человека и гражданина, они признаются высшей ценностью, однако статья 55 Конституции допускает их ограничение в определенных границах. Это означает, что права человека и гражданина могут быть ограничены с целью «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Как считают некоторые юристы, эти основания растяжимы. Тем не менее, российский Конституционный суд воспринимает принципы Европейского суда по правам человека по вопросам ограничения прав.
Конституция, являясь базой для текущего законодательства страны, обладает прямым действием. Это значит, что ее положения должны выполняться независимо от того, противоречат ли им другие акты.
Какие поправки ожидаются и как их будут принимать
Что же касается ожидаемых поправок к Конституции авторства президента, они не затрагивают фундаментальные положения, а значит могут быть приняты по обычной процедуре.
Поправок достаточно много:
- закрепление МРОТ на уровне не ниже прожиточного минимума, регулярная индексация пенсий и социальных пособий;
- приоритет российских нормативных актов над международными – но только там, где речь идет о правах и свободах граждан;
- усиливается статус Госсовета, расширяются полномочия Госдумы и Совета Федерации, президент получает новые права в силовом блоке;
- кандидаты на высшие должности в стране не должны иметь гражданство или вид на жительство другого государства;
- президент больше не сможет занимать должность больше двух сроков вообще (а не подряд);
- местное самоуправление становится частью единой системы власти.
Все эти поправки были подготовлены в рекордно короткие сроки – всего за 4 дня. Уже через неделю после речи президента поправки были внесены на рассмотрение Госдумы, которая проголосовала за их принятие в приоритетном режиме.
В отличие от предыдущих поправок, в этот раз было решено вынести их на всенародное голосование (хоть это и не прописано Конституцией). Недавно поправки прошли Госдуму, Совет Федерации, получили подпись президента, но вступят в силу только после положительного решения избирателей.
Однако возникает один вопрос – почему никто из представителей власти не говорит о том, что поправки должны поддержать 2/3 субъектов РФ? Конечно, проблем с голосованием в региональных парламентах не возникло, и все регионы проголосовали «за» в рекордно короткие сроки – всего за 2 дня (а 75 регионов из 85 – вообще в один день).
Более того, всенародное голосование, которое объявили на 22 апреля, не предполагает минимальную явку – при любом количестве избирателей оно будет признано состоявшимся. Правда, из-за пандемии коронавируса голосование могут перенести.
Что касается конкретных положений, то эксперты считают некоторые из них достаточно спорными:
- самое главное – право действующего президента снова баллотироваться на выборах. Он и так занимает свой пост уже 4-й срок (хотя даже 3-й срок многие в стране посчитали весьма сомнительным с правовой точки зрения), а теперь получит право еще на 2 срока;
- норма о том, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, и так действует с 2018 года;
- тот факт, что в Конституции пропишут ежегодную индексацию МРОТ и пенсий, не гарантирует их реального роста – это будет оговариваться федеральными законами;
- приоритет российского права над международным в части прав человека может быть попыткой отказаться от выполнения решений Европейского суда по правам человека;
- в части назначения премьер-министра формально больше прав будет иметь парламент – но он все равно сможет назначить главу правительства лишь по согласованию с президентом;
- президент получит право вообще не подписывать законопроект, если Конституционный суд не подтвердит его конституционность (и это при его сокращении с 19 до 11 членов). Сейчас Госдума может обойти право вето президента, собрав 2/3 голосов;
- Госсовет может стать еще одним центром власти, а его полномочия будут определяться федеральными законами (то есть, о них будет известно позже);
- органы местного самоуправления могут потерять часть своей самостоятельности, будучи встроенными в единую систему власти.
В целом, считают юристы, поправки к Конституции носят несколько «сиюминутный» характер – по сути, они призваны дать больше полномочий конкретным людям, и непонятно, как именно это отвечает современным вызовам для России.
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Статья 134
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Статья 135
1. Положения , и Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений , и Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Статья 136
Поправки к Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Статья 137
1. Изменения в Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в Конституции Российской Федерации.
Алфавитно-предметный указательА Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Я
Конституция | Оптичeская копия | Гocударственные симвoлы | Пoстановления КС | Пoстановление ВC
ВПР. Обществознание. 7 класс. Материал к заданию № 1. Конституция РФ. Статья № 37. Право на труд.
Образец задания.
В ст. 37 Конституции РФ записано: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Труд свободен». 2. Подумайте, какими видами труда вы занимаетесь в свободное от учёбы время. Составьте рассказ о видах своего труда, используя следующий план. 1) Какие обязанности по дому есть у вас? Как вы считает, ваша помощь родителям значима для них и для вас? Почему? 2) Какие виды общественно полезного труда вы могли бы выполнять? Какие виды полезного для общества труда вы выполняли? Почему такой труд важен для вас лично и для ваших сверстников? |
Из Конституции РФ.
Статья 37. 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. 4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. |
Пример ответа.
1.Труд свободен, то есть каждый имеет право свободно выбирать ту сферу деятельности, которая ему нравится, к работе в которой он готов. Никто не может силой заставить выполнять что-то.
2.Дома у меня много обязанностей: уборка квартиры, помощь родителям в воспитании сестрёнки, я хожу в магазин за продуктами, если есть время, могу что-то приготовить на ужин, всегда мою посуду и другое. Думаю, что этим я очень помогаю родителям, так как сообща выполнять домашние дела легче и быстрее.
3.Каждый может принять участие в общественно полезном труде, например, в субботнике. Каждую весну школа проводит субботники по уборке территории, мы не только убираемся, но и сажаем деревья, цветы, потом ухаживаем за ними.
4.Уверен, что такая деятельность полезна и мне, и моим одноклассникам, так как все мы понимаем, что и от него завит, в какой среде мы будем жить, какая природа нас окружает. Мы тоже в ответе за всё. Что происходит вокруг нас.
Пояснение.
По статье № 37 Конституции может быть предложено объяснить значение других пунктов статьи.
Примеры вопросов и ответов по статье № 37 Конституции РФ.
- «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены»- это значит, что условия труда должны соответствовать установленным правилам, нормам, не наносить вреда здоровья работнику, должна соблюдаться техника безопасности.
- Каждый имеет право… на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации» — это значит, что заработная плата должна соответствовать установленной государством и зависеть от качества труда, от квалификации работника; не должно быть дискриминации, но есть ущемления прав на зарплату, например, по возрасту, по полу, по тому, гражданин РФ выполняет работу или человек, приехавший законно на заработки в нашу страну.
- «Принудительный труд запрещен» — это значит, что никто силой, помимо воли человека, не может заставлять его работать. Но надо помнить, что есть ситуации, когда человек должен выполнять работу, которая не входит в его обязанности, например, во время какой-то чрезвычайной ситуации (в школе прорвало трубу – все должны принимать участие в ликвидации аварии до приезда специалистов – такой труд НЕ считается принудительным).
- «Каждый имеет право на отдых» — по трудовому законодательству каждый человек, работающий где-либо официально за зарплату, имеет право на следующий отдых: перерыв на обед, отдых в выходные и праздничные дни, право на отпуск. Конечно, работодатель может попросить человека выйти на робу в это время, но только с согласия самого работника.
- «Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку» — это значит, что работник как индивидуально, так и коллективно — вместе с коллегами, имеет право высказывать вои претензии работодателю (например, на плохие условия труда, на задержку зарплаты и др.) Это могут быть письменные обращения к работодателю, в вышестоящие органы, даже разрешается забастовка – то есть прекращение работы на какое-то время, но только о ней нужно сообщить официально заранее, всё должно быть законным.
Что гарантировано гражданам России
Теме гарантий посвящена Глава вторая, состоящая из 47 статей. В каждой из них содержится перечень прав, которые принадлежат всем гражданам от их рождения при условии, что их реализация не нарушает конституционных прав других людей. На словосочетании «при условии» и построена юридическая система страны. Например, человек, лишивший жизни другого человека, теряет своё право на свободу или даже на жизнь.
Это «условное» наделение граждан правами отражается и в некоторых статьях Конституции. Например, статья 20 каждому человеку (гражданство не уточняется) гарантирует право на жизнь. Это означает, что все государственные структуры обязаны защищать каждого человека, находящегося в зоне юрисдикции России, от посягательств на его жизнь.
Однако это не касается тех, кто за лишение жизни другого человека приговорён к смертной казни. Выходит, что при определённых условиях государство намеренно не выполняет взятых на себя обязанностей. И хоть в России давно действует мораторий на смертную казнь, это не является основанием для отмены второй части статьи 20.
Аналогичное противоречие содержится и в ст. 22, дающей людям право на личную свободу. Однако, если кто-то по отношению к другим людям нарушил это право, то он может быть лишён свободы на 48 часов (без суда) или, если по решению суда, то на длительный срок.
Кроме того Конституция гарантирует людям права на:
- личную тайну;
- свободу слова как выражение мысли;
- неприкосновенность своего жилища;
- свободу передвижения;
- произвольный выбор места проживания;
- произвольный выбор вероисповедания и родного языка;
- передачу информации, за исключением сведений, составляющих гостайну;
- защиту от цензуры;
- свободу экономической деятельности, не нарушающую антимонопольное законодательство;
- частную собственность;
- наследование имущества;
- владение земельными участками;
- труд в безопасных условиях;
- отдых;
- пенсии и соцобеспечение;
- защиту материнства и детства;
- собрания и шествия мирного характера;
- жилище через предоставление квартир по договорам соцнайма;
- охрану здоровья;
- бесплатную медпомощь;
- благоприятную среду;
- участие в управлении обществом и государством;
- возмещение вреда, нанесённого экологической среде;
- информацию о состоянии экологической среды;
- бесплатное образование на дошкольном, основном общем и среднем профессиональном уровне;
- творческую самореализацию;
- охрану интеллектуальной собственности;
- защиту в суде.
Самостоятельно свои права люди могут осуществлять с 18 лет. До этого заботу об обеспечении конституционных гарантий берут на себя родители, опекуны и другие законные представители несовершеннолетних граждан.