Как в россии взять кредит в мусульманском банке

Карта рассрочки «Халва»

Принцип «Халвы» также подразумевает рассрочку, только у карты более низкая степень покрытия, которая включает пока чуть более 16 000 партнеров.

Преимуществами карты для граждан, исповедующих ислам, будет являться:

  1. Отсутствие дополнительных расходов в процессе использования карты.
  2. Бесплатно предоставлен доступ ко всем мобильным и интернет-сервисам.
  3. Большой кредитный лимит до 350 000 рублей позволит сделать любые покупки, в том числе при наличии собственных средств можно приобрести мебель и даже автомобиль.
  4. Снятие в разных банкоматах любых банков без комиссий.
  5. Дополнительные акции, позволяющие сократить расходы и уменьшить риск вероятной оплаты процентов.

История банка

АО «Исламский банк «Заман-Банк» был создан 6 июня 1991 года в городе Алматы, как Частный банк «Заман». Национальным государственным банком Казахской ССР была выдана лицензия на открытие банка от 6 июня 1991 года №11.

В сентябре 1996 года Банк стал открытым акционерным обществом и получил название Открытое Акционерное Общество «Заман-Банк».

В 1998 году произошла смена акционеров ОАО «Заман-Банк». Новыми акционерами было принято решение о передислокации Банка из Алматы в город Экибастуз Павлодарской области.

В 2003 году был открыт филиал ОАО «Заман-Банк» в городе Алматы.

27 августа 2004 года ОАО «Заман-Банк» преобразовалось в акционерное общество АО «Заман-Банк» в соответствии с требованиями законодательства. 

В 2013 году Банк инициировал процедуру конвертации традиционного АО «Заман-Банк» в исламский банк.

В конце 2013 года удалось привлечь в качестве стратегического партнера крупнейший международный финансовый институт — Исламскую корпорацию по развитию частного сектора (ICD).

В 2014 году АО «Заман-Банк», в сотрудничестве с Исламской финансовой консалтинговой компанией «Al Maali» (ОАЭ) и Компанией адвокатов и юристконсультов «Zicolaw» (Малайзия) разработал порядок и механизм преобразования АО «Заман-Банк» в полноправный исламский банк.

АО «Заман-Банк» стал инициатором внесения поправок в законодательство, вступивших в силу 1 января 2016 года, которые позволяют традиционным банкам иметь возможность преобразования в исламские банки.

13 июля 2016 года Банк получил Разрешение Национального Банка Республики Казахстан на добровольную реорганизацию банка в форме конвертации в исламский банк.

В начале 2017 года в Банке был сформирован Совет по принципам исламского финансирования, членами которого стали представители «Shariyah Review Bureau», являющейся ведущей мировой консалтинговой компанией по принципам и нормам Шариата, с присутствием в более чем 12 странах: Европы, Африки, Азии, Персидского залива и США.

17 августа 2017 года АО «Заман-Банк» получил лицензию на проведение банковских и иных операций исламского банка и переименован в АО «Исламский Банк «Заман-Банк».

В 2017 году Банк стал полноправным членом Малазийской товарной биржи Bursa Malaysia, что открывает новые горизонты по развитию банковских продуктов Мурабаха.

Первые исламские банки

Первые исламские по своему статусу банки возникли, очевидно, в 50-е годы XX века в Пакистане

Важной вехой в истории становления современных исламских банков стало создание небольшого по капиталу ссудно-сберегательного банка в египетском местечке Мит Гамр в 1963 году. В своих операциях он полностью ориентировался на местных жителей, которые в силу своей религиозности отказывались пользоваться услугами коммерческих банков, действовавших по западным правилам

Новый банк предлагал вкладчикам три вида счетов: сберегательные, инвестиционные и закят (налог в пользу бедных). Сберегательные счета в полном соответствии с предписаниями ислама были беспроцентными; вклады этого режима могли быть свободно изъяты вкладчиками без ограничений и в любое время. Средства на инвестиционные счета вносились на основе принципа последующего раздела прибылей и убытков.

Средства и доходы со счета закят распределялись среди бедняков. Эксперимент в Мит Гамр оказался успешным и привил населению определенные навыки пользования традиционными банковскими услугами. Благодаря запасам нефти и ее экспорту уже в 1960-е годы у некоторых арабских стран появились валютные излишки. Тогда же возникло и острое понимание неоднородности арабского и мусульманского мира. Туда входят страны большие и малые, богатые полезными ископаемыми и вообще не имеющие их, обладающие значительными и ограниченными трудовыми ресурсами, крайне нуждающиеся во внешнем финансировании и те, у кого возникали все увеличивающиеся излишки валюты.

Когда в 1969 году Саудовская Аравия и Иордания выступили с идеей о необходимости координации действий исламских государств для защиты мусульманских святынь, их призыв нашел самый широкий отклик. В сентябре 1969 года в Рабате собралась конференция глав исламских государств, на которой было положено начало созданию Организации исламской конференции — ОИК.

Сравнительный анализ по данным ФНС

Организация: ООО «Финансовый дом «Амаль»
ИНН: 1655206043 (Республика Татарстан)
Отрасль: 64.99.1 Вложения в ценные бумаги (Микропредприятие)
Организационно-правовая форма: 12300 — Общества с ограниченной ответственностью
Активы на 31 декабря 2020: 15,4 млн. руб. (+22% за год) — 1787 место среди 2,54 тыс. предприятий в отрасли
Чистые активы на 31 декабря 2020: —186 тыс. руб. (-63 тыс. руб. за год)
Чистая прибыль за 2020 год: —63 тыс. руб. (-27 тыс. руб. за год)
Среднесписочная численности работников по данным ФНС за 2020 год: 1 чел.

Дополнительные данные ФНС (2019 год)

Уплачено налогов и сборов за 2019 г., всего руб., в том числе:

  • Налог на прибыль руб.
  • Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством руб.
  • Налог на добавленную стоимость руб.
  • Страховые и другие взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации руб.

Небанковские организации, кредитующие мусульман

В Республике Татарстан работает финансовый дом «Амаль», который открыл офисы в Казани и Нижнекамске. Компания предоставляет услуги по покупке товаров в рассрочку.

В Республике Дагестан организация «Ляриба-Финанс» работает аналогичным образом в г. Махачкале.

Организации по факту также предоставляют кредиты, только приобретая вещь в пользование компании «перепродает» его клиенту чуть дороже, что и образует в разнице ее доход. Такая схема взаимодействия называется «мурабаха» и сумма наценки до сделки оговаривается с клиентом.

Приобрести можно любое имущество от бытовой техники до недвижимости. При приобретении товаров от 500 000 рублей может быть предусмотрен первоначальный взнос.

В таких компания в отличие от банков не применяются штрафы за не своевременное внесение платежа, а приобретенное имущество реализуется как в ломбарде. Преимуществом работы с мусульманами для таких организаций является отсутствие факта сокрытия имущества и при невозможности своевременно рассчитаться с организацией оно сдается обратно.

После реализации имущества все претензии к клиенту заканчиваются, даже если полученная сумма не обеспечила полный возврат долга, но такое бывает крайне редко.

Принципы функционирования исламского банкинга

В исламских странах и западной Европе давно работают компании, ведущие свои дела в соответствии с магометанскими канонами (SABB, KT Bank AG).

Закон шариата допускает исламский банкинг в рамках следующих норм:

  • банк и потребители являются партнерами на взаимном доверии (шарика аль-вуджух) в распределении прибылей и рисков;
  • халяльные деньги ― средство обмена, критерий определения стоимости, но не предмет купли-продажи;
  • предмет договора и его условия обязаны быть четкими, исключающими двусмысленности;
  • прибыль не должна быть результатом случайного стечения обстоятельств и манипуляций со временем (фьючерсы, форварды, опционы, свопы, азартные игры);
  • финансирование харама, производств, удовлетворяющих низменные потребности, под запретом (порнография, табачная, алкогольная, наркотическая продукция, оружие);
  • чужое имущество не может быть присвоено;
  • долг не подлежит продаже.

На практике предоставляется большинство традиционных услуг: работа со счетами, решения для финансирования бизнеса; кассовые операции, переводы, выдача и обслуживание кредитных карт. Создаются инвестиции в производственной, торговой и сельскохозяйственной отрасли, кроме свиноводства и торговли свининой.

Займы и религия

Когда заемщик берет ссуду, банк буквально разделяет с ним финансовые риски. В случае неудачного ведения бизнеса клиент не будет обязан выплатить все взятые средства, поскольку Амаль берет на себя часть риска, что строго оговаривается в договоре.

Пока в России нет полноценных исламских банков, но жители страны уже имеют возможность заключить торговый договор «мурабаха», при котором клиент выкупает технику или машину по завышенной цене с выплатами, разбитыми помесячно на оговоренный срок. Банк сам платит наценку, что позволяет обойти запрет на прямую выплату процентов заемщиком. При таком подходе нет риска изменения процентной ставки до завершения кредитования.

Несмотря на название, услуги исламского банка Амаль в Казани доступны всем физическим или юридическим лицам в Российской Федерации. При заключении соглашения учитывается вероисповедание заявителя, по результатам опроса устанавливаются дополнительные требования. Так, клиента-мусульманина проверяет шариатский совет, с другими работает служба безопасности.

Финансовый дом Амаль внес разнообразие в российскую банковскую сферу, открыв перед гражданами полноценную альтернативу. Банк дорожит своей репутацией, и всегда выполняет взятые на себя обязательства, поэтому не стоит брезговать сотрудничеством с ним, если условия кажутся более выгодными, чем у других организаций.

Принцип работы

Инвесторы обратили свое внимание на исламский банкинг в тяжелых условиях кризиса, и все больше людей стремятся разобраться более детально в отличии данной системы от традиционного банкинга и финансовых инструментах ведения дел. Ближе всего к исламскому банкингу является такая банковская форма, как проектное инвестирование, связанное с долевым участием и разделом рисков

Такая методика предполагает, что исламский банк не получает проценты и должен более внимательно изучить клиента, обратившегося за инвестициями, его бизнес-план и проанализировать возможные риски.

В исламском банкинге категорически запрещаются операции со свопами, фьючерсами, а также операциями со всеми категориями услуг и товаров, которые еще не произведены – операции проводятся только с материальными ценностями и нематериальными, имеющимися на настоящий момент.

Если человек вкладывает деньги в исламский банк, то он дает эти деньги не под проценты, а инвестирует в полезное реальное дело, которое предполагает производство определенных товаров и услуг. Любые финансовые инструменты в исламе построены так, чтобы данное условие выполнялось, но также от данной деятельности была получена прибыль.

В этом и состоит отличие исламской банковской системы от капиталистической: традиционным банком покупаются и продаются денежные средства, а выгода финансовой деятельности получается от процента ссуды. Исламский банк для финансового бизнеса меняет кредитную основу на инвестиционную: исламский банк открывает счета и на них аккумулирует средства своих вкладчиков, за счет этих средств финансируются предприниматели, которые делят полученную в результате своей деятельности прибыль с банком, вместо выплат процентов.

Для исламского банкинга главным принципом является то, что вознаграждение вкладчика или банка изначально не является гарантированным  — это вознаграждение будет производным от той прибыли, которая будет получена в результате бизнеса. Экономический оборот не основывается на ссудном проценте, как это происходит в господствующей банковской системе.

Исламский банк строит свою работу на основном принципе, который предполагает, что деньги не могут возрастать при выдаче их в виде ссуды, поскольку они не являются товаром. Поэтому кредитор получит прибыль и может на нее рассчитывать только тогда, когда он будет вкладывать свои деньги в экономику, то есть будет создаваться реальная добавленная стоимость.

В исламе вне закона те депозиты и кредиты, которые применяются в обычном банке – то есть те, на которые начисляются проценты. Также является запретным процентные бумаги или облигации. 

Амаль движение

Амаль стал одним из самых важных отрядов мусульман-шиитов во время гражданской войны в Ливане . Он укрепился благодаря поддержке Сирии и благодаря ее связям с 300 000 шиитских внутренних беженцев из южного Ливана после израильских бомбардировок в начале 1980-х годов. Практические задачи Амаля были получить большее уважение к Ливану «s шиитского населения и выделению большей доли государственных ресурсов для шиитского доминирования южной части страны.

В расцвете сил ополчение насчитывало 14 000 человек. Амаль вел долгую кампанию против палестинских беженцев во время гражданской войны в Ливане (названной Войной лагерей ). После Войны лагерей Амаль вел кровавую битву против конкурирующей шиитской группировки Хезболла за контроль над Бейрутом , что спровоцировало сирийское военное вмешательство. Сама «Хезболла» была сформирована религиозными членами Амаля, которые ушли после того, как Набих Берри взял на себя полный контроль и после этого ушел в отставку большинство первых членов Амаля.

Лента новостей

20 января 1975 года T5, Ливанские отряды сопротивления (также называемые «Батальоны ливанского сопротивления» на английском языке) были сформированы как военное крыло Движения лишенных наследства под руководством ас-Садра. В 1978 году основатель Аль-Садр исчезает при загадочных обстоятельствах во время посещения Ливии . Его сменил Хусейн эль-Хуссейни в качестве лидера Амаля.

В 1979 году палестинские партизаны пытаются убить тогдашнего генерального секретаря Хусейна эль-Хусейни , запустив ракеты в его дом за пределами Бейрута .

В 1980 году Хусейн эль-Хуссейни ушел из руководства Амаля после того, как отказался «облить Амаль кровью» и сражаться вместе с ООП или любой другой фракцией.

В 1980 году Набих Берри стал одним из лидеров Амаля, что ознаменовало вступление Амаля в гражданскую войну в Ливане.

Летом 1982 года Хусейн Аль-Мусави , заместитель главы и официальный представитель «Амаль», отделился и сформировал исламистское исламское движение « Амаль ». В мае 1985 года начались ожесточенные бои между Амалом и палестинскими лагерными ополченцами за контроль над лагерями Сабра, Шатила и Бурдж-эль-Бараджнех в Бейруте, вызвав так называемую «войну лагерей», которая длилась до 1987 года.

В декабре 1985 года Набих Берри из Амаля, Валид Джумблат из Прогрессивной социалистической партии друзов и Эли Хобейка из Ливанских вооруженных сил подписали в Дамаске Трехстороннее соглашение, которое должно оказать сильное влияние на Дамаск в вопросах Ливана. Соглашение так и не вступило в силу из-за отставки Хобейки.

После « войны лагерей », против которой выступала « Хезболла», вспыхнули ожесточенные бои между « Хезболлой» и Амалом . Сирийские силы вошли в этот район, чтобы помочь Амаль против Хезболлы , сирийские войска убили десятки членов Хезболлы, в которых, по их утверждениям, члены напали на них, в то время как Хезболла заявила, что они были хладнокровно убиты. Бои между двумя фракциями продолжались до 1989 года.

22 февраля 1987 года в ходе так называемой «Войны под знаменем» по западному Бейруту распространилась жестокая битва ополченцев между военным крылом Друзской PSP , Народно-освободительной армией (НОА) и Амалом. Бои начались, когда член НОАК подошел к станции Channel 7 и заменил ливанский флаг флагом PSP, что было преднамеренной провокацией. Битва закончилась победой движения Амаль и восстановлением ливанского флага.

17 февраля 1988 года американский руководитель группы наблюдателей Организации Объединенных Наций по наблюдению за перемирием (ОНВУП) в Ливане подполковник Уильям Р. Хиггинс был похищен и позже убит после встречи с политическим лидером Амаль в Южном Ливане. Амаль ответил, начав кампанию против Хезболлы на юге. Считалось, что Хезболла похитила его; Хотя партия по сей день отрицает это и настаивает на том, что это было сделано для того, чтобы создать проблемы между ними и движением Амаль. В апреле 1988 года Амаль начал тотальную атаку на позиции «Хезболлы» на юге Ливана и южных пригородах Бейрута. В начале мая 1988 года «Хезболла» получила контроль над 80% шиитских пригородов Бейрута благодаря своевременным нападениям.

В 1989 году Амаль принял Таифское соглашение (в основном автором которого является Эль-Хуссейни), чтобы положить конец гражданской войне.

В сентябре 1991 года, на фоне контролируемого Сирией окончания гражданской войны в Ливане в октябре 1990 года, 2800 военнослужащих Амаля присоединились к ливанской армии.

Кредит по принципам ислама

Основное условие исламского банкинга – не брать проценты за кредит. Подобный принцип кредитования переняли киргизские и казахстанские частные банки. К слову, несколько лет назад Турция пережила финансовый кризис, в котором выстояли в основном финансовые учреждения, работающие по мусульманской модели. Как же работает подобный механизм и в чем интерес банкиров? Чем исламский опыт может быть полезен российским финансистам?

Появление первых исламских банков произошло в 70-х годах минувшего столетия. Предпосылками послужили развитие финансовой инфраструктуры и рост самосознания. Представитель ассоциации «Собрание» Адалет Джабиев формулирует основную мысль появления подобных кредитных организаций так: «Если есть банк, то он должен работать по законам шариата», поскольку исламом охвачены все стороны жизни человека, включая хозяйственное поведение.

Исламские банки развиваются быстрыми темпами, и с этим приходится считаться банкирам всего мира. Но многим европейским предпринимателям непонятна специфика исламского бизнеса, поэтому отношения с партнерами-мусульманами несколько осложнены. Финансовые эксперты признают значительный потенциал исламских институтов, однако они до сих пор во многом остаются «вещью в себе».

Весь инструментарий исламских банков направлен на то, чтобы обойти ссудный процент и обеспечить истинное партнерство между банком и клиентом. Деятельность финансистов должна соответствовать мусульманским канонам, гласящим, что брать или давать проценты – неправильно.
По законам шариата, деньги следует зарабатывать, а не взимать проценты, как наценку на товар. Мусульманские правоведы по-разному трактуют положения ислама, из-за чего деятельность одних банков может несколько отличаться от работы других. Но есть принципы, которые никто не берется оспаривать.

В первую очередь это касается беспроцентного кредитования. Ростовщичество (риба) по тяжести греховной в 70 крат превосходит прелюбодеяние (зина), поэтому ни один исламский банк не имеет прибылей от разницы между выданными и возвращенными заемными средствами. В то же время, как и западные банки, они имеют три своих надежных источника прибыли:

  • партнерское сотрудничество с объединением капиталов – ;
  • предоставление капитала для финансирования проекта – ;
  • благотворительный беспроцентный кредит — .

Механизм определения прибыли в исламских банках более точно учитывает степень участия каждого из партнеров в реализации проекта. Обычные процентные банки не принимают участия в производстве, довольствуясь законодательной гарантией возврата средств.

Западное банковское дело не принимается мусульманами еще и потому, что зачастую кредиторы не контролируют использование выданных средств. А ведь заемщик может пустить их на производство алкоголя, табака и других вещей, категорически запрещенных исламом.

Яркой особенностью мусульманского банковского дела, помимо прямого участия в прибылях и убытках финансируемых проектов, является покупка и продажа товаров. При этом деньги выполняют сугубо служебную функцию, являясь мерой стоимости. Например, мурабаха предполагает покупку банком товара по спецификации своего клиента с последующей перепродажей ему же с наценкой, которая и составляет доход финансового учреждения. При этом банк берет на себя все риски торговой операции.

Крупнейший европейский «Сосьете Женераль» и американский Ситибанк уже предоставляют своим клиентам услуги по принципам законов шариата. Есть вероятность, что в недалеком будущем подобные услуги будут доступны и жителям России.

Потенциальные риски

Весной одновременно два банка с арабскими корнями начали искать партнеров для завоевания российского рынка банковских услуг

Но в результате такой деятельности слышны и речи об осторожности. Почему именно так? Дело в том, что сейчас лидирующие позиции в этом секторе занимает ряд стран, которые сложно назвать дружелюбными по отношению к Российской Федерации

В первую очередь речь о Саудовской Аравии. Кроме этого, следует отметить Турцию, Катар, ОАЭ и Бахрейн. Каждое из этих государств отметилось той или иной поддержкой террористов, недружественным нам группировок и иными негативными аспектами взаимодействия. Поэтому существует риск, что банковская деятельность может выступать прикрытием для финансирования различных преступных элементов и всплеска насилия.

Халва Халяль от Совкомбанка

Если вы думаете о том, как получить кредит в исламском банке в Москве, рассмотрите продукт Совкомбанка, который создан с учетом потребностей мусульман. Халяль — разновидность карты рассрочки Халва, которая весьма востребована среди россиян.

Что предлагает Совкомбанк этой категории клиентов:

  • возможность приобретения товаров и услуг без процентов;
  • в перечне партнерских организаций Халвы Халяль числятся только компании, деятельность которых разрешена Шариатом.

Продукт Совкомбанка Халва Халяль был проверен и признан соответствующим шариату. Соответствующий документ размещен на сайте этого финансового продукта.

Карта рассрочки Халва Совкомбанк

Кред. лимит 350 000Р
Проц. ставка 0%
Рассрочка До 18 мес.
Стоимость 0 руб.
Кэшбек До 6%
Решение 5 минут

Карта рассрочки выдается в отделениях Совкомбанка, которые есть в том числе и в Москве (банк работает по всей России). Так как это не исламская организация, то при рассмотрении заявки учитываются стандартные критерии: кредитная история, уровень доходов и расходов, анкетные данные и пр. Справки для оформления продукта не нужны.

Как пользоваться картой Халва Халяль:

  1. При выдаче карты рассрочки Совкомбанк назовет лимит, в рамках которого клиент может приобретать товары в рассрочку. Одновременно можно иметь сколько угодно действующих рассрочек.
  2. Перечень партнеров, которые предоставляют услуги согласно нормам шариата, можно найти на сайте карты Халяль. Перечень обширный, затрагивает все сферы потребления.
  3. Совершаете покупки в партнерском магазине, оплачиваете картой рассрочки, то есть за счет заемных средств.

Несмотря на название, для пользования продуктом нужны привычные вещи: кредитная история, уровень доходов и расходов, анкетные данные

После оплаты покупки в личном кабинете заемщика появляется информация о рассрочке с графиком ее гашения. Если рассрочек открыто несколько, соответственно, и графиков будет больше.

Основные банковские продукты

  • Кард-уль-Хасан – ссуда без процентов;
  • Мурабаха – перепродажа товара с наценкой;
  • Мушарака — совместный бизнес;
  • Мудараба – долевое участие в прибылях и убытках;
  • Иджара – лизинг;
  • Иджара Тумма Аль Бай — аренда с правом на выкуп;
  • Сукук — исламские ценные бумаги;
  • Истисна — фьючерсы (соглашения на срок);
  • Хиба — премиальное участие;
  • Бай Битхаман Аджил — сделка с отсроченным платежом;
  • Бай уль-Ина — продажа с правом выкупа;
  • Вакала — агентские услуги;
  • Такафул — исламское страхование;
  • Вадиа — хранение ценностей в банке;
  • Бай Салям — авансовый платеж.

Кард-уль-Хасан

Беспроцентная ссуда предоставляется клиенту на определенный срок. При возвращении долга заемщик по собственному желанию может заплатить кредитору некоторую сумму добровольных премиальных (Хиба). Исламский банк никогда не требует вознаграждения – взаимоотношения с клиентами основаны на дружбе и доверии. Такой вид финансирования является возвратной материальной помощью нуждающимся людям, организациям, регионам. Зачастую беспроцентная ссуда предоставляется для хозяйственной деятельности фирмы – партнера банка.

Мурабаха

Перепродажа с торговой наценкой предполагает заключение договора между банком и клиентом о согласовании стоимости товаров и делении прибыли от их реализации. Банк приобретает определенный товар от имени клиента и перепродает ему же по завышенной цене. Обычно клиент частичными платежами погашает согласованную сумму.

Мушарака

Партнерство предусматривает подписание соглашения между банком и клиентом о совместном финансировании проекта. В соответствии с особым договором клиенту отчисляется доля прибыли по результатам личной предпринимательской деятельности, остальная часть дохода делится между банком и его партнером в соответствии с частями финансирования. Аналогичным пропорциональным образом распределяются и потери в случае неудачи. Управление проектом может взять на себя одна из сторон. Достоинство данного банковского продукта – в заранее обговоренных сторонами гибких соглашениях, касающихся формы управления и долей при распределении прибыли.

Мудараба

Участие в прибылях и убытках выражается в виде передачи части банковских средств опытному предпринимателю с хорошей репутацией (мударибу) для эффективного использования. На основании договора стороны делят доход от запущенных в оборот денег. Банк не контролирует повседневное управление проектом, однако при неудаче – терпит убытки. Мудариб в свою очередь не получает никакого вознаграждения за свой труд.

Иджара

Лизинг предусматривает двустороннее соглашение, по которому банк приобретает и сдает в аренду необходимое клиенту оборудование. Сроки аренды и размер платы согласовываются заранее. Собственником оборудования остается банк, который лишь продает право среднесрочного и долгосрочного пользования им своему клиенту. Данный продукт обычно используется для финансирования строительного и производственного секторов экономики.

Иджара Тумма Аль Бай

Аренда с правом выкупа похожа на лизинг, но к концу арендного срока клиент обязуется выкупить у банка эксплуатируемое имущество по заранее согласованной цене. Вместе с арендной платой клиент частично погашает и стоимость оборудования. В итоге к концу оговоренного срока он становится полноправным владельцем имущества. В ином случае клиент может внести всю сумму за оборудование в конце срока аренды.

Сукук

Эмиссия исламских ценных бумаг (эквивалент облигаций) позволяют клиенту получать прибыль от предпринимательской деятельности.

Истисна

Особенность такого финансирования состоит в наличии детального графика выполнения работ и неукоснительное следование срокам, суммам, качеству производства и т.д. Для выполнения работ клиент может привлекать третью сторону — субподрядчика, но сумма проекта должна остаться неизменной.

Истисна предполагает следующие этапы:

  1. Клиент делает заказ банку на постройку, создание или приобретение определенного имущества по конкретной цене, с учетом качества. При этом описание желаемого продукта должно пройти исламскую и экономическую экспертизу.
  2. При одобрении финансирования банк обязуется предоставить продукт клиенту в определенное время.
  3. Затем банк заключает соглашение с производителем, строительной компанией либо заводом о выполнении работ в указанный срок.
  4. Готовый объект сдается банку или клиенту, в зависимости от условий контракта.
  5. Клиент оплачивает банковские услуги по указанной в соглашении стоимости.

Представлены ли исламские банки в России?

Какая есть для этого база? По официальным оценкам, в Российской Федерации сейчас проживает более 25 миллионов мусульман. По оценкам миграционной службы, ещё около 3-5 млн человек пребывают на нелегальном положении. И ещё один факт. Население Российской Федерации продолжает расти уже не первый год. Но при этом основная этническая группа – славяне – падают в быстром пике. Их количество стабильно сокращается на 130-150 тысяч человек в год. А прирост осуществляется именно благодаря мусульманам. Причем как благодаря естественным процессам вроде рождения, так и официальной миграции, составляющей сотни тысяч человек в год

Поэтому неудивительно, что на такой быстрорастущий рынок было обращено внимание. Хотя и существует вероятность того, что мигрантов (как официалов, так и нелегалов) начнут массово выселять из страны, а в мусульманских районах будет введён жесткий контроль рождаемости по китайскому принципу «на одну семью ребёнок», параллельно с увеличением рождаемости в славянских семьях, но, скорее всего, исламский банк без процентов у нас появится, и даже не один

Тот же Сбербанк планирует, что первые подобные сделки могут состояться уже в сентябре или октябре.

Исламский банк в России

Сегодня на территории Российской Федерации еще не существует ни одного мусульманского банка. Однако стремление развивать данную систему все же имеется, появляются региональные компании, оказывающие услуги согласно законам шариата.

Также в Москве, Уфе, Нижнем Новгороде традиционные банки открыли «исламские окна», программы для вкладчиков-мусульман. Но они не могут полноценно соответствовать религиозным требованиям. По шариату деньги запрещается использовать для незаконной деятельности, христианство же этого не запрещает, поэтому вкладчики-мусульмане не могут быть уверены, что их деньги хранятся отдельно.

Клиентам предоставляется возможность открыть депозит, беспроцентный счет с получением кредитной карты Visa, осуществить вклад по договору «Мудараба».

Также казанские мусульмане могут воспользоваться услугами компании «ЮмартФинанс». Она осуществляет финансирование частных лиц, предоставляет возможность инвестировать или открыть сберегательный счет, не боясь, что деньги попадут «не туда».

Мусульманский банкинг на территории Российской Федерации развивается постепенно. На данный момент полностью удовлетворить спрос мусульманских предпринимателей на банковские услуги невозможно.

Исламские банки в современном финансовом мире

На сегодняшний день сукуков вращается в среднем на сумму до девяноста миллиардов долларов США. После того, как в 2008 году была выпущена фетва богословов ислама, которые признали, что 80% сукуков не соответствуют шариатским нормам, наблюдалось общее снижение объемов их эмиссии – от уровня 2007 года объемы снизились с пятидесяти до пятнадцати миллиардов долларов США. У сукуков существует нижняя граница объема заимствования, которая составляет сто миллионов долларов, она определяет целесообразность их эмиссии и одновременно является тем отрицательным фактором, который снижает привлекательность сукуков.

Любые предприниматели могут использовать мусульманские финансовые инструменты – вероисповедание их на это не влияет. По мнению аналитиков, рынок исламского финансирования, развивающийся активно в последние несколько десятилетий, является одним из самых перспективных.

Исламский банкинг является относительно молодой финансовой системой началом развития которой стало создание Исламского банка развития в 1975 году, а также создания Дубайского исламского банка. В Малайзии и почти во всех мусульманских странах исламские банки начали действовать в шестидесятых годах прошлого века.  В европейских странах исламские банки стали появляться сравнительно недавно, благодаря возросшему спросу европейских мусульман на оказание халяльных банковских услуг.Специфические продукты, способные заинтересовать мусульман, предлагает и ряд традиционных европейских банков – таких, как Societe Generale во Франции, а в городе Mannheim в Германии планируется открытие первого в стране мусульманского банка, который будет работать в полном соответствии с требованиями ислама и шариата.

По всему миру существует более трехсот исламских финансовых институтов. В России исламский банкинг представлен довольно слабо, если учитывать количество мусульман в России и количество заинтересованных в пользовании мусульманскими финансовыми продуктами человек.

https://youtube.com/watch?v=aIbL9_-mq4k

Кредиты Африке

Еще одним выходом для нефтедолларов стало предоставление займов и кредитов развивающимся странам — импортерам нефти. Еще в конце 70-х годов на эти цели было направлено 18 миллиардов долларов. Выступая по отношению к Советскому Союзу и странам Запада в роли «младшего брата», арабы охотно играли и играют роль богатых и важных региональных лидеров по отношению к странам третьего мира. В первую очередь — к африканским.

В отличие от западной помощи, финансовое содействие стран ОПЕК включает в себя весомый элемент льготности. К числу специализированных организаций, исключительной функцией которых является кредитование стран Африки, следует прежде всего отнести созданный в 1974 году Арабский банк для экономического развития Африки. Капитал банка был сформирован преимущественно за счет взносов Саудовской Аравии, Ливии и Ирака. Из средств банка выделяются льготные ссуды на финансирование строительства различных объектов в странах Африки.

В том же году под эгидой Лиги арабских государств был создан Арабский фонд обеспечения займов для африканских стран. А через несколько лет появился еще и Арабский фонд технической помощи арабским и африканским странам.

На этих действиях опять же сильно сказалась мировая революция цен на жидкое топливо. Если, например, за период с 1967 по 1973 год страны третьего мира получили от арабских государств — экспортеров нефти в общей сложности 3 миллиарда долларов, то только в 1975 году, в самый разгар революции, -11‚5 миллиарда.

В дальнейшем финансовая помощь стран — членов ОПЕК другим молодым государствам стабилизировалась в районе 4.5 — 5.5 миллиарда долларов в год. При этом основная доля средств, поступающих в африканские «банановые республики» из стран ОПЕК, проходит по двусторонним каналам. Те же ливийцы существенную часть своих субсидий и кредитов направляли в страны Тропической Африки, причем среди наиболее крупных получателей этих средств выделялись государства социалистической ориентации, как, например, Ангола.

На Мадагаскаре ливийская сторона финансировала разработку бокситов, производство сахара и дорожно-транспортное строительство. В числе других африканских стран финансовое содействие было оказано Мали, Нигеру, Чаду, Уганде, Гвинее, Того, а также Эфиопии, Гамбии, Либерии, Руанде и другим государствам.

С каждой из первых шести стран Ливия основала ряд совместных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а в пяти из них (кроме Гвинеи) были учреждены банки развития с 51% ливийского капитала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector