Коррупция в правоохранительных органах. причины коррупции. понятие коррупции в российском законодательстве

Дело Александра Хорошавина

Губернатор Сахалина Александр Хорошавин был задержан 4 марта 2015 года на своем рабочем месте сотрудниками московского отдела ФСБ РФ. В его квартирах прошли обыски, в ходе которых, по данным СК, был обнаружен 1 млрд рублей наличными, 800 ювелирных изделий, а также ручка стоимостью 36 млн рублей.

Хорошавина обвинили в получении взяток на общую сумму в 522 млн рублей. Следствие считает, что свыше 77 млн рублей он легализовал, зачислив на банковские карты и купив валюту. 25 марта 2015 года Хорошавин, находившийся в СИЗО, был снят с должности указом президента. В ходе прений 28 ноября прокуратура попросила назначить экс-губернатору наказание в виде 13 лет лишения свободы в колонии строгого режима.

Приговор экс-главе Сахалина будет оглашен 22 января 2018 года. 7. Дело Вячеслава Гайзера В сентябре 2015 года стало известно об уголовном деле против главы Коми Вячеслава Гайзера. По версии следствия, он являлся одним из руководителей преступного сообщества, которое совершило тяжкие преступления, направленные «на завладение преступным путем государственным имуществом».

Помимо Гайзера фигурантами дела являются 10 человек, в том числе его бывший заместитель Алексей Чернов, председатель Госсовета Республики Коми Игорь Ковзель, член Совета Федерации РФ — представитель от правительства Коми Владимир Торлопов. Их обвиняют в создании и участии в преступном сообществе, получении взяток, мошенничестве и легализации имущества, полученного преступным путем.

Гайзер был задержан 19 сентября 2015 года, на следующий день Басманный суд Москвы санкционировал его арест. Через полторы недели Путин подписал указ об отставке чиновника. Сам Гайзер свою вину не признает. Процесс по резонансному делу начался в середине декабря.

Дело Евгения Урлашова

В ночь на 3 июля 2013 года сотрудниками подразделения МВД по экономической безопасности был задержан мэр Ярославля Евгений Урлашов. Чиновника обвинили в покушении на вымогательство взятки размером 14 млн рублей. По версии следствия, он вымогал у предпринимателей взятки за содействие.

За несколько дней до задержания Урлашов провел митинг против партии «Единая Россия», на котором заявил о намерении участвовать в выборах областного уровня. Ряд политиков и общественных деятелей назвали преследование чиновника «заказным».

Тем не менее, 3 августа 2016 года Кировский суд Ярославля приговорил Урлашова к 12,5 годам лишения свободы. Областной суд оставил решение в силе, в связи с чем полномочия Урлашова в качестве мэра были прекращены.

Приговор главе Ярославля стал самым жестким в истории в отношении руководителей российских городов.

Признаки коррупции

Разобравшись с тем, что такое коррупция, стоит выделить основные признаки этого явления:

  1. Сложность и системность. Это многогранная проблема вертикально-горизонтального взаимодействия членов общества.
  2. Наличие сговора при подкупе и продажности. То есть это двусторонний или даже многосторонний процесс, выражающийся в преднамеренной договоренности группы лиц в даче взятки и получении после этого определенных выгод и преференций.
  3. Корыстный умысел лиц, вступающий в такое незаконное взаимодействие. Нередко он носит системный принудительный характер, когда мелкие госслужащие, получив взятку, «делятся» этим доходом с вышестоящим начальством.
  4. Использование лицом своих официальных полномочий и возможностей госоргана вне интересов широких общественных масс.

ТОП смертельного взяточничества в России

Коррупция убивает людей: ТОП смертельного взяточничества в
России – ужасающие случаи отмывания денег, которые привели к человеческим жертвам
. Все знают, что власть ворует. Даже в Подмосковье нет дорог нормальных, простые трудяги сидят без газа и канализации, а по соседству вырастают усадьбы и дома чиновников. Однако, одно дело – плохая дорога, а другое – молодая жизнь. Так вот вам, уважаемые, фактические доказательства того, что взяточник – это убийца. 

Итак, случаи наиболее вопиющей коррупции в России за
последние годы.

Обрушение казармы в Омске

В 2015 году коррупция лишила жизни 24 солдата срочной службы в
поселке Светлый под Омском. Причем пацаны погибли, можно сказать, из самой
элиты российской армии – это было подразделение ВДВ. Здание было построено
практически без раствора, перекрытия не выдержали, и средняя часть сложилась,
как карточный домик.

В 2013 году казарма была отремонтирована, потрачены колоссальные
деньги на капитальный ремонт. Сделан он был типично по-российски – на обветшалую
конструкцию навесили вентилируемый фасад, который, собственно, и спровоцировал
обрушение этого старья, давно подлежащего сносу. 

Стоимость работ по капремонту казармы составила 78,8 млн.
рублей.

Гибель детей на Сямозере

В 2016 году коррупция унесла жизни 14 школьников в Карелии – их
отправили на отдых в лагерь на Сямозере, который не отвечал даже малейшим
требованиям санитарии и безопасности. Даже канализация на этом детском «курорте»
сливалась прямо в водоем неподалеку от места для купания.

Руководство лагеря выиграло фиктивный тендер, а проверяющие «ничего
не заметили». Детей отправили в водный поход накануне бури, в результате плот и
каноэ перевернулись. На роль сопровождающих детей выделили девчонок-студенток,
которые не имели инструкторской подготовки и не могли даже толком управлять
лодками. На 300 детей в Сямозере был один медик, у которого не было лекарств. 

Ежегодная прибыль лагеря составляла около 43 миллионов
рублей. 

Пожар в «Хромой Лошади» 

В 2009 году казнокрадство в Перми убило 156 человек. Ночной клуб
отделали пенопластом, высокотоксичной пластмассой, ивовыми прутьями и холстом,
внутри отсутствовало аварийное освещение, но пожарная инспекция все это
приняла. Вершиной идиотизма стала идея организаторов провести внутри фейерверк.
В результате этого возник сильный пожар с выделением токсичного дыма, погас
свет, люди просто не смогли эвакуироваться.

Доход от «Хромой Лошади» составлял приблизительно 12
миллионов рублей в год, какой размер взятки дали пожарной инспекции осталось
тайной.

В реальности счет идет на сотни тысяч…

Это все – примеры, когда взяточничество приводит к смерти
напрямую. Но 90% примеров коррупции со смертельным исходом являются скрытыми. Мы
даже не замечаем всей глубины этой заразы. 

Вот, к примеру, миллионы рублей ежегодно отмывают на
строительстве дорог. Асфальт не держится даже в течение года. И вот статистика
– в России ежегодно в ДТП из-за плохих дорожных условий гибнет около 1500
человек, и еще 14000 остаются ранеными. 

А сами 35000 смертей в ДТП? Ведь большую часть из них тоже
можно было бы предотвратить, если на отмытые деньги увеличить количество
радаров, экипажей ДПС, улучшить дорожную разметку, и так далее.

Около 100 тысяч человек в РФ ежегодно умирает из-за
некачественной врачебной помощи. На практике – еще больше. Все знают, что в
реанимации часто не хватает коек, и когда туда поступает 70-летняя женщина,
врачи часто даже и не хотят ею заниматься. В глубинке в больницах иногда нет
даже лабораторий, работать за копейки никто не хочет, как тут поставить диагноз
вовремя? И ведь это чья-то жизнь…

А спайсы, наркотики, торговля некачественными и
просроченными продуктами питания, токсичными стройматериалами, промтоварами без
сертификатов? Все это делается под носом у надзорных органов, и всему виной –
коррупция. 

Россия на 110-м месте по продолжительности жизни, люди умирают на 15 лет раньше, чем в развитых странах. И отмывание денег здесь тоже играет не последнюю роль. Из-за воров-чиновников, фиктивных тендеров, дач, виолончелей, часов, Мэйбахов – из-за всего этого народ получает меньшую зарплату, соответственно, хуже питается и экономит на лекарствах.

Так что взяточничество действует похлеще любой войны, и те,
кто поддерживают политиков-коррупционеров своими голосами на выборах,
становятся соучастниками коррупционного террора.

Теги:коррупция

Куда сообщить о коррупции

Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.

Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение. Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным

И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте

Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.

Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.

Борьба с коррупцией

В глобализованном мире общество еще не нашло оптимальный метод борьбы с коррупцией, который бы раз и навсегда пресекал такую незаконную деятельность чиновников. Однако, постоянно идет разработка таких структур, признан даже Международный день борьбы с коррупцией, отмечаемый ежегодно 9 декабря.

В некоторых странах, таких как Сингапур, Португалия, Швеция и Гонконг были достигнуты определенные успехи в этом направлении. В этих государствах уровень коррупции предельно низок благодаря использованию комплекса мероприятий:

  1. Создание системы внутреннего контроля, при котором в самом госоргане работают внутренние механизмы и стимулы для честного функционирования.
  2. Успешного функционирования органов внешнего контроля: независимых судов, свободной работы СМИ и прочего.
  3. Демократическая система независимых выборов.
  4. Меры общего характера, такие как информационная информированность граждан, открытость действий госорганов и прочее.

Принципы противодействия коррупции

В каждом государстве противодействие коррупции строится на общепризнанных принципах:

  1. Признании, обеспечении и защите основных прав и свобод граждан демократического государства.
  2. Законности.
  3. Публичности и открытости функционирования госорганов.
  4. Неотвратимости административных, уголовных или дисциплинарных наказаний за взяточничество и иные аналогичные правонарушения.
  5. Комплексности использования всех имеющихся мер противодействия.
  6. Приоритетности применения мер по предупреждению подобных правонарушений.
  7. Сотрудничества государства и институтов гражданского общества.

Отдел по борьбе с коррупцией

Во многих государствах при министерстве внутренних дел функционирует специализированный орган или комитет по борьбе с коррупцией в рамках ратификации Конвенции ООН против коррупции. В России, например, этим занимается Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК МВД России). К перечню полномочий такого органа можно отнести:

  1. Борьбу с преступлениями в сфере экономики и коррупции.
  2. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.
  3. Документирование преступлений коррупционной и экономической направленности и прочее.

Методы борьбы с коррупцией

Среди эффективных методов того, как бороться с коррупцией, можно выделить следующие:

  1. Идеологическую пропаганду и информационную работу с населением, нацеленную на донесение информации о преступности коррупции и необходимости сообщения о выявленных фактах. Для этого должны быть организованы эффективные «горячие анонимные линии» при специализированных органах надзора.
  2. Тщательная многоступенчатая проверка кандидата при назначении на государственную должность.
  3. Повышение социальной защищенности госслужащих, и разработка мер социальной поддержки их семей.
  4. Разработка антикоррупционного законодательства с четко разработанной и действующей системой административных, дисциплинарных и уголовных наказаний.
  5. Формирование независимых СМИ.
  6. Лишение чиновников и их семей принципа неприкосновенности и введение презумпции виновности при подозрении на коррупционную деятельность.

Коррупционные методы

Для достижения своих целей коррупционеры используют множество инструментов. Чаще всего встречаются:

  1. Взятки и подкуп. Это самое распространенное средство влияния на чиновников. Виды передаваемых благ в обмен на нужное решение очень разнообразны. Это деньги, подарки, сексуальные услуги, развлечения, занятость, льготы, политические выгоды, доли компаний.К взяточничеству относятся и так называемые «откаты» — получение доли взамен на предоставление государственного контракта.

Расхищение, воровство – коррупционные инструменты должностных лиц, имеющих доступ к материальным ценностям или контролирующих активы. Примеры включают вывод денег в теневые структуры – оффшоры (что это такое?), фирмы-однодневки, а затем передачу средств коррумпированным сотрудникам.
Вымогательство и шантаж. Способ достижения целей с помощью угроз. Вымогатели могут угрожать применением насилия, совершением преступления, обнародованием поступков или предоставлением ложной информации.
Еще один распространенный коррупционный метод – мошенничество. Подразумевает обман владельцев активов, с целью завладения их имуществом.
Фаворитизм, кумовство, непотизм – предоставление должностей, привилегий или иных благ лицам, не обладающим должными качествами.
Лобби – поддержка, отраслей, регионов, предприятий или социальных групп в законодательных органах власти.
Злоупотребление полномочиями – принятие неправомочных решений в силу принадлежности к власти. Например, отклонение дела судьей по надуманным причинам, или разрешение провоза запрещенных вещей через границу.

Дело Николая Аксененко

Когда Россия только-только вступала в эпоху стабильности, стало известно о преследовании бывшего вице-премьера и министра путей сообщения Николая Аксененко. В октябре 2001 года чиновник был вызван в Генеральную прокуратуру, где ему было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий и нецелевом использовании средств железнодорожных предприятий.

По версии следствия, Аксененко незаконно тратил на содержание центрального аппарата Министерства путей сообщений прибыль железных дорог, перечисленную в ведомственные фонды образования и здравоохранения. Как заявили в ГП, действия чиновника нанесли ущерб более чем в 11 млрд рублей.

В январе 2002 года премьер-министр Михаил Касьянов в ходе встречи с президентом Владимиром Путиным выступил с предложением об освобождении Аксененко от должности министра. В тот же день президент подписал соответствующий указ. В 2003 году уголовное дело было направлено в суд, однако до приговора дело не дошло.

Аксененко умер 20 июля 2005 года в мюнхенской клинике от лейкемии. Его похоронили на территории Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.

Последствия развития коррупции

Чтобы подытожить результат широкого проникновения взяточничества в слои общества, я рассмотрю три сферы государственной жизни в отдельности. Это позволит сформировать четкое понимание, к чему приводит злоупотребление должностными возможностями. Если, конечно, правительство не будет своевременно пресекать подобные проявления и не откажется разрабатывать план противодействия коррупции.

Сферы
Политическая Экономическая Социальная
закон перестанет быть верховным регулятором резкое повышение коммерческих и финансовых рисков увеличение числа людей живущих за чертой бедности, усиление контраста неравенства
демократия прекратит свое существование в качестве государственного строя расходование ресурсов и распределение фондов будет неэффективным власть оказывается неспособной решать гражданские проблемы, так как бюджет истощен бесчисленными «откатами»
политика вместо развития государства будет поддерживать олигархическую структуру власти частная выгода окажется важнее общего результата производства рост преступности на фоне полной безнаказанности реальных мошенников
доверие к руководству страны существенно снизится ведение бизнеса станет провальным с самого начала из-за сильно выросших инвестиционных и временных издержек усиление влияния со стороны мафиозных структур
начнется этап разделения общества и отчуждения слоев друг от друга неконтролируемая инфляция и повышение цен общественность теряет веру в правовые возможности руководства страны
судебные и политические институты окажутся неэффективны активное развитие теневых компонентов экономики, снижение налоговых поступлений в бюджет ослабевают нравственность и мораль
престиж государства в мировом масштабе ощутимо упадет внутригосударственные инвестиции сильно уменьшатся, что приведет к ухудшению финансового климата возникновение напряжения в социуме, нарастающее количество митингов и массовых выступлений
полностью исчезнет здоровое соперничество на политической арене искоренение конкуренции в пользу монополизации  
крах текущего строя страны остановка развития экономики государства  
  упадок в стране  

В некоторых случаях коррупцию можно считать аналогом смазки, ускоряющей экономические процессы, как полагают исследователи.

Вот пара примеров столь необычного развития событий.

Иностранная компания планирует развернуть масштабный и довольно перспективный энергетический проект на территории государства с развитой коррупцией. Как правило, в таких странах практически полностью отсутствует верховенство закона и начальная инфраструктура. На результаты финансовой деятельности корпорации могут начать покушаться как группировки государственного масштаба, так и представители местного управления. И сотрудничество с наиболее сильной стороной обеспечит фирме необходимую поддержку и защиту от всевозможных претензий. Такие отношения точно нельзя назвать правовыми. Однако без них компании пришлось бы намного сложнее. Именно это и произошло с брендом Exxon (компания занимается добычей и транспортировкой энергонасителей), когда в поле его деятельности попала Ангола. Руководству пришлось наладить связи со множеством группировок, чтобы в итоге фирма получила доступ к базовым инфраструктурам. При этом само государство таким уровнем влияния не обладало. В результате образования новых коррупционных отношений каждый получил некоторые плюсы: бренд Exxon смог стабильно функционировать на территории Анголы, а страна, в свою очередь, получила плюсы для экономики.

В качестве второго примера я возьму Латинскую Америку. В большинстве государств компании работают исключительно в подпольном режиме из-за ломовой стоимости официальной лицензии. И без взяток в данном случае не обойтись. Однако компаниями намного дешевле обойдется вручить «подарок» нужному должностному лицу, чем преодолевать кучу проволочек. Тем более что сумма устанавливается в зависимости от рентабельности бизнеса, а сам взнос считается полностью добровольным. Теорию о пользе таких отношений поддерживает и Сьюзан Роуз-Аккерман, издавшая популярную книгу «Коррупция и государство».

Однако исключение в основном только подтверждает правило. Использование служебного положения для собственного обогащения во вред всему остальному неизбежно влечет за собой негативные последствия. Особенно, когда речь идет о суммах в несколько миллиардов, да еще и в иностранной валюте. Д. Хьюстон утверждает, что в более развитых странах, чем в приведенных мною примерах, негативное воздействие нарушений закона оказывается сильнее почти в 100 раз.

Что нужно сделать, чтобы коррупции не было

Наука считает, что полностью избавиться от коррупции невозможно – когда у одного человека есть полномочия, а у другого деньги и потребность обойти закон, вряд ли что-то может помешать этим двоим. Даже самые нетерпимые к коррупции страны (вроде Китая с его смертными казнями для взяточников) все равно еще очень далеки от решения данной проблемы.

Поэтому борьба с коррупцией обычно ведется на двух уровнях:

  • выявление фактов взяточничества, подкупа и нарушений антикоррупционного законодательства. Суть в том, что это касается случаев коррупции, которые уже произошли;
  • создание условий для профилактики коррупции.

С первым пунктом все понятно, более 10 тысяч осужденных и 30 тысяч уголовных дел в год говорят сами за себя – факты коррупционных преступлений вскрываются часто, во многих случаях дело доводят до реальных тюремных сроков.

Что же касается профилактики, то таких инструментов существует масса, например:

  • повсеместное внедрение электронных сервисов и госуслуг. Чем меньше граждане контактируют с чиновниками, тем меньше шансов для коррупции. В России здесь есть неплохой прогресс – на «Госуслугах» зарегистрировались более 100 миллионов россиян;
  • внедрение максимально прозрачных государственных закупок. Здесь есть и успехи (большинство торгов открыты и доступны всем), и недостатки (есть определенных процент закрытых закупок, которые не раскрываются);
  • камеры на дорогах вместо инспекторов ГИБДД. В России камер огромное количество, но это иногда приводит к обратному эффекту: водители по факту воспринимают штрафы как плату за легальное нарушение ПДД;
  • всеобщее декларирование не только доходов, но и расходов для чиновников. В России пока существует только первая часть;
  • пропаганда тотального отказа от взяток. В России это тоже есть, но россиян «исправить» не так уж просто.

По сути, если даже государство не может побороть коррупцию полностью, ее нужно снизить до такого уровня, чтобы среднестатистический гражданин ее попросту не замечал.

Однако еще остается топ-коррупция (которую гражданин как раз может и не замечать), которая во многом является причиной низких позиций России в международном «Индексе восприятия коррупции» от Transparency International. И побороть коррупцию на высшем уровне будет чуть сложнее, чем зарегистрировать 100 миллионов человек на «Госуслугах»…

Сферы распространения

Правоохранительные органы проводят тщательный анализ ситуации, определяют области, в которых наиболее распространены преступления. На основании полученных результатов разрабатываются формы и методы борьбы с коррупцией. К сферам, в которых наиболее распространены преступные действия, следует отнести:

  1. ЖКХ. Как показывают опросы, проведенные среди граждан, жилищно-коммунальное хозяйство считается в обществе самым коррумпированным. На первый взгляд, развитие рынка недвижимости должно было привести к снижению рисков, однако этого все еще не произошло.
  2. Правоохранительные структуры. По мнению населения, эти органы занимают второе место по коррумпированности. Как показывает статистика, за несколько последних лет среди субъектов, привлеченных к ответственности за подкуп и получение незаконного вознаграждения, четверть составляют сотрудники правоохранительных структур. Большую часть из этой доли составляют работники ГИБДД. Кроме этого, распространено взяточничество при оформлении регистрации, выдаче водительских удостоверений, разрешений на оружие.
  3. Налоговая и таможенная сферы. Эти области деятельности считаются самыми «перспективными» для низовых коррупционеров.
  4. Военный призыв. Как показывают предварительные подсчеты, больше половины юношей, освобожденных от службы, добились этого через взятку.

Особенности взаимодействия населения и власти

Как правило, отношения «гражданин-чиновник» возникают в двух случаях. Первый связан с обязанностью власти предоставить населению определенные услуги. Это может быть, к примеру, выдача разрешения, предоставление справки и пр. В таких ситуациях предрасполагающими к коррупции факторами выступают:

  1. Наличие широкого ассортимента государственных услуг, на которые распространяется разрешительный принцип.
  2. Незнание населением своих прав, а также обязанностей чиновников.
  3. Сокрытие служащими информации о правовом статусе, возможностях граждан, а также о своей ответственности перед ними.
  4. Сложность бюрократических процедур.
  5. Монополизация ведомствами сферы услуг.
  6. Структурная специфика властных органов, при которой одно госучреждение имеет полномочия на принятие решений и обслуживание населения.

Вторым является случай, когда властные органы, исполняя ограничивающую и регулирующую функции, обязывают гражданина поделиться ресурсами с государством в рамках взыскания с него бюджетных платежей, наложения штрафов за нарушения действующих предписаний. В этой ситуации предпосылками для развития коррупции выступают отсутствие удобства при реализации людьми своих обязанностей, неадекватность денежных санкций, толкающих на уклонение от их отчисления посредством дачи взятки.

Обрушение казармы в Омске

В 2015 году коррупция лишила жизни 24 солдата срочной службы в
поселке Светлый под Омском. Причем пацаны погибли, можно сказать, из самой
элиты российской армии – это было подразделение ВДВ. Здание было построено
практически без раствора, перекрытия не выдержали, и средняя часть сложилась,
как карточный домик.

В 2013 году казарма была отремонтирована, потрачены колоссальные
деньги на капитальный ремонт. Сделан он был типично по-российски – на обветшалую
конструкцию навесили вентилируемый фасад, который, собственно, и спровоцировал
обрушение этого старья, давно подлежащего сносу. 

Стоимость работ по капремонту казармы составила 78,8 млн.
рублей.

Причины коррупции в органах правоохраны

Коррупция в правоохранительных органах имеет ряд объективных и необъективных причин. К объективным причинам стоит отнести:

  • недостаточно хорошо проработанный закон о противодействии коррупции;
  • относительную терпимость работников правоохранительных органов к коррупции и к ее проявлениям;
  • крайне низкий уровень правовой культуры (прививаемой в школах и высших учебных заведениях);
  • некачественную надзорно-контрольная деятельность в сфере правоохранительных органов;
  • низкий уровень заработной платы у работников обозначенных инстанций.

Последняя объективная причина и вовсе представляет собой замкнутый круг. С одной стороны, коррупционные проявления являются настолько частыми из-за низкой зарплаты сотрудников (тем более в сравнении с другими странами). С другой стороны, именно коррупция является основным препятствием к повышению минимальной зарплаты, улучшению благосостояния народа и т. д. Стоит также обозначить субъективные причины, вследствие которых столь масштабным представляется сегодня такое явление, как коррупция в правоохранительных органах. Эксперты здесь выделяют:

  • Чувство безнаказанности за свои поступки. Напрямую связано с неэффективной контрольно-надзорной деятельностью определенных органов. Сюда же стоит отнести такой способствующий коррупционным действиям фактор, как статус неприкосновенности депутата или судей, значительно повышающий чувство безнаказанности.
  • Жадность и корысть. Эти субъективные факторы также связаны с одним объективным — низкой заработной платой сотрудников. Когда уровень жизни у работников и так высокий, мотивация воровать становится немного ниже. Простой пример — европейский страны. В Дании, Швеции, Финляндии и многих других западных государствах уровень взяточничества предельно низок. А причина тому проста: строгий контроль и достойные зарплаты.
  • Дурной пример коллег. Принцип «все воруют, и я ворую» был услышан судами десятки миллионов раз. Срабатывает и конформизм, и нежелание оставаться белой вороной.

Таким образом, субъективные причины коррупции связаны в первую очередь с личностью преступника, а не со всей системой. Все представленные источники взяточничества помогают составить программу о противодействии коррупции. О ней будет рассказано далее.

Особые случаи

На практике отмечаются ситуации, когда органы власти оказывают прямое силовое воздействие на предприятия для устранения конкурентов «дружественных» им предприятий. Как правило, такие случаи распространены в прибыльных экономических сферах – торговля ГСМ и металлом, строительство. Конкуренты устраняются с рынка с помощью официальных мер. Например, это могут быть постоянные проверки, вызов налоговой инспекции, запрещение передачи участка в аренду и так далее. Во всех таких случаях властные органы осуществляют самостоятельное принудительное распределение экономических ниш, отдавая наиболее прибыльные рыночные сектора «дружественным» компаниям. Последние, в свою очередь, отчисляют часть сверхприбыли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector