Коррупция и способы борьбы с ней

Коррупционные методы

Для достижения своих целей коррупционеры используют множество инструментов. Чаще всего встречаются:

  1. Взятки и подкуп. Это самое распространенное средство влияния на чиновников. Виды передаваемых благ в обмен на нужное решение очень разнообразны. Это деньги, подарки, сексуальные услуги, развлечения, занятость, льготы, политические выгоды, доли компаний.К взяточничеству относятся и так называемые «откаты» — получение доли взамен на предоставление государственного контракта.

Расхищение, воровство – коррупционные инструменты должностных лиц, имеющих доступ к материальным ценностям или контролирующих активы. Примеры включают вывод денег в теневые структуры – оффшоры (что это такое?), фирмы-однодневки, а затем передачу средств коррумпированным сотрудникам.
Вымогательство и шантаж. Способ достижения целей с помощью угроз. Вымогатели могут угрожать применением насилия, совершением преступления, обнародованием поступков или предоставлением ложной информации.
Еще один распространенный коррупционный метод – мошенничество. Подразумевает обман владельцев активов, с целью завладения их имуществом.
Фаворитизм, кумовство, непотизм – предоставление должностей, привилегий или иных благ лицам, не обладающим должными качествами.
Лобби – поддержка, отраслей, регионов, предприятий или социальных групп в законодательных органах власти.
Злоупотребление полномочиями – принятие неправомочных решений в силу принадлежности к власти. Например, отклонение дела судьей по надуманным причинам, или разрешение провоза запрещенных вещей через границу.

Деятельность несистемной оппозиции

Основная статья: Фейлы оппозиции

Главным лозунгом российской белоленточной оппозиции является бескомпромиссная борьба с коррупцией в России: по их мнению, это главная проблема в стране. Согласно утверждениям оппозиционных лидеров, Россия поражена коррупцией полностью, и уровень поражения с каждым годом всё возрастает.

В своей «борьбе» с коррупционерами оппозиция использует принятые властями законы. Так, например, известный проект «Роспил» существует исключительно благодаря подписанному Путиным в 2005 году закону 94-ФЗ, а истории с нахождением зарубежной недвижимости у политиков стали возможны только после запрета последним иметь недекларированное имущество за рубежом.

Больше выявлять

С января по июль 2021 года число коррупционных преступлений по сравнению с аналогичным периодом 2020-го возросло на 16,5%. Об этом сказано в отчете, размещенном на портале правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. А размер ущерба, причиненного такими преступлениями, увеличился с 32,4 млрд рублей до 39,4 млрд, отметили на сайте ведомства. В целом же, по данным Генпрокуратуры, в этом году зафиксировано максимальное за восемь лет число выявленных преступлений коррупционной направленности — 24,5 тыс.

При этом пойманные на коррупции стали значительно чаще добровольно возмещать причиненный ущерб — деньгами или незаконно нажитым имуществом. В январе-июле прошлого года они вернули 3,5 млрд рублей, а в нынешнем году — 9,9 млрд рублей. Практически втрое (с 16,6 млрд рублей до 45 млрд рублей) увеличилась стоимость активов, на которые наложен арест, говорится в отчете.

В Генпрокуратуре подчеркнули, что около половины коррупционных преступлений приходится на взяточничество. Массив выявленных преступлений, связанных со ним, по сравнению с первыми семью месяцами 2020-го увеличился более чем на четверть (27,4%).

Дать и взять

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

По данным МВД, предоставленным «Известиям», за семь месяцев 2021 года в России зарегистрировали 2981 факт дачи взятки (ст. 291 УК РФ), 3485 фактов получения взятки (ст. 290 УК РФ) и 1398 фактов посредничества во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

В каждом третьем случае размер взятки не превышает 10 тыс. рублей, уточняется на портале правовой статистики Генпрокуратуры. Наибольшее число «мелких» взяток за семь месяцев 2021 года зарегистрировано в Пермском (240, рост в 3,3 раза) и Ставропольском (169, рост в 1,5 раза) краях, а также в Санкт-Петербурге (135, рост в пять раз).

За семь месяцев 2021 года больше всего эпизодов дачи взятки (любого размера) зафиксировано в Татарстане (195), Москве (157) и Московской области (146). Столица также оказалась среди антилидеров и по количеству фактов получения взяток (235). В топ рейтинга также попали Краснодарский край (196) и Санкт-Петербург (125).

За весь прошлый год правоохранительные органы выявили 3649 случаев дачи взятки и 4174 случая получения взятки, сообщается на правовом портале Генпрокуратуры.

Основные направления в российской коррупции

Специалисты констатируют следующий факт: коррупция в России имеет сложный, можно сказать, комплексный характер. Это позволяет разделить ее на четыре основных направления:

  1. Отклонение от правовых норм поведения госслужащих (в том числе и служебных, и этических) – сюда относят взяточничество.
  2. Связь с социально-экономическими отношениями – представлена как элемент купли-продажи (то есть торг).
  3. Экономический и политический захват власти на всех уровнях (начиная с криминального теневого бизнеса) – на данный момент можно наблюдать такое коррупционное направление в нашей стране как в явном, так и неявном проявлении:
    • рейдерские захваты;
    • распродажа собственности государства;
    • деструктивные движения политической направленности и т. д.
  4. Борьба за право управлять слоями населения (в широком смысле) в корыстных целях с помощью муниципальных властей и их административного аппарата – в данном случае коррупционером будет выступать служащий/чиновник.

Любое ее проявление на местах влечет за собой негативные результаты, которые не замедлят проявиться в бесконтрольности административного аппарата руководящих работников, бюрократизацию общества и произвол в администрации. Но если коррупционные отклонения в системе законодательства нашего государства начать контролировать с постоянной регулярностью, то их можно обратить в пользу общества и всей страны.

Наиболее коррумпированные сферы

Transparency International — неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию ее уровня по всему миру; ежегодно публикует отчёт, где представлены результаты исследования, а также рассчитан «Индекс восприятия коррупции» практически для всех стран мира.

Согласно отчёту Transparency International, в таких странах, как Украина, Казахстан и Россия, многие граждане признаются, что они не только хоть раз в жизни были вынуждены дать взятку, но и также регулярно вынуждены платить так называемые «благотворительные» взносы.

В отчёте «Барометр мировой коррупции» сообщается, что взяточничество особенно процветает в органах государственной власти, в сфере госзакупок, в образовании, в здравоохранении, в правоохранительных органах, в таможенных органах, в полиции, в судах, в вооружённых силах, в строительстве и в спорте. Более того, оказалось, что даже среди священнослужителей есть коррупция. Результаты исследований продемонстрировали, что она успешно развивается также и в сфере ЖКХ.

Коррупция в России

Из таблицы выше, видно что Россия по состоянию к 2020 году входит в топ 30 самых коррумпированных стран мира. Несмотря на громкие призывы к борьбе с коррупцией и понимание проблемы, индекс восприятия коррупции согласно исследованиям Transparency International не менялся значительно последние 20 лет. На основе их данных я подсчитал коэффициент, который отражает позиции России в рейтинге стран мира за последние несколько лет. На основе подсчитанного коэффициента получилась следующая динамика уровня коррупции в России с 1996 года.


Динамика уровня коррупции в России относительно других стран мира. Чем выше коэффициент — тем выше уровень коррупции в России и хуже позиция относительно других стран мира.

Коррупция в России имеет глубокие исторические корни, так первые упоминания снисходят еще к 14 веку. В те времена взяточничество разделялось на «мздоимство» и на «лихоимство». Первое означало взятку за исполнение своих должностных обязанностей. А второе, выполнение чиновником незаконных действий за взятку, соответственно лихоимство каралось гораздо тяжелее.

До начала 18 века получение взяток со стороны госслужащих было обычной практикой, чиновники в те времена жили кормлениями со стороны заинтересованных лиц. Так как долгое время у госслужащих не было фиксированной зарплаты. Все изменилось при Петре I, теперь чиновникам стали платить фиксированную плату, а любое получение взяток стало караться законом. Тем не менее, чиновники низших рангов продолжали брать взятки из-за недостатка денег в казне на их зарплату. Все попытки Петра Первого оказались тщетными, даже не смотря на суровость наказаний — ссылки, казни, клеймение и т.д..

В современное время коррупция в России по-прежнему не побеждена и имеет весьма широкий размах. Не смотря на громкие заявления, большая часть власти не заинтересована в борьбе с коррупцией в России, так как большая часть чиновников, так же как и при Петре продолжает брать взятки и распиливать государственный бюджет. Властью не замечается и игнорируется деятельность независимых организаций по борьбе с коррупцией, например ФБК, хотя порой они прикладывают достоверную информацию из официальных источников в своих расследованиях.

По официальным оценкам Счетной Палаты ежегодный размер коррупции в России оценен в размере 1,5 трлн рублей в год. Однако большинство экспертов оценивает уровень коррупции в России в размере 8-10 трлн рублей потерь в экономике ежегодно. То есть эта сумма составляет более 50% от бюджета страны.

В заключение статьи, предлагаю посмотреть вам видео с топ самых коррумпированных стран мира с 1995 по 2018 годы.

А на этом сегодня все про коррупцию. До встречи в новых статьях проекта Тюлягин! Успехов!

Методы

Transparency International введен в эксплуатацию университета Пассау «ов Johann Graf Ламбсдорфф для получения ИПЦ. ИПЦ 2012 года учитывает 16 различных опросов и оценок, проведенных 12 различными учреждениями. 13 опросов / оценок представляют собой либо опросы деловых людей, либо оценки эффективности, проводимые группой аналитиков. В ранних ИПЦ использовались опросы общественного мнения. Учреждения:

  • Африканский банк развития (базируется в Кот-д’Ивуаре)
  • Фонд Бертельсманна (базируется в Германии)
  • Economist Intelligence Unit (базируется в Великобритании)
  • Freedom House (базируется в США)
  • Global Insight (базируется в США)
  • Международный институт развития менеджмента (Швейцария)
  • Консультации по политическим и экономическим рискам (в Гонконге)
  • PRS Group, Inc. (базируется в США)
  • Всемирный Экономический Форум
  • Всемирный банк
  • World Justice Project (базируется в США)

Для включения в ИПЦ страны должны быть оценены по крайней мере по трем источникам. ИПЦ измеряет восприятие коррупции из-за сложности измерения абсолютного уровня коррупции.

Срок действия

Исследование, опубликованное в 2012 году, обнаружило «очень сильную значительную корреляцию» между Индексом восприятия коррупции и двумя другими показателями коррупции: активностью черного рынка и избыточным регулированием.

Все три показателя также имели очень значимую корреляцию с реальным валовым внутренним продуктом на душу населения (RGDP / Cap); Корреляция индекса восприятия коррупции с RGDP / Cap была самой сильной, объясняя более трех четвертей дисперсии

(Обратите внимание, что более низкий показатель по этой шкале отражает более высокую степень коррупции, поэтому в странах с более высоким RGDP, как правило, коррупция была меньше.). Алекс Кобхэм из Центра глобального развития сообщил в 2013 году, что «многие сотрудники и отделения» Transparency International , издателя Индекса восприятия коррупции, «внутренне протестуют» по поводу опасений по поводу индекса

Первоначальный создатель индекса, Иоганн Граф Ламбсдорф, отказался от работы над индексом в 2009 году, заявив: «В 1995 году я изобрел Индекс восприятия коррупции и с тех пор руководил им, сделав TI центром внимания международного сообщества. В августе 2009 года я сообщили Кобусу де Свардту, управляющему директору TI, что я больше не могу проводить Индекс восприятия коррупции ».

Алекс Кобхэм из Центра глобального развития сообщил в 2013 году, что «многие сотрудники и отделения» Transparency International , издателя Индекса восприятия коррупции, «внутренне протестуют» по поводу опасений по поводу индекса. Первоначальный создатель индекса, Иоганн Граф Ламбсдорф, отказался от работы над индексом в 2009 году, заявив: «В 1995 году я изобрел Индекс восприятия коррупции и с тех пор руководил им, сделав TI центром внимания международного сообщества. В августе 2009 года я сообщили Кобусу де Свардту, управляющему директору TI, что я больше не могу проводить Индекс восприятия коррупции ».

Статистика взяточничества в Украине

По данным за 2012 год в Украине наиболее коррумпированными признаны следующие сферы:

  • образование (87 случаев взяток);
  • земельные отношения (87 случаев взяток);
  • здравоохранение (73 случая незаконного получения прибыли);
  • охрана окружающей среды (42 случая взяточничества).

Transparency International опубликовало данные о том, что по сравнению с 2012 годом негативное отношение к коррупции в Украине значительно усилилось. Согласно опросам 72% граждан Украины не видят особых усилий государства в борьбе с коррупцией. 42% опрошенных утверждают, что обязательно сообщат о коррупционных действиях, если такое будет иметь место.

В мировом рейтинге коррупции за 2016 год Украина заняла 131 место из 176 (в 2014 году она занимала 142 место). Если рассматривать статистику за последние 10 лет, то ситуация с коррупцией в стране сильно изменилась. В 1998 году Украина была на 69 месте мирового рейтинга.

Последствия развития коррупции

Чтобы подытожить результат широкого проникновения взяточничества в слои общества, я рассмотрю три сферы государственной жизни в отдельности. Это позволит сформировать четкое понимание, к чему приводит злоупотребление должностными возможностями. Если, конечно, правительство не будет своевременно пресекать подобные проявления и не откажется разрабатывать план противодействия коррупции.

Сферы
Политическая Экономическая Социальная
закон перестанет быть верховным регулятором резкое повышение коммерческих и финансовых рисков увеличение числа людей живущих за чертой бедности, усиление контраста неравенства
демократия прекратит свое существование в качестве государственного строя расходование ресурсов и распределение фондов будет неэффективным власть оказывается неспособной решать гражданские проблемы, так как бюджет истощен бесчисленными «откатами»
политика вместо развития государства будет поддерживать олигархическую структуру власти частная выгода окажется важнее общего результата производства рост преступности на фоне полной безнаказанности реальных мошенников
доверие к руководству страны существенно снизится ведение бизнеса станет провальным с самого начала из-за сильно выросших инвестиционных и временных издержек усиление влияния со стороны мафиозных структур
начнется этап разделения общества и отчуждения слоев друг от друга неконтролируемая инфляция и повышение цен общественность теряет веру в правовые возможности руководства страны
судебные и политические институты окажутся неэффективны активное развитие теневых компонентов экономики, снижение налоговых поступлений в бюджет ослабевают нравственность и мораль
престиж государства в мировом масштабе ощутимо упадет внутригосударственные инвестиции сильно уменьшатся, что приведет к ухудшению финансового климата возникновение напряжения в социуме, нарастающее количество митингов и массовых выступлений
полностью исчезнет здоровое соперничество на политической арене искоренение конкуренции в пользу монополизации  
крах текущего строя страны остановка развития экономики государства  
  упадок в стране  

В некоторых случаях коррупцию можно считать аналогом смазки, ускоряющей экономические процессы, как полагают исследователи.

Вот пара примеров столь необычного развития событий.

Иностранная компания планирует развернуть масштабный и довольно перспективный энергетический проект на территории государства с развитой коррупцией. Как правило, в таких странах практически полностью отсутствует верховенство закона и начальная инфраструктура. На результаты финансовой деятельности корпорации могут начать покушаться как группировки государственного масштаба, так и представители местного управления. И сотрудничество с наиболее сильной стороной обеспечит фирме необходимую поддержку и защиту от всевозможных претензий. Такие отношения точно нельзя назвать правовыми. Однако без них компании пришлось бы намного сложнее. Именно это и произошло с брендом Exxon (компания занимается добычей и транспортировкой энергонасителей), когда в поле его деятельности попала Ангола. Руководству пришлось наладить связи со множеством группировок, чтобы в итоге фирма получила доступ к базовым инфраструктурам. При этом само государство таким уровнем влияния не обладало. В результате образования новых коррупционных отношений каждый получил некоторые плюсы: бренд Exxon смог стабильно функционировать на территории Анголы, а страна, в свою очередь, получила плюсы для экономики.

В качестве второго примера я возьму Латинскую Америку. В большинстве государств компании работают исключительно в подпольном режиме из-за ломовой стоимости официальной лицензии. И без взяток в данном случае не обойтись. Однако компаниями намного дешевле обойдется вручить «подарок» нужному должностному лицу, чем преодолевать кучу проволочек. Тем более что сумма устанавливается в зависимости от рентабельности бизнеса, а сам взнос считается полностью добровольным. Теорию о пользе таких отношений поддерживает и Сьюзан Роуз-Аккерман, издавшая популярную книгу «Коррупция и государство».

Однако исключение в основном только подтверждает правило. Использование служебного положения для собственного обогащения во вред всему остальному неизбежно влечет за собой негативные последствия. Особенно, когда речь идет о суммах в несколько миллиардов, да еще и в иностранной валюте. Д. Хьюстон утверждает, что в более развитых странах, чем в приведенных мною примерах, негативное воздействие нарушений закона оказывается сильнее почти в 100 раз.

Результаты работы по борьбе с коррупцией

Оценивая эффективность работы по борьбе с коррупцией в России можно констатировать, что в последние годы российскому правительству удалось имплементировать многие передовые практики из международного опыта превентивных мер борьбы с коррупцией, среди которых ограничение стоимости подарков, получаемых государственными служащими (опыт США, Великобритании, Сингапура), повышение уровня заработной платы и вознаграждений госслужащих и работников государственного сектора (Швеция, Сингапур), выстраивание адекватной системы внутреннего и внешнего контроля за деятельностью должностных лиц в органах государственной власти (Финляндия), контроль за крупными расходами и имуществом госслужащих и работников государственного сектора (Дания).

Помимо международного опыта, полезно учитывать и накопленный в советский период положительный опыт борьбы с коррупцией, показывающий, что действенное наказание за коррупцию является важным компонентом любых эффективных усилий в борьбе с ней. Можно отметить снижение коррупционной составляющей в результате ужесточения в период правления Н.С. Хрущева санкции за совершение коррупционных деяний. Согласно принятому в 1960 году Уголовному кодексу наказание за взяточничество было установлено до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Получение взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение, и получение взятки в особо крупном размере каралось исключительной мерой наказания в виде смертной казни (подобные нормы сегодня применяются в антикоррупционной работе правительства КНР, при этом смертную казнь могут отсрочить, а пожизненное заключение заменить на длительный, но ограниченный срок).

Период правления Ю.В. Андропова был отмечен не только контролем всех аспектов трудовой деятельности советского гражданина и недопущением неэффективной траты рабочего времени (что, кстати, обеспечило прирост национального дохода на 3,1% и рост промышленного производства на 4%), но и расследованием многочисленных коррупционных дел в высших эшелонах власти, реализуя принцип «не быть выше закона». Формирование и укрепление культуры добросовестности должностных лиц в органах государственной власти и работников государственного сектора сегодня указывается как один из наиболее важных способов победить коррупцию в антикоррупционных документах ООН, Всемирного банка, МВФ, ОЭСР и публикациях ведущих экспертов в области антикоррупционной политики.

Определение и виды коррупции: что относится к понятию

Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Существует много вариантов его определений. Если обратится к словарю, определения коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение:

Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Результаты борьбы

В исследовании партии «ЯБЛОКО» представлена статистика коррупция в РФ за 2016 год. Данные отражают эффективность работы судов и прокуратуры. За первые шесть месяцев 2016 года заведено 150 дел по коррупционным случаям, из них до суда доведено всего 14, что необязательно равняется числу приговоров.

Среди осужденных более 90% лиц виновно в получении или даче взяток до 1 млн. руб. То есть правоохранительные органы избирательно реагируют на рост коррупции в России. Статистика по преступлениям на сумму свыше миллиона рублей равна лишь 1,3%.

Для успешного противодействия проблеме необходима гражданская активность населения. В 2016 было инициировано более 20 дел. Материалы по шести из них были собраны общественными организациями. Но статистика по борьбе с коррупцией в РФ показывает, что только 20% таких дел признаются прокуратурой обоснованными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector