Законы: понятие, признаки и виды

Что же все-таки по юридической силе кодекс или федеральный закон?

Если оценивать иерархию законодательств в нашей стране, то становится понятно, что все-таки кодекс имеет более существенную юридическую силу. Кодекс по своему определению выше. В тоже время, в самом кодексе, в своеобразных разделах, главах и статьях, есть такое указание, как — регулируется федеральным законом № такой-то, то становится понятно, что в данном случае, нужно будет дополнительно опираться на законодательство, указанное в кодексе

Очень важно, чтобы федеральные законы не противоречили кодексу. Но, следует понимать также особенность кодекса, который в своем составе имеет исключительно общие нормы

Федеральные же законы создаются в соответствии с кодексом, они не могут противоречить общим нормам, но они имеют более глубокую оценку того или же иного действия.

Что выше по юридической силе кодекс или федеральный закон?

По своей правовой природе ФЗ и кодифицированный закон (кодекс) по своей иерархии являются одинаковыми, так как тот же кодекс принимается федеральным законом.

В сложившейся судебной практике суды руководствуются тем правовым актом, который имеет более специальное значение.

Если правоотношения регулируют два одинаковых закона (ФЗ и Кодекс), то высшим по юр силе будет тот, который принят позже-это по теории права. («Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»)

Таким образом, в Вашем случае будет выше ФЗ №229, будучи принятым позже.

Однако Конституционный суд в Определении от 02.03.2006 N 54-О «По жалобе общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «Ариста Люкс» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 7, 75 и 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» указал, что приоритет имеет кодекс (УПК).

Правительственные НПА

Нормативные акты Правительства РФ издаются в соответствии со статьей 115-й Конституции, а также согласно нормам конституционного закона «О правительстве». Какова правовая природа правительственных НПА? С целью исполнения предписаний Конституции, ФЗ, указов главы государства Правительство России издает особые формы документов — постановления, распоряжения, а также следит за их исполнением.

Акты, издаваемые Правительством, тем самым подзаконны. Они должны полностью соответствовать Конституции и другим источникам права федерального уровня. Постановления, по мнению некоторых юристов, — наиболее значимый вид правительственных НПА. Эти источники регулируют ключевые вопросы, находящиеся в компетенции исполнительной власти России.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА У РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Билет № 1

1. Какие нормативные правовые акты регулируют трудовые и иные, связанные с ними отношения?

Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс);

Иными федеральными законами;

Указами Президента Российской Федерации;

Постановлениями Правительства Российской Федерации и норматив­ными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

Конституциями (уставами), законами и иными нормативными право­выми актами субъектов Российской Федерации;

^
Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны со­ответствовать Кодексу.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам.

В случае противоречий между Кодексом и иными федеральными зако­нами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс.

Работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным до­говором, соглашениями.

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нор­мы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.

Военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;

Лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера;

Других лиц, если это установлено федеральным законом.

Кодекс или федеральный закон: что выше по силе?

Этот вопрос довольно непростой и вызывает много противоречий. В соответствии с Конституцией РФ кодексы и федеральные законы наделены равной юридической силой. Ни те, ни другие приоритетов не имеют. Закон – это нормативный акт, принятый после обсуждения в Госдуме, Совете Федераций и подписанный главой государства. Обнародованный и получивший юридическую силу, он дополняет уже существующие нормативы. Кодекс представляет собой сборник федеральных законов. Это как бы делает их более значимыми. К тому же во многих юридических справочниках при анализе законодательной базы на первом месте стоит Конституция. Затем идут кодексы. И только потом – федеральные законы.

То есть получается, что по своей силе кодексы являются более значимыми. Это вызвало столько противоречий, что Конституционный суд был вынужден вынести множество определений, которые уравнивали бы данные понятия. После этого можно смело говорить о равной юридической силе федерального закона и кодекса. Главное, чтобы первый не противоречил второму.

Законы РФ, иные НПА в редакции, утратившей силу:

Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в редакции, действующей до 01.01.2019 года

Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ в редакции от 18.07.2011 года — редакция утратила силу

Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 N 214-ФЗ в редакции от 17.06.2010 года — редакция утратила силу

Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 29.09.2011 года, по состоянию на 2012 год — редакция утратила силу

Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» — редакция утратила силу

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ в редакции от 06.12.2011 года, с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 07.03.2012 года

Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 N 212-ФЗ в редакции от 03.12.2011 года, с изменениями, вступающими в силу с 1 января 2012 года

Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 N 94-ФЗ в редакции от 12.12.2011 года, с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2012 года

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 N 122-ФЗ в редакции от 19.07.2011 года

Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 N 102-ФЗ в редакции от 17.06.2010 года

Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 N 143-ФЗ в редакции от 01.07.2011 года

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 N 135-ФЗ в редакции от 11.07.2011 года

Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1 в редакции от 11.07.2011 года)

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ в редакции от 21.04.2011 года по состоянию на 2011 год

Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 N 4015-1 в редакции от 27.07.2010 года

Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» — документ утратил силу с 01.01.2021 года

Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» — документ утратил силу с 01.01.2021 года

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 07.05.2003 года N 263 в редакции от 30.12.2011 года с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2012 года — утратило силу

Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации (Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759)

Особенности вопроса

В действительности, данный вопрос имеет очень важное, даже можно сказать, существенное значение. Ведь, при рассмотрении какого-то дела, нередко возникают своеобразные трудности, когда опираясь на кодекс, можно сделать один вывод, опираясь же на федеральное законодательство, можно сделать совершенно иной вывод

В данном случае, нужно возвращаться в иерархии. Кроме всего прочего, данный вопрос рассматривался Конституционным судом, в котором было принято решение о высшей юридической силе кодекса.Современное законодательство старается исключить все проблемы и сделать все возможное, чтобы кодексы и федеральные законы изначально не противоречили друг другу. Но, практика показывает, что ситуаций, с возникновением таких противоречий, сегодня существует немало. И это в действительности неутешительная особенность несоответствия двух понятий. В принципе, по юридическим соотношениям два понятия должны быть равнозначными. Но, до сих пор находятся законодательства, которые имеют своеобразные противоречивости. При возникновении таких случаев, приходится обращаться в Верховный или же Конституционный суд, чтобы получить поистине правильное и рациональное решение вопроса.

Как соотносятся норма уголовного права и статья уголовного закона?Уголовное право представляет себе отрасль права, которая регулирует общественные отношения. Существуют такое понятие, как норма уголовного права, к которому относятся все…

Что выше закон или кодекс?В данном вопросе существует масса разных мнений. Тем не менее, сама по себе иерархия законодательной системы кодексы ставит чуть выше, чем федеральные законы. В тоже время, в…

Что главнее федеральный закон или постановление правительства РФ?Каждый законодательный акт нашей страны изначально наделяется своей юридической силой. В нашей стране, основным законодательством считается Конституция РФ. В данном документе, а…

Через сколько дней можно вернуть товар по закону?Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 указывает на то, что возврат товара можно осуществить в течение 14 дней. В тоже время, в данном законодательстве есть…

Что выше по юридической силе кодекс или федеральный закон?

В нашей стране существует своеобразная иерархия законодательной базы, которая и определяет высшую юридическую силу определенных законов. Конституция РФ наделяет федеральные законы высшей юридической силой. Говорить о том, что федеральный закон по своей юридической силе более значительный, нежели кодекс – невозможно. Данные понятие имеют равную юридическую силу, так как по своей сути кодекс – это свод своеобразных законодательных актов. Иерархия нашей законодательной системы показывает такую структуру:

  1. Конституция РФ;
  2. Кодекс;
  3. Федеральный закон.

Таким образом, все же становится очевидным тот факт, что кодекс имеет более существенную юридическую силу, хотя на практике, становится очевидным тот момент, что кодекс состоит из федеральных законов.

Сравнение

Главное отличие закона от кодекса, если рассматривать данные термины на уровне понятийного аппарата, принятого в правовой системе РФ, заключается в том, что первый источник права может быть представлен в нескольких разновидностях, а кодекс — только как ФЗ. С точки зрения универсальных правовых критериев закон отличается от кодекса тем, что представляет собой правовой акт, регулирующий довольно узкий спектр правоотношений, в то время как кодекс аккумулирует в себе положения, юрисдикция которых способна быть очень широкой.

При неофициальном употреблении термины, о которых идет речь, вполне могут выступать синонимами. Но если это не так, то выбор первого или второго понятия скорее основывается на традиции, чем на значении слова в юридическом смысле. Вполне возможен вариант, при котором «неофициальный» кодекс будет совсем небольшим сводом правил, а неписаный закон — характеризоваться огромным перечнем норм.

Определив, в чем разница между законом и кодексом, зафиксируем ее основные критерии в таблице.

Виды нормативных правовых документов

Условно все нормативные правовые акты можно разделить на 4 группы:

  1. международные акты;
  2. законы;
  3. подзаконные акты;
  4. региональное законодательство.

Международные правовые акты регулируют отношение России с другими странами. Для обычных людей это не очень интересно, поэтому раскрывать их подробно мы не будем.

Законы являются основными НПА, которые регулируют основные отношения внутри России. Они принимаются путем референдума или выносятся законодательным органом РФ (Федеральное собрание).

Все законы можно условно разделить на 3 вида (распределение по значимости):

  1. Конституция;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы и кодексы.

Конституция обладает высшей юридической силой. Все законы, подзаконные акты и региональное законодательство должны соответствовать основному закону России.

Федеральных конституционных законов в России всего около 150. Они более точно описывают основные принципы российского законодательства, указанные в Конституции. Например, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении». Этот закон был принят в исполнение статьи 87 Конституции РФ, в которой указано, что в случае агрессии или непосредственной угрозе в отношении России, Президент РФ вводит режим военного положения. А вот правила введения данного режима, как он ограничивает и защищает права и жизни местных жителей, прописывает Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ.

Третий вид законов – это федеральные законы и кодексы. Нормы, которые они регулируют, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Примерами могут служить Налоговый и Семейный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». Каждый федеральный закон или кодекс регулирует определенную сферу деятельности в полной мере.

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов, то есть они необходимы для реализации законодательных норм и их уточнения. Все подзаконные акты можно условно разделить на 3 вида (по значимости):

  1. акты Президента РФ;
  2. акты Правительства РФ;
  3. нормативно-правовые акты ведомств и министерств.

Акты Президента РФ – это указы и распоряжения, которые издает президент. Они обязаны соответствовать всем нормам, указанным в законах и Конституции. Например, Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239, который вводит меры безопасности для людей из-за коронавируса. Он является обязательным к исполнению, так как уточняет правила действия в условиях ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Или же Распоряжение Президента РФ от 06.09.1993 № 613-рп (в редакции от 24.10.2018), которое регулирует основные правила в отношении назначения и выплат стипендий Президента России.

К актам Правительства РФ относятся постановления и распоряжения Правительства России. Эти нормативные правовые акты имеют высший приоритет в отношении всех региональных НПА и актов федеральных органов исполнительной власти. Они регулируют те или иные действия в отношении конкретного вопроса, являются обязательными для исполнения и имеют юридическую силу в регулировании действий других ведомств и министерств. Например, Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р, которое ограничивает въезд иностранцев на территорию России из-за коронавирусной инфекции и обязывает ФСБ, Роспотребнадзор и другие федеральные органы исполнительной власти контролировать данное поручение. Или же Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257, которое утверждает положение о защите интересов кредиторов в делах о банкротстве.

Третий вид подзаконных актов – это разного рода ведомственные акты. К ним могут относиться, например, распоряжение председателя Совета Федерации РФ или постановление Государственной думы РФ. Ведомственные акты должны полностью соответствовать нормам Конституции, законов и подзаконным актам по подчиненности (актам Президента РФ и Правительства РФ).

Региональное законодательство – это разного нормативные правовые документы местных органов власти. Например, Постановление Правительства г. Москвы или другого субъекта РФ. Их юридическая сила распространяется только в отношении определенной территории. Чаще всего региональные НПА издаются на основании распоряжений Президента РФ, Правительства РФ и других ведомств и министерств.

Российский Федеральный закон в правовой системе страны

Известно, что Россия относится к числу стран с романо-германским типом правовой семьи. Это означает, что ведущую роль в стране занимают постановления законодательной и исполнительной власти — законы и подзаконные акты. Судебные прецеденты в России не являются юридическими источниками.

Наивысшей юридической силой обладает основной закон страны — Конституция. Она состоит из девяти глав, восемь из которых регламентируют основные общественные и политические сферы. Каждая глава Конституции формируется на основе норм Федеральных конституционных законов.

Второе по значимости место занимают простые федеральные законы. Это нормативные акты, издаваемые представительными органами власти, проверяемые судами и подписываемые главой государства. Законы федерального типа регулируют основные общественные сферы деятельности — например, образование (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), медицину, отдельные гражданские правоотношения и т.д.

Порядок принятия

Утверждение проекта нормативного акта осуществляется в рамках специального процесса. В современных парламентских демократических государствах принятие законов осуществляется представительными органами. Установленная регламентом процедура обеспечивает вынесение на обсуждение проектов актов по действительно актуальным вопросам государственной жизни. Это реализуется, как правило, посредством ограничения круга субъектов, имеющих законодательную инициативу. К ним, в частности, относят депутатов, правительство, главу государства, высшие судебные органы и прочие институты власти.

Закон (право)

Это значит, что Конституция — это устройство государства и установление в нем законов, по которым живет общество данного государства. Она определяет принцип, по которому живут и действуют органы государственной власти, определяется избирательная система, отражены права и обязанности граждан. Без конституции не может существовать ни одно правовое государство, общество погрузится в хаос, не будет стабильности и защиты.

В этот документ можно вносить данные о несовершеннолетних детях до 14 лет. Единственное исключение составляют граждане, отметившие 27-летие до 2014 года, т.

В статье 437 Административного Кодекса четко прописано, что нарушением тишины в ночное время является время с 23:00 до 6:00 утра. Ссылки на разборы частных случаев есть в статье. Кроме того, будет нелишним выкупать все среди недели, когда цены ниже – считается непопулярным временем. Иначе у выдающей бланк организации (либо индивидуального предпринимателя) могут возникнуть проблемные ситуации с клиентами либо контрагентами.

До 31 декабря 2013 года включительно применялось следующее правило: если собственник получил вычет, но полностью не исчерпал весь лимит по нему, то воспользоваться остатком еще раз, при покупке другой квартиры, уже не получится.

И потому учредительные документы желательно все же прошивать вручную.

Когда ошибки будут исправлены, то можно обратиться в службу заново. Куда жаловаться на учителя. Достаточно заполнить все данные до предоставления документов.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Конституция – основной закон государства

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас или воспользуйтесь формой ниже:

+7 (499) 653-60-72 Доб. 355 Москва и область +7 (812) 426-14-07 Доб. 525 Санкт-Петербург и область Это быстро и бесплатно !

Чем конституция отличается от других законов

Правовая система в государстве выстраивается вокруг основного закона страны, в качестве которого чаще всего выступает конституция. Чем этот документ отличается от других НПА?

Конституция – это основной закон страны, который определяет основные права, свободы и обязанности лиц, пребывающих на территории государства, его общественно-политическое устройство, судебную систему и другие важные нормы.

В иерархии законов данный правовой акт занимает центральное звено и является базисом, на который опираются остальные законы.

Закон – это система правил, регламентирующих определённую сферу жизни общества или государства.

Каждый нормативный правовой акт издаётся законодательным органом и ратифицируется в соответствующем порядке.

Действие закона прекращается при его отмене либо принятии другого НПА, который вводит иные правила.

ФКЗ и ФЗ: основные отличия

Что такое Федеральный закон, и чем он отличается от законов конституционного характера? Как уже было сказано, ФКЗ закрепляют лишь самые общие положения о государственном устройстве страны. Все главы основного закона страны были сформированы после принятия соответствующих ФКЗ, в которых содержатся положения о правах и свободах человека, государственном устройстве, политическом режиме и т.д. Помимо этого, конституционные законы закрепляют государственную атрибутику: гимн, флаг и герб.

Федеральные законы основываются на конституционных нормах. Ни одно их положение не должно противоречить правилам, закрепленным в основном законе страны и соответствующим ему актам. Различия между законами видится и в порядке их принятия. Так, для принятия ФКЗ существует куда более сложная и многогранная процедура регистрации.

Особенности действия

Обращаясь к приведенным выше разъяснениям о том, что такое закон, следует отметить, что он призван обеспечить упорядоченное развитие политических, социальных и экономических сфер. Среди прочих нормативных актов он обладает наибольшим юридическим действием. Определяющее и ведущее положение в системе отражает одно из главных требований — верховенство закона в процессе регулирования общественных отношений. Оно выражает нормативную направленность акта и обязательность соответствия других норм его положениям. Никакой подзаконный акт не может влиять на законодательное регулирование. В противном случае его надлежит привести в соответствие с высшими нормами либо отменить. Разъясняя, что такое закон РФ, необходимо отметить нормативную концентрированность и предоставление субъектам различных вариантов поведения, рассчитанных на неопределенное множество случаев применения.

Что такое закон: определение

В юридической науке принята общая трактовка понятия. Закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным государственным органом в установленном порядке. Он регулирует наиболее важные отношения, возникающие в обществе, с точки зрения потребностей и интересов населения. В этом проявляется сила закона. Что такое действие нормативного акта? Оно предполагает обязательность для исполнения всеми лицами. К этому стоит добавить, что нормативность (общий характер) акта не значит, что в нем не могут присутствовать директивные или индивидуальные отдельные предписания (поручения правительству, плановые или бюджетные показатели, декларации, программные положения и пр.). Например, что такое Федеральный закон о бюджете? Это акт, который в большей части состоит из финансовых показателей. Вместе с этим он включает в себя и отдельные нормы общего характера.

Похожие термины:

  • закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации. В связи с поступившими запросами от Президента РФ и палат Федерального Собрания по поводу толкования ст. 107 Конституции РФ Ко

  • от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ. Содержит 11 глав и 56 статей, в которых закреплено большое количество норм, принципов и понятий профессиональной морали сотрудников ОВД. Особенно в этом смысле выделяются 2 и 5 г

  • законодательный акт от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ с изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 9 ноября 2001 г. N 143-ФЗ, от 11 февраля 2002 г. N 18-ФЗ, от 24 декабря 2002 г. N 179-ФЗ, от 5 февраля 2004 г. N 1-ФЗ, от 29 июня 2004 г. N 58

  • это закон, принимаемый по вопросам, специально оговоренным в Конституции РФ. Они посвящены: а) конкретным государственно-правовым институтам; б) особым правовым режимам; в) федеративным отношениям

  • 1) кодификационный законодательный акт законодательства о животном мире; регулирует общественные отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естеств

  • законодательный акт от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ с изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ, от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ; устанавливает пра

  • законодательный акт земельного законодательства от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ с изм., внесенными Федеральными законами от 18 июля 2005 г. N 87-ФЗ, от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ; устанавливает правовые основы проведения

  • основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. ФКЗ РФ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2, голо

  • законодательный акт земельного законодательства от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ с изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2004 г.), от 18 де

  • законодательный акт от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ с изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ; определяет основы пра

  • законодательный акт законодательства об охране окружающей среды от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ с изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ, от 24 декабря 2002 г.

  • законодательный акт от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ с изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ, от 18 апреля 1996 г. N 32-ФЗ, от 24 января 1998 г. N 13-ФЗ, от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ, от 27 декабря 2000

  • законодательный акт от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ с изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 10 января 2003 г. N 13-ФЗ, от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 3 июня 2005 г. N 57-ФЗ, от 26 июня 2007 г. N 118

  • законодательный акт от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ с изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 18 июля 1997 г. N 101-ФЗ, от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ, от 7 мая 2002 г. N 49-ФЗ, от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 29

Похожие термины:

нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти той или иной федерации. В нашей стране принимается Госдумой и в течение пяти дней передается на рассмотрение Сов

принят 13 октября 1985 г., определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными гражданами, права, обязанности и ответс

принят 30 декабря 1995 г., устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на террито

Федеральные конституционные законы РФ — основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобр

Широко известен как Закон о социальном страховании (Social Security Act). Федеральное законодательство, согласно которому работодатели должны удерживать из заработной платы работников и вносить платежи

первый в истории России специализированный законодательный акт в области бухгалтерского учета. Вступил в действие со дня его официального опубликования — 28 ноября 1996 г

Занимает важное место сред

Закон, согласно которому федеральные власти и власти штатов требуют от работодателей (а в некоторых штатах, например в Нью-Джерси, и от наемных работников) перечисления средств в фонд, осуществляю

Принят в ФРГ в 1983 г. Направлен на поддержку лиц, не располагающих достаточными средствами для получения образования

Поддержка оказывается прежде всего учащимся общеобразовательных школ (ученик

FEDERAL HOME LOAN BANK ACTПринят 22 июля 1932г. (47 Stat. 725; 12 U.S.C. 1421. et seq.); впервые создал резервную систему учреждений жилищного кредита, аналогичную ФРС, созданной для коммерческих банковЗакон учредил СОВЕТ ФЕДЕР

Закон устанавливает основные понятия, относящиеся к залогу недвижимости и ипотечному кредитованию. Включает в себя 14 глав. В главе 1 содержатся основные положения об ипотеке: основания возникнове

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1 – основной документ, регулирующий создание и деятельность кредитных организаций на территории России. Глава 1 зак

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» – основной документ, регулирующий деятельность ЦБ РФ. Глава 1 закона определяет статус Централь

Федеральный закон № 218-ФЗ «О кредитных историях» был принят Государственной думой 22 декабря 2004 года. Он устанавливает правовые и организационные основы для объединения и обмена информацией об ис

принят Государственной Думой 10 декабря 1997 г. В нем отмечено, что продовольственная независимость России считается необеспеченной, если годовое производство жизненно важных продуктов питания сос

Основные признаки

Разъясняя, что такое закон, определение позволяет сформулировать его основные черты. Они состоят в следующем:

  1. Закон — нормативное выражение народной воли в результате согласования разных социальных интересов. Такая практика считается общепризнанной и действует в современных государствах. Вместе с этим допускаются исключения из этого правила. Так, в Великобритании любой акт, принятый в обеих палатах парламента, промульгированный королевой, признается законом. В таком порядке осуществляется установление персональных пенсий, другого содержания бывшим служащим и иных социальных выплат.
  2. Закон принимается высшим представительным госорганом либо самим населением в результате референдума. Этот порядок обусловлен тем, что с древности нормативный акт является выражением высшей власти в стране. Например, это было в древневосточных государствах, которые не знали современной конституционной системы. В них высшая власть принадлежала верховному правителю. Он, в свою очередь, в соответствии с нравственными и религиозными убеждениями, получил ее и сами законы от Бога. Такое представление имело место при феодализме в России и Европе.

Что такое Юридическая сила

Юридическая сила это категория, связанная с положением нормативно-правовых актов в иерархии таких актов, а также их действием и значением для тех или иных общественных объединений.

Высшая правовая сила закона состоит в том, что все иные нормативно-правовые акты (такие, как, к примеру, указы президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств и т.д. и т.п.) издаются на основании и во исполнение закона и не могут ему противоречить.

Высшая юридическая сила конституции — это особое юридическое свойство, отличающее ее от других актов.

Оно заключается в том, что:

  • нормы Конституции всегда имеют перевес над положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти;
  • законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции органами и по установленной ею процедуре;
  • в случае противоречия закона Конституции он либо отменяется, либо приводится в соответствие с ней.

Юридическая сила актов

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты

Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

  1. Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
  2. Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
  3. Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector