Международный валютный фонд / мвф

Критика МВФ

Политика и рекомендации МВФ часто подвергаются критике со стороны экономистов и политиков. Оснований для такой критики достаточно: слишком часто страны, сотрудничавшие с фондом, не получали улучшения ситуации, а порой — она ухудшалась.

Первым кризисом, с которым не удалось справиться МВФ, стал мексиканский 1994 года, который распространился и на другие страны Латинской Америки. Он возник как следствие ряда причин, среди которых: дефицит платёжного баланса, искусственная поддержка валютного курса, недостаточная структурная перестройка, низкая доля добавленной стоимости в экспорте, преобладающее развитие внешнего сектора над внутренним, недооценка опасности возрастания внешнего долга (перечень практически полностью соответствует нынешней ситуации на Украине). Этот кризис ясно показал, что нельзя использовать с одинаковым успехом одни и те же инструменты в разных странах, даже одного региона и примерно одинакового уровня развития.

Следующим стал азиатский кризис 1997 года. Здесь МВФ оказался не только неспособным стабилизировать ситуацию, но наоборот — стал одним из факторов углубления кризиса. Некоторые экономисты после этого стали даже призывать к прекращению деятельности МВФ в том виде, в котором он существовал

Но чем на самом деле был вызван этот кризис? Внутригосударственной коррупцией, чрезмерным срастанием власти и бизнеса, что всегда порождает неустойчивую экономику? Слепым следованием рецептам МВФ, обострившимися противоречиями внутри Ямайской валютной системы? Или просто невниманием специалистов МВФ по отношению к своим азиатским клиентам? В поисках ответов на подобные вопросы мировая экономическая общественность так и не пришла к единому мнению

Фонд обвиняют и в том, что он заставил Югославию прекратить экономическое выравнивание регионов, что привело к росту сепаратизма, гражданской войне и в конечном итоге — развалу страны. А в 1989 году МВФ предоставил Руанде заём при условии, что правительство перестанет оказывать поддержку фермерским хозяйствам и проведёт девальвацию местной валюты. Это привело с снижению доходов населения и началу кровавой гражданской войны. Вообще, широк список африканских стран, которые фонд разорил своими требованиями структурных реформ.

Джозеф Стиглиц

Одним из самых острых критиков МВФ в настоящее время является Джозеф Стиглиц, лауреат Нобелевской премии по экономике. Он говорит:

Приватизация, рыночная либерализация, фискальная экономика — вот три столпа, на которых держится политика МВФ, а остальное доделает «невидимая рука рынка».

Но именно в силе этой невидимой руки и сомневается Стиглиц:

Я изучил провалы в деятельности как рыночного механизма, так и государства и не был столь наивен, чтобы полагать, что последнее может исправить все недостатки функционирования рынков. Однако я не был и таким глупцом, чтобы считать, что рынки способны сами решить все социальные проблемы.

В противовес «рыночным фундаменталистам», он выдвинул концепцию «вторичного изобретения государства» — более эффективного и отзывчивого.

Другой нобелевский лауреат, Милтон Фридман, говорит, что приватизация не должна становится самоцелью. И приводит в пример Китай, который не последовал советам МВФ, а выбрал свой путь, поставив на первый план увеличение количества рабочих мест, а не приватизацию. Сельхозугодья в стране до сих пор не перешли в частную собственность, но экономика росла быстрыми темпами, а уровень иностранных инвестиций выше, чем в США.

Подавляющее число неудач программ помощи МВФ по большому счёту связано с одним фактором — некомпетентностью. Причём взаимной. С одной стороны, эксперты фонда предлагали меры, которые теоретически эффективны и даже помогали кому-то, но не учитывали особенностей конкретной страны. С другой стороны, власти страны, остро нуждавшиеся в деньгах, готовы были брать их на любых условиях, не понимая рисков, с которыми связана реализация требуемых мер. Тем более, что о рисках часто вообще не думали, т. к. реальной задачей было заполучить средства и быстрее их «распилить», а долги повесить на государство (как в России).

Капитализация МВФ и источники средств фонда

На 01.03.2016 г. размер уставного капитала МВФ был около 467,2 млрд. SDR. Капитал формируется путем взносов в валютный фонд стран-членов, выплачивающих как правило 25% квоты в SDR (либо одной из мировых валют) и остальные 75% — в собственной национальной валюте. Квоты постоянно меняются — с начала деятельности фонда было уже 15 пересмотров. В 2015 году произошло очередное изменение с делегированием около 6% от развитых стран в сторону развивающихся.

Голоса государств-членов в органах управления МВФ распределяются именно в зависимости от выплачиваемых квот.

Важно: практически все реальные решения принимаются большинством в 85% голосов. При этом примерно 17-процентная квота (на 2016 год взнос около 42 млрд

SDR) принадлежит Соединенным Штатам Америки, давая им эксклюзивное право вето. У идущей на втором месте Японии квота почти в три раза ниже — около 6%. Доля России — 2.7% (взнос около 6.5 млрд. SDR). Так что критиков организации, утверждающих «МВФ — это США», крайне трудно назвать неправыми либо предвзятыми.

Фактически США и часто поддерживающий их Евросоюз имеют в МВФ достаточную квоту для принятия подавляющего большинства решений. Старания Китая, России и Индии увеличить квоты в фонде в соответствии с возросшим весом этих стран в мировой экономике встречают противодействие США и их союзников, не желающих терять политическое влияние на другие страны МВФ через «обусловленность» кредитов — предъявление государствам-дебиторам обязательных к выполнению политико-экономических требований.

Тем не менее не следует думать, что финансовые проблемы стран решаются только с помощью денег МВФ. К примеру, недавний кредит Греции в размере более 300 млрд. евро был профинансирован МВФ менее, чем на 10% и в пересчете на евро составил лишь около 20 млрд. €. Гораздо большую сумму — 130 млрд. € — выделил созданный в июне 2010 года европейский фонд финансовой стабильности.

Помимо выплачиваемых странами-участницами квот источниками финансовых ресурсов валютного фонда являются:

  1. золотые авуары, по официальным данным составляющие около 90,5 млн унций и оценивающиеся в 3,2 млрд SDR. Организация принимает золото от стран-участниц в основном в качестве оплаты процентов по кредитам, после чего вправе направлять на финансирование новых кредитных траншей;

  2. займы у «материально обеспеченных» государств-членов;

  3. средства донорских трастовых фондов и кредитных линий, которые открывают фонду страны G7 и G20.

МВФ, цель создания фонда

Концепция валютного фонда, миссией которого станет поддержка финансовой стабильности во всем мире, под названием «Хартия МВФ» была разработана в июле 1944 года в процессе проведения Бреттон-Вудской конференции под эгидой Объединённых Наций, решавшей вопросы международного финансово-валютного взаимодействия после наметившегося окончания Второй мировой войны.

Согласно 1-й статье Хартии МВФ перед Международным валютным фондом стоят следующие цели:

  1. содействие сотрудничеству всех стран в валютно-финансовой сфере, совместному решению финансовых проблем;

  2. содействие достижению и поддержанию высокого уровня реальных доходов и занятости населения стран мира, укреплению и развитию промышленно-производительного потенциала всех без исключения государств-членов путем расширения и роста международной торговли;

  3. поддержание стабильности валют государств-членов, предотвращение девальвации нацвалют;

  4. помощь в формировании и функционировании многосторонней системы расчетов по финансовым операциям между странами-членами, в упразднении валютных ограничений, которые стоят на пути роста мировой торговли;

  5. путем финансовой помощи государствам-членам предоставлять им возможность устранения диспропорций в их платежных балансах без внедрения мер, способных нанести ущерб их национальному благосостоянию;

  6. сокращать длительность нарушений равновесия платежных балансов стран-членов

Примечательно, что так называемая финансовая помощь фонда оказывается исключительно в виде кредитов, однако на реализацию конкретных проектов они не предоставляются. Проценты по ним небольшие (0.5% годовых), однако зачастую кредитование не способствует развитию реального сектора экономики и производству конкурентоспособной продукции. Ниже показано предоставление средств фонда различным странам с 1972 года за 40 лет, т.е. с момента окончания действия золотого стандарта:

Первые послевоенные годы главным заемщиком фонда была Европа для восстановления пострадавшей во время войны экономики. С начала 1980-х годов акцент смещается в сторону Латинской Америки и Азии, а с 1990-х заметную роль в займах также играла Россия и страны СНГ. Украина до сих пор находится в постоянном контакте с фондом. Наконец, с 2000-х годов кредиты вновь поступают в Европу — в основном Восточную.

Примечательно, что время перед кризисом 2008 года было наиболее благоприятным в мире и наименее удачным для фонда — кредитов требовалось очень мало, соответственно влияние МВФ на мировую экономику и политику сильно уменьшилось. Однако уже в 2011 году кредитование быстро восстановило свои объемы, которые продолжили расти далее — в том числе в связи с кипрским и греческим кризисом.

Из графика хорошо прослеживается политика МВФ — помогать всем (а не только бедным) странам, ориентируясь на текущие проблемы. При этом, кстати, интересно полное или почти полное отсутствие кредитов африканским странам. Любая страна в составе МВФ является либо заемщиком фонда, получая и расплачиваясь по кредиту, либо его кредитором в соответствии со своей квотой. Видно, что кроме спада перед последним мировым кризисом средняя историческая сумма кредитов со временем росла — по сравнению с концом 80-х Европа в 2012 году занимала примерно в 5-6 раз больше.

В какой валюте рассчитываются займы? Дело в том, что МВФ имеет собственное безналичное платежное средство, называемое «специальные права заимствования» (англ. Special Drawing Rights, SDR). Шкала сверху указана в миллиардах SDR. Формально это ни долговое обязательство, ни валюта.

Курс SDR с 2016 года привязан к корзине из 5 валют и похож на индекс доллара. Тем не менее отличия есть — главным пожалуй является присутствие китайского юаня в размере почти 11% за счет уменьшения доли евро. На момент статьи курс SDR равен 1.45 доллара США. Посмотреть его можно, например, здесь: . Можно и просто ввести в Яндекс запрос «Курс СДР к доллару США».

Период

 USD

 EUR

 CNY

 JPY

 GBP

2016–2020 (41.73%) (30.93%) (10.92%) (8.33%) (8.09%)

Как мы вляпались в МВФ

Российская Федерация подала заявление о присоединении к МВФ и МБРР (Международный банк реконструкции и развития) 7 января 1992 года. Одновременно с учётом требований МВФ был разработан Меморандум об экономической политике РФ, утвержденный правительством 27 февраля 1992 года.

27 апреля 1992 года Совет управляющих МВФ проголосовал за приём России и тринадцати других бывших советских республик. После подписания Статей Соглашения Фонда 1 июня 1992 года и учредительных документов Мирового банка 16 июня 1992 года Россия официально стала участницей этих организаций, что означало интеграцию нашего государства в «мировое экономическое сообщество». Именно поэтому, как показывает анализ структуры внешней задолженности России, основными её кредиторами стали так называемые Международные финансовые организации.

В ходе дискуссий о предполагаемом вступлении СССР в МВФ специалисты оценили возможную квоту Советского Союза в диапазоне от 4 до 7 млрд. долл.(3,5 — 6% капитала Фонда). После распада СССР МВФ разделил его квоту между пятнадцатью бывшими советскими республиками. Кроме того, в соответствии с девятым пересмотром квот они увеличены на 50%. По величине квоты (4,3 млрд. СДР, или 5,9 млрд. долл.) Россия занимает девятое место вслед за Канадой. Такая квота не даёт России права на постоянное место в Исполнительном совете, в отличие от стран с наибольшими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция).

Членство в МВФ налагает на Россию и другие страны СНГ обязательство выполнять требования, зафиксированные в его Уставе.

Во-первых, обязанностью стран-членов МВФ является поддержание конвертируемости национальных валют и недопущение дискриминационной практики в сфере текущих операций платёжного баланса.

Во-вторых, страны-члены должны регулярно предоставлять МВФ статистические данные о своей экономике, платёжном балансе, золотовалютных резервах и т.д.

В-третьих, они обязаны допускать на свою территорию представителей Фонда для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.

Кредиты МВФ обусловлены выполнением странами бывшего СССР ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах экономической стабилизации.

Для чего создан Международный валютный фонд

Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций

Сейчас мой публичный инвестпортфель — более 5 000 000 рублей.

Я регулярно получаю много вопросов и специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать в различные активы. Рекомендую пройти, как минимум, бесплатную неделю обучения.

Если вам интересна практика и какие инвестрешения в моменте принимаю лично я, то вступайте в Клуб Ленивого инвестора.

Подробнее

Любая экономика может испытывать проблемы и попадать в длительные периоды экономического спада. Примером таких обстоятельств являются внутренний или глобальный финансовый кризис, вооруженные конфликты и восстания. Вторая Мировая война стала препятствием в развитии экономических связей и роста национальных экономик государств в середине ХХ века. Для восстановления международного экономического равновесия был создан Международный валютный фонд.

Суть МВФ заключается в поддержании финансовой стабильности путем кредитования стран – членов фонда для погашения их долговых обязательств. Образование организации является следствием проведения конференции на американском курорте Бреттон-Вудс. Она прошла под эгидой Организации Объединенных Наций и была посвящена международным валютно-финансовым отношениям после II Мировой войны. Заложенная тогда система глобального валютного регулирования получила название Бреттон-Вудской. 27.12.1945 года считается официальной датой создания фонда. Начало реальной деятельности пришлось на 1 марта 1947 года. Первым клиентом МВФ стала послевоенная Франция, нуждавшаяся в кредитах на восстановление разрушенной экономики.

В хартии МВФ прописаны следующие ключевые цели деятельности организации:

  • содействие международному сотрудничеству в области монетарной политики;
  • долгосрочное кредитование «проблемных» стран с краткосрочными долговыми обязательствами;
  • консультирование должников по вариантам преодоления кризиса;
  • сбор и публикация финансовой статистики по государствам и регионам мира;
  • поддержание стабильности курсов национальных валют стран – участниц фонда.

История деятельности фонда напрямую коррелирует с экономической и политической ситуацией в мире. Например, первые десятилетия существования фонда активно кредитовались страны, восстанавливающиеся после войны. Затем два десятилетия был период затишья, а в 60–70-е годы последовал рост количества взятых кредитов. Кредитный бум сменился спадом спроса на услуги МВФ вплоть до 2008 года, после чего последовало резкое увеличение количества займов, предназначенных для преодоления результатов глобального финансового кризиса. Судя по истории активности фонда, прослеживается явная связь между регионом и политическими событиями, происходящими в нём. Например, после распада СССР резко возросло количество кредитов, взятых странами – участницами СНГ.

[править] Литература

  • Кудряшов В. В. Мягкое право как метод регулирования международных финансовых отношений в зарубежной доктрине международного финансового права // Финансовое право. — 2013. — В. 4. — С. 8—12. — ISSN 1813-1220.
  • Эндрю Бейкер «Группа двадцати» и застой в сфере денежно-кредитной политики // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. — 2014. — В. 4. — Т. 9. — С. 22—39. — ISSN 1996-7845.
Компании Российская корпорация нанотехнологий • Российская венчурная компания 
Топ-менеджеры А. Б. Чубайс • Р. И. Агамирзян • Р. Я. Эмануилов • Л. Леваев • Г. Нисанов • З. Илиев • Г. Юшваев • Д. Якобашвили • И. Бабаев • М. Елашвили • Б. Патаркацишвили • В. Юсуфов • В. Вексельберг • О. Дерипаска 
Нефтегазовая отрасль Добыча и изменение запасов нефти в России • Добыча нефти в Российской империи и СССР • Запасы нефти в России 
Транспорт Морской • Автомобильный • Трубопроводный • Воздушный • Речной • Метрополитен 
Финансы Банковская система • Фондовый рынок • Бивалютная корзина • Методы трансфертного ценообразования • Универсальная электронная карта • Рекомендации МВФ для России 
Внешняя торговля Экспорт • Импорт • Отмена Россией эмбарго на экспорт зерна 
Особые экономические зоны Липецк 
Проекты и мероприятия Кампания по оздоровлению банковской системы России (2014) • Капиталоёмкие проекты • Проект ликвидации неперспективных городов 
События Девальвация российского рубля в 2014—2016 • Пенсионная реформа в России (2018 год)

Сотрудничество Банка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России — Министр
финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем
управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию
с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России.
Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и
осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России выполняет функцию
депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета
МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на
которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя
являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в
капитал МВФ.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в
предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о
которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке:
О кредитных соглашениях с МВФ.

Центральный банк Российской Федерации сотрудничает
с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают
участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном
уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч,
консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России
(как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится
оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового
сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении
оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой
связи необходимо отметить, что программа FSAP
2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской
Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок
соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs),
в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и
корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее
время является оценка соответствия
российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC
ВСP) и оценка соответствия регулирования
финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

Представители Банка России принимают
участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава
Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы является
участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных
ограничениях (AREAER).

Дополнительно необходимо отметить
участие Банка России в реализации
Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой
статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной
инициативы в России.

В соответствии со Специальным стандартом
на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному
балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами и
организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и
исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении
профильных семинаров, конференций.

МВФ и Россия

Россия присоединилась к МВФ в июне 1992 года, сразу же прибегнув к получению кредита. По воспоминаниям очевидцев, во время одного из первых визитов в Кремль Клинтон был поражен роскошью залов и сказал коллеге: «И эти люди просят у нас денег?». За 6 лет (с августа 1992 по начало августа 1998 года) Россия в общей сложности заняла у фонда более 32 млрд. долларов — однако займы не помогли нам добиться ни проектного снижения инфляции, ни предотвратить августовский дефолт 1998.

Кредит Россия возвращала с 2000 по 2005 годы, воспользовавшись ростом цен на нефть, и с 2005 года стала кредитором фонда. Таблица ниже показывает распределение кредитов в 90-е годы и требования кредитора к России:

1994 – 1997 года. Улучшение экономического состояния и ужесточение требований МВФ

Новый экономический курс оказался эффективным, в результате чего России в апреле 1995 года был предоставлен кредит согласно объемам квоты страны (4.3 млрд СДР — $6,8 млрд). Однако за предоставлением нового кредита последовало и ужесточение условий его использования – сокращение госдолга до 6% ВВП и среднемесячной инфляции до 1%, устранение внешнеторговых льгот и др. Постоянный контроль экономической политики со стороны МВФ позволил в марте 1996 года получить еще один кредит, объемом 6.9 млрд СДР ($10,1 млрд). Однако данный кредит превышал квоту России и составлял примерно 160%. При этом предполагалось неравномерное предоставление кредитных средств на протяжение трех лет.

Авторы Гайдпарка

  • Светлана Никитина

    Активисты СС теперь — цензура в России? Мракобесие рулит вопреки конституции

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Запад теперь точно не признает итоги выборов! У Путина на часах, стояла другая дата

    Читать полностью

  • Дмитрий Сидоров

    Честность регионов РФ на выборах по оценке экспертов

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    Теперь-то я точно не буду колоться жижей от Гинцбурга

    Читать полностью

  • Игорь Авдеев

    Против

    Читать полностью

  • Сергей Слизников

    Демократия и Россия – два несовместимых понятия

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Подходящая пара: он старенький, а она страшненькая

    Читать полностью

  • WikiLeaks

    В Белоруссии отмечается новый государственный праздник

    Читать полностью

  • Наталия Хроникер

    Признание Соловьева

    Читать полностью

  • ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ СЖЕ

    О чём молчал Марк Твен

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Новые города будут строить не только в Сибири, но и в Крыму

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Вот таким безразмерно эксцентричным был мой однокашник студент ЛИАПа Слава Семенов

    Читать полностью

Преимущества МВФ

МВФ предлагает свою помощь в виде наблюдения, которое он проводит на ежегодной основе для отдельных стран, регионов и мировой экономики в целом. Однако страна может обратиться за финансовой помощью, если она окажется в экономическом кризисе, вызванном внезапным потрясением в ее экономике или плохим макроэкономическим планированием. Финансовый кризис приведет к серьезной девальвации валюты страны или крупного истощению валютных резервов страны. В обмен на помощь МВФ от страны обычно требуется приступить к осуществлению контролируемой МВФ программы экономических реформ, также известной как программы структурной перестройки (ПСП).

Есть еще три широко используемых механизма, с помощью которых МВФ может ссужать свои деньги.Резервное соглашение (SBA) предлагает финансирование краткосрочного платежного баланса, обычно от 12 до 24 месяцев, но не более 36 месяцев.

Программа расширенного финансирования (EFF) – это среднесрочная схема, по которой страны могут занимать определенную сумму денег, как правило, на срок от четырех до 10 лет.EFF направлен на решение структурных проблем в макроэкономике, которые вызывают хроническоенеравенство платежного баланса .Структурные проблемы решаются посредством реформы финансового и налогового секторов и приватизации государственных предприятий.

Третий основной механизм, предлагаемый МВФ, известен как Фонд сокращения бедности и роста (PRGF).Как следует из названия, он направлен на сокращение бедности в беднейших странах-членах ЕС и одновременно закладывает основы для экономического развития.Ссуды выдаются с особо низкими процентными ставками .

МВФ предлагает техническую помощь странам с переходной экономикой в ​​переходе от централизованно планируемой экономики к рыночной.МВФ также предлагает чрезвычайные фонды для рухнувших экономик, как это было сделано для Южной Кореи во время финансового кризиса 1997 года в Азии, что позволило ему избежать суверенного дефолта. Чрезвычайные фонды также могут быть предоставлены в кредит странам, которые столкнулись с экономическим кризисом в результате стихийного бедствия.

Все возможности МВФ направлены на обеспечение устойчивого развития в стране и пытаются разработать политику, которая будет принята местным населением. Однако МВФ не является агентством по оказанию помощи, поэтому все ссуды предоставляются при условии, что страна внедрит СПД и сделает приоритетной выплату того, что она заимствовала. Страны, которые участвуют в программах МВФ, обычно являются развивающимися странами, странами с переходной экономикой и странами с формирующимся рынком (странами, которые столкнулись с финансовым кризисом).

Где МВФ берет деньги?

Для формирования уставного капитала МВФ каждое государство-участник делает взносы. То есть своего рода финансовый кооператив. Общая сумма взноса рассчитывается исходя из квоты.

Первоначальная сумма квоты приблизительно составляет такой же размер, как и у других похожих стран-участников. Существует сложная (составная) формула расчета квоты в зависимости от характеристик и масштаба экономики. Основным показателем для расчета является ВВП страны. Далее используются различные коэффициенты, которые уменьшают или увеличиваю квоту в зависимости от открытости, экономической изменчивости и др. страны.

Страна оплачивает свой взнос следующим образом:

  • 25% в СДР* (1 СДР примерно равен 1,5 доллара);
  • 75% в своей национальной валюте.

*СДР — Специальные права заимствования.

В зависимости от размера квоты страна-участница получает голоса в органе управления МВФ.

На сегодняшний день самые большие взносы (квоты) имеют:

  • США;
  • Япония;
  • Германия;
  • Франция.
  • Соединенное Королевство Великобритании;
  • Китай;
  • Россия;
  • Саудовская Аравия.

Из всех взносов участников формируется фонд денежных средств, который используется для кредитования стран со сложной финансовой ситуацией.

Золотые запасы МВФ

На конец 2019 года в МВФ хранилось 2814,1 тонны золота (примерно 90,5 млн унций) на сумму $165 млрд.

Золото поступило в МВФ по нескольким каналам:

  • при основании в 1944 году, каждая страна должна была оплатить 25% своей квоты золотом;
  • процент за пользование кридитом МВФ производился золотом;
  • в рамках Бреттон-Вудского соглашения все переводы из одной валюты в другую среди членов МВФ проходило через золото;
  • страны-заемщики могли погашать кредиты золотом.

При введении Ямайской системы, в 1978 году было отменено положение об обязательном использовании золота в сделках с МВФ.

За последние 60 лет МВФ несколько раз продавало свои золотые запасы с целью пополнения валютных запасов:

  • в период с 1957 по 1970 год
  • в 1999 году — продано 14 млн унций
  • в 2009-2010 годах — было продано 12,97 млн унций, половину из которых ушло Резервному Банку Индии, Центральному банку Шри-Ланки и Банку Маврикия.

Условия кредитов МВФ

МВФ, в обмен на кредит требует устранение макроэкономических дисбалансов в стране путем реформ. 10 стандартных экономических требований впервые ввел английский экономист Джон Уильямсон в 1989 году, так называемый, «вашингтонский консенсус». Это

  • сокращение расходов;
  • увеличение прямого экспорта и добыча ресурсов;
  • девальвация национальной валюты;
  • снятие ограничений на импорт и экспорт;
  • открытие внутренних фондовых рынков и, как следствие, получение больше прямых иностранных инвестиций;
  • снятие государственных субсидий;
  • приватизация гос.предприятий;
  • усиление прав иностранных инвесторов;
  • борьба с коррупцией;
  • секвестр бюджета.

Вывод:

Вероятно, членство в МВФ нужно для участия в мировой торговле и сохранения конвертируемости валюты. Выход из Фонда возможен в любой момент, но может привести к международной изоляции России.

А вот на каких условиях мы взаимодействуем с МВФ, и почему позволяем столь бесцеремонное вмешательство в нашу экономику и политику — огромный вопрос к господам из Центробанка и правительства.

По мнению экономиста Сергея Глазьева, следовать ортодоксальной мифологии Вашингтонского консенсуса вовсе не обязательно. Нельзя сохранять курс, выгодный только крупным банкам и «экономическим убийцам» — международным. в первую очередь, американским захватчикам наших национальных богатств. Из стран Большой двадцатки МВФ подчиняются только Россия и Бразилия. Бразилия уже пережила экономический кризис и госпереворот. Что ждет нас?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector