Долг россии перед мвф на сегодня
Содержание:
- Внешний государственный и частный долг России (ЦБ РФ)
- История государственного долга РФ
- Виды государственного долга
- И, наконец, о «прощённых» государствам Африки $20 миллиардах
- Динамика внешнего долга
- Рост госдолга – хорошо или плохо?
- Россия и МВФ: от крупнейшего должника до влиятельного кредитора
- У нас-то ещё ладно…
- История выплаты долга СССР
- Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…
- Отношения СССР и России с МВФ
- Российский долг устойчив
Внешний государственный и частный долг России (ЦБ РФ)
Дата проведения оценки | Внешний долг госсектора, млрд $ | Внешний долг частного сектора, млрд $ |
---|---|---|
1.04.2018 | 255,3 | 264,4 |
1.04.2017 | 255,1 | 266,4 |
1.04.2016 | 267,7 | 252,4 |
1.04.2015 | 278,9 | 278,3 |
1.04.2014 | 375,4 | 340,4 |
1.04.2013 | 355,0 | 336,6 |
1.04.2012 | 230,9 | 326,5 |
1.04.2011 | 203,8 | 304,4 |
1.04.2010 | 178,6 | 284,1 |
1.04.2009 | 150,1 | 295,3 |
1.04.2008 | 183,5 | 298,9 |
1.04.2007 | 154,2 | 201,3 |
1.04.2006 | 155,9 | 117,2 |
Как видно из таблицы, государственный внешний долг РФ активно рост вплоть до 2014 года. Однако после изменения геополитической обстановки в мире размер задолженности стал снижаться. Это стало следствием ограничения доступа отечественных компаний к внешнему финансированию.
Если посмотреть только задолженность органов госуправления РФ без учета долгов ЦБ и госкомпаний, то также заметно, что Россия резко перестала занимать после 2014 года и вернулась на международный рынок капитала лишь в 2017 году. Как полагают специалисты, этот шаг был необходим, чтобы покрыть дефицит бюджета страны и заодно проверить, будут ли иностранные инвесторы покупать госдолг РФ в условиях санкционных ограничений в отношении РФ.
История государственного долга РФ
Государственный долг РФ фактически образовался в 1991 году — сразу же после прекращения существования СССР, когда Россия как его преемница полностью взяла на себя долги Советского Союза. Отвалившиеся от центра бывшие союзные республики рассчитались за это отказом от своей доли в советских зарубежных активах. Данные по истории долга ниже собраны из сообщений ЦБ и Минфина.
В 1990-е годы — период тяжелейшего экономического кризиса — Россия практически перестала погашать долг СССР и начала набирать новые долговые обязательства. Соответственно, их объем рос и после 1998 года достиг тогдашнего локального максимума в 188 млрд USD. Часть денег при этом была заимствована из МВФ:
После достигнутого в 1998 году пика кризиса и прохождения дефолта российский внешний долг начал уменьшаться — в начале 2000-х благодаря росту нефтяных цен Россия начала свое экономическое укрепление. К концу лета 2006 года после длительных переговоров Россия досрочно выплатила по кредитам Парижского клуба $22,5 млрд.
Следом началась новая фаза роста долга — выправление финансового положения в стране в 2000-е сделало доступными зарубежные кредиты. В результате, упав к 2002-му до 146 млрд. USD, внешний российский долг снова вырос к 2008 году почти до 0,5 трлн USD.
Объемы российских внешних займов затормозились в том же 2008-м из-за мирового кризиса. Но всего через год показатель внешнего государственного долга РФ опять продемонстрировал рост и продолжил свое восхождение.
В 2013 году были осуществлены выплаты по долгу СССР Чехии, Финляндии и Черногории общим объемом 3,65 млрд. USD. Однако на фоне общего внешнего долга эта сумма составила только 0.5%. года Россия завершила расчеты с кредиторами Союза, уплатив $125,2 млн. Боснии и Герцеговине.
Новый (пока не превзойденный) максимум внешнего российского долга — свыше 700 млрд. USD — был отмечен летом 2014 года. После этого он стал быстро падать по причине западных санкций, наложенных на российское государства из-за присоединения Крыма и конфликта с Украиной. Западные финансовые институты были лишены возможности продолжать кредитование резидентов РФ.
Зимой 2014—2015 были произведены пиковые выплаты по российскому внешнему долгу — более 100 миллиардов долларов за несколько месяцев. Это привело к валютному кризису в России и падению рубля, а также значительному сокращению золотовалютных резервов государства. За год действия моратория на кредитование объем внешнего долга РФ снизился почти на 200 миллиардов USD.
Может показаться удивительным, но актуальный государственный долг России к ВВП составляет лишь 12.6% — только у четырех стран мира этот показатель ниже. У ТОП-10 мировых должников отношение более 100%, а у Японии и вовсе около 250%. По абсолютному значению бесспорным лидером являются США с показателем более 20 трлн. $.
Виды государственного долга
Классификация госдолга довольно обширна, его разделяют на составные части по следующим критериям:
По инструменту кредитования:
- ценные бумаги, доступные гражданам государства;
- общедоступные ценные бумаги;
- кредиты от правительственных органов других стран;
- кредиты от международных финансовых организаций;
- кредиты, привлеченные из бюджетов субъектов государства (выделяются не во всех странах).
По принадлежности кредитора к заемщику:
- внешний государственный долг (когда кредитор является другим государством либо иностранным юридическим или физическим лицом);
- внутренний государственный долг (когда кредитором является собственное население государства или зарегистрированные на его территории юридические лица).
Иногда внешним госдолгом называют все обязательства, выраженные в иностранной валюте, а внутренним государственным долгом – обязательства в национальных денежных знаках. Однако такая классификация не совсем точна.
Например, американский госдолг перед другими странами выражен в долларах США, то есть в национальной валюте. А значит, исходя из такой классификации можно было бы заключить, что у Америки вовсе нет внешней задолженности. Про объем государственного долга США и полезные факты о нем у меня есть отдельная статья.
Тем не менее эта классификация все же важна, так как обязательства, выраженные в иностранной валюте, являются более сложными для выполнения в условиях серьезных экономических трудностей. Выплатить кредит в национальной валюте можно путем увеличения эмиссии денег, хотя это и будет связано с ростом темпа инфляции. Если же путем увеличения эмиссии покрывать большие валютные долги, то обвал курса национальной валюты будет катастрофическим.
И, наконец, о «прощённых» государствам Африки $20 миллиардах
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров в своё время заявил, что на 90 процентов эти списанные долги были невозвратными. И с его утверждением нельзя не согласиться: даже коллектор с пенсионера мог бы взять больше, чем мы с африканского государства-должника.
Журнал «Военное обозрение» наиболее полно прояснил ситуацию на своих страницах:
«В обмен на прощённые долги Москва получает определенные преференции на рынках африканского континента. Ведь сегодня африканские страны являются третьим после Китая и Индии покупателем российского вооружения и военной техники… Кроме того, в ряде африканских государств есть свои интересы и у крупнейших российских компаний. Например, в Гвинее работает российский «Русал», так как в этой африканской стране сосредоточено до двух третей мировых запасов бокситов. Россию интересуют и природные ресурсы ЦАР, ряда других африканских государств».
Или вот: «выгода от участия, например, РЖД в развитии железнодорожного сообщения на африканском континенте может быть в разы большей, чем вся сумма прощённого всем африканским странам долга. Тоже самое касается и других компаний, которые имеют собственные интересы на африканском континенте».
Ну, в самом деле: мы ведь больше не СССР, чтобы миллиардами просто так разбрасываться. Только на форуме Россия-Африка, который состоялся в Сочи в 2019 году, было подписано контрактов почти на те самые $20 миллиардов. Об этом заявил в своё время советник президента РФ Антон Кобяков. Не стоит удивляться тому, что с тех пор общая сумма контрактов с африканскими странами вполне могла удесятериться.
Данные и иллюстрации – из открытого доступа
Динамика внешнего долга
Центральный банк РФ даёт следующую статистику по изменению внешнего долга Российской Федерации и её золотовалютным резервам.
ОГУ | ОДКР | Банки | Проч. | Всего | ЗВР | |
---|---|---|---|---|---|---|
01.01.1994 | 111,8 | 3,9 | 1,3 | 0,8 | 117,9 | 7,6 |
01.01.1995 | 118,5 | 4,7 | 2,3 | 1,2 | 126,7 | 6,5 |
01.01.1996 | 114,8 | 10,3 | 4,7 | 2,9 | 132,7 | 17,2 |
01.01.1997 | 125,8 | 12,9 | 8,7 | 5,5 | 153,0 | 15,3 |
01.01.1998 | 136,4 | 13,5 | 18,2 | 14,8 | 182,8 | 17,7 |
01.01.1999 | 138,9 | 19,5 | 10,0 | 20,0 | 188,4 | 12,2 |
01.01.2000 | 133,2 | 15,7 | 7,7 | 21,5 | 178,2 | 12,4 |
01.01.2001 | 116,7 | 11,9 | 9,0 | 22,4 | 160,0 | 27,9 |
01.01.2002 | 103,0 | 8,1 | 11,3 | 23,9 | 146,3 | 36,6 |
01.01.2003 | 96,8 | 7,5 | 14,2 | 33,8 | 152,3 | 47,7 |
01.01.2004 | 98,2 | 7,8 | 24,9 | 55,1 | 186,0 | 76,9 |
01.01.2005 | 97,1 | 8,2 | 32,3 | 75,7 | 213,4 | 124,5 |
01.04.2005 | 92,7 | 7,8 | 34,4 | 84,4 | 219,4 | 137,3 |
01.07.2005 | 90,9 | 9,0 | 37,6 | 90,3 | 227,9 | 151,5 |
01.10.2005 | 71,8 | 9,2 | 43,3 | 102,3 | 226,8 | 159,5 |
01.01.2006 | 71,1 | 10,9 | 50,1 | 124,9 | 257,1 | 182,2 |
01.04.2006 | 69,5 | 16,5 | 57,2 | 129,9 | 273,2 | 205,8 |
01.07.2006 | 66,4 | 12,4 | 66,7 | 143,2 | 288,8 | 250,5 |
01.10.2006 | 45,3 | 9,0 | 78,4 | 136,4 | 269,3 | 266,1 |
01.01.2007 | 44,7 | 3,9 | 101,1 | 163,3 | 313,1 | 303,7 |
01.04.2007 | 43,3 | 8,7 | 110,8 | 191,9 | 354,9 | 338,8 |
01.07.2007 | 40,7 | 8,1 | 130,9 | 219,2 | 399,1 | 405,8 |
01.10.2007 | 39,6 | 12,8 | 147,6 | 237,6 | 437,8 | 425,3 |
01.01.2008 | 37,3 | 1,9 | 163,6 | 260,9 | 463,9 | 478,7 |
01.04.2008 | 36,8 | 2,5 | 171,4 | 272,1 | 483,0 | 512,5 |
01.07.2008 | 34,6 | 3,2 | 192,8 | 303,6 | 534,4 | 568,9 |
01.10.2008 | 32,5 | 3,3 | 197,8 | 307,0 | 540,8 | 556,8 |
01.01.2009 | 29,4 | 2,7 | 166,2 | 282,0 | 480,5 | 426,2 |
01.04.2009 | 27,3 | 2,4 | 146,4 | 270,0 | 446,3 | 383,8 |
01.07.2009 | 30,0 | 3,9 | 141,6 | 290,3 | 465,9 | 412,5 |
01.10.2009 | 31,1 | 12,2 | 135,8 | 294,6 | 473,9 | 413,3 |
01.01.2010 | 31,3 | 14,6 | 127,2 | 294,0 | 467,2 | 439,4 |
01.04.2010 | 31,3 | 12,2 | 129,0 | 290,8 | 463,3 | 447,4 |
01.07.2010 | 35,4 | 11,9 | 122,1 | 287,9 | 457,4 | 461,2 |
01.10.2010 | 34,8 | 12,2 | 140,0 | 289,5 | 476,6 | 490,0 |
01.01.2011 | 34,5 | 12,0 | 144,2 | 298,1 | 488,9 | 479,3 |
01.04.2011 | 35,3 | 12,4 | 149,1 | 312,6 | 509,6 | 502,4 |
01.07.2011 | 35,1 | 12,7 | 159,0 | 331,9 | 538,8 | 524,5 |
01.10.2011 | 33,3 | 11,8 | 157,3 | 325,2 | 527,7 | 516,8 |
01.01.2012 | 33,2 | 11,2 | 162,8 | 337,8 | 545,1 | 498,6 |
C 2012 года по настоящее время
Изменения внешнего долга России, в миллионах долларов США:
Государство | Частн. долг | Общий долг | Междн. рез. | Облиг. США | |
---|---|---|---|---|---|
01.01.12 | 221 595 | 317 290 | 538 884 | 498 649 | 145 672 |
01.04.12 | 230 956 | 326 565 | 557 521 | 513 491 | 155 436 |
01.07.12 | 257 563 | 313 089 | 570 652 | 514 317 | 156 183 |
01.10.12 | 277 197 | 321 729 | 598 927 | 529 893 | 171 147 |
01.01.13 | 298 930 | 337 490 | 636 421 | 537 618 | 164 379 |
01.04.13 | 355 057 | 336 615 | 691 672 | 527 708 | 149 400 |
01.07.13 | 366 124 | 341 640 | 707 764 | 513 772 | 131 599 |
01.10.13 | 371 567 | 344 693 | 716 260 | 522 580 | 149 897 |
01.01.14 | 375 905 | 352 959 | 728 864 | 509 595 | 131 777 |
01.04.14 | 375 558 | 340 334 | 715 892 | 486 131 | 116 395 |
01.07.14 | 379 595 | 353 184 | 732 779 | 478 250 | 114 547 |
01.10.14 | 351 581 | 329 276 | 680 857 | 454 240 | 108 939 |
01.01.15 | 304 892 | 295 009 | 599 901 | 385 460 | 82 208 |
01.04.15 | 278 944 | 278 351 | 557 295 | 356 365 | 66 530 |
01.07.15 | 276 958 | 279 382 | 556 340 | 361 571 | 82 126 |
01.10.15 | 277 537 | 259 352 | 536 890 | 371 267 | 82 014 |
01.01.16 | 268 137 | 250 351 | 518 489 | 368 399 | 96 896 |
01.04.16 | 267 703 | 252 418 | 520 121 | 387 008 | 82 500 |
01.07.16 | 264 392 | 258 623 | 523 015 | 392 757 | 88 219 |
01.10.16 | 262 815 | 255 515 | 518 330 | 397 743 | 74 584 |
01.01.17 | 252 102 | 259 650 | 511 752 | 377 741 | 86 160 |
01.04.17 | 255 103 | 266 492 | 521 595 | 397 907 | 104 896 |
01.07.17 | 254 907 | 272 120 | 527 027 | 412 239 | 103 146 |
01.10.17 | 259 289 | 270 225 | 529 514 | 424 766 | 104 978 |
01.01.18 | 253 655 | 264 559 | 518 213 | 432 742 | 96 898 |
01.04.18 | 255 528 | 264 733 | 520 262 | 457 995 | 48 724 |
01.07.18 | 231 140 | 259 660 | 490 801 | 456 749 | 14 907 |
01.10.18 | 215 609 | 254 916 | 470 525 | 459 163 | 14 629 |
01.01.19 | 207 482 | 247 198 | 454 680 | 468 495 | 13 180 |
01.04.19 | 222 132 | 246 531 | 468 663 | 487 803 | 12 134 |
01.07.19 | 225 455 | 254 392 | 479 847 | 518 363 | 8500 |
01.10.19 | 220 256 | 254 657 | 474 913 | 530 923 | 10 695 |
01.01.20 | 225 404 | 266 014 | 491 418 | 554 359 | 10 510 |
01.04.20 | 205 644 | 252 287 | 457 932 | 563 473 | 6853 |
01.07.20 | 216 068 | 266 728 | 482 795 | 568 872 | 5879 |
01.10.20 | 210 690 | 252 976 | 463 666 | 583 426 | 6155 |
01.01.21 | 595 774 |
Рост госдолга – хорошо или плохо?
Наращивание госдолга в 2021 году – судя по всему, единственно возможный вариант. Государство должно преодолеть последствия кризиса, оплатить огромные расходы на здравоохранение, да и национальные проекты никто не отменял. К тому же ожидается, что вскоре власти введут новые меры социальной поддержки, которые потребуют дополнительных бюджетных расходов.
Поэтому министр финансов Антон Силуанов считает, что увеличение госдолга – мера вынужденная. Да и уровень в 20% от ВВП – совершенно не опасен, при этом дополнительные деньги пойдут на поддержку населения и экономики. Правда, такой уровень госдолга возвращает Россию к ситуации 2004 года – именно тогда долги государства находились на таком уровне.
Однако глава Центробанка Эльвира Набиуллина так не считает. По ее мнению, любое наращивание госдолга – явление нежелательное. Она напоминала Минфину что брать в долг на развитие можно только в ограниченном объеме. А все страны, которые переставали следить за госдолгом, в итоге получили огромные проблемы. Кстати, Центробанк не так давно выступал против продления программы льготной ипотеки, а еще раньше ограничивал потребительское кредитование и предупреждал о новом пузыре.
Но на чьей стороне правда? Независимые аналитики считают, что пока все же прав Минфин. Большинство стран в кризис наращивает госдолг, и делают они это в куда больших масштабах, чем Россия. Например, развивающиеся страны в течение 2021 года увеличат госдолг более чем на 10% в среднем, тогда как долги России вырастут всего на 6,4 процентных пункта к ВВП. А недавно Антон Силуанов рассказал, что госдолг может вырасти еще меньше – если государство использует остатки бюджетных средств с прошлого года.
То есть, российский госдолг растет медленнее, чем долги других стран, и при нынешнем своем значении не угрожает финансовой стабильности страны. Тем не менее, экономисты предупреждают – увеличивать госдолг и дальше может быть чревато проблемами:
- риск возможных санкций. Если западные страны введут ограничения касательно российского долга, инвесторы могут предъявить все скупленные облигации к оплате. И тогда оплачивать их придется за счет ФНБ, иначе котировки российских облигаций упадут так сильно, что потянут за собой рубль;
- государство вынуждено конкурировать с частным сектором за деньги инвесторов. Конкуренция на долговом рынке означает, что эмитенты ценных бумаг готовы давать более высокие проценты по ним – то есть, бюджет несет повышенные расходы по процентам. А еще все деньги концентрируются в руках государства, и частному сектору их остается недостаточно. В итоге деньги инвесторов «проедаются», а не работают в реальном секторе экономики;
- более серьезное наращивание госдолга грозит проблемами с долговой устойчивостью. Как отмечает Оксана Васильева, 20% от ВВП – это действительно невысокий долг, но уже при долге в сумме 40-50% ВВП начинается критический уровень долговой зависимости;
- наращивание долгов не снимает проблему бюджетного дефицита, а только усугубляет ее, считает публицист Андрей Паршев. По его словам, государству рано или поздно все равно придется прибегнуть к эмиссии денег, чтобы расплатиться по долгам – что отразится на ценах.
Таким образом, наращивать госдолг можно, но только не очень активно (не доводить его до 50% от ВВП и выше), не забывая при этом искать более адекватные способы покрыть бюджетный дефицит. Например, вместо роста долгов можно сократить некоторые бюджетные расходы, а еще более тщательно контролировать налогоплательщиков и таможенные операции – чтобы получить больше доходов.
Но все же в сложившейся ситуации рост госдолга никак не мешает России – привлеченные деньги все равно пойдут на выплаты бизнесу (льготные кредиты и субсидии) и населению (пособия и другие виды социальной помощи). При этом выплаченные населению деньги в конечном счете получит бизнес – ведь пособия получают в основном малообеспеченные семьи, которые вскоре тратят деньги на продукты и другие товары.
Россия и МВФ: от крупнейшего должника до влиятельного кредитора
Анализ внешнего долга России по годам показывает, что страна все меньше занимает за рубежом. Это касается, как государственного долга, так и частного. Сегодня расскажем, на каком уровне находится внешний долг страны, кому должна Россия, как будут проходить выплаты?
В нашей работе опираемся только на официальные данные ЦБ РФ и Минфина. Так, по оценкам регулятора, на 1 апреля 2018 года внешний долг государственного сектора РФ в расширенном определении составлял 255,3 млрд долларов.
В эту цифру входят не только прямые долги органов госуправления, но и задолженность Центробанка, а также банков и иных корпораций с присутствием государства в капитале в размере более 50%. По сути, именно на них и приходится существенная часть долга. Конкретно к госорганам из этой суммы относится не более 60 млрд долларов.
У нас-то ещё ладно…
В 2020 году долг российского правительства превысил его ликвидные резервы и вернулся к положительным значениям. По итогам того пандемийного года он и вовсе вырос почти на 40 процентов, до 18,99 триллиона рублей, что составляет 17,8 процента от ВВП. Небезынтересно проследить градацию размеров государственного долга России за несколько последних лет (в миллиардах долларов):
Считается, что само по себе существование госдолга не повод для расстройства, это больше макроэкономический показатель. В 2020 году его изменения демонстрировали, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии на фоне разбалансировки бюджета из-за падения цен на нефть.
По-настоящему ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. Вот иллюстрация такой ситуации для разных стран мира:
Специалисты Всемирного банка в 2010 году подсчитали, что государственный долг становится проблемным для страны, когда достигает 77 процентов от ВВП. Как правило, власти устанавливают ограничение на его размер. Но они же могут и повышать этот лимит. Этим, например, регулярно занимаются США, чей госдолг в абсолютных величинах – самый большой в мире, $26,945 триллиона, а соотношение с ВВП ($21,48 триллиона по итогам 2020 года) превышает 100 процентов.
У нас ещё неплохо, и такая ситуация сравнительно стабильна, о чём – в таблице ниже:
При этом для развивающихся экономик отрицательный чистый госдолг – явление редкое. Россия к нему пришла в 2019 году, сознательно накапливая резервы и поддерживая долговую дисциплину из-за западных санкций. Но на фоне пандемии и падения цен на нефть госдолг начал расти и к лету 2020 года превысил ликвидные резервы государства.
На 1 февраля 2021 года внутренний российский госдолг составил примерно 14,795 триллиона рублей, внешний госдолг на ту же дату – $56,260 миллиарда (около 4,290 триллиона рублей по курсу ЦБ на начало февраля), а общий размер суверенного госдолга России – 19,085 триллиона рублей.
История выплаты долга СССР
Изначальный план в связи с долгами был следующим: РФ берёт на себя советские обязательства, а союзные республики взамен отказываются от зарубежных активов Союза. Расчёт был на то, что объём активов превысит суммарную задолженность. Однако это оказалось не так.
Ряд развивающихся стран задолжали России ок. 150 000 000 000 амер. долл. на момент её вступления в Парижский клуб в 1997 г. Однако был такой нюанс: устав организации требовал от новых участников списания должникам их долгов за поставку вооружения, а суть в том, что 80% от размера активов составляла именно эта статья.
Важно! Российское государство обязали списать долги всем бедным и развивающимся странам. В результате по их долгам можно было взыскать всего лишь 8 000 000 000 амер
долл. – менее 5% задолженности СССР.
Итог: после этих изменений российская экономика не потянула выплату задолженности по графику.
Парижский и Лондонский клубы давали отсрочки по очередным платежам.
В 1992 г. РФ была предложена помощь в виде 24 000 000 000 амер. долл., но реально предоставлены были из этой суммы только 13,6 млрд. Вдобавок кредиторы предусмотрели отсрочки на 7 млрд. На выходе получилось, что четверть суммы по факту ушла на обслуживание актуальных обязательств.
Далее российская сторона договорилась с Парижским Клубом насчёт реструктуризации (срок – 10 лет с пятилетним льготным периодом). Планировалось, что по итогу РФ до 2020 г. выплатит 45% все задолженности. Остальные 55% – до 2115 г.
Лондонский Клуб также пошёл на реструктуризацию. Причём был предоставлен льготный период – 6 лет.
Советские долги отдавались как деньгами, так и товарами (строительными, высокотехнологичными и т.п.), а также др. активами.
По состоянию на 2007 г. Россия почти расплатилась перед Парижским Клубом.
Важно! Россия в 2017 г. полностью погасила долг СССР
Минфин перечислил Боснии и Герцеговине 125 000 000 USD за товары, которые Союзу передавала ещё Югославия. Платёж был совершён 8 августа.
Российское государство потратило 26 лет для полного закрытия кредитного “наследства”.
Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…
…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.
А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.
Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.
А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.
Отношения СССР и России с МВФ
Изначально сотрудничество с Международного валютного фонда в СССР рассматривалось как решение проблем структурной перестройки советской экономики. На одной из встреч Эдуарда Шеварнадзе с главой МВФ того времени отмечалось, что «в складывающемся новом характере международных отношений созрели условия для начала переговоров о присоединении СССР к МВФ». Участие в этой организации, подчеркнул на встрече, Шеварнадзе, в СССР рассматривали как логическое продолжение курса на широкое включение в современные меры хозяйственной связи.
Советское правительство придавало большое значение участию СССР в разработке принципов международного сотрудничества. В рамках данных целей руководство шло на определенные уступки союзникам ради возможности воздействовать на формирование послевоенного международного экономического порядка.
Поддержание образа влиятельного игрока на международном рынке так же было в приоритете. Однако Вячеслав Молотов, председатель Совета народных комиссаров СССР, написал отказную резолюцию на вступление в МВФ.
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Дмитрий Смыслов так объяснил причину отказа от вступления СССР в МВФ: «Роль сыграли догматические идеологические стереотипы, которые были присущи прежнему политическому руководству СССР».
Сотрудничество России с международным валютным фондом после распада Советского Союза осуществлялось в рамках обязательств по проведению конкретной макроэкономической политики. С 1992 года России пришлось взять кредит у МВФ на сумму 22 миллиарда долларов США. Деньги начали брать сразу после распада СССР: стране были нужны кредиты. Это Россия объясняла необходимость получения новых кредитов стабилизационными мерами в рамках переходной экономики (сумма была относительно небольшая – только 3 миллиарда долларов США). Однако несмотря на небольшой объем очередного кредита, общая задолженность росла.
В рамках механизма финансирования системных преобразований Россия вновь получила 2 кредита по 1,5 миллиарда долларов от МВФ в 1993 году. В 1994 году главной макроэкономической целью России стало подавление инфляции и ужесточение денежно-кредитной политики. Чтобы это все реализовать, в 1995 году Россия получает очередной крупный кредит в размере 6,8 миллиарда долларов США.
В то время МВФ ужесточает требования к потенциальным заемщикам. Главными условиями стали:
- Сокращение дефицита государственного бюджета до 6% ВВП;
- Снижение инфляции до 1% в месяц;
- Устранение внешнеторговых льгот;
- Либерализация экспорта нефти;
- Отмена экспортных пошлин до 1996 года.
В марте 1996 года Международный валютный фонд вновь предоставил России новый кредит в размере 10,1 миллиарда долларов США. Этот кредит стал на тот момент крупнейшим в истории МВФ кредитным соглашением.
Россия длительное время была крупнейшим заемщиком Международного валютного фонда. К 1998 году количество выданных кредитов превышало квоту более, чем в три раза.
Однако в связи с объявление дефолта по внутреннему государственному долгу в 1998 году кредитный пакет помощи России был заморожен. С 2000 года Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ. А спустя 5 лет, в 2005 году, Россия выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности, полностью погасив свои обязательства.
Впоследствии Россия получила статус кредитора Международного валютного фонда. После приобретения данного статуса, Россия, решением Совета директоров МВФ, была включена в группу разработки плана финансовых операций фонда.
В настоящее время Россия с некоторой периодичностью проводит консультации с Международным валютным фондом по всем основным вопросам экономического ситуации и развития мировой экономики.
Российский долг устойчив
Федеральный бюджет России в доходной части в первом квартале 2021 года исполняется с опережением как за счет уверенного роста сбора ненефтегазовых доходов, так и на фоне комфортных для российского бюджета цен на нефть. Минфин РФ объявил о сокращении программы заимствований на 2021 год.
Российская экономика обладает существенным запасом резервов, в частности, находящихся в ФНБ, а также механизмами, позволяющими с помощью этих резервов обеспечить внутренний рынок необходимой для финансирования внутреннего долга ликвидностью. Центральный банк в рамках длинного РЕПО кредитует коммерческие банки, которые в свою очередь инвестируют в государственные бумаги, привлекательность которых для банков растет на фоне снижения кредитного качества других заемщиков, о принуждении банков к инвестированию в ОФЗ речи не идет. Во втором полугодии 2020 года именно крупные банки во многом выступили кредиторами для российского правительства: согласно «Обзору рисков финансовых рынков» Банка России, в сентябре доля участия системно-значимых кредитных организаций в ОФЗ выросла до 82,9%.
Кроме того, завершение цикла смягчения монетарной политики и постепенный переход к нейтральным процентным ставкам (5-6%) создает дополнительные стимулы для новых инвесторов, особенно на фоне низкого уровня процентных ставок в развитом мире.
Доля нерезидентов находится на минимальном уровне с 2013 года – большая часть инвесторов, для которых неприемлем текущий уровень риска, уже ушли с рынка.
Отток 1 трлн иностранного капитала из ОФЗ может быть за несколько месяцев компенсирован на внутреннем рынке: так в марте 2021 года Минфин разместил ОФЗ на более чем 500 млрд рублей.
Долги госкомпаний и муниципальные долги также на данный момент не представляют угрозы для устойчивости российского долга.
На сегодняшний день мы не наблюдаем признаков дестабилизации российского госдолга, хотя высоковероятно будем наблюдать дальнейший небольшой отток иностранного капитала, некоторое повышение доходностей.