Внешний и государственный долг россии на сегодняшний день

Внешний долг

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:

  • международным банкам;
  • правительствам других стран мира;
  • частным банкам, которые принадлежат иностранцам.

Внешний долг различают двух типов:

  1. Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2021).
  2. Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы).

Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Отличие внешнего долга от внутреннего долга

  • Внешний долг – заем у иностранных кредиторов;
  • Внутренний долг – заем у отечественных кредиторов, например, в России инвестором-кредитором государства может быть любой гражданин через покупку ОФЗ-Н (облигации федерального займа для населения);
  • Государственный долг (госдолг) учитывает все заимствования государства (как на внешнем, так и на внутреннем рынке, а также долги компаний и организаций, полученные под государственные гарантии).

Внешний долг может учитывать только государственные долги (государственный внешний долг) или включать также долги частного сектора перед иностранными заемщиками (валовой внешний долг).

Происхождение внешнего долга России

1991 г. ознаменовался распадом СССР, что привело ко многим далеко идущим последствиям. В т.ч. итогом стала передача Российской Федерации – практически, по наследству – долга бывших союзных республик. У такого манёвра было обоснование: прочие “партнёры” по развалившемуся единому государству отказались от своих долей в заграничных активах Советского Союза.

На тот исторический момент обязательства перед иностранными государствами состояли из суммарной задолженности СССР. Но впоследствии, в период с 1992 по 1998 годы, Россия её увеличила: у Международного валютного фонда были взяты 8 кредитов – 22 000 000 000 американских долларов.

Важно! После дефолта 1998 г. внешний долг РФ составил в общей сложности 188 000 000 000 амер

долл.

После обозначенных событий страна начала медленно выплачивать деньги свои кредиторам.

Российское государство с 2000 г. ни одного раза не взяла какой бы то ни было займ у МВФ – к 2005 г. все обязательства перед данной организацией были покрыты. К 2006 г. рассчитались и с Парижским клубом. Итог: остаток по задолженностям составил 53 000 000 000 амер. долл. – т.е. столько, сколько досталось после распада Советов.

В рамках расчётов по советским долгам Россия выплатила:

  • Болгарии, ОАЭ, Словении, Уругваю, Чехии – 1 104 000 000 USD;
  • Финляндии и Черногории – 3 650 000 000 USD;
  • КНР – 400 000 000 швейцарских франков;
  • Кувейту – 1 720 000 USD;
  • Боснии и Герцеговине – 125 000 000 USD.

Примечание 1. Стоит отметить, что далеко не все долги выплачивались деньгами. Рассчитывались также сырьём, товарами, технологиями и научными разработками.

Краткое описание ситуации с 2002 по 2014 годы:

  1. 2002 г. – РФ имеет задолженность на сумму 146 млрд. амер. долл. Внешние обязательства растут и достигают 0,5 трлн.  амер. долл.
  2. 2008 г. – посткризисный период – долг теряет в темпах роста.
  3. 2009 г. – 2012 г. – долг возвращается к докризисным объёмам.
  4. 2014 г. – РФ имеет задолженность на сумму 0,7 трлн. амер. долл.

После указанной вехи долговые обязательства уменьшались. Причиной тому был запрет на предоставление кредитов российским резидентам.

В период с 2014 по 2015 годы были выплачены 100 000 000 000 амер. долл. Долг снизился, но произошёл новый экономический кризис, упал рубль. За время действия моратория на кредитование за границей Россия выплатила ещё 200 000 000 000 амер. долл. Однако итогом стало уменьшение золотовалютных запасов.

Суть проблемы внешнего долга государства

Долги государства негативно влияют на экономическое положение. Внешний долг признан самым обременительным по нескольким причинам. Проблемы внешнего долга:

  • В счет погашения задолженности страна отдает ценные товары и сырье. Возврат кредитных средств чаще всего происходит из золотовалютных резервов.
  • Дополнительно приходится оплачивать проценты, что приводит к увеличению суммы долговых обязательств.
  • Страна или организация-кредитор требует выполнения своих условий, которые не всегда совпадают с интересами страны-заемщика.
  • Значительный внешний долг подрывает авторитет страны и доверие к ней.

В случае, когда выплаты по долговым обязательствам превышают 30% от внешнеэкономической деятельности, правительству становится сложнее получить новый транш. Кредиторы диктуют свои условия, требуют поручительств, дополнительных гарантий, повышают процентные ставки.

Между государственным долгом и бюджетным дефицитом существует прямая зависимость. Бюджетный дефицит провоцирует правительство к новым заимствованиям, государственный долг растет, а статья расходов на покрытие займа становится значительной. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, приходится повышать ставки налоговых платежей для населения, что повышает социальную напряженность в обществе.

Рейтинг 10 стран мира, у которых наименьший внешний долг на 2018 год

Название страны Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
Бруней
Макао
Республика Палау
Экваториальная Гвинея 174 1
Алжир 3 389 2
Иран 15 640 4
Нигерия 15 730 5
Фиджи 127 5
Гаити 428 7
Азербайджан 6 059 8,2

Управление долгом: внутренний учет и контроль.

Управление долгом независимо от его административного расположения (министерство финансов, центральный банк или автономное агентство, автономный фонд) должно иметь как минимум три функции:

  • он должен работать на основе двойной записи, что позволяет регистрировать кредитную и дебетовую стороны транзакций в равных суммах;
  • он должен осуществляться по методу начисления, чтобы операции регистрировались по мере их совершения, а не при переходе денежных средств из рук в руки;
  • система должна быть спроектирована так, чтобы включать контрольные журналы, чтобы гарантировать соответствие документов, подтверждающих бухгалтерские записи; в дополнение к этому, если системы являются компьютеризированными, должны быть устройства безопасности для предотвращения подделки записей.

Хотя эти особенности могут показаться очевидными, трудности с поддержанием систем на практике способствовали появлению множества неверных сигналов о состоянии государственных финансов, а также о проведении соответствующей политики. Часто данные являются неполными, не согласовываются регулярно и компилируются слишком долго.

Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…

…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.

А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.

Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.

А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.

Почему растет госдолг?

Как и во всех остальных странах, государственный долг России начал расти на фоне кризиса, вызванного пандемией коронавируса. На систему здравоохранения, поддержку населения и бизнеса государство потратило большие деньги, а доходы бюджета резко сократились из-за того, что бизнес ушел на вынужденный простой. Соответственно, в бюджете быстро образовался дефицит. К тому же на бюджете сильно отразилась дешевая нефть и низкий спрос на газ в прошлом году.

Вообще же госдолг, как говорит доцент Финансового университета Оксана Васильева – это сумма бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом профицитов. При этом профицит по итогам года за последние 15 лет образовывался 6 раз, а дефицит – 9 раз. Так, бюджет «в плюс» сводили в 2006-2008 годы, затем в 2011-м, а потом в 2018-2019 годы. Так, только за 2018-2019 годы профицит в сумме составил 4,7 триллиона рублей, а на следующие годы снова планировался профицит (который постепенно сводили бы в ноль). Но этого не произошло – мало того, что в 2020-м были использованы излишки прошлых лет, так еще и сформировался новый дефицит в 4,1 триллиона рублей.

Минфин специально сводил бюджет на 2021 год так, чтобы в итоге получился минус – иначе было нельзя. Ведь сокращать меры поддержки населения и бизнеса государство не может, а повышать налоги в период кризиса – не лучшая идея.

А еще есть другая проблем – даже если бюджет получит запланированную сумму налогов, это произойдет в конце месяца, квартала или года, но платить зарплаты и пенсии нужно каждый месяц, причем в начале. Соответственно, в бюджете возникает кассовый разрыв – бюджет получит деньги через месяц, но выплатить их нужно уже сейчас. Чтобы можно было профинансировать все расходы, государство занимает деньги.

В результате было решено, что государство займет в 2021 году займет внутри страны 3,7 триллиона рублей, а с учетом возврата долгов прошлых лет выйдет на триллион меньше. Более того, занимать деньги государство продолжит и дальше:

  • в 2021 году госдолг вырастет до 20,4% ВВП;
  • в 2022-м – до 20,8% от ВВП;
  • в 2023-м – до 21,4% от ВВП.

Минфин периодически устраивает аукционы по размещению ОФЗ – чем выше спрос на них, тем более низкую доходность предлагает эмитент. Например, 10 февраля 2021 года Минфин разместил на аукционе 10-летние облигации на сумму 28,9 миллиардов рублей. Учитывая, что спрос был почти вдвое больше, Минфин продал бумаги почти по полной цене (96,53% от номинала), а инвесторы получат по этим бумагам постоянный доход в размере 6,47% годовых.

Покупают ОФЗ преимущественно банки, но через брокеров это может делать кто угодно – даже иностранцы (на них приходится треть купленных ОФЗ). Пока спрос на ОФЗ держится высокий, и у Минфина нет поводов для беспокойства – практически на каждом аукционе спрос оказывается выше предложения. В результате у государства оказывается достаточно денег, чтобы профинансировать все расходы из бюджета. Но даже если спрос снизится, продать облигации все равно будет возможно – пусть и с более высокой скидкой к номиналу бумаг.

Корпоративные долги

Иначе дело обстоит с корпоративными долгами. Общая задолженность компаний на лето 2011 года, по данным ЦБ РФ, составляет: банки – 157 млрд, прочие организации – 328,5 млрд. Общая сумма внешних заимствований оценивается в 532,2 млрд долларов, что больше, чем когда-либо. При этом следует учитывать, что в большинстве крупнейшего компании, имеющего доступ к международным денежным рынкам и рынкам капиталов, крупнейшего акционером выступает государство. Поэтому не исключается, что в случае дефолта иностранным кредиторам можно попытаться обратить взыскание на федеральные органы власти.

Для оценки размера внешнему долгу экономисты, как правило, пользуются показателем отношений его размера к валовому внутреннему продукту (ВВП). По данным Всемирного банка, самый большой внешний долг у США: он составляет 14,59 трлн долларов, или 99% от ВВП. На втором месте – Великобритания (8,98 трлн, 400% от ВВП), на третьем – Германия (4,7 трлн, 142 %). При этом общая задолженность Евросоюза всего на 0,87 трлн меньше, чем американская. На этом фоне общий внешний долг России выглядит умеренно: Россия занимает 21-е место в мире: 532 млрд, или 33% от ВВП. Это составляет приблизительно по 3 тыс. долларов США в пересчете на каждого жителя страны.

Бюджетно-налоговая (или фискальная) политика государства – это политика в области налогообложением и государственного расхода. Бюджетный дефицит – это важнейший обобщающий показатель фискальной политики в краткосрочном периоде, а государственному долгу – в долгосрочном.

Существует различия экономических методов, применяемых государством чтобы балансировать бюджетом и регулирования экономического цикла. Политика, которая направлена на сглаживание колебания экономики и преодоление негативных последствий спадов носит название фискальной политики. Фискальная политика в ходе экономического цикла подразделяет на несколько видов:

Дискреционной фискальной политикой – политика, основанная на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию. Фискальная политика может быть использована для стабилизации экономики. Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию.

В период спада на повестке дня возникает вопрос о стимулирующую (экспансионистскую) фискальную политику, оказывающую стимулирующее воздействие на совокупный спрос в период экономического спада. Она включает: 1. Увеличивать государственные расходы. 2. Снижать налоги. 3. Увеличивать государственные расходы с одновременным снижением налогов.

Если в исходном пункте имеет место сбалансированного бюджета, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономика имеет место вызванная избыточного спроса инфляция, этому случаю соответствует сдерживающей (контрактивной) фискальной политики, которая оказывает сдерживающее воздействие на совокупного спроса в период экономического подъема. Она включает:

1. Уменьшить правительственные расходы. 2. Увеличить налоги. 3. Уменьшить правительственные расходы при увеличении налогов.

Фискальная политика должна ориентироваться на положительные сальдо правительственного бюджета, в случае когда перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией

Однако важно помнить о том, что размерами чистого национального продукта зависящие не только от разницы между правительственными расходами и налогами (т.е. от размеров дефицита и положительного сальдо), но и от абсолютного размера бюджета

Главным показателем бюджета можно считать размер бюджетного дефицита (излишка).

При данной величине дефицита государственным бюджетом его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Аналогично: при данной величину бюджетного излишка его дефляционным влиянием зависит от того, как он будет ликвидируется.

Динамика внешнего долга

Центральный банк РФ даёт следующую статистику по изменению внешнего долга Российской Федерации и её золотовалютным резервам.

ОГУ ОДКР Банки Проч. Всего ЗВР
01.01.1994 111,8 3,9 1,3 0,8 117,9 7,6
01.01.1995 118,5 4,7 2,3 1,2 126,7 6,5
01.01.1996 114,8 10,3 4,7 2,9 132,7 17,2
01.01.1997 125,8 12,9 8,7 5,5 153,0 15,3
01.01.1998 136,4 13,5 18,2 14,8 182,8 17,7
01.01.1999 138,9 19,5 10,0 20,0 188,4 12,2
01.01.2000 133,2 15,7 7,7 21,5 178,2 12,4
01.01.2001 116,7 11,9 9,0 22,4 160,0 27,9
01.01.2002 103,0 8,1 11,3 23,9 146,3 36,6
01.01.2003 96,8 7,5 14,2 33,8 152,3 47,7
01.01.2004 98,2 7,8 24,9 55,1 186,0 76,9
01.01.2005 97,1 8,2 32,3 75,7 213,4 124,5
01.04.2005 92,7 7,8 34,4 84,4 219,4 137,3
01.07.2005 90,9 9,0 37,6 90,3 227,9 151,5
01.10.2005 71,8 9,2 43,3 102,3 226,8 159,5
01.01.2006 71,1 10,9 50,1 124,9 257,1 182,2
01.04.2006 69,5 16,5 57,2 129,9 273,2 205,8
01.07.2006 66,4 12,4 66,7 143,2 288,8 250,5
01.10.2006 45,3 9,0 78,4 136,4 269,3 266,1
01.01.2007 44,7 3,9 101,1 163,3 313,1 303,7
01.04.2007 43,3 8,7 110,8 191,9 354,9 338,8
01.07.2007 40,7 8,1 130,9 219,2 399,1 405,8
01.10.2007 39,6 12,8 147,6 237,6 437,8 425,3
01.01.2008 37,3 1,9 163,6 260,9 463,9 478,7
01.04.2008 36,8 2,5 171,4 272,1 483,0 512,5
01.07.2008 34,6 3,2 192,8 303,6 534,4 568,9
01.10.2008 32,5 3,3 197,8 307,0 540,8 556,8
01.01.2009 29,4 2,7 166,2 282,0 480,5 426,2
01.04.2009 27,3 2,4 146,4 270,0 446,3 383,8
01.07.2009 30,0 3,9 141,6 290,3 465,9 412,5
01.10.2009 31,1 12,2 135,8 294,6 473,9 413,3
01.01.2010 31,3 14,6 127,2 294,0 467,2 439,4
01.04.2010 31,3 12,2 129,0 290,8 463,3 447,4
01.07.2010 35,4 11,9 122,1 287,9 457,4 461,2
01.10.2010 34,8 12,2 140,0 289,5 476,6 490,0
01.01.2011 34,5 12,0 144,2 298,1 488,9 479,3
01.04.2011 35,3 12,4 149,1 312,6 509,6 502,4
01.07.2011 35,1 12,7 159,0 331,9 538,8 524,5
01.10.2011 33,3 11,8 157,3 325,2 527,7 516,8
01.01.2012 33,2 11,2 162,8 337,8 545,1 498,6

C 2012 года по настоящее время

Изменения внешнего долга России, в миллионах долларов США:

Государство Частн. долг Общий долг Междн. рез. Облиг. США
01.01.12 221 595 317 290 538 884 498 649 145 672
01.04.12 230 956 326 565 557 521 513 491 155 436
01.07.12 257 563 313 089 570 652 514 317 156 183
01.10.12 277 197 321 729 598 927 529 893 171 147
01.01.13 298 930 337 490 636 421 537 618 164 379
01.04.13 355 057 336 615 691 672 527 708 149 400
01.07.13 366 124 341 640 707 764 513 772 131 599
01.10.13 371 567 344 693 716 260 522 580 149 897
01.01.14 375 905 352 959 728 864 509 595 131 777
01.04.14 375 558 340 334 715 892 486 131 116 395
01.07.14 379 595 353 184 732 779 478 250 114 547
01.10.14 351 581 329 276 680 857 454 240 108 939
01.01.15 304 892 295 009 599 901 385 460 82 208
01.04.15 278 944 278 351 557 295 356 365 66 530
01.07.15 276 958 279 382 556 340 361 571 82 126
01.10.15 277 537 259 352 536 890 371 267 82 014
01.01.16 268 137 250 351 518 489 368 399 96 896
01.04.16 267 703 252 418 520 121 387 008 82 500
01.07.16 264 392 258 623 523 015 392 757 88 219
01.10.16 262 815 255 515 518 330 397 743 74 584
01.01.17 252 102 259 650 511 752 377 741 86 160
01.04.17 255 103 266 492 521 595 397 907 104 896
01.07.17 254 907 272 120 527 027 412 239 103 146
01.10.17 259 289 270 225 529 514 424 766 104 978
01.01.18 253 655 264 559 518 213 432 742 96 898
01.04.18 255 528 264 733 520 262 457 995 48 724
01.07.18 231 140 259 660 490 801 456 749 14 907
01.10.18 215 609 254 916 470 525 459 163 14 629
01.01.19 207 482 247 198 454 680 468 495 13 180
01.04.19 222 132 246 531 468 663 487 803 12 134
01.07.19 225 455 254 392 479 847 518 363 8500
01.10.19 220 256 254 657 474 913 530 923 10 695
01.01.20 225 404 266 014 491 418 554 359 10 510
01.04.20 205 644 252 287 457 932 563 473 6853
01.07.20 216 068 266 728 482 795 568 872 5879
01.10.20 210 690 252 976 463 666 583 426 6155
01.01.21 595 774

История выплаты долга СССР

Изначальный план в связи с долгами был следующим: РФ берёт на себя советские обязательства, а союзные республики взамен отказываются от зарубежных активов Союза. Расчёт был на то, что объём активов превысит суммарную задолженность. Однако это оказалось не так.

Ряд развивающихся стран задолжали России ок. 150 000 000 000 амер. долл. на момент её вступления в Парижский клуб в 1997 г. Однако был такой нюанс: устав организации требовал от новых участников списания должникам их долгов за поставку вооружения, а суть в том, что 80% от размера активов составляла именно эта статья.

Важно! Российское государство обязали списать долги всем бедным и развивающимся странам. В результате по их долгам можно было взыскать всего лишь 8 000 000 000 амер

долл. – менее 5% задолженности СССР.

Итог: после этих изменений российская экономика не потянула выплату задолженности по графику.

Парижский и Лондонский клубы давали отсрочки по очередным платежам.

В 1992 г. РФ была предложена помощь в виде 24 000 000 000 амер. долл., но реально предоставлены были из этой суммы только 13,6 млрд. Вдобавок кредиторы предусмотрели отсрочки на 7 млрд. На выходе получилось, что четверть суммы по факту ушла на обслуживание актуальных обязательств.

Далее российская сторона договорилась с Парижским Клубом насчёт реструктуризации (срок – 10 лет с пятилетним льготным периодом). Планировалось, что по итогу РФ до 2020 г. выплатит 45% все задолженности. Остальные 55% – до 2115 г.

Лондонский Клуб также пошёл на реструктуризацию. Причём был предоставлен льготный период – 6 лет.

Советские долги отдавались как деньгами, так и товарами (строительными, высокотехнологичными и т.п.), а также др. активами.

По состоянию на 2007 г. Россия почти расплатилась перед Парижским Клубом.

Важно! Россия в 2017 г. полностью погасила долг СССР

Минфин перечислил Боснии и Герцеговине 125 000 000 USD за товары, которые Союзу передавала ещё Югославия. Платёж был совершён 8 августа.

Российское государство потратило 26 лет для полного закрытия кредитного “наследства”.

О внешнем долге в $244 трлн. простыми словами

Внешний долг простыми словами – это общая сумма задолженности, которую государство и отечественные компании должны внешним кредиторам с учетом не выплаченных процентов.

Внешний долг не имеют всего несколько стран, все остальные накопили гигантскую задолженнось свыше $244 трлн.! Это официальные данные Института международных финансов (IIF) за 2019г.

Разделите эту астрономическую сумму на население всей Земли, которое составляет 7.6 млрд. человек. Сколько получится в среднем? Правильно, по $32.1 тыс. должен каждый житель планеты, включая

  • первобытные племена в пойме Амазонки и в Папуа Новой Гвинеи, которые даже не знают таких терминов, как «валюта» или «кредит» (кредиты брали не они, а их государство);
  • американцев и японцев, россиян и итальянцев, греков, египтян, израильтян и… жителей остальных 190 стран мира

Кому мы все должны и как образовалась задолженность?

О причинах мирового финансового кризиса

Мировой экономический кризис представляет собой характерное явление для рыночной экономики, повторяющийся с определённой периодичностью и затрагивающий не одно государство.

Мировой экономический кризис — это явление, которое характеризуется резким ухудшением абсолютно всех финансовых показателей. Подобное состояние экономического сектора всколыхнуло весь мир в 2008 году.

Одной из ключевых причин глобального кризиса является доминирующая ныне экономическая модель финансового капитализма. В рамках этой модели происходит следующее:

  • провальное финансовое регулирование, бывшее неэффективным и несовершенным;
  • ошибки в корпоративном управлении, приведшие к чрезмерным рискам;
  • перенасыщение кредитного рынка;
  • искусственное занижение цен на энергоресурсы;
  • дисгармония в международной торговле;
  • США и другие эмитенты резервных валют для поддержания достигнутого уровня жизни печатают (эмитируют) колоссальные объёмы валют, которые абсолютно ничем не обеспечены;
  • неограниченная выдача ипотек в США и отсутствие контроля за этим процессом;
  • биржевые пузыри, ценные бумаги, неоправданно дорогая недвижимость, деревативы;
  • вливание доллара в экономики других государств, вынужденных использовать чужие валюты (экспорт инфляции);
  • развивающиеся рынки постепенно отказываются от использования доллара;
  • рост внешних долговых обязательств стран, компаний и всего населения, погрязшего в кредитах (задолженность домохозяйств в США и других странах Запада достигла рекордных уровней).

Главная причина экономической дестабилизации, произошедшей в 2008 году — это перепроизводство американского доллара. Помимо вышеперечисленных основных причин мирового экономического кризиса, есть ещё и сопутствующие факторы.

Они имеют каталитическое действие, то есть ещё более усугубляют существующую ситуацию в мире. Это увеличивающийся мировой долг и связанный с ним огромный разрыв с мировым ВВП, нарушения и несоответствия в международной торговле и движении капитала, нестабильность американской валюты.

Погасить созданные в глобальной финансовой системе колоссальные долги в оговоренные сроки многие заёмщики просто не в состоянии. Государства не смогут без катастрофического ущерба для своей экономики сгенерировать соответствующие финансовые потоки.

Сегодня большинство долгов просто рефинансируется — закрываются одни и вместо них тут же открываются другие, часто гораздо большие.

Но займодателей сегодня вполне устраивает долгосрочная способность заёмщика по выплате процентов. Фактически срочные долги на наших глазах превращаются в бессрочные, а заёмные средства в системе начинают играть роль субординированного собственного капитала.

Однако эта ситуация крайне нестабильна и чревата возникновением серьезных кризисов, которые и происходят в рамках существующей экономической модели.

Правительство в любой момент может отказаться платить

Да, экономика США является крупнейшей в мире, а сами Соединенные Штаты Америки позиционируют себя в роли «Мирового жандарма», что дает возможность многим думать о том, что США в один прекрасный момент сможет беспрепятственно и свободно отказаться платить по своим долгам. Апогеем данного заблуждения есть и то, что некоторые уверенные, что правительство США имеет возможность выбирать, кому платить, а кому не платить.

К примеру, если у США натянуты отношения с КНР, то власти могут принять решение не производить оплату по тем облигациям, которые находятся у КНР по размеру на 2 трлн. долларов. Данный факт моментально приведет к уничтожению доверия к правительству США и обрушит экономику «Мирового жандарма».

Возможности выборочного дефолта, то есть по тем облигациям,  находящимся на балансе Федеральной Резервной Системы (около 2,46 трлн. долларов).

Такой вариант был бы возможен, но учитывает роль самой ФРС для экономики США, результатом такого дефолта в любом случае будет дефолт всей страны.

Российский долг устойчив

Федеральный бюджет России в доходной части в первом квартале 2021 года исполняется с опережением как за счет уверенного роста сбора ненефтегазовых доходов, так и на фоне комфортных для российского бюджета цен на нефть. Минфин РФ объявил о сокращении программы заимствований на 2021 год.

Российская экономика обладает существенным запасом резервов, в частности, находящихся в ФНБ, а также механизмами, позволяющими с помощью этих резервов обеспечить внутренний рынок необходимой для финансирования внутреннего долга ликвидностью. Центральный банк в рамках длинного РЕПО кредитует коммерческие банки, которые в свою очередь инвестируют в государственные бумаги, привлекательность которых для банков растет на фоне снижения кредитного качества других заемщиков, о принуждении банков к инвестированию в ОФЗ речи не идет. Во втором полугодии 2020 года именно крупные банки во многом выступили кредиторами для российского правительства: согласно «Обзору рисков финансовых рынков» Банка России, в сентябре доля участия системно-значимых кредитных организаций в ОФЗ выросла до 82,9%.

Кроме того, завершение цикла смягчения монетарной политики и постепенный переход к нейтральным процентным ставкам (5-6%) создает дополнительные стимулы для новых инвесторов, особенно на фоне низкого уровня процентных ставок в развитом мире.

Доля нерезидентов находится на минимальном уровне с 2013 года – большая часть инвесторов, для которых неприемлем текущий уровень риска, уже ушли с рынка.

Отток 1 трлн иностранного капитала из ОФЗ может быть за несколько месяцев компенсирован на внутреннем рынке: так в марте 2021 года Минфин разместил ОФЗ на более чем 500 млрд рублей.

Долги госкомпаний и муниципальные долги также на данный момент не представляют угрозы для устойчивости российского долга.

На сегодняшний день мы не наблюдаем признаков дестабилизации российского госдолга, хотя высоковероятно будем наблюдать дальнейший небольшой отток иностранного капитала, некоторое повышение доходностей.

История госдолга России

Государственный долг РФ фактически образовался в 1991 году — сразу же после прекращения существования СССР, когда Россия как его преемница полностью взяла на себя обязательства Советского Союза. Отвалившиеся от центра бывшие союзные республики рассчитались за это отказом от своей доли в советских зарубежных активах. Данные по истории госдолга РФ ниже собраны из сообщений ЦБ и Минфина.

В 1990-е годы — период тяжелейшего экономического кризиса — Россия практически перестала погашать обязательства СССР и начала набирать новые долги. Соответственно, их объем рос и после 1998 года достиг тогдашнего локального максимума в 188 млрд USD. Часть денег при этом была заимствована из МВФ:

После достигнутого в 1998 году пика кризиса и прохождения дефолта российский внешний долг начал уменьшаться — в начале 2000-х благодаря росту нефтяных цен Россия оказалась в состоянии платить по счетом. К концу лета 2006 года после длительных переговоров Россия досрочно выплатила по кредитам Парижского клуба $22,5 млрд.

Следом началась новая фаза роста долга — выправление финансового положения в стране в 2000-е сделало доступными зарубежные кредиты. В результате, упав к 2002-му до 146 млрд. USD, внешний госдолг России снова вырос к 2008 году почти до 0,5 трлн USD.

Объемы российских внешних займов затормозились в том же 2008-м из-за мирового кризиса. Но всего через год показатель внешнего госдолга РФ опять продемонстрировал рост и продолжил свое восхождение.

В 2013 году были осуществлены выплаты по обязательствам СССР Чехии, Финляндии и Черногории общим объемом 3,65 млрд. USD. Однако на фоне общего внешнего долга эта сумма составила только 0.5%. 8 августа 2017 года Россия завершила расчеты с кредиторами Союза, уплатив $125,2 млн. Боснии и Герцеговине.

Новый (пока не превзойденный) максимум внешней задолженности России — свыше 700 млрд. USD — был отмечен летом 2014 года. После этого он стал быстро падать по причине западных санкций, наложенных на российское государства из-за присоединения Крыма и конфликта с Украиной. Западные финансовые институты были лишены возможности продолжать кредитование резидентов РФ.

Зимой 2014—2015 Россией были произведены пиковые выплаты  — более 100 миллиардов долларов за несколько месяцев. Это привело к валютному кризису в России и падению рубля, а также значительному сокращению золотовалютных резервов государства. За год действия моратория на кредитование объем внешнего долга РФ снизился почти на 200 миллиардов USD.

Может показаться удивительным, но актуальный госдолг РФ к ВВП составляет лишь 12.6% — только у четырех стран мира этот показатель ниже. У ТОП-10 мировых должников отношение более 100%, а у Японии и вовсе около 250%. По абсолютному значению бесспорным лидером являются США с показателем более 20 трлн. $.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector