Импортозамещению в россии почти 7 лет. что за этот срок удалось сделать, а что не удалось?

Импортозамещение в сельском хозяйстве

В 2014 году в ответ на введенные санкции против нашей страны Россия ввела эмбарго, то есть запрет на ввоз «отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению» (Указ о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации от 6 августа 2014 года).

Данное решение стало огромным стимулом для развития отечественных сельхозпредприятий. Аграрная отрасль России получила возможность  импортозамещения огромного перечня товаров и сырья, так как список “запретных” продуктов очень широк и даже, несмотря на то, что страны Южной Америки, Азии и Африки не попали под данное регулирование, все равно ввозимого ими товара не хватит на удовлетворение спроса.

На сегодняшний день импортозамещение в сельском хозяйстве — одно из самых приоритетных направлений развития в России.

Так в 2015 году Министерство сельского хозяйства увеличило бюджет на предоставление субсидий для крестьянско-фермерских и семейных хозяйств. Данные средства помогли покрыть расходы на приобретение поголовья, оборудования, строительство хранилищ и так далее. Сельскохозяйственные регионы нашей страны также получили дополнительное финансирование.

Одним из наиболее острых вопросов на сегодняшний день остается эффективное взаимодействие фермеров с конечными точками продажи. Сумеют ли продавцы реализовать поставленный товар.

Госфинансирование подъема отечественной электроники

28 сентября — буквально накануне открытия конференции – произошло два важных для отрасли события. Во-первых, на заседании президиума Госсовета под руководством президента РФ был сформирован список из пяти высокоприоритетных национальных проектов, среди которых цифровая трансформация экономики страны.

Ключевые отрасли экономики должны достичь цифровой зрелости и, что очень важно, вложения в отечественные ИТ-решения должны быть увеличены в 4 раза,- отметил Дмитрий Чернышенко

Во-вторых, председатель Правительства РФ подписал национальный план восстановления экономики, который, в частности, подразумевает выделение очень серьезных средств на развитие радиоэлектронной промышленности в ближайшие три года.

Говорить о внедрении цифровой экономики, об устойчивости инфраструктуры государства невозможно без решения тех задач, которые стоят перед электронной промышленностью. Именно она определяет сегодня потребительские характеристики широкой гаммы продукции, как военной, так и гражданской,- подчеркнул Юрий Борисов.- И, конечно, сегодня есть понимание на всех уровнях, что нужно подтягивать эту отрасль, как в технологическом плане, так и в плане присутствии отечественной продукции на рынке

По оценкам Василия Шпака, вложения государства в российскую электронику составят в ближайшие 10 лет около 1 трлн рублей.

Это та цифра, которая поможет нам не отстать, а по определенным направлениям вырваться в лидеры,- пояснил директор департамента радиоэлектроники Минпромторга

Он напомнил, что в стратегии развития радиоэлектронной промышленности на период до 2030 г. в качестве ключевых ориентиров обозначены: рост выручки в 2,5 раза до 5,2 трлн рублей и рост экспорта в 2,7 раза до 12 млрд долл. Для поддержки движения к этим целям на 2021 – 2023 гг. будет выделено дополнительно 350 млрд рублей.

Однако темпы роста закупок отечественной продукции, намеченные в стратегии развития радиоэлектронной промышленности, по оценке Олега Бочарова, заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации, пока не достигнуты. Государство усиливает меры регуляторного регулирования.

Информационные технологии

Постановление правительства и последовавший за ним Приказ Министерства связи «Об утверждении плана по импортозамещению программного обеспечения» от 01.02.2015 № 96 предписывают запрет на допуск в целях осуществления закупок для муниципальных и государственных нужд программного обеспечения, не включённого в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. В августе-сентябре 2016 года Федеральная антимонопольная служба отозвала несколько аукционов, проведённых в нарушение указанного постановления, с наложением штрафов.

Разработчики программного обеспечения с начала года активно регистрируют свои программы в Едином реестре. Если в феврале 2016 года в нём числилось 72 программы, то на конец сентября зарегистрировано более 600 продуктов.

В конце 2018 г. была принята директива, подписанная вице-премьером Антоном Силуановым, что государственные компании должны запланировать переход на отечественное ПО до 2021 года; пресс-секретарь президента России Д. Песков заявил, что хотя отечественный софт пока вряд ли может полностью заменить иностранный, но это важный вопрос с точки зрения киберсуверенитета.

Мнения

По мнению В. Б. Бетелина, проблема импортозамещения в отечественной отрасли IT-технологий не может быть решена за счёт «отвёрточной сборки» вычислительной и коммуникационной техники из узлов зарубежных производителей (HP, Cisco, Intel, AMD) или узлов, изготовленных в России на основе ключевых компонент с высокой добавленной стоимостью (микропроцессоров) зарубежных компаний (Intel, IBM, ARM, AMD). Такая продукция ни технически, ни экономически не может быть адекватна аналогичной продукции компаний — лидеров глобального радиоэлектронного рынка. В то же время в Китае проблема импортозамещения вычислительной и коммуникационной техники не стоит на повестке дня: в этой стране в рамках прямой экономической и политической поддержки государством реального сектора экономики созданы высокотехнологичные компании (например, Huawei Technologies, чей оборот в 2012 году составил 46,5 млрд долларов при численности персонала 170 тыс. человек, и Lenovo с оборотом 42,7 млрд долларов в 2014 году и численностью персонала около 60 тыс. человек), успешно осваивающие глобальные рынки.
В России подобных IT-компаний — лидеров глобальных рынков — не возникло, и даже предпосылок их создания в обозримом будущем нет. В. Б. Бетелин полагает, что основным вкладом отечественной IT-отрасли в решение проблемы импортозамещения на текущем этапе должны стать стимулирование технологического развития стратегических отраслей экономики (аэрокосмическая индустрия, тяжёлое, энергетическое и транспортное машиностроение, атомная промышленность, судостроение, оборонно-промышленный комплекс), продажа дорогостоящей высокотехнологичной продукции которых на мировом рынке способна обеспечить финансовые потоки, вполне достаточные для устойчивого социально-экономического развития страны, а также удовлетворение потребностей внутреннего национального высокотехнологичного рынка.

Насколько все получилось?

Импортозамещение – процесс длительный. Так, Россия отказалась от яблок из Польши, но чтобы нарастить производство своих, нужно несколько лет. Как минимум, чтобы выросли плодовые деревья, как максимум – чтобы создать или восстановить всю сопутствующую инфраструктуру. Но с момента крымских событий прошло уже 7 лет, а программа импортозамещения существует больше 6 лет – так что времени, чтобы дать хотя бы промежуточную оценку результатам, прошло уже достаточно.

На официальном уровне программу импортозамещения, конечно же, называют успешной – как минимум, об этом рассказывает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. При этом чиновник посетовал на страны, которые ввели санкции – если бы не это, Россия не вводила бы ответные меры, а российские производители могли бы конкурировать с иностранными.

Тем временем, экспертные оценки показывают – больше всего от санкций (то есть, контрсанкций) выиграли сельхозпроизводители и представители IT-сферы.

Например, производство продуктов питания по годам показывает, что однозначного тренда нет – по большинству позиций производство выросло, но по каким-то есть спад. С другой стороны, рост совсем не такой, как обещали чиновники на старте программы:

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Мясо крупного рогатого скота (свежее) 220 190 178 199 185 203 195 205 227 242 248
Свинина (свежая) 755 815 942 1232 1438 1655 1947 2171 2415 2491 2788
Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы 2774 3028 3405 3610 3979 4340 4464 4839 4877 4840 4768
Изделия колбасные 2439 2486 2533 2502 2475 2445 2436 2259 2282 2282 2361
Рыба живая, свежая или охлажденная 1151 1395 1399 1461 1168 1176 1341 966 1001 954 968
Филе рыбное мороженое 71,7 86,2 94,3 108 110 123 141 146 155 163 174
Замороженные овощи и фрукты 24,5 38,4 40,2 45,3 45,8 55,4 71,7 62,6 55,9 83,7 100
Фрукты, ягоды и орехи сушеные 3,5 3,8 4,1 10,1 12 12,2 11 15,6 16,8 22,2 24,7
Молоко 4944 4926 5267 5386 5349 5449 5569 5390 5457 5425 5514
Сливки 80,6 83,4 95,2 103 115 121 125 133 150 163 188
Творог 377 383 396 371 387 416 410 486 501 469 491
Масло сливочное 210 217 214 225 250 256 251 270 267 269 282
Сыры и продукты сырные 437 432 451 435 499 589 605 464 467 540 566
Продукты кисломолочные 2388 2318 2430 2521 2520 2445 2492 2896 2819 2793 2751

А как подсчитали независимые эксперты, за 8 лет с начала программы импортозамещения государство практически не удалось достичь поставленных целей – например, импорт молочной продукции сократился на 20% (хотя должен был сократиться на 30%), а по импорту овощей сокращение составило 27% вместо запланированных 70,3%. Россия по-прежнему остается нетто-импортером овощей и фруктов (и связано это больше с климатом).

Тем не менее, даже в Национальном рейтинговом агентстве отмечают – достижения в российском импортозамещении есть:

  • импорт мяса и субпродуктов из стран Евросоюза сократился с 2,5-3 миллионов тонн в 2000-е годы до 600 тысяч тонн в 2020-м;
  • растет выпуск мяса птицы (с 0,8 до 5,05 миллионов тонн) и свинины (с 1,6 до 4,25 миллионов тонн);
  • производство рыбной продукции выросло с 3,68 до 4,21 миллиона тонн;
  • производство товаров, попавших под санкции, внутри страны, было в 2,5 раза больше импорта из стран, не попавших под санкции. С другой стороны, доля импорта так и не снизилась ниже 30%.

С другой стороны, введенные контрсанкции не полностью перешли в импортозамещение – часть продукции теперь ввозится из других стран. Например, основным поставщиком молочной продукции стала Белоруссия, а рыбы – Чили и Фарерские острова. Овощи теперь поступают из Китая, а фрукты из Эквадора.

Что касается других сфер экономики, то в IT избавиться от импорта так и не удалось – Россия по-прежнему импортирует больше технологической продукции, чем экспортирует. Внутреннее производство до сих пор не очень развитое, а для некоторых импортных товаров до сих пор нет российских аналогов. Однако российское ПО сейчас лидирует в госзакупках, на него приходится уже больше половины объема.

На некоторые отрасли импортозамещение почти не повлияло – например, в фармацевтической индустрии на импорт приходится большая часть лекарств, российские препаратов продается всего 20% (а в госзакупках – 35%).

Одной из причин, как считает Мария Ермилова, стали ошибки в планировании программы импортозамещения – например, Фонд развития промышленности почему-то помогал не тем проектам, которые особенно нуждались в помощи:

Так что оценить, была ли программа импортозамещения успешной или провальной, нельзя – она слишком масштабна, чтобы давать такие простые оценки. Лучше попробуем определить сильные и слабые стороны программы.

Что было хорошего, а что – не очень?

Если оценить итоги политики импортозамещения за прошедшие 6 лет (а если считать от старта программы 2012 года – то 8 лет), то правильнее всего будет выразить их так:

  • российские компании смогли нарастить производство «запрещенных» товаров, но еще не дотянули до полной замены импорта;
  • дружественные страны смогли неплохо заработать на российских потребителях, продавая «санкционные» товары (те же известные белорусские креветки);
  • потребители в целом оказались в минусе – из-за продовольственного эмбарго цены на продукты выросли, а российские аналоги все еще не достигли уровня качества оригинальных товаров.

Поэтому, если оценивать импортозамещение с точки зрения производителей – то это безусловный успех, но с точки зрения потребителей – радоваться пока нечему.

Например, по результатам одного из исследований (за 2019 год) оказалось, что россияне каждый год теряли из-за контрсанкций и неудачной политики импортозамещения по 520 миллиардов рублей в постоянных ценах, а выигрывали от этого лишь 75 миллиардов. Соответственно, чистые потери – 445 миллиардов рублей в год. В переводе на конкретных россиян это около 3 тысяч рублей в год.

В некоторых сегментах политика импортозамещения имела критические проблемы. Например, российские власти запретили ввоз в страну некоторых зарубежных лекарств и медицинского оборудования – мотивировав это тем, что в России этих наименований производится достаточно, чтобы покрыть внутренний спрос. Однако потом выяснилось, что тысячи человек (преимущественно детей) страдали от заболевания, помочь с которым может только запрещенный препарат. А запрет на ввоз аппаратов ИВЛ создал в период пандемии фактическую монополию одного российского производителя.

В сфере IT все оказалось еще сложнее. Некоторым государственным учреждениям запретили покупку иностранного ПО и оборудования. Но по факту в России просто не производятся нужные наименования, и в результате госорганы вынуждены закупать псевдороссийское оборудование с переклеенными этикетками и пользоваться российскими платными программами, переделанными из зарубежного свободного ПО.

Как считает Мария Ермилова, если оценивать результаты в комплексе, то все окажется не так однозначно:

Тем не менее, политику импортозамещения никто не отменял, да и основные результаты по ней подводить пока рано. Но какие проблемы в ее реализации стали очевидны уже сейчас?

Внутренняя цифровизация Росатома

К слову, такой же проект реализуется и в самом Росатоме. В настоящее время закуплено почти 20 тыс. лицензий офисного ПО для работы с таблицами и презентациями для 87 предприятий атомной отрасли.

В Росатоме отмечают, что импортозамещение автоматизированных рабочих мест — один из флагманских проектов программы импортозамещения.

Эта инициатива проходит в связке с переходом на операционную систему Astra Linux, о котором было официально объявлено в начале ноября 2020 г. Всего Росатом приобрел более 48 тыс. лицензий для 78 дочерних компаний.

«Приобретение операционной системы относится к основным, самым базовым закупкам для реализации программы ИТ-импортозамещения атомной отрасли. Это важная веха на пути технологической независимости, пусть даже нам предстоит пройти многоступенчатый путь в плане технического переоснащения, обучения пользователей и просто привыкания к новой системе. Я уверен, что получаемая нами экспертиза по использованию отечественных программных продуктов будет в дальнейшем полезной также предприятиям за пределами атомной отрасли», — прокомментировал предстоящее внедрение Евгений Абакумов.

Еще одним направлением, попавшим под импортозамещение внутри Росатома, стал электронный документооборот. Решение получило название Единая отраслевая система электронного документооборота (ЕОСДО), в ее создании Гринатому помогает, входящая в «Лигу цифровой экономики», компания «Философия.ИТ». В настоящий момент в Росатоме используются иностранные платформы управления контентом OpenText Documentum и СУБД Oracle. Уже сейчас ЕОСДО обрабатывает 35 млн документов, а работают в ней более 70 тыс. пользователей из 160 организаций. Решение будет сертифицировано во ФСТЭК и включено в Реестр отечественного ПО.

«Суть проекта — замена ядра и базы данных системы при переходе на новое решение. Для пользователей миграция пройдет совершенно незаметно, поскольку система сохранит существующий интерфейс. Эти интерфейсы разработаны раньше, стали привычными, поэтому их решено сохранить. В части расширения функциональности Гринатом планирует своими силами разработать облегченные интерфейсы для упрощения работы руководителей», — отметил Александр Мартыненко, первый заместитель генерального директора Гринатома.

Как повышается безопасность атомной отрасли

Другой крупный совместный проект Росатом реализует с Ростелекомом. Речь идет о создании системы централизованного управления учетными записями и правами пользователей к информационным ресурсам госкорпорации. Ожидается, что ее пользователями станут более 250 тыс. сотрудников Росатома, что делает проект одним из крупнейших в истории страны по этому показателю. Создание системы, за которую отвечают Гринатом и входящий в ИБ-кластер Ростелекома разработчик Ростелеком-Солар, позволит Росатому полностью диджитализировать и автоматизировать жизненный цикл учетных записей сотрудников.

Реализация проекта поможет снизить нагрузку на ИТ-администраторов, которые перестанут выполнять рутинные операции, связанные с учетными записями пользователей, и высвободят время для более творческих задач. В конечном счете, это повысит эффективность их работы. Дополнительным пунктом в совместном проекте стало учреждение центра компетенций по созданию и развитию системы на базе Гринатома.

«Совместный с Ростелекомом проект будет способствовать не только повышению уровня информационной безопасности атомной отрасли, но и ускорению, упрощению и автоматизации предоставления прав доступа. А значит, поможет оптимизировать наши ресурсы, высвобождая время пользователей

Важно также отметить, что мы создаем современный, технологичный отечественный продукт, внедрение которого повысит импортонезависимость атомной отрасли», — сказал Евгений Абакумов

Реальные темпы перехода на российское ПО

По статистике, собранной Центром компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, на 2019 год отечественные программы занимают всего 10% от общего объёма используемых в государственных компаниях решений. Причин такого положения вещей несколько:

  • Крупные компании за годы работы попали в серьёзную зависимость от ПО иностранных поставщиков, на него – в частности на системы ERP или HRM – завязаны почти все ключевые бизнес-процессы. Быстро найти российскую альтернативу для половины используемых программ и провести переход просто нереально;
  • Пандемия COVID весной этого года сместила приоритеты: нужно было срочно налаживать перевод сотрудников на удалённую работу, здесь уже не до импортозамещения;
  • Многие российские разработчики ПО просто не готовы к тому, что их системы будут внедрять в действительно большом масштабе: нет ни соответствующих мощностей для поддержки, ни ресурсов для работы на этапе развёртывания продуктов.

Всё перечисленное понятно всем, в том числе государству – и последнее чётко показывает, что, несмотря на все сложности, тренд сохраняется и усиливается. Только за эту осень:

  • Правительство постановило, что в 2021-м в закупках госкомпаниями ПК не менее 50% должно приходиться на долю отечественного оборудования – а к 2023-му этот показатель увеличится до 70%.

И директиву Силуанова, несмотря на срыв запланированных сроков, никто не отменял. Переход на отечественное ПО идёт и, хотя системные администраторы госкомпаний не слишком-то радуются перспективе полностью перестраивать большую часть инфраструктуры, этот процесс не остановить. Остаётся лишь к нему готовиться, чётко понимая: российское ПО сейчас в приоритете.

В свою очередь, должны адаптироваться к новым реалиям и разработчики ПО. К примеру, система учета рабочего времени Kickidler сейчас находится в середине процесса получения всех необходимых сертификатов для внесения нашего продукта в одобренный реестр. Кроме того, мы активно тестируем на совместимость российские дистрибутивы ОС – Роза Линукс, Астра Линукс и другие – а также постоянно работаем над тем, чтобы по своим возможностям наше решение не уступало лучшим продуктам иностранных конкурентов.

Импортозамещение в IT-сфере

21 век – это век высоких технологий. Но положение, сложившееся на российском рынке программного обеспечения (ПО), оставляет желать лучшего. Зависимость страны от зарубежного ПО имеет высокую степень, как при бытовом использовании, так и на уровне крупных предприятий.

Вытеснить мировые бренды с рынка даже на 10% будет не простой задачей, так как массовая закупка IT-базы была произведена у западных поставщиков, и теперь находится на их обслуживании. Даже в банковской  сфере применение западного программного обеспечения повсеместно.

Основной задачей при реализации программы импортозамещения в IT сфере является не отказ от иностранных программ, а создание таких условий в стране, при которых:

  • На территории страны будет разрабатываться качественное ПО;
  • В командах разработчиков ПО из разных стран не менее половины команды будет представлено российскими программистами;
  • Интеллектуальная собственность на разработанное ПО будет принадлежать отечественным предприятиям.

В таблице 2 представим результаты реализации импортозамещениея по направлению IT, которые должны быть достигнуты.

Таблица 2

Продукт/технология Доля импорта, %
в 2014 к 2020
Бизнес-приложения (ERP, CRM и т. п.) 75 50
Антивирусное ПО 60 50
Интернет-сервисы (электронная почта, файлообменники, браузеры и т. д.) 50 25
Клиентские/мобильные ОС 97 75
Офисное пользовательское ПО 97 75

Таким образом, при положительных результатах импортозамещения России удастся уйти от импортной зависимости во многих отраслях экономики. Стимулирование собственного производства позволит создать рабочие места и улучшить материальное положение населения страны.

Ускоренное импортозамещение

Правительство утвердило «дорожную карту» по внедрению в российскую промышленность отечественного ПО для автоматизации производственного процесса и управления бизнесом, пишут «Ведомости». Документ под названием «Новые производственные технологии» разрабатывался специалистами «Ростеха» и «Росатома». Он охватывает период до 2024 г. (то есть ближайшие два с половиной года) и затрагивает, помимо прочего, ПО для автоматизации проектирования промышленной продукции, системы управления бизнесом предприятий (ERP), системы взаимоотношения с клиентами (CRM), ПО для кадрового документооборота, а также программы для управления оборудованием, его ремонтом и обслуживанием и ряд других систем.

На запрос CNews о целях, которые преследует новая «дорожная карта», представители Минцифры России сообщили, что к ним относятся «развитие промышленного ПО и стимулирование его внедрения на предприятиях промышленности (вне зависимости от доли государственного участия)».

Представители аппарата российского вице-премьера Дмитрия Чернышенко заявили CNews, что дорожная карта «Новые производственные технологии» «предлагает рынку безболезненный план перехода на отечественное ПО, которое способно заменить зарубежные разработки и сделать предприятие независимым от внешних решений». «Российской промышленности по-прежнему отведена ведущая роль в структуре ВВП, это значит, что от работоспособности производства зависит не просто доходность отдельных структур, а экономический рост страны и благосостояние наших граждан», – добавили они.

Российская промышленность пока очень зависит от иностранного ПО

Новая «дорожная карта» нацелена в первую очередь на крупный российский бизнес. В качестве потенциальных потребителей российского промышленного ПО документ называет, помимо прочих, «Алмаз-антей» и «Роскосмос». В списке также есть и оператор «Ростелеком».

Импортозамещение в промышленной сфере

Если с сельскохозяйственной сферой более менее ситуация понятна, то с промышленной немного сложнее. Проблема импортозамещения в промышленности главным образом возникла из-за падения курса рубля, что значительно увеличило цены на импортные товары, а, соответственно, стало предпосылкой для удорожания производимой продукции в  России.

В процессе импорта различных станков, деталей и сырья, значительно возросли издержки самого производителя, от которых напрямую зависит цена на конечный продукт.

Если говорить о сценарии импортозамещения в данной ситуации, то оно не носит вынужденный характер. Эксперты считают, что падение рубля сыграло положительную роль для экономики в целом. Из-за того, что российская валюта обесценилась, а производственные затраты в основном идут за счет иностранных денег, так же как и зарплата работников (в основном это долларовое выражение), соответственно очень снизились издержки. Российская промышленность стала притягательной с точки зрения вливания инвестиций.

Что же касается импортозамещения в машиностроении, то здесь нет жестких запретов. В конце 2015 года по инициативе Министерства промышленности и торговли было утверждено три документа, регламентирующих эту сферу — Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 2744-р, Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2015 г. № 2781-р и Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 1485. Импортозамещение в условиях санкций на данную отрасль экономики особо не повлияло.

Наиболее остро зависимой от внешних поставок отраслью промышленности остается станкостроение. Доля импорта составляет около 90%. Также острая зависимость от импорта имеется и у легкой промышленности и фармацевтике.

По мнению экспертов, чтобы выровнять ситуацию в этих направлениях, нужна хорошая программа импортозамещения, которая будет поддержана и инициирована органами государственной власти. Если грамотно ее проработать и реализовать, зависимости указанных сфер от импорта снизится, по мнению экспертов, как минимум на 30-35 %.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector