Запреты митингов, штрафы и блокировки. 8 законов, принятых госдумой за один день под новый год

Акция Алены Поповой

В 2018-м правозащитник и общественный деятель Алена Попова провела одиночный пикет: это был протест против поведения депутата Госдумы Слуцкого. Поводом для протеста также стала работа комиссии Государственной думы, которая, разбираясь в истории с депутатом Слуцким, не нашла нарушений этических норм в его поведении.

По словам Алены, изначально она и ее сторонники планировали организовать массовую акцию в марте 2018 на Театральной площади, но их заявка не была принята представителями закона. После этого единомышленники решили провести серию одиночных пикетов против Слуцкого. Для этих целей ими были созданы картонные изображения депутата.

У здания Госдумы, где женщина осуществляла протест, к ней подошли представители полиции и попросили ее уйти.

По ее словам, первоначально ей в вину было вменено сооружение быстровозводимой разборной конструкции (имелось в виду картонное изображение депутата). Вследствие этого она была задержана, поскольку при применении таких конструкций пикет должен быть согласован с представителями власти. Соответственно пункту 2 статьи 20-й Федерального закона ей грозил штраф в размере от 20 до 30 тысяч рублей. Но через несколько часов она была освобождена за недостаточностью оснований для ареста.

Алена заявила, что она и другие ее единомышленники будут продолжать устраивать одиночные пикеты до тех пор, пока не будет принята и согласована их заявка на проведение массового мероприятия. Их цель — внесение в законодательство РФ поправок о сексуальных домогательствах.

Закон о штрафах для соцсетей и видеохостингов

Принят закон о крупных штрафах для YouTube, Twitter, Instagram и Facebook за неудаление запрещенной информации с призывами к экстремизму, пропагандой наркотиков или детской порнографией.

Если правонарушение совершено повторно, штраф для граждан возрастет и составит от 100 тысяч до 200 тысяч рублей, для должностных лиц — от 500 тысяч до 800 тысяч, для юрлиц — от 1/20 до 1/10 совокупного размера суммы выручки. При этом штраф не может составить менее 4 млн рублей.

За неудаление информации штрафы для граждан составят от 100 тысяч до 200 тысяч рублей, для должностных лиц — от 400 тысяч до 800 тысяч, для юрлиц — от 3 млн до 8 млн рублей.

Банкам запретили отказывать клиентам в обслуживании и блокировать их счета без причин. При подозрении в отмывании денег или финансировании терроризма — можно

Банкам теперь запрещено отказывать клиентам в обслуживании и блокировать их счета без объяснения причин. Причем это касается как граждан, так и бизнеса. Отказ от обслуживания становится возможен лишь при обоснованном подозрении в отмывании преступных доходов или финансировании терроризма.

Сейчас получить отказ или даже столкнуться с закрытием счета можно, например, если банк не получил документы, подтверждающие добросовестность клиента. То же может произойти, если кредитная организация сочтет ту или иную операцию подозрительной. При этом банки не обязаны объяснять, чем мотивировано решение.

Ранее директор банковского института Высшей школы экономики, профессор Василий Солодков рассказал The insider, что сложившаяся практика внесудебной блокировки счетов, которая существует сейчас, по сути является антиконституционной. По его словам, то, что банки обязывают объяснять причины блокировки, – хорошо, но это не снимает вопрос антиконституционности данного действия.

ФЗ 54 с последними изменениями

Последние изменения 54 ФЗ о собраниях и митингах датируются 7 июня 2017. Они были введены законом номер 107.

Во второй статье, в пункте номер один фраза «а также» исключена, вместо нее была введена информация — на таких встречах граждане могут встретиться с депутатами и задать им интересующие вопросы.

Были произведены изменения в статье пятой, часть четвертая, пункт десять. Там была добавлена информация, что депутатам не нужны отличительные знаки организаторов на публичных мирных мероприятиях, достаточно иметь нагрудный знак депутата.

Была произведена редакция статьи семь, первой ее части. Согласно этой измененной информации депутатам необязательно подавать письменное уведомление самостоятельно в орган исполнительной власти Российской Федерации. За депутата это может сделать его представитель, помощник или имеющий полномочия сотрудник, работающий в органах. Подают депутаты и их представители уведомления обязательно не раньше десяти дней и не позднее пяти до начала мероприятия.

Больше всего изменений на протяжении существования описываемого закона произошли в статье номер пять, в которой описаны лица, имеющие право на организацию публичных мирных мероприятий:

  • В 2012 году была добавлена информация о том, что организовывать митинги или демонстрации не могут люди, имеющие непогашенные судимости или совершившие тяжкие преступления;
  • В этом же году было добавлено право организатора мероприятия на требование у сотрудников специальных органов контроля на территории проведения митинга и удаление с территории нарушителей;
  • Добавлена и новая обязанность, организатор должен следить и требовать от каждого участника соблюдения общественного порядка, а также он обязан следить за тем, чтобы количество участников демонстрации не превышало норму. Если лица, участвующие в собрании или митинге имеют при себе и надевают маски или другие маскирующие объекты, организатор обязан потребовать изъять маскировку или удалить граждан с территории.

При нарушении своих обязательств, организатор мероприятия несет гражданско-правовую ответственность.

Скачать действующую редакцию закона о митингах

54 ФЗ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях был создан для регулирования правоотношений митингующих или участников демонстраций с государством и окружающими гражданами. Он помогает контролировать собрания и защищает граждан Российской Федерации. При помощи него жители имеют право отстаивать свои права, высказывать свое мнение и собираться большими группами.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Федеральный закон № 54

Федеральный закон № 54 от 19 июня 2004 года о митингах, собраниях, шествиях, демонстрациях и пикетированиях (далее — ФЗ № 54) был принят Госдумой 4 июня, а одобрен Совфедом РФ 9 июня 2004 г. Последние поправки в этот закон были внесены 7 июня 2017 г.

В этом законе отражены права граждан РФ на проведение мирных различных собраний, демонстраций, пикетов и др. Положениями ФЗ № 54 регулируют правоотношения между участниками протестов и госорганами.

Что представляет собой закон?

ФЗ № 54 состоит из 3 глав и 19 статей. В 1 главе приведены общие различные положения и основные термины («демонстрация», «митинг» и др.).

Во 2 главе отражен порядок, конкретные законные способы, основные положения и нюансы проведения протестных мероприятий, а в 3 — гарантии участникам этих собраний. О праве на мирные акции говорится в ст. 31 Конституции РФ.

Основные поправки в ФЗ № 54

Крайние поправки в ФЗ № 54 были внесены ФЗ № 107 от 7 июня 2017 г. В 2012 г. в первый закон добавили такую информацию:

  • ст. 5 настоящего закона дополнили поправкой о том, что лица с судимостью не могут быть официальными организаторами собраний, различных демонстраций, митингов или иных подобных мероприятий. При неисполнении конкретных обязанностей последние лица несут административную ответственность за тот вред, который причиняют участники протестов;
  • в ст. 6 внесена информация о том, что участникам митинга или другого протестного мероприятия нельзя скрывать свое лицо маской. Также, в этой статье введен запрет на ношение на протестную акцию оружия, взрывчатки, горючих разнообразных жидкостей и алкоголя;
  • ст. 7 дополнили положением об организации одиночного пикета. До его официального проведения теперь не отсылают отдельное уведомление в тот местный орган самоуправления, за которым закреплена конкретная территория;
  • в ст. 8 внесена поправка об обязанности региональной власти установить специальные отдельные места для общественного обсуждения насущных общественно-политических вопросов (Гайд-парки). После получения официального разрешения мирную акцию проводят только в указанном месте;
  • ст. 9 дополнили информацией о продолжительности публичного мероприятия. Теперь протестные акции проводят в такой период — с 7 до 22 часов. Это правило не применяют по отношению к собраниям, которые посвящены отдельным памятным датам РФ (например, празднование 9 мая);
  • в ст. 10 внесена поправка о том, что теперь организаторы проводят агитацию только после официального согласования с региональными или местными властями;
  • ст. 12 дополнили информацией о законных основаниях для отказа со стороны государства в проведении мирного протеста. Такое возможно только в случае подачи уведомления лицом, которое не является организатором, или в этой заявке указана территория, где запрещено проводить публичные мероприятия.

На заметку! В статью 3.2 КоАП РФ ввели такой новый вид наказания правонарушителей (в том числе и участников протеста, которые нарушают ФЗ № 54), как «обязательные работы». Срок исполнения — 20-200 часов. Такое наказание отбывают не более 4 ч. в день.

Законны ли протесты?

На этот вопрос было бы проще ответить, если бы законодательство РФ знало такое понятия как протест в политическом смысле.

Гарантируя гражданам право участвовать в управлении делами государства (ст. 32), Конституция России избегает прямого употребления таких терминов, как «протест», «критика» или «возражение», по отношению к механизмам подобного участия.

Если исходить из классификации протестов на насильственные и ненасильственные, то да, однозначно можно ответить, что ненасильственные протесты законны.

В преамбуле ФЗ от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее − ФЗ № 54) сказано, что данный Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 54, под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

ФЗ № 54 дает следующие определения митинга, демонстрации и шествия:

  • Митинг — это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
  • Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
  • Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
  • Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Можно констатировать, что ФЗ № 54, который регулирует порядок реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не говорит, что это все разновидности протестов, а обозначает это менее радикальным понятием, таким как «публичное мероприятие».

То есть да, несмотря на то что понятие «протест» прямо не упомянуто в законодательстве, это не лишает граждан права выражать каким-либо образом несогласие, критиковать решения или действия (бездействия) органов власти.

Кроме того, несмотря на отсутствие права на протест как такового и, соответственно, обязанности государства действовать в соответствии с мнением протестующих граждан, в реальной жизни протесты против значимых политических решений неизбежны.

Правила проведения мероприятий

Если какие-либо лица планируют данное мероприятие, то они должны учитывать некоторые правила и требования.

К ним относится:

  • для проведения митинга, шествия или иных аналогичных массовых событий, нужно минимально за 10 дней уведомить местную администрацию, причем, даже если мероприятие направлено против действий местных властей;
  • уведомление содержит контактные данные организаторов и участников, а также указывается, какое именно организуется мероприятие, каковы его цели, где будут собраны люди, а также, сколько примерно человек придет;
  • дополнительно обеспечивается безопасность для всех участников;
  • если необходимо провести шествие, то прикладывается к уведомлению маршрут, по которому будут идти люди;
  • если будут использоваться транспортные средства, то прикладывается полный список автомобилей с указанием регистрационных номеров;
  • для пикетов применяются те же правила, но уведомление подается за три дня.

Справка! Единственным способом провести мероприятие без предварительного получения разрешения от властей является выбор одиночного пикета, но если привлекаются единомышленники, то расстояние между людьми должно составлять не меньше 50 метров.

Нельзя просто подать уведомление, поэтому нужно дополнительно согласовать условия, а также убедиться, что на выбранной территории не будет проходить других мероприятий. Митинги проводятся только в промежуток между 7:00 и 22:00. Запрещено организовывать мероприятие в любом месте, поэтому место согласовывается с представителями местной администрации.

Запрещено выбирать площадку, которая находится рядом с железной дорогой, нефтепроводом, электрическими линиями или иными опасными объектами. Невозможно получить разрешение, если митинг организовывается рядом с судом, тюрьмой, колонией или иными специальными объектами.

Не получится согласовать мероприятие по следующим причинам:

  • организатором выступает иностранец;
  • организацией занимается недееспособный человек или лицо, обладающее непогашенной судимостью;
  • лицо, подающее уведомление, в течение года два раза привлекалось к ответственности за нарушение правил проведения разных акций или за неповиновение полицейским.

Ответ на заявку дается представителями администрации в течение 3-х дней. При отказе предлагается альтернативный вариант. Организации должны в течение трех дней ответить, устраивает ли их полученное предложение, которое можно обжаловать.

На мероприятие запрещено приносить оружие, боеприпасы, пиротехнику, ножи, огнеопасные или химические вещества и средства, предназначенные для задымления. Запрет накладывается и на алкогольные напитки. За нарушение правил предусматривается наказание в рамках КоАП и УК.

При проведении несогласованной акции власти имеют право воспользоваться массовым задержанием людей. Иногда задержания производятся и на согласованных митингах, если участники нарушают требования законодательства.

По ст. 20.2 КоАП за нарушение правил предусматриваются следующие наказания:

  • денежный штраф от 10 до 300 тыс. руб.;
  • обязательные работы на 200 часов;
  • арест до 30 суток.

Если протестующие не исполняют требования полиции, то для них штраф составляет от 500 руб. до 5 тыс. руб., а также применяется арест на срок до 30 суток.

Что именно называется протестом?

Этимологически значение термина «протест» происходит от латинского слова «protestare», означающего «доказывать», «подтверждать». Однако в современном юридическом использовании слово протест приобретает скорее противоположную слову «подтверждение» характеристику. Протест — это не просто доказывание, а опровержение, возражение против конкретного факта, события или действия (настоящего, прошлого, или будущего).

Толковый словарь В. Даля определяет протест как «гласное заявление несогласия своего, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого дела, непризнание, отрицание».

Выделяют несколько видов протестов, в первую очередь политический и социальный.

Политический протест — протест, обращенный к представителям государственной власти, цель которого — изменения политической ситуации. С точки зрения социологии, протест рассматривается как одна из форм политического участия в управлении делами государства. Политический протест может выражаться как в активной, так и в пассивной форме. Пассивная форма протеста связана с понятием «политический абсентеизм», который проявляется в состоянии политической апатии, например, проявляется в отказе участвовать в выборах.

С точки зрения публичного управления, протест рассматривается как один из активных способов обратной связи граждан с государством.

«Протест» в современном конституционно-правовом понимании представляет собой форму участия в управлении, которая, хоть и не имеет немедленного эффекта, определяющего исход решений конкретного политического вопроса, но позволяет всесторонне изучить и оценить обсуждаемый вопрос.

Социальный протест — протест, направленный против социального неравенства, проблем, существующих в обществе, как правило экономического характера. Зачастую перерастает в политическую форму. Например, протест по невыплатам пенсий.

Протест может происходить как с применением, так и без применения насилия со стороны протестующих. В 2019 году было проведено исследование протестов, проходивших в мире в последние десятилетия. Вывод однозначен — ненасильственные кампании имели вдвое больше шансов на успех, чем насильственные: они приводили к политическим изменениям в 53% случаев по сравнению с 26% для насильственных протестов. Кроме того, было доказано, что протест практически всегда достигает своих целей, если в нем участвует не менее 3,5 % населения.

Формы ненасильственных протестов: митинг, протестное голосование, молчание, флешмоб, пикетирование, бойкот, голодовка, петиция, забастовка и др.

Протест с применением насилия: бунт, восстание, революция и террор.

При этом в российском законодательстве нет не только определения слова «протест», но и его упоминания в значении реакции на общественную ситуацию.

Этот термин используется в других значениях. Существует, например, протест прокурора, который обозначает меру прокурорского реагирования в виде принесения протеста на противоречащий закону правовой акт в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Также известны вексельный протест и протест против оплаты чека, то есть нотариальные действия, удостоверяющие протесты векселей и отказы от оплаты чеков в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Запрещены или разрешены массовые мероприятия в РФ

На основании ст.31 Конституции у россиян имеется право на митинги, собрания, шествия, пикеты или демонстрации, но процедуры выполняется только без использования оружия, а также в мирных целях.

Поэтому если граждане желают выразить свое мнение по какому-либо вопросу, то они могут проводить разные мероприятия, касающиеся политических, экономических или иных вопросов. Но предварительно придется предупредить власти о планируемом событии, а также получить официальное разрешение.

Бесплатная консультация Юриста
+8 800 100-61-94

Внимание! Власти часто отказывают в проведении митингов, которые негативно воспринимаются населениям, например, представители ЛГБТ сообщества редко могут получить согласие на акции, призванные обратить внимание на защиту их прав, поскольку чиновники ссылаются на закон, запрещающий пропаганду нетрадиционных отношений.

Нормативное регулирование

Основные сведения о правилах проведения митингов или аналогичных мероприятий, содержатся в нескольких нормативных актах. К ним относится:

  • Статья 31 Конституции. На основании данного документа государство гарантирует любому гражданину право на свободные и мирные собрания или митинги. Ранее процедура могла выполняться без разрешения властей, но правила изменились после принятия ФЗ №54.
  • ФЗ №54. Он непосредственно касается правил, по которым необходимо проводить собрания, шествия, пикеты или митинги. Здесь приводятся основные условия, при которых обеспечиваются безопасные мероприятия.
  • Постановление Конституционного Суда №14. В нем указывается, что государство имеет право и обязательство регулировать проведение мирных собраний. Это необходимо, чтобы сохранить баланс между частными и общественными интересами. При этом у граждан сохраняется возможность для отстаивания собственной позиции или выдвижения значимых инициатив, касающихся разных вопросов. Своими действиями россияне могут влиять на решения, которые принимают представители власти.

Многие решения КС подтверждают, что для реализации права граждан на мирные собрания требуется выработка понятных правил, которые не нарушают права и свободы, а также соответствуют демократии.

По закону митинги представлены открытыми, мирными и доступными для каждого гражданина акциями, которые реализуются на основании инициативы граждан или различных объединений, которые могут быть политическими, религиозными или какими-либо другими.

Допускается во время данных мероприятий пользоваться разными транспортными средствами. Основной целью таких действий граждан выступает свободное выражение своего мнения, выдвижение инициатив или требований по разным вопросам, которые касаются экономики, политики, а также культуры или социальной жизни государства.

Что такое пикет?

Пикет — это общественная форма выражения своих воззрений, проводимая одним или несколькими гражданами. В этом случае не применяются средства, усиливающие звук, не осуществляется передвижение и не используются агитационные плакаты или транспаранты. Существуют разные виды пикетирования, среди которых выделяется акция, называемая одиночным пикетом.

Этот вид протеста имеет отличия. Главная разница заключается в том, что акция может проводиться без предварительных соглашений с кем-либо, и в ней может участвовать лишь один человек. Отсутствие в законодательстве пункта о необходимости согласования одиночных пикетов скорее всего можно объяснить его предполагаемой незначительностью. Ведь пикетчик в одиночку не может охватить большое собрание людей, выражая свои требования. Он также не сможет создать особых помех в плане общепринятого порядка в сопоставлении с другими формами публичных мероприятий

Но правильная и хорошо продуманная тактика регулирования таких пикетов помогает удачно разрешать некоторые проблемы, привлекать внимание граждан к принципиальным политическим, экономическим или культурным вопросам

Чтобы такая гражданская инициатива не была бессмысленной, а ее участники не были привлечены к разного рода ответственности по статьям, нужно хорошо знать, что в таком случае предписывает закон, а также следует разбираться в определенных формальностях организации общественных мероприятий.

Запрещенные места

К местам, где нельзя проводить подобную акцию, относятся:

  • местности, находящиеся в близости от опасных объектов производства;
  • ж/д магистрали, нефте-, газопроводы, участки, где расположены высоковольтные линии передач;
  • территории, которые прилегают к резиденциям президента, зданиям судов или к учреждениям лишения свободы;
  • пограничные зоны (исключение — наличие специального разрешения).

Некоторые российские территории носят статус культурно-исторических памятников. И если планируется устраивать пикет в таком месте, то правила его осуществления должны определять структуры исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, при этом будет учитываться специфика таких территорий и предписания федерального закона.

Пример неудачи из-за несоответствия выбранного места закону — задержание члена партии «Яблоко» Митрохина. Он устроил одиночный пикет по поводу реновации Москвы недалеко от здания Государственной думы.

Последние изменения, внесенные в закон «О митингах»

Закон редактировался последний раз 7 июня 2017 года. Основные изменения ФЗ-54 коснулись публичного мероприятия. Для проведения мирного собрания, органов государственной или местной власти предупреждают о митинге, собрании, демонстрации или пикетировании. Слияние граждан воедино означает единственную цель — свободное выражение мнений и недовольство граждан. Во время шествий жители самостоятельно выдвигают требования в области:

  • экономической;
  • политической;
  • культурной;
  • социальной отрасли.

Ниже рассмотрены статьи текущего Федерального закона с изменениями и без:

Статья 2: Рассмотрено понятие с дополнением от 4 июня 2017 года

Под публичным мероприятием в ФЗ-54 понимается форма собрания, доступная каждому гражданину Российской Федерации по закону. Цель — объединить мнения граждан воедино для предоставления требований социального, политического или экономического характера Правительству Российской Федерации. Митинги также проводятся в ходе предвыборной кампании по ФЗ-54. Иногда на таких мероприятиях депутат встречается со своими избирателями.

Статья 4: Описывает способы организации мероприятия

Чтобы провести аналогичное мероприятие в связи с законом, потребуется:

  • Уведомить участников-организаторов о том, что планируется проведение мероприятия. Они, в свою очередь, передают информацию в орган государственной власти или местного самоуправления;
  • Жители получают флайеры, которые несут информацию о проводимом событии и активном участии;
  • Изготавливаются буклетные листы, печатается объявление в газетах, пишется информация на официальном сайте организации о проведении акции или агитации с назначенной датой и временем.

В последней редакции в ФЗ-54 изменения не проводились.

Статья 5: Уточняется, кто может быть руководителем собрания после последней редакции.

Событие организовывается одним или несколькими гражданами Российской Федерации. Минимальный возраст — 16 лет (для проведения собраний и митингов). Совершеннолетнему допускается организовывать шествия, демонстрации и пикетирования по ФЗ-54.

Организатором не может быть:

  • Житель, признанный в судебном порядке недееспособным или лицо, которое пребывает в местах лишения свободы по ФЗ-54;
  • Жителю, обладающему непогашенной судимостью;
  • Политической партией, а также региональными подразделениями с приостановленной или ликвидированной деятельностью.

В последней редакции закона изменения не внесены.

Статья 10: описывает способы проведения предварительной агитации.

Организатор мероприятия или другие органы после согласования с Правительством Российской Федерации проводят предварительную рекламу. Также уведомляют о месте и целях проведения публичного мероприятия согласно ФЗ-54.

Дополнительно предоставляют информацию об этапах подготовки к этому событию. Каждый гражданин РФ может принять участие, если готовится публичное собрание. Изменения в последней редакции в этой части закона не вносились.

Статья 15: Описывает основания, по которым может произойти приостановление мероприятия.

Если во время сбора один из участников оказался нарушителем дисциплины по ФЗ-54, местные органы власти потребуют от организатора устранения нарушителя от мероприятия. Если нарушитель не отстраняется, уполномоченное лицо на время приостанавливает собрание.

После устранения нарушителя правопорядка из среды участников, собрание возобновляется. Как правило, орган исполнительной власти предоставляет организатору временной промежуток, в течение которого нарушение устраняется по ФЗ-54. Если эти требования не выполняются, публичное мероприятие прекращается в соответствии со статьей 17 Федерального закона.

Для ознакомления с полным перечнем измененных статей в ФЗ-54, скачайте закон здесь:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector