Ставка учителя с 1 января 2021 года и без категории и с 1 категорией

Что предлагают сделать

О том, как будут реформировать систему оплаты труда школьных учителей, мы писали еще с 2019 года. Еще с тех пор действует рекомендация поднять учителям сумму оклада – чтобы он составлял не менее 70% в структуре зарплаты. Так как оклад – это постоянная часть зарплаты, педагог не будет так сильно зависеть от решений руководства школ и сможет более уверенно планировать свое будущее.

Эти цифры – 70 на 30 – периодически повторяют и до сих пор, но уже обещая сделать это не рекомендацией, а обязательной для всех нормой.

Для этого в конце прошлого года Госдума приняла закон, дающий право правительству устанавливать единые требования к системе оплаты труда в целых отраслях. Другими словами, правительство (при желании) сможет устанавливать единые системы оплаты труда для всех занятых в сфере образования, медицины, культуры и т.д. Казалось бы, вот он – ответ на вопрос сделать достойными зарплаты всех учителей в стране. Но на практике все оказалось немного иначе.

Действительно, первыми на очереди на новую систему оплаты труда стали как раз учителя – разработать новую систему для них пообещали уже весной 2021 года. Саму систему пока не представили публике, но чиновник из Министерства просвещения недавно раскрыл ее основные параметры:

  • единые базовые ставки (то есть, оклад) для каждого региона. Будут ли они составлять МРОТ или 70% от средней зарплаты – неизвестно;
  • базовые ставки будут разными для разных категорий учителей – всего их 4. На сколько увеличит оклад первая или высшая категория – пока неизвестно;
  • единый перечень компенсационных и стимулирующих выплат, а регион сможет добавить к этому списку и что-то свое;
  • для тех, кто по старой системе получал больше, чем рассчитано по новой – сохранят старые зарплаты.

Другими словами, хоть правила и будут едиными по всей стране, базовые оклады по-прежнему устанавливает регион. Правда, если в «Майских указах» говорится, что зарплата учителя должна составлять 100% от средней по региону, а оклад – не менее 70% от зарплаты, следует предположить, что оклады все же будут устанавливаться примерно на таком уровне. С другой стороны, для начинающих учителей оклады явно будут ниже, а для более опытных и квалифицированных – выше. И как в этой ситуации будет соблюдаться требование 70:30, сказать пока сложно.

О том, что зарплаты будут приближены друг к другу именно в пределах региона, говорил и Сергей Кравцов – министр просвещения (и заодно пообещал сделать систему прозрачнее).

Следующий вопрос – то, как именно будут начисляться стимулирующие выплаты. Сейчас эти деньги распределяются по решению школьного совета, но если на федеральном уровне будет введен единый перечень таких выплат, они должны будут распределяться по более четким и понятным правилам.

В любом случае, следует подождать, пока Минпросвещения подготовит полноценный проект системы – по ней будет видно, смогут ли чиновники ответить на проблему низких зарплат учителей. По некоторым данным, новая система будет запущена не сразу и не во всех регионах – ее опробуют в пилотном режиме лишь на некоторых субъектах РФ.

Насколько возрастет зарплата учителя в 2022 году

Согласно плану, финансирование бюджетников увеличивается в следующей последовательности:

  • в 2021-м на 6,1%;
  • а когда повысят зарплату учителям в 2022 году, то показатель вырастет до 6,5%.

Судя по информации из новостей, в этом сезоне индексация прошла в феврале. Это позволило увеличить выплаты на 6,8%. На следующий год предсказывают, что размер индексации будет ниже. Изменения отразятся на всех бюджетниках, включая граждан, преподающих в учебных заведениях. При подсчете по новым правилам заработки должны составлять не меньше двухсот процентов от среднего арифметического по конкретному региону. Нововведение позволит поднять размер заработной платы.

В эту категорию входят следующие лица:

  • преподаватель вуза;
  • педагог общего образования;
  • педагог дошкольного учреждения;
  • мастер и педагог профессионального образования (среднего и начального).

Повышение зарплаты учителям – последние новости сообщают, что в бюджетной сфере страны работают более 30 миллионов граждан, в которые входит немалая часть рассматриваемой категории сотрудников. При введении новой системы расчета начислений потребуется гораздо больше денег из бюджета РФ.

Оклады преподавателей ВУЗов, ассистентов и профессорского состава

Стоит отметить, что многие преподаватели в регионах работают буквально за идею, совмещая преподавательскую деятельность с другой работой или бизнесом. Многие ВУЗы оформляют сотрудников всего лишь на 0,25 или 0,5 ставки. Поэтому на руки, многие сотрудники получают совсем маленькие суммы.

Ассистент без ученой степени 12000 руб
Преподаватель, доцент 17000 руб
Профессора 30000 руб
Кандидат наук в региональном ВУЗе 9000 руб
Преподаватель, доцент в региональном ВУЗе 10000 руб

Достойная заработная плата, по большому счету, есть только в вузах Москвы и отдельных университетах Санкт-Петербурга.

Что на самом деле

Хоть по закону преподавателям положены доплаты за “надомников”, многие их не получали. За домашнее обучение школа получает финансирование из фондов, либо от государства. Часто эти деньги идут на нужды школы, либо администрации «в карман», а преподаватель получает обычный расчет, без надбавки. Стимулирующие выплаты также часто не производятся.

Конечно, это исключения из правил и обычно положенные часы преподавателям оплачивают добросовестно. Причем «надомники» приносят выгоду, как самым учителям, так и школе: за них доплачивают как за целый класс. Однако, проезд учителям не компенсируют и им приходится добираться до учеников самостоятельно, даже если те проживают далеко от школы, например в области. Иногда преподаватели могут договориться с родителями, либо проводить занятия в Скайпе, дистанционно.

Повышение для бюджетников

В отличие от частных структур, повышение зарплат для сотрудников органов государственного и местного управления, муниципальных и государственных учреждений проходит в строгом соответствии с положениями законодательства и отдельных нормативно-правовых актов. Наибольший уровень индексации в 2021 году (по предварительным данным – 6,8%) ожидается для сфер, упомянутых в майских указах президента. Среди них работники: образования (от дошкольных учреждений до ВУЗов и прочих учебных заведений); медицины и социальных услуг; культуры. На доходы бюджетников повлияет также решение Правительства самостоятельно регулировать структуру заработных плат (в том числе долю оклада, суммы стимулирующих и компенсационных выплат).

Ранее этот вопрос относился к компетенции региональных властей, что привело к значительному расслоению зарплат. По одним и тем же профессиям они могут отличаться в несколько раз. Внедрение реформы, призванной устранить региональные «перепады», запланировано на 2021-2025 гг. На 3,8% власти обещают повысить зарплаты в 2021 году другим категориям бюджетников: экономистам, бухгалтерам, психологам, юристам. На такой же процент повышения окладов могут рассчитывать военнослужащие и приравненные к ним лица. Перерасчет для них традиционно проводится с 1 октября.

Есть и такие категории бюджетников, которые останутся в 2021 году без повышения: судьи (в соответствии с федеральным законом № 485-ФЗ от 30.12.2020); госслужащие (в соответствии с федеральным законом № 395-ФЗ от 08.12.2020). В последнем случае речь идет о должностях федеральной государственной службы, что будет для них не впервые. Ранее индексация для них приостанавливалась 2010-2011 и 2014-2018 гг. Но подобная мера не затрагивает оплату труда региональных чиновников – для них порядок повышения определяется региональным законодательством.

Зарплата учителей в сентябре 2021 года – Госдума опасается глобальных сокращений

Опасение по поводу снижения заработной платы учителям и сокращение их штата на днях высказали в Госдуме – представитель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов подчеркнул, что такая ситуация действительно может произойти.

Причиной тому является активное внедрение Искусственного интеллекта в сферу образования – дистанционное обучение, автоматический подсчет результатов госэкзаменов и прочие инновации.

Миронов уточняет, что компьютер способен увидеть ошибку, дать задание или даже проверить знания по тесту или иному шаблону, но личностного общения, раскрытия индивидуальных особенностей учеников, корректировки учебного плана по возможностям класса от него ждать не стоит. Но важным преимуществом компьютеризации является отсутствие платы за работу машин.

Представителя «Справедливая Россия» насторожил факт принятия Минпросвещения и Минобрнауки «Стратегии цифровой трансформации образования до 2030 года», в которой прописано внедрение искусственного интеллекта в образовательную среду.

Безусловно, это приведет к сокращению педагогического коллектива и урезке заработной платы учителям, чьи функции частично на себя возьмет компьютер. По словам политика это недопустимо, но процесс уже запущен, и последствия будут плачевными.

Комиссия по тарификации педагогов

Этот коллегиальный орган действует в любом образовательном учреждении на постоянной основе. Ее создание и изменение состава регулируются распоряжениями руководителя.

Действует комиссия на основании внутреннего локального документа:

  • положение о комиссии;
  • регламент тарификационных работ;
  • правила тарификации и т. д.

Как правило, в состав этого органа включают работников кадровых подразделений, бухгалтера и представителя профсоюзов. Возглавляет комиссию один из заместителей директора учебного заведения.

Поскольку решения комиссии легитимны при их принятии простым или квалифицированным большинством голосов, нецелесообразно выбирать в этот орган большое количество членов. Достаточно 5 -7 человек, включая секретаря и председателя комиссии.

Комиссия не только проводит ежегодные работы по тарификации, но и вносит изменения в тарификационные списки, согласует их с педагогическим персоналом, информирует о принятых решениях учителей.

Созвать заседание комиссии может не только ее председатель, но и руководитель учебной организации.

Основным итоговым документом в работе комиссии является тарификационный список.

Некоторые свои решения комиссия может оформлять в виде протоколов. Список после подписания членами комиссии, утверждается руководителем образовательной организации.

Поручение Путина о повышении зарплат

Президент России дал задание властям в регионах и Правительству проверить ежемесячные доходы граждан на соответствие с майскими распоряжениями. Доход сотрудника будет составлять:

  • у педагогов и воспитателей – не ниже среднемесячного заработка, который действует в конкретном населенном пункте;
  • для преподавателей вузов – не ниже двухсот процентов от среднего дохода по региону.

По распоряжению, чиновникам необходимо убрать факторы, мешающие выполнению указов, тем самым они обеспечат получение людьми установленных сумм.

Путин о зарплате учителей в 2022 году – какие факторы нужно учесть при проведении полного анализа заработков:

наличие ученой степени;
уровень квалификации сотрудника;
иные критерии, принимаемые во внимание при финансовом начислении;
общий стаж работы в бюджетной нише и трудовой стаж по специальности.

Вместе с перечисленными факторами во внимание принимают сведения о соотношении заработной платы руководителей и их заместителей

Повысить темп

Между тем глава Минпросвещения Сергей Кравцов на заседании объявил о планах полностью ликвидировать третью смену в школах. Для достижения этой задачи к новому учебному году откроется 130 новых общеобразовательных учреждений, к 2025-му будет построено еще 1,3 тыс. Глава ведомства также сообщил об ускорении темпов капитального ремонта школ: в 2022 году будет отремонтировано 1,5 тыс. зданий, а к началу 2024-го — 3 тыс. При этом в 2024 году все сельские школы будут оборудованы по современным требованиям. К этому времени также должна быть полностью устранена проблема нехватки мест в учреждениях дошкольного образования, напомнил Сергей Кравцов.

— Сегодня 96% детей страны в возрасте до трех лет и 99% в возрасте от трех до семи лет посещают детские сады и ясли. К 2024 году мы обеспечим 100-процентный охват дошкольным образованием, — заметил министр.

Еще одна важная тема связана с вовлечением детей с ограничениями по здоровью в образовательный процесс. В частности, речь идет о создании инклюзивных классов и развитии специализированных школ. Кроме того, надо активно вовлекать таких детей в систему конкурсов и олимпиад, подчеркнул президент. Детский омбудсмен Анна Кузнецова предложила создавать в образовательных организациях банки средств реабилитации для детей-инвалидов.

Тяжело учение

Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

— Например, дополнительная коляска, трость, иные средства реабилитации, которые детям не пришлось бы с собой нести из дома

Очень важно, чтобы профильным ведомствам было дано поручение по поводу разработки специальных механизмов, которые позволяют образовательным организациям такие средства и содержать, и приобретать, и предоставлять детям на время обучения, — пояснила свою инициативу уполномоченный при президенте по правам ребенка

Из 17 млн школьников в России сейчас более 800 тыс. — это дети с ОВЗ и инвалидностью, отметил в беседе с «Известиями» проректор РТУ МИРЭА Игорь Тарасов. И в последнее время их становится больше. Поэтому всё острее будут вставать вопросы инклюзивного образования, а также подготовки специалистов, внедрения поддержки педагогов, обеспечения необходимой инфраструктурой и финансирования, добавил он.

— Вместе с тем внедрение инклюзивных подходов — это своего рода философия, специфическое отношение к жизни, тест обществу на готовность принятия права каждого жить в нем и быть полноценным его участником, это воспитание ответственности каждого за то, что происходит вокруг, — сказал эксперт.

Также на встрече обсуждалась важность создания так называемых школ полного дня, где детям помогают в выполнении домашних заданий. Между тем ситуация в сфере образования должна улучшиться на фоне появления в учебных заведениях советников по воспитательной работе

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев напомнил, что в этом году они начнут работу в 1,2 тыс. школах в десяти пилотных регионах.

Тяжело учение

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Детский омбудсмен Анна Кузнецова также предложила разрешить детям сдавать ЕГЭ в своих школах. По ее мнению, речь идет о непростых экзаменах, и ребятам может помочь домашняя атмосфера. В ходе заседания также прозвучало предложение снизить нагрузку на учителей, не связанную с образовательной деятельностью. По словам губернатора Кировской области Игоря Васильева, в школах нужно сократить количество контрольных и проверочных мероприятий. Обсуждался и вопрос повышения престижа работы преподавателей. Владимир Путин, в частности, призвал сделать конкурс «Учитель года» более зрелищным. Президент уверен, что он не должен уступать таким популярным шоу, как «Форт Боярд».

На годы вперед

Социальные работники помогают стране справляться с суровыми испытаниями коронавирусного периода, заявил президент во время видеоконференции. Глава государства поздравил их с профессиональным праздником.

— Мы прошли и еще проходим через суровые испытания и выдержали их, потому что ни на шаг не отступили от непреходящих нравственных норм — сострадания, взаимопомощи, милосердия. Эти ценности, как уже говорил, сформированы нашей историей, они в характере нашего народа, — отметил Владимир Путин. — Их разделяет подавляющее, абсолютное большинство граждан страны

И закономерно, что при обсуждении поправок к Конституции особое внимание уделено именно вопросам социальной справедливости

Глава государства напомнил, что предложенные изменения в Основном законе закрепляют государственные гарантии адресной социальной поддержки. Речь идет об обязательной — не реже раза в год — индексации пенсий и пособий. При этом минимальный размер оплаты труда, из величины которого рассчитываются многие выплаты, не может быть ниже прожиточного минимума.

— Всё это нормы прямого действия, которые должны работать на годы вперед, чтобы люди были уверены в будущем, чтобы нуждающиеся в помощи были окружены особой заботой и вниманием, получали необходимую, достаточную поддержку, — подчеркнул Владимир Путин. На мероприятии было объявлено о новых мерах поддержки соцсферы

Во-первых, от налога на доходы физических лиц освобождаются все выплаты за особые условия труда в период борьбы с коронавирусной инфекцией

На мероприятии было объявлено о новых мерах поддержки соцсферы. Во-первых, от налога на доходы физических лиц освобождаются все выплаты за особые условия труда в период борьбы с коронавирусной инфекцией.

— Это, безусловно, напрямую касается социальных и медицинских работников, граждан, которые берут на сопровождаемое проживание сирот, инвалидов, пожилых людей, то есть положенные выплаты человек получит в полном объеме, без налоговых удержаний, — пояснил глава государства.

Владимир Путин напомнил, что в течение трех месяцев — с середины апреля до середины июля — для работников соцучреждений предусмотрены дополнительные выплаты за каждую двухнедельную смену. За помощь в особо сложных условиях, в непосредственном контакте с заболевшими людьми им полагается повышенное поощрение.

И соцработники, и волонтеры во время эпидемии берут к себе домой инвалидов, пожилых людей или детей‑сирот. За это им предусмотрена выплата в размере МРОТ — 12 130 рублей в период с 1 апреля по 30 июня.

Во-вторых, НКО, получающие госгранты, а также исполняющие общественно полезные услуги, не будут перечислять страховые платежи и налоги (за исключением НДС) за II квартал нынешнего года. Эта мера распространяется и на организации традиционных религий.

В-третьих, пожертвования, которые бизнес направляет НКО и религиозным объединениям, могут быть отнесены к так называемым внереализационным издержкам — в пределах 1% от выручки. Таким образом, сумма не будет учитываться при расчете налогов, которые предприниматель должен заплатить государству. По мнению Владимира Путина, здесь есть риски для возможных схем с так называемой оптимизацией налогов. Однако решение принято прежде всего для законопослушных и добропорядочных граждан, а их сейчас большинство.

— Мы пошли на такой шаг, потому что в период эпидемии деловое сообщество России проявило себя ответственно, честно и достойно. Предприниматели оказывали помощь врачам, добровольцам, помогали органам власти на местах, — заявил глава государства.

Что касается социально ориентированных НКО, то на них распространили льготы и преференции, предусмотренные для малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей. Более того, из резервного фонда выделят 3 млрд рублей. Эти средства распределят в рамках конкурса Фонда президентских грантов — он будет запущен с 16 июня.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы Минусы
  • хороший социальный пакет;
  • длительный отпуск;
  • благодарный труд, возможность наблюдать результаты своей деятельности.
  • несмотря на то, что школьная программа сильно регламентирована, у хорошего специалиста всегда есть возможность внедрить в обучающий процесс элементы игры;
  • каждый день не похож на предыдущий, дети разные и по-разному решают одни и те же учебные задачи;
  • работа с младшими школьниками полна стрессов и непредвиденных ситуаций;
  • повышенная ответственность за вверенных детей;
  • внушительный объем внеурочной работы – проверка домашнего задания и заполнение различного рода документов;
  • последнее время очень частые проверки администрации;
  • необходимость разрешать конфликты меду детьми и поиск контакта с ними;
  • если это не Москва и область, то зарплата у учителя весьма низкая.

Сколько получают учителя сейчас?

В России на государство работают около 10 миллионов человек – из них примерно 2 миллиона учителей и воспитателей (плюс 345 тысяч преподавателей вузов и средних учебных заведений), более 2 миллионов медиков, полмиллиона работников культуры, а больше всего силовиков. Для каждой из категорий зарплаты рассчитываются по отдельным системам – например, силовиков обеспечивают по единым правилам на федеральном уровне, а зарплаты работникам медицины, образования и культуры рассчитываются на уровне регионов или вообще в каждом отдельном учреждении.

Как все знают, «Майские указы» от 2012 года требуют платить учителям минимум 100% от средней зарплаты по региону – и большинство регионов даже выполняют эти требования. Средняя зарплата учителя за январь-сентябрь 2020 года составила 42 531 рубль – конечно, если верить данным Росстата. Правда, даже по разным регионам зарплаты учителей различаются более чем в 4 раза:

У этой статистики есть одна большая проблема – сами учителя с ней категорически не согласны. Фактически в большинстве регионов зарплаты учителей гораздо ниже.

Это не секрет – о низких зарплатах учителей говорил даже председатель Госдумы Вячеслав Володин – по его словам, педагоги в своих обращениях возмущаются тем, что статистика «рисует» им зарплаты по 40 тысяч – тогда как по факту они получают 28 тысяч рублей, а начинающие педагоги – 17 тысяч рублей.

Правда, и с этим цифрами могут поспорить учителя из некоторых регионов – они не видят и 28 тысяч рублей. А в самых «депрессивных» регионах даже официально средняя зарплата в 23 тысячи по факту включает в себя и высокие зарплаты руководителей – то есть действительно среднестатистический учитель получает чуть больше МРОТ.

При этом чиновники смело отчитываются о выполнении «Майских указов», ведь в расчет идет именно средняя зарплата, которая буквально чудесным образом оказывается практически ровно на уровне средней зарплаты по региону – даже в официальной статистике указано, что зарплаты учителей составляют 100,2%, 101,5%, 105% – то есть, лишь номинально чуть выше средней зарплаты.

Другая проблема – неравномерность зарплат педагогов. Зарплаты могут различаться не только по разным регионам, но и по разным городам одного субъекта РФ, и даже по разным школам одного города. Почему так происходит – разберем дальше.

Особенности образовательной профессии

Казалось бы, основной обязанностью педагога является проведение уроков. Но для того, чтобы донести до учащихся информацию, научить их мыслить, использовать полученные знания, сформировать требуемые навыки, учителю приходится большое количество времени тратить на подготовку к уроку, в процессе которой он должен:

  • разработать план занятия;
  • подобрать демонстрационный материал;
  • подготовить наглядные пособия;
  • отобрать упражнения для закрепления материала.

Все эти действия относятся к методической составляющей работы педагога.

После аудиторных занятий учитель проверяет рабочие тетради учащихся, выставляет оценки, заполняет журнал.

Если в обязанности педагога входит классное руководство, то ему необходимо готовить и проводить классные часы, выстраивать систему взаимоотношений в коллективе учащихся, организовывать внеклассную работу, взаимодействовать с родителями.

Выполнить качественно весь комплекс обязанностей может лишь тот, кто выбрал профессию учителя по призванию, понимая, что рабочий день никогда не будет ограничен определенным количеством рабочих часов, а некоторую работу придется выполнять дома.

К плюсам профессии можно отнести:

  • продолжительный двухмесячный отпуск, только учителя имеют право отдыхать каждый год летом, в то время как работники других профессий не имеют такой возможности;
  • постоянные коммуникации с детьми и взрослыми, дефицита общения не бывает никогда;
  • творческие задачи, которые необходимо решать каждый день;
  • отсутствие фиксированного рабочего дня, что, несмотря на высокий уровень занятости, позволяет иметь определенную свободу, которой нет у офисных сотрудников, работающих с 9 до 18 часов;
  • в случае достижения учащимися успехов – почет и признание авторитета учителя.

В число минусов можно включить:

  • невысокую заработную плату;
  • интенсивность труда и загруженность;
  • высокий уровень ответственности не только за качество знаний учащихся, но и за жизнь и здоровье учеников, находящихся в школьных классах;
  • психологическое напряжение, возникающее при взаимодействии с трудными детьми и их родителями;
  • большое количество документации, которую необходимо регулярно заполнять.

Дополнительные деньги учителя зарабатывают, проводя занятия в качестве репетиторов с теми, кто готовится к сдаче ЕГЭ. Учителя английского языка в школе получают такой же уровень дохода, как и остальные предметники, и часто подрабатывают в качестве преподавателей на языковых курсах и в частных центрах изучения иностранных языков.

В настоящее время перед правительством стоит задача повышения престижа профессии преподавателя, привлечения в образовательную сферу молодежи. На сегодняшний день в школах большое количество учителей находится в предпенсионном возрасте. Они выходят на пенсию и продолжают преподавать, несмотря на невысокий уровень оплаты труда. Привлечение в школы молодых специалистов должно позволить решить вопрос нехватки кадров и обеспечить преемственность поколений педагогов.

Что еще хотят изменить

В последние несколько недель чиновники начали слишком часто говорить о зарплатах учителей. Например, на днях спикер Совета федерации Валентина Матвиенко на встрече с вице-премьером Татьяной Голиковой вдруг заявила, что учителя получают относительно нормальные зарплаты, лишь работая на износ – на полторы-две ставки. А на стандартную учительскую ставку, как выяснила Матвиенко, прожить невозможно. Это подтверждают и недавние данные профсоюза педагогов – там выяснили, что среднестатистический учитель работает на 1,7 ставки.

Буквально несколько дней назад депутат от «Единой России» Сергей Вострецов предложил бороться с этим явлением. Правда, бороться по-своему – просто запретив представителям социально значимых профессий (врачам, учителям, работникам культуры) работать по совместительству. А чтобы педагоги и врачи не потеряли в доходах – поднять долю оклада в зарплатах до 70-80%.

Можно понять, почему депутат придумал такое странное решение проблемы – если учитель работает на 2 ставки, то его зарплата как раз подходит к средней по региону, а директор школы (мэр города, губернатор региона) может отчитаться о выполнении «Майских указов». А если запретить совместительство, то чиновникам придется поднимать оклады на каждую ставку. Правда, что делать с жестким кадровым дефицитом после принятия подобного решения, депутат не объяснил.

Некоторое время назад обсуждалась другая, более логичная идея – как-то отрегулировать размер оклада на каждую ставку. Правда, в правительстве до сих пор решают, приравнивать оклад за 18 учебных часов в неделю к МРОТ или к прожиточному минимуму (хотя профсоюзы просили установить за ставку 2 МРОТ – что как раз приблизило бы зарплаты учителей к средним по регионам).

Еще одна идея – ввести повышенный оклад для молодых учителей и приравнять его к 1,5-2 размерам федерального МРОТ. Такой «стартовый» оклад предложила ввести депутат от ЛДПР Елена Строкова – как она считает, это повысит престиж профессии. Правда, почему его нужно вводить только для молодых педагогов и как сумма от 19,2 до 25,5 тысяч рублей в месяц повысит престижность профессии педагога, она не пояснила.

Окончательно параметры новой системы будут видны, когда правительство закончит работу над ней – пока никаких подробностей не раскрывается. Возможно, презентацию новых окладов решили отложить поближе к парламентским выборам – в любом случае, все станет ясно уже в 2021 году.

Какая зарплата у школьного учителя

Базовая ставка учителя, вне зависимости от преподаваемой дисциплины, одинакова. Тем не менее на выходе зарплаты немного отличаются, поскольку они связаны с дополнительными и обычными учебными часами, подработкой в качестве репетитора и другими возложенными обязанностями. Рассмотрим разные предметы и сравним доходы учителей.

  1. Русский язык и литература. Профессия учителя великого и могучего русского языкадовольно востребована, хотя и сложно назвать ее престижной. На рынке труда имеется большое количество предложений. Чтобы зарабатывать больше, филологу впору рассмотреть дополнительные источники дохода: репетиторство, корректура в солидных изданиях и пр. За свой труд учитель может рассчитывать в среднем на 21 тыс. руб. Безусловно, это минимальный показатель, стоит иметь в виду, что в столице доходы выше в 2,5-3 раза.
  2. Английский язык. Если школа неспециализированная, данный предмет преподается дважды в неделю, отчего оплата труда может быть ниже. Между тем английский весьма востребован, потому является отличной перспективой для репетиторства. Учителя получают в среднем 25 тыс.руб., однако в столице при полной занятости они зарабатывают до 100 тыс. руб.
  3. Физкультура. Данный школьный предмет не предусматривает подработок. Надбавки полагаются за проведение спортивных праздников. Физрук в среднем имеет зарплату 15 тыс. руб., потому многие стараются взять две ставки. Инициативный учитель физкультуры может рассчитывать на 20-24 тыс. руб. ежемесячно.
  4. Математика. Царицу наук преподают чаще других предметов, а значит, и уровень зарплат у данных учителей выше. Учитель математики без дополнительных выплат может рассчитывать на 23,2 тыс. руб. ежемесячно.
  5. Физика. Учитель данной дисциплины трудится в основном в государственном и частном заведении, репетитором либо педагогом факультативов. Решительный, инициативный физик, имея желание, может занять должность заведующего учебной частью, замдиректора либо стать самим руководителем школы, гимназии или лицея. В среднем по стране зарплата физика составляет 24,7 тыс. руб.
  6. Химия и биология. Позиции стартового уровня – 14 тыс. руб., тогда как более опытные учителя зарабатывать 45 тыс. руб. Средний показатель по стране находится в пределах 20,5-22,5 тыс. руб.
  7. Информатика. Учителя информатики в среднем зарабатывают 22,7 тыс. руб. К слову, начальный уровень доходов – 13 тыс. руб., а вот опытные преподаватели ежемесячно получают 40 тыс. руб.
  8. История и обществознание. Учитель истории должен обладать глубокими знаниями по своему предмету, разбираться в законодательстве РФ и правах ребенка, владеть основами педагогики и психологии, образовательными методиками. Средняя зарплата по стране – 22 тыс. руб.
  9. Изобразительное искусство. Этот педагог работать может в начальной и средней школе, однако нередко встречается этот специалист в детской художественной школе, изостудии, школе искусств, внешкольных учреждениях. В среднем учитель изо зарабатывает 20,1 тыс. руб.
  10. Музыка. В обычной школе учитель музыки имеет зарплату 23 тыс. руб., а в государственной музыкальной школе доход составляет всего 15-17 тыс. руб. Работа репетитором либо преподавателем в частной школе приносит зарплату от 30 тыс. до 100 тыс. руб., в зависимости от нагрузки, опыта, профессиональных навыков, достижений воспитанников и др.
  11. География. Данный предмет в школе изучается 1-2 раза в неделю, поэтому дисциплина для многих детей тяжелая ввиду огромного объема. Данные специалисты в среднем по РФ зарабатывают 24,8 тыс. руб., в крупных городах доходы вдвое выше.
  12. ОБЖ. Преподаватель этого предмета дает учащимся знания, навыки, которые пригодятся им в будущем. Современные дети полагаются на гаджет, без которого порой ощущают себя беспомощными. Профессионал умеет исправить данное положение вещей с помощью рассказов и моделей жизненных примеров, ведь каждый может оказаться в сложной ситуации. Зарплата учителя ОБЖ в среднем составляет 20 тыс. руб.

Подведем итоги

Тарификация в бюджетной сфере является обязательной процедурой. Она предполагает учет различных факторов для установления заработной платы педагогическим сотрудникам. В рамках предварительной тарификации (весной) до выхода в оплачиваемый отпуск педагог получает возможность предварительно узнать о предстоящей ему в следующем учебном году нагрузке. В тарификации отмечается не только число часов, но и классное руководство (при его наличии), а также доплаты, на которые он сможет рассчитывать по целевым показателям (заполняют их 1 раз в полугодие по форме, установленной в ОУ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector