Год опасной жизни: что ждет авторынок в 2021-м

Причины подорожания подержанных машин

Рост цен на вторичном рынке автомобилей имеет простое объяснение. Экономический кризис и желание людей сохранить накопления в условиях высокой инфляции существенно повысил спрос на поддержанные авто. Сегодня он существенно превышает предложения, что всегда стимулирует рост цен.

К тому же многие автовладельцы, ввиду экономического кризиса, решили отложить планируемую покупку новенького «друга», продолжая эксплуатировать старый транспорт. Повышение утилизационного сбора на 25% также отразилась на стоимости б/у транспорта, причем не в лучшую сторону для покупателя.

Но главной причиной подорожания стала общая ситуация на рынке, а также серьезное повышение мировых цен на металл. Карантинные ограничения привели к массовому закрытию заводов, специализирующихся на производстве комплектующих для транспортных средств. В итоге образовался дефицит, от которого страдают и российские дилеры. Сегодня быстро найти нужную модель практически невозможно, и ситуация только усугубляется.

При этом многие не готовы ждать, переходя на вторичный рынок в поисках машины своей мечты. И особенно высокий спрос наблюдается на автомобили с небольшим пробегом, выпущенные не более 3 лет назад. В среднем стоимость таких авто выросла на 5,2%, притом что ходовые марки подорожали на 2,2%, а авто класса люкс – более, чем на 6%.

Больше всего прибавили в цене такие марки, как Skoda, Mercedes и ВМW. Представители отечественного автопрома также продемонстрировали прирост, который в среднем оказался в два раза меньше.

Стоимость б/у авто во многом зависит от пробега, но сегодня машину с востребованной комплектацией и внушительными цифрами на одометре можно продать на порядок дороже, конечно, при условии, что она будет в хорошем состоянии.

Тем не менее покупать поддержанный автомобиль по-прежнему намного выгоднее нового. Кроме того, его можно реализовать практически по той же цене, чего не скажешь о салонных авто, которые мгновенно теряют в стоимости после покупки на первичном рынке.

Состояние автомобильной промышленности России

Теперь немного о хорошем – за последние годы отечественная продукция может похвастать улучшением производительности, включая конкурентоспособности. Это доказывает тот факт, что спрос на легковые автомобили в среднем классе повышается. У машин данного сегмента оптимальное соотношение цена-качество, что позволяет удовлетворить запросы большинства потребителей.

Помимо этого, государство на регулярной основе разрабатывает различные программы, которые способствуют развитию российского автопрома. К примеру, покупатели могут взять новый автомобиль в кредит на льготных условиях. Такая программа распространяется на 2021 год. В этом случае часть процентов заемщика выплачивается государством. Однако, стоит учесть, что в кризисных ситуациях условия могут ужесточиться.

Кризис мировой политики оказывает влияние на большинство форм бизнеса, что вынуждает людей формировать особые стратегии, дабы оставаться на рынке. С этой целью обычно проводится оценка внутренних ресурсов, выбирается оптимальная программа по их использованию, а также проводится оценка конкурентоспособности

Если в текущем году произойдет значительное падение рубля внимание автомобильного рынка сосредоточиться преимущественно на отечественных моделях, так как их стоимость в отличие от зарубежной продукции легче прогнозировать. В общем, ожидается подорожание ориентировочно не более 8%

Ко всему прочему российский рынок несложно контролировать и он подается легкой регулировке. То есть можно рассчитывать на государственное субсидирование в сфере производства и потребительского кредитования. Это позволит стабилизировать экономическое положение в данной области.

Ждать ли новых подорожаний в России осенью 2021 года

Поскольку политика фиксированных цен осталась в далеком советском прошлом, современному правительству крайне непросто сдерживать их рост. В пользу этого говорит и недавний опыт с крупными ретейлерами, которым пообещали льготы за отказ от повышения стоимости определенной продукции и введение ограничений на экспорт для некоторых категорий.

Именно поэтому целесообразно рассматривать все сегменты общей картины, чтобы можно было делать хотя бы краткосрочные прогнозы по вопросам ценообразования.

Итак, на цены в России влияют и будут влиять в ближайшем будущем:

    • Пандемия. Еще в прошлом году стало понятно, что она опасна не только для людей, но и для экономики, поскольку вводимые на ее фоне ограничения спровоцировали остановку предприятий, задержку прохождения товаров на границах и поставок в целом, и, как следствие, дефицит многих из них. Как это отразится на России?

      Приблизительно аналогичная ситуация наблюдается на рынке полупроводниковых компонентов, что сказывается на автомобильном и IT-рынке. Последние также сохранят тенденции к подорожанию до полного восстановления ситуации, разрешить которую стараются известные промышленные гиганты, строящие новые заводы.

    • Валюта и нефть. Подорожание главного российского ресурса также провоцирует рост цен. Увеличение экспортных и других расходов в отрасли неизбежно приводит к тому, что все начинает по цепной реакции прибавлять в цене.

      В общем, в ближайшем времени доллар вряд ли значительно прибавит в цене, что позволит сохранить стоимость импортной техники, избежав ее дальнейшего подорожания, если н считать отдельные категории товаров.

    • Погодные условия. В этом году самый настоящий неурожай, что неизбежно сказалось на стоимости тех же корнеплодов. Так, затяжные дожди и их продолжительное отсутствие в перерывах привели к тому, что цены на морковь, свеклу и картофель бьют все рекорды. К тому же, заканчивается сезон плодоношения, и наступает время роста импортных закупок, поэтому овощи, фрукты и ягоды будут только дорожать.

Политика. Вряд ли стоит ждать ослабления санкционной удавки в ближайшее время, несмотря на то, что Штаты сейчас сами переживают не лучшие времена. Все это сулит вялотекущую стагнацию и затяжной экономический кризис, а следовательно, и общее ухудшение качества жизни с сопутствующим ростом цен на все и вся.

Тормозящая полноценную работу предприятий ситуация, многолетняя девальвация, подготовка к школе в условиях стремительного удорожания канцтоваров – тут никакие вертолетные 10 тыс. не помогут, хотя для многих россиян и эта помощь оказалась весьма неплохим подспорьем.

Что лучше брать в кризис

Для среднестатистического потребителя покупка автомобиля в условиях кризиса не является первой необходимостью. По этой причине производители автомобильной промышленности, как и дилеры, вынуждены искать различные пути сохранения продаж. Один из способов – формирование программ лояльности по отношению к автомобилям среднего класса, которые имеют хорошую цену даже на вторичном рынке.

Каждое из приобретенных транспортных средств (неважно в автосалоне или с рук) имеет предрасположенность к износу, а потому через определенный промежуток времени теряет цену. В среднем машина становится дешевле на 30%, если не все 50%

В кризисных условиях необходимо в первую очередь опираться на здравый смысл

При выборе нового автомобиля стоит обращать внимание на те модели, которые имеют высокий уровень ликвидности

Удачнымвыборомстанут эти представители:

  • Renault Sandero;
  • Volkswagen Polo;
  • KIA Rio;
  • Volkswagen Golf;
  • Skoda Fabia;
  • Suzuki Splash;
  • Hyundai Elantra.

Эти автомобили за трехлетний промежуток рискуют потерять всего лишь 15-20% от своей изначальной ставки. Иными словами они останутся в цене даже попрошествии нескольких лет эксплуатации.

Прогнозы по вторичному рынку до конца 2021 года – подешевеют ли б/у авто

Дефицит новых моделей явно оживил вторичный рынок. Это спровоцировало продавцов ставить цену выше привычной, поскольку производители до сих пор испытывают сложности с комплектующими. Последствия карантина и массовые закрытия заводов ощущаются до сих пор.

Поэтому покупать б/у транспорт будет выгодно после стабилизации экономической обстановки. Такое мнение опубликовало популярное издание «За рулем». После восстановления первичного рынка цены на вторичном не только стабилизируются, но и снизятся – уверены эксперты.

В свою очередь, Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» считает, что во втором полугодии негативные тенденции на вторичном рынке будут сохраняться. По его мнению, цены вырастут еще на 2-7%. Как правило, ближе к зиме спрос на б/у машины немного снижается, поэтому стоит немного подождать, чтобы приобрести авто на более выгодных условиях, хотя давать гарантированные прогнозы все еще не приходится.

Что подорожает в ближайшее время из продуктов и одежды

Рассмотрев основные факторы, способствующие подорожанию, перейдем к отдельным категориям товаров, пользующихся у населения наибольшим спросом, чтобы попытаться спрогнозировать дальнейшую динамику цен в каждом таком сегменте.

И, прежде всего, речь пойдет о хлебе насущном, который также подорожает, несмотря на то что зерновые в отличие от многих других культур в этом году дали весьма приличный урожай. И связано это не только с квотами на экспорт и ростом логистических расходов, но и с подорожанием свеклы, а вместе с ней и сахара на 9%. Сюда же стоит добавить расходы на упаковку, которая прибавит в цене больше, чем на четверть.

Другое дело, что хлебом не запасешься, чего не скажешь о кофе и вине, которые скоро также заметно подорожают. Первая позиция – ориентировочно на 10-15%, поскольку неурожай в этом году случился не только в России, но и в Бразилии, где затяжная засуха сменялась самыми настоящими природными катаклизмами в виде больших снегопадов.

Неурожайным  этот год оказался и для Индии с соседним Цейлоном, из-за чего повысятся цены и на индийский чай. Что же касается упомянутого выше вина, то прежде всего подскочат ценники на марки отечественного производства, которые уже прибавили 4% и могут стать выше на дополнительные 15-20%.

Причина все та же – не самая высокая урожайность и удорожание основного сырья – винограда. Кроме того, из-за санкций российские производители утратили доступ к импортному сырью, будучи вынужденными использовать виноматериалы, честно указывая об этом на этикетках производимой продукции, что также не идет ей на пользу.

В значительной мере увеличились издержки и у молочников, которые открыто заявляют о грядущем подорожании молочных изделий, несмотря на то, что до сих пор этот показатель не превысил 1%. Это связано сразу с двумя факторами – подорожанием кормов и введением нового закона о маркировке молочных товаров, который заработал с 1 сентября 2021 года.

Подорожают и импортные продукты, среди которых консервы и отдельные сорта рыбы. Причина лежит на поверхности, заключаясь в высокой волатильности национальной валюты и ростом доллара на этом фоне, хотя в последнее время в этом сегменте рынка наблюдается долгожданное и такое трудно прогнозируемое затишье.

Вдобавок ко всему стоит предупредить потребителей и о грядущем подорожании одежды и обуви, которое, по заявлениям ретейлеров, состоится в два этапа, сначала прибавив не менее 10%, а потом еще от 15 до 20%. Обозначаются и причины, среди которых слабый рубль, проблемы с поставками и сырьевое подорожание, ведь только цены на хлопок поднялись на целых 35%, потянув за собой и синтетическую переработку (эластан и пр.).

Традиционно в 2021 будут дорожать продукты питания

Факторы роста цен

Повышение цены на автомобили, отечественные и экспортируемые, стало уже привычным явлением. Из года в год можно наблюдать колебания на рынке авто, при этом вне зависимости от характера различных дестабилизирующих ситуаций ценник неизменно изменяется в сторону увеличения. Не исключением будет и 2021 год. По самым оптимистичным прогнозам, в новом году стоимость легковых автомобилей увеличится в среднем на 10%.

На уровень цен на машины в России значительно влияет состояние рубля на валютной бирже. При этом от курса зависят стоимости импортных марок и отечественных моделей. При падении рубля производители вынуждены пересматривать свою финансовую политику для приближения ее к современным реалиям. Однако, резких действий обычно никто не предпринимает. Производителям также не выгодно стремительное увеличение цены, поскольку оно ведет за собой аналогичное снижение спроса.

Серьезные скачки на валютном рынке можно было наблюдать в марте 2020 года. В то время произошел обвал стоимости нефти, который привел к проседанию курса рубля. Подобная картина за последнее десятилетие наблюдалась не единожды, поэтому она не в новинку для производителей и дилеров. Если нефтяной рынок не стабилизируется, и, соответственно, не произойдет корректировка валютных величин, то цены на автомобили могут вырасти более чем на 15%.

Обычно, производители подстраховываются на случай кризисов и учитывают в своих расходах прогнозируемую величину инфляции и валютные риски. Это позволяет им не остаться в убытке при значительных колебаниях мировой экономики. Планы по производству и продаже готовой продукции (автомобилей и автозапчастей) готовятся несколько месяцев. Поэтому даже в случае резких скачков у производителей есть ресурсы не поднимать ценник в течение определенного промежутка времени.

Производители автомобилей также понимают, что значительное повышение цены приведет к потерям продаж. Уровень дохода российского потребителя и так не успевает догонять инфляционные показатели, и покупка автомобиля для многих семей регулярно откладывается «до лучших времен». Учитывая реалии, быстро и стремительно подниматься стоимость автомобилей в 2021 году не будет. Но тенденции к пошаговому увеличению цены игнорировать нельзя.

Какие машины выгоднее покупать в кризис

Во время кризиса и некоторое время после него автомобили не являются приоритетным товаром для среднестатистического покупателя. Поэтому производителям и дилерам автопрома приходится находить решения для поддержания оптимального уровня продаж.

Одним из таких решений может выступать создание программ лояльности для продажи автомобилей среднего класса, которые также высоко ценятся на вторичном рынке. Любая машина расположена к износу, поэтому через относительно непродолжительный период времени после покупки она значительно теряет в цене (становится дешевле на 30%, а иногда и на все 50%). Выбирая новый автомобиль, покупателю следует ориентироваться на те марки, которые отличаются высокой ликвидностью.

Например, к удачным покупкам можно отнести:

  • Renault Sandero;
  • Volkswagen Polo;
  • KIA Rio;
  • Volkswagen Golf;
  • Skoda Fabia;
  • Suzuki Splash;
  • Hyundai Elantra и пр.

Данные виды авто за три года, в среднем, теряют 15-20% от своей изначальной стоимости. Соответственно, их можно будет выгодно продать через несколько лет эксплуатации.

  • Новые модели Kia 2020-2021 года
  • Замена водительских прав в 2021 году
  • GMC Yukon 2021 года

Состояние отечественного автопрома

За последние несколько лет производительность и конкурентоспособность отечественных производителей значительно улучшилась. На российские легковые машины увеличился спрос у покупателей среднего класса. Такие автомобили отвечают соотношению цена-качество и удовлетворяют запросы рядового потребителя. Кроме того, государство регулярно составляет программы, которые направлены на развитие отечественной автомобильной промышленности.

Программы предполагают льготное кредитование на покупку новых автомобилей, которое будет действовать и в 2021 году. Воспользовавшись государственной субсидией, человек может приобрести новый автомобиль на выгодных условиях, так как часть процентной ставки заемщика покрывается государством. Тем не менее, следует учитывать, что в условиях кризиса данную программу могут ужесточить.

Мировой кризис влияет практически на любой бизнес, поэтому коммерсантам приходится тщательно разрабатывать антикризисные стратегии, чтобы остаться на плаву. Для этого они оценивают свои внутренние резервы, пересматривают рациональность использования ресурсов и конкурентоспособность. В случае значительного падения рубля в 2021 году автомобильный рынок будет уделять больше внимания отечественной продукции. В отличие от иномарок, прогноз стоимости таких машин более оптимистичен. В целом, ожидается увеличение цены на 8%. Кроме того, отечественный рынок легче регулировать и контролировать. Поэтому велика вероятность государственного субсидирования, как производства, так и потребительского кредитования, для нормализации состояния данной экономической области.

Факторы увеличения стоимости

Повышение цен на транспортные средства от отечественных и зарубежных производителей стало уже вроде нормы и никого сильно не удивляет. Год от года стоимость на рынке колеблется в разной степени, однако, вне зависимости от разнообразных дестабилизирующих факторов цены на автомобили неуклонно ползут вверх. 2021 год не станет исключением из правил и согласно оптимистическим данным порог увеличения стоимости составит 10%.

В России состояниерубля на валютной бирже тоже в свою очередь сказывается на стоимости, причем как заграничных автомобилей, так и отечественных моделей. Падение местной валюты вынуждает производителей пересматривать ценовую политику в пользу текущей реальности. В то же время никто не предпринимает каких-либо отчаянных решений. Ведь стремительный рост цен для многих компаний невыгоден в силу того, что падает спрос на продукцию.

Весной прошлого года валютный рынок сотрясался от мощных толчков. Чего только стоит обвал цен на нефть, что привело к сильному проседанию курса рубля. Причем такая ситуация за последние лет 10 случалась не один раз, а потому производители с дилерами ничему не были удивлены. И если положение нефтяного рынка не сможет стабилизироваться, и само собой не последует корректировка валютных единиц, то автомобили могут возрасти в цене как минимум на 15%, а то и более.

Большинство производителей старается подстраховываться на случай возникновения кризисных ситуаций, а потому учитывают в собственных расходахинфляции, включая валютные риски. То есть при существенных переменах в мировой экономики они не окажутся в убытке. Иными словами компании обычно строят планы на долгосрочной основе. То есть этап ввода в производство машин, а также их продажа занимает несколько месяцев. Даже в случае резких скачков производители сохранят ресурсы, чтобы не поднимать стоимость течение определенного периода времени.

Автомобильные компании прекрасно осознают, что из-за слишком высоких цен численность продаж будет стремительно сокращаться. Стоит отметить, что у российских граждан уровень дохода не поспевает за инфляционными показателями, в связи с чем многие вынуждены откладывать покупку автомобиля. С учетом всех современных реалий стремительного увеличения цен на автомобили ожидать не стоит. Однако вероятность постепенного увеличения также нельзя исключать.

Будет ли дорожать техника до Нового года

Если не брать в расчет компьютеры, мобильную электронику и прочую технику, для которой на фоне опсаннойситуации образовался серьезный дефицит компонентов, то какого-то глобального подорожания здесь не предвидится. Повышение цен, конечно, будет, но без больших скачков, о чем заявляет старший преподаватель Высшей школы экономики (ВШЭ) Лебедев, ссылаясь на то, что рынок уже привык и даже успел адаптироваться к новым реалиям.

Последний бум, который случился в этом сегменте, был спровоцирован аномальной жарой, в результате чего даже самые большие противники климатической техники ринулись в магазины за вентиляторами и кондиционерами. Следующий всплеск, как это часто бывает, вероятнее всего случится ближе к новогодним праздникам, когда бытовая техника покупается в качестве подарков.

Если же переводить все вышесказанное в систему цифр, то, по предварительным данным, ПК прибавят в цене по меньшей мне 13-15%, тогда как смартфоны и прочая мобильная электроника подорожают в общей сложности на 9%.

Подорожание бытовой техники ожидается к Новому году

Вот и получается, что цены уверенно продолжают расти без малейшего шанса на кардинальное изменение этой тенденции в ближайшей перспективе. Естественно, это приведет к попытке подтянуть до этого уровня доходность, что только спровоцирует дальнейший инфляционный рост, со всеми вытекающими отсюда особенностями замкнутого круга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector