Инструменты денежно-кредитной политики. список

Концепции кредитно-денежной политики

Существует две концепции монетарной политики государства:

  1. Рестрикционная, направленная на увеличение жесткого контроля за денежной массой и повышение ставок рефинансирования.
  2. Экспансионистская, направленная на понижение кредитных и налоговых ставок.

Первый вариант применяется в период роста инфляции и служит для ее сдерживания. Но одновременно такая тактика тормозит развитие экономики страны.

Второй вариант используют страны, проводящие политику экспансии при условии низкого (до 2-3%) уровня инфляции. Она нацелена на повышение деловой активности. Но при высоких лимитах банковского кредитования есть риск появления избыточной покупательской способности, что приводит к неконтролируемому росту цен.

Решения государственного банковского регулятора оказывают прямое влияние на деятельность коммерческий кредитных учреждений и обязывают их придерживаться единого направления финансового курса.

Используя статьи закона о нормативных обязательных резервах, ЦБ имеет право сохранять отчисления частных банков и часть их кредитных ресурсов. Эти страховые платежи служат подушкой безопасности в случае, если банки разорятся или будут обвинены в мошеннической деятельности. Тогда замороженный депозит направят на выплату страховки вкладчикам.

Валютные интервенции

Валютные интервенции – это тоже один из инструментов ДКП. Преставляет собой операции, которые проводит Центробанк, для того, чтобы повлиять на курс национальной валюты. Соответственно, когда нужно повысить курс рубля, на рынке продается валюта из запасов регулятора. Если речь идет о том, чтобы снизить курс, то осуществляются покупки.

Иногда совсем не обязательно проводить физические операции купли-продажи валюты. Порой рынкам хватает и вербальных интервенций. Например, если некое публичное лицо пообещает, что курс валюты будет сохранен в указанных пределах, то участники рынка могут прислушаться к его обещаниям и прекратят спекуляции на курсе.

В условиях жесткого давления на рынок Центробанк был поставлен в условия тяжелого выбора. Если продолжать поддержку национальной валюты, то можно сжечь практически все валютные резервы страны. При этом нет гарантии того, что рубль получится удержать в заданных пределах. Но и оставлять рубль без опеки тоже опасно.

Но в ЦБ приняли очень разумное и взвешенное решение. Рубль отпустили в свободное плавание, посчитав, что его судьбу должен решать рынок. Впрочем, без поддержки рубль не остался. Одновременно ЦБ повысил ключевую ставку, что мгновенно повысило востребованность рублей. В итоге страна спасла свои резервы и удержала рубль от чрезмерного падения.

После 2015 года Центробанк присутствует на валютным рынке, но не для того, чтобы влиять на курс российского рубля. Он покупает валюту для пополнения резервов. При этом покупки осуществляются очень аккуратно, чтобы не породить существенных изменений валютного курса. В настоящий момент данные покупки и вовсе приостановили до лучших времен.

Как обеспечивается равновесие на денежном рынке

Высокие процентные ставки снижают уровень заимствований, что может привести к падению ВВП и росту безработицы. Но в то же время они являются ограничительным средством для минимизации риска дефолта.

Увеличивая ставку по учетно-ссудным операциям, Центральный банк сокращает возможности коммерческих банков и их клиентов получить кредит. Это влечет за собой уменьшение монетарной массы и увеличение уровня общерыночного процента, оказывая влияние на денежный баланс и падение курса валют.

Существуют нулевые процентные ставки. Такую политику проводят ЦБ Японии и США. Если сумма оплаты по кредиту ниже уровня инфляции, то это называется «отрицательной процентной ставкой».

Когда рост процентов по кредитам связан с ужесточением экономической политики страны, то валютный курс растет, но если ставка увеличивается из-за высокой инфляции, курс будет падать.

В результате взаимодействия спроса и предложения денег возникает их рыночное равновесие.

ЦБ может влиять на котировки с помощью валютных интервенций. Это покупка или продажа на открытых рынках иностранной валюты за национальную. Такие торги регулируют баланс, укрепляя низкий курс или сбивая искусственно завышенный. Мера воздействует на величину денежного предложения в зависимости от экономической ситуации в стране.

Основная задача государственных регуляторов — удержание баланса между спросом и предложением денежной массы корректировкой ключевых ставок. Достигается путем расчета оптимальных границ ее роста или уменьшения для текущей экономической ситуации.

Теоретическая база для проведения денежно-кредитной политики

Экономика государства нуждается в управлении и регулировании, для чего применяются финансово-экономические инструменты. Были в истории экономической мысли, конечно, и либеральные направления, например, фритрейдерство, постулирующее политику невмешательства государства в экономику. Но современные теоретики и практики все же склоняются к тому, что регулирование экономики необходимо. Степень этой необходимости разнится. Для достижения целей нашего исследования будем рассмотрим кейнсианский и монетаристский подходы в макроэкономике.

Понятие “макроэкономика”, видимо, впервые употреблено Рагнаром Фришем, норвежским экономистом. Он считается автором этого понятия . А основателем современной макроэкономической теории признан Джон Мейнард Кейнс, выпустивши й в 1936 году знаменитую книгу “Общая теория занятости, процента и денег”. Кейнсианство оставалось ведущей теорией вплоть до 1970-х годов.

Основные постулпты кейнсианства:

  • Саморегулирование рыночной экономики ведет к катастрофе, поэтому вмешательство государства жизненно необходимо.
  • Уровень занятости связан с эффективным спросом. Эффективный спрос — это действительный спрос, а не потенциальный (включающий сбережения). Важнейшие проблемы экономики необходимо рассматривать именно с позиции спроса, а не предложения.
  • Основным инструментом регулирования экономики выступает бюджетная политика, задача которой обеспечить занятость населения.

Теория Кейнса нашла применение на практике и во многом благодаря ей до конца 1960-х годов в развитых странах не наблюдалось глубоких экономических кризисов. Новый курс Рузвельта во многом базировался на идеях Кейнса: организовывались общественные работы, государство финансировало строительство крупных и важных объектов и т.п.

Но трудности в экономике США и других государств в начала 1970-х привели к необходимости пересмотра кейнсианской интерпретации государственного регулирования. Зарождается монетаризм, основоположником которого считается Милтон Фридман. Монетаристская концепция также находит применение на практике в политике Р. Рейгана и М. Тэтчер, он воплощается в жизнь посредством таких столпов мировой экономики как Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный банк Реконструкции и Развития, Всемирный банк. Монетаристская теория нашла воплощение и в российских реалиях в виде реформ: отказавшись от плановой экономики СССР, страна обратилась к методике, рекомендованной МФВ.

Основные положения монетаризма:

  • Государство должно ограничивать свою регулирующую роль в экономике. А именно ограничиться контролем над денежным обращением.
  • Рынок – саморегулирующаяся система, избыточное присутствие государство в экономике пагубно.
  • Денежная масса влияет на потребительский спрос. Увеличение массы денег подстегивает производство. Но после определенного момента (полной загрузки мощностей), возникает рост цен и инфляция.
  • Инфляция должна подавляться любыми средствами, в том числе уменьшением социальных программ.
    Главный регулятор – денежная эмиссия.

Принципиальные различия монетаризма и кейнсианства в оценке роли государственного вмешательства в экономику.

Структура центрального аппарата Банка России

Председатель Банка России
Э.С. Набиуллина

Первый заместитель Председателя
О.Н.
Скоробогатова

Департамент национальной платежной
системы

А.С.
Бакина

ТЦ «Нудоль» Банка России
О. К. Григорьев

Департамент
проектов и процессов

В.С. Казарин

Департамент информационных
технологий

З. Н. Кахруманова

Операционный
департамент

А.А.
Попов

Департамент
финансовых технологий

К.В.
Пронин

Первый заместитель Председателя
Д.В. Тулин

Заместитель Председателя

О.В. Полякова

Департамент надзора за
системно значимыми кредитными
организациями

М.Г. Любомудров

Служба текущего банковского
надзора

Б.А.
Шабля

Заместитель Председателя

В.А.
Сафронов (с 09.09.2021 завершает работу в связи с выходом на пенсию)

по вопросам организации инспекционой деятельности
в отношении
КО подчиняется Д.В. Тулинупо вопросам
организации инспекционой
деятельности в
отношении НФО подчиняется В.В. Чистюхину

Главная инспекция Банка России

Е.В. Королева (и.о. руководителя)

Департамент обеспечения
банковского
надзора

А.С.
Данилов

Департамент финансового
оздоровления

А.Ю.
Жданов

Департамент банковского
регулирования

А.А.
Лобанов

Первый заместитель Председателя
С.А. Швецов

Департамент стратегического развития
финансового рынка

М.А.
Ковригин

Департамент противодействия
недобросовестным практикам

В.В.
Лях

Служба по защите прав потребителей и
обеспечению доступности финансовых услуг

М.В.
Мамута

Департамент
корпоративных отношений

Е.И.
Курицына

Департамент допуска и прекращения
деятельности финансовых организаций

Л. А. Тяжельникова

Первый заместитель Председателя
К.В. Юдаева

Департамент
финансовой стабильности

Е.О.
Данилова

Служба
анализа рисков

А.П.
Дымов

Департамент международного сотрудничества

А.С. Липин

Департамент
исследований и прогнозирования
А.Г.
Морозов

Департамент статистики

Е.В.
Прокунина

Заместитель Председателя
М.Ю.
Алексеев

«РОСИНКАС»

В.В. Медведев

Департамент наличного денежного
обращения

А.И.
Лахтиков

Заместитель Председателя
Р.Н.
Вестеровский

Университет Банка
России

А.Ю.
Афонин

Департамент кадровой
политики

П.Н.
Панкин

Департамент недвижимости
Банка России
В.Ю. Тарасов

Департамент
закупок Банка России

М.В. Тимошенко

Заместитель Председателя
А.Б. Заботкин

Департамент
денежно-кредитной политики

К.В.
Тремасов

Заместитель Председателя
Г.А. Зубарев

Департамент безопасности
Банка России
С.В. Петрищев

по некоторым вопросам подчиняется Председателю Банка России

Межрегиональный центр
безопасности Банка России
Ю.Г. Бочаров

Департамент информационной
безопасности

В.А.
Уваров

Заместитель Председателя
А.В. Кружалов

Департамент полевых
учреждений
С.В. Белов

Департамент регулирования
бухгалтерского учета

М.С.
Волошина

Главный бухгалтер — директор
Департамента бухгалтерского учета и отчетности

И.Ю.
Грановская

Финансовый департамент

О.И. Солодухина

Административный
департамент
С.Б. Якушин

Заместитель Председателя
Д.Г.
Скобелкин

Представительство Центрального Банка Российской
Федерации (Банк России) в Китайской Народной
Республике, г. Пекин

В.Е. Данилов

Департамент финансового мониторинга и
валютного контроля

И.В.
Ясинский

Заместитель Председателя
В.В.
Чистюхин

Департамент
страхового рынка

Ф.Г.
Габуния

Департамент
микрофинансового рынка

И.А.
Кочетков

Департамент инфраструктуры финансового рынка

Л.К.
Селютина

Департамент инвестиционных финансовых посредников

О. Ю. Шишлянникова

Главный аудитор Банка России
В.П. Горегляд

Департамент внутреннего аудита

Н.Н.
Суриков

Юридический
департамент

А.Г. Гузнов

Аппарат Банка России
Г.В. Мечкова

Департамент
операций на финансовых рынках

А.В.
Каштуров

Департамент
управления данными

А.А.
Луковников

Департамент по
связям с общественностью

М.В.
Рыклина

Что такое монетарная политика Центробанка?

Монетарная политика представляет собой совокупность экономических мероприятий, посредством которой регулируются денежно-кредитные процессы государства для стабилизации экономики. При помощи монетарной политики достигаются следующие цели:

  • Стабильность уровня цен;
  • Стабильность уровня ВВП;
  • Обеспечение полной занятости ресурсов;
  • Равновесие платежного баланса страны.

Задачи монетарной политики:

  • Достижение устойчивости национальной валюты;
  • Формирование правил денежного обращения, их изменение и контроль за выполнением;
  • Посредством изменения денежной массы в обращении осуществляется влияние на экономическую конъюнктуру.

Информационно-аналитические материалы

  • Нормативные и иные акты

    • Денежно-кредитные инструменты
    • Валютный контроль
    • Национальная платежная система
    • Банковское регулирование и надзор
    • Проекты нормативных актов Банка России
    • Допуск и прекращение деятельности финансовых организаций
    • Отчетность
    • Прочее
  • Банковский сектор

    Стресс-тестирование кредитных организаций

  • Финансирование долевого строительства
  • Финансовая стабильность

    • Национальная антициклическая надбавка
    • Сглаживающая константа альфа
    • Надбавки к коэффициентам риска
  • Бухгалтерский учет и отчетность

    • Бухгалтерский учет и отчетность в кредитных организациях
    • Бухгалтерский учет и отчетность в некредитных финансовых организациях
    • Проекты нормативных актов и методических рекомендаций
    • Экспертный совет по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в лизинговой деятельности
  • Потребительское кредитование

    • Нормативное регулирование
    • Информация о среднерыночных значениях полной стоимости потребительского кредита (займа)
    • Вопросы и ответы
  • Информация о базовом уровне доходности вкладов

    • Базовый уровень доходности вкладов
    • Нормативное регулирование
    • Вопросы и ответы
  • Реестры
  • Доклады для общественных консультаций
  • Операционный день КО
  • Унифицированные форматы электронных банковских сообщений
  • Форматы отчетности кредитных организаций, банковских холдингов и субъектов национальной платежной системы

    • Описания форматов электронных сообщений для подготовки отчетности в формате XML
    • Описания форматов электронных сообщений для подготовки отчетности в формате ПТК ПСД
    • Для представления информации в Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России
  • Форматы электронных сообщений для обмена данными с федеральными органами исполнительной власти

    • с Федеральной налоговой службой
    • с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)
    • с Федеральной таможенной службой
    • с Министерством обороны Российской Федерации
  • Описание состава и форматов предоставления учетно-операционной и иной информации в ходе проведения проверок кредитных организаций (их филиалов)

    • Применение Указания Банка России № 3462-У
    • Применение Указания Банка России № 4927-У
  • Информация о применении Банком России к банкам запретов
  • Инсайдерская информация Банка России

    Перечень инсайдерской информации Банка России

  • Некредитные финансовые организации
  • Обзор практики корпоративного управления
  • Информация о направленных предписаниях Банка России в связи с выявлением нарушений обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций (отмене Банком России таких предписаний)
  • Инсайдерская информация Банка России

    Перечень инсайдерской информации Банка России

  • Взаимодействие с саморегулируемыми организациями оценщиков

Влияние на экономику

Основная задача монетарной политики — способствовать ликвидности финансового рынка страны. Она считается выполненной, если соблюдены следующие условия:

  1. Обеспечен такой уровень курса национальной валюты, при котором соблюдается баланс между интересами государства и частного капитала.
  2. Увеличивается объем вкладов от населения на банковские депозиты.
  3. Увеличивается объем кредитования населения при минимальном уровне инфляции.
  4. Обеспечена платежеспособность по внешним займам.
  5. Коммерческий кредитно-банковский сектор поддерживается на ликвидном безопасном уровне через систему рефинансирования.

Если хоть один из этих пунктов не соблюден, экономическая ситуация на рынке страны считается неблагоприятной для развития и инвестирования.

Обязательные требования по резервам

Требования по резервам являются еще одним важным инструментом ДКП. Согласно закону о банках и банковской деятельности все кредитные организации обязаны исполнять данные требования.

Эффект здесь достигается примерно такой же, как в случае с ключевой ставкой. Иными словами, если ЦБ утверждает правила по повышенному объему хранения средств на резервном счете, то банки сокращают кредитование населения, в результате чего в экономику поступает меньше денег. Соответственно, когда ЦБ снижает требования, то свободных денег у банков становится больше, что влечет за собой рост кредитования и риски для ускорения инфляции.

Политика дешевых и дорогих денег

В зависимости от экономической ситуации в стране, центральный банк проводит политику дешевых или дорогих денег.

Политика дешевых денег

Характерная для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы. Её цель сделать кредитные деньги более дешевыми, тем самым увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость.

Для проведения политики дешевых денег центральный банк может уменьшить учетную ставку процента по кредитам для коммерческих банков или осуществить покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке или уменьшить норму резервных требований, что позволило бы увеличивать мультипликатор денежного предложения.

Политика дорогих денег

Проводится с целью снизить темпы инфляции с помощью сокращения совокупных расходов и ограничения денежного предложения.

Включает следующие мероприятия:

  • Повышение учетной ставки процента. Коммерческие банки начинают меньше брать кредитов у ЦБ, следовательно предложение денег сокращается.
  • Продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
  • Увеличение нормы резервных требований. Это позволит сократить избыточные резервы коммерческих банков и уменьшит мультипликатор денежного предложения.

Все вышеперечисленные инструменты кредитно-денежной политики относились к косвенным (экономическим) методам воздействия. Помимо данных общих методов денежно-кредитного регулирования цельнальный банк используется и прямые (административные) методы, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита. Например, прямое ограничение размеров банковских кредитов на потребительские нужды.

Денежная политика имеет плюсы и минусы. К сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимостью от политического давления. Проблемы в реализации денежной политики создаются циклической ассиметрией. Эффективность монетарной политики также может снижаться в результате противонаправленного изменения скорости обращения денег.

Инструменты денежной политики

Основными инструментами денежной политики,наиболее часто используемыми ЦБ, являются:

  • установление обязательной нормы резервирования;
  • регулирование официальной учетной ставки;
  • операции на открытом рынке.

Нормы резервирования означают, что коммерческие банки обязаны держать определенную часть привлеченных депозитов в ЦБ. ЦБ играет роль резервного финансового института страны и может использовать накопленные таким образом ресурсы для поддержания стабильности финансовой системы, страхования определенной части вкладов и предоставления кредитов коммерческим банкам в чрезвычайных обстоятельствах. Они выполняют две основные функции: создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент жесткого регулирования, и одновременно являются ограничителем кредитной эмиссии, причем значение второй функции постоянно возрастает, поскольку ЦБ все большее предпочтение отдают более гибкому инструменту регулирования.

Учетная ставка — это процент, под который ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Официальная учетная ставка — ориентир для банковских ставок по кредитам. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ. Именно поэтому политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка — стоимости банковских кредитов. Посредством манипулирования учетной ставкой ЦБ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что в свою очередь обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения.

Спрос на ценные бумаги падает со стороны как небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг возрастает в связи с тем, что они дешевеют. Таким образом, учетная политика ЦБ представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность коммерческих банков посредством изменения стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

Операции на открытом рынке представляют собой куплю-продажу ЦБ государственных ценных бумаг или первоклассных коммерческих векселей. Посредством них ЦБ воздействует на ликвидность банковской системы (количество денег в обращении) и процентные ставки. Продажа векселей и облигаций влечет за собой уменьшение денежной массы и падение процентных ставок; покупка имеет противоположный эффект. Операции на открытом рынке — наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, на экономику. Механизм операций на открытом рынке несложен, что делает его привлекательным для использования. Однако операции на открытом рынке имеют и слабые стороны.

Во-первых, когда ЦБ продает ценные бумаги, многое зависит от того, покупают ли их банки и частные лица. Если их покупают банки, то воздействие на их коэффициент ликвидности будет незначительным, поскольку большинство таких ценных бумаг относится к ликвидным активам.

Во-вторых, важно, насколько близко к минимально допустимому уровню банки поддерживают свой коэффициент ликвидности. Если коэффициент ликвидности банка близок к минимально допустимому уровню, то ему придется сократить суммарные депозиты или ссуды

Если же разрыв достаточно велик, то, чтобы повлиять на банки, потребуется продать ценные бумаги на огромные суммы. В некоторых странах были времена, когда банки поддерживали очень высокий уровень ликвидных активов именно для того, чтобы помешать правительству использовать вышеописанный метод.

Рассмотренные инструменты не исчерпывают арсенал денежно-кредитного регулирования экономики. В некоторых странах ЦБ прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничения и др. Выбор и сочетания денежно-кредитных инструментов зависит, прежде всего, от задач, которые решает ЦБ на том или ином этапе экономического развития.

Синонимы

денежно-кредитная политика

Архив

  • Архив баз данных

    • Оперативная информация рынка ГКО-ОФЗ-ОБР
    • Операции Банка России по дополнительной продаже ОФЗ на вторичном рынке государственных ценных бумаг по поручению Министерства финансов Российской Федерации
    • Биржевая информация рынка ГКО-ОФЗ
    • Аналитические показатели рынка ГКО-ОФЗ
    • Информация по аукционам ГКО-ОФЗ
    • Купонные выплаты и погашения
    • Аукционы обратного модифицированного РЕПО
    • Информация о размещении средств федерального бюджета на банковские депозиты
    • Информация об операциях Банка России на вторичном рынке ОБР
    • Индикативная премия по операциям своп на российском валютном рынке
    • Данные по интервенциям Банка России на внутреннем валютном рынке
    • Данные по интервенциям Банка России на внутреннем валютном рынке (ежемесячно)
    • Стоимость бивалютной корзины
    • Факторы формирования ликвидности банковского сектора с 2011 по 2016 годы
    • Фиксинги на драгоценные металлы
    • Аукционы по размещению ОБР
    • Параметры курсовой политики Банка России
    • Ценные бумаги, принимаемые по операциям РЕПО в рублях на срок 1 год по фиксированной ставке
    • Количество кредитных организаций, использующих право на усреднение обязательных резервов
    • Данные по депозитным операциям
    • Процентные ставки по операциям денежно-кредитной политики
    • Контрагенты по операциям
    • Обеспеченные кредиты
    • Депозитные операции
    • Данные о динамике границ плавающего операционного интервала курсовой политики Банка России до 7 октября 2013 года
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector