Страны после распада ссср список

Начало лихих лет

Рычаги управления страной (а точнее, оставшейся её частью — РСФСР) перешли от советских к российским государственным структурам. Ельцин и его команда экономистов и политиков должны были срочно спасать экономику. Меры им предстояло провести необходимые, но непопулярные. 2 января 1992 г. своим указом президент освободил цены, а в конце месяца объявил о свободе торговли, начале приватизации и свободном импорте товаров. Начинался «дикий» капитализм, который на фоне ослабления власти и последствий нерешённых при социализме проблем принёс большей части населения обнищание. Распад СССР стал личной трагедией для миллионов людей. Гиперинфляция, падение уровня доходов, безработица, разгул преступности, несправедливости приватизации, утрата накоплений в сберкассах — начало постсоветской жизни запомнилось народу как крайне болезненное и тяжёлое время. За это 1990-е и прозвали лихими.

С другой стороны, граждане России получили долгожданные свободы — свободу перемещения и выбора места жительства, свободу выезда за границу, свободу слова и печати, собраний и митингов. Появился политический плюрализм — десятки новых партий и объединений, газет и каналов с разной идеологией. О реальных границах обретённых в 1990-е годы политических прав и свобод можно спорить, но шанс на установление демократии и развитие сильного гражданского общества Россия тогда точно получила. К несчастью, условия для этого оказались самые неблагоприятные. Экономическое бедствие, слом привычных социальных устоев (не всегда плохих) и потеря социальных гарантий заставили многих добрым словом вспоминать СССР 1970-х — начала 1980-х — без свободы, но и без голода, без права на митинг, но и без криминала на каждом углу. Трагедия 1990-х — в том, что характер передела власти и собственности, ужасающие явления перехода от плана к рынку, которые сопутствовали политической либерализации, дискредитировали демократические идеи. Последствия этого ощущаются до сих пор.

Как вступить в объединение и выйти из него?

  • Устав Содружества предусматривает, что членом СНГ может стать любое государство, разделяющее цели и принципы организации и принимающее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.
  • Согласно статье 9 Устава, государство-член вправе выйти из Содружества. Для этого необходимо за 12 месяцев до предполагаемого выхода письменно известить о своем намерении депозитария Устава СНГ (Белоруссия). При этом все обязательства данного государства, возникшие в период его участия в организации, должны быть полностью им выполнены.

Распад СССР в таблицах:

Союзная республика Провозглашение суверенитета Провозглашение независимости Независимость де-юре
Эстонская ССР 16 ноября 1988 г. 20 августа 1991 г.

6 сентября 1991 г. ***
Латвийская ССР 28 июля 1989 г. 21 августа 1991 г.

Литовская ССР 18 апреля 1989 г. 11 марта 1990 г.

Грузинская ССР 26 мая 1990 г. 9 апреля 1991 г.

26 декабря 1991 г.

РСФСР 12 июня 1990 г. *
Молдавская ССР 23 июня 1990 г. 27 августа 1991 г.
Украинская ССР 16 июля 1990 г. 24 августа 1991 г.

Белорусская ССР 27 июля 1990 г. **
Туркменская ССР 22 августа 1990 г. 27 октября 1991 г.
Армянская ССР 24 августа 1990 г. 23 сентября 1991 г.

Таджикская ССР 24 августа 1990 г. 9 сентября 1991 г.
Киргизская ССР 15 декабря 1990 г. 31 августа 1991 г.
Казахская ССР 25 октября 1990 г. 16 декабря 1991 г.
Узбекская ССР 20 июня 1990 г. 31 августа 1991 г.
Азербайджанская ССР 18 октября 1991 г. 30 августа 1991 г.

Примечания

* 12 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР денонсирует договор об образовании СССР.** 25 августа 1991 г. декларации о суверенитете Белорусской ССР придан статус конституционного закона.1.

  1. Постановление Государственного Совета СССР от 6 сентября 1991 г. № 1-ГС «О признании независимости Литовской Республики»
  2. Постановление Государственного Совета СССР от 6 сентября 1991 г. № 2-ГС «О признании независимости Латвийской Республики»
  3. Постановление Государственного Совета СССР от 6 сентября 1991 г. № 3-ГС «О признании независимости Эстонской Республики»

2. Провозглашение восстановления независимости.3. 8 декабря 1991 г. главы государств-основателей СССР подписали Беловежское соглашение, объявлявшее о прекращении существования Союза ССР и создании организации СНГ. Оно было ратифицировано Верховными Советами государств.*** Последняя сессия Верховного Совета СССР.

Изменение наименования государства
Государство Новое название Дата изменения
СССР —*
Эстонская ССР Республика Эстония 8 мая 1990 г.
Латвийская ССР Республика Латвия 4 мая 1990 г.
Литовская ССР Литовская Республика 11 марта 1990 г.
Грузинская ССР Республика Грузия 14 ноября 1990 г.
РСФСР Российская Федерация 25 декабря 1991 г.*
Молдавская ССР Республика Молдова 23 мая 1991 г.
Украинская ССР Украина 17 сентября 1991 г.
Белорусская ССР Республика Беларусь 19 сентября 1991 г.
Туркменская ССР Туркменистан 27 октября 1991 г.
Армянская ССР Республика Армения 23 августа 1990 г.
Таджикская ССР Республика Таджикистан 9 сентября 1991
Киргизская ССР Республика Киргизия 12 декабря 1990 г.
Казахская ССР Республика Казахстан 10 декабря 1991 г.
Узбекская ССР Узбекская Республика 31 августа 1991 г.
Азербайджанская ССР Азербайджанская Республика 19 ноября 1990 г.
Примечания

* Во время войны законов (парада
суверенитетов) планировалась трансформация фактически унитарного
государства в советскую федерацию; предпологаемое название — Союз
суверенных государств (ССГ).

** Переименование государства было
закреплено в конституции России 1978 года в мае 1992 года

Постсоветская конституция
Республика Свободные выборы в Верховный Совет Большинство мест в Верховном Совете Дата принятия Окончание действия Верховного Совета
СССР 26 марта 1989 *   

26 декабря 1991 г.
(5 сентября 1991 г.)

Эстонская ССР 18 марта 1990 г. Народный фронт 1992 1992
Латвийская ССР 18 марта 1990 г. Народный фронт 1993 1993
Литовская ССР 24 февраля 1990 г. Саюдис 1992 1991
Грузинская ССР 28 октября 1990 г. блок «Круглый стол – свободная Грузия» 1991* (1995) 1992
РСФСР 4 марта 1990 г. * блок «Демократическая Россия» 1993 4 октября 1993 г.
Молдавская ССР 25 февраля 1990 г.   27 августа 1994 г. 1991
Украинская ССР 4 марта 1990 г.   28 июня 1996 г. —**
Белорусская ССР 4 марта 1990 г.   15 марта 1994 г. 27 ноября 1996
Туркменская ССР     18 мая 1992 г. 1992
Армянская ССР     5 июня 1995 г. 1995
Таджикская ССР весна 1990 г.   6 ноября 1994 г. 1994
Киргизская ССР     5 мая 1993 г. —**
Казахская ССР     30 августа 1995 г. 11–17 марта 1995
Узбекская ССР     8 декабря 1992 г. 1993
Азербайджанская ССР     12 ноября 1995 г. 1992
Примечания

* Выборы народных депутатов, из которых формировался Верховный Совет

** Действует до сих пор под национальным названием.

Главой союзной республики являлся председатель республиканского Верховного Совета. Руководящими функциями также обладала республиканская компартия (в РСФСР — КПСС). Во время перестроечного реформирования высших органов власти, после введения поста президента СССР в республиках (и автономиях) также вводятся посты президента.
В августе 1991 года, после попытки смещения Горбачева и ареста членов правительства СССР, входивших в ГКЧП, последовал запрет/приостановление деятельности республиканских компартий, утвержденные Верховными Советами республик.

Великая Отечественная война История

Сотрудничество государств Содружества в сфере экономики

Экономическое сотрудничество государств СНГ осуществляется по следующим основным направлениям:

  • межгосударственная ассоциация свободной торговли;
  • таможенный союз;
  • общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
  • валютный союз.

Договор о создании Экономического союза 1993 г., в частности, предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в рамках СНГ; осуществление согласованной денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной и валютной политики; гармонизацию хозяйственного законодательства договаривающихся стран.

В соответствии с Соглашением о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1993 г. был учрежден постоянно действующий орган Экономического союза — Межгосударственный экономический комитет.

В целях реализации Договора о создании экономического союза в 1994 г. было принято Соглашение о создании зоны свободной торговли. Соглашение предусматривает постепенную отмену таможенных пошлин, устранение препятствий для свободного передвижения товаров и услуг, координацию торгово-экономической политики, унификацию законодательства стран СНГ.

Зона свободной торговли являлась переходным этапом к формированию единого Таможенного союза, который складывается в настоящее время на территории государств — членов СНГ.

Помимо многосторонних конвенций, имеется значительное число двусторонних соглашений, предметом которых является торгово-экономическое сотрудничество стран СНГ в различных сферах (Соглашение между правительствами России и Киргизии о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности 1994 г., Соглашение между правительствами России и Казахстана о сотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов 1993 г. и др.).

Одним из направлений развития в рамках СНГ является сотрудничество государств по таможенным вопросам.

В соответствии с Соглашением о принципах таможенной политики 1992 г., подписанным большинством государств — участников СНГ, был создан Таможенный союз как самостоятельный субъект международного права. Участники Союза решили образовать общую таможенную территорию, на которой согласовывается общий таможенный тариф и обеспечивается единообразное внутреннее налогообложение товаров, ввозимых на общую таможенную территорию и вывозимых с нее. Товары, обращающиеся на территории Союза, не облагаются таможенными пошлинами.

Для обеспечения функционирования Таможенного союза учрежден Таможенный совет, в функции которого входят разработка и рассмотрение предложений по основным направлениям таможенной политики стран Союза; разработка и рассмотрение проектов актов Союза и международных договоров; обеспечение единообразного толкования и применения таможенных соглашений, разрешение споров стран Союза Членами Совета являются члены правительств государств Союза Функции рабочего аппарата Совета осуществляет Секретариат.

Штаб-квартира Совета находится в Москве.

В 1995 г. Соглашение 1992 г. было дополнено двусторонними конвенциями о более тесном сотрудничестве в таможенной сфере. Так, б января 1995 г. руководители России и Белоруссии подписали Соглашение о Таможенном союзе между этими государствами. 20 января 1995 г. Россия и Белоруссия, с одной стороны, и Казахстан — с другой, приступили к созданию на их территории единого таможенного пространства. Предусматривается, в частности: унифицикация правил в отношении перемещения через границу товаров, транспортных средств, грузов и пассажиров, взимания таможенных пошлин, налогов и сборов; создание исполнительного органа Таможенного союза и другие меры координационного характера.

На основании Меморандума правительств Белоруссии, Казахстана и России об участии в тройственном Таможенном союзе других заинтересованных государств Экономического союза 1995 г. тройственный Союз формируется в два этапа. На первом этапе отменяются тарифные и количественные ограничения в торговле между его участниками, устанавливаются одинаковый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе объединяются таможенные территории в единую таможенную территорию, таможенный контроль переносится на внешние границы Таможенного союза. В 1995 г. были приняты Основы таможенного законодательства государств — участников Содружества Независимых Государств.

показать содержание

Цели и задачи

В тексте Алма-Атинской декларации указано, что СНГ не является отдельным государством и не имеет наднациональных полномочий (сюда же относится и отсутствие единой валюты). Страны-участницы — самостоятельные субъекты международного права, которые на добровольной основе заключили союз для взаимовыгодного решения общих задач. Если говорить кратко, то основными целями сотрудничества являются следующие пункты:

  • Обсуждение политических, экономических, гуманитарных, экологических, культурных и иных вопросов в различных областях. Оказание взаимной правовой и юридической помощи.
  • Урегулирование спорных моментов и разногласий (в том числе территориальных) между союзными государствами содружества.
  • Вопросы миграционной и социальной политики.
  • Обеспечение мира и безопасности между союзными странами (к примеру, путём контроля вооружения и частичного разоружения).
  • Открытие общего рынка, который бы позволил всем союзным государствам улучшить свою экономическую ситуацию и добиться установки прочных межгосударственных торговых связей.
  • Объединение усилий в борьбе с организованной преступностью.

На 2019 год к приоритетным направлениям в содружестве относится поддержка демографической ситуации, улучшение рентабельности товаров и упрощение товарообращения между союзными государствами, приём и адаптация мигрантов с ближнего зарубежья, разработка принципиально новой юридической базы, которая сможет существенно улучшить экономическое сотрудничество внутри организации.

В целом на протяжении более 20 лет наибольшее внимание уделяется именно экономическому сотрудничеству (учитывая разный уровень развития экономики у стран бывшего СССР, преимущественно в Средней Азии). Одним из целевых направлений является активизация деятельности Таможенного союза, а также установка единых тарифов и пошлин на различные товары.

Почему распался Советский Союз. Версии и причины

Выдвигая предположения, почему развалился СССР, историки не приходят к одному мнению. Поэтому существует несколько причин, признаваемых наиболее вероятными.

Упадок государственной власти. Союз Республик основали люди, преданно и даже фанатично верившие в идею равенства всех граждан. К управлению государством допускались ярые коммунисты, но с каждым годом их становилось всё меньше. Средний возраст руководителей составлял 75 лет, они быстро уходили из жизни. Когда у руля власти стал Михаил Горбачев, ему было слегка за 50. Единственный президент СССР не был достаточно идейным, его реформы привели к ослаблению моноцентризма государственной власти.

К распаду СССР привела совокупность факторов

Стремление к независимости. Руководители республик хотели избавиться от централизованной власти, к которой у них накопилась масса претензий:

  • принятие решений происходило медленно, поскольку всё решалось на уровне Союза. Это сдерживало деятельность самих республик;
  • регионы огромной страны желали самостоятельно развивать свою культуру, национальные традиции;
  • не обошлось без проявлений национализма, свойственного многим республикам СССР и др.

Кризис во всех отраслях жизни. Он выразился:

  • в дефиците товаров первой необходимости;
  • в выпуске продукции низкого качества;
  • в запрете церкви и жесткой цензуре в СМИ. Особенно советский народ возмущало замалчивание правды о техногенных катастрофах, в частности, Чернобыльской трагедии. В эпоху СССР были и криминал, и наркотики, но говорить об этом вслух было не принято.

Несостоятельность коммунистической идеологии. Пропаганда равенства и братства оказалась чужда молодому поколению. Люди перестали верить в светлое коммунистическое будущее: купить что-то в магазине было проблематично, говорить и думать полагалось чуть ли не шаблонными фразами. Старое поколение, на котором держалась советская идеология, уходило из жизни, не оставляя после себя ярых поклонников коммунизма.

Считается, что США тоже сыграли не последнюю роль в расколе Союза. Холодная война, падение цен на нефть – всё это ускорило процесс. Внешние и внутренние причины не оставили СССР шанса сохранить единство. Крах государства оказался закономерным.

Уставные и другие органы СНГ

Совет глав государств, Совет глав правительств — высшие органы СНГ

Соглашением о координационных институтах Содружества Независимых Государств, подписанным главами государств 21 декабря 1991 года, определено, что высшими органами СНГ являются Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ. В Уставе СНГ также закреплено это положение.

Совет глав государств СНГ — высший орган Содружества, в котором на уровне глав государства представлены все государства-участники Содружества Независимых Государств. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов. Согласно Уставу СНГ к сферам совместной деятельности государств-участников Содружества, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты, относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евроазиатского рынков, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
  • охрана здоровья и окружающей среды;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

На заседания Совета глав государств СНГ вносятся на рассмотрение вопросы, определяющие стратегические направления развития Содружества в политическом, экономическом и военном сотрудничестве.

Совет глав государств собирается на заседания, как правило, два раза в год. По инициативе одного из государств-участников СНГ могут созываться внеочередные заседания Совета.

В Совете глав правительств СНГ все государства-участники представлены премьер-министрами. Совет координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов и собирается на заседания, как правило, два раза в год. Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе правительства одного из государств.

Решения Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ принимаются с общего согласия — консенсусом, при этом любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения. Могут проводиться совместные заседания Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ.

Деятельность высших органов Содружества регулируется Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., Уставом Содружества (утвержден 22 января 1993 г.), документами, принятыми в их развитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ, утвержденными 7 октября 2002 г.

Согласно Правилам процедуры главы государств СНГ и главы правительств СНГ председательствуют поочередно в порядке русского алфавита названий государств-участников соответственно в Совете глав государств СНГ и Совете глав правительств СНГ. Срок председательства определяется в двенадцать месяцев, если иное не установлено решением Совета глав государств СНГ.

Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ осуществляет свою деятельность на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, территориальной целостности и нерушимости существующих границ, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Объединение, возникшее на осколках СССР, принято обвинять в никчемности и бесперспективности. Поначалу многие представители поколения советских людей считали распад Союза недоразумением, которое со временем будет исправлено.

СНГ явилось для них скорее разочарованием, чем надеждой. Отсутствие общей валюты, обязательное наличие загранпаспорта для въезда в ряд стран Содружества, появление многочисленных пограничных и таможенных контролей поставило перед фактом: бывшие советские республики – уже не одна семья.

Однако есть и положительные результаты.

СНГ стало «подушкой безопасности» при разделе наследия некогда могущественной державы – армии, флота, промышленных и энергетических объектов, долгов, территорий.

Реакция на создание СНГ: Бориса Ельцина пытались привлечь к ответственности

Разные политические силы по-разному отреагировали на создание СНГ (хотя в реальности реакция связана именно с распадом СССР). Например, представитель Казахстана Нурсултан Назарбаев, хоть и получил приглашение от Ельцина присоединиться к сторонам в Беловежской пуще, предпочел остаться в Москве с Михаилом Горбачевым – и впоследствии утверждал, что никогда не подписал бы такое соглашение.

Власть СССР в лице преимущественно Горбачева к тому моменту уже практически не имела никакой силы и не могла воспрепятствовать центробежным процессам. Закончилось все тем, что 26 декабря Совет Республик Верховного Совета СССР констатировал, что СССР прекратил существование в связи с созданием СНГ.

Но еще до этого соглашение ратифицировали (то есть, признали) Верховные Советы Украины, Белоруссии и РСФСР, а 21 декабря протокол к Соглашению подписали руководители 11 бывших советских республик – фактически в этот день они присоединились к СНГ. Это были все советские республики, кроме Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии.

Что касается ратификации Соглашения российской стороной, к этому были вопросы – по мнению части членов Верховного Совета, такие полномочия были только у съезда народных депутатов. Такой съезд состоялся только в апреле 1992 года, и на нем трижды проголосовали против ратификации.

Попытки оспорить создание СНГ предпринимались и после этого:

  • сентябрь 1992 года – некоторые депутаты обращаются в Конституционный суд с просьбой проверить постановление о ратификации Соглашения;
  • декабрь 1995 года – коммунисты в новоизбранной Госдуме пытаются внести на голосование проект постановления об отмене ратификации Соглашения. Причина – по мнению коммунистов, документ не имел силы в той части, которая относилась к распаду СССР. Постановление в итоге было принято;
  • сентябрь 1998 года – бывший председатель Верховного совета РСФСР Руслан Хасбулатов признал, что Верховный совет не мог ратифицировать Соглашение.

В дополнение ко всему этому, подписание Беловежских соглашений вошло в число обвинений против Бориса Ельцина, которого в мае 1999 года пытались отрешить от должности. В его действиях специальная комиссия нашла признаки измены Родине и организации заговора для захвата союзной власти. Отстранить Ельцина от должности тогда не получилось.

Кстати, эта проблема всплыла и в 2003 году, когда профильный комитет Госдумы признал, что Россия юридически не является учредителем и членом СНГ.

Какой орган является высшим в СНГ

Формат управления представляет собой совет глав входящих в организацию стран. Проходит это мероприятие дважды в год. На повестке дня – актуальные вопросы, относящиеся к непосредственной деятельности СНГ.

Ежегодно меняется председательствующая сторона. Так в 2019 – это Туркменистан.

Дополнительную
координацию осуществляет ряд советов:

  • глав правительств;
  • министров иностранных дел;
  • министров обороны;
  • полномочных представителей;
  • командующих погранвойсками.

В организации также есть
Экономический суд, Межпарламентская ассамблея и Испольнительный комитет,
работающий на постоянной основе. С 2007 года структуру возглавляет С. Лебедев.

Образование СНГ

Образование СНГ после распада СССР

Официально документ об образовании СНГ, известный, как Беловежские соглашения, был подписан 8 декабря 1991 года. Согласно этому документу, Советский Союз прекратил своё существование, как единое государство, но образовавшиеся в результате независимые государства, стремясь к сотрудничеству и основываясь на исторической и культурной общности своих народов, решили объединиться в СНГ. При этом подчёркивалось, что все участники организации уважают взаимное признание и суверенитет. Интересный факт: в России при ратификации договора об образовании СНГ была нарушена статья 104 конституции РСФСР, так как вместо Съезда народных депутатов РСФСР, высшего органа государственной власти, договор был ратифицирован российским парламентом. В течение следующего года 1992 Съезд народных депутатов России (уже не РСФСР) три раза отказался ратифицировать документ, и так и не сделал этого вплоть до момента его разгона в 1993 году. В настоящий момент в состав СНГ входит 9 государств – Россия, Армения, Азербайджан, Молдавия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Беларусь и Узбекистан. Грузия вышла из СНГ в 2008 году, а Украина, являясь страной-учредителем этой организации, никогда не являлась членом этой организации. В целом можно сказать, что образование СНГ после распада СССР помогло в какой-то мере сохранить связи между бывшими союзными республиками – политические, экономические и дипломатические.

Страны, образовавшиеся после распада СССР

  1. Россия
  2. Украина
  3. Беларусь
  4. Армения
  5. Грузия
  6. Азербайджан
  7. Киргизия
  8. Казахстан
  9. Эстония
  10. Латвия
  11. Литва
  12. Таджикистан
  13. Узбекистан
  14. Молдавия
  15. Туркмения

Заключение

К развалу СССР привело действие совокупности факторов, среди которых можно выделить 5 основных причины катастрофы:

• отсутствие механизмов отбора и смены элиты страны;

• нерешительность руководства Советского Союза;

• утрата населением веры в коммунистические идеалы;

• экономический кризис в конце 80-ых годов;

• многонациональный характер государства.

Сегодняшним политикам остается только анализировать ошибки прошлого. Что, кстати, успешно делают китайские руководители. В результате на примере КНР мы можем видеть, какой могла бы быть наша страна, если бы события в 1991 году развивались по другому сценарию.

Заключение

Говоря о Советском Союзе, необходимо указать, что это был достаточно сложный период в истории государства. Именно поэтому причины его раскола столь разнообразны.

Но всё-таки, почему произошёл распад СССР и образование СНГ? Этому способствовали многие нижеперечисленные события:

. Социальный и экономический кризис, вследствие чего возник разрыв экономических связей между республиками, появились национальные конфликты, что способствовало уничтожению советской системы.

Так, в 1988 году Прибалтика, Литва, Эстония и Латвия берут курс на выход из Советского Союза. В этом же году начинается армяно-азербайджанский конфликт. А в 1990 г. все республики объявляют суверенитет.

. Распад КПСС, что послужило причиной создания многопартийности в 90-91 годах, в свою очередь действующие партии предложили распустить Союз.

Распад СССР и образование СНГ произошло также по причине того, что союзный центр, не имея сил удерживать власть демократическим путём, использует военную силу (в Тбилиси, Баку, Риге, Вильнюсе и Москве, а также в Душанбе, Фергане и др.). Всем этим событиям также способствовала угроза создания иного Союзного договора, разработка которого происходила в Ново-Огарево силами представителей республик.

Обсуждение договора закончилось голосованием, в результате которого большая часть присутствующих высказалась за сохранение Советского Союза. По новому проекту предвиделся распад Советского Союза и создание ССГ, то есть равноправных суверенных республик. Подписание договора намечалось на 20 августа 1991 года, но многие республики отказались это делать и сообщили о сотворении независимых государств.

Множество лиц, которые на тот момент занимали высокие должностные посты в Советском Союзе, советовали Л. Горбачёву установить чрезвычайное положение в стране, но тот отказался. Большая часть государственного руководства сделала попытку захвата власти, она не допускала того, чтобы произошел распад СССР и образование СНГ. Однако попытка переворота не удалась, поскольку народные массы защищали свои политические свободы.

Этот факт способствовал ускорению раскола Союза, Горбачёв потерял авторитет, а Ельцин приобрёл популярность. Вскоре восемь республик заявили о своей независимости.

Уже восьмого декабря Союзный договор прекратил своё существование, при этом Украина, Белоруссия и Россия в ходе переговоров достигли согласия относительно создания СНГ, впоследствии они приглашали иные государства вступить в данное Содружество.

Распад СССР и образование СНГ открыло новые возможности для бывших республик. Было подписано множество договоров между независимыми государствами (о коллективной безопасности, об урегулировании интеграции в различных областях, о сотрудничестве и партнёрстве, о создании единого финансового пространства). Таким образом, за весь период существования СНГ было подписано больше девятисот нормативно-правовых актов касаемо обороны, безопасности, открытости границ и прочее.

Если рассматривать последствия распада СССР, следует отметить следующее:

1. Мир стал одной экономической, политической и информационной системой.

2. Появилось большое количество новых государств, а также республик, которые раннее вели между собою жесточайшие войны.

3. США и страны НАТО начинают сотрудничество с бывшими республиками.

Таким образом, падение Советского Союза имело ряд причин, оно было неизбежным. Впоследствии вместо республик появились независимые государства со своей экономикой, политикой, культурой и уровнем жизни. Хотя и есть негативные последствия образования Содружества Независимых Государств, в целом изъявление воли народных масс было услышано и достигнуто.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector