Жизнь после brexit. 10 знаковых последствий выхода британии из ес для страны, европы и всего мира
Содержание:
- Долгий путь
- Прием
- Лондон потеряет статус финансовой столицы мира
- Северная Ирландия
- Угроза безопасности: Brexit усложнит международное сотрудничество в борьбе с терроризмом и поиске преступников
- Почему Великобритания хочет выйти из ЕС?
- Риски для европейского сотрудничества в сфере образования и науки
- Последствия
- Какие страны входят в Евросоюз
- Противодействие Договору о присоединении 1972 г.
- Какими будут последствия для Британии и других стран?
- Источник
- Что стоит обсудить Великобритании и ЕС?
Долгий путь
Однако 24 декабря сторонам удалось согласовать условия будущего договора. Через два дня Еврокомиссия опубликовала полный текст документа на 1246 страницах.
«Мы вернули себе контроль над нашим законодательством и нашей судьбой. Мы вернули полный и неограниченный контроль над мельчайшими деталями наших норм и правил», — заявил глава британского правительства Борис Джонсон, комментируя соглашение.
Политик добавил, что теперь «британские законы будут приниматься только британским парламентом и толковаться британскими судьями, заседающими в британских судах».
- Борис Джонсон
- Reuters
В свою очередь, Урсула фон дер Ляйен назвала прошедшие переговоры очень тяжёлыми.
«Этот путь был долгим и извилистым. Но его итогом стало заключение взаимовыгодного соглашения. Оно справедливое и сбалансированное. Его принятие — верный и ответственный шаг для обеих сторон», — подчеркнула она.
Договор поступил для ратификации в британский парламент, голосование состоялось накануне, 30 декабря. Большинство парламентариев (521) проголосовали за договор, против высказались лишь 73 члена парламента.
Как отмечают эксперты, такое решение британского парламента было ожидаемым.
«Сделка выглядит удачной для Великобритании, особенно тот факт, что сохраняется беспошлинная торговля с ЕС», — отметил в комментарии RT доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.
Также по теме
«Процветание» по-британски: какие последствия ожидают Лондон в случае выхода из переговоров с ЕС по торговому соглашению
Лондон выйдет из переговоров по торговому соглашению с ЕС, если сторонам не удастся достигнуть компромисса. Об этом заявил…
Похожей точки зрения придерживается и старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Кира Годованюк.
«Логично, что договор получил поддержку, поскольку у Консервативной партии сейчас большинство в парламенте. Никто не хотел брексита без сделки», — отметила эксперт в беседе с RT.
Поскольку стороны не успевают завершить процесс ратификации в короткие сроки, Еврокомиссия объявила, что согласованные правила будут действовать на временной основе до 28 февраля 2021 года. Этот период может быть продлён, так как Европарламент намерен ратифицировать соглашение на плановой сессии в марте.
Стороны смогли договориться о сохранении зоны свободной торговли. Великобритания сможет беспошлинно поставлять свои товары на европейский рынок, как и прежде. Однако товарам придётся проходить таможенный контроль на границе.
«Соглашение предусматривает нулевые пошлины и квоты на все товары, соответствующие надлежащим правилам происхождения», — сообщается на сайте Еврокомиссии.
Между тем в сфере услуг будет действовать ряд ограничений. К примеру, британские провайдеры телевизионного и потокового видеоконтента не смогут получить доступ к рынку ЕС, если не перенесут туда часть бизнеса.
Прием
Первоначальная сделка
Принятие соглашения в Палате общин варьировалось от холодного до враждебного, а голосование было отложено более чем на месяц. Премьер-министр Мэй получила вотум недоверия своей партии, но ЕС отказался принять какие-либо дальнейшие изменения.
Отставки британского правительства
15 ноября 2018 года, на следующий день после того, как соглашение было представлено и получило поддержку кабинета британского правительства, несколько членов правительства ушли в отставку, в том числе Доминик Рааб , государственный секретарь по вопросам выхода из Европейского союза .
Презрение к парламенту
После беспрецедентного голосования 4 декабря 2018 года депутаты постановили, что британское правительство неуважительно относится к парламенту за отказ предоставить парламенту полную юридическую консультацию о последствиях предложенных им условий отзыва. Ключевым моментом в рекомендации были юридические последствия «вспомогательного» соглашения, регулирующего Северную Ирландию, Республику Ирландию и остальную часть Великобритании, в отношении таможенной границы между ЕС и Великобританией и его последствия для Страстной пятницы. соглашение, которое привело к окончанию Неприятностей в Северной Ирландии, и, в частности, будет ли Великобритания уверена в том, что сможет выйти из ЕС в практическом смысле, в соответствии с проектами предложений.
На следующий день совет был опубликован. Был задан вопрос: «Каковы юридические последствия согласия Соединенного Королевства с Протоколом к Соглашению о выходе для Ирландии и Северной Ирландии, в частности его действие в сочетании со статьями 5 и 184 основного Соглашения о выходе?» Был дан совет:
- Протокол является обязательным для Великобритании и ЕС и предполагает окончательное решение пограничных и таможенных вопросов в будущем . Но «Протокол предназначен для того, чтобы существовать даже тогда, когда переговоры явно сорваны» и «В заключение, текущая редакция Протокола … не предусматривает механизма, который, вероятно, позволит Великобритании законно выйти. таможенный союз Великобритании без последующего соглашения. Это остается так, даже если стороны все еще ведут переговоры много лет спустя, и даже если стороны считают, что переговоры явно провалились и нет никаких перспектив на будущее соглашение о взаимоотношениях ».
Сразу после объявления о пересмотренном соглашении о выходе 17 октября 2019 года лейбористы , либерал-демократы и DUP заявили, что не могут поддержать новую сделку.
Лондон потеряет статус финансовой столицы мира
Этот неофициальный статус, добавлявший Британии немало веса и инвестиционной привлекательности, уже оказался под вопросом из-за Brexit. Об этом свидетельствуют результаты исследования Global Regulatory Outlook консалтинговой компании Duff&Phelps. В нем приняли участие 245 топ-менеджеров из сферы управления активами, банковских и других финансовых компаний со всего мира.
Панорама лондонского Сити — делового центра британской столицы / Фото: REUTERS/Henry Nicholls/File Photo
За последние два года доля тех, кто считает финансовым центром мира Нью-Йорк выросла до 56%(на 33 процентных пункта). Количество же сторонников Лондона упало на 20 процентных пунктов и составило 36% — таким образом, британская столица оказалась на втором месте.
«Трудно избежать подозрения, что три года неопределенности с момента референдума о Brexit поспособствовали падению Лондона», — отметила управляющий директор Duff & Phelps Моник Мелис.
В будущем ситуация изменится еще больше: аналитики уверены, что скоро лидерство в этом секторе перейдет от Нью-Йорка к мегаполисам в Азии — Гонконгу, Шанхаю и Сингапуру.
По данным опроса, всего 22% респондентов считают, что Лондон останется крупнейшим финансовым центром в течение ближайших пяти лет. Еще меньшее количество опрошенных полагает, что какой-либо европейский город, включая Франкфурт, Париж и Дублин, сможет приблизиться к позиции лидера.
Северная Ирландия
Одним из аспектов окончательного соглашения о выходе является аномальный статус Северной Ирландии . Протокол который является частью соглашения, предусматривает (среди прочего)
- Северная Ирландия остается на законных основаниях на таможенной территории Великобритании и является частью любых будущих торговых сделок Великобритании. Это приводит к де-юре таможенной границы на острове Ирландия между Северной Ирландией и Ирландской Республикой.
- Великобритания больше не состоит в таможенном союзе с Европейским союзом. Северная Ирландия также больше не законно в рамках Таможенного союза ЕС, но остается точка входа в него, создавая де — факто таможенную границу вниз Ирландского море .
- Положения « равных условий игры», применимые к Великобритании, были перенесены в Политическую декларацию, не имеющую обязательной силы, хотя они по-прежнему присутствуют в протоколе для Северной Ирландии.
- Тарифы ЕС (которые зависят от ЗСТ между Великобританией и ЕС ), взимаемые Великобританией от имени ЕС, будут взиматься с товаров, следующих из Великобритании в Северную Ирландию, которые будут «подвергаться риску» транспортировки в и продан в Ирландии; если в конечном итоге это не так, то фирмы в Северной Ирландии могут потребовать скидки на товары, для которых в Великобритании тарифы ниже, чем в ЕС. Совместная комиссия ЕС и Великобритании решит, какие товары считаются «подверженными риску».
- Механизм одностороннего выхода, с помощью которого Северная Ирландия может выйти из протокола: каждые четыре года Ассамблея Северной Ирландии будет голосовать по вопросу о продолжении этих договоренностей, для чего требуется простое большинство. Если собрание будет приостановлено на время, будут приняты меры, чтобы ГНД могли голосовать. Если Ассамблея выражает поддержку всего сообщества в одном из этих периодических голосований, тогда протокол будет применяться в течение следующих восьми лет вместо обычных четырех. Если Ассамблея проголосует против продолжения этих договоренностей, то у Великобритании и ЕС будет двухлетний период для согласования новых договоренностей с рекомендациями, сделанными совместным комитетом Великобритании и ЕС. Вместо того, чтобы быть запасным вариантом, каким должен был быть упор , этот новый протокол будет исходным положением Северной Ирландии как минимум в течение первых четырех лет после окончания переходного периода в декабре 2020 года.
По словам Мишеля Барнье, это может вызвать проблемы у компаний Северной Ирландии, которым необходимо, чтобы Великобритания внесла ясность в этот вопрос.
Совместный комитет ЕС Великобритании возглавит Майкл Гоув , министр кабинета министров , и Шефчович , с вице-президентом Европейской комиссии .
Угроза безопасности: Brexit усложнит международное сотрудничество в борьбе с терроризмом и поиске преступников
Великобритания сохранит доступ к базам данных ЕС в сфере борьбы с преступностью лишь на переходной период — до конца нынешнего года. Речь идет о данных пересечения границ, информации о пассажирах самолетов и о регистрации транспортных средств, базах отпечатков пальцев и профилей ДНК и т. д.
Британский флаг среди других флагов стран ЕС в здании Совета Евросоюза в Брюсселе / Фото: REUTERS/Francois Lenoir
В дальнейшем же Британии придется отдельно договариваться о том, как налаживать сотрудничество с ЕС в области безопасности. Об этом еще в 2018 году предупреждал Мишель Барнье, главный переговорщик о Brexit от Брюсселя. «Если вы покидаете эту экосистему , вы теряете преимущества такого сотрудничества. Вы третья страна, потому что вы так решили. И вам нужно выстроить новые отношения», — отмечал Барнье. Эти переговоры еще впереди.
Именно поэтому многие профильные эксперты, включая лондонский Королевский Объединённый институт оборонных исследований, высказывали опасения, что Brexit может усложнить европейское и международное сотрудничество в предотвращении терактов и поимке преступников.
«Британии, вероятно, придется запрашивать информацию из баз данных в каждом конкретном случае, что сильно отличается от возможности иметь немедленный и прямой доступ из каждой патрульной машины», — писала ранее The Washington Post в своем материале Почему Brexit может быть хорош для террористов и Кремля, но плох для европейской безопасности.
Летом 2019 года, за полгода до Brexit, издание The EUObserver сообщило о том, что британская сторона пыталась незаконно скопировать данные Шенгенской базы данных. Доступ к ней был предоставлен Лондону в 2015-м году в рамках кооперации внутри ЕС, хотя Британия не входит в Шенген.
Почему Великобритания хочет выйти из ЕС?
Начиная с 1950-х годов, когда были заложены основы объединенной Европы, британцы были против идей европейской интеграции. Но в 1973 году правительство страны решило закрыть на мнение народа глаза и подписало соглашение о вступлении в Европейское экономическое сообщество (ЕАС). Это стало началом многолетнего противостояния сторонников и противников этого решения.
В 1993 году ЕЭС превратился в Европейский союз (ЕС) и вектор организации сменился с изначально экономического на ярко политический. Тут же в Великобритании была образована Партия независимости – они были резко против “прогиба” страны под требования так называемых союзников. И уже в 2011 году на фоне всемирного кризиса о выходе из ЕС заговорили не только политики, но и простые граждане – их возмущало, что в условиях падения зарплат и безработицы государство ежегодно отчисляет за членство в организации десятки миллиардов евро.
Из-за того, что внутри Евросоюза Великобритания старалась оставаться максимально независимой (она не присоединилась к зоне евро и Шенгенским соглашениям), все чаще внутри организации стали разгораться конфликты. ЕС все сильнее старался сломить сопротивление Британии новым требованиям по принятию беженцев и результатом стало желание народом страны провести референдум – британцы больше не хотели плясать под чужую дудку и открывать двери новым потокам мигрантов.
23 июня 2016 года прошло официальное голосование по вопросу выхода Великобритании из Евросоюза. 52% британцев (более 17 миллионов человек) проголосовали за прекращение членства в ЕС. Это стало настоящим шоком для поддерживающих евроинтеграцию политиков и самого Евросоюза. Но дороги назад не было – народ сказал свое слово и правительство начало долгий путь к расторжению сотрудничества.
Риски для европейского сотрудничества в сфере образования и науки
Как ожидается, Brexit серьезно — и скорее негативно — повлияет на кооперацию британских ученых с их европейскими коллегами, а также на университеты и студентов в Британии и ЕС.
Еще несколько лет назад главные из этих рисков сформулировал Кен Мэйхью, почетный профессор в сфере образования и экономики Оксфордского университета:
- потеря финансирования для британских научных исследований из европейских источников;
- потеря Британией студентов из других стран-членов ЕС;
- усложнение возможности нанимать преподавателей из стран-членов ЕС;
- угроза для возможности британских студентов учиться за границей.
Эти опасения лишь укрепляет статистика научно-образовательного сотрудничества между Британией и ЕС последних лет. К примеру, в денежном исчислении Великобритания получала от Евросоюза в полтора-два раза больше средств на научные исследования, чем выделяла в исследовательский бюджет ЕС. Более 10% финансирования британских университетов поступало из европейских агентств и институций. Brexit фактически обрывает все эти связи.
Наибольшие же опасения касаются программы Эразмус(Erasmus) — некоммерческой программы ЕС по обмену студентами и преподавателями между университетами стран-членов Евросоюза и еврозоны. До сих пор более 50% британских студентов, обучавшихся за рубежом, пользовались возможностями этой программы. Британия остается в Эразмус до конца 2020-го, а вот будет ли она участвовать в программе дальше — остается предметом переговоров.
Ранее британское правительство заявило, что в случае потери доступа к Эразмус запустит собственную программу обмена студентами. Кроме того, Борис Джонсон анонсировал введение нового типа рабочей визы для иностранных выпускников британских вузов — она заработает для тех, кто начнет обучение в 2020 году. Сейчас в вузах Туманного альбиона обучается почти 500 тыс. иностранных студентов, но правительство Британии хочет увеличить их число до 600 тыс. в 2030-м.
Джонсон также заявил, что хочет сделать Британиюсупермагнитом для талантливых ученых» и объявил, что с 20 февраля 2020 года для них вступит в силу новая ускоренная процедура получения рабочих виз.
Последствия
Международная торговля
Всего после аннулирования членства в Европейском союзе Великобритания планирует заключить соглашения о взаимной торговле с 40 государствами. Помимо Швейцарии (см. ниже) в приоритете для Лондона – также США. Дональд Трамп, в свою очередь, уже поприветствовал более тесное сотрудничество обеих стран.
Шотландия
На фоне подачи г-жой Мэй заявки о выходе из ЕС вновь активизировался сепаратизм в Шотландии. 28 марта 2017 года парламент Шотландии 69 голосами против 59 наделил региональное правительство мандатом для ходатайства у Лондона второго референдума о независимости. Данное решение, однако, само по себе не имеет юридической силы: для проведения референдума нужно согласие правительства всего Королевства. До сих пор Тереза Мэй постоянно отвергает идею о втором референдуме по статусу Шотландии.
По задумке правительства Шотландии, референдум должен состояться ещё до истечение 2х летнего срока для окончательного выхода Великобритании из ЕС (т.е. по данному плану референдум о независимости от Лондона должне быть проведён осенью 2018 или – в крайнем случае – начале 2019 года).
Напомним, что в рамках голосования по Brexit население Шотландии большей своей частью проголосовало за сохранение членства в ЕС.
Последствия для Швейцарии
Для Швейцарии Великобритания входит в десятку важнейших торговых партнёров.
В настоящее время двусторонние экономические отношения пока ещё регулируются соглашениями Швейцария-ЕС. Однако потеряв членство в Евросоюзе, Лондон также более сможет использовать упомянутые соглашения.
Поэтому Премьер-министр Тереза Мэй, чтобы Великобритания не потеряла привилегированный доступ на швейцарский рынок, теперь должна позаботиться о заключении с Берном соответствующего международного договора.
Обе стороны подчёркивают желание для скорейшего достижения соглашения по всем аспектам взаимной торговли. Как Йоханн Шнайдер-Амманн (президент Швейцарии в 2016 году), так и Дорис Лойтхард (президент на 2017 год) не раз указывали на готовность незамедлительно начать переговоры с Лондоном.
Как желает официальный Лондон, договор Швейцария-Великобритания не обязательно следует начинать разрабатывать «с нуля». По мнению министра торговли Великобритании Лиама Фокса, достаточно лишь внести соответствующие изменения в текст действующих между Конфедерацией и Евросоюзом соглашений.
Какие страны входят в Евросоюз
Идея объединенной Европы начала овладевать умами после кровавой Второй мировой войны. Тем не менее до политического объединения европейским нациям предстоял долгий путь. На настоящий момент Евросоюз не является государством, это лишь политико-экономическое объединение, которое включает 28 государств-членов:
- Дания;
- Великобритания;
- Франция;
- Венгрия;
- Бельгия;
- Австрия;
- Италия;
- Греция;
- Ирландия;
- Испания;
- Германия;
- Кипр;
- Латвия;
- Польша;
- Болгария;
- Литва;
- Мальта;
- Словения;
- Словакия;
- Финляндия;
- Люксембург;
- Эстония;
- Румыния;
- Хорватия;
- Португалия;
- Чехия;
- Нидерланды;
- Швеция.
Великобритания и ЕС сегодня
1 января 1973 года, когда Великобритания вступила в ЕС, а точнее в Европейское экономическое сообщество, предшествовавшее нынешнему Евросоюзу, английские политики радовались долгожданному успеху. Дело в том, что страна там оказалась лишь с третьего раза. Первые два заявки отклоняли из-за вето президента Франции де Голля.
Возвращаясь к вопросу, находится Великобритания в ЕС или её там нет, в 2019 году можно дать однозначный ответ: Соединенное Королевство – член Евросоюза. Тем не менее с большой долей уверенности можно говорить, что состоит она там последний год. В 2016 году состоялся всенародный референдум, на котором подданные её величества решали вопрос – быть или не быть в составе объединения. С минимальным перевесом победили сторонники отделения, мотивировавшие свою позицию экономической невыгодностью членства в организации. Выход страны из ЕС намечен на март 2019 года.
Противодействие Договору о присоединении 1972 г.
Договор о присоединении 1972 , который привел Соединенное Королевство в Европейских Сообществ, уже встречались с оппозицией в парламенте Соединенного Королевства , в частности , от труда «s Питер Шор , который был Теневой лидер палаты общин в то время . Он сказал:
- «Это договор, который несет самые серьезные и далеко идущие обязательства. Это договор — первый в нашей истории, — который лишит британский парламент и народ демократических прав, которыми они пользовались на протяжении многих веков. Я могу вспомнить о нем. нет договора, если процитировать только одну характеристику Римского договора, в котором британский парламент соглашается, что право взимать налог с британского народа должно быть передано другой группе, странам или людям за пределами этой страны, и что они должны иметь право бессрочно взимать с нас налоги и решать, как расходовать доходы от этих налогов «.
Было также отмечено, что, если Соединенное Королевство откажется присоединиться к Европейским сообществам, Дания , Ирландия и Норвегия также не присоединятся.
Какими будут последствия для Британии и других стран?
Процесс выхода одного из ключевых государств такого сложного интеграционного объединения, как Евросоюз, не может быть простым. Изначально продвижение закона в британском парламенте упиралось в необходимость согласовать условия «развода» с Европой.
В частности, рассматривалось несколько вариантов:
- выход из ЕС без сделки – одномоментно разрываются все соглашения;
- выход со сделкой – по каждому сегменту отношений прописываются свои условия выхода;
- выход с полным сохранением всех действующих договоров.
В результате оказалось, что на 2020 год для Великобритании сохраняется действие большей части соглашений с ЕС – в том числе по Европейскому таможенному союзу, единому рынку, юрисдикции Европейского суда, и т.д.
Тем не менее, официальный Лондон теряет свое представительство в европейских политических институтах вроде Еврокомиссии, Европарламента и советов министров ЕС.
По сути, отмечает Артем Косоруков, на 2020 год Великобритания продолжит существовать внутри Евросоюза, хоть формально перестанет быть его частью:
Но в течение года Борис Джонсон должен будет подготовить новые законодательные акты в ключевых областях, которые пока еще регулируются европейскими правилами, это:
- сельское хозяйство;
- защита окружающей среды;
- торговля;
- миграционная политика.
Все это крайне важно: например, условия торговли между Соединенным королевством и Евросоюзом определяют, как изменится товаропоток через будущую границу, а законодательство о миграционной политике определит условия пребывания граждан ЕС на территории Великобритании. При этом еще 17 октября прошлого года стало известно, о чем именно смог договориться Борис Джонсон с Евросоюзом
Соглашение, в частности, указывает на то, что нынешний статус-кво в экономических отношениях может быть продлен не только до декабря 2020 года, но и до 2022 года, после чего Британия намерена вести самостоятельную торговую, экономическую и миграционную политику
При этом еще 17 октября прошлого года стало известно, о чем именно смог договориться Борис Джонсон с Евросоюзом. Соглашение, в частности, указывает на то, что нынешний статус-кво в экономических отношениях может быть продлен не только до декабря 2020 года, но и до 2022 года, после чего Британия намерена вести самостоятельную торговую, экономическую и миграционную политику.
Особые правила прописываются в контексте Северной Ирландии: условия товарообмена между этим регионом и другими регионами Соединенного королевства должны быть урегулированы совместно Британией и Евросоюзом.
Однако бизнес продолжает находиться в состоянии неопределенности, так как уже скоро столкнется с мерами Евросоюза по защите своего рынка, считает Артем Косоруков:
Представители бизнеса уже «эвакуируются» на материковую территорию Евросоюза. В частности, уже известно о переводе части бизнеса авиакомпании easyJet в Австрию (куда переехала дочерняя компания easyJet Europe, работающая по внутриевропейским маршрутам.
Также Лондон покидают Европейское банковское управление и Европейское агентство лекарственных средств. Кроме того, европейская штаб-квартира японской компании Panasonic переехала в Нидерланды из Лондона.
Не отстают от этого и британские власти, которые уже подтвердили намерения покинуть Европейское сообщество по атомной энергии и прекратить работу над навигационной системой ЕС – Galileo.
Уход важного бизнеса, в особенности, финансового, может грозить потерями для британской экономики, напоминает Артем Косоруков:
Пока невозможно точно спрогнозировать, какую часть ВВП потеряет британская экономика от Brexit, так как это абсолютно уникальный случай. Но если все пройдет гладко, для ЕС есть риск выхода и других стран.
Источник
Когда после Второй мировой войны были выдвинуты предложения о Европейском таможенном союзе, в Великобритании возникла широкая политическая оппозиция: Федерация британской промышленности и правительственные министерства экономики выступили против британского участия, поскольку установление общего внешнего тарифа означало бы конец Система торговли Imperial Preference в Британской империи и Содружестве Наций подвергнет британский бизнес усилению конкуренции со стороны континента, в частности, со стороны Германии. Между тем Лейбористская партия считала, что это приведет к увеличению стоимости жизни для британского рабочего класса, вынудив его потреблять более дорогую сельскохозяйственную продукцию из континентальной Европы вместо более дешевой еды из имперских владений, и что то, что они считали господством политики континентальной Западной Европы антисоциалистической христианской демократией поставили бы под угрозу недавно построенное государство всеобщего благосостояния, введенное министерством Эттли . В результате первоначальное отношение Великобритании к шагам в направлении европейской экономической интеграции было довольно отстраненным: она была лишь наблюдателем на переговорах о создании ЕОУС, которые завершились подписанием Парижского договора 1951 года , и аналогичным образом направила государственного служащего среднего звена из Совет по торговле в качестве наблюдателя на министерскую Мессине конференцию , которая привела к Римскому договору .
Вскоре после создания ЕОУС в 1952 году Великобритания стала первой страной, которая учредила делегацию в Люксембурге , где в то время находился Высший руководящий орган (нынешняя Европейская комиссия ). 24 декабря 1953 года Высшее руководство предложило британскому правительству начать переговоры о создании ассоциации. 29 апреля 1954 года британское правительство пригласило высшее руководство в Лондон для начала обсуждения предлагаемой ассоциации, и 21 декабря 1954 года в Лондоне было подписано Соглашение об ассоциации, которое вступило в силу 23 сентября 1955 года. Это был первый пример ассоциации с ЕС. Соглашение .
Соглашение об ассоциации учредило Постоянный совет ассоциации, цель которого — предоставить «средства для постоянного обмена информацией и консультаций по вопросам, представляющим общий интерес, касающимся угля и стали» (статья 6). Первая встреча состоялась 17 ноября 1955 года в Люксембурге. На второй встрече 22 марта 1956 года в Лондоне Высшее руководство и британское правительство договорились начать переговоры по тарифам. В том же году британское правительство также выступило с встречным предложением переговорам по Римскому договору, отстаивая создание более крупной, но менее интегрированной зоны свободной торговли, охватывающей всех членов Организации европейского экономического сотрудничества (ныне ОЭСР): это создала бы европейский торговый блок, но не ввела бы общий внешний тариф, который позволил бы Великобритании поддерживать политику имперских преференций. Однако эта попытка не увенчалась успехом. Впоследствии политическое мнение в Великобритании сместилось в сторону более тесного взаимодействия с Европейскими сообществами.
Что стоит обсудить Великобритании и ЕС?
29 апреля 2017 года состоится саммит лидеров стран Евросоюза, который послужит платформой для обсуждения дальнейшей политики альянса в отношении выхода Великобритании из ЕС. Событие состоится без участия Великобритании. Непосредственные переговоры с Лондоном состоятся не позднее мая 2017 года.
Самим сторонам определенно есть, что обсудить. К темам, по которым между Великобританией и ЕС развернётся ожесточённая полемика:
Права граждан
Одной из наиболее волнующих тем для грядущих дискуссий являются права граждан Евросоюза в Великобритании и подданых Соединённого Королевства на оставшейся территории ЕС.
Сегодня в Великобритании проживает около трёх миллионов граждан стран-членов ЕС; на территории альянса – более миллиона британцев. Несмотря на многочисленные обещания политиков, на повестке дня всё также остаётся множество открытых вопросов на эту тему.
«В рамках процедуры Brexit я готова представлять каждого жителя Великобритании, включая граждан ЕС», – заявила в ходе своего последнего публичного выступления Тереза Мэй.
Соглашение о свободной торговле
Соглашение о свободной торговле Великобритания-ЕС – ещё одна насущная тема для разговора. Ожидается, что альянс предложит Великобритании заключить соглашение уже на новых условиях сразу после завершения процедуры Brexit. Только вот будут ли они взаимовыгодными?
В ходе своих выступлений Тереза Мэй неоднократно заявляла о намерении в новом соглашении улучшить в пользу Великобритании правила по сравнению с пока ещё действующими. Вероятно, что Лондон захочет урегулировать лишь секторальный доступ к единому рынку ЕС. Например: в финансовой области.
Представитель ЕС по переговорам о Brexit Мишель Барнье заверяет, что Евросоюз нацелен прийти к соглашению по этому вопросу. Однако очевидно, что альянс не желает показать, что он готов идти на уступки.
Отказ от юрисдикции суда ЕС
Выход Великобритании из состава Европейского союза также подразумевает её отказ из-под юрисдикции Суда ЕС. Отсюда вытекает вопрос: как стороны планируют впредь регулировать возникшие споры?
Идея о создании специальных правовых комиссий смешанного типа практически не имеет шансов. Скорее всего, ЕС будет настаивать на юрисдикции Европейского суда, что для Лондона будет неприемлемым.
Напомним, что аналогичная проблема в настоящее время отягощает взаимные отношения Швейцарии с ЕС: Конфедерация не преемлет, чтобы её споры с ЕС решал Суд ЕС (т.е. внутренний орган противника по спору, в котором сидят лишь граждане ЕС и нет ни единого представители Швейцарии).
Миграция
Сегодня миграционный вопрос стал ахиллесовой пятой всего Евросоюза. Речь идёт как о нелегалах, претендующих на статус беженца и расчитывающих пристроится к системе социального обеспечения в каком-либо западно-европейском государстве, так и о внутрисоюзной миграции из бедных стран востока (Болгария, Румыния, Хорватия, Польша) в богатые государства запада (Германия, Великобритания).
В попытке справиться с наплывом беженцев альянс начал «пристраивать» мигрантов своим странам-членам. Великобритания не стала исключением.
После Brexit Соединённое Королевство планирует ужесточить миграционный контроль по всем фронтам. Единственное послабление, которое Брюссель сможет выторговать, состоит в том, чтобы гражданам ЕС в Великобритании отдавали большее предпочтение, чем уроженцам других стран.
Brexit стоимостью в 60 миллиардов евро?
Процедура выхода Великобритании из состава Евросоюза является не только трудоёмким, но и весьма дорогостоящим удовольствием. По крайней мере, так считает Брюссель: по завершению процедуры выхода Великобритании из ЕС он подумывает взыскать с Лондона около 60 миллиардов евро.
В качестве причины называются «долгосрочные финансовые обязательства Великобритании», возникшие ещё до референдума по вопросу Brexit. Великобритания имеет другое мнение на этот счёт.
Критики Брюсселя отмечают, что «последний расчёт» для Лондона служит двум целям: во-первых, устрашить остающихся в Союзе членов, чтобы они не покинули его ряды, последовав примеру Великобритании; во-вторых, ЕС в настоящее время остро нуждается в деньгах: деньги из Лондона должны помочь покрыть непомерные расходы раздутого аппарата еврочиновников.