Соцзащита

Проблемы социальной защиты населения России в 2020 году

Соцобеспечение появилось на территории России два века тому назад. Уже изначально оно подразумевало создание государственной системы, ответственной за обслуживание, а также материальную поддержку стариков, больных людей, больших семей. Финансирование происходило за счет поступлений из т. н. фондов потребления.

Наряду с пенсиями по старости и инвалидности, соцобеспечение предусматривало выдачу специальных пособий роженицам, ухаживающим за младенцами женщинам (до 1-го года), гражданам, внезапно потерявшим трудоспособность или кормильца. Были разработаны программы по созданию учреждений типа домов для престарелых, сиротских приютов. Со временем первоначальные функции системы соцобеспечения несколько трансформировались, хотя львиная доля ее элементов мигрировала в современный аппарат соцзащиты.

Под политикой социальной защиты 2020 г. нужно понимать систему законодательных актов, мер и норм, которые применяются правительством для создания благоприятных жизненных условий для граждан, гарантии государственной поддержки на случай повышенных социальных рисков. Последние означают опасность возникновения обстоятельств, которые потенциально могут нанести серьезный ущерб благополучию человека из-за не зависящих от него факторов:

  • увольнения;
  • потери кормильца;
  • инфляции;
  • необратимых последствий возрастных изменений;
  • получения травм;
  • возникновения психических или соматических патологий, провоцирующих стабильную/преходящую нетрудоспособность и т. д.

В особом внимании соцслужб нуждаются инвалиды, безработные, дети-сироты, пенсионеры, матери-одиночки, военные ветераны, неполные семейства и др. Им положена всесторонняя помощь. Ее суть разъясняется в ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. 01.01.2018):

«Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном Законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров».

В РФ за данную сферу отвечает Министерство труда и соцзащиты. Ее стратегия осуществляется благодаря функционированию органов социальной защиты. В 2020 году по этому направлению действуют, например, такие организации, как Ассоциация соцслужб, Пенсионный фонд и др.

Положительным результатом стараний соцработников считается удовлетворение острых нужд и улучшение финансового состояния граждан, повышение средней продолжительности их жизни, минимизация уровня заболеваемости, наркомании, подростковой преступности и пр.

Виды мер социальной защиты со стороны государства

Государство для того, чтобы защитить отдельные социальные категории населения, использует разные виды мер помощи и поддержки. Некоторые категории могут пользоваться сразу несколькими видами мер социальной защиты. Например, федеральные льготники получают пакет социальных услуг, а также денежную помощь и материальное обеспечение.

Обобщенно меры социальной защиты можно свести к следующим категориям:

  • Социальные пенсии (для инвалидов, по потере кормильца, по старости без страхового стажа)
  • Льготы для определенных категорий граждан (для инвалидов, многодетных, несовершеннолетних)
  • Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг (обслуживание на дому и в специальных заведениях для нетрудоспособных, инвалидов)
  • Социальные пособия (для безработных, по временной утрате трудоспособности, по уходу за детьми, для детей-сирот, и т.д.)
  • Единовременные выплаты (материнский капитал, выплата безработным на открытие предпринимательства, выплаты при рождении/усыновлении, и т.д.)
  • Обеспечение недвижимостью и льготы при приобретении (для детей-сирот, молодых семей, молодых учителей, врачей)
  • Прочие меры социальной защиты

Важно, что на уровне отдельных субъектов РФ могут вводиться дополнительные виды социальной помощи и поддержки. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе действует закон «О приемной семье для пожилого гражданина»

В соответствии с этим законом помощнику пожилого человека предоставляется ежемесячное денежное вознаграждение, которое в 2021 году составляет 9868 рублей.

Таким образом, государство предлагает разные виды помощи гражданам и семьям, которые социально не защищены или нуждаются в помощи.

Что означает понятие «социальная защита»

Защита населения — это форма общественной политики государства. Она представляет собой комплекс мер и отдельную категорию распределения бюджетных денег, образующихся благодаря национальному доходу. Общественные институты способствуют реализации социальной защиты.

Социальная защита — что это такое?

Данные меры особенно актуальны в условиях кризиса, влекущего ухудшение уровня жизни. В такой ситуации появляются наиболее уязвимые слои населения, например, малоимущие, безработные, совершеннолетние, пенсионеры, ветераны, другие.

Забота о людях способствует улучшению материального положения граждан, мотивирует их развиваться, работать в своей стране.

Существующие формы соцзащиты

Сегодня известны 3 формы соцзащиты: обеспечение, страхование, помощь. Конкретизированы они в следующих действиях:

  • Мероприятия социального обеспечения.
  • Услуги социального страхования.
  • Социальная помощь.

Изучим каждое из перечисленного.

Страхование включает в себя компенсацию в непредвиденных обстоятельствах, в случае потери трудоспособности. Оно бывает как добровольным, так и обязательным. Отдельные категории граждан, у которых нет источников дохода, могут претендовать на социальную помощь государства. Она предполагает поддержку конкретного человека, для которого выявлена нуждаемость.

Социальная помощь бывает разных видов

Данный тип помощи оказывается не только деньгами, но и вещами (лекарства, продукты, одежда, обувь). Ее предоставление не зависит от взносов, реализуемых человеком. Существует ряд факторов, влияющих на изменение человеком социального статуса: потеря работы, экономический кризис, сокращение штата предприятия, политическая обстановка. Для таких людей существуют программы по поддержке малоимущих семей.

Принципы

Социальная защита основана на следующих принципах:

Партнерство.

Государство, частные компании оказывают поддержку социально ограниченным элементам.

Справедливость.

Социальное государство стремится сократить неравенство в доходах между богатыми и бедными, удовлетворить материальное положение обеих сторон.

Приспособление.

С развитием социальных, экономических и политических отношений появляются новые группы людей, которые остаются за гранью минимального уровня жизни. Для их поддержки социальная политика государства постоянно видоизменяется.

Государственная инициатива

Государство помогает деньгами, вещами тем людям, которые не могут по объективным причинам достичь материального благополучия.

Превентивность.

Социальная политика проводится для предупреждения снижения уровня жизни в будущем.

Основные меры

Мер соцзащиты достаточно много, перечислим некоторые из них:

  1. Минимальная зарплата, пенсия, стипендия.
  2. Поддержка с целью преодоления безработицы.
  3. Оказание финансовой помощи многодетным, малоимущим.
  4. Льготы на детей.
  5. Соблюдение детских прав.

Одна из самых распространенных групп для социальной защиты — пенсионеры

Виды различной социальной защиты

К видам соцзащиты относятся бесплатные или доступные для большинства образовательные, медицинские услуги, пенсии, социальные услуги, льготы. Помимо государственных, существуют негосударственные, например, благотворительная деятельность, добровольность социального страхования, частная медицина, санаторно-курортная деятельность.

По каким направлением осуществляется поддержка?

В центрах социальной защиты населения любому желающему может быть уделено внимание, а меры помощи будут соответствовать той ситуации, в которой человек оказался. Наиболее часто в такие центры обращаются за помощью, связанной с материнством и детством

Многодетные семьи получают такие виды поддержки, как:

  • пособие по многодетности;
  • выплата материнского капитала по федеральной и региональной программам;
  • выдача земельных участков;
  • предоставление путевок в санатории;
  • для наименее обеспеченных семей предусмотрена ежегодная помощь.

В разных регионах этот список может несколько различаться, поэтому его следует уточнить в региональном отделении по месту проживания.

Определенный вклад в обеспечение реализации программ социальной поддержки вносит департамент труда. Его работники занимаются следующими мероприятиями:

  • отправкой на бесплатное обучение или курсы нуждающихся;
  • поиском места работы для выпускников, инвалидов и простых граждан;
  • работой над созданием дополнительных рабочих мест;
  • выплатами пособий по безработице.

Совсем другой вид государственной поддержки предназначается для пожилых людей и инвалидов. Прежде всего, это различные виды помощи на дому (уборка квартиры, доставка на дом продуктов), либо в условиях стационара. Во втором случае нуждающихся помещают в дома-интернаты, дома престарелых или пансионаты, где бесплатно оказываются различные услуги, в том числе реабилитационные и медицинские.

Дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение

Система общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, является сложной и многообразной. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлого труда, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования. Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т.е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Нормы, освобождающие от исполнения части материальных обязанностей или устанавливающие дополнительные права для отдельных категорий населения, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством, являются специальными нормами (льготами). В юридической литературе льготы обычно рассматривают как исключение из общих правил, отклонение от единых требований, способ юридической дифференциации либо в качестве средства наиболее полного удовлетворения потребностей субъектов-получателей.

С помощью льгот физические лица, являющиеся субъектами права социального обеспечения, получают дополнительные права или освобождаются от исполнения части обязанностей (например, бесплатный проезд на городском транспорте, бесплатная выдача лекарств и т.п.).

Льготы можно классифицировать по:

  • субъектам (пенсионеры, инвалиды, Герои СССР и РФ, ликвидаторы аварии на ЧАЭС и пр.);
  • содержанию (досрочная трудовая пенсия, 50% оплата жилья и коммунальных услуг, внеочередная установка телефона и др.);
  • источникам финансирования (страховые взносы, бюджеты различных уровней) и другим признакам.

Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения различных групп социально незащищенных граждан и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако дифференциация не должна быть чрезмерной, не должна возлагать на систему социального обеспечения слишком большую финансовую нагрузку.

Вместе с тем, досрочное пенсионное обеспечение должно быть сохранено для работников тех отраслей экономики, в которых улучшение условий труда невозможно по объективным причинам. В дальнейшем дифференциация пенсионного обеспечения в связи с условиями труда будет осуществляться с помощью профессионального пенсионного страхования, законопроект о котором находится в стадии разработки.

Условия предоставления социальной помощи дифференцируются в зависимости от среднедушевого дохода, возраста, состояния здоровья и других факторов.

В 2004 г. на основе мониторинга системы льгот произведено их упорядочение. Вместо предоставления льгот в натуральной форме правительство осуществило их монетизацию. Основным направлением оказания социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и некоторым другим категориям населения становится предоставление набора социальных услуг. При этом разрешено заменять набор социальных услуг денежной компенсацией установленного размера по заявлению получателя.

Финансирование большинства прежних льгот и введение новых передано на уровень субъектов РФ и муниципальных образований (ФЗ от 22.08.2004 г. № 122).

Понятие социальной защиты в широком и в узком смысле

В широком смысле слова можно понимать социальную защиту как некую систему социальных отношений, при которых человек может самолично позаботиться о себе, создать для себя условия духовного развития и жизнедеятельности. В таком значении социальная защита почти совпадает с разветвленной системой гарантий человеческих прав. Если говорить о социальной защите в узком смысле слова, то рассуждают об определенной социальной политике государства, желающего с помощью правовых мер обеспечить удовлетворительное или просто безбедное существование группам населения, находящимся в весьма сложном материальном положении и неспособным улучшить его без поддержки извне.

Соотношение социального обеспечения и социальной защиты допустимо выявить более объективно на базе имеющегося международного опыта правового регулирования данных общественных категорий.

Пример 1

Например, можно рассмотреть конвенцию МОТ № 102 О минимальных нормах социального обеспечения от двадцать восьмого июня 1952 года, вступившую в полную силу для РФ в 1995 году.

Данная Конвенция установила минимально возможные нормы для нескольких разделов социального обеспечения. Данные разделы включают:

  1. Медицинское обслуживание.
  2. Пособие по безработице.
  3. Денежные выплаты по болезни.
  4. Денежное пособие по старости.
  5. Семейное денежное пособие.
  6. Денежное пособие при производственном травматизме.
  7. Денежное пособие по беременности.
  8. Денежное пособие по потере кормильца.
  9. Денежное пособие по инвалидности.

МОТ были установлены виды соцзащиты в прямой зависимости от разновидности социальных, а также несоциальных факторов. Получается, что можно сделать вывод о том, что социальная защита и социальное обеспечение являются разными категориями, и, при этом, социальная защита может иметь своим объектом также общественные отношения, которые не связаны с социальным обеспечением. Естественно, конвенция МОТ № 102 не охватывает абсолютно все проблемы, которые требуют социальной защиты граждан, но она рассчитана на те государства, которые находятся на стадии позитивного (то есть нормального) социального развития.

Замечание 2

На данный момент РФ нельзя причислить к таковым странам. России на данный момент нужна более обширная и при этом эффективная система органов социальной защиты.

Отдельные авторы отождествляют социальную защиту и общее понятие социальной политики, считая, что соцзащита в широком смысле – это некий круг мероприятий, которые нацелены на создание благоприятных условий работы, а также жизни в условиях рынка, на обеспечение улучшения жизненного уровня населения (согласно Ф.М. Фельдману).

Это довольно логично, так как социальная политика социального государства, прежде всего, должна направляться на социальную защиту своих граждан, но данный круг мероприятий только частично обозначает необходимые направления социальной защиты. За ее пределами остались таковые меры, как предупреждение, а также борьба с преступностью, защита окружающей среды и природы, меры, которые направлены на их сохранение.

Замечание 3

Можно сказать, что создание результативной системы социальной защиты считается неотъемлемым условием развития любого общества, особенно в условиях отношений рыночного характера. Оно является необходимой платой и общества, и бизнеса за социальный мир, стабильность существующей социальной системы, а также за возможность нормальной хозяйственной деятельности.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Приказ Минтруда России № 228 от 9 апреля 2021 г.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют федеральные министерства и ведомства.

В соответствии со статьей 72 Конституции РФ правовое регулирование в сфере социального обеспечения, как уже выше говорилось, отнесено к совместной компетенции Федерации и субъектов. Реализация данного конституционного положения осуществляется путем принятия законов, подзаконных и иных нормативных правовых актов, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Каждый гражданин Российской Федерации должен быть обеспечен набором качественных услуг в самых разных сферах. Государство должно закреплять организационные, экономические и правовые основы социального обслуживания. Как получатели, так и поставщики услуг должны своевременно и эффективно реализовывать свои обязанности и права.

Под социальным обслуживанием в Законе «О социальном обеспечении» понимается деятельность государственных властей по оказанию различных услуг гражданам. Под социальной услугой понимается определенное полезное действие в области народного обеспечения.

Согласно Конституции Российской Федерации, государство гарантирует определенный уровень жизни и удовлетворения потребностей населения. РФ – социальное государство, и это означает, что политика власти должна быть направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и развитие человека.

Для этого законами Российской Федерации устанавливаются такие социальные меры, как:

  • охрана труда и здоровья людей;
  • установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
  • государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • развитие системы социальных служб;
  • установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Эти меры осуществляются через систему социальной защиты населения, которая предполагает установление минимальных социальных стандартов.

Государство для того, чтобы защитить отдельные социальные категории населения, использует разные виды мер помощи и поддержки. Некоторые категории могут пользоваться сразу несколькими видами мер социальной защиты. Например, федеральные льготники получают пакет социальных услуг, а также денежную помощь и материальное обеспечение.

Обобщенно меры социальной защиты можно свести к следующим категориям:

  • Социальные пенсии (для инвалидов, по потере кормильца, по старости без страхового стажа)
  • Льготы для определенных категорий граждан (для инвалидов, многодетных, несовершеннолетних)
  • Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг (обслуживание на дому и в специальных заведениях для нетрудоспособных, инвалидов)
  • Социальные пособия (для безработных, по временной утрате трудоспособности, по уходу за детьми, для детей-сирот, и т.д.)
  • Единовременные выплаты (материнский капитал, выплата безработным на открытие предпринимательства, выплаты при рождении/усыновлении, и т.д.)
  • Обеспечение недвижимостью и льготы при приобретении (для детей-сирот, молодых семей, молодых учителей, врачей)
  • Прочие меры социальной защиты

Важно, что на уровне отдельных субъектов РФ могут вводиться дополнительные виды социальной помощи и поддержки. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе действует закон «О приемной семье для пожилого гражданина»

В соответствии с этим законом помощнику пожилого человека предоставляется ежемесячное денежное вознаграждение, которое в 2018 году составляет 9868 рублей.

Меры социальной поддержки для переселенцев и беженцев

Меры социальной поддержки для переселенцев и беженцев, так же предусмотрены на государственном уровне

Но тут важно учитывать, что переселенцами считаются граждане РФ, которые были вынуждены покинуть предыдущее место жительства на территории РФ или за ее пределами, так как подверглись преследованиям по религиозным, расовым, политическим или другим убеждениям. Такой статус выдают на 5 лет, и он дает вынужденному переселенцу право на получение жилья, одноразовой денежной выплаты и компенсации расходов на переезд и транспортировку вещей

Статус беженца можно получить, подав соответствующее ходатайство в органы социальной защиты. Данный статус позволяет получить следующие меры социальной поддержки граждан данной категории:

  • бесплатные услуги переводчика;
  • право на получение места в детском саду;
  • право на предоставление временного жилья или комнаты в специальных центрах временного размещения;
  • бесплатное питание в центрах временного размещения и бесплатные коммунальные услуги;
  • бесплатное медицинское обслуживание и медикаменты;
  • социальное обеспечение;
  • получение содействия в трудоустройстве или обучении;
  • содействие в получении сведений о родственниках, оставшихся на родине и другие.

Социальная защита военных пенсионеров, инвалидов и детей в 2020 году

Социальная защита военных пенсионеров в 2020 году предусматривает повышение выплат при возрастании понижающего коэффициента до 58%. По прогнозам, годовая выплата должна подняться на 12% (при инфляции 8%). Те граждане, которые во время несения военной службы получили ранения (травму) и имеют статус военного инвалида, также будут обеспечены пенсионной прибавкой. Размер последней составит 100% от величины пенсии.

В сфере социальной защиты инвалидов в 2020 году также ожидаются положительные изменения. С 1 января люди, получившие группу инвалидности, могут претендовать на сопровождение. Это услуга будет оказываться соцработниками, сотрудниками сервисных служб по программе соцобеспечения инвалидов. Принципиально новым направлением работы по реализации доступности услуг станет развитие диспетчерских пунктов связи для инвалидов по слуху. Людям будет оказано активное содействие по поводу обращения к экстренным службам, регистрации заявок на прием к доктору.

В 2020 году принципы социальной защиты детей и женщин будут пересмотрены. Правительство обещает:

  • повышение ежемесячных пособий на 3-го родившегося ребенка;
  • подтверждение права подростков на бесплатное обучение в вузах;
  • увеличение размеров денежной помощи по факту рождения малыша, ухода за ним.

Итак, социальная защита России в текущем 2020 году будет нацелена на реализацию необходимых условий для улучшения демографической обстановки и уровня жизни населения в целом. Первостепенными задачами данной стратегии являются преодоление безработицы, финансовая поддержка многодетных семейств, обеспечение справедливого доступа граждан к образованию, гарантия соблюдения прав взрослых граждан, детей, предоставление льгот и т. д.

Субъекты и объекты социальной защиты населения

Организация социальной защиты населения реализуется органами муниципальной власти  в более широком смысле  и она  включает в себя не только прямую социальную защиту семьи, материнства и детства, охрану здоровья, но и косвенно, охрану окружающей среды, медицинскую помощь, образование, занятость, охрану труда, предоставление отдельных видов социального обеспечения, предоставление образовательных услуг, регулирование МРОТ, прожиточного минимума, государственный контроль за ценами, налогообложение и т.д. В связи с чем, необходимо определить субъектов и объектов социальной защиты населения. На рисунке 1 представлена характеристика субъектов и объектов социальной защиты населения.

Субъекты и объекты социальной  защиты населения

Существует несколько подходов к определению и характеристике понятия «социальная защита».

Первый подход называется системным, с позиции данного подхода организация социальной защиты населения рассматривается как определенная система гарантий, мероприятий и действия со стороны органов муниципальной власти.

Следующий подход называется институциональным, данный подход основан на представлении социальной защиты населения как социального института, призванного решать проблемы населения определенно муниципальной территории.

Действенный подход характеризуется через соотношение защиты населения с принятием и реализацией определенных решений по социально значимым вопросам  в области социальной защиты населения на территории муниципального образования. И последний, инструментальный подход характеризуется отношением социальной защиты населения как одного из инструментов общей социальной политики, проводимой в муниципальном образовании, органами местного самоуправления.

Все приведенные подходы к определению понятия «социальная защита населения», на наш взгляд, в той или иной степени отражают определенные аспекты или составляющие данного понятия, при этом некоторые понятия ориентированы не на раскрытие сущности категории, а на комплекс мер по реализации конкретных гарантий, что является недостатком этих понятий. Исходя из представленных выше подходов, можно сформировать единое, в полной мере отражающее точное и полное определение социальной защиты населения понятие.

Организация социальной защиты населения – это функционально – институционная система, определяющая основные направления в области реализации государственной и региональной социальной политики, местными органами власти, направленной на обеспечение достойной жизни населения, развития личности и формирования социальной стабильности общества за счет создания соответствующими его субъектами форм и видов защиты от наступления негативного воздействия и последствий социально – экономических рисков, на территории определенных муниципальных образований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector