Арктическая стратегия россии до 2035 года

Древняя Греция

Некоторые ученые считают, что первые попытки проникнуть за Полярный круг восходят к Древней Греции и моряку. Пифей, современник Аристотель и Александр Великий, который в 325 г. до н.э. попытался найти источник олова, который время от времени попадал в греческую колонию Массилия (ныне Марсель) на Средиземноморье морской берег. Проплывая мимо Столпы Геркулеса, он достиг Бретань а потом Корнуолл, в конце концов обогнув Британские острова. От местного населения он услышал новости о загадочной стране Туле, даже дальше на север. После шести дней плавания он достиг берега на берегу замерзшего моря (описанного им как «простокваша»), и описал то, что считается Аврора и полуденное солнце. Некоторые историки утверждают, что эта новая земля Туле была либо норвежский язык побережье или Шетландские острова на основе его описаний и торговых путей ранних британских моряков. Хотя никто точно не знает, как далеко проплыл Пифей, он, возможно, пересек Полярный круг. Тем не менее, его рассказы были сочтены более поздними греками и Римский авторитеты, такие как географ Страбон.[нужна цитата]

Экопроекты


– Природа Арктики хрупка и уязвима. Как планируется защитить Арктику от антропогенного воздействия? Какие экологические программы предусмотрены в Стратегии?

От состояния Арктики во многом зависит экологическое здоровье планеты. Это постоянно должно быть во внимании. В новой госпрограмме мы предусматриваем отдельный раздел, связанный с сохранением экосистем в Арктике. Речь идет о развитии той сети особо охраняемых природных территорий, которые были созданы в последние годы, включая наш крупнейший национальный парк «Русская Арктика». Мы предлагаем ввести систему мониторинга охраны окружающей среды, отвечающую современным запросам.

В новой госпрограмме предусмотрен раздел, связанный с сохранением экосистем в Арктике. Речь идет о развитии сети арктических ООПТ.

Хочу отметить, что это продолжение той большой программы, она называется «Генеральная уборка Арктики», которую реализует наша страна с 2012 года. Это ликвидация накопленного за десятилетия экологического ущерба – сейчас уже утилизировано более 80 тыс. т мусора.

Эпоха Великих географических открытий

Карта Северного полюса Меркатора (1606 г.)

Исследования к северу от Полярного круга в эпоху Возрождения были вызваны как повторным открытием классики, так и национальными стремлениями к коммерческой экспансии, а также затруднены ограничениями в , отсутствием стабильных запасов продовольствия и недостаточной изоляцией экипажа от экстремальных погодных условий. холодный.

Достижения эпохи Возрождения в картографии

Патент короля Генриха VII , разрешающий Джону Кэботу и его сыновьям исследовать новые земли на западе

Основополагающее событие в освоении Арктики произошло в 1409 году, когда « География Птолемея » была переведена на латынь , тем самым введя понятия широты и долготы в Западную Европу . Навигаторы смогли лучше обозначить свои позиции, и началась европейская гонка в Китай , вызванная интересом к трудам Марко Поло . Inventio Fortunata , потерянная книга , описывает в резюме , написанной Якоба Cnoyen , но можно найти только в письме от Герарда Меркатора , плаваний, насколько Северный полюс. Одно из широко обсуждаемых утверждений заключается в том, что два брата из Венеции , Никколо и Антонио Зено , якобы составили карту своих путешествий в этот регион, которую их потомки опубликовали в 1558 году.

Век перелома

XX век стал веком перелома не только для нашей страны в целом, но и в освоении Арктики и Севера в частности. Бурное развитие техники сделало возможными ранее немыслимые предприятия. Начало века ознаменовалось новым витком активной исследовательской работы, уточнялись мельчайшие детали островов и побережья, а также проводилось гидрографическое исследование дна. В этих экспедициях принимали участие известные полярники Э. Толль, Б. Вилькицкий, и будущий Верховный Правитель России А. Колчак. С их помощью был детально освоен морской маршрут Архангельск – Владивосток, ставший большей частью нынешнего Северного морского пути. А в 1916 году для лучшей морской связи с союзниками по Антанте в Первой мировой войне был основан северный порт Романов-на-Мурмане (Мурманск).

Война и революция сделали арктические исследования невозможными более чем на 10 лет

Однако молодое Советское государство, осознавая важность Арктики, уже в середине 20-х годов начало возрождать это направление в научных исследованиях. Сначала была поставлена задача по координации всех работ в Арктике, а вслед за ней была сформирована Севэкспедиция

К 1925 году оформляется НИИ изучения Севера, который в 1958 году будет преобразован в НИИ изучения Арктики и Антарктики. 15 апреля 1926 года было принято постановление Президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4’35» восточной долготы и 168°49’30» западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса. В 1926 году на остров Врангеля были завезены первые поселенцы.

С 1932 года, когда при СНК СССР было создано Главное управление Севморпути, освоение Арктики становится стратегической государственной задачей. В народном сознании эта задача перекликается с именами десятков героев и наших мужественных соотечественников, которые подчас с риском для жизни пробивали стране дорогу в Арктику. Такие имена, как Отто Шмидт, Иван Папанин, Валерий Чкалов, Михаил Громов, и десятки других героев первопроходцев сделали возможным открытие новых рубежей в кратчайшие сроки. Многие из них стали первыми Героями Советского Союза. Тогда же в 30-е и 40-е годы появляется устойчивый проход по Северному морскому пути в одну навигацию (до 65 дней). Появляются первые дрейфующие научно-исследовательские станции, разведываются и осваиваются нефтегазовые месторождения. Появляется и рад заполярных городов и портов, таких как Диксон, Тикси, Норильск, Воркута и другие.

В годы Великой Отечественной войны порты Мурманск и Архангельск играли огромную роль в обеспечении обороноспособности страны. Именно туда приходили арктические конвои с помощью для СССР по программе ленд-лиза. А Северный флот и бойцы в Заполярье сдерживали попытки нацистов перерезать эту сверхважную артерию.

После войны СССР вёл разновекторную работу по освоению Арктики. Строился и совершенствовался ледокольный флот, появились и первые атомные ледоколы, а в 1977 году ледокол «Арктика» первым в мире достиг точки Северного полюса. Военные активно развивали Северный флот, особенно его подводную составляющую. Так, в 1962 году подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила всплытие сквозь льды. Плавание на подводных атомоходах во льдах и неглубоких водах и до наших дней считается экстремальным и сложным для подводников стран НАТО, а наши моряки, уже более 80 лет чувствуют себя там буквально как рыба в воде. СССР смог открыть и освоить крупнейшие месторождения нефти и газа на Севере и Арктике, такие как Уренгойское, Ямбургское на суше и Штокмановское и Приразломное на шельфе в море. В целом к 1991 году страна подошла с огромным заделом на будущее.

Арктическое Средиземноморье

Концепция «Арктического Средиземноморья» появилась не так давно и подразумевает, что размеры Европейского союза позволяют ему играть достаточно важную роль в Арктическом регионе, поэтому Брюссель должен стремиться к тому, чтобы иметь в Арктике такое же влияние, как и в Средиземноморье. Об этом говорится и в резолюции об арктической политике Евросоюза от 16 марта 2017 года

Концепция предусматривает сотрудничество стран Северной Европы и западных российских арктических регионов в вопросах регулирования, с последующим созданием единого рынка труда, утверждением единого плана развития инфраструктуры и согласованием общей позицией по наиболее существенным вопросам арктической политики.

ПОЛЯРНЫЕ ЧТЕНИЯ 2021

Девятые Полярные чтения состоялись! Конференция была посвящена вопросам философского и художественного осмысления Арктики и Антарктики, выявлению и формированию смыслов, которые характеризуют и о оформляют наше представление о полярных регионах.
В конференции приняли участие специалисты, исследователи Арктики и Антарктики, сотрудники научных институтов и центров, архивов, музеев, библиотек, представители государственных и общественных организаций.

Даты проведения конференции: 18–20 мая 2021 г., Санкт-Петербург, на базе Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

Организаторы конференции:

Конференция была проведена совместными усилиями Музейно-выставочного центра технического и технологического освоения Арктики (Арктический музейно-выставочный центр) и Государственного научного центра «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт».

Партнеры конференции:

  • Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики
  • Филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – «Ледокол «Красин»
  • Российский государственный музей Арктики и Антарктики
  • Ассоциация «Морское наследие»
  • ПАО «Совкомфлот»
  • ЗАО «СММ»

Направления работы конференции:

  • Арктика и Антарктика в художественной литературе, живописи, театральном и киноискусстве.
  • Философское осмысление Арктики.
  • Художественный образ Арктики в зависимости от времени и страны, динамика смыслов и образов.
  • Образ Арктики и Антарктики в дневниках и воспоминаниях полярников, исследователей, путешественников.
  • Осмысление Арктики в искусстве коренных народов.
  • Полярные регионы в фантастике.
  • Мифология Арктики и Антарктики.
  • Музейное осмысление и прочтение Арктики и Антарктики.
  • Коллекции по истории освоения полярных регионов.
  • Арктика и Антарктика в СМИ, проекты популяризации знаний о полярных регионах.
  • Арктика и Антарктика в журналистике.
  • Арктика и Антарктика в фотоискусстве.
  • Дискуссия: псевдонаучные концепции, связанные с Арктикой и Антарктикой: причины их появления, причины к ним интереса, и что с этим делать?
  • Дискуссия: художественный образ и онтологемы Арктики будущего.

Трансляция конференции состоялась 18–20 мая 2021 года на канале Polar Readings (видеохостинг YouTube) и доступна в последующие дни:
https://www.youtube.com/channel/UC07wFbzxaUufkr-8_RS5WKg/featured

По материалам конференции планируется издание сборника.

Срок подачи заявок на участие и тезисов (объёмом до 500 слов) – до 1 марта 2021 г.

Г.Я. Седов

Геннадий Яковлевич Седов – героический исследователь Арктики, сын рыбака – в 1912-1914 гг. был начальником организованной на частные средства экспедиции, целью которой было исследовать Центральную Арктику и водрузить русский флаг на Северном полюсе. В августе 1912 г. на паровом судне «Святой Фока» сделал попытку перейти из Архангельска к земле Франца-Иосифа, но был затерт льдами у о. Панкратова. Простоял там в заливе, названном потом его именем, до сентября следующего года. Осенью 1912 г. произвел подробную съемку соседних Крестовых островов, а весной 1913 года — северо-западный берег Новой Земли, причем на собачьей упряжке обогнул ее северную оконечность, где нашел старинные русские кресты. В сентябре 1913 г. на «Св. Фоке» двинулся на север, но близ м. Муррей Земли Георга был остановлен льдами. Вторая зимовка экспедиции Седова проходила в весьма неблагоприятных условиях. Из-за недоброкачественной пищи сам Седов и почти все его спутники заболели цингой. Больной, вместе с двумя матросами, 15 февраля 1914 г. на трех нартах он предпринял ледовый поход к полюсу. Умер от цинги 5 марта 1914 г. недалеко от северной оконечности о. Рудольфа, где и был похоронен.

Арктические проблемы

Улучшение условий жизни в Арктике – важнейший приоритет новой Стратегии. Она нацелена на то, чтобы к 2030 году положить конец сокращению населения, которое затронуло весь арктический регион после распада Советского Союза. Ежегодно из примерно 2,4 миллиона жителей Российской Арктики происходит чистый отток около 18 000 человек. Селиться в этом холодном регионе с его длинными темными зимами уже не выгодно с финансовой точки зрения. Хотя средний доход превышает таковой по России, стоимость жизни здесь также значительно выше.

Помимо враждебного климата, самой большой проблемой для населения и экономики региона является отсутствие инфраструктуры и ее плохое состояние там, где она существует. Таяние вечной мерзлоты, связанное с климатом, уже имеет разрушительные последствия и, как ожидается, в ближайшие годы затронет 70 процентов инфраструктуры. В то же время многие предлагаемые на региональном уровне проекты строительства дорог, железных дорог и портов остаются нереализованными из-за отсутствия государственного финансирования.

С точки зрения Москвы, Арктика – лишь один из многих проблемных и структурно слабых регионов Российской Федерации. Государственная программа социально-экономического развития Арктики была запущена в 2014 году, но из федерального бюджета на 2021–2023 годы предусмотрено всего 17,6 млрд рублей (190 млн евро). Для сравнения, программа предусматривает более 300 миллиардов рублей (3,2 миллиарда евро) для Крыма.

Отсутствие адекватного государственного финансирования приоритетных целей прошлых арктических стратегий оставляет мощный энергетический сектор России движущей силой развития на Крайнем Севере. На Арктику приходится более 90% добычи природного газа в России и 17% нефти. Новые крупные проекты, такие как терминалы СПГ на полуостровах Ямал и Гыдан от компании Новатэк, являются движущей силой расширения местной инфраструктуры.

Это относится не только к частным инвестициям в строительство автомобильных и железных дорог в западной части Российской Арктики на основе государственных концессий или государственно-частного партнерства, но и к портам Северного морского пути (СМП) и их подключению к промышленным регионам России.

Национальные цели президента Путина на 2018 год предусматривают увеличение в четыре раза годового объема грузов по СМП до 80 миллионов тонн. В настоящее время в Москве существуют разногласия по поводу этой цели, которая сейчас считается нереальной. Российское государство должно взять на себя одну треть инвестиций, необходимых для СМП, которые Росатом оценивает в 11,7 млрд долларов США; остальное – Росатом, Роснефть, Новатэк, Газпром нефть, Газпром, Норникель, банки и будущие пользователи маршрута.

Москва надеется, что коммерческие проекты по освоению морских месторождений нефти и газа также будут стимулировать развитие. На сегодняшний день санкции Запада в значительной степени блокируют такие инициативы. Китай в качестве альтернативы Западу выглядит привлекательно, но его возможности поставлять технологии (в том числе для сейсморазведки в Баренцевом море) и необходимый капитал ограничены.

Также сомнительно, оправдают ли будущие цены на нефть разработку этих удаленных запасов. Для того, чтобы шельфовые месторождения в Арктике стали прибыльными, необходима цена не менее 80 долларов за баррель; текущая цена составляет около 48 долларов США. Прогресс по планируемой разработке новых угольных месторождений также идет медленно. Окно возможности для добычи этих отдаленных ископаемых ресурсов, скорее всего, постепенно закроется, поскольку международные усилия по защите климата приводят к снижению спроса на такие ресурсы.

Остров Школьников

Алексей Кучейко заявил RT, что в настоящее время идёт обсуждение названия открытого острова. 

«Ребята хотят назвать его Хрустальным — в честь одноимённого лагеря в Артеке. Ещё один вариант — Ламантин, так как на снимках его очертания напоминают вымирающий вид этого морского млекопитающего. Но в любом случае итоговое решение будет принимать специальная комиссия», — отметил Кучейко.

  • Положение ледника на Северном острове Новой Земли

Он напомнил, что арктические острова, как правило, называют именами полярников или других выдающихся деятелей. По словам Артёма, гидрографы Северного флота предлагают назвать объект островом Школьников. Однако он сомневается, что комиссия встанет на сторону учёных, поскольку по соседству расположен мыс Школьников.

Артём и Валерия отвергают идею наименования «Макаренко — Саенко». При этом не возражают, если открытый ими остров получит название в честь великого советского полярника или известного российского хоккеиста.

Требования к оформлению статей

Тексты докладов для публикации принимаются к началу конференции – объём до 15 стр. в Word, шрифт Times New Roman, кегль 12 пт, интервал 1,5 для текста и для постраничных сносок. Чёрно-белые фотографии, чертежи, схемы в формате JPEG (не менее 300 dpi), не более 5 илл.; обязательно наличие подписей под илл.; внутри текста должны быть проставлены ссылки на илл., например: (рис. 1). Ссылки постраничные. Текст публикации должен включать: сведения об авторе (авторах), аннотацию (300 слов), ключевые слова, а также перевод на англ. яз. названия статьи, сведений об авторе (авторах), аннотации и ключевых слов.

Оргкомитет оставляет за собой право отбора статей для публикации.

Примеры оформления статей смотрите в опубликованных сборниках предыдущих конференций в разделе Архив.

4 базовых документа


– На каком этапе находится разработка Стратегии развития Арктики до 2035 года, в какие сроки планируется принять документ?

Для начала хочу отметить, что полномочия по выработке реализации государственной политики по развитию Арктической зоны Минвостокразвитию перешли 26 февраля 2019 г. Вместе с этим глава государства поставил задачу о разработке новой арктической стратегии России на период до 2035 года. И это не один документ, а четыре, которые необходимо рассматривать вместе.

Арктическая стратегия России на период до 2035 года:

• Федеральный закон об особом экономическом режиме в Арктике.

• Основы государственной политики РФ в Арктике до 2035 года.

• Стратегия развития Арктической зоны на период до 2035 года.

• Основы государственной политики в Арктике.

Во-первых, это федеральный закон об особом экономическом режиме в Арктике, в котором впервые будет закреплено понятие Арктической зоны Российской Федерации и особой системы управления развития этой зоны. Он уже внесен в Правительство РФ, и мы рассчитываем, что до конца года он поступит на рассмотрение в Госдуму России.

Второй документ – это Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2035 года, в котором будут зафиксированы национальные интересы страны в этом регионе, ключевые цели этой политики, основные направления и задачи.

Работа над ним сейчас уже завершается. Документ в целом поддержан и федеральными коллегами, и регионами, и экспертами, в том числе сенаторами, депутатами Госдумы. В Правительство РФ мы его внесем в ноябре этого года и рассчитываем, что в декабре документ будет внесен на утверждение президенту страны.

Третий документ – это стратегия, собственно развитие Арктической зоны на период до 2035 года, которая уже будет содержать в себе конкретные механизмы реализации национальных интересов России в этом регионе. Она идет в развитие Основ государственной политики, это два взаимосвязанных документа. Мы планируем редакцию стратегии подготовить к 1 декабря одновременно с новой редакцией госпрограммы социально-экономического развития Арктической зоны. Это четвертый документ и, по сути, первый этап этой большой стратегии.

Пакет документов затрагивает, естественно, все регионы, которые входят в состав Арктической зоны России. Это четыре региона полностью: Мурманская область, Чукотка, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ. И еще ряд муниципалитетов пяти субъектов: отдельные территории Архангельской области, Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Республики Карелия, Республики Коми.


– Ожидается, что Стратегия учтет пожелания и идеи общественности. Сколько предложений получило министерство, как они изменили первоначальное видение развития Арктики?

Документ определит будущее 2,5 млн человек, 9 регионов на 15 лет вперед. Поэтому невозможно подготовить его из Москвы. И мы не имеем на это права.

Сегодня проходит широкое общественное обсуждение предложений в Стратегию в двух форматах. Есть сайт, на котором собираются предложения, – www.arctic2035.ru. На данный момент там собрано 469 идей. Параллельно в каждом регионе идут очные общественные обсуждения. В них участвуют представители бизнеса, науки, вузов, руководители муниципалитетов региона, все высказывают свои предложения. На данный момент обсуждения прошли во всех регионах, кроме Чукотки – здесь тоже скоро стартуют.

Предложения по Стратегии развития Арктики до 2035 года www.arctic2035.ru

Конечно, эти дискуссии изменили наше первоначальное видение. Только на местах видны все проблемы, особенно что связаны с коренными малочисленными народами. Это же ведь только на местах все ощущается и воспринимается правильно.

Э.В. Толль

Эдуард Васильевич Толль в 1900-1902 гг. был начальником академической экспедиции, организованной по его инициативе для открытия Земли Санникова, на китобойном барке «Заря». Летом 1900 г. перешел из Петербурга через Югорский Шар в восточную часть Карского моря к о. Таймыр, у которого зимовал. Во время зимовки участники экспедиции обследовали архипелаг Норшеншельда и значительный участок Карского берега полуострова Таймыр. Осенью 1901 г. Толль прошел к о. Беннета, где искал землю Санникова к северу от Новосибирских островов. На вторую зимовку остался у о. Котельный, с берега которого в двух предыдущих  экспедициях он два раза видел несуществующую землю. В июне 1902 г. Толль с тремя спутниками вышел на нартах с собачьими упражками, тащившими две байдары, к мысу Высокому Новой Сибири. Оттуда сначала по льдине, а потом на байдарах перешел к о. Беннета для его исследования. Снять его отряд осенью должна была «Заря», которая не смогла подойти к острову из-за тяжелых льдов. В ноябре 1902 г. Толль начал обратный переход по льду к Новосибирским островам и пропал без вести со своими спутниками.

18-ый век

Василий Чичагов

  • 1712 : Меркурий Вагин и Яков Пермяков исследуют окрестности устья реки Яны и прилегающие берега, оба были убиты участниками восставшей экспедиции.
  • 1725–1730 : Витус Беринг возглавляет Первую Камчатскую экспедицию.
  • 1733–1743 : Вторая Камчатская экспедиция исследует северное побережье России и открывает Аляску.
  • 1751–1753 гг . : Педер Олсен Валлё исследует восточное побережье Гренландии с мыса Фэруэлл в умиаках.
  • 1760–1763 : С.Ф. Лошкин исследует Новую Землю.
  • 1765–1766 : Василий Чичагов исследует побережье Кольского полуострова и Шпицберген.
  • 1768–1769 : Ф. Ф. Розмыслов исследует Новую Землю и Маточкин пролив.
  • 1773 : Иван Ляхов открыл остров Котельный.
  • 1773 : капитан Константин Фиппс на HMS  Carcass и командир Скеффингтон Латвидж на HMS  Racehorse достигают 80 ° 37 ‘северной широты с молодым гардемарином Горацио Нельсоном в команде в экспедиции Фиппса 1773 года к Северному полюсу.
  • 1776–1780 : Джеймс Кук наносит на карту северо-западное побережье Америки и проходит через Берингов пролив во время своего третьего путешествия в поисках Северо-Западного прохода.
  • 1785–1794 : Российская экспедиция под руководством Джозефа Биллингса исследует Восточную Сибирь, Алеутские острова и западное побережье Аляски.

Современное состояние

По сравнению с 90-ми годами, когда по понятным для всех нас причинам развитие Арктики велось вяло и только силами ученых-энтузиастов, картина сегодня изменилась. В «Арктическом клубе» значительно прибавилось стран-интересантов. Подключились и такие экзотические исследователи Арктики, как китайцы и индийцы. Более того, в XXI веке Арктика стала объектом интереса держав блока НАТО. Они считают, что Россия не вправе в одиночку контролировать свои исконные территории, а богатства нашей страны якобы должны быть разделены. Такая точка зрения стала преобладать на Западе с ослаблением развития Арктического направления в 90-е годы. К примеру, с 1991 года по 2003 год в Арктике не осталось ни одной нашей дрейфующей станции.

С начала 2000-х годов Россия уверенно возвращает себе позиции лидера в Арктическом регионе. Растет и укрепляется ледокольный флот, его силами навигация на Северном морском пути стала непрерывной, а тоннаж перевозимых грузов год от года растет, и в ближайшее время может превысить максимальные показатели советского времени. Военные моряки осваивают новые виды техники и вооружения, а с суши их поддерживают две арктические бригады, отлично вооруженные и надежно размещенные для защиты интересов страны в Арктике.

Несмотря на заявления западных «партнеров» о милитаризации Арктики Россией, они сами создают вооруженные ледоколы как в Норвегии и Канаде, проводят крупные учения у границ и продолжают требовать бесконтрольного доступа в Русскую Арктику. Россия четко определила границы своей территории указом президента РФ от 2 мая 2014 года. Тем не менее ежегодно проводится Арктический форум «Арктика – территория диалога», на котором Россия ищет возможности мирно договориться с остальными странами «Арктического клуба», аналогичная площадка работает и при ООН. Одно мы можем с уверенностью сказать: Россия была первой в Арктике и на Севере и сейчас продолжает ей оставаться, а наша задача – сделать всё, чтобы эта ситуация не менялась.

Обложка: https://pinterest.com

Сценарии новых угроз

Исторически сложилось так, что экстремальные климатические условия выступали в качестве естественного барьера, защищающего длинное арктическое побережье России. Поэтому таяние «вечной мерзлоты» вызывает беспокойство. Новая стратегия говорит о растущем конфликтном потенциале в Арктике, требующем постоянного расширения военного присутствия России в регионе.

В некотором смысле Россия обретает новые внешние границы, которые необходимо защищать от потенциальных агрессоров. Военно-морская угроза теоретически может исходить с востока через Берингов пролив или с запада через базы в Гренландии и Норвегии. Таким образом, сокращение льда создает новые уязвимости для вторжения. С точки зрения России, ее нефтегазовые терминалы также являются первоочередными объектами, требующими защиты. В качестве ответа на угрозу многие из баз советских времен, которые были закрыты с 1990 года, были восстановлены и построены новые, в том числе десять поисково-спасательных баз, шестнадцать глубоководных портов, десять новых авиабаз (из четырнадцати) и десять объектов ПВО.

Военные часто задействуются там, где гражданские возможности оказываются недостаточными или чрезмерно дорогими; поисково-спасательные операции являются одним из примеров. Так что растущее военное присутствие не обязательно указывает на экспансионизм. Тем не менее, наблюдается значительный рост военных действий, включая имитацию воздушного нападения на радиолокационные установки в Вардё, Норвегия, подавление сигналов GPS в Финляндии и усиление патрулирования при помощи подводных лодок.

В октябре 2019 года десять подводных лодок прошли через Норвежское море по пути в Северную Атлантику, что стало крупнейшим подобным маневром со времен холодной войны. А в августе 2020 года российский военный самолет преследовал американский бомбардировщик в воздушном пространстве Дании во время учений НАТО Allied Sky.

Следуя своей военно-морской доктрине, Россия стремится укрепить свои позиции морской державы, особенно в Арктике и Атлантике. Роль Северного морского пути – гарантировать доступ России к Атлантическому и Тихому океану. Таким образом, Северный флот на Кольском полуострове имеет абсолютный приоритет; в случае конфликта ожидается также защита при помощи подводных лодок с баллистическими ракетами, которые составляют две трети военно-морских средств ядерного сдерживания России.

Возрожденная «концепция бастиона» советской эпохи предполагает создание «заповедника» от Баренцева моря до Исландии. В случае конфликта российский флот обеспечит доступ к Атлантике, не допуская вражеских сил в российскую Арктику.

Воздушное патрулирование вдоль СМП для защиты бастиона и его флота возобновилось еще в 2007 году. В 2019 году в районе Новой Земли в Баренцевом море были размещены новые ракеты воздушной обороны и испытана гиперзвуковая ракета –как демонстрация силы России. Кроме того, мобильные пусковые установки ЗРК S 350, встроенные в стратегию запрета доступа в зону действия (A2/AD), защищают базы на Земле Франца‑Иосифа, Северной Земле, Новосибирских островах, Новой Земле и острове Врангеля. Ареал системы в целом охватывает все острова и архипелаги вдоль СМП.

Россия занимает оборонительную позицию в Арктике, но готова к быстрому ответу в случае возникновения конфликта. Это может включать наступательные операции по защите бастиона, включая оккупацию частей северной Скандинавии.

Москва видит не только новые вызовы на своих внешних границах, но и новые угрозы своей внутренней безопасности. Последствия негативно ощущаются членами российского гражданского общества, работающими над экологическими проблемами в Арктике и защищающими права коренного населения. Крупные проекты экономического развития регулярно вызывают протесты местного населения. Некоторые организации гражданского общества поддерживаются государством, другие подвергаются репрессивным мерам. Те, кто получает финансирование из-за границы, помечаются как «иностранные агенты» и подвергаются строгому надзору и ограничениям.

17 век

Томас Баттон

  • 1605–1607 : датский король Кристиан IV из Дании отправляет три экспедиции во главе с Джоном Каннингемом , Годске Линденовым и Карстеном Ричардсоном (все пилотирует Джеймс Холл ) на поиски затерянного Восточного поселения , одной из на Гренландии.
  • 1606 : Джон Найт , который вместе с Джоном Каннингемом в 1605 году был капитаном « Каттена» , умирает, командуя совместной экспедицией Московской / Ост-Индской компании в поисках Северо-Западного прохода.
  • 1607 : Генри Хадсон исследует Шпицберген
  • 1608 : Генри Хадсон добирается до Новой Земли в попытке найти Северо-Восточный проход.
  • 1610 : Йонас Пул тщательно исследует западное побережье Шпицбергена, сообщая, что он видел «большое скопление китов»; этот отчет приводит к созданию английского китобойного промысла.
  • 1610 : Русский Кондратий Курочкин исследует устье Енисея и прилегающее побережье.
  • 1612 : Джеймс Холл и Уильям Баффин исследуют юго-запад Гренландии
  • 1612–1613 : Экспедиция Баттона под командованием Томаса Баттона в поисках Северо-Западного прохода.
  • 1613 г . : Несколько китобойных экспедиций, в общей сложности не менее тридцати кораблей из Англии, Франции, Испании и Нидерландов, наводнили западное побережье Шпицбергена.
  • 1614 : голландские и французские экспедиции открывают Ян Майен
  • 1615 : Роберт Фотерби , в полубаркас Ричард , это первая английская экспедиция достигнет Ян Майен
  • 1616 : английская экспедиция, пилотируемая Уильямом Баффином, исследует пролив Дэвиса — регион Баффинова залива.
  • 1619–1620 : Датская экспедиция под руководством Йенса Мунка в Энхёрнинген (Единорог) и Лампренен (Минога) для открытия Северо-Западного прохода проникла в пролив Дэвиса до 69 ° на север, нашла залив Фробишер , провела зиму в Гудзоновом заливе.
  • 1633–1634 : И. Ребров исследует устье реки Лены.
  • 1633–1635 : Илья Перфильев исследует реки Лена и Яна и их побережье.
  • 1638 : И. Ребров исследует побережье между реками Лена и Индигирка.
  • 1641 : Дмитрий Зырян и Михаил Стадухин исследуют устье реки Индигирки и прилегающее побережье.
  • 1646 : И. Игнатьев исследует устье реки Колымы и прилегающее побережье.
  • 1648 : Я. Семенов исследует устье реки Котуй и прилегающее побережье.
  • 1648 : Семен Дежнев и Федот Алексеевич Попов исследуют реку Колыма через Берингов пролив.
  • 1649 : Михаил Стадухин исследует побережье от реки Колымы до Берингова пролива.
  • 1676 : английская экспедиция под руководством Джона Вуда не смогла найти Северо-восточный проход.
  • 1686–1687 : экспедиция Ивана Толстоухова исследует устье реки Енисей и побережье полуострова Таймыр.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector