Что такое либерализм?

Национализм

Российский праволиберал не заступается за интересы широких масс, потому что «народ – быдло», не заступается за интересы угнетённых классов, потому что это «марксизм», а марксисты тоже «быдло» и «Швондеры». «Россия» для него – это, конечно, тоже ругательный термин, но в зависимости от ситуации. Когда нужно поднять людей на защиту интересов российских праволибералов, они забывают, что националистическая риторика означает единение с преступным правительством, и охотно её используют, призывая спасать именно Россию (а не общество и угнетённые классы), причём в ход идут такие излюбленные властями термины, как «Родина»:

Либертарианство

Либертарианство можно считать ветвью классического либерализма, развивающейся в XX веке, причем скорее в качестве теоретической идеи, чем в качестве реального политического проекта. Хотя часто основоположницей этой политической философии называют популярную писательницу Айн Рэнд, я бы сказал, что она скорее стала вдохновительницей для симпатизирующей публики, а настоящие интеллектуальные корни либертарианства связаны с австрийской экономической школой: Фридрихом фон Хайеком, Людвигом Мизесом, Мюрреем Ротбардом. Либертарианцы считают, что наилучшее общество может быть описано при помощи простейшего набора правил: все свободные контракты разрешены, любое неспровоцированное насилие должно пресекаться.

Классические либералы никогда не видели в государстве смертельного врага: оно должно быть ограничено и сбалансировано, но не более того. В классическом либерализме государство рассматривается как защитник прав собственности, который обеспечивает физическую безопасность и защиту от внешних угроз с помощью институтов полиции и армии. Также государство выполняет важную функцию обеспечения контрактов и безопасности сделок: когда одна сторона, заключив контракт на честных условиях и добровольно, осознанно его не выполняет, государство должно иметь возможность вмешаться и вынудить сторону исполнить контракт.

Нетрадиционные идеологии

В эту группу входят идеологии, оформившиеся в 20-м веке. Их существует огромное количество, но в качестве наиболее значимых можно назвать такие как:

  • национализм – превозношение нации как высшей ценности и основной формы общественного единства, которая должна быть положена в основу государственности;
  • фашизм – крайне правая идеология, построенная на националистских идеях, антилиберализме, расизме, вождизме и реваншизме, допускающая геноцид как способ достижения целей;
  • феминизм – идеология, направленная на преодоление сексизма и расширение прав женщин;
  • экологизм – система идей, направленных на максимально бережное отношение к природе;
  • милитаризм – государственная идеология, цель которой заключается в наращивании военной мощи и оправдании захватнических войн;
  • пацифизм – идеология, проповедующая полный отказ от насилия и противодействие милитаризму;
  • фундаментализм – это собирательное название консервативных религиозных, политических, философских, моральных и социальных течений.

Отдельно стоит отметить глобализм и антиглобализм. Глобализм – это обобщённое название разных идеологий, направленных на установление во всём мире той или иной формы политического или экономического устройства. В разное время глобалистские течения были характерны для Третьего Рейха, СССР, США, Китая. На данный момент глобалистские идеи входят в государственные идеологии США, Китая и России.

Антиглобализм – это общественно-политическое движение, выступающее против отдельных аспектов глобализации. В частности, сторонники данного движения критикуют транснациональные корпорации и некоторые всемирные организации (в первую очередь ВТО).

Отличие либерализма от демократии

На практике многие люди считают, что либерализм и демократия это слова-синонимы. Однако между ними есть четкие различия:

Первое заключается в самих определениях. Демократия – это политический режим управления страной народом напрямую или через выбранных представителей

Либерализм же – это идеология, в которой высшей ценностью считаются права и свободы отдельного гражданина.
Второе важное отличие – это условия существования. Либерализм не может функционировать в не демократическом обществе

Демократия без либерализма – вполне жизнеспособная форма управления государством.

Почему сейчас либералами называют не тех?

Критика идей либерализма – не новое явление, но в последние несколько лет она буквально обрела новую силу. Так, власти СССР, не отрекаясь от принципов свободы, фактически создали полюс противостояния либерально настроенному коллективному Западу во главе с США. Современные исследователи называют советскую идеологию отчасти «пещерным антилиберализмом», но и сейчас положение подобных идей очень и очень спорное.

Сейчас сложно представить, но, став президентом в 2008 году, Дмитрий Медведев сказал, что в основе политики должен лежать принцип «свобода лучше, чем несвобода», причем во всех ее проявлениях – и личная, и экономическая свобода, и свобода самовыражения. Через несколько лет, как мы знаем, ситуация кардинально поменялась – теперь идеи либерализма считаются изжившими себя.

Но почему так происходит? Исследователи называют точкой отсчета новой реальности начало 2010-х годов, началось все с проседания рейтингов властей и роста протестной активности в Москве и других городах России. Жесткая реакция на протесты на Болотной площади были началом новой идеологии российской власти, но после событий 2014 года все стало еще сложнее. Теперь «либералами» принято называть тех, кто не поддерживает позицию России в вопросе Крыма, кто продолжает поддерживать иной курс развития страны, нежели выбранный властями.

Тем временем у идей либерализма в России есть разные противники:

  • Русская православная церковь – по неофициальным данным, отрицание зашло достаточно далеко: во внутрицерковных делах слово «либерализм» уже давно запрещено. Свободе личности противопоставляется свобода нравственного выбора и свобода от зла. Что интересно, многие настоящие либералы положительно оценивали влияние религии в целом на общество, но после активного наступления РПЦ на свободы церковь регулярно подвергается критике;
  • коммунисты – хоть сейчас это вторая по численности фракция в Госдуме, по факту больше своих 13-15% голосов КПРФ собрать не в состоянии. Тем не менее, современные левые критически относятся к либерализму, напоминая об успехах экономики Китая и о все более явных признаках стагнации в странах Европы;
  • сторонники социал-демократического курса – они считают, что сложившаяся в стране парламентская демократия способна решать вопросы социальной справедливости. Свободу слова они увязывают с государственной поддержкой медиа, а также избирательных кампаний и политических движений;
  • социалисты – считают, что рост самостоятельности и конкуренции в конечном счете приведет страну к массовой безработице и нехватке денег у населения на простейшие товары и услуги – включая медицину и образование.

Таким образом, современные противники идей либерализма объектом своей критики избрали не совсем либерализм – а некую смесь идей, в которой объединено все, что противоречит официальной и неофициальной идеологии современной России.

Разумный и критический подход

Либерал верит только в то, что сам видит, чувствует и
понимает, и при этом все подвергает сомнению. Ватник верит в то, что ему
говорит государство и никогда не сомневается в правильности общественного
курса. 

Мужчина-либерал понимает, что если увидит гей-парад, то он
никак не поменяет свою ориентацию. Мужчина-ватник смотрит телевизор, и делает
выводы, что после гейпарадов мужики
начнут массово спать с мужиками, и его это тоже коснется. 

Ватник верит в распятого мальчика, в что на Украине кругом
каратели, фашисты, США страшно боятся Россию, а в Европе отбирают детей за
отказ посещать уроки сексуального воспитания. 

Либерал понимает, что радикалы есть в любом обществе, и при
однобоком освещении событий можно и из России сделать фашистское государство.

Ватник мыслит эмоциональными образами, поэтому им
манипулируют. Все новости на ТВ построены на эмоциональном восприятии – «убивают
детей», «обижают ветеранов», «в Париже мигранты бьют французов». 

Либерал отталкивается от статистики – уровня зарплаты,
социального обеспечения, количества преступлений и так далее

А к эмоциональным
выпадам относится крайне осторожно

Определение

Простыми словами либерализм — это идейное течение самодостаточности свободы во всех сферах деятельности человека.

В основе либерализма заложены убеждения в надобности реформирования общества, для максимальной реализации индивидуальных ценностей, коими выступают права и свобода личности.

Свобода личности — фундамент либерализма. Сторонники либерализма утверждают, что индивидуум должен располагать свободой для определения своей судьбы. Обратная сторона утверждения — устранение любой потенциальной угрозы, которая мешает развитию индивидуальной свободы.

Общее определения либерализма можно трактовать еще так — полное стремление индивидуума к свободе, путем избавления человеческого духа от стеснений (которые веками трактовали традиции общества, религии, политический строй), а также присоединения к общественным реформам, за которыми стоит свобода личности и общества.

Либералы — это люди, сторонники движения, которые поддерживают и преподносят идеи либерализма. Впервые, слово «либералы» было введено в обиход авторами Испанской конституции 1812 года.

Обзор

По словам Роберта Крейнака, профессора Колгейтского университета , консервативные либералы , а не «следуя прогрессивному либерализму (т.е. социальному либерализму ), опираются на досовременные источники, такие как классическая философия (с ее идеями добродетели , общего блага и естественных прав»). ), Христианство (с его идеями естественного права , социальной природы человека и первородного греха ) и древние институты (такие как общее право , корпоративные органы и социальные иерархии). Это дает их либерализму консервативную основу. Это означает следование Платон , Аристотель , Сократ , святой Августин , святой Фома Аквинский и Эдмунд Берк, а не Локк или Кант ; это обычно включает глубокую симпатию к политике греческого полиса , Римской республики и христианских монархий . Но как реалисты консервативные либералы признают, что классическая и средневековая политика не может быть восстановлена ​​в современном мире. И, как моралисты, они видят, что современный эксперимент свободы и самоуправления имеет Позитивный эффект повышения человеческого достоинства, а также открытия (даже в среде массовой культуры ) трансцендентного стремления к вечности. В своих лучших проявлениях консервативный либерализм продвигает упорядоченную свободу под Богом и устанавливает конституционные гарантии против тирании. Это показывает, что режим свободы, основанный на традиционной морали и классической христианской культуре, является достижением, которым мы можем гордиться, а не просто защищать себя как опекуны западной цивилизации «.

В европейском контексте консервативный либерализм не следует путать с либеральным консерватизмом, который представляет собой вариант консерватизма, сочетающий консервативные взгляды с либеральной политикой в ​​отношении экономики, социальных и этических вопросов. Корни консервативного либерализма следует искать в начале истории либерализма . До двух мировых войн политический класс в большинстве европейских стран от Германии до Италии был сформирован консервативными либералами. Такие события, как Первая мировая война, произошедшая после 1917 года, превратили более радикальную версию классического либерализма в более консервативный (то есть более умеренный) тип либерализма

Консервативно-либеральные партии имели тенденцию развиваться в тех европейских странах, где не было сильной светской консервативной партии и где разделение церкви и государства было не столь важной проблемой. В тех странах, где консервативные партии были христианско-демократическими , развивалась эта консервативная разновидность либерализма.

Сравнения с неоконсерватизмом

В Соединенных Штатах неоконсерваторы могут быть классифицированы как консервативные либералы, по словам Питера Лоулера , профессора Berry College , который утверждал:

В американском контексте консервативный либерализм, а также либеральный консерватизм не следует путать с либертарианским консерватизмом , находящимся под влиянием правого либертарианства .

Изначальная теория либерализма

Последователи классического либерализма в большей мере отдавали предпочтение и уделяли больше внимания «индивидуальной свободе» человека. Концепция этого понятия выражается в том, что личность не должна подчиняться ни обществу, ни социальным порядкам. Независимость и равенство — вот те главные ступени, на которых стояла вся либеральная идеология. Под словом «свобода» тогда понималось неимение различных запретов, лимитов или вето на осуществление действий личностью, учитывая общепринятые правила и законы государства. То есть, та свобода, которая не шла бы наперекор установленных догм.

Как считали основатели либерального движения, правительство должно гарантировать равенство между всеми его гражданами, но о своем материальном положении и статусе человек уже должен был заботиться самостоятельно. Ограничение сферы деятельности правительственной власти было тем, что либерализм пытался в свою очередь добиться. По теории, единственное, чем должно было обеспечивать государство своих граждан — это безопасность и охрана порядка. То есть либералы пытались повлиять на сведение до минимума всех его функций. Существование общества и власти могло быть лишь при условии их общего подчинения законам в рамках государства.

О том, что классическому либерализму все-таки быть, стало понятно, когда в 1929 году в Соединенных Штатах возник страшный экономический кризис. Его последствиями стали десятки тысяч обанкротившихся банков, смерть множества людей от голода и прочие ужасы экономического спада государства.

Книги про либерализм

Знаменитые люди-либералы излагали свои идеи, анализировали общественные процессы на страницах знаменитых книг. К самым известным трудам можно отнести:

  1. «Два трактата о правлении» Дж. Локк. Книга была опубликована еще в 1689 г., но не потеряла актуальности с тех пор. В ней автор формулирует теорию гражданского обществ и принцип разделения властей.
  2. «О свободе» Дж. Милль. Британский политик в своей книге старается определить диспозицию свободы и власти, основы защиты индивидуальности каждой личности.
  3. «Права человека» Т. Пейн. Автор развивает в своем труде идею о естественности и отчуждаемости основных прав человека. При этом отрицает дарование и закрепление их в конституции, потому как законный способ их изменения можно отобрать.
  4. «Теория нравственных чувств» А. Смита. Знаменитый экономист в своем раннем философском труде рассматривает мораль как человеческую способность к эмпатии и результат взаимодействия множества внутренних мотивов человека.

Либеральные идеи в Средние века

В Средние века слово liberales ассоциировалось с образованием в средневековых университетах. В 1375 г. он использовался для обозначения семи гуманитарных наук (artes liberales), которые должны изучать все люди.

В феодальные времена люди воспринимались как члены социальных групп, к которым они принадлежали:

  • семьи;
  • деревни;
  • местного сообщества;
  • гильдии;
  • социального класса.

В конце средневековья крепостной, семья которого всегда жила и обрабатывала одну и ту же землю, стал свободным человеком. Он получил возможность выбирать на кого работать. Он даже имел возможность покинуть эту землю и искать работу в развивающихся городах.

С крахом определённости феодальной жизни возник новый интеллектуальный климат. Рациональное и научное объяснение постепенно вытеснило традиционные религиозные теории. Общество все больше рассматривалось с точки зрения личности. Считалось, что у человека есть личные качества, которые отличают его от других, что каждый имеет свою особую ценность. Эти представления легли позже в основу либерализма.

Высочайшая ценность слова «свобода» как важнейшего права граждан на политические преобразования, подчёркивалась снова и снова на протяжении всей истории.

В Средние века итальянские города-государства под видом свободы восстали против папских земель. Столетие спустя Никколо Макиавелли охарактеризовал сохранение свобод как основную черту республиканского устройства. В республиках Флоренция и Венеция были выборы, верховенство закона и свободное предпринимательство на протяжении большей части XV в.

Резюме

В целом, в наш информационный век за людьми с либеральными
взглядами будущее, если, конечно, не будут предприняты меры по запрету Интернета.
Упоротый и однобокий социализм уходит в прошлое, люди начинают мыслить более
толерантно и широко. Общество все меньше доверяет пропаганде и возведению
различных культов. Новости про распятых младенцев воспринимаются критически, а
видеоролики, где Путин достает амфоры, ловят рекордное количество дизлайков. 

Все чаще рядовой россиянин, глядя на фотографии «загнивающего
Запада», начинает скептически относится к теленовостям. Все меньше людей
восторгаются показушными проектами спортивных городков или сверхнового
вооружения, предпочитая больше современный дом, хорошую зарплату и иномарку во
дворе. 

Либеральные взгляды автоматически появляются у человека,
столкнувшегося с коррупцией, несправедливыми судебными решениями, или
получившего по почкам в отделении полиции. 

Так что как бы ни поливали грязью либералов, тенденция на
рост подобных взглядов в России с каждым годом увеличивается.

Либеральная идеология

Идеология либерализма возникла в эпоху Просвещения (XVII–XVIII века), против абсолютистской тенденции. Указывает на то, что человеческий разум с неотъемлемым правом на свободу действий, раскрепощённый и без ограничений, является лучшим способом удовлетворения желаний и потребностей человечества.

Этот оптимизм разума требовал не только свободы мысли, но и политической и экономической свободы.

Либерализм верил в прогресс человечества при свободной конкуренции социума и противоречил обвинениям властей (религиозным или государственным) о неправильном поведении индивида как в идеологической сфере, так и в материальной. Из-за недоверия либералов ко всем типам обязательств (индивидуальных и коллективных).

Первоначально либерализм защищал не только свободу индивидуума, но и свободу всего социума. И даже сотрудничал с новыми национально-освободительными движениями, возникшими в XIX веке, как в Европе, так и на заморских территориях (в основном в Латинской Америке).

В политической сфере либерализм сделал первые шаги после французской и американской революций.

Либерализм был политической идеологией (либеральной) буржуазии. Она опиралась на эту идеологию, и ей удалось завоевать доминирующее положение в течение XIX века и до Первой мировой войны, когда либеральная буржуазия стала доминирующей политической силой почти во всём западном мире.

Принцип свободы экономической жизни, провозглашённый либерализмом, сначала развивался в условиях большого социального неравенства, как следствие неудавшегося освобождения крестьянства в Европе, наполеоновских войн и быстрого демографического роста.

Затем он имел сильную реакцию посредством социалистических и коммунистических доктрин. Эти движения стали гораздо более сильной оппозицией либерализму, чем консервативные и традиционные течения.

Крах либерализма наступил перед лицом серьёзных политических и социальных проблем, возникших в Центральной Европе после Первой мировой войны. Это привело к тому, что Германия, Италия и другие страны погрузились в глубокие и затяжные кризисы, что способствовало расцвету тоталитарных систем: фашизму, национал-социализму, фалангизму и др.

После Второй мировой войны и перед лицом других движений христианско-демократического или социал-демократического направления либерализм вновь появился, намереваясь воссоздать свой вариант в политической и экономической сфере.

Позитивный либерализм

Острые вопросы либерализма заключаются в следующем:

  • имеют ли люди положительные права как члены сообщества;
  • могут ли граждане иметь положительные ожидания в дополнение к защите от несправедливости, которую могут им нанести другие люди.

Для большинства современных либералов, особенно в США и ЕС, однозначный ответ – да. По их мнению, люди имеют положительные права, основанные на принадлежности к определённой нации, политическому или местному субъекту, имеют право рассчитывать на получение определённых благ и определённую защиту.

Классические либералы ответили бы «нет». По их мнению, люди не имеют таких прав как члены сообщества, потому что такие права обязательно находятся в конфликте с более фундаментальными «негативными» правами других членов тех же сообществ.

Если люди имеют положительные права как члены сообщества, они, следовательно, также имеют право ожидать, что государство будет регулировать экономику и другие сферы жизни общества, потому что человек сам не может справиться со всеми жизненными обстоятельствами. Если люди имеют право участвовать в общественной жизни, то они также имеют право на образование и социальную защиту от дискриминации как представители этой общественности.

Многие либералы придерживаются совершенно разных мнений о точном количестве и характере этих прав, которые следует признать.

Левый либерализм

Ключевой вопрос для левых либералов — это поиск компромисса между справедливостью и свободой. Если все безусловно свободны и никаких правил сверх этого не существует, то не приведет ли это в итоге к неравенству и коллапсу общества? Если есть устойчивое богатое меньшинство, то почему, например, оно не может уничтожить демократические институты за счет прямого подкупа политиков и избирателей? Позиция левых либералов двойственная: они не против частного предпринимательства и рынка, но хотят быть уверенными в том, что его развитие не приведет к неприемлемым последствиям вроде недоступности современного образования для большей части граждан.

Левые либералы появились позже, чем классический либерализм, так что их могут еще называть «современными». Если для правых либералов главная тема — свободный рынок, то левые чаще всего говорят о поддержке угнетенных меньшинств. Если вы слышите критику либералов, особенно в нынешнем американском контексте, то, как правило, имеется в виду именно эта их черта: они, дескать, слишком много думают о меньшинствах и забывают о большинстве. Радикально настроенные критики могут называть их социалистами, даже коммунистами.

Типичным примером леволиберального правительства была администрация Обамы в США. Скандинавские правительства последних десятилетий тоже можно описать как леволиберальные, если не социал-демократические (последняя позиция предполагает усиление акцента на государственном регулировании экономики, хотя разницу между левыми либералами и социал-демократами не всегда можно проследить).

Отношение к инакомыслию

Праволиберал, как мы уже отмечали, не является либералом в полном смысле этого слова. Вместо того, чтобы признавать, что его оппонент – тоже человек, и ему нужно по-человечески объяснить свою позицию, в случае чего будучи готовым признать свои ошибки, он лучше просто назовет его «быдлом». Праволибералы ненавидят инакомыслие — социал-демократов, националистов, пассивный народ и всех, кто не согласен с ними. И даже не пытаются что-либо конструктивно доказать, потому что их окружает «быдло», как мы уже выяснили. Результатом является то, что даже между собой они часто ругаются на тему, кто из них более либерален.

Они фанатично верят в свою правоту (из-за отсутствия критического мышления они не способны даже допустить возможность задуматься над переосмыслением части своих убеждений), а тем, кто в ней сомневается, не считают нужным объяснять её. А зачем, если можно просто назвать всех «сурковской пропагандой» и быдлом?

https://youtube.com/watch?v=VjnTrUkNIcI

Это, между прочим, роднит их с той же самой сурковской пропагандой, которая старается назвать всех агентами Госдепа и предателями, не утруждаясь объяснять неудобные моменты.

Либерализм после Второй мировой войны

Победа союзников во Второй мировой войне положила конец фашистскому режиму. Однако начался период длительного соперничества («Холодная война») между либерально-демократическим и коммунистическим миром.

После Второй мировой войны в большинстве частей западного мира очень либеральные партии оказались между «консервативными» партиями, с одной стороны, и «рабочими» или «социал-демократическими» партиями, с другой.

Тогда развилось значительное отдельное течение либерализма, а именно направление, которое рассматривало любое вмешательство государства в экономику как предательство либеральных принципов. Называя себя «классическими либералами» или «либертарианцами», это движение собиралось вокруг учебных заведений, таких как австрийская школа.

Споры между индивидуальными свободами и социальными, занимали большую часть либеральной теории со времён Второй мировой войны. Особенно интересовала либералов степень, в которой социальный выбор и рыночный механизм могут взаимодействовать, чтобы привести к «справедливому» распределению благ и благ.

После 1970-х гг. большинство либералов отошли от обсуждения действий правительства, вернувшись к принципам свободного рынка. Распространялась критика господствующей либеральной доктрины (от Милтона Фридмана в США и членов Австрийской школы в Европе), которые утверждали, что регулирование и государственное вмешательство в экономику – это скользкая почва. Они говорили о том, что временные правительственные программы могут стать постоянной тиранией.

В 80-е и 90-е гг. наблюдался подъём неолиберализма, ограничивавший вмешательство государства и приведший к приватизации. В 1989 г. социалистические страны Восточного блока претерпели демократические и либеральные преобразования. В конце XX в. либеральная демократия стала доминирующей формой политической системы в мире.

Согласно современному либерализму, государство обязано защищать следующие права и свободы граждан:

  • право собственности;
  • этнические права;
  • право на свободу вероисповедания;
  • избирательное право;
  • свобода слова;
  • свобода печати;
  • свобода ассоциаций и собраний;
  • право на образование;
  • право на трудоустройство и достойную заработную плату;
  • право на неприкосновенность и защиту частной жизни и др.

Сегодня существует множество философских либеральных школ в мире. Идеи индивидуальной свободы, личного достоинства, частной жизни, просвещённой и разумной политики, верховенства закона, фундаментальных радикальных концепций равенства почти повсеместно признаны в качестве политических целей в большинстве стран (даже если между утверждениями и реальностью существует большой разрыв).

Современные либеральные демократии сталкиваются с такими проблемами, как распространение терроризма и рост религиозного фундаментализма. Проблемой является также комбинация авторитарного правительства и капиталистической экономики в ряде современных стран.

Человек и общество

  • 10 сложных планов по блоку «Человек и общество»
  • Основные понятия по теме «Человек»
  • Базовые термины по блоку «Общество»
  • Основные термины по разделу «Познание»
  • Список понятий по блоку «Культура»

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Любовь к 90-м

Эпоха Бориса Ельцина вспоминается большинством населения страны (особенно в провинции) с отвращением, и ассоциируется с массовым закрытием предприятий, разгулом бандитизма, безработицей, инфляцией, кризисом, номенклатурной приватизацией, невыплатой пенсий и зарплат, «двумя Волгами» Анатолия Чубайса, войной в Чечне, мошенниками вроде депутата Государственной Думы Сергея Мавроди, нарушением Борисом Ельциным Конституции и так далее. Однако российские праволибералы любят 90-е, мотивируя это тем, что были широкие возможности, свобода и законность. Широкие возможности действительно были, хотя в основном – для бывшей советской номенклатуры и их семей, а также для бандитов.

Свобода тоже была понятием относительным, в основном неудобные люди просто уничтожались (самый популярный способ – «бандитское нападение»), как например Владислав Листьев, Дмитрий Холодов, Галина Старовойтова, Лев Рохлин, Лариса Юдина и другие. Когда Юрий Шутов, критиковавший Анатолия Собчака в книге «Собчачье сердце», выжил после того, как ему проломили голову молотком, на него «повесили» убийства вице-губернатора Петербурга Михаила Маневича и уже упоминавшейся Галины Старовойтовой, после чего держали за решеткой до конца жизни – это и есть «законность» эпохи Ельцина. Олигархов, конечно, не убивали, но тоже держали под контролем – Александр Коржаков вспоминал, как Борис Ельцин приказал ему «разобраться» с «распоясавшимся» НТВ Владимира Гусинского, в результате чего последнему пришлось на полгода уехать в Лондон. Однако правым либералам всё перечисленное не мешает вспоминать время Бориса Ельцина с ностальгией и говорить о свободах того времени.

Либерализм Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо заявлял о том, что человек рождается свободным и что правительство ограничивает человека в обществе. Это заявление потрясло монархии того времени.

Мыслитель выдвигает тезис об органической воле нации и принципе самоопределения народа. Этим Жан-Жак Руссо отклонялся от династической политики своего времени. Его тезисы станут ключевым элементом Деклараций Французской и Американской революций.

Одной из основных идей Руссо и его современников заключалась в том, что люди заключают соглашения и владеют собственностью. В то время в большинстве законов собственность определялась как собственность семьи или отдельного члена, например, «главы семьи». Обязательства основывались на личных (клятвенных) и феодальных (вассальных) узах лояльности, а не на обмене конкретными товарами.

Со временем либеральная традиция стала рассматривать добровольное согласие как основу законного правительства и закона. Этот взгляд был дополнительно усилен Руссо с его идеей общественного договора.

Виды и формы либерализма.

В связи с расширением трактовки понятия «либерализм», целесообразно рассматривать это определение в зависимости от сферы его использования. Таким образом, возникло несколько основных направления идеологии. Каждое из них обладает характерными чертами.

Что такое политический либерализм?

Политический либерализм – это система, которая подразумевает ограничение вмешательства государства в общественные отношения.

Например, обеспечение безопасности и общественного порядка – государственный институт, он должен тесно сотрудничать с обществом. Одним из первых документов, который содержал в себе черты данной идеологии, является Великая хартия вольностей (Англия, 1215 г.). В политическом документе значились некоторые права граждан, которые распространялись дальше, чем власть монарха. Кроме того, в документе значился общественный договор, который гласил, что законы издаются для общества и с его согласия.

Сегодня основой политического либерализма является всеобщее избирательное право, которое не зависит от расовой или половой принадлежности, а также не зависит от имущественного состояния.

Что такое Экономический либерализм?

Экономический либерализм – это концепция, касающаяся невмешательства государства (или незначительное вмешательство) в организацию, ведение и развитие предпринимательства, а также выступающая за право частой собственности. Главный лозунг доктрины – «свободное частное предприятие». Невмешательство государства в экономические дела предприятий заключается в отмене государственных субсидий, а также в устранении юридических ограничений в ведении экономической деятельности. Либералы считают, что стоимость товаров и услуг определяется и регулируется не государственными рычагами, но рыночными механизмами – спросом и предложением. Однако, допускается государственное регулирование монопольных систем. Экономическое неравенство допускается, так как является результатом конкуренции.

Проводником идей экономического либерализма стала глобализация – свободные торговые отношения, открытый рынок труда, отсутствие экономических границ между странами. Главным недостатком системы стала концентрация власти у олигархов и корпораций.

Что такое Культурный либерализм?

Культурный. В основе данного вида либерализма лежит концепция свободы личности во всех сферах жизни: бытовая, сексуальная, религиозная и отсутствие вмешательства в эти области жизнедеятельности индивида. Культурный либерализм стоит на грани того, что приемлемо для одних и категорически неприемлемо для других. Например, эвтаназия, аборты, легализация однополых браков, азартных игр, проституции и наркотиков и др. На сегодня, Нидерланды являются ярким примером культурного либерализма.

Эта концепция тесно связана мультикультурной политикой государства.

Конкретизируем отличия либералов от других идеологий

Есть несколько моментов, которые помогут понять, суть предлагаемого материала. А именно отношение представителей описываемых идеологий к основополагающим основам государственного устройства. Для наглядности взяты социалисты, консерваторы и либералы. Таблица содержит краткие характеристики их принципиальных позиций, согласно теории.

Вопрос Либералы Консерваторы Социалисты
Роль государства в экономике не вмешивается регулирует регулирует

Отношение государства к социальным проблемам

не вмешивается сохранение классовых различий обеспечивает решение социальных вопросов

Из приведенной таблицы явствует, что либералы отстаивают полную свободу личности, даже в том случае, когда она не гарантируется государством. То есть, человек имеет право на любое самовыражение и обременен ответственностью за его использование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector