Как стать исполнителем контракта по гособоронзаказу

Спецсчета в уполномоченном банке

Все платежи по гособоронзаказу госзаказчики, головные исполнители, исполнители проводят через специальные счета. Открыть счета обязаны головной исполнитель и исполнители. Головной исполнитель выбирает банк из перечня уполномоченных банков, который предусмотрен частью 3 статьи 8.1 Закона № 275-ФЗ. Банк России ежемесячно размещает перечень банков, которые соответствуют критериям, на своем официальном сайте (ст. 8.1 Закона № 275-ФЗ).Под каждый гособоронзаказ открывают отдельный счет. Расходовать деньги с этих счетов можно только на нужды гособоронзаказа. Операции, которые не связаны с исполнением гособоронзаказа, запрещены. Например, запрещено предоставлять займы и кредиты, покупать иностранную валюту (п. 10 ст. 3, ст. 8.1–8.6 Закона № 275-ФЗ).В распоряжениях на перечисление денег указывают код конкретного госконтракта. В платежном поручении код контракта прописывают в поле 22, которое предусмотрено для уникального идентификатора платежа (письмо Казначейства от 04.12.2015 № 07-04-05/05-822).
Ситуация: открывать ли федеральному бюджетному учреждению второй счет в Казначействе для расчетов по контракту в рамках ГОЗНет, открывать второй счет не нужно. Спецсчета открывают только головной исполнитель, исполнители гособоронзаказа.Для контрактов в рамках гособоронзаказа применяют банковское или казначейское сопровождение. Если контракт подпадает под казначейское сопровождение, то операции по зачислению и списанию денег проходят на счетах, которые открывают в территориальных органах Казначейства. Счета открывают головной исполнитель или исполнители гособоронзаказа. О том, что нужно открыть счет, заказчик уведомляет исполнителей до того, как заключить контракт. Государственный заказчик перечисляет деньги на счета, которые Казначейство открыло в ЦБ. Затем Казначейство переводит деньги на спецсчет исполнителей.Если контракт подпадает под банковское сопровождение, то счета открывают в уполномоченном банке. Головной исполнитель, исполнители выбирают банк из перечня уполномоченных банков, который предусмотрен частью 3 статьи 8.1 Закона № 275-ФЗ. Условие о том, что расчеты проходят на спецсчетах в уполномоченном банке, заказчик включает в контракт.Об этом сказано в пункте 6 статьи 7, части 3 статьи 8.1 Закона № 275-ФЗ, пункте 2 раздела 1 Правил, которые Правительство утвердило постановлением от 28.12.2017 № 1680.
Ситуация: как взыскать с заказчика деньги по исполнительному листу с отдельного счета, который открыт в рамках гособоронзаказаПолучить деньги с отдельного счета по исполнительному листу можно после того, как контракт будет закрыт.На операции по отдельному счету, который открыт в рамках гособоронзаказа, действуют ограничения. Например, банк откажет в списании с отдельного счета денег по исполнительным листам. Ограничения прекращают действовать после того, как заказчик уведомит банк, где открыт счет, об исполнении контракта. Поэтому списать деньги по исполнительному лицу с отдельного счета исполнитель гособоронзаказа сможет после того, как контракт будет закрыт, а ограничения со счета сняты. Вывод следует из пункта 9 статьи 8.4, части 2 статьи 8.3 Закона № 275-ФЗ. Позицию подтвердил Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 16.05.2017 по делу № А40-206396/15.

Информация Федерального казначейства от 11.05.2018 по 10 вопросам участников Всероссийского совещания

Отвечая на вопросы участников совещания, Казначейство руководствовалось Правилами сопровождения, а также другими законодательными актами.

Вопросы Ответы по информации Федерального казначейства
1 Сколько лицевых счетов можно открыть в рамках одного контракта?

Для одного контракта открывается отдельный лицевой счет.

Если у головного исполнителя в контракте оптовая закупка сырья у одного поставщика предусмотрена для исполнения нескольких других договоров по ГОЗ, то затраты должны быть пропорционально распределены на все договора с указанием их идентификаторов. В этом случае исполнитель открывает отдельные лицевые счета для каждого контракта.

2 Можно ли не открывать лицевой счет, если договор заключен на сумму меньше чем 100 000 рублей?
3

Армейские фото на Shutterstock: Army and military photos.

Как в контракте на проектирование (строительство) объекта рассчитать прибыль, если она предполагается?

Можно ли указать в договоре формулировку о том, что условиями контракта не устанавливается положение о перечислении прибыли в размере, согласованном сторонами?

Размер прибыли, обоснованный единственным исполнителем, стороны рассчитывают методами, отличными от тех, что рекомендованы для определения цены контракта при расчете плановой рентабельности.

Если головной исполнитель только частично исполняет контракт, в условия включаются положения о перечислении им другим исполнителям соответствующих средств в размерах, согласованных с заказчиком. Это если в случае такого частичного исполнения есть результат — выполненная работа или принятая заказчиком продукция.

Цена контракта на строительство объекта включает с себя сметную прибыль.

Если размер прибыли условиями договора не установлен, то прибыль на счет головного исполнителя перечисляется после исполнения обязательств контракта либо его этапа, подтвержденного документами о возникновении денежных обязательств. В этом случае в Сведениях об операциях с целевыми средствами, которые утверждает заказчик, должны быть суммы по коду 0999 «Выплаты по окончательным расчетам (прибыль)».

4 По условиям госконтракта на лицевой счет исполнителя, неучастника бюджетного процесса, перечисляется аванс. Каков правовой статус денежных средств, находящихся на этих лицевых счетах? В каких нормативных актах это закреплено?
5

Существует ли механизм возврата средств в бюджет с лицевых счетов исполнителей, если добровольно их не возвращают?

Возможно ли включение денежной суммы, находящейся на лицевом счете у исполнителя, в конкурсную массу в связи с проведением банкротства владельца этого счета?

Федеральное казначейство запросило ответ на этот вопрос у Министерства финансов РФ Письмом от 29.03.2018 № 22-02-05/5252.

6 Необходимость разработки плана закупок на работы по ГОЗ.

План должен включать все закупки, осуществляемые заказчиком.

7 Как происходит возмещение произведенных расходов по договорам, заключенным до 01.01.2018?

Возмещение произведенных расходов по контрактам ГОЗ осуществляется:

  • при наличии средств на отдельном лицевом счете исполнителя;
  • при отсутствии в контракте условия о возможности возмещения произведенных исполнителем расходов;
  • если предоставлены все документы, подтверждающие оплату расходов.
8 Необходимость предоставления Сведений об операциях с целевыми средствами по контрактам.

Санкционирование расходов осуществляется Казначейством в соответствии с предоставленными исполнителем Сведениями об операциях с целевыми средствами. Они предоставляются в ТОФК по месту открытия исполнителю лицевого счета по форме, установленной Министерством финансов. Форму применяют также и вне рамок ГОЗ.

9

Каков порядок перечисления средств при оплате обязательств организаций в размере сумм уже поставленных товаров или фактически выполненных работ и оказанных услуг?

Какое условие о казначейском обеспечении обязательств должно быть включено в контракт?

10 Как формируется идентификатор госконтракта по ГОЗ? Идентификатор формируется по решению государственного заказчика — главного распорядителя бюджетных средств. На слайде ниже наглядно показан порядок формирования.

Шаг 5. Установка ПО ViPNet Client

  1. Запустите установочный файл Client_RUS_xxxx.exe.
  2. Ознакомьтесь с условиями лицензионного соглашения и нажмите кнопку «Продолжить».
  3. В окне «Способ установки» нажмите кнопку «Настроить».
  4. Во вкладке «Выбор компонентов» отключите установку модуля «ViPNet Деловая Почта».
  5. Во вкладке «Информация о пользователе» заполните поля «Пользователь» и «Организация». Нажмите кнопку «Установить сейчас».
  6. В окне с сообщением об успешной установке нажмите «Закрыть» и перезагрузите компьютер, нажав кнопку «Да».
  7. Инструкция по установке ПО ViPNet Client размещена в разделе «Инструкции» — Инструкция по установке ПО ViPNet Client.

О выполнении оборонного заказа

На столь часто упоминаемый нами государственный орган Закон о гособоронзаказе возложил практически всю ответственность за обеспечение выполнения государственного оборонного заказа — Минобороны фактически отстранено от этого процесса. Именно Правительство РФ вправе определять примерные условия государственных контрактов и контрактов, сроки размещения заданий государственного оборонного заказа, устанавливать головным исполнителям, исполнителям бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций. Именно чиновники Белого дома вправе предоставлять государственные гарантии по кредитам, привлекаемым головными исполнителями и исполнителями. Последним могут даваться субсидии для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, а также для предупреждения несостоятельности (банкротства). Определенная роль в этом процессе отведена государственному заказчику. Он может предусматривать в долгосрочном государственном контракте опережающую закупку головным исполнителем сырья, материалов и комплектующих изделий в объеме, необходимом для обеспечения исполнения этого контракта. Не исключены иные меры экономического стимулирования головного исполнителя, не противоречащие законодательству.

Очевидно, что финансовые средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю, предназначаются только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ. Головной исполнитель несет ответственность за нецелевое использование полученных средств целевого финансирования.

В заключение напомним, что контроль (надзор) в сфере государственного оборонного заказа возложен на Федеральную службу по оборонному заказу (Рособоронзаказ) <3>. Ревизоры наделяются правом проводить плановые и внеплановые проверки нарушений требований, установленных законодательством в сфере государственного оборонного заказа. При этом чиновники в своей работе обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Часть контрольных функций выполняет Федеральная антимонопольная служба. Дело в том, что Законом о гособоронзаказе предусмотрены антимонопольные требования, применяемые к исполнителям государственного оборонного заказа, в целях контроля за изменением (повышением) цен на комплектующие изделия, сырье и материалы. В частности, исполнителям, занимающим доминирующее положение, запрещено злоупотреблять таким положением. Головной исполнитель обязан представлять в антимонопольный орган информацию обо всех фактах повышения поставщиками (исполнителями) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа. ФАС в пределах своей компетенции выявляет случаи нарушения запрета на злоупотребление доминирующим положением, возбуждает и рассматривает дела о нарушении указанного запрета, принимает решения и выдает предписания, привлекает к ответственности за нарушения. Лица, виновные в нарушении норм Закона о гособоронзаказе, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

<3> См. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 604 «О Федеральной службе по оборонному заказу».

С.Булаев

Эксперт журнала

«Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Особенности расчетов и исчисление прибыли исполнителя

Головной исполнитель может исполнять контрактные обязательства 2-мя способами:

  • за свой счет приобретать товары и услуги напрямую у поставщиков и производителей. В этом случае средства с отдельного счета он может израсходовать исключительно на зарплату своих сотрудников.
  • необходимые для выполнения ГОЗ товары и услуги поставляются заказчику непосредственно исполнителями второго и третьего порядка. Напомним, что у каждого из них должен быть открыт отдельный счет в уполномоченном банке. Оплата таким исполнителям может производиться как до, так и после поставки.

До исполнения работ выплаты по гособоронзаказу регулируются Приказом Минфинансов. Ежегодно выпускается новый приказ. С 2019 г. действует Приказ № 259Н от 11.12.2018 г. Он разработан с перспективой на 2020-2021 гг. В этом законодательном нормативе определен ряд направлений траты целевых денег (Приложение № 4): выплаты рабочим, закупка работ и услуг, приобретение билетов, реклама и др.

Если головной исполнитель переводит на счет исполнителя предоплату, то в платежном поручении он указывает детальное назначение платежа, которое соответствуют укрупненным коду расходования денег из Приказа № 259Н

Если исполнитель получает средства после подписания акта, то головной исполнитель должен заполнить заявление на открытие счета по статье «прочие выполненные работы». И приложить обоснование того, что исполнитель работы выполнил. Для этой цели можно использовать фотоматериалы или видеофиксацию.

Для того, чтобы ограничить участие в ГОЗ перекупщиков, разработаны некоторые меры относительно прибыли поставщика. Эти меры регулируются на государственном уровне. В Постановлении Правительства РФ № 1465 от 2 декабря 2017 г. приведены методы по определению цен на продукцию и нормы прибыли коммерческих поставщиков.

Например, при применении затратного метода правила следующие:

  • если исполнитель сам является производителем изделий, то в качестве прибыли он может добавить 20% к себестоимости;
  • если комплектующие приобретаются, то норма прибыли будет только 1%.

Показатели себестоимости и прибыли головного исполнителя отмечаются в тексте контракта. Но если он на чем-то сэкономил и уменьшил сумму затрат, то сторонам потребуется подписать дополнительное соглашение и увеличить прибыль исполнителя.

Что изменится в 2021 году

Изменения в правила предоставления обеспечения контракта, контроля гособоронзаказа и составления документов исполнителей и другие изменения вступили в силу с мая 2021 года. Сделали краткий обзор нововведений.

ВАЖНО!

Это право будут реализовывать до завершения госконтракта в целом.

Такие изменения позволят исполнителю переводить деньги с отдельного счета на расчетный счет и решать за их счет другие производственные задачи, не ожидая окончания выполнения «долгосрочного» госконтракта.

Для реализации нового права на закрытие отдельного счета придется соблюсти такие условия:

  • предоставить в полном объеме отчеты о ходе исполнения контракта, которые соответствуют требованиям к составу и формату по 275-ФЗ. Подробнее: «Готовим отчет по форме 1-ГОЗ: пошаговая инструкция»;
  • предоставить госзаказчику в порядке, который предусмотрен Федеральным законом об оборонном заказе, отчет о полном исполнении контракта;
  • получить на отдельный счет исполнителя от головного исполнителя, исполнителя оплату за продукцию, которая поставлена в объеме по условиям такого контракта, содержащегося в Единой информационной системе государственного оборонного заказа (ЕИС ГОЗ);
  • пройти проверку отчета (отчетов) о ходе исполнения контракта и отчета о полном исполнении контракта по результатам ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по такому контракту, контроль целостности и форматный логический контроль, определенные Минобороны, при передаче такой информации в ЕИС ГОЗ;
  • предоставить заявление в уполномоченный банк о закрытии отдельного счета по такому контракту с подтверждением принятия ЕИС ГОЗ отчета о полном исполнении контракта.

ВАЖНО!

Планируется, что эти изменения заработают с июля 2021 года.

22.10.2020 Госдума в первом чтении приняла законопроект № 1005078-7 о создании систематизированного каталога товаров и услуг по гособоронзаказу и информационно-аналитической системы сопоставления цен в этой сфере.

Этот законопроект создает правовую основу для работы федеральной̆ системы каталогизации продукции для госнужд и ведения соответствующего каталога. Такая система позволит анализировать показатели, чтобы выявлять взаимозаменяемые, дублирующие или устаревшие изделия.

ВАЖНО!

Уточняется, что информация о товарах для обеспечения органов СВР и ФСБ для борьбы с терроризмом не будет размещаться в федеральном каталоге продукции для госнужд.

Этот систематизированный перечень товаров, работ, услуг, поставляемых по гособоронзаказу, который ведется в аналитической системе, будет применяться, в частности, для госрегулирования цен в этой сфере.

ВАЖНО!

Планируется, что изменения вступят в силу через 180 дней после официального опубликования.

Законодательство по гособоронзаказу

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ О государственном оборонном заказе
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 1482 О требованиях к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. № 504 Об установлении понятия грубого нарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1275 О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1255 О Правилах разработки государственного оборонного заказа и его основных показателей
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 639 Об утверждении Правил установления квот обязательных поставок (государственное бронирование) важнейших видов материально-технических ресурсов и формирования их перечня и объема для выполнения государственного оборонного заказа
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 976-р Об утверждении перечня продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен (за исключением ядерного оружейного комплекса)
Приказ ФАС России от 15 марта 2016 г. № 240/16 Об утверждении Порядка проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа
Приказ ФАС России от 18 апреля 2013 г. № 271/13 Об утверждении формы представления антимонопольному органу головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу сведений о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа
Федеральный закон от 29.07.2018 № 239-ФЗ

О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.55 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Федеральный закон от 29.07.2018 № 263-ФЗ

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Формирование и утверждение гособоронзаказа

Формирование гособоронзаказа происходит на основе военной доктрины России, планов строительства и развития Вооруженных сил, Государственной программы вооружения, а также мобилизационного плана экономики России, программ военно-технического сотрудничества и целевых программ в области обороны и безопасности страны. Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом.

Основные показатели гособоронзаказа разрабатываются с принятием во внимание государственного регулирования цен на товары оборонного назначения. Органом, в полномочия которого входит формирование гособоронзаказа, является Военно-промышленная комиссия России при взаимодействии с государственными заказчиками и другими заинтересованными лицами, которая формируется на 1 год или на плановый период. В процессе формирования проекта гособоронзаказа осуществляется определение прогнозных цен на закупаемые работы (товары, услуги), формирование основных показателей, формирование предложений по основным показателям, формирование проекта документа

В процессе формирования проекта гособоронзаказа осуществляется определение прогнозных цен на закупаемые работы (товары, услуги), формирование основных показателей, формирование предложений по основным показателям, формирование проекта документа

Органом, в полномочия которого входит формирование гособоронзаказа, является Военно-промышленная комиссия России при взаимодействии с государственными заказчиками и другими заинтересованными лицами, которая формируется на 1 год или на плановый период. В процессе формирования проекта гособоронзаказа осуществляется определение прогнозных цен на закупаемые работы (товары, услуги), формирование основных показателей, формирование предложений по основным показателям, формирование проекта документа.

Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ) установлен открытый перечень видов работ/продукции, предназначенной для включения в гособоронзаказ. К таким работам/продукции относятся:

• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию, модернизации вооружения, по развитию исследовательской, проектно-конструкторской и производственно-технологической базы организаций в целях обеспечения выполнения государственного оборонного заказа;

• поставки вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, продовольственных и непродовольственных товаров;

• работы по ремонту и модернизации вооружения, военной и специальной техники, по уничтожению химического оружия;

• по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов, предназначенных для нужд обеспечения обороны;

• по мобилизационной подготовке;

• поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, продукции для накопления материальных ценностей государственного материального резерва;

• иные поставки продукции в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.

Следующим этапом формирования заказа выступает утверждение гособоронзаказа. В процессе утверждения гособоронзаказа и мероприятий по его выполнению определяются государственные заказчики, которые будут обеспечивать поставки продукции. Правительство Российской Федерации утверждает государственный оборонный заказ и мероприятия по его выполнению в месячный срок после подписания Президентом Российской Федерации федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. При утверждении государственного оборонного заказа Правительство Российской Федерации утверждает государственных заказчиков. При этом в гособоронзаказ могут вноситься уточнения в порядке, указанном при его утверждении.

Правовая база

Приступая к работе в рамках гособоронзаказа, необходимо понять, в чём состоят особенности нормативного регулирования данной сферы. Основные положения определяет Закон № 44-ФЗ, а Закон № 275-ФЗ ─ это подзаконный нормативный акт, определяющий следующие отличия гособоронзаказа:

  • осуществление планирования закупок
  • установление начальной максимальной цены контракта, а также цен контрактов, заключаемых с единым поставщиком в рамках ГОЗ
  • особенности описания объектов закупок
  • порядок определения цены госконтракта на ТРУ
  • финансовое обеспечение исполнения контракта
  • регламентация требований для экспертов и экспертных организаций, которых привлекают к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги
  • вынесение решения об одностороннем отказе от исполнения госконтракта

Кроме данных законов, приняты ряд документов, определяющих особенности осуществления закупок по гособоронзаказу. Необходимо знать их основные положения и следить за внесением изменений в них.

В ходе деятельности важно учитывать особенности терминов, используемых при работе с гособоронзаказом. Начинающим работать с госконтрактами следует знать различия между контрактом и госконтрактом, поставщиком и исполнителем

Учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по гособоронзаказу

Правила ведения организациями, выполняющими гособоронзаказ, учета результатов финансово-хозяйственной деятельности установлены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 47. Согласно данным правилам, головной исполнитель и исполнитель осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту, контракту. Первичная учетная документация оформляется на предусмотренные в государственном оборонном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу. Расходы на производство и реализацию продукции, а также доходы, полученные в период исполнения контракта, определяются методом начисления (п.2).

Финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой всех расходов, исчисленных согласно пункту 3 Правил, к которых относятся:

1) прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по контракту продукции;

2) накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) по обеспечению процесса производства включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта, и иную продукцию, выпускаемую организацией. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту. Прямые затраты и накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) формируют производственную себестоимость продукции;

3) административно-управленческие расходы организации относятся на контракт пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, и учитываются при расчете финансового результата по контракту без включения в производственную себестоимость продукции. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту;

4) расходы, связанные с непосредственной реализацией (сбытом) продукции по контракту, учитываются отдельно по каждому контракту и при расчете финансового результата по контракту.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно прийти к следующим основным выводам в части особенностей заключения и исполнения Контрактов по государственному оборонному заказу для Поставщиков:- каждому государственному контракту на исполнение гособоронзаказа присваивается уникальный код (ИКГ), который необходимо указывать в распоряжениях о переводе денежных средств, включать в контракты с другими исполнителями и указывать в счете-фактуре;

— по общему правилу, все расчеты по контрактам ведутся только через отдельные счета, открываемые исполнителям (имеются исключения);

— возможность «вывести» деньги с отдельного счета возникает только после полного исполнения контракта;

—  законодательством предусмотрено государственное регулирование цен на продукцию по гособоронзаказу, а также размера плановой рентабельности (прибыли) в составе цены;

— учет расходов по контракту в рамках гособоронзаказа и по расходам в рамках обычной хозяйственной деятельности ведется отдельно.

Правовая база оборонного заказа

В настоящее время во всех концептуальных законах этот вопрос четко регламентирован, не исключение и Закон о гособоронзаказе. Правовую базу гособоронзаказа представим в виде схемы.

--------------------------------------------------------------------------¬¦                              Конституция РФ                             ¦L-------------T--------------------------------------------------T-----------------------+-------------¬------------------------¬-----------+--------¬¦      Бюджетный кодекс     ++Закон о гособоронзаказе++ Гражданский кодекс¦L-------------T--------------L---------T--------------L----------T-----------------------+------------------------+-------------------------+--------¬¦     Федеральные законы в области обороны и безопасности РФ, поставок    ¦¦  продукции для федеральных государственных нужд, размещения заказов <*> ¦L--------------------------------------T--------------------------------------------------------------------------+----------------------------------¬¦                  Подзаконные нормативные правовые акты                  ¦L--------------------------------------------------------------------------

<*> Федеральные законы и иные правовые акты РФ, касающиеся предмета регулирования Закона о гособоронзаказе, применяются в части, не противоречащей его положениям.

Особое внимание следует уделить подзаконным актам, которые разъясняют общие нормы Закона о гособоронзаказе. Пока таких документов нет, их предстоит разработать в ближайшее время Правительству РФ

Оно утверждает сам госзаказ, сроки его размещения и мероприятия по его выполнению, выбирает государственных заказчиков, уточняет заказ. Также в ведении Правительства РФ принятие порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа путем проведения торгов, а также правил расчета цены госконтракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) — пока такой порядок и правила не приняты. Чиновникам из Белого дома предстоит утвердить правила установления квот и формирования утверждаемых в составе государственного оборонного заказа перечня и объемов материально-технических ресурсов в целях выполнения заказа. Кроме того, Правительство РФ назначено ответственным за регулирование цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, включая установление полномочий органов власти и государственной корпорации «Росатом» в сфере госрегулирования цен на эту продукцию. Как видим, работы чиновникам предостаточно. Правоприменителям, в том числе бухгалтерам казенных учреждений, надо следить за пополнением нормативной базы гособоронзаказа.

Обзор документа

Закон направлен на снижение административных расходов предприятий ОПК при исполнении гособоронзаказа.

Режим использования отдельного счета при расчетах по контрактам в рамках ГОЗ предусматривает списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора госконтракта. При этом исполнители ГОЗ могут списывать денежные средства с отдельных счетов на иные счета для оплаты налогов и сборов, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, электроэнергии и т. п.

Прежде уполномоченные банки не требовали от исполнителей контрактов указывать идентификатор госконтракта при расчетах в части накладных расходов. Но в 2020 г. ЦБ РФ обязал банки принимать к исполнению распоряжения только с указанием идентификатора госконтракта, что привело к невозможности оплаты накладных расходов с отдельных счетов.

Закон решает эту проблему. Он исключает обязанность головного исполнителя и исполнителя указывать идентификатор госконтракта в контракте и в распоряжении о переводе денежных средств, а также обязанность уполномоченного банка контролировать наличие данного идентификатора при списании денежных средств с отдельного счета на иной счет.

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Особенности расчетов при выполнении Гособоронзаказа

Независимо от закупаемых товаров или услуг, следует знать порядок расчётов при выполнении гособоронзаказа:

  • все стороны госконтракта обязаны открыть специальный счёт в банке, через который будут проводить все расчёты
  • суммы, переводимые государственным заказчиком — целевые. Это значит, что они направлены на определённые статьи данного заказа, будь это даже писчая бумага или услуги по покраске зданий
  • направление денег на другие цели считается нарушением
  • по окончании исполнения госконтракта специальный счёт в уполномоченном банке подлежит закрытию

В обычных закупках действует принцип невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность, осуществляемую участником закупки. Однако при выполнении поставок по ГОЗ Закон № 275-ФЗ устанавливает право заказчика осуществлять контроль за использованием переведённых денег.

Процедура перевода денег со спецсчёта на обычный расчетный счёт возможна только после исполнения условий контракта. В случае наличия в госконтракте нескольких отдельных спецификаций, сумма будет доступна только по окончании исполнения контракта полностью. В этом состоит основное отличие расчётов по Закону 275-ФЗ.

Пример. Фирма-А принимает участие в выполнении госконтракта, предмет которого — замена окон в здании, и является головным исполнителем. Деньги заказчиком будут переведены на её счёт по окончании всех работ после их приёмки. Фирма-В участвует в закупке военной техники в качестве исполнителя в рамках кооперации. У неё подписан контракт с головным исполнителем на поставку комплектующих. Деньги на счёт фирмы2, выполнившей все условия её спецификации, поступят, только когда заказчик переведёт всю сумму за исполнение госконтракта головному исполнителю.

Исполнителю по госконтракту, для того чтобы перевести деньги с открытого в уполномоченном банке счёта необходимо направить документы в соответствии с этим перечнем:

  • подписанный госконтракт с приложением допсоглашений
  • акт приёма-передачи товара/акт выполненных работ (услуг)
  • документация, подтверждающая факт того, что исполнителем израсходованы собственные средства на исполнение госконтракта
  • другие документы, подтверждающие факт целевого расходования расходования средств на исполнение контракта по ГОЗ

Важно помнить: во всех направляемых документах должен быть указан идентификатор, только тогда можно списать деньги со спецсчёта. Отсутствие данного кода может привести к признанию расходов нецелевыми

Это влечёт отказ от выплаты денег, даже в случае полного выполнения условий контракта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector