Бюджет россии на 2019 год в цифрах

Приоритетные направления расходования бюджетных средств

На основании приложения 10 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» следующие органы исполнительной, судебной власти и отраслевые ведомства получат наибольшее количество ассигнований:

Наименование Сумма, тыс. рублей %
Министерство финансов Российской Федерации 5858554127,00 32,4803
Министерство обороны Российской Федерации 1776080136,40 9,8467
Министерство внутренних, дел Российской Федерации 970172896,90 5,3787
Федеральное дорожное агентство 608290196,40 3,3724
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации 519692839,60 2,8812

На основании приложения 13 к ФЗ N 459-ФЗ (от 29.11.2018) распределение бюджетных ассигнований по разделам и целевым статьям выглядит следующим образом:

Наименование Сумма, тыс. рублей %
Развитие пенсионной системы 3 103 295 323,80 17,20
Бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконур 2 272 154 902,30 12,60
Распределение бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний) 2 062 670 016,40 11,44
Государственная программа «Обеспечение обороноспособности страны» 1 400 705 129,00 7,77
Государственная программа «Социальная поддержка граждан» 1 376 055 462,60 7,63

Основной финансовый документ РФ содержит атрибуты и свойства социально ориентированного бюджета, поскольку на программы поддержки населения и пенсионную систему направлена приблизительно четверть всех расходов страны.

Категории формирования доходов и расходов

Статья доходов, пополняющих государственный бюджет, зависит, прежде всего, от текущих потребностей страны в финансовых средствах. Исходя из общих потребностей, формируется налоговая политика и иные налоговые и неналоговые ассигнования на предстоящий финансовый год. Доходность сильно зависима от способов реализации пополнения бюджета, способности государственного строя к резкой мобилизации возможностей и поддержания текущей экономической политики основной составляющей населения страны.

Средства, не реализованные в отчетном году или оставшиеся на балансе в результате грамотного ведения финансовой политики, также зачисляются на статью неналоговых доходов на предстоящий год.

К доходам налогового характера, пополняющим бюджет государства, относятся:

  • денежные средства, поступающие в казну государства в результате сборов и налоговых вычетов с физических и юридических лиц, установленных на законодательном уровне налоговым законодательством страны;
  • средства, зачисляемые в бюджет с уплаты таможенных пошлин на ввоз (вывоз) продукции и товаров из-за границы;
  • иные таможенные сборы, установленные законодательством и корректируемые в зависимости от состояния внешнеэкономических отношений;
  • доходы, получаемые по программе государственных пошлин страны.

Если налоговые доходы относительно стабильны, то доходы неналогового характера гораздо менее прогнозируемы и в большей степени зависят от:

  • уплаты сборов имущественного характера (установленная государством для физических и юридических лиц плата за пользование имуществом;
  • уплаты части стоимости материальных средств, полученных от продажи (перепродажи) как коммерческого, так и находящегося в личном пользовании имущества (к примеру автомобиля), распространяется также на физических и юридических лиц;
  • процента с прибыли предприятий и организаций, осуществляющих коммерческую деятельность на территории Российской Федерации;
  • средств, поступающих в федеральный бюджет от доходов, получаемых Центральным Банком России;
  • общих доходов страны, реализуемых по результатам успешной внешнеторговой и внешнеэкономической политики, проводимой в течение всего отчетного периода;
  • поступающих в казну государства финансовых средств от продажи или иной реализации на внешнеторговом рынке запасов государственного резерва.

По итогам сформированного проекта бюджета на предстоящий год прибыль, поступающая в активы государства, может быть передана или распределена между отдельными субъектами Российской Федерации, а также заложена в основу федерального бюджета на будущие периоды.

По итогам 2018 года суммарный объем доходов государства составил 19,3 триллиона рублей, что по оценкам финансистов превысило аналогичную сумму доходов за 2017 год почти на триллион рублей. Предполагая стабильность в ценообразовании Российских нефтепродуктов (в них заложено также и планомерное снижение доходов от реализации нефти до 2020 года включительно) и доходность дивидендов по ценным бумагам, прогнозируемый прирост активов федерального бюджета на 2019 год определит общую сумму показателя доходности по бюджету в 19,939 триллиона рублей. На плановые периоды 2020 и 2021 годов установленный размер доходности государства закладывается из расчета его планомерного повышения на 0,7 триллиона в год и в цифрах составляет в 2020 году 20,219 трлн. руб., в 2021 году 20,978 трлн. руб. Планируемый профицит на 2019 год – 1,932 трлн. руб., 2020 – 1,224 трлн. руб., 2021 – 952 млрд. руб.

По оценкам специалистов уровень инфляции в 2019 году не превысит 4,3%, в 2020 году планируется его понижение до 3,8% и стабилизация на уровне 4% к январю 2021 года.

Источники доходов

Доходную часть бюджета традиционно составляют налоговые сборы и таможенные пошлины.

  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Ввозные и вывозные таможенные пошлины на нефть и газ
  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизы на алкоголь, табак, топливо
  • Налог на прибыль предприятий

Около 37% прогнозируемых доходов бюджета 2018 года будут приносить нефтегазовые корпорации. В прошедшем году существенный прирост показали продажи зерна и туризм, в 2018 году ожидается соответствующий уровень дохода от этих направлений.

Продолжают действовать налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса, в целом наблюдается спад товарооборота большинства предприятий, поэтому общие налоговые сборы будут ниже докризисных годов. Но с 2018 года меняется принцип отчислений с регионов налога на прибыль предприятий, вместо 2% теперь в федеральный бюджет будут поступать 3% от сборов.

В целях финансирования покрытия дефицита госбюджета планируется использование резервного фонда полностью в размере 1,2 трлн рублей и фонда национальной безопасности на сумму в 659,6 млрд рублей. Это покроет две трети общего дефицита. Оставшаяся сумма должна быть покрыта с помощью внутренних заимствований и приватизации. Планируется размещение облигаций госкорпораций и Банка России на сумму 1,05 трлн рублей. По прогнозам Министерства финансов, госдолг при этом не превысит безопасный уровень в 20% ВВП.

Мнения о том, приведет ли принятый федеральный бюджет к сдвигу экономического развития страны в положительную сторону расходятся. Главный финансовый документ страны создан с учетом текущих внешних политических и экономических обстоятельств. Но сохраняется надежда на урегулирования межгосударственных разногласий, отмену санкций, стабилизацию цен на нефть на уровне не ниже 50 долларов за баррель.

Новый федеральный бюджет принят 355 депутатами, 99 представителей Госдумы не согласны с ним, обвиняя в нерациональном распределении расходов: излишних тратах на госаппарат и банковскую систему, недостаточное финансирование агропромышленного комплекса, слабую поддержку регионов и неэффективные инвестиции в развитие экономики. Правительство в свою очередь настаивает именно на максимальном сокращении расходов. Более 60% мер направлено на эти задачи. Для поиска вариантов дополнительного дохода нынешнее время считается не подходящим. Объективно на сегодня экономика России находится в процессе стагнации, и без жестких мер создать сбалансированный бюджет невозможно.

Как вам статья?

Актуальные показатели 2020 года

2020 год значительно изменяет экономическую картинку. Относительно 2019 года она сильно изменилась. Согласно прогнозам все нефтегазовые расходы должны упасть на 400 млрд. рублей. Суммы получаемых дивидендов будут перераспределены между отраслями. Значительно увеличатся доходы от НДС — это, примерно, 8 трлн. Против прошлых 5,9. Опираясь на статистические данные можно смело сказать, что Россия сможет уверенно войти в первую пятерку крупнейших экономических держав.

Согласно Федеральному Закону под номером 380 «О Хозяйственных партнерствах» на территории страны между предпринимателями и другими членами хозяйствования возможно установить такие отношение, при которых обязанности сторон строго регламентированы и поэтому обязательны к выполнению. Министерства регулируют правовые отношения между сторонами, а также процессы реорганизации и ликвидации.

Экономика страны находится под пристальным контролем властей, что принципиально важно при выстраивании долгосрочных и приносящих прибыль отношений между членами хозяйства

Изменение МРОТ

Этот параметр не пересматривался на протяжении длительного времени, поэтому при формировании бюджета был рассмотрен и одобрен проект закона о повышении минимального размера оплаты труда на уровне не менее 9,489 тыс. рублей. Эта сумма приближается к 85% прожиточного минимума.

На этом повышение МРОТ в ближайшем будущем не прекратится: до 2020 года существующий размер (7,8 тыс. рублей) вырастет больше, чем на 50%. Через 12 месяцев этот показатель планируется вывести на один уровень с прожиточным минимумом, к чему давно стремилось высшее руководство Минтруда и соцзащиты. Эта мера позволит приблизиться к адекватному уровню оплаты труда, позволяющему обеспечить все базовые необходимости трудящегося человека в любой отрасли и при любой профессии.

Бюджетная федеральная сфера понесёт добавочные расходы, связанные с повышением МРОТ, в размере 7,2 млрд на ближайшие 12 месяцев и ещё 12 млрд на 2019 год. Этот законопроект коснётся около 4 млн трудящихся граждан России.

Государственные инвестиции в экономику

Объем вложений в национальную экономику сокращен еще на 7,5% за счет прекращения или снижения финансирования некоторых государственных экономических программ. С одной стороны, приостановка федерального субсидирования некоторых корпораций и региональных проектов закрывает дорогу задуманному изначально развитию тех или иных отраслей или территорий. С другой стороны, государственные инвестиции за счет бюджета по этим направлениям оказываются малоэффективными, в идеале требуется привлечение бизнес-инвесторов, и тенденция на сокращение расходов по этой статье будет продолжена.

Пока наибольшие потери понесли следующие программы:

  • Социально-экономическое развитие Дальнего Востока -50,3%,
  • Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013- 2030 годы -30,3%,
  • Энергоэффективность и развитие энергетики -27,2%,
  • Экономическое развитие и инновационная экономика -22,8%

При этом продолжится финансирование таких компаний как Росатом (77 млрд рублей), РЖД (68 млрд рублей), Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (14 млрд рублей). Снова получат дотации банки: в первую очередь находящийся на грани банкротства Внешэкономбанк (150 млрд рублей), Россельхозбанк, реализующий кредитование агропромышленных предприятий, Сбербанк и ВТБ в рамках поддержки ипотечного кредитования. К регионам, которые обеспечены наибольшими субсидиям, в 2018 как и ранее году относятся Крым, Севастополь, Северный Кавказ и Калининградская область.

Дополнения к федеральному бюджету

Помимо проекта Государственного бюджета, наряду и практически в одно время с ним разрабатывается ряд вспомогательных документов, призванных оказать информативную помощь членам Государственной думы в принятии решения по утверждению или внесению поправок в бюджет

Наибольшую важность из пакета документов представляет перспективный план финансово-экономического развития. Он содержит в себе выраженные в цифровых величинах обобщенные данные о результатах всех аналитических и статистических исследованиях экономики страны

План не требует утверждения и представляет лишь информацию, отражающую реальное состояние дел. Составляется на 3 года – текущий и два предстоящих года планового периода. Как правило, подвергается корректировке в зависимости от изменений на финансовом рынке или внезапных обострениях внешнеэкономических отношений.

Показатель 2019 2020 2021
Доходы 19,969 трлн. рублей (18,9% ВВП) 20,219 трлн. рублей (18,3% ВВП) 20,978 трлн. рублей (17,7% ВВП)
Расходы 18,037 трлн. рублей (17,0% ВВП) 18,994 трлн. рублей (17,2% ВВП) 20,026 трлн. рублей (16,9% ВВП)
Профицит 1,932 трлн. рублей (1,8% ВВП) 1,224 трлн. рублей (1,1% ВВП) 952 млрд. рублей (0,8% ВВП)
ВВП 105,82 трлн. рублей 110,73 трлн. рублей 118,41 трлн. рублей
Макс. размер внутреннего долга 11,613 трлн. рублей 13,5 трлн. рублей 15,176 трлн. рублей
Макс. размер внешнего долга $64,6 млрд. (54,8 млрд. евро) $64,3 млрд. (52,7 млрд евро) $68 млрд. (54,9 млрд. евро)
Инфляция 4,3% 3,8% 4%
Макс. объем Фонда развития 436,9 млрд. рублей 582,8 млрд. рублей 612,9 млрд. рублей
Объем Фонда нац. благосостояния 3,818 трлн. рублей (3,6% ВВП) 7,907 трлн. рублей (7,1% ВВП 11,476 трлн. рублей (9,7% ВВП)
Трансферты субъектам 2,095 трлн. рублей 2,154 трлн. рублей 2,014 трлн. рублей
Поддержка банков 13 млрд. рублей 21 млрд. рублей 27,4 млрд. рублей

Что скорректировали во втором чтении

В результате перераспределения средств выделят 2,266млрд. рублей на завершение строительства военного технополиса «Эра» в Анапе, для покрытия долгов предприятиям оборонно-промышленного комплекса — 343,286млн. рублей.

Росгвардии на закупку автомобильной техники предоставят 1,25млрд. рублей, еще 200млн. рублей — на увеличение оплаты труда служащим Росгвардии. На ассигнования для почтовых расходов Службы судебных приставов направят 1,864млрд. рублей, субсидии производителям сельскохозяйственной техники увеличатся до 3,5млрд. рублей.

На осуществление имущественного взноса РФ в госкорпорацию развития «ВЭБ.РФ» на компенсацию части затрат по исполнению обязательств по внешним заимствованиям на рынках капитала, компенсацию убытков, связанных с участием и/или прекращением участия в начатых до 1-го января 2018-го года проектах ВЭБ.РФ (включая формирование резервов на возможные потери по этим проектам), и компенсацию убытков, возникающих в результате безвозмездной передачи активов в казну, будет выделено 242,1млрд. рублей.

В резервный фонд Правительства РФ будет направлено 16,6млрд. рублей.

2021

42% доходов бюджета формируются за счет экспорта энергоресурсов

Министр финансов России Антон Силуанов в июле 2021 г предупредил Кремль о необходимости готовиться к падению доходов.

Моделирование Минфина показало, что глобальное продвижение экологически чистой энергии может привести к значительному снижению спроса на экспорт ископаемого топлива и «радикальным изменениям в мировом энергетическом балансе».

«Большая часть доходов нашего бюджета поступает от экспорта сырьевых товаров, поэтому нам нужно понять, чем мы будем замещать выпадающие доходы, если эти прогнозы окажутся точными», — сказал Силуанов.

73 из 85 субъектов федерации запланировали дефицитный бюджет

Среди бюджетов на 2021 г. 73 из 85 субъектов федерации имеют дефицит. Лишь 5 регионов имеют профицит и 7 регионы относятся к категории регионов со сбалансированным бюджетом. 

Профицитный бюджет у регионов, экономический потенциал которых невысок (Марий Эл, Карачаево-Черкессия, Мордовия, Пензенская, Еврейская АО), а уровень долговой нагрузки накоплен еще в доковидный период. Для таких регионов действует режим строгой экономии.

План сокращения затрат на оборону

В октябре 2020 г Госдума приняла в первом чтении проект закона о федеральном бюджете на 2021 и плановые 2022 и 2023 годы.

  • Дефицит бюджета в 2021 году запланирован в размере 2,75 трлн руб. (2,4% ВВП);
  • В 2022 году — 1,250 трлн руб. (1% ВВП);
  • В 2023 году — 1,412 трлн руб. (1,1% ВВП).

План расходов федерального бюджета в 2021 году по данным на сентябрь 2020 г

24 ноября 2020 г Госудума на пленарном заседании приняла во втором, основном чтении проект бюджета на 2021-23 гг. Документ был одобрен подавляющим большинством голосов.

Несмотря на пандемию, «под нож» пойдут ассигнования на здравоохранение. В 2021 году бюджет выделит на эти цели 1,129 трлн рублей — на 135 млрд рублей, или 11% меньше, чем в текущем. В бюджете-2022 медицинские расходы символически увеличиваются (на 5 млрд рублей, или 0,4%), а затем снова сокращаются в 2023-м — на 34 млрд рублей, до 1,1 трлн.

Окончание программ поддержки населения, включая повышенные пособия по безработице и выплаты семьям с детьми, позволит правительству сэкономить на статье «социальная политика». Расходы по ней будут уменьшены на 172,6 млрд рублей, до 5,594 трлн.

При этом ежегодный трансферт Пенсионному фонду, за счет которого ПФР в 2020 году оплатит почти половину всех пенсий в стране, будет «срезан» разом на 1,263 трлн рублей (до 3,444 трлн).

Впервые за долгое время правительство сокращает расходы на оборону. В 2021 году на армию и госзакупки оружия для нее будет потрачено 3,113 трлн рублей — на 195,7 млрд меньше, чем в текущем. Это, впрочем, частично компенсируют увеличением финансирования других силовых ведомств. Ассигнования по статье «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» увеличатся на 97,6 млрд рублей, до 2,456 трлн. В сумме же силовики «съедят» 5,569 трлн рублей, или 25% федерального бюджета.

Экономить правительство планирует на системе ЖКХ (расходы сокращаются на 16%, или 61,8 млрд рублей), физкультуре и спорте (- 9,1 млрд рублей), культуре и кино (-9,8 млрд рублей), а также поддержке регионов.

Приоритеты финансирования

Ожидается, что бюджет в стране будет профицитный, т. е. уровень доходов государства превысит планируемые расходы. Если смотреть в цифрах, то в национальной валюте по прогнозам:

  • Доход – 19.97 трлн.
  • Расход – 18 трлн.

Из этого следует, что предполагаемый профицит будет 1.9 трлн. руб., или 1.8% ВВП.

Основные показатели, определяющие бюджет на 2019 год:

  • Рост ВВП на 2.2%.
  • Предполагаемая инфляция 4.3%.
  • Курс доллара в среднем 64 руб. за 1 $ (по некоторым источникам 66.9 руб. за 1 $).
  • Стоимость барреля нефти- 63.4$.

Минфин сообщил, что приоритетным будет финансирование национальных проектов, которые были определены в майском указе президента страны. Таких проектов тринадцать и на их выполнение будет выделена сумма в 1.7 трлн. руб. Некоторые проекты в национальной валюте на следующий год:

  • “Демография” – 512 млрд.
  • “План по расширению и модернизации магистралей” – 323 млрд.
  • “Наука” – 35.1 млрд.
  • “Культура” – 12.6 млрд.

Основные параметры

Во время утверждения закона министр финансов указал на самые важные направления федерального бюджета периода 2018 – 2020 годов:

  • стабилизация социальной сферы;
  • все уровни обороны и оборонной промышленности;
  • укрепление государственной экономической ситуации.

Эти же сферы станут основными направлениями расходов: 36,4% составят расходы на соцсферу, 29% — на военную и оборонную промышленность, 14,7% — на стабилизацию национальной экономики.

Объёмы расходов были откорректированы и увеличены по сравнению с запланированным законом уровнем:

  • в 2018 – на 300 млрд рублей;
  • в 2019 – на 200 млрд рублей.

Основные параметры бюджета на 2018 год:

  • дефицит – 1,33 трлн;
  • доходы – 15,18 трлн;
  • расходы – 16,51 трлн.

Основные прогнозируемые параметры на 2019 год:

  • дефицит – 867,01 млрд;
  • доходы – 15,55 трлн;
  • расходы – 16,42 трлн.

Пересмотр макропрогноза позволил откорректировать данные по дефициту для ближайшего года на 0,2 % (с 1,6% до 1,4% ВВП).

На что направят средства

Закон предусматривает дополнительное выделение бюджетных ассигнований на закупку вакцин для профилактики гриппа (2млрд. рублей), на поддержку кинематографии в целях производства национальных фильмов (4,8млрд. рублей), на проведение российского этапа чемпионата мира FIA «Формула 1» и автомобильных гонок поддержки (1,3млрд. рублей), на предоставление субсидий российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств по колесным транспортным средствам, соответствующим нормам Евро-4, Евро-5 (20,8млрд. рублей).

Кроме того, бюджетные средства направят на субсидии ФГАУ «Российский фонд технологического развития» для поддержки организаций промышленности путем предоставления льготных займов (4,2млрд. рублей), на субсидии российским банкам для возмещения выпадающих доходов по кредитам, выданным в 2015-2017 годах гражданам на приобретение автомобилей, и возмещение части затрат по кредитам, выданным в 2018-2020 годы гражданам на приобретение автомобилей (4млрд. рублей), на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2018-2020 годах (3млрд. рублей), на поддержку в форме субсидий российским организациям автомобилестроения (3млрд. рублей).

Дополнительные средства будут также выделены на взнос в уставный капитал ПАО«Объединенная авиастроительная корпорация» для финансирования затрат по доработке самолета Ил-114 (1,7млрд. рублей), на взнос в уставный капитал АО«Объединенная двигателестроительная корпорация» на финансирование затрат по разработке и созданию перспективного двигателя ПД-35 для отечественного самолета Ил96-400М (10,5млрд. рублей), на предоставление субсидии ПАО«Государственная транспортная лизинговая компания» в целях поддержки лизинга судов российского производства, в том числе для софинансирования приобретения двух пассажирских судов проекта А45-90.2 (10,6млрд. рублей).

На дотации бюджетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов пойдет 10,6млрд. рублей, для оказания дополнительной финансовой помощи регионам — 1,6млрд. рублей.

На взнос в уставный капитал АО«ДОМ.РФ» в связи с переходом на финансирование проектов жилищного строительства с 1-го июля 2019-го года с использованием счетов эскроу направят 5,4млрд. рублей, на еще один взнос в уставный капитал АО«ДОМ.РФ» на реализацию программы «Дальневосточная ипотека» — 14,7млрд. рублей. На докапитализацию ПАО«Промсвязьбанк» для кредитования реального сектора экономики выделят 7,8млрд. рублей, на взнос в уставный капитал АО«Россельхозбанк» в целях обеспечения ежегодно до 12млрд. рублей новых кредитов в рамках выполнения требований Центробанка РФ, в том числе к нормативам достаточности капитала (4,6млрд. рублей).

На предоставление межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда РФ на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала в связи с уточнением темпа снижения расходов на валоризацию пенсий будет направлено 15,3млрд. рублей.

Задачи государственной бюджетной политики

Главными целями ежегодной политики в сфере финансового планирования являются следующие позиции, рассчитанные на долгосрочную перспективу действенности бюджетных инструментов:

  • Выполнение государственного плана любого уровня не должно идти вразрез с политикой социально-экономического развития.
  • Определение источников доходной части и расходы регионального бюджета (или бюджета муниципалитетов) нуждаются в постоянном общественном контроле. Только таким образом можно достичь общегосударственных целей полноценного обеспечения реализации финансовых программ.
  • Для эффективного выполнения любого государственного проекта должно быть уделено достаточно внимания обоснованности концепции ресурсного обеспечения.

Кроме того, обязательным шагом государства и каждого его субъекта при формировании распределения бюджетных средств является повышение качества предоставляемых населению услуг. В первую очередь, речь идет о здравоохранении, образовании и социокультурной составляющей. Регулярные поступления из общегосударственного в региональные муниципальные бюджеты во многом обусловлены и параметрами функционирования пенсионной системы

Здесь крайне важно, чтобы территориальные органы имели возможность своевременно учитывать демографические изменения в общей структуре населения

Что нового в бюджете 2019 года

Правительство РФ запланировало бюджеты на срок с 2019 по 2021 годы, как проекты развития экономики. Объем инвестирования в развитие стратегических целей государства составляет около 10% от всех расходов РФ. Финансовые аналитики называют основные нововведения федерального бюджета 2019:

  • получение дополнительных ассигнований за счет увеличения НДС до 20%;
  • подготовка доходных статей к увеличению пенсионного возраста;
  • перевод принципов бюджетного финансирования с консервативной схемы на адресные переводы денег в федеральные проекты национального значения.

В 2019 году 16,3% Федерального бюджета закрыто для общего доступа. Власти постепенно раскрывают данные секретных направлений и ежегодно публикуют так называемый бюджет для граждан. В нем расписана вся информация о федеральном и местных бюджетах на доступном для непрофессионалов языке. Большая часть, на уровне 65% из засекреченного списка, приходится на оборонный комплекс. Закрытая часть бюджета в 2020-2021 годах увеличится и составит 18,2% и 20,6% соответственно.

Будет ли дефицит бюджета в 2020 году

По некоторым оценкам бюджет страны будет составлять не 19.97 трлн. рублей, а 15.55 трлн. рублей и будет дефицитным. Это значит, что доходы государства будут меньше, чем расходы.

По словам Антона Силуанова есть прогноз того, что Россия в 2020 году сможет выйти почти на бездефицитный уровень. Его слова подтверждают цифры:

  • Дефицит в 2020 году сократится на 1.4% ВВП.
  • Предполагаемый дефицит бюджета России в 2020 году – 0.9% ВВП.

Выход на уровень бездефицитного бюджета в следующем году достаточно реален. Это связано с тем, что при расчете госбюджета закладывался низкий показатель стоимости нефти, который составлял 40$ за баррель. В настоящее время стоимость барреля на международном рынке около 80$.

Также дополнительными мероприятиями могут стать:

  • Приватизация.
  • Повышение НДС (при уменьшении сборов в пенсионный фонд).

В последнее время наблюдается еще одна тенденция, которая может повлиять на бюджет. А именно: несвоевременный и не в полном объёме расчет с государством корпоративного сектора по налогам.

Цена нефти заложенная в госбюджет России на 2020 год, была минимальной и составляла 40$ за баррель. Однако, уже сегодня, ее цена – 80$ и есть надежда, что стоимость будет расти. Даже при максимально низкой стоимости нефти был рассчитан профицитный и почти бездефицитный госбюджет. Это значит, что тяжелые времена для экономики России, вызванные санкциями и низкой стоимостью нефти, подходят к концу.

Выделение на проведение социальной политики львиной доли бюджета, позволяет надеяться на улучшение уровня жизни граждан и оказываемых для населения услуг. Индексация зарплат для работников госаппарата и бюджетникам, поможет поддержать достойный уровень жизни населения несмотря на инфляцию.

Бюджет России на 2019 год в цифрах

Госбюджет — это главный финансовый проект (документ), который принимается правительством РФ для обозначения экономического развития страны на предстоящий год. В его основе есть две части открытая и закрытая. По анализу открытой части можно понять структуру расходов на разные сферы жизни граждан, которые позволят спрогнозировать социальный уровень, оценить уровни зарплат и пенсионного обеспечения. На основании открытой части данных можно сделать вывод, что в будущем году жизнь граждан РФ станет намного тяжелее, улучшений ожидать не стоит.

В соответствии с принятым проектом бюджета России на 2019 год в цифрах можно отметить следующие его характеристики:

  • 63,4$ — цена за баррель нефти марки Юралс, которую зафиксировало Министерство Финансов в бюджете в качестве базового уровня;
  • 63,9 рубля — прогнозный уровень стоимости одного доллара США;
  • 4,3% — прогнозируемое инфляционное значение;
  • 19,948 трлн. рубей — доходная часть бюджета. Это на 4,766 трлн. рублей больше, чем в предыдущем 2018 году;
  • 18,063 трлн. рублей — расходная часть бюджета. Это больше предыдущего года примерно на полтора триллиона;
  • 1,885 трлн. рублей — бюджетный профицит (что составляет 1,8% ВВП). Последний раз профицитным был 2011 год, все последующие до текущего года были дефицитными;
  • 1,3% — рост за 2019 год. В основном рост будет обеспечен за счет увеличения взымаемых налогов (в том числе повышение НДС с 18% до 20%);
  • 3 трлн. рублей — секретные расходы и расходы повышенной секретности в общем бюджете.
  • 70 млрд. рублей — на помощь онкобольным в общей структуре расходов на медицину;
  • более 50 рублей — ожидаемая стоимость за литр бензина с 1 января;
  • более 65% — закрытая часть расходов на Нацоборону;
  • 11280 рублей — федеральный МРОТ;
  • 453026 рублей — маткапитал. Также, как и в предыдущие три года, не будет проиндексирован;

По прогнозам Министерства Финансов РФ в предстоящем году ожидается высокая волатильность финасового рынка России, что связано с колебаниями зарубежных рынков и с новыми санкциями США в отношении России. Также по заявлениям Минфина и Министерства Экономического Развития общий дефицит бюджетов в регмонах составит 0,1%, при это федеральное субсидирование будет снижено.

Инфографика:

Все представленные цифры были утверждены и внесены в проектировку бюджета с учетом того, что курс доллара будет 63,9 рубля, а усредненная стоимость барреля нефти марки Юралс за 63,4$.

Таблица. Структура расходов бюджета России 2019 в цифрах:

Статья расходов 2019, трлн. руб. 2018, трлн. руб. Разница, трлн. руб
Соцполитика 4,885 4,966 -0,081
Нацоборона 2,914 2,729 +0,185
Нацэкономика 2,639 2,264 +0,375
Правоохранительная деятельность и нацбезопасность 2,254 1,876 +0,378
Общегосударственные вопросы 1,402 1,225 +0,177
Обслуживание государственного долга 0,852 0,848 +0,004
Трансферты между бюджетами 0,755 0,766 -0,011
Образование 0,827 0,619 +0,208
Здравоохранение 0,656 0,410 +0,246
Культура, кино 0,125 0,093 +0,032
Охрана окружающей среды 0,197 0,078 +0,119
Средства массовой информации 0,075 0,068 +0,007
Физкультура и спорт 0,055 0,063 -0,008
ЖКХ 0,192 0,091 +0,101

График:

Следует также отметить, что размер Фонда Национального Благосостояния в будущем году вырастет до 7,9 трлн. рублей. Заявленый уровень инфляционных ожиданий будет отличаться от реальной инфляции достаточно существенно. Значительный вклад в ее повышение внесут повышение курса доллара, рост цен на бензин и увеличение уровня НДС с 18% до 20%.

Федеральный бюджет и ВВП в цифрах

За первые пять месяцев федеральный бюджет исполнен с излишком в 1,2% ВВП, заявили в Министерстве финансов России. В рублях прирост составил 458,8 млрд рублей, что равняется профициту в 2,4% ВВП, а оценка дефицита опустилась с 2,9% до 1,7%.

По статьям Сумма
Нефтегазовый доход 3,174 трлн рублей
Не нефтегазовый доход 3,737 трлн рублей
Общий объем 6,912 трлн рублей

Доходы за первые пять месяцев составили почти 7 трлн рублей. Из них было потрачено (в цифрах по основным статьям):

  • социальная политика – 1,950 трлн рублей;
  • национальная оборона – 1,289 рублей.

В свете последних событий, Всемирный банк сделал прогноз ускорения роста внутреннего валового продукта до 1,8% в следующем 2019 году. В текущем году прогнозируется рост на уровне полутора процентов. Такие данные были озвучены в докладе «Глобальные экономические перспективы», подготовленном экспертами Всемирного банка. В числе факторов, влияющих на стабилизацию российской экономики, аналитики называют рост цен на нефть, смягчение кредитно-денежной политики и неопределенную ситуацию, связанную с экономическими санкциями.

Приватизация и дивиденды

Предусмотрена дальнейшая приватизация государственных активов, которая принесёт в бюджет от 400 млрд в год. Выплата дивидендов запланирована и для банков, которые являются государственными.

На реализацию этой стратегии во многом влияет рыночная конъюнктура, но общий курс на снижение доли государственных структур в экономике будет неизменным.

До конца 2019 года запланировано выделение 28 млрд, которые пойдут на частичную приватизацию акций таких предприятий:

  • ВТБ;
  • «Алрос»;
  • «Транснефть»;
  • «Российские железные дороги»;
  • «Транснефть»;
  • «Русгидро»;
  • «Совкомфлот» и пр.

Их приватизация в запланированном размере должна была произойти ранее, но эти меры не были воплощены в жизнь из-за неблагоприятной экономической ситуации.

Главная задача проекта бюджета сводится к уменьшению образовавшегося разрыва между его доходными и расходными частями. Поскольку 2018 уже практически начинается, можно надеяться, что все пункты программы будут максимально выполнены. Но к осени, когда состоится утверждение бюджета на 2019 год, на все его статьи может существенно повлиять уровень инфляции.

Такое влияние будет особенно резким в случае, если дефицит превысит ожидаемую норму. При такой картине Госдума будет вынуждена проработать и предложить план стабилизации проекта, внести множество коррективов и изыскать новые механизмы, способные привести в баланс доходную и расходную части бюджета.

Выводы о бюджете РФ на 2020 год

В основном в 2020 году почти тот же самый бюджет, что и год назад: консервативный, милитаристский, антисоциальный. Если вычесть из него пенсии, силовиков, распилы и расходы на содержание раздутого аппарата чиновников, то всё остальное — медицина, образование, СМИ, культура, спорт, ЖКХ, поддержка кинематографа и прочие расходы на что-то действительно полезное для общества уложатся в жалкие 10% от совокупных доходов бюджета.

Есть такая невесёлая шутка: «чтобы корова давала больше молока и меньше ела, её нужно чаще доить и меньше кормить». Глядя на этот бюджет, сразу становится ясно, что он готовит роль этой невезучей коровы нам: если котировки нефти удержатся на высоком уровне, то этих денег мы попросту не увидим. А если не удержатся, то государство найдёт очередной способ выкачать их из нас. Вот, собственно, и всё, что нужно знать о бюджете-2019.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector