«попрыгаете

Нормативная база

Порядок и условия оплаты труда педагогических работников предусмотрены Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации N АФ-947, Профсоюза работников образования и науки России от 26.10.2004 N 96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений».

Дифференциация в правовом регулировании оплаты труда работников образовательных учреждений установлена по такому критерию, как тип образовательного учреждения.

Преподавателям образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной преподавательской работой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 850 педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений с 1 января 2006 г. установлено ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 1000 руб.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н утверждены Профессиональные квалификационные группы работников образования:

  • профессиональная квалификационная группа должностей работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня;
  • профессиональная квалификационная группа должностей работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня;
  • профессиональна квалификационная группа должностей педагогических работников;
  • профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений.

В каждой из этих групп выделяются квалификационные уровни, которым соответствуют определенные должности. Так, профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников включает в себя четыре уровня:

  1. квалификационный уровень:
  • инструктор по труду;
  • инструктор по физической культуре;
  • музыкальный руководитель;
  • старший вожатый;
  1. квалификационный уровень:
  • инструктор-методист;
  • концертмейстер;
  • педагог дополнительного образования;
  • педагог-организатор;
  • социальный педагог;
  • тренер-преподаватель;
  1. квалификационный уровень:
  • воспитатель;
  • мастер производственного обучения;
  • методист;
  • педагог-психолог;
  • старший инструктор-методист;
  • старший педагог дополнительного образования;
  • старший тренер-преподаватель;
  1. квалификационный уровень:
  • преподаватель;
  • преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности;
  • руководитель физического воспитания;
  • старший воспитатель;
  • старший методист;
  • учитель;
  • учитель-дефектолог;
  • учитель-логопед (логопед).

Нельзя не подчеркнуть, что квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащего квалификационные требования к профессорско-преподавательскому персоналу образовательных учреждений, до настоящего времени не принято. И это, очевидно, определяет сложность в реализации Приказа Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении Критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам».

Кроме того, реализация Приказов Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н «Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» и N 217н «Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного образования» обусловила ряд проблем для работодателя. Они связаны не только с изменениями условий оплаты труда, но и с изменениями в некоторых случаях трудовой функции работника, так как ее необходимо привести в соответствие с вводимыми профессиональными квалификационными группами. (Согласно ст. 60 Трудового кодекса РФ запрещено требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.)

В данном случае возможно изменение трудовой функции лишь в соответствии со ст. 72 ТК РФ, то есть по письменному соглашению сторон трудового договора, в частности заключив дополнительное к нему соглашение.

Что предлагают сделать

О том, как будут реформировать систему оплаты труда школьных учителей, мы писали еще с 2019 года. Еще с тех пор действует рекомендация поднять учителям сумму оклада – чтобы он составлял не менее 70% в структуре зарплаты. Так как оклад – это постоянная часть зарплаты, педагог не будет так сильно зависеть от решений руководства школ и сможет более уверенно планировать свое будущее.

Эти цифры – 70 на 30 – периодически повторяют и до сих пор, но уже обещая сделать это не рекомендацией, а обязательной для всех нормой.

Для этого в конце прошлого года Госдума приняла закон, дающий право правительству устанавливать единые требования к системе оплаты труда в целых отраслях. Другими словами, правительство (при желании) сможет устанавливать единые системы оплаты труда для всех занятых в сфере образования, медицины, культуры и т.д. Казалось бы, вот он – ответ на вопрос сделать достойными зарплаты всех учителей в стране. Но на практике все оказалось немного иначе.

Действительно, первыми на очереди на новую систему оплаты труда стали как раз учителя – разработать новую систему для них пообещали уже весной 2021 года. Саму систему пока не представили публике, но чиновник из Министерства просвещения недавно раскрыл ее основные параметры:

  • единые базовые ставки (то есть, оклад) для каждого региона. Будут ли они составлять МРОТ или 70% от средней зарплаты – неизвестно;
  • базовые ставки будут разными для разных категорий учителей – всего их 4. На сколько увеличит оклад первая или высшая категория – пока неизвестно;
  • единый перечень компенсационных и стимулирующих выплат, а регион сможет добавить к этому списку и что-то свое;
  • для тех, кто по старой системе получал больше, чем рассчитано по новой – сохранят старые зарплаты.

Другими словами, хоть правила и будут едиными по всей стране, базовые оклады по-прежнему устанавливает регион. Правда, если в «Майских указах» говорится, что зарплата учителя должна составлять 100% от средней по региону, а оклад – не менее 70% от зарплаты, следует предположить, что оклады все же будут устанавливаться примерно на таком уровне. С другой стороны, для начинающих учителей оклады явно будут ниже, а для более опытных и квалифицированных – выше. И как в этой ситуации будет соблюдаться требование 70:30, сказать пока сложно.

О том, что зарплаты будут приближены друг к другу именно в пределах региона, говорил и Сергей Кравцов – министр просвещения (и заодно пообещал сделать систему прозрачнее).

Следующий вопрос – то, как именно будут начисляться стимулирующие выплаты. Сейчас эти деньги распределяются по решению школьного совета, но если на федеральном уровне будет введен единый перечень таких выплат, они должны будут распределяться по более четким и понятным правилам.

В любом случае, следует подождать, пока Минпросвещения подготовит полноценный проект системы – по ней будет видно, смогут ли чиновники ответить на проблему низких зарплат учителей. По некоторым данным, новая система будет запущена не сразу и не во всех регионах – ее опробуют в пилотном режиме лишь на некоторых субъектах РФ.

Факторы, влияющие на зарплату учителя

Разница в доходе российских учителей связана с несколькими факторами, такими как:

  • регион проживания и применяемые региональные коэффициенты;
  • дополнительные надбавки, устанавливаемые губернаторами;
  • особые условия труда.

Специализация учителя-предметника не влияет значительно на уровень его дохода, и преподаватели истории или физкультуры имеют одинаковый базовый оклад. При этом учителя русского языка и литературы или математики в Москве и других городах получают больше, чем все остальные педагоги, за проверку тетрадей, но это отличие настолько незначительно, что не оказывает существенного влияния на общий уровень дохода.

Из каких составляющих собирается зарплата

Зарплата учителя в России, ее структура претерпевают изменения. На протяжении нескольких лет идут поиски наиболее оптимального варианта, при котором у работника сферы образования появляется возможность влиять на уровень своего дохода.

Так в настоящее время принято несколько систем оплаты труда педагога. В основе каждой системы лежит разделение заработной платы на две части: основную и дополнительную.

Общая часть рассчитывается в зависимости от количества учащихся в классе и нагрузки, измеряемой в количестве часов.

Специальная часть начисляется за:

  • сложность преподаваемого предмета;
  • проверку тетрадей;
  • методическую работу;
  • заведование кабинетом;
  • работу с одаренными детьми;
  • звание;
  • подготовку лабораторных работ.

Стимулирующие выплаты должны мотивировать учителя работать качественно, улучшать уровень знаний учащихся и могут начисляться за высокий уровень успеваемости учеников, использование в работе новаторских методик обучения.

Итоговая сумма дохода формируется индивидуально, с учетом всех начислений по каждой из частей заработной платы.

Бюджет увеличится, но зарплаты не изменятся

Насколько я понимаю, в следующем году предполагается увеличение бюджета на образование?

– Эксперты РАНХиГС недавно сделали прогноз на 2019-2021 годы. Согласно их выводам, в 2019 году ожидается большой рост в федеральном бюджете расходов на образование, в 2020-м и 2021-м – постепенное снижение, но эти деньги пойдут не на оплату труда учителей, а на инвестиционные проекты: строительство, компьютеризацию и так далее.

И один из выводов, который они сделали, что вполне может быть ситуация, когда в городе будет стоять новенькая современная школа и при этом в ней некому будет учить, потому что финансируют оплату труда по-прежнему региональные бюджеты, которые не становятся богаче. И в результате окажется, что все эти большие миллиарды, которые угроханы на здание, на спортивные сооружения и электронные доски, потрачены зря.

Но многие исследователи считают главной проблемой современного школьного образования – уровень износа зданий: более половины школьных зданий в России находятся в аварийном и предаварийном состоянии.

– Конечно, логично направлять деньги на строительство зданий – еще бы понимать, что нужно строить здания, не сверкающие стеклом и бетоном, а такие, в которых можно было бы просто учиться, а вот деньги все-таки направить на оплату труда тех, кто будет учить. Я понимаю, что с точки зрения капиталовложений очень выгодно вкладывать деньги в строительство: там есть откаты и так далее, с зарплатой так не поманипулируешь.

Все время говорят, что у нас плохие учителя, они плохо учат, у них низкий уровень образования. Но вместо того, чтобы говорить о том, как учителям надо развиваться, лучше бы сделали хорошее педагогическое образование и выделили бы на это большие деньги.

В общем, учителям нужна правильная, достойная зарплата и заявленные в Конституции и законе «Об образовании» академические свободы.

Ксения Кнорре Дмитриева

Какая зарплата у школьного учителя

Базовая ставка учителя, вне зависимости от преподаваемой дисциплины, одинакова. Тем не менее на выходе зарплаты немного отличаются, поскольку они связаны с дополнительными и обычными учебными часами, подработкой в качестве репетитора и другими возложенными обязанностями. Рассмотрим разные предметы и сравним доходы учителей.

  1. Русский язык и литература. Профессия учителя великого и могучего русского языкадовольно востребована, хотя и сложно назвать ее престижной. На рынке труда имеется большое количество предложений. Чтобы зарабатывать больше, филологу впору рассмотреть дополнительные источники дохода: репетиторство, корректура в солидных изданиях и пр. За свой труд учитель может рассчитывать в среднем на 21 тыс. руб. Безусловно, это минимальный показатель, стоит иметь в виду, что в столице доходы выше в 2,5-3 раза.
  2. Английский язык. Если школа неспециализированная, данный предмет преподается дважды в неделю, отчего оплата труда может быть ниже. Между тем английский весьма востребован, потому является отличной перспективой для репетиторства. Учителя получают в среднем 25 тыс.руб., однако в столице при полной занятости они зарабатывают до 100 тыс. руб.
  3. Физкультура. Данный школьный предмет не предусматривает подработок. Надбавки полагаются за проведение спортивных праздников. Физрук в среднем имеет зарплату 15 тыс. руб., потому многие стараются взять две ставки. Инициативный учитель физкультуры может рассчитывать на 20-24 тыс. руб. ежемесячно.
  4. Математика. Царицу наук преподают чаще других предметов, а значит, и уровень зарплат у данных учителей выше. Учитель математики без дополнительных выплат может рассчитывать на 23,2 тыс. руб. ежемесячно.
  5. Физика. Учитель данной дисциплины трудится в основном в государственном и частном заведении, репетитором либо педагогом факультативов. Решительный, инициативный физик, имея желание, может занять должность заведующего учебной частью, замдиректора либо стать самим руководителем школы, гимназии или лицея. В среднем по стране зарплата физика составляет 24,7 тыс. руб.
  6. Химия и биология. Позиции стартового уровня – 14 тыс. руб., тогда как более опытные учителя зарабатывать 45 тыс. руб. Средний показатель по стране находится в пределах 20,5-22,5 тыс. руб.
  7. Информатика. Учителя информатики в среднем зарабатывают 22,7 тыс. руб. К слову, начальный уровень доходов – 13 тыс. руб., а вот опытные преподаватели ежемесячно получают 40 тыс. руб.
  8. История и обществознание. Учитель истории должен обладать глубокими знаниями по своему предмету, разбираться в законодательстве РФ и правах ребенка, владеть основами педагогики и психологии, образовательными методиками. Средняя зарплата по стране – 22 тыс. руб.
  9. Изобразительное искусство. Этот педагог работать может в начальной и средней школе, однако нередко встречается этот специалист в детской художественной школе, изостудии, школе искусств, внешкольных учреждениях. В среднем учитель изо зарабатывает 20,1 тыс. руб.
  10. Музыка. В обычной школе учитель музыки имеет зарплату 23 тыс. руб., а в государственной музыкальной школе доход составляет всего 15-17 тыс. руб. Работа репетитором либо преподавателем в частной школе приносит зарплату от 30 тыс. до 100 тыс. руб., в зависимости от нагрузки, опыта, профессиональных навыков, достижений воспитанников и др.
  11. География. Данный предмет в школе изучается 1-2 раза в неделю, поэтому дисциплина для многих детей тяжелая ввиду огромного объема. Данные специалисты в среднем по РФ зарабатывают 24,8 тыс. руб., в крупных городах доходы вдвое выше.
  12. ОБЖ. Преподаватель этого предмета дает учащимся знания, навыки, которые пригодятся им в будущем. Современные дети полагаются на гаджет, без которого порой ощущают себя беспомощными. Профессионал умеет исправить данное положение вещей с помощью рассказов и моделей жизненных примеров, ведь каждый может оказаться в сложной ситуации. Зарплата учителя ОБЖ в среднем составляет 20 тыс. руб.

НСОТ против ЕТС

С 1992 года в России труд педагогов оплачивался в соответствии с единой тарифной сеткой (ЕТС). Она предназначалась для всех работников бюджетной сферы. Согласно ЕТС существовало 18 разрядов, из которых наивысшим был 18-й.

Ровно десять лет назад – с 1 декабря 2008 года – в стране ввели новую систему оплаты труда (НСОТ), отменив ЕТС. Согласно новой системе, зарплата учителя теперь состоит из трех частей:

оклад (устанавливается по уровню профессиональной квалификационной группы);
компенсационные выплаты (доплата за совмещение должностей, интенсивность нагрузки, внеурочную работу, северные коэффициенты и пр.), они установлены действующим законодательством;
стимулирующие надбавки (премии, выплаты за выслугу лет и т.д.), которые директор распределяет между сотрудниками

Важно! Если учитель работает по совместительству в нескольких учебных заведениях, он имеет право получать стимулирующие выплаты в каждом из них.. Реформа преследовала благие цели: школьное руководство может самолично распоряжаться фондом заработной платы, поощряя самых опытных и инициативных сотрудников

При этом федеральный зарплатный фонд увеличивается на 30 % — эти средства как раз направлены на выплаты стимулирующих надбавок. Но это все в теории. В реальности же НСОТ встречает больше критики, чем похвалы. Распространено мнение, что реформа сыграла на руку лишь школьной администрации: зарплаты директоров выросли аж на 50 %, а вот рядовым учителям пришлось испытать сокращение зарплаты чуть не на 30 %. Виновато в этом нежелание руководства проводить стимулирующие выплаты. К тому же большинство педагогов не понимают принципов, на которые опирается директор при распределении стимулирующих выплат. Недостаточная информированность, естественно, порождает недовольство. В общем, получилось по принципу, высказанному Виктором Черномырдиным в бытность его председателем правительства: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»

Реформа преследовала благие цели: школьное руководство может самолично распоряжаться фондом заработной платы, поощряя самых опытных и инициативных сотрудников. При этом федеральный зарплатный фонд увеличивается на 30 % — эти средства как раз направлены на выплаты стимулирующих надбавок. Но это все в теории. В реальности же НСОТ встречает больше критики, чем похвалы. Распространено мнение, что реформа сыграла на руку лишь школьной администрации: зарплаты директоров выросли аж на 50 %, а вот рядовым учителям пришлось испытать сокращение зарплаты чуть не на 30 %. Виновато в этом нежелание руководства проводить стимулирующие выплаты. К тому же большинство педагогов не понимают принципов, на которые опирается директор при распределении стимулирующих выплат. Недостаточная информированность, естественно, порождает недовольство. В общем, получилось по принципу, высказанному Виктором Черномырдиным в бытность его председателем правительства: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Из чего состоит зарплата учителя

Большая разница в заработных платах зафиксирована по следующим причинам:

  1. Как мы уже упоминали, чем выше экономическое развитие региона, тем больше получает работник образования.
  2. Если до 2008 года в стране действовала единая тарифная сетка, то уже в 2009 году было принято решение о том, что каждый учитель может сам формировать свою зарплату, ведь теперь она зависит от стажа работы, уровня квалификации, возлагаемой нагрузки. Немаловажны личные достижения в трудовой деятельности, наличие знаков отличий, ученой степени и других премудростей, подтверждающих качество предоставляемого образования.

В 2019 году зарплата учителя совмещает сразу 3 составляющие:

  • базовую часть;
  • компенсационную;
  • стимулирующую;
  • единоразовые премиальные.

Базовая часть формируется в соответствии с численностью рабочих часов (аудиторная нагрузка) и количества школьников, которые слушают один урок. Сюда же входит внеаудиторная нагрузка – ведение учителем дополнительных проектов, проверка домашних заданий в тетрадях учеников, классное руководство, ответственность за надлежащее состояние классного кабинета, внеучебные занятия с одаренными детьми, которых выявило специальное тестирование, работа с учениками, требующих помощи в группах коррекции.

Компенсационная часть фиксирует труд учителя в особых условиях, к примеру, на этот вид доплаты могут надеяться педагоги, работающие с химическими реактивами.

Стимулирующие средства выделяются тем работникам образования, которые:

  • выполняют свою работу настолько хорошо, что выпускают из-под своего крыла по-настоящему талантливых и эрудированных детей;
  • учатся и успешно внедряют новые методики обучения.

Стимулирующие выплаты не могут превышать установленные законом 40-60% от базовой оплаты труда. Исчисляются они исходя из баллов, начисляемых ежемесячно, после чего превращаются в премиальные.

Как учитель может заработать больше

Сколько получает классный руководитель

За классное руководство предусмотрена доплата, которая составляет 5 тыс. руб., и предоставляется максимум за ведение двух классов. Следовательно, классный руководитель при полной загруженности по внеклассной работе может получить не более 10 тыс. руб. ежемесячно. Каждая доплата предоставляется согласно письменному заявлению.

Выплаты классному руководителю полагаются независимо от общей численности учеников в классе либо классе-комплекте.

Зарплата учителя начальных классов

В среднем заработок учителя младших классов в столице находится на уровне 50 тыс. руб., в то время как показатель по России составляет 29,4 тыс. руб. Отметим, что на размер оклада влияет престижность учебного заведения, количество обучающихся школьников. Опираясь на эту информацию, поступает на школу денежное финансирование.

Чтобы у педагога была возможность зарабатывать больше, некоторые соглашаются заниматься с классом, в котором до 35 человек. За каждого ученика свыше положенной нормы предусмотрена доплата в размере 800 руб.

В ходе расчета заработной платы учителя начальных классов используется повышающий коэффициент 1,2.

Педагогу полагаются доплаты:

  • если учитель имеет звание заслуженного – 10 тыс. руб.;
  • стимулирующая часть – 16,9 тыс. руб.

Каждый педагог получает баллы за организацию культурно-массовых мероприятий, кружковую деятельность по интересам, экскурсионную и другую внеклассную работу. Между сотрудниками, исходя из количества баллов, распределяются 15%, выплачиваемые фондом оплаты труда. Доходы наиболее активных учителей могут доходить до 90-100 тыс. руб.

Что касается зарплаты в частной школе, ее начисляют за один урок с одним ребенком, и за него платят родители 500 руб. Если класс состоит из 20 школьников, заведение получает 10 тыс. руб. Из них учителю полагается 50%. Зарплата учителя начальных классов после вычетов составляет 80 тыс. руб. в месяц.

Сколько получает учитель в частной школе

Зарплаты учителей, работающих в частных учебных заведениях, отличаются другими условиями. Здесь упор сделан на качестве образования, а бумажная работа второстепенна.

Сегодня и учителя, не имеющие опыт работы, и педагоги с солидным стажем все чаще отдают предпочтение частным образовательным учреждениям. Обусловлено это тем, что учебные заведения свои услуги предоставляют на платной основе, и требования к навыкам и квалификации учителя гораздо выше. В этой связи зарплата в 1,5-2 раза превышает вознаграждение государственных школ или гимназий. Следовательно, если в среднем доходы находятся на уровне 40 тыс. руб., заработная плата учителя младших классов, работающего в частном учреждении, достигает 70-100 тыс. руб. ежемесячно.

Право воспользоваться льготной пенсией по выслуге лет у учителя имеется. Однако стоит учесть, что это возможно лишь при условии, что частное заведение прошло государственную аккредитацию, соответственно, получило лицензирование, и работа считается педагогической деятельностью.

Есть ли у учителя карьерный рост

Действующий учитель вполне реально может быть назначен как завучем, так и руководителем образовательного учреждения. Хотя иногда специалиста приглашают со стороны. При отборе кандидатов на роль руководителя школы, гимназии или лицея смотрят на специалиста, который должен отвечать требованиям, прописанным в законодательстве. В данном случае есть два варианта:

  1. У учителя должен быть минимум 5-летний стаж, высшее педагогическое образование, курсы управленческого профиля либо менеджера. Необходимый стаж учитель набрать может и в должности завуча.
  2. У управленца есть диплом в области образования. Менеджер получить преподавательский опыт может в образовательном учреждении.

Следовательно, у кадрового педагога должен быть диплом менеджера и опыт управления, однако порой руководителем назначают специалиста и без такового опыта. Деятельность директора состоит из двух направлений: педагогическое и административное.

Зарплата директора школы состоит из базового оклада и стимулирующих выплат. Произвести расчет заработной платы руководителя вовсе не сложно. Необходимо к должностной ставке добавить 20%.

Если директор школы осуществляет деятельность в праздничные и выходные дни, по законодательству ему положен двойной оклад. Исходя из российского законодательства, зарплата руководителя учебного учреждения не должна превышать 3 зарплат учителей, работающих в этом заведении.

Уровень заработной платы директоров столичный школ колеблется в диапазоне 50-118 тыс. руб.

Необъяснимые поступки

Статья по теме

Профессия – педагог. Мужчиной в школе никого не удивишь

– Одно время широко обсуждали обилие документов, которые приходилось готовить учителям.

– Да, вопрос избыточной отчётности так и не решён. Есть масса документов, которые обязаны еженедельно и ежемесячно готовить учителя. В рекомендациях профсоюза, согласованных с министерством, указано: в должностных обязанностях учителя должно быть только участие в разработке учебных программ и ведение журналов и дневников учащихся в электронном виде. Всё. Такие обязанности необходимо прописать в коллективных договорах.

– Что ещё сегодня беспокоит педагогическое сообщество?

– Необъяснимые поступки со стороны власти. К примеру, в июне Александр Чепик внёс в Законодательное собрание законопроект в том числе по изменению поддержки педагогов на селе. Но ведь с 2005 года нормативные акты, которые переданы в ведение региона, не должны ухудшать положение тех, кого они касаются. Кроме того, 100% компенсацию оплаты коммунальных услуг мы прописали в законе об образовании. В 2016 году в республике уже пытались заменить льготу на фиксированную выплату, но мы этого сделать не позволили. В 2019 году снова попытались, и мы снова не дали – законопроект был внесён без согласования с профсоюзами, а это уже прямое нарушение Трудового кодекса.

– Но есть ли хорошие новости?

– Срывов начала учебного года не будет. Потому что впервые в республике на подготовку к учебному году пошли очень большие суммы – до 800 миллионов рублей, из которых 100 миллионов выделено на замену теплоузлов, утепление фасадов и новые окна. К тому же муниципалитеты получили деньги на устранение нарушений, которые нашли надзорные органы.

Доходы высокие

Самыми высокими являются зарплаты учителя начальных классов в Москве. Среднемесячный доход педагогов столицы достигает почти пятидесяти тысяч рублей. Высокий уровень зарплат является следствием наличия большого числа частных школ в столице, а также значительной столичной надбавкой.

Высокий уровень дохода учителей в Ненецком регионе. Средние зарплаты педагогов здесь составляют 37,5 тыс. руб. Доходы выше главным образом потому, что регион входит в перечень тех, где действует повышающий коэффициент.

Высокие зарплаты и во Владимирском регионе – выплаты достигают 32,5 руб. Такая зарплата также объясняется местными коэффициентами.

Доходы в Московской области достигают в среднем тридцати тысяч рублей. В этом регионе на зарплату учителя распространяются относительно большие региональные надбавки.

Зарплата учителя начальных классов в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Республики Саха несколько ниже. Средние доходы педагогов не достигают и тридцати тысяч рублей.

Расчет заработной платы учителя

Как начисляется зарплата учителям, вам теперь уже известно. Если вы хотите самостоятельно рассчитать оплату своего труда, используйте калькулятор зарплаты учителя – 2018, который мы вам предлагаем ниже. 

Квалификация: 

  • стаж: молодой специалист без опыта работы – 30%, от 3 до 5 лет – 5 %, от 5 до 10 лет – 10 %, от 10 до 15 лет – 20 %, свыше 15 лет – 30 %. В зависимости от региона эти коэффициенты могут отличаться на 5–10 единиц. Учитывать ли стаж вообще, решает школьное руководство. Многие педагоги говорят о том, что сейчас появилась тенденция аннулировать этот пункт, чтобы вынудить пожилых учителей уйти: департаменты образования пытаются привлечь в школы молодые кадры;
  • категория: вторая – от 10 до 40 %, первая – от 25 до 50 %, высшая – 40 до 60 %. Конкретные коэффициенты зависят от региона;
  • образование: среднее специальное – 30 %, высшее – 50 %.

Компенсационные выплаты:

  • учителя лицеев и гимназий – 15 %;
  • работа в коррекционном учреждении для воспитанников с ОВЗ – 20 %;
  • преподавание в школе-интернате – 15 %;
  • преподавание в школе-интернате для детей-сирот – 20 %;
  • обучение на дому больных детей, детей-инвалидов – 20 %;
  • классное руководство в начальных классах (с 1-го по 4-й) – 15 %;
  • классное руководство в средних и старших классах (с 5-го по 11-й) – 20 %;
  • проверка тетрадей в начальных классах – 10 %; 
  • проверка тетрадей по русскому и родному языку, по литературе – 15 %; 
  • проверка тетрадей по математике, иностранному языку, черчению – 10 %; 
  • сложность или приоритетность предмета – 25 % (русский и иностранный языки, математика), 20 % (учителя начальных классов), 15 % (естественные науки, информатика);
  • заведование учебным кабинетом, лабораторией – 10 %;
  • работа с библиотечным фондом учебников – 20 %;
  • руководство методическим объединением, предметной комиссией – 15 %;
  • заведование учебными мастерскими – 35 %;
  • заведование учебно-опытными участками – 15 %;
  • обслуживание вычислительной техники – 15 %;
  • руководство кружком по духовно-нравственному и правовому воспитанию – 20 %;
  • работа с вредными, опасными и иными особыми условиями труда (например, для учителей химии, информатики) – 12 %;
  • народный, заслуженный учитель – 15 %;
  • почетный работник общего образования РФ – 20 %.

Москва:

Зарплата московских учителей – предмет зависти многих коллег из регионов. В столице педагог имеет особый род стимулирующих выплат – городские надбавки. Во-первых, 12 500 рублей в месяц за классное руководство (при условии, что в классе учится не менее 25 человек) – согласитесь, это существенно больше общепринятой надбавки в 15–20 %. Во-вторых, ежемесячная доплата 10 000 рублей за развитие проекта Московской электронной школы и за использование материалов МЭШ на своих уроках. 

Регионы:

Городские школы. Без сомнения, средняя зарплата учителя в любом регионе России ниже столичной. Даже несмотря на использование одинаковых коэффициентов, заработная плата учителя в Москве стоит особняком. Причина – изначально более низкий оклад и отсутствие «московских» городских доплат. Сам по себе базовый оклад устанавливается департаментом образования области или края. Минимальный размер – 3 749 рублей.

Сельские школы. Сразу скажем, что учителя сельских школ имеют право на несколько дополнительных выплат:

  • работа в сельской школе – 25 %;
  • одному из учителей школы с численностью учащихся до 50 человек за руководство школой – 50 %;
  • заместителю руководителя по административно-хозяйственной части школы, школы-интерната, имеющей подсобное хозяйство – 20 %.

Еще один бонус, не относящийся непосредственно к зарплате, но тоже материального характера, – это компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. 

Что говорят педагоги

Ольга Субботина:

— Работаю учителем английского языка в подмосковной школе, есть свой кабинет и классное руководство. Нагрузка 32 часа в неделю. Работа нравится, тем более что до дома две минуты ходьбы. В прошлом году получала почти 70 000. А в этом году директор все доплаты срезала. В результате получаю теперь по 35 000 в месяц, а нагрузка почти не изменилась. Обидно очень! Но я уже решила. Этот год и следующий буду ездить три раза в неделю на курсы повышения квалификации. А потом устроюсь на работу в Москву, у них в школах зарплаты хорошие!

Светлана Шмелева:

— Я из Калужской области, работаю в колледже. Оплата почасовая, 140 рублей за урок. Получается, что при нагрузке в одну ставку (18 часов в неделю) зарплата будет 10 000 рублей. А при этом средняя по области у нас 40 000. Вот как раз за счет директоров так и получается!

Нина Варламова:

— Я из Екатеринбурга. Ставка учителя у нас 9 000 рублей. За классное руководство платят, за проверку тетрадей, за свой кабинет – и это все такие крохи! За все вместе набегает 27 000. Работают у нас все учителя на две ставки, на одну-то не прожить!

Татьяна Гладких:

— Я вот московский учитель. Высший разряд, 34 года педагогического стажа, нагрузка 28 часов в неделю (18 уроков плюс 10 часов продленки). Так если мои скромные 50 000 сложить со 140 000 директорской зарплаты, то как раз и получится средняя зарплата учителя 95 000. Средняя температура по больнице, в общем…

Евгений Симоненко:

— Живем во Владивостоке. Жена работает в так называемой школе с пансионом (раньше это была школа-интернат). Получает 22 000 вместе с классным руководством. А уж детишки там… Стульями замахиваются, грозятся… И это в 4-м классе!

Сергей Ручко:

— В моем родном Челябинске учитель получает от 18 000 до 24 000 рублей. Дополнительные часы в нашей школе директор не дает, а нас же еще этими часами и шантажирует. У меня, например, нагрузка в неделю 34 часа. Получаю 23 800 наших российских рубликов.

Ирина Маркова:

— Я из Сочи, летней нашей столицы. Учителем работаю почти 30 лет. Получаю 30 000 при нагрузке 38 часов в неделю. И это со всеми доплатами: за категорию, за классное руководство и т. д. Школа работает в две смены. Ухожу из дома в 7 утра, к 17.00 возвращаюсь. А потом дома проверяю тетради, пишу планы, отчеты и пр. В отпуск не ездила 20 лет. Молодые ребята после педвузов приходят, но больше чем на год их не хватает.

Мария Алехина:

— Живем в Подмосковье. Муж работает в Москве на трех работах: преподавателем в музыкальной школе, музыкальным руководителем в образовательном центре и аккомпаниатором в досуговом центре. В месяц он зарабатывает примерно 70 000, и это со всеми надбавками и премиями. Правда, есть один плюс: мужу удалось выстроить график работы таким образом, что у него получается 3–4 рабочих дня в неделю. Но в эти дни он уезжает из дому в шесть утра, а возвращается к девяти вечера. 

Галина Костенко:

— Живем в Сыктывкаре. Моя дочь работает учителем рисования, нагрузка 26 часов в неделю. Часы для кружковой работы с детьми школьная администрация не дает, потому что это время выделяется на подготовку к экзаменам: то к ГИА, то к ЕГЭ. Получает она 33 000 в месяц.

Подведем итоги

Тарификация в бюджетной сфере является обязательной процедурой. Она предполагает учет различных факторов для установления заработной платы педагогическим сотрудникам. В рамках предварительной тарификации (весной) до выхода в оплачиваемый отпуск педагог получает возможность предварительно узнать о предстоящей ему в следующем учебном году нагрузке. В тарификации отмечается не только число часов, но и классное руководство (при его наличии), а также доплаты, на которые он сможет рассчитывать по целевым показателям (заполняют их 1 раз в полугодие по форме, установленной в ОУ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector