Республики россии: история и политический статус

Информация для граждан бывшего СССР, имеющих неправильно оформленное российское гражданство

Сознавая, что заявители зачастую не виноваты в возникшей ситуации, сейчас, тем не менее, приходится наводить в этой сфере порядок и не допускать выдачу паспортов тем, у кого российское гражданство не оформлено должным образом. При этом наши консульские работники ориентированы на максимально корректное и внимательное отношение к рассматриваемой категории заявителей. В каждом конкретном случае российские загранучреждения принимают меры к тому, чтобы найти решение возникших вопросов, при необходимости — во взаимодействии с Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Сотрудничаем на этом направлении с Общественной палатой, правозащитными структурами, организациями соотечественников.

В своем выступлении в МИД России 9 июля с.г. Президент Российской Федерации В.В.Путин призвал «вернуться к вопросу об облегченном порядке предоставления российского гражданства тем, кто был гражданином СССР, и прямым потомкам родившихся в Советском Союзе или даже в Российской империи». В настоящее время предпринимаются шаги по скорейшей реализации поручения Президента.

Совет 1: Какие республики входят в состав РФ

Девять краев (впервые этот термин появился в обиходе россиян в 30-х годах 19 века) – Алтайский со столицей в Барнауле; Камчатский (Петропавловск-Камчатский); Хабаровский край со столицей в Хабаровске; Краснодарский край и Краснодар; Красноярский край и Красноярск; Пермский край со столицей в Перми; Приморский край и Владивосток; Ставропольский край со столицей в Ставрополе и Забайкальский край (Чита).

Из которых 22 республики – Адыгея со столицей в Майкопе; Алтай и Горно-Алтайск; Башкортостан и Уфа; Бурятия и Улан-Удэ, Дагестан и Махачкала; Ингушетия и Магас; Кабардино-Балкарская Республика со столицей в Нальчике; Калмыкия и Элиста; Карачаево-Черкессия и Черкесск; Карелия и Петрозаводск; Коми и Сыктывкар; Республика Марий-Эл со столицей в Йошкар-Оле; Мордовия и Саранск; Саха (Якутия) со столицей в Якутске; Северная Осетия-Алания и Владикавказ; Татарстан со столицей в Казани; Тыва и Кызыл; Удмуртская Республика и Ижевск; Хакасия и Абакан; Чеченская Республика и город Грозный; Чувашская Республика со столицей в Чебоксарах, а также недавно присоединенная Республика Крым с Симферополем.

Имеют Ли Республики В Составе Рф Свое Гражданство

Неизбежно возникла и другая проблема: возможно ли предостав­ление республикой самостоятельно своего гражданства иностранцу или лицу без гражданства? Если гражданин республики автоматиче­ски является гражданином РФ, выходит, что при положительном ре­шении можно получить российское гражданство, минуя компетент­ные федеральные власти. А это ненормально.

Кроме того, получалось, что если при приобретении российского гражданства иностранцем или лицом без гражданства предполагалось их проживание на территории республики, надо было либо получить согласие органов республики на приобретение федерального граж­данства либо сразу же решить и вопрос о гражданстве республики.

Задача по — Конституционному праву

Следовательно, по своему содержанию и смыслу положение о гражданстве Республики Татарстан, закрепленное в статье 21 Конституции Республики Татарстан, представляет собой конституционно-правовое установление устойчивой правовой связи гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего на территории Республики Татарстан и являющегося в силу этого гражданином Республики Татарстан, с Республикой Татарстан. Данная устойчивая правовая связь выражает совокупность взаимных прав и обязанностей гражданина и Республики Татарстан, вытекающих из Конституции, законов и иных правовых актов Республики Татарстан.

Таким образом, положение о гражданстве Республики Татарстан, закрепленное статьей 21 Конституции Республики Татарстан, в том его содержании и смысле, которые выявлены настоящим толкованием, означает устойчивую правовую связь, выражающую совокупность вытекающих из Конституции, законов и иных правовых актов Республики Татарстан взаимных прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего на территории Республики Татарстан и являющегося в силу этого гражданином Республики Татарстан, и Республики Татарстан, что представляет собой конституционное закрепление одного из существенных элементов правового статуса Республики Татарстан как республики (государства), объединенной с Российской Федерацией и являющейся ее субъектом.

26 Июл 2019     
jurist7sib    
   
420      

Правовой статус

Многочисленные межнациональные столкновения, происходившие на постсоветской территории, вынудили руководство России изменить подход к отношениям между регионами и центром и ввести систему федеральных договоров, которые и стали правовой основой, определяющей статус республик в РФ.

В современной федерации республики являются правовыми демократическими государствами, а их устройство определяется Конституцией России и самой республики. Полномочия между республиками и федеральным центром, а также межбюджетные отношения и налоги регулируются соответствующими законами и федеральными договорами. Например, в рамках федеральных договоров принимаются решения о количестве часов, которые школы могут отвести на преподавание национального языка республики.

В составе РСФСР

Во времена Советского Союза привычным было понятие «автономная социалистическая республика», сокращенно – АССР. Количество их, как территориальных единиц РСФСР, то и дело менялось. По данным ЦСУ СССР, в 1923 году их было всего 8. Первыми АССР были:

  1. Башкирская с центром в Уфе.
  2. Горская ‒ Владикавказ.
  3. Дагестанская ‒ Махач-Кала.
  4. Киргизская ‒ Оренбург.
  5. Крымская ‒ Симферополь.
  6. Татарская ‒ Казань.
  7. Туркестанская ‒ Ташкент.
  8. Якутская ‒ Якутск.

Уже на следующий год список пополнился Карельской, Немцев Поволжья и Бурято-Монгольской АССР, и республик стало 11.

Сначала основой для их создания служили губернские территории. Но со временем такие образования возникали из уже существующих областей. Они могли быть отдельными территориями или оставаться частью краев и областей. С принятием Конституции 1936 г. новые республики появлялись все реже.

К началу ВОВ их было уже 16. Небольшие изменения в административно-территориальном делении РСФСР происходили и позже, в послевоенные годы, пока с 1961 г. количество снова достигло 16.

Фото: Флаг Автономной ССР Немцев Поволжья

Накануне развала СССР в Российской Федерации их насчитывалось 24. Причем, Ненецкая, Ямало-Ненецкая, Корякская и Чукотская входили в состав областей, а Адыгея, Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайская и Хакасская – краев, остальные 16 – самостоятельные территориальные единицы. В новой России уже все они обрели абсолютный суверенитет.

Интересно! Как в СССР строили БАМ, он обошелся в 700 млрд современных руб.

Какие республики входят в состав Российской Федерации

В современной России республики занимают до 28 % территории, а проживают в них до 17 % населения. Все республики разнятся и по площади территории, и по численности населения. В то время как некоторые субъекты, подобно Якутии, занимают огромные заснеженные пространства, другие, как, например, Ингушетия, занимают совсем небольшую площадь. Численность жителей Ингушетии едва превышает 488 000 человек, а по территории республика занимает 82 строчку среди субъектов РФ.

В России проживает большое число народов, но далеко не все из них имеют свои государственные образования. Например, на территории Дагестана проживают представители более тридцати национальностей.

Полный перечень республик Российской Федерации выглядит так:

  • Адыгея.
  • Алтай.
  • Башкирия.
  • Бурятия.
  • Дагестан.
  • Ингушетия.
  • Кабардино-Балкария.
  • Калмыкия.
  • Карачаево-Черкесия.
  • Карелия.
  • Коми.
  • Марий-Эл.
  • Мордовия.
  • Якутия.
  • Северная Осетия-Алания.
  • Татарстан.
  • Тыва.
  • Удмуртия.
  • Хакасия.
  • Чувашия.
  • Крым.

Большинство республик, которые сегодня входят в состав России, в советское время обладали статусом автономных советских республик, а некоторые имели статус автономных областей.

Как регионы отличаются полномочиями?

Прежде всего, стоит сказать о распределении власти согласно Конституции России. Формально все полномочия четко делятся по уровням власти – есть то, за что отвечает федеральный центр, за что отвечают субъекты, и за что они отвечают совместно.

Например, за оборону и безопасность, федеральный бюджет, внешнюю политику, судоустройство, прокуратуру, границы, выпуск денег, защиту прав человека и многое другое отвечает исключительно Российская Федерация. Это означает, что власти региона в принципе не могут вмешиваться в вопросы обороны или работу прокуратуры (хотя и могут содействовать в этом другими способами). А если какую-то часть работ выполняет регион, он обязательно получает на это субсидии из федерального бюджета.

Отдельный блок полномочий находится в совместном ведении федерального центра и регионов, например, владение землей, вопросы образования, здравоохранения, борьба с катастрофами, налогообложение, сельское хозяйство, и т.д. На практике это означает, что на борьбу со стихийными бедствиями регион будет тратить и свои деньги, и полученные от федерального бюджета.

Все, что не входит в соответствующие статьи Конституции, регулируется на уровне региона – и, соответственно, оплачивается региональным бюджетом (хотя некоторые полномочия не связаны с финансовой стороной).

Больше всего прав у республик – Конституция РФ даже определяет республику как государство. Правда, все юристы подчеркивают – такие республики не являются самостоятельными государствами, иначе РФ имела бы статус конфедерации, а не федерации. Кроме этого, ключевое отличие республики от других субъектов – наличие у нее собственной Конституции. Да, формально это тот же устав региона, но по статусу Конституция все же выше. Республиканская Конституция и законы не могут противоречить федеральным законам (в такой ситуации применяется именно федеральный закон).

Еще одно право республики – устанавливать государственный язык, помимо русского. Эти языки могут использоваться в официальных документах, но требовать их знания от жителей региона (например, чтобы получить избирательное право) власти республики не вправе. Также республика может иметь свой флаг, герб, гимн, она владеет землей, лесами, недрами и другими природными ресурсами на своей территории, и т.д.

Но и это еще не все. Из всех республик есть одна, которая имеет еще больше полномочий – это Татарстан. История тянется еще с 1992 года, когда все субъекты, кроме Татарстана и Чечни, подписали Федеративный договор. Власти Татарстана потребовали подписать отдельный документ – и в 1994-м получили его. Договор о разграничении полномочий действует до сих пор (хоть и в урезанном виде), но все равно – в Татарстане есть свой президент, обязательные 2 языка и право на часть доходов от нефти.

Полномочия других регионов скромнее, и не особо отличаются между собой. Край, область и город федерального значения имеют одинаковый правовой статус, но Москва выполняет функции столицы, и получает за это дополнительные деньги от других регионов.

Отдельно стоят автономные области и округа – они отличаются тем, что создаются по национальному признаку, поэтому отличаются национальным составом и бытом населения. Кроме того, как минимум 2 автономных округа в России – ХМАО и ЯНАО – основные доноры федерального бюджета, они суммарно дают порядка 40% его доходов.

Особый статус

Создание Советского государства, а позже и обновленной России потребовало от политиков принимать сложные решения. И некоторые республики вошли в состав Российской Федерации со своими условиями.

Первой из таких территорий стала Чечня, которая пыталась добиться полной независимости, что закончилось долгими военными действиями и, наконец, установлением мирного договора. Согласно ему Чеченская республика обладает определенным суверенитетом, но является частью России.

  • Татарстан в 1992 году не стал подписывать Федеративный договор и провел референдум о суверенитете. В результате в конституции субъекта РФ Татарстан указывается, что он не стремится выйти из состава России, но добивается юридического закрепления новых принципов взаимоотношений. Сегодня эта территория носит статус ассоциированного государства, действующего на базе взаимного делегирования полномочий и объектов ведения.
  • Башкортостан также потребовал для себя особых условий. В частности, одноканального бюджета, самостоятельности в ведении внешнеэкономических переговоров, независимости судебной системы и больших привилегий в плане обращения с республиканской собственностью.
  • С оговорками подписала Федеративный договор и Тыва, обозначившая себя как суверенное государство.

Внимание! У отдельных категорий граждан возникает вопрос: не является ли Казахстан частью территории Российской Федерации с особым статусом. Нет, это государство является независимым и выступает в качестве одного из основных партнеров России в международных отношениях.. Тем не менее, Казахстан входит в состав Содружества независимых государств, каждый знает, что это была попытка в 90-х годах удержать политические и экономические связи между частями бывшего Советского Союза, которая оказалась неудачной

Однако Содружество существует и даже имеет некоторую эффективность

Тем не менее, Казахстан входит в состав Содружества независимых государств, каждый знает, что это была попытка в 90-х годах удержать политические и экономические связи между частями бывшего Советского Союза, которая оказалась неудачной. Однако Содружество существует и даже имеет некоторую эффективность.

Экономические районы Российской Федерации

Территориальное деление России на экономические районы называется экономическим районированием России. Экономические районы – это территории, внутри которых формируется и развивается специализированное хозяйство, являющееся частью народного хозяйства Российской Федерации и взаимосвязанное с другими его частями обменом производимых в них товаров и другими экономическими отношениями.

В настоящее время в Российской Федерации используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов.Калининградская область не включена в состав ни одного экономического района. В соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10 января 2006 года «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Калининградская область наделена статусом особой экономической зоны. В соответствии с Федеральным Законом в Калининградской области действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.

Крупные экономические районы являются высшим звеном экономического районирования и используются для общегосударственного территориального управления экономкой. Это четко специализированные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая большой численностью населения и значительной территорией, а также разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию

Состав экономических районов 

Район

Субъекты РФ

Площадь, тыс. км²

1. Центральный

1.       Брянская область

2.       Владимирская область

3.       Ивановская область

4.       Калужская область

5.       Костромская область

6.       Московская область

7.       Орловская область

8.       Рязанская область

9.       Смоленская область

10.   Тверская область

11.   Тульская область

12.   Ярославская область

13.   Москва

482,3

2. Центрально-Чернозёмный

1.       Белгородская область

2.       Воронежская область

3.       Курская область

4.       Липецкая область

5.       Тамбовская область

167,9

3. Восточно-Сибирский

1.       Республика Бурятия

2.       Республика Тыва

3.       Республика Хакасия

4.       Забайкальский край

5.       Красноярский край

6.       Иркутская область

4155

4. Дальневосточный

1.       Республика Саха (Якутия)

2.       Камчатский край

3.       Приморский край

4.       Хабаровский край

5.       Амурская область

6.       Магаданская область

7.       Сахалинская область

8.       Еврейская автономная область

9.       Чукотский автономный округ

6169,3

5. Северный

1.       Республика Карелия

2.       Республика Коми

3.       Архангельская область

4.       Вологодская область

5.       Мурманская область

6.       Ненецкий автономный округ

1476,6

6. Северо-Кавказский

1.       Республика Адыгея

2.       Республика Дагестан

3.       Республика Ингушетия

4.       Кабардино-Балкарская Республика

5.       Карачаево-Черкесская Республика

6.       Республика Крым

7.       Республика Северная Осетия — Алания

8.       Чеченская Республика

9.       Краснодарский край

10.   Ставропольский край

11.   Ростовская область

12.   Севастополь

382,1

7. Северо-Западный

1.       Ленинградская область

2.       Новгородская область

3.       Псковская область

4.       Санкт-Петербург

195,2

8. Поволжский

1.       Республика Калмыкия

2.       Республика Татарстан

3.       Астраханская область

4.       Волгоградская область

5.       Пензенская область

6.       Самарская область

7.       Саратовская область

8.       Ульяновская область

539,8

9. Уральский

1.       Республика Башкортостан

2.       Республика Удмуртия

3.       Пермский край

4.       Курганская область

5.       Оренбургская область

6.       Свердловская область

7.       Челябинская область

823,3

10. Волго-Вятский

1.       Республика Марий Эл

2.       Республика Мордовия

3.       Чувашская Республика

4.       Кировская область

5.       Нижегородская область

264,8

11. Западно-Сибирский

1.       Республика Алтай

2.       Алтайский край

3.       Кемеровская область

4.       Новосибирская область

5.       Омская область

6.       Томская область

7.       Тюменская область

8.       Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

9.       Ямало-Ненецкий автономный округ

2454

Особая экономическая зона

1.       Калининградская область

15,1

Сколько республик входит в состав РФ

На сегодняшний день Конституция РФ закрепляет 22 республики России, расположенных во всех частях государства. До недавнего времени их было 21, после присоединения Крым получил такой же статус и влился в дружное семейство.

Придание статуса такого субъекта федерации позволяет народам, проживающим в нем, реализовать свое право на самоопределение, что выражается в утверждении официальным местного языка наряду с русским, собственной государственной символики: столицы, флага, герба, гимна, а также закрепляет их территориальную целостность.

Часть законов может отличаться от общероссийских, но при этом не противоречить федеральному законодательству. Обладают республики и некоторыми правами в части экономический и политической жизни. Однако вся деятельность осуществляется в рамках законодательства Российской Федерации, и по отношению друг к другу все республики России обладают равными правами.

В тоже время территории и население таких субъектов могут сильно отличаться. Так, самой большой по размеру территории является Саха (Якутия), занимающая более трех миллионов квадратных километров. В то же время по населению она далеко не входит в список лидеров, а точнее, расположена в самом его конце, что объясняется ее климатическими условиями. В то же время Ингушетия – самая маленькая из всех в России, является и самой густонаселенной. По плотности населения она занимает пятое место после городов федерального значения.

Отчасти это объясняется народными традициями – в кавказских семьях принято иметь много детей. К густонаселенным также относятся Северная Осетия, которая примерно вдвое больше Ингушетии, а население имеет в полтора раза больше, и Чеченская республика с населением примерно в полтора миллиона.

Если говорить об экономическом положении, то и здесь лидером выступает Якутия, занимающая девятое место в списке самых богатых регионов.

Обширные залежи полезных ископаемых, в частности алмазов, позволяют региону не зависеть от финансирования федерального бюджета, а низкая численность населения дает высокий уровень подушевого дохода.

Этот субъект федерации отличается и самым сильным продвижением на север, обогнав даже республику Карелия, являющуюся самой западной в России.

В числе же самых бедных находится самое южное республиканское образование Дагестан, где мало природных ресурсов, почти нет промышленности и территория не очень подходит для земледелия.

Общая характеристика и признаки гражданства РФ

Каждый человек вправе добровольно покинуть гражданство России. Чтобы осуществить такое желание, он должен подать заявление на имя главы государства.

  • личные (к ним относятся такие всеобъемлющие права, как на жизнь, свободу и неприкосновенность частной жизни и т.д.);
  • политические (например, свобода слова и право собираться в мирных целях, где это разрешено, и другие);
  • социально-экономические (сюда можно отнести право на частную собственность, на свободный и достойно вознаграждаемый труд, на нормальное жилище и прочие);
  • культурные (например, право на получение качественного образование, на свободу творчества и самовыражения, благоприятную окружающую среду и т.д.).

Как выход республик отразился бы на Россиянах?

Здравствуй дорогой читатель, в этой статья я вам расскажу о территориях и народах России, которые могут выйти из состава страны и образовать свои государства. Расскажу, как потеря территорий отразилась бы на наших гражданах.

Республика Татарстан

Татарстан пытался выйти из состава России в 90-х годах, но до конца план по выходу из состава России выполнить не удалось. Тогда выходу Татарстана из состава России помешали Русские, которые являлись большинством.

Сейчас ситуация в корне поменялась, теперь большинство за Татарами, а именно их там более 55% населения. Русских год от года становится меньше, а Татар больше. Попытки отделиться могут быть поддержаны Татарской молодёжью, теперь Русское меньшинство не сможет им помешать.

Республика Чечня

Просто вспомним Чеченскую войну.

Сейчас Россия тратит большие деньги на развитие Чечни, которые и не снились другим регионам России. Власти России купили мир денежными вложениями в Чечню. Другими словами это дань.

Аппетиты Чечни растут, вместе с её населением, (где приходится 3-4 ребёнка на женщину) в один момент у властей России могут закончится деньги и Чечня с её 60 000 армией, может выйти из состава России.

Республика Башкортостан

Как вариант, Башкирия может объединиться с Татарстаном, поскольку и там и там, живут Татары и Башкиры. Чтобы не стать государством окружённым исключительно Россией, возможно заключат территориальный договор, где например обменяют Северные земли Башкортостана, на Южные земли Оренбургской области, чтобы иметь общую границу с Казахстаном.

Республика Тыва

Вошла в состав СССР в 1944 году. Вообще у Тывы мало общего с Российским населением, мы и сейчас там, как иностранцы. В один момент население Республики может просто запросить свободы, ведь всяко выгоднее платить налог своему государству, чем Москве.

Вообще из состава России может выйти 22 Республики

В России более 150 народов, которые в будущем могут образовать свои Республики.

Как же потеря Республик отразится на населении нашей страны?

Россия сбросит гири. (образно) Не прийдётся содержать Татарстан, Чечню и Дагестан, а это деньги для развития других регионов России.

Россия потеряет до 40% своих территорий, но всё равно останется самой большой страной на планете.

Плохо это отразится только на самих Республиках, которые после 10 лет самостоятельности начнут снова входить в состав России.

Проблемы для страны в будущем

Ситуация с рождаемостью в России, всё более выделяет малые народы, за счёт сокращения на всех территориях Русских и роста других народов России.

Чтобы удерживать все эти территории, Русские должны составлять минимум половину населения каждой Республики. Русские это клей, который заканчивается. (образно)

На мой взгляд, чтобы удержать в границах такое государство необходимо создать новый народ, путём смешения всех народов России. Возможно это единственный шанс удержать людей и территорий вместе.

Я против любого деления. Я верю, что наши народы найдут компромиссы и не просто сохранят страну, но и вернут потерянное в 90-х годах.

Единство и равенство гражданства и федерализм

Следует определиться и с некоторыми вопросами относительно выхода из гражданства. Ясно то, что прекращение гражданства РФ есть одновременно и прекращение гражданства республики в составе РФ — об этом сказано в ст. 22 Закона о гражданстве. Но выход из гражданства данной республики не есть обязательно и выход из гражданства РФ. Поэтому для оформления выхода из гражданства РФ надо обращаться в федеральные органы. Выход же из гражданства республики -при сохранении гражданства РФ — полностью относится к ее компетенции.

Некоторые отклонения возможны лишь в экстраординарных ситуациях, но и тогда гражданство является «скрытым» фактором. Например, согласно ст. 81 Конституции РФ Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Речь идет не о том, что человек должен не менее 10 лет состоять в российском гражданстве, чтобы претендовать на президентский пост. Конституция говорит о другом: имеющий гражданство РФ должен проживать на нашей территории не менее 10 лет. Конечно, 10-летний стаж пребывания в гражданстве РФ и проживания в РФ могут совпадать. Однако если человек является гражданином РФ даже по рождению, но проживает в другой стране, он не вправе претендовать на пост президента, пока не приедет на Родину и не проведет на ее территории в общей сложности более 10 лет. С официальной точки зрения гражданство здесь ни при чем.

Как статус региона влияет на его экономику

Регионы в свое время активно боролись за свои права и полномочия – и почти всегда это упиралось в экономические аспекты. Казалось бы, чем больше полномочий у субъекта, тем больше он имеет возможностей, однако в реальности ситуация обычно совсем обратная.

Например, если расположить все регионы по убыванию ВРП на душу населения и выделить 6 самых успешных и 6 отстающих, то картина будет такой:

То есть, больше всего прибавляют к ВВП страны из расчета на душу населения регионы, не имеющие широких полномочий – это все 4 автономных округа, Сахалинская область и столица. Тогда как 4 самых низких строчки занимают республики – субъекты с самыми широкими полномочиями.

Примерно похожая картина наблюдается и по средней зарплате:

Как видно, из 6 регионов с самыми низкими зарплатами 5 – это республики. А из 6 субъектов с самыми высокими зарплатами 4 – это автономные округа. Соответственно, статус республики не гарантирует ни успехов в экономике, ни высоких социальных стандартов.

Кстати, ситуация с зарплатами в бюджетных учреждениях примерно такая же, только все 6 регионов на последних строчках имеют статус республики. Например, средняя зарплата врача в ЯНАО – 216 801 рубль, а в Карачаево-Черкессии – 49 396 рублей (хотя на практике суммы, скорее всего, меньше). То же касается и зарплат учителей – в Москве педагог получает 96 281 рубль, тогда как в Ингушетии – 25 692 рубля в месяц.

А если посмотреть на рейтинг регионов по уровню безработицы и теневой занятости (процент работающих неофициально), картина становится еще более наглядной:

Место Безработица Неофициальная занятость
Регион Значение, % Регион Значение, %
1 Москва 2,0 Москва 4,0
2 ЯНАО 2,4 Чукотский АО 5,5
3 Санкт-Петербург 2,7 ЯНАО 6,5
4 ХМАО-Югра 2,8 Мурманская область 6,9
5 Московская область 3,8 ХМАО-Югра 8,3
6 Республика Татарстан 3,9 Ненецкий АО 8,6
80 Чеченская Республика 16,0 Республика Крым 41,1
81 Карачаево-Черкесская Республика 16,2 Республика Алтай 41,3
82 Республика Дагестан 17,4 Республика Дагестан 47,0
83 Республика Северная Осетия – Алания 17,7 Республика Ингушетия 49,1
84 Республика Тыва 19,4 Кабардино-Балкарская Республика 49,8
85 Республика Ингушетия 30,1 Чеченская Республика 62,1

Получается, что 6 регионов с самой высокой безработицей – это республики, как и 6 регионов с самой высокой неформальной занятостью. По второму показателю ситуация крайне сложная – в Чечне 2 из 3 работников трудятся или неофициально, или оформлены на минимальную зарплату. А в Ингушетии 30% тех, кто может и готов приступить к работе, не может ее найти.

История успеха региона в форме республики есть, по сути, только одна – это Татарстан, который имеет особый статус даже среди республик. Так, регион проводит ряд масштабных проектов (не без помощи крупного бизнеса, особенно «Татнефти»), организует крупные международные мероприятия вроде Универсиады, а также демонстрирует бюджетную самостоятельность.

При этом не обходится без конфликтов – недавнее банкротство «Татфондбанка», по некоторым данным, было направлено против президента РТ Минниханова, а активное «навязывание» татарского языка школьникам тоже не осталось без внимания федеральных властей.

Список субъектов РФ

Субъект федерации Флаг Герб Территория (км²) Население (На 01.01.2019) Административный центр Федеральный округ
1 Республика Адыгея 7 792 454 744 Майкоп
2 Республика Алтай 92 903 218 866 Горно-Алтайск
3 Алтайский край 167 996 2 332 813 Барнаул
4 Амурская область 361 913 793 194 Благовещенск
5 Архангельская область 589 913 1 144 119 Архангельск
6 Астраханская область 49 024 1 014 065 Астрахань
7 Республика Башкортостан 142 947 4 051 005 Уфа
8 Белгородская область 27 134 1 547 418 Белгород
9 Брянская область 34 857 1 200 187 Брянск
10 Республика Бурятия 351 334 983 273 Улан-Удэ
11 Владимирская область 29 084 1 365 805 Владимир
12 Волгоградская область 112 877 2 521 276 Волгоград
13 Вологодская область 144 527 1 167 713 Вологда
14 Воронежская область 52 216 2 327 821 Воронеж
15 Республика Дагестан 45x45px 50 270 3 086 126 Махачкала
16 Еврейская автономная область 36 266 159 913 Биробиджан
17 Забайкальский край 431 892 1 065 785 Чита
18 Ивановская область 21 437 1 004 180 Иваново
19 Республика Ингушетия 3 628 497 393 Магас
20 Иркутская область 774 846 2 397 763 Иркутск
21 Кабардино-Балкарская Республика 12 470 866 219 Нальчик
22 Калининградская область 15 125 1 002 187 Калининград
23 Республика Калмыкия 74 731 272 647 Элиста
24 Калужская область 29 777 1 009 380 Калуга
25 Камчатский край 464 275 314 723 Петропавловск-Камчатский
26 Карачаево-Черкесская Республика 14 277 465 563 Черкесск
27 Республика Карелия 180 520 618 056 Петрозаводск
28 Кемеровская область 95 725 2 674 256 Кемерово
29 Кировская область 120 374 1 272 109 Киров
30 Республика Коми 416 774 830 235 Сыктывкар
31 Костромская область 60 211 637 267 Кострома
32 Краснодарский край 75 485 5 648 235 Краснодар
33 Красноярский край 2 366 797 2 874 026 Красноярск
34 Республика Крым 26 081 1 911 818 Симферополь
35 Курганская область 71 488 834 701 Курган
36 Курская область 29 997 1 107 041 Курск
37 Ленинградская область 83 908 1 847 867 Санкт-Петербург
38 Липецкая область 24 047 1 144 035 Липецк
39 Магаданская область 462 464 141 234 Магадан
40 Республика Марий Эл 23 375 680 380 Йошкар-Ола
41 Республика Мордовия 26 128 795 504 Саранск
42 Москва 2 511 12 615 279 Москва
43 Московская область 44 379 7 599 647 Москва (офиц.)/Красногорск (факт.)
44 Мурманская область 144 902 748 056 Мурманск
45 Ненецкий автономный округ 176 810 43 829 Нарьян-Мар
46 Нижегородская область 76 624 3 214 623 Нижний Новгород
47 Новгородская область 54 501 600 296 Великий Новгород
48 Новосибирская область 177 756 2 793 384 Новосибирск
49 Омская область 141 140 1 944 195 Омск
50 Оренбургская область 123 702 1 963 007 Оренбург
51 Орловская область 24 652 739 467 Орёл
52 Пензенская область 43 352 1 318 103 Пенза
53 Пермский край 160 236 2 610 800 Пермь
54 Приморский край 164 673 1 902 718 Владивосток
55 Псковская область 55 399 629 651 Псков
56 Ростовская область 100 967 4 202 320 Ростов-на-Дону
57 Рязанская область 39 605 1 114 137 Рязань
58 Самарская область 53 565 3 183 038 Самара
59 Саратовская область 101 240 2 440 815 Саратов
60 Санкт-Петербург 1 439 5 383 890 Санкт-Петербург
61 Республика Саха — Якутия 3 083 523 967 009 Якутск
62 Сахалинская область 87 101 489 638 Южно-Сахалинск
63 Свердловская область 194 307 4 315 699 Екатеринбург
64 Севастополь 1 080 443 212 Севастополь
65 Смоленская область 49 779 942 363 Смоленск
66 Республика Северная Осетия — Алания 7987 699 253 Владикавказ
67 Ставропольский край 66 160 2 795 243 Ставрополь
68 Тамбовская область 34 462 1 015 966 Тамбов
69 Республика Татарстан 67 847 3 898 628 Казань
70 Тверская область 84 201 1 269 636 Тверь
71 Томская область 314 391 1 077 442 Томск
72 Тульская область 25 679 1 478 818 Тула
73 Республика Тыва 168 604 324 423 Кызыл
74 Тюменская область 1 464 173 3 723 969 Тюмень
75 Удмуртская республика 42 061 1 507 390 Ижевск
76 Ульяновская область 37 181 1 238 416 Ульяновск
77 Хабаровский край 787 633 1 321 473 Хабаровск
78 Республика Хакасия 61 569 536 167 Абакан
79 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 534 801 1 663 795 Ханты-Мансийск
80 Челябинская область 88 529 3 475 753 Челябинск
81 Чеченская Республика 15 647 1 456 951 Грозный
82 Чувашская Республика 18 343 1 223 395 Чебоксары
83 Чукотский автономный округ 721 481 49 663 Анадырь
84 Ямало-Ненецкий автономный округ 769 250 541 479 Салехард
85 Ярославская область 36 177 1 259 612 Ярославль

Задание ли субъекты РФ иметь свое гражданство

Исходным для института российского гражданства является то, что оно едино на всей территории Российской Федерации. У субъектов Фе­дерации нет собственного гражданства. Конституция России относит данные вопросы к исключительному ведению Российской Федера­ции (п. «в» ст. 71). Существенная роль в наполнении этих положений реальным содержанием принадлежит Конституционному Суду Рос­сийской Федерации, решения и правовые позиции которого по дан­ным вопросам надлежит знать.

Методические рекомендации. .Гражданство представляет собой устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаим­ных прав и обязанностей. Вопросы российского гражданства урегули­рованы в Конституции Российской Федерации, в Федеральном зако­не «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года и в ряде других нормативных правовых актов.

Гражданство субъектов Российской Федерации: миф или реальность

Закон о гражданстве исходит из принципа единого гражданства. Это означает, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно и гражданами этой республики, но вместе с тем, субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина Российской Федерации (Закон о гражданстве 2002года, в отличие от Закона 1991 года о гражданстве республик в составе РФ не говорит вообще). Правовой статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике является единым и на всей территории России и ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте РФ.

В конституциях большинства республик в составе Российской Федерации установлено, что республиканское гражданство приобретается и прекращается в соответствии с республиканским законом о гражданстве, то есть считается вопросом исключительного ведения республики. В настоящее время действуют законы о гражданстве в Республике Саха (Якутия) и Кабардино–Балкарской Республике. Оба закона были приняты еще в 1992 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector