Система образования в ссср

Сколько образованных было в СССР

Согласно цифрам статистики, в предвоенном 1940 году посещало школу примерно 35000 детей. Из них младшеклассников было 21000, остальные учились в 4–10-м классе.

Среднее специальное образование (техникумы, училища) получали примерно 900 тысяч советских граждан.

Если сравнить эти данные по школьному и профессиональному образованию со сводками времен Российской империи, то картина получалась резко положительной для СССР.

До Революции большинству людей среднее образование было не доступно. В школу могли ходить лишь дети из богатых семей. Все остальные нанимали для своих отпрысков домашних учителей (самого разного профессионального уровня, по деньгам). Если было не по силам и это, то дети оставались неграмотными.

Советская власть внесла большие перемены в эту сферу, приняв за норму поголовное начальное образование.

В институтах (вузах) Советского Союза училось с 1920 года 150 тысяч граждан. Через двадцать лет их число выросло в 4,5 раза и студентов очной формы обучения в стране насчитывалось уже 800 тысяч. Много было и тех, кто совмещал работу и заочное обучение в институте. По статистике, примерно 550 тысяч советских людей работали и стремились стать высококлассными специалистами, заочно окончив вуз.

Этапы объединения

Основные этапы объединения в начальные годы формирования СССР представлены в таблице.

Название союза

Дата

Описание

Политический

1 июня 1919 года

Военно-политический союз между Россией, Украиной, Латвией, Литвой и Белоруссией был подписан в форме декрета. На его основании общее военное командование проводилось из Москвы. Также оттуда осуществлялось управление объединёнными финансами.

Экономический

1920-1921 годы

Между союзными республиками были заключены хозяйственные договора. Сформированный орган ВСНХ находился в Москве и руководил всей промышленностью. Для этого был разработан Госплан, который курировал Кржижановский. Одновременно произошло создание Федерального комитета по развитию сельскохозяйственного производства и землепользования.

Дипломатический

Февраль 1922

В 1922 году в Генуе состоялось международная конференция по вопросам послевоенного восстановления стран Европы. Туда была послана делегация, состоящая из представителей союзных республик.

Первые школы на Руси

988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования. 

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению. 

В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература. 

Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.

В 988 году зародилось школьное образование. Владимир Святославович обязал детей бояр учиться.Так и появились первые школы: «Книжное учение», школы при монастырях и частные. В это время зародилось женское образование — открылось первое женское училище. Однако татаро-монгольское иго замедлило процесс образования.

Советская система образования – общедоступное качество

С приходом революции обучение в университете было провозглашено общедоступным и внесословным. Правда, долгое время это заявление существовало лишь в словесной форме. И только после окончания Второй Мировой войны высшее образование смогло стать по-настоящему доступным для населения. Поступать в высшие учебные заведения, разрешалась мужчинам и женщинам, успешно сдавшим экзамены и имеющим достаточный багаж знаний для дальнейшего обучения.

Но эта реформа не вызвала должного ажиотажа среди школьников и их родителей. Высшее образование, конечно, давало некоторые привилегии, но отнюдь не всегда гарантировало высокую зарплату и социальные льготы. Квалифицированный рабочий мог получать гораздо большую заработную плату, нежели инженер, окончивший ВУЗ. Молодежь стремилась скорее стать материально независимой и поэтому спешила присоединиться к рабочему классу.

Советская система высшего образования старалась соответствовать потребностям молодежи, но еще больше старалась соответствовать потребностям государства. В связи с этим активное развитие получали технические ВУЗы и отдельные факультеты, готовящие специалистов для решения государственных вопросов.

Большим плюсом советской системы было то, что высшее образование тесно связывалось с практической деятельностью. Студенты направлялись на практику на производства, где вживую знакомились с будущим рабочим местом.

Помимо непосредственной подготовки специалистов, советские ВУЗы имели обширную научно-исследовательскую базу, которая позволяла заниматься научной и новаторской деятельностью.

Существовали и другие достоинства:

  • Образование было абсолютно бесплатным.
  • При поступлении в ВУЗ студенты сдавали письменные и устные экзамены, что обеспечивало принятие на специальность действительно заинтересованных и способных абитуриентов.
  • Студентам выплачивалась стипендия, на которую возможно было прожить 1 месяц. (Для сравнения, можно отметить, что заработная плата инженера составляла примерно 130-150 рублей)
  • Делался упор на дисциплину и фундаментальность, своевременность знаний. Не сдавшие сессию студенты отчислялись без поблажек.

ВУЗ покидали специалисты, которые высоко ценились на производстве.

Минусом советской системы высшего образования можно назвать тот факт, что любые творческие и новаторские проявления подавлялись жесткими рамками идеологии. Также, к сожалению, за пределами Советского Союза квалификация специалистов не оценивалась по достоинству (особенно это ощутили выпускники 1990-х годов). Неоднородность развития технических и гуманитарных наук снижала прогресс в подготовки специалистов в некоторых нетехнических сферах.

Комментарии

Страна обломовых

Mstislav
сегодня в 20:06

Денежная радиация и Русский Дух

Иван Груздев
сегодня в 18:17

Чьё оно – Овертоново окно?

Александр Вершинин
сегодня в 08:20

COVID-19 и Вакцинация — что это?

А Сидороввалуа
вчера в 13:25

Почему столицу переносят в Сибирь?

Alexander53
14 сентября в 17:07

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39

Мода — 2021

Александр Вершинин
10 сентября в 05:13

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

vodjanitsa
4 сентября в 21:57

Имущественные права ограбляемых

А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

Валерий Вагин
2 сентября в 08:58

Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии

Александр Вершинин
2 сентября в 03:26

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

Alexander53
28 августа в 21:39

Расия, Расия, Расия …

Алексей Михайлович
25 августа в 22:28

Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон

Емеля
23 августа в 08:57

Научные зарубежные исследования о вакцинации

Александр
20 августа в 06:47

Надо ли жалеть Авериных?

Александр Ильченко
19 августа в 16:32

«Мир пошёл под нож?

Емеля
18 августа в 13:25

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

Емеля
16 августа в 19:32

О том, почему люди не могут жить по-человечески

Алексей Михайлович
9 августа в 23:43

Фальстарт капитализма и социализма

А Сидороввалуа
30 июля в 07:50

Взращивание совести по собственной воле

Mstislav
28 июля в 12:05

Соображения по вакцинации

Юрiй Финистъ
27 июля в 11:22

Марафон по 6 приоритетам

Александр Вершинин
27 июля в 09:39

Алкоголь и глобальное управление. Манёвры в глобальном историческом процессе связанные с алкоголем

Александр Вершинин
27 июля в 09:03

По обстоятельствам неумолимой силы

МФасхутдинов
24 июля в 22:38

Будущее не рифмуется с Европой…

МФасхутдинов
24 июля в 21:31

Цифровики погнали либералов, но упёрлись в нашу душу

Люкин
23 июля в 23:46

Как ковид демаскировался в моей голове

Alexander53
23 июля в 11:29

Кто нами правил под псевдонимом Романовы?

Alexander53
21 июля в 17:41

Высшее образование в наше время

Современная система высшего образования начала с подписания в 2003 г. Болонской декларации, целью которой было создание единого с европейскими странами пространства образования. Этот шаг был необходим для того, чтобы российские студенты смогли получать практику и бесценный опыт обучения за границей. Принятие условий Болонской декларации полностью изменило советскую структуру высшей образовательной системы.

К 2010 году были установлены следующие уровни обучения:

  • бакалавр – степень, подтверждающая получение необходимой базы знаний и навыков по специальности;
  • магистр – вторая часть ступени высшего образования, предполагающая большую углубленность в изучаемую специальность;
  • специалист – это ступень, оставшаяся после советской системы, включающая базовое и специальное образование;
  • аспирантура – отдельная ступень, которая рассматривается как подготовка к получению научной степени.

С каждым годом количество специальностей, получаемых в формате обучения «специалист» — сокращается. Бакалавриат становится основной формой прохождения первой ступени высшего образования. Стоит отметить, что многие работодатели до сих пор рассматривают бакалавров как на людей с неоконченным высшим образованием, именно поэтому студенты очень стараются поступить именно на «специалистов». Однако за границей формата «специалист» никогда не было и нет, и из-за этого происходят некоторые трудности в определении квалификации работника по иностранной системе.

Плюсы современной системы высшего образования:

  • Интернациональность образования. Студенты получили возможность стажироваться за границей, обмениваться опытом, изучать иностранную литературу.
  • Вновь усилилась практическая направленность обучения. К чтению лекций привлекаются владельцы компаний, известные представители в сфере искусства, науки, бизнеса. Возобновились экскурсии на заводы, предприятия.
  • Электронное и дистанционное образование позволяют на платной основе получить дополнительную специальность без отрыва от основной работы.
  • Широкое применение мультимедийной аппаратуры, электронной библиотеки разнообразит процесс обучения и экономит время.

Что касается общего уровня образования в современной России, оно, по словам бывшего Министра образования Дмитрия Ливанова, оставляет желать лучшего, несмотря на увеличение финансирования. И дело не только в устаревшей системе преподавания, которая прочно закрепилась в ВУЗах…

В связи с принятием Болонской системы высшее образование переориентировалось на самостоятельное обучение. Хотя лекционная система и сохранилась, но преподаватель теперь выступает в качестве консультанта, рекомендующего источники и направляющего самостоятельную работу студентов.

Образование СССР

Договор об образовании СССР был подписан 29 декабря 1922 г., а уже 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов одобрил его.

Первыми государствами, оказавшимися в его составе, были Украинская ССР (УССР), Белорусская ССР (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР).

Интересен факт, что формально все они считалась суверенными государствами.

Борьба за партийную власть

Вся власть СССР была сосредоточена в руках коммунистической партии, которая на протяжении истории несколько раз меняла свое название. В конечном счете, в 1952 г. она начала называться КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза).

Высшими органами власти были Центральный комитет, Оргбюро, Секретариат и Политбюро. Последний из них являлся самым главным органом власти.

Постановления Политбюро не подвергались критике и обсуждению, и должны были исполняться беспрекословно.

Де-юре все члены Политбюро были равны, однако де-факто это было не совсем так. Наиболее значимым представителем Политбюро был Владимир Ленин, из-под пера которого выходили разные законы и принимались все наиважнейшие решения.

Однако после того как Ленин начал серьезно болеть, он не смог участвовать в обсуждении тех или иных вопросов, что дало повод к борьбе за власть.

Кроме него в составе Политбюро были Сталин, Троцкий, Рыков, Томский, Зиновьев и Каменев. Именно эта шестерка в период 1922-1925 гг. участвовала в заседаниях.

Вскоре в Политбюро произошел раскол. Сталин, наряду с Зиновьевым и Каменевым, выступили против Троцкого (см. интересные факты о Троцком). Стоит заметить, что между политиками трения возникали еще во время Гражданской войны.

В конце 1923 г. Троцкий начал требовать большего равенства в партии, открыто критикуя «тройку» своих однопартийцев. Однако, как выяснится позже, он проиграет это противостояние.

В результате, как Троцкий, так и все его соратники будут объявлены врагами народа.

После смерти Ленина в 1924 г. к Иосифу Сталину, Каменеву и Зиновьеву примкнули и другие ключевые политики. В их числе были Куйбышев, Бухарин, Рыков и Томский.

При этом личный авторитет Сталина с каждым днем заметно возрастал.

Иосиф Сталин и Лев Троцкий

На 13-ом съезде РКП (б) вдова Ленина Надежда Крупская обнародовала «Письмо к съезду», написанное покойным супругом незадолго до смерти. Однако письмо не было зачитано в зале, поскольку присутствующие сочли правильным прочесть его только на закрытом заседании.

К слову сказать, в этом письме Ленин говорил о своих соратниках, давая каждому краткую, но содержательную характеристику.

В частности, Владимир Ильич обвинял Сталина в том, что он сосредоточил в своих руках слишком большую власть и вряд ли сможет разумно ее использовать.

В то же время он хвалил Троцкого и даже называл его кандидатуру наилучший для управления новообразованным государством.

Интересен факт, что на том съезде Сталин попросил об отставке, однако Каменев настоял на том, чтобы этот вопрос поставили на голосование.

Иосиф Виссарионович Сталин

По мнению ряда историков, Сталин решился на такой шаг не потому, что хотел уйти из политики, а для того, чтобы расположить к себе людей.

Таким образом, он показал, что якобы не держится за власть и тем самым завоевал симпатии участников съезда. В результате, против него проголосовали только сторонники Троцкого.

Стоит заметить, что уже через пару недель Иосиф Сталин забудет, как его поддерживали Каменев и Зиновьев.

Он обвинит их в искажении идей Ленина и будет делать все возможное, чтобы выставить их врагами народа. В результате они будут вынуждены примкнуть к Троцкому.

В это время Сталин сблизился с Бухариным. Вместе с ним он проповедовал идеи социализма и критиковал капитализм. В обществе с каждым днем становилось все больше сторонников Сталина, веривших в его программу развития СССР.

Осенью 1927 г. «Объединенная оппозиция» в лице Троцкого, Каменева и Зиновьева была окончательно уничтожена. К 1929 г. вся власть фактически оказалась в руках Иосифа Сталина.

Вскоре он начал избавляться и от своих соратников, в том числе и от Бухарина. Его целью было выбить из политической гонки всех тех, кто потенциально мог помешать ему стать главой СССР.

Конференция в Генуе и Раппальское соглашение

В итальянском городе Генуя в 1922 году состоялась конференция, призванная решить многочисленные проблемы экономического характера. СССР также получил приглашение принять в ней участие.

Поездка в Италию использовалась большевиками для пропаганды своих идей. СССР ратовал за мир во всем мире и призывал отказаться от использования оружия. Данным вопросам было посвящено выступление Г. В. Чичерина, занимавшего в то время пост наркома иностранных дел. Но руководства государств, входящих в Антанту, интересовались иными вопросами. Капиталисты не могли отказаться от гонки вооружений, так как это способно нарушить их экономическую стабильность, лишить миллиардных прибылей.

Руководству СССР было выдвинуто требование погасить все имеющиеся долги со времен царской России. Общая сумма накопившегося долга составляла 18,5 млрд золотых рублей. СССР также выставил ответные претензии Антанте. Он требовал возместить финансовые потери, возникшие в результате экономической блокады и интервенции. Сумма исчислялась десятками миллиардов рублей. Представители собравшихся стран так и не пришли к единому соглашению.

Ранним утром 16 апреля 1922 года представители стран-участниц конференции узнали о заключении между Германией и СССР соглашения о возрождении экономического взаимодействия и дипломатических отношений между ними. Встреча состоялась в Раппало, в окрестностях самой Генуи. Подписание Раппальского соглашения вызвало негативную реакцию остальных государств и было воспринято как попытка изменить послевоенное положения международных дел. Было принято решение об ограничении прав Германии (как поверженного в войне государства), а также об изоляции России, чтобы предотвратить распространение коммунистических идей.

Образование СССР

Код ОГЭ по истории: 3.1.6. Новая экономическая политика. Образование СССР.

Актом учреждения СССР стал договор, заключенный между четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией (Армения, Грузия, Азербайджан). Они образовали новое государство — Союз Советских Социалистических Республик. Договор устанавливал разграничение компетенций между новыми правительственными органами Союза ССР и республиканскими органами.

30 декабря 1922 г. союзный договор был одобрен I Всесоюзным съездом Советов. Был избран новый Центральный Исполнительный Комитет СССР.

В 1922 г. были подготовлены и утверждены Уголовный и Гражданский кодексы, проведена судебная реформа, упразднены революционные трибуналы, учреждалась и регламентировалась деятельность прокуратуры и адвокатуры, конституционно закреплялась цензура. ВЧК времен Гражданской войны была преобразована в Государственное политическое управление (ГПУ), а затем — в ОГПУ при СНК СССР.

31 января 1924 г. была принята Конституция СССР, состоявшая из двух разделов:

  • Декларации об образовании СССР;
  • Договора об образовании СССР.

Согласно Конституции за каждой республикой сохранялось право свободного выхода из Союза. Территория любой республики не могла быть изменена без ее согласия. У республик имелись свои органы управления и свои конституции, но основные полномочия передавались союзным органам.

Высшим органом власти по Конституции был съезд Советов Союза. Его выборы проходили на основе избирательного права с ограничительными цензами.

Избирательного права были лишены представители бывших эксплуататорских классов, духовенство, бывшие царские офицеры. Местные Советы избирались непосредственно мужчинами и женщинами старше 18 лет.

В 1920-е гг. на территории Средней Азии возникли Туркменская и Узбекская ССР, вступившие в 1925 г. в СССР, и Киргизская АССР в составе РСФСР. В 1929 г. от Узбекистана отделился Таджикистан. В 1924 г. ряд районов с преобладанием белорусского населения перешел из РСФСР в Белорусскую ССР. В составе Украинской ССР образовалась Молдавская АССР.

С самого начала национально-государственная политика СССР отличалась противоречивостью и непоследовательностью. В 1921—1922 гг. большинство национальных коммунистических партий были очищены от «подозрительных элементов». В Туркестане местные партийные организации потеряли 75 % коммунистов, в Грузии — 38 %, в Армении — 27 %. Русские составляли 55 % членов компартии Украины.

Желая уничтожить традиции неславянского населения, центральные власти боролись с «пережитками феодального и первобытнообщинного строя». В противовес религиозным судам создавались народные. Что касается религии, то к мусульманам вначале относились с большей терпимостью, чем к православным. Им предоставлялась свобода веры и гарантировалась неприкосновенность культовых сооружений.

Во второй половине 20-х гг. XX в. власти начали наступление на религию, культурные и социальные традиции прошлого. Десятки тюркских языков перешли на латинский алфавит. Была расширена сеть школ, в которых преподавание осуществлялось на русском, а не на национальных языках.

Таким образом, уже в первое десятилетие советской власти имели место серьезные просчеты в национальной политике.

Значение образования СССР:
• Созданы условия для решения задач по построению социализма.
• Многие народы получили возможность экономического и культурного развития.
• Сформированы предпосылки для сплочения советских людей.
• Фактически возникло унитарное государство, в котором государственная власть концентрировалась в структурах коммунистической партии, жёстко управляющей из центра.

Конспект урока по Истории России «Образование СССР».

Следующая тема: «Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства».

Экономика

Экономика СССР была уникальной. Впервые миру была продемонстрирована система, в которой во главе угла стояла не прибыль, а общественные блага и поощрение сотрудников. Вообще экономика Советского Союза может быть разделена на 3 этапа:

  1. До Сталина. Тут ни о какой экономике речь не идет – в стране только отгремела революция, идет война. Никто всерьез не думал об экономическом развитии, большевики удерживали власть.
  2. Сталинская модель экономики. Сталин реализовал уникальную идею экономики, которая позволила поднять СССР на уровень ведущих стран мира. Суть его подхода – тотальный труд и правильная «пирамида распределения средств». Правильное распределение средств – когда рабочие получают не меньше руководителей. Более того, основа зарплаты были премии за достижения результата и премии за рационализаторства. Суть таких премий следующая – 90% получал сам работник, и 10% делились между бригадой, цехом, начальниками.  Но основные деньги получал сам работник. Поэтому и было желание трудиться.
  3. После Сталина. После смерти Сталина Хрущев перевернул пирамиду экономики, после чего началась рецессия и постепенное падение темпов роста. При Хрущеве и после него сформировалась практически капиталистическая модель, когда руководители получали намного больше рабочих, особенно в виде премий. Премии теперь делились по-другому: 90% начальнику и 10% всем остальным.

Советская экономика уникальна, поскольку она сумела до войны фактически восстать из пепла после гражданской войны и революции, причем произошло это всего за 10-12 лет. Поэтому когда сегодня экономисты разный стран и журналисты твердят, что за 1 выборный срок (5 лет) невозможно изменить экономику – они просто не знают историю. Две сталинские пятилетки превратили СССР в современную державу, у которой был фундамент для развития. Причем база всего этого была заложена за 2-3 года первой пятилетки.

Также предлагаю посмотреть на диаграмму ниже, где представлены данные по среднегодовому приросту экономики в процентах. Все, о чем мы говорили выше, находит отражение в этой диаграмме.

Союзные республики

Новый период развития страны был обусловлен тем, что в рамках единого государства СССР существовало несколько республик. Так, Союз советских социалистических республик имел следующий состав: Российская ССР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Молдавская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Туркменская ССР, Эстонская ССР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector