Как евросоюз может помочь президенту молдовы майе санду

Содержание:

Соглашения

Молдова реализует свой первый трехлетний план действий в рамках Европейской политики соседства ЕС.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) представляет собой правовую основу для отношений между Республикой Молдова и Европейским Союзом. Соглашение было подписано 28 ноября 1994 г. и вступило в силу 1 июля 1998 г. на следующие 10 лет. Эта договоренность обеспечивает основу для сотрудничества с ЕС в политической, торговой, экономической, правовой, культурной и научной областях.

План действий ЕС-Молдова — это политический документ, в котором изложены стратегические цели сотрудничества между Молдовой и ЕС. Срок его действия составляет три года. Его реализация поможет выполнить положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), а также будет поощрять и поддерживать цель Молдовы по дальнейшей интеграции в европейские экономические и социальные структуры. Реализация Плана действий значительно продвинет приближение молдавского законодательства, норм и стандартов к законодательству Европейского Союза.

Молдова и ЕС начали переговоры по Соглашению об ассоциации (СА), включая углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли, которое заменит СПС в январе 2010 года. Правительство Молдовы надеялось подписать СА в ноябре 2013 года на саммите Восточного партнерства , а в Ноябрь 2012 г. Комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле заявил, что к тому времени переговоры могут быть завершены. АА было парафировано на саммите и подписано 27 июня 2014 года. Теперь оно должно быть ратифицировано каждым государством-участником договора. Парламент Молдовы ратифицировал соглашение 2 июля 2014 года.

24 января 2011 г. Молдова официально получила «план действий» по установлению безвизового режима для краткосрочных поездок от комиссара внутренних дел ЕС. В ноябре 2013 года Комиссия предложила отменить визовые требования для краткосрочных посещений для граждан Молдовы, имеющих биометрические паспорта, при этом министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс предположил, что изменение может произойти в начале 2014 года. 13 февраля 2014 года Европейский парламент по гражданским вопросам Комитет по свободам, правосудию и внутренним делам одобрил отмену визовых требований, и 27 февраля 2014 года весь парламент проголосовал за. Европейский парламент и Совет дали свое окончательное согласие на безвизовый режим для граждан Молдовы 3 апреля 2014 года, и это изменение вступает в силу 28 апреля 2014 года.

Вступление в ЕС

Все нынешние члены Евросоюза прошли через определенные этапы, которые необходимо пройти для вступления в Союз. Так называемые копенгагенские критерии.

Какие требования к кандидатам на вступление

1. «Любое европейское государство может обратиться с заявкой с целью стать членом Союза».

СПРАВКА: Что значит «европейское государство» не совсем понятно. Несмотря на то что словосочетание используется в качестве термина, его чёткого определения до сих пор не дано

На практике «европейское» трактуется как государство, относящееся к Европе географически, а также культурно, исторически и политически близкое ценностям Союза.
,ВАЖНО: Основные требования: «уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам».

Кандидаты на вступление в Евросоюз в 2019 году

Несколько стран представили свои кандидатуры на вступление в Европейский союз:

  • Республика Албания.
  • Черногория.
  • Республика Македония.
  • Республика Сербия.
  • Турецкая республика.

СПРАВКА: для Сербии и Черногории даже установлен ориентировочный срок вступления — 2025 -й год.

Также есть потенциальные кандидаты:

  • Босния и Герцеговина
  • Республики Косово

Они ещё не кандидаты. Есть принципиальная разница между правовым статусом страны-кандидата и страны — потенциального кандидата.

Какие страны первыми вошли в Евросоюз

В первый эшелон вошли всего 6 стран (все западноевропейские): Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Федеративная Республика Германия, Франция. Этот состав актуален на период 50-х — 60-х годов двадцатого века.

Уже в 1793-м произошло увеличение числа стран-союзниц. Так называемое расширение, которое закончилось присоединением Великобритании, Дании и Ирландии.

1981-й год стал датой подписания договора также с Грецией, а 1986-й с Испанией и Португалией.

СПРАВКА: Договор о Европейском Союзе подписали только в 1992 году (в силу он вступил 1 ноября 1993). Только с этого момента появился Евросоюз в том формате, в котором он существует по сей день. С 93-го года он живёт по правилам ДЕС и вступление производится по строго установленному регламенту.

Только в двадцать первом веке началось дальнейшее расширение союза (на Восток).
1 мая 2004 года ЕС принял Латвию, Литву, Эстонию, Польшу, Венгрию, Чехию, Словакию, Словению и островные Кипр и Мальту.

В 2005 ом подписали договор, а в 2007-м стали членами ЕС восточноевропейские Болгария и Румыния.

Какая страна вступила последней в ЕС

Не так давно вошла в Европейский союз Хорватия. На данный момент это последняя страна, которая из статуса кандидата перешла в статус члена ЕС.

Хорваты подали заявление на вступление ещё в 2003-м году, на протяжении десяти лет они проходили процедуру вступления в союз. В 2004-м году Европейская комиссия одобрила инициативу, позволила Хорватии стать кандидатом.

Процесс затянулся из-за вмешательства Словении, официальные лица которой дали понять, что имеют ряд возражений по поводу вступления Хорватии в ЕС.
В 2009-ом году удалось урегулировать ситуацию при помощи международных представителей.

Подписание сопутствующих договоров состоялось в 2012-ом году, а в 2013-ом они вступили в силу, сделав Хорватию полноправным членов Евросоюза.

Страны Европы, не входящие в ЕС

  • Лихтенштейн
  • Монако
  • Швейцария
  • Россия
  • Беларусь
  • Молдавия
  • Украина
  • Норвегия
  • Андорра
  • Ватикан
  • Сан-Марино
  • Албания и Македония (не могут стать кандидатами на вступление, тк находятся в состоянии территориальных споров)
  • Азербайджан и Казахстан (частично находятся на европейской территории)
  • Косово (не может вступить в Союз, так как не все страны признают его независимым государством)
  • Приднестровье (не до конца решен вопрос о выходе из состава Молдавии)

СПРАВКА: Андорра, Монако, Сан-Марино и Ватикан являются партнёрами ЕС, активно сотрудничают со странами Союза, также официальная валюта этих государств — евро.

Желание Санду не совпадает с желаниями ЕС

Как сказала Pravda.Ru старший научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Екатерина Шумицкая, нет однозначного ответа на вопрос, удастся ли Санду привести Молдавию в Евросоюз, так как это зависит не только от её желания и доверия избирателей, которое она получила, но и от желания Европейского союза (ЕС).

По мнению эксперта, ЕС понял «уже около пяти лет назад», что его стремление расширяться, которое продолжалось до 2007 года с включением Болгарии и Румынии, оказалось ошибочным.

Ошибка состояла в том, что не оправдалась надежда на преобразования в Восточной Европе и с политической, и с экономической точки зрения. С политической точки зрения не подходят Евросоюзу, по мнению эксперта, Польша и Венгрия, а с экономической — все восточноевропейские страны, которые находятся в стагнации, «кроме Польши, которая показывает неплохие экономические результаты».

Евродепутат: ЕС должен помочь Молдове и Санду уже сейчас

Избрание проевропейского кандидата — это сигнал народа Молдовы Евросоюзу, на который необходимо отреагировать. Такое мнение в комментарии DW высказал председатель делегации Европарламента по ассоциации с Молдовой Зигфрид Мурешан из Румынии. Он выступил за интенсивный диалог, в котором Санду сможет сообщить ЕС «самые неотложные потребности Молдовы». «Я выступаю за тесное сотрудничество в реформе судебной системы, в сферах экономики и торговли и прежде всего в противодействии пандемии», — заявил Мурешан. Он призывает ЕС передать часть законтрактованных для Евросоюза вакцин Молдове и другим близким партнерам из «Восточного партнерства».

Впрочем, сразу после инаугурации у Санду будет не так много возможностей для реформ, которых ожидает ЕС. Ведь нынешнее правительство меньшинства сформировано социалистами, партией, близкой к Додону. В одном из первых интервью после победы на выборах Санду высказалась за перевыборы парламента. Следует ли ЕС ждать формирования новой коалиции? Мурешан выступает против этого: «Мы должны помочь уже сейчас. Мы не должны приуменьшать значение ее победы».

Евродепутат указывает на то, что у президента Молдовы и так имеются полномочия, чтобы укрепить независимость правоохранительных органов. В частности, он назначает председателя Национального органа по неподкупности, а также играет важную роль в назначении прокуроров. «Таким образом, президент может укреплять независимость органов юстиции и активизировать борьбу с коррупцией», — говорит Мурешан. Он призывает ЕС предоставить Санду экспертную помощь для этого.

Членство

Президент Грузии Саломе Зурабишвили , Президент Молдовы Майя Санду , Президент Украины Владимир Зеленский и Президент Европейского Совета Шарль Мишель во время Батумской международной конференции 2021 года . В 2014 году ЕС подписал Соглашения об ассоциации со всеми тремя странами.

В 2014 году Европейский парламент принял резолюцию, в которой говорится, что «в соответствии со статьей 49 Договора о Европейском союзе Грузия, Молдова и Украина, а также любая другая европейская страна, имеют европейскую перспективу и могут подавать заявки на членство в ЕС в соответствии с принципы демократии , уважения основных свобод и прав человека , прав меньшинств и обеспечения верховенства прав «.

В апреле 2014 года, посещая молдавско-румынскую границу в Скулень , премьер-министр Молдовы Юрие Лянкэ заявил: «У нас есть амбициозная цель, но я считаю, что мы можем ее достичь: сделать все возможное, чтобы Молдова стала полноправным членом Европейского Союза. когда Румыния будет председательствовать в ЕС в 2019 году ». В июле 2017 года спикер парламента Молдовы Андриан Канду заявил, что страна намерена подать заявку на членство до конца 2018 или 2019 года.

Некоторые политические партии в Молдове и Румынии выступают за слияние двух стран . Такой сценарий включит нынешнюю территорию Молдовы в Румынию и, таким образом, в ЕС, хотя приднестровский конфликт по- прежнему будет проблемой. Что касается свободного передвижения рабочей силы, можно утверждать, что с точки зрения отдельных лиц Молдова уже является де-факто членом ЕС, поскольку молдаване автоматически получат румынский паспорт, если они докажут, что их предки когда-то были румынами ( это было до разделения стран ).

Однако процессу интеграции препятствовали многие внутренние проблемы. Нерешенный вопрос о самопровозглашенной республике в Приднестровье является основным препятствием для любого прогресса. Кроме того, 2 февраля 2014 года автономная область Молдовы Гагаузия провела два референдума, на которых подавляющее большинство избирателей отвергли интеграцию с ЕС и предпочли более тесные связи с Россией.

Румыния в ЕС

В январе 2007 года Румыния присоединилась к Евросоюзу, подписав соответствующий договор и пройдя особую процедуру вступления. Она примкнула к единой Европе одновременно с Болгарией.

Однако Румыния до сих пор не входит в число государств Шенгенского соглашения и Еврозоны. Держава не использует евро как национальную валюту, поскольку пока не готова к этому. По сравнению с более развитыми государствами региона, такими как — Германия, Швеция, Голландия, Бельгия, Испания, в Румынии фиксируется более высокий уровень коррупции, существует множество экономических проблем. В Румынии пока в ходу местная валюта Лей, а до недавнего времени у румын не было возможности трудоустройства в других государствах Евросоюза. Вступление Румынии в Еврозону и Шенгенское соглашение пока отложено.

Что касается визы и пересечения границ, Румыния признаёт шенгенские визы, хоть и не состоит в Шенгенском соглашении. На её территориию можно попасть, имея в паспорте любую мультивизу стран Шенгена. Также можно открыть национальную визу Румынии. По отзывам мигрантов, для россиян и украинцев легче всего получить румынский паспорт по реаптриации и ездить по всей Европе, как гражданин ЕС — это законно, быстро и недорого.

Отношения Молдова – ЕС

Integrarea europeană este nu doar un deziderat fundamental al politicii interne şi externe a Republicii Moldova şi al Guvernului, avînd un puternic potenţial de facilitare a coeziunii politice şi sociale a societăţii. 

Odată cu implementarea Acordului de Asociere, liberalizarea regimului de vize şi integrarea treptată în piața internă a UE, are loc integrarea de facto a Republicii Moldova în spaţiul politic şi economic european. Guvernul este dedicat întru totul dedicat obiectivului modernizării şi dezvoltării Republicii Moldova, pe care îl presupune integrarea europeană.

Relaţiile Republicii Moldova cu Uniunea Europeană au fost formal consacrate prin semnarea, la 28 noiembrie 1994, a Acordului de Parteneriat şi Cooperare (APC), care a intrat în vigoare la 1 iulie 1998 pentru o perioadă iniţială de 10 ani cu posibilitatea prelungirii tacite. Documentul stabilea cadrul juridic al relaţiilor bilaterale între Republica Moldova şi UE în domeniul politic, comercial, economic, juridic, cultural-ştiinţific şi avea ca obiective susţinerea Republicii Moldova pentru: consolidarea democraţiei şi statului de drept cu respectarea drepturilor omului şi a minorităţilor prin asigurarea cadrului corespunzător al dialogului politic; dezvoltarea durabilă a economiei şi finalizarea procesului de tranziţie spre economia de piaţă prin promovarea schimburilor comerciale, investiţiilor şi relaţiilor economice armonioase. 

Următorul pas în apropierea RM-UE l-a constituit Planul de Acţiuni Moldova – UE, elaborat în cadrul Politicii Europene de Vecinătate şi adoptat la Consiliul de Cooperare RM-UE din februarie 2005. Planul de Acţiuni stabilea obiectivele strategice de cooperare pentru o perioadă de trei ani care ulterior a fost extinsă repetat.

În contextul Planului de Acțiuni RM-UE, dialogul politic între RM şi UE era asigurat prin intermediul reuniunilor în formatul Dialogului Politic UE-Moldova (COEST, COPS, Directori Politici) în cadrul cărora se discuta parcursul reformelor în RM, relaţiile RM-UE şi subiecte de interes comun în domeniul politicii externe şi de securitate.

Planul de Acţiuni RM-UE a fost înlocuit în 2014 de Agenda de Asociere, agreată în baza Acordului de Asociere RM – UE. În august 2017 a fost aprobată o nouă Agendă de Asociere pentru perioada anilor 2017-2019, conţinând priorităţi pe termen scurt şi mediul de cooperare RM-UE.

Молдова не стала богаче

Спустя четыре года действия Соглашения экономика нашей страны не демонстрирует признаков оживления.

В отчете МВФ, опубликованном в марте 2020 года, — еще до начала масштабных ограничений, связанных с пандемией COVID-19, — не звучало оптимизма и не прослеживалось результатов благотворного влияния «доступа на рынки ЕС с 500 миллионами потребителей». А такие перемены просто обязаны были произойти — если бы ассоциация с ЕС была настолько выгодна, как об этом говорили.

Сохраняется отрицательное сальдо торгового баланса, макроэкономические перспективы Молдовы по-прежнему подвержены рискам. МВФ прогнозировал (еще «до коронавируса»), что рост замедлится до 3,8 процента в 2020 году, внешний спрос продолжит падать, а сельскохозяйственное производство — снижаться.

Евросоюз и цель его создания

Европейский союз (ЕС) – это экономическое и политическое объединение, в которое сегодня входит 28 стран, расположенных на европейском континенте. Цель создания – миротворческая: тесное и постоянное сотрудничество в экономической сфере между странами, входящими в ЕС, не позволит им вступить в войну друг с другом. Такая необходимость была вызвана тяжелыми последствиями Второй мировой войны.

Страны Евросоюза на карте мира:

Евросоюз в сфере торговли

ВВП (валовый внутренний продукт) ЕС составляет около 14 триллионов евро. На долю ЕС приходится 20% мировой торговли. ЕС является самым крупным в мире экспортером. Единый внутренний рынок предполагает, что товары, услуги, деньги и люди могут свободно перемещаться между странами-членами ЕС без ограничений.

Законодательство в ЕС

Государства, входящие в ЕС, придерживаются свода общих законов, прав, обязанностей и судебных решений — Acquis Communautaire (достояние сообщества). Законодательство охватывает все области, где государства-члены определили, что действия на уровне ЕС более эффективны, чем на национальном уровне.

Так, принята обязательная Хартия об основных правах, которая закрепляет неотъемлемые права человека (на жизнь, достоинство личности, свободу мысли и выражения, равенства и интеграции, демократии и верховенства закона).

Источники финансирования

Финансово обеспечивают организацию отчисления от валового национального дохода государств-членов (0,7%), импортные пошлины, процент от налога на добавленную стоимость, взносы третьих стран (стран, которые не входят в состав ЕС, но имеют с ним тесные экономические и политические связи, например, Норвегия).

Расход средств

Средства направляются на развитие и занятость, поддержку конкурентоспособности, региональной сплоченности (устранение диспропорций в развитии регионов), реализацию сельскохозяйственной политики, образование, исследования и инновации, усовершенствование инфраструктуры и поддержку малых и средних предприятий, экологическую политику, внешнюю политику.

Руководство 28 стран Евросоюза осуществляют пять институтов:

  1. Европейский парламент.
  2. Европейский совет.
  3. Европейская комиссия.
  4. Суд.
  5. Палата аудиторов (управление бюджетом ЕС).
  1. Европейский экономический и социальный комитет.
  2. Комитет регионов.
  3. Европейский омбудсмен (занимается жалобами граждан и юрлиц относительно плохого управления какого-либо института ЕС).
  4. Европейский инвестиционный банк.
  5. Центральный банк.

Какие требования к кандидатам на вступление

Чтобы стать участником организации, необходимо соответствовать требованиям, список которых отображен в соответствующем нормативно-правовом акте, получившем название «копенгагенские критерии». Этимология документа продиктована местом его подписания. Документ был принят в городе Копенгагене (Дания) в 1993 году во время заседания Европейского Совета.

Список основных критериев, которым должен соответствовать кандидат:

  • применение на территории страны принципов демократии;
  • человек и его права должны быть на первом месте, то есть государство должно придерживаться принципов верховенства права и гуманизма;
  • развитие экономики и повышение ее конкурентоспособности;
  • соответствие политического курса страны целям и задачам всего Европейского союза.

Кандидаты на вступление в состав ЕС, как правило, подвергаются тщательной проверке, в результате чего выносится соответствующее решение. В случае отрицательного ответа, стране, получившей отрицательный ответ, предоставляется перечень причин, на основании которых было принято именно такое решение. Несоответствия копенгагенским критериям, которые выявляются во время проверки кандидата, необходимо устранить как можно быстрее, чтобы получить возможность на членство в ЕС в будущем.

Европейский выбор Молдавии

«Вступление в ЕС» давно стало для проевропейских политиков постсоветских лимитрофов своеобразной «морковкой на веревочке», которую они трясут перед своими избирателями в надежде завоевать их голоса и затем подороже продать суверенитет данных стран западным финансово-промышленным элитам. В этом связи реальной целью Санду выступает не дипломатическое, а военно-политическое давление на пророссийскую Приднестровскую Молдавскую Республику, направленное на вывод Миротворческих сил России из ПМР, что теоретически позволит Молдавии вступить в НАТО и в отдаленной перспективе надеяться на поглощение со стороны ЕС.

Еще одним ложным образом будущего, который в целом поддерживает Санду, выступает идея об объединении (аншлюсе) с Румынией, что якобы позволит повысить уровень жизни граждан Молдавии, хотя по факту спровоцирует новую гражданскую войну, языковую, политическую и экономическую дискриминацию всех тех, кто выступает за сотрудничество с Россией.

«Лучшее», что ждет Молдавию при реализации силового антироссийского сценария, – это оказание США и блоком НАТО военной помощи, позволяющей вести вооруженную борьбу с ПМР и оправдывать бедственное экономическое положение Молдавии мифической российской угрозой. Учитывая, что США уже размещают в Румынии и Польше объекты своей национальной системы ПРО, территория Молдавии не имеет для американцев принципиального военно-стратегического значения, однако при прочих равных США хотели бы ликвидировать ПМР и выдавить российских миротворцев, разместить в Молдавии свои военные базы или базы НАТО, которые станут дополнительным фактором поддержки пронатовского курса Украины.

ПМР выступает для США последней преградой на пути к военно-политическому господству в Северном Причерноморье (не считая крымского кейса).

Страны, входящие в ЕС

Актуальный список стран, входящих в Евросоюз в 2021 году (на сегодняшний день), выглядит следующим образом.

СТРАНЫ ЕВРОСОЮЗА 2021


ГОСУДАРСТВО–ЧЛЕН
ДАТА ВХОЖДЕНИЯ
1.
Германия
25 марта 1957
2.
Бельгия
3.
Италия
4.
Люксембург
5.
Нидерланды
6.
Франция
7.
Дания
1 января 1973
8.
Ирландия

9.
Греция
1 января 1981
10.
Испания
1 января 1986
11.
Португалия
12.
Австрия
1 января 1995 года
13.
Финляндия
14.
Швеция
15.
Венгрия
1 мая 2004 года
16.
Кипр
17.
Латвия
18.
Литва
19.
Мальта
20.
Польша
21.
Словакия
22.
Словения
23.
Чехия
24.
Эстония
25.
Болгария
1 января 2007 года
26.
Румыния
27.
Хорватия
1 июля 2013 года
*
Великобритания
1 января 1973 (формальный выход – 1 февраля 2020)

В четверг 23 июня 2016 года в Великобритании был проведен референдум, известный всему миру, как Brexit. В голосовании приняло участие более 30 миллионов человек. Итоговая явка составила 71,8%. В результате 51,9% британцев изъявили желание выйти из состава Европейского Союза. При этом большинство граждан Англии и Уэльса поддержали выход из ЕС, а жители Шотландии и Северной Ирландии были против.

Согласно статье 50 Лиссабонского договора, вступившего в силу в 2009 году, любая страна Евросоюза имеет право покинуть это объединение. Данная статья регламентирует порядок выхода из ЕС, в частности, на окончательное согласование условий предусмотрено максимум 2 года. Официальный старт процесса отделения Великобритании от Европейского союза был запланирован на 29 марта 2019 года. После чего последовало шестимесячное продление до 31 октября 2019 года.

Важно. В полночь с 31 января на 1 февраля 2020 года по центральноевропейскому времени Великобритания формально вышла из Европейского союза

Страна потеряла представительство и право голоса в органах власти ЕС, но при этом осталась частью единого экономического пространства вплоть до конца 2020 года. В течение 11 месяцев Великобритания и Евросоюз должны были договориться о новых условиях торговли и сотрудничества. В настоящее время переговоры продолжаются.

Список стран, входящих в ЕС в 2021 году включает 27 государств.

Президент Молдавии Майя Санду пытается провести полную интеграцию страны с Румынией, от которой до сих пор Кишинёв открещивался, объясняя все балансом интересов между Европой и Россией.

После нескольких месяцев конфликта с парламентом Майя Санду через Конституционный суд добилась разрешения распустить главный законодательный орган и назначить новые выборы.

Майя Санду, президент Молдавии: «Новые выборы парламента состоятся 11 июля. Мы должны как можно скорее положить конец хаосу, в котором нас держал этот парламент».

Персональный хаос для Майи Санду заключался в том, что парламент, который в Молдове обладает широкими полномочиями, все это время находился под контролем ее главных оппонентов  партии социалистов бывшего президента Игоря Додона. Они проваливали голосование по кандидатуре главы правительства и вообще не давали Санду принимать сколько-нибудь значимые решения. Теперь у нее появился шанс переломить ситуацию в свою пользу, хотя ее противники считают, что новые возможности открылись для сил, которые стоят за Санду.

Николае Паскару, депутат парламента Молдовы, член парламентской фракции ПСРМ: «Это успех западных партнеров наших в Республике Молдова. Потому что у нас президент Майя Санду  полностью прозападная, и она ведомая этими силами».

Сама Санду, впрочем, никогда и не скрывала, что ориентируется на сближение с Евросоюзом и НАТО. Она получила образование в США, работала в структурах Всемирного банка и у нее, помимо молдавского, есть румынское гражданство.

Игорь Тулянцев, руководитель общественного совета «За свободную Родину»: «Под темой румынского языка скрывают фактически законодательную подготовку к объединению Молдовы и Румынии».

Идеи объединения с Румынией, которые были особенно популярны в конце 80-х  начале 90-х в среде молдавской интеллигенции, сыграли с Молдавией злую шутку. Фактически это стало одним из серьезных толчков, которые привели к отделению де-факто Приднестровья от Республики Молдова.

Приднестровье, где исторически живут примерно в равном количестве молдаване, русские и украинцы, объявило о своей независимости в самом начале 90-х. Попытки Кишинёва вернуть республику под свой контроль переросли в кровопролитный конфликт. Мир по обе стороны реки Днестр, отделяющей Приднестровье от остальной Молдавии, наступил только после прихода российского миротворческого контингента. Приднестровье осталось в статусе самопровозглашенной республики, полоской земли между Украиной и Молдавией.

Спустя почти 30 лет мирной жизни между Тирасполем и Кишиневом уже нет напряжения. На границе спокойно, автомобили свободно передвигаются с правого берега на левый. Налаживаются и экономические связи. Но Майя Санду с первых дней заявила о необходимости вывода из Приднестровья российских военных, которых здесь считают гарантами мира. А первый свой зарубежный визит совершила на Украину, где договорилась с президентом Зеленским о строительстве дороги Киев  Кишинёв в обход Приднестровской республики. А теперь очередной виток попыток румынизации Молдовы сверху. Уже сейчас в молдавских школах историю страны изучают по учебникам «История румын».

Думитру Ройбу, председатель молодежного движения «Потомки Штефана»: «Нынешний учебник по истории, неважно из какого он класса, старается сделать из молдавского ученика будущего румынского гражданина  по самоопределению, по ощущению самого себя с этнической точки зрения. Это выгодно Румынии

Румыния не признает молдавскую нацию, Румыния не признает молдавский этнос и молдавский язык».

Продемонстрировать пренебрежительное отношение к молдавской идентичности недавно позволил себе даже посол Румынии в Кишинёве.

Даниел Ионицэ, посол Румынии в Молдове: «Если бы я мог открыть центры вакцинации в посольствах, я бы вакцинировал молдавских граждан не против COVID-19, а против примитивного молдовенизма».

Но опросы общественного мнения показывают, что большинство молдаван против вхождения в Румынию. Румынские паспорта здесь и так имеют многие, что дает свободу передвижения по ЕС. Но стать Румынией, а значит и членом ЕС, будет означать совсем новые правила игры, в которой экономически слабая Молдова будет, скорее всего, проигрывать.

ЕС поддерживает Майю Санду, в том числе и в ее конфликте с собственным парламентом. Хотя четкой стратегии или позиции Брюсселя по вопросу возможного вхождения Молдовы в Румынию пока не видно.

Алим Юсупов

Главный итог четырех лет

Отсутствие прогресса в Кишиневе модно объяснять тем, что это Молдова «недорабатывает» и следовательно, сама виновата.

В феврале 2020 года тогдашний министр иностранных дел и европейской интеграции Аурелиу Чокой заявил, что Национальный план действий по реализации договора об ассоциации с ЕС на 2017–2019 годы выполнен не более, чем на 72 процента. Фактически, не был завершен даже отчет о реализации национального плана действий по договору об ассоциации Молдовы и ЕС за 2016 год, отметил министр.

Можно сколько угодно сравнивать десятые доли процентов, рассказывая о росте в торговле с ЕС (и «забывая» о гигантских убытках в торговле с Россией и СНГ), но эта эквилибристика не способна заслонить следующий, простой и ясный факт.

Соглашение об ассоциации с ЕС не сделало жителей Молдовы богаче, не открыло для экономики новых перспектив. И это главный итог четырех лет, прошедших со дня вступления договора в силу, перед которым блекнут любые колонки цифр и любые разноцветные диаграммы.

Александр Исаев, Спутник Молдова

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей , а также Телеграм-канал FRONTовые заметки

США обвинили в разграблении богатств сирийского народа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector