Борьба с коррупцией в россии: методы и результаты

Причины коррупции в России

  • Стремительный переход к рыночным отношениям на фоне глобальных процессов в мире;
  • Смена или изменение государственного устройства;
  • Низкая эффективность управления (несовершенство административной реформы);
  • Проблемы законодательства и его отставание от развития социально-экономических отношений;
  • Состояние общественной морали, популяризация новых нравственных ценностей, культ личного преуспевания и обогащения;
  • Правовая неграмотность населения страны;
  • Неэффективность функционирования большинства институтов власти;
  • Кадровая техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе коррумпированным структурам всех уровней власти;
  • Низкое материальное обеспечение и отсутствие гарантированного социального пакета.

На сегодняшний день основной упор по-прежнему делается на борьбу с последствиями коррупции. При этом ее причины остаются практически без внимания.

Виды коррупции и ее формы

По направленности ее можно поделить на политическую, экономическую и криминальную:

Экономическая — осуществляется с целью получения материальных выгод от действий чиновников.

Это, как правило, подкуп, взятки, лоббистскую деятельность, направленные на принятие властью выгодных экономических решений. Сюда же включается незаконное отмывание денег.

Политическая — применяется для получения властных полномочий в обход установленного избирательного процесса путем вмешательства в выборы, незаконного финансирования партий, принятия решений, противоречащих принципам равноправия граждан и политических сил.

Криминальная — основана на насилии и преступной деятельности.

Предполагает втягивание должностных лиц в криминальные схемы с помощью угроз, шантажа, взяток.

В зависимости от отрасли, коррупция бывает:

  • судейской;
  • парламентской;
  • корпоративной;
  • политической;
  • экологической;
  • полицейской;
  • образовательной;
  • профсоюзной;
  • церковной и т. д.

Основные формы коррупции это:

  • Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция;
  • Мелкая коррупция;
  • Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция.

На самом деле это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе.

Мелкая коррупция (маломасштабная и бюрократическая).

Это повседневная коррупция, которая происходит, когда государственные чиновники встречаются с общественностью. Это, как правило, взяточничество в связи с применением существующих законов, правил и положений, таким образом, что все выглядит якобы законным, но с вкраплением обходных путей. Данная форма коррупции связана с небольшими суммами, так как основывается на решении самых обыденных вопросов. Сюда можно отнести взяточничество в больницах, школах, местных органах лицензирования, полиции и налоговой.

Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Это любая сделка между субъектами частного и государственного секторов, посредством которых государственные активы незаконно превращаются в частные. Данная форма часто используется как синоним к коррупции «большого» или высокого уровня, и отличается от бюрократической или мелкой коррупции, поскольку связана с политическими лицами, принимающими значимые решения.

Политическая коррупция является самой губительной для страны, так как, политики, имеющие право создавать и применять законы от имени народа, используют эту власть для поддержания своей власти, статуса и богатства. Политическая коррупция не только приводит к нерациональному использованию ресурсов, но также извращает принцип управления государством. Правительство становится клептократическим.

Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция.

Это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе.

Мелкая коррупция.

Маломасштабная, бюрократическия или мелкая коррупция — это повседневная коррупция, которая происходит, когда государственные чиновники встречаются с общественностью. Мелкая коррупция — это взяточничество в связи с применением существующих законов, правил и положений, таким образом, что все выглядит якобы законным, но с вкраплением обходных путей. Как правило, данная форма коррупции связана с небольшими суммами, так как основывается на решении самых обыденных вопросов. Сюда можно отнести взяточничество в больницах, школах, местных органах лицензирования, полиции и налоговой.

Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Политическая коррупция — это любая сделка между субъектами частного и государственного секторов, посредством которых государственные активы незаконно превращаются в частные. Политическая коррупция часто используется как синоним к коррупции «большого» или высокого уровня. Она отличающейся от бюрократической или мелкой коррупции, поскольку связана с политическими лицами, принимающими значимые решения. Политическая коррупция является самой губительной для страны, так как, политики, имеющие право создавать и применять законы от имени народа, используют эту власть для поддержания своей власти, статуса и богатства. Политическая коррупция не только приводит к нерациональному использованию ресурсов, но также извращает принцип управления государством. Правительство становится клептократическим.

Определение коррупции

В основном, под коррупцией понимают использование служебного положения с целью получения личной выгоды. Как правило, данное понятие отождествляют с понятием «взяточничество». Но что значение слова «коррупция» этим не ограничивается. Слово corruptio в переводе с латыни означает «разложение, порча». Коррупция имеет множество проявлений: продажность; незаконное присвоение товаров, услуг и активов (в том числе и денежных средств); непотизм и т.д. Более того, коррупция существует не только в системе государственной службы, но и в частном бизнесе тоже.

Ключевой особенностью данного феномена является именно конфликт интересов должностного лица и его работодателя, то есть предприятия, социума, государства и т.д. Основным фактором, определяющим существование коррупции, является именно возможность получить какую-либо выгоду (не обязательно материальную), а ключевым сдерживающим фактором выступает возможность понести наказание за содеянное. Другими факторами, которые определяют возможность существования коррупции, являются правовой скепсис, правовая неграмотность граждан и низкий уровень гражданского самосознания.

Коррупция – социальное явление, а это подразумевает вовлеченность двух сторон в данный процесс. Одна сторона предоставляет второй какую-либо выгоду в обмен на удовлетворение своих интересов, а также возможность злоупотребить служебным положением второй стороны. А вторая сторона, в свою очередь, выступает получателем этой выгоды и выполняет требования первой стороны. Это может включать себя выполнение/ невыполнение своих служебных обязанностей, предоставление какой-либо информации и т.д.

Масштабы зла в советскую эпоху

Немногие знают, что с приходом к власти большевиков коррупция в системе государственного управления никуда не исчезла. В качестве примера можно привести туманную историю с закупкой паровозов за границей. Большевики на 200 млн золотых рублей планировали приобрести порядка 1000 локомотивов. Продавцом числился один из шведских заводов, который, справедливости ради, в год выпускал не более 40 паровозов в год. Причем коммунисты знали, что на железнодорожных полотнах родной страны из-за нехватки топлива простаивают порядка 1000 рабочих локомотивов. В итоге для государственных нужд были экспроприированы церковные ценности, которые израсходовались отнюдь не на продовольствие, а на закупку ж/д составов. Несмотря на то что взяточничество в первые десятилетия СССР было явлением нередким, оно приравнивалось к контрреволюционной деятельности и виновные в нем приговаривались к расстрелу. Процветало мздоимство и в правоохранительной системе.

Чекисты получали за свою работу невысокую зарплату, и нередко за определенную мзду шли на должностные преступления.

Результаты работы по борьбе с коррупцией

Оценивая эффективность работы по борьбе с коррупцией в России можно констатировать, что в последние годы российскому правительству удалось имплементировать многие передовые практики из международного опыта превентивных мер борьбы с коррупцией, среди которых ограничение стоимости подарков, получаемых государственными служащими (опыт США, Великобритании, Сингапура), повышение уровня заработной платы и вознаграждений госслужащих и работников государственного сектора (Швеция, Сингапур), выстраивание адекватной системы внутреннего и внешнего контроля за деятельностью должностных лиц в органах государственной власти (Финляндия), контроль за крупными расходами и имуществом госслужащих и работников государственного сектора (Дания).

Помимо международного опыта, полезно учитывать и накопленный в советский период положительный опыт борьбы с коррупцией, показывающий, что действенное наказание за коррупцию является важным компонентом любых эффективных усилий в борьбе с ней. Можно отметить снижение коррупционной составляющей в результате ужесточения в период правления Н.С. Хрущева санкции за совершение коррупционных деяний. Согласно принятому в 1960 году Уголовному кодексу наказание за взяточничество было установлено до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Получение взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение, и получение взятки в особо крупном размере каралось исключительной мерой наказания в виде смертной казни (подобные нормы сегодня применяются в антикоррупционной работе правительства КНР, при этом смертную казнь могут отсрочить, а пожизненное заключение заменить на длительный, но ограниченный срок).

Период правления Ю.В. Андропова был отмечен не только контролем всех аспектов трудовой деятельности советского гражданина и недопущением неэффективной траты рабочего времени (что, кстати, обеспечило прирост национального дохода на 3,1% и рост промышленного производства на 4%), но и расследованием многочисленных коррупционных дел в высших эшелонах власти, реализуя принцип «не быть выше закона». Формирование и укрепление культуры добросовестности должностных лиц в органах государственной власти и работников государственного сектора сегодня указывается как один из наиболее важных способов победить коррупцию в антикоррупционных документах ООН, Всемирного банка, МВФ, ОЭСР и публикациях ведущих экспертов в области антикоррупционной политики.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ КООПЕРАЦИИ

КоррупцияКоррупция – это: Противодействие коррупцииПравовые и организационные основы для разработки и осуществления антикоррупционных мероприятий

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 15.02.2014 г.).
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ(в ред. от 15.02.2014 г.).
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 01.01.2014 г.).
  6. Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 г. № 815 (в ред. от 14.02.2014 г.) «О мерах по противодействию коррупции».
  7. Приказ Минобрнауки России от 11.12.2012 г. № 1034 «Об утверждении Положения о «телефоне доверия»по вопросам противодействия коррупции в Министерстве образования и науки Российской Федерации».
  8. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 г. № 24 (в ред. от 03.12.2013 г.)«О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».
  9. Постановление Центросоюза о принципах противодействия коррупции, и предупреждению последствий коррупционных правонарушений в организациях потребительской кооперации
  10. Антикоррупционная политика организаций потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации

Планом мероприятий по формированию антикоррупционного мировоззрения и профилактике коррупции в Российском университете кооперации на 2020/2021 учебный год.
Мероприятия, включенные в комплекс мер, осуществляются по следующим направлениям:

  1. Информирование работников и студентов об установленной действующим законодательством Российской Федерации уголовной ответственности за коррупционное поведение (коммерческий подкуп, получение и дача взятки, мошенничество) и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
  2. Разъяснение работникам порядка соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, обязанности об уведомлении представителя нанимателя (работодателя) об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, иных обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
  3. Закрепление в локальных правовых актах университета этических норм поведения работников и студентов, процедур и форм соблюдения работниками ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции.
  4. Обеспечение открытости деятельности университета, его органов управления и структурных подразделений.

Основные задачи осуществления комплекса мер: Способы предоставления информации о коррупционном поведении работников и студентов университета:

Похожие термины:

  • это лицо, занимающее, распределяющее или сохраняющее должность в органах государственной власти и/или местного самоуправления с использованием коррупционного поведения в формах подкупа, корруп

  • это любая норма законопроекта или действующего правового акта, в которой обнаруживается коррупциогенный фактор, то есть она может быть использована для извлечения имущественной или иной личной

  • это заработная плата представителей власти, государственных, муниципальных служащих, лиц, выполняющих управленческие функции в хозяйствующих субъектах, которая не позволяет указанным лицам обе

  • имеющая определенные границы область социальной действительности, в которой действует коррупциогенный фактор (факторы). Такой сферой могут быть, например, отдельные государственные или муниципа

  • это заявление (обращение) физического или юридического в компетентный на то орган, в котором содержится указание на нарушение его прав принятием нормативного правового акта и требование восстано

  • способность какого-либо фактического обстоятельства (состояния, события, поведения человека или группы лиц) выступать причиной или условием коррупционных правонарушений. Такими обстоятельствам

  • объединение людей, которые, действуя согласованно, злоупотребляют доверенной властью ради личной выгоды. Коррупционные сети возникают там, где есть возможность управления значительными материа

  • это процесс установления значимости или социально вредных последствий коррупциогенного фактора в нормативном правовом акте или его проекте, основанный на специальных знаниях и профессионально

  • это когда в нормативном правовом акте или его проекте заложены привилегии за одним из группы равноправных субъектов в ущерб другим, что так же может свидетельствовать о коррупционном интересе пр

  • это признание наличия в нормативном правовом акте или его проекте коррупциогенных факторов, не ограниченное какими либо условиями.  

  • это свойство экспертного заключения определяемое полнотой и объективностью всестороннего исследования нормативного правового акта или его проекта, применением научных знаний и научно обоснова

  • непринятие нормативного правового акта как проявление коррупциогенности

    это когда очевидна необходимость принятия нормативного правового акта для регулирования однородных общественных отношений для нейтрализации произвольного административного усмотрения.  

  • это положения нормативного правового акта или его проекта, которые при определенных условиях могут свидетельствовать об уже совершенных актах коррупции (коррупционные индикаторы) и (или) способс

  • это когда аккредитация осуществляется в отношении субъектов, добровольно изъявивших желание получить оценку своей компетентности, подавших в установленном порядке письменную заявку об этом в а

  • это официальный письменный документ, выдаваемый уполномоченным на то органом государственной власти, органом местного самоуправления или общественной организацией физическим и/или юридическим

  • совокупность требований, которым должен удовлетворять субъект аккредитации (физическое или юридическое лицо) для того, чтобы быть признанным компетентным выполнять конкретные работы по оценке н

  • это те основные положения, которые определяют общие направления аккредитации независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупци

  • система, располагающая собственными силами, средствами, правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации физических и юридических лиц, уполномоченных на проведение экспертизы на

  • это процедура, осуществляемая общественной организацией в отношении физических и юридических лиц, подтверждающая их компетентность на производство антикоррупционной экспертизы нормативных пр

  • это разработчиками проекта нормативного правового акта требований юридической техники, связанные с механизмами принятия нормативного правового акта, которые могут быть обусловлены коррупционн

Чем грозит взяточничество в Китае?

С точки зрения Уголовного кодекса китайская Фемида наказывает взяточников примерно за те же деяния, что и в других странах. Так, под понятие «получение взятки» в Китае попадают сразу 15 составов преступления, от вымогательства ценностей или имущества, до неправомерного получения неучтенных активов или банального неправомерного действия госслужащих за материальное вознаграждение.

Куда интереснее в китайской борьбе с коррупцией наказания – они предполагают очень большую «вилку», например:

  • дача или получение взятки – наказывается лишением свободы на срок до 5 лет;
  • если есть отягчающие обстоятельства (например, это уже не первая взятка, или есть имущественный вред государству) – предел наказания увеличивается. Виновному грозит до 10 лет тюрьмы, а если обстоятельства особо отягчающие – то вплоть до пожизненного заключения с конфискацией имущества;
  • субъектом ответственности за взятку может быть и юридическое лицо – тогда его руководителю грозит от краткосрочного ареста до 3 лет тюрьмы;
  • если виновное лицо во всем признается и раскаивается (до начала судебных разбирательств), ему смягчат наказание вплоть до полного освобождения от него;
  • самые жесткие наказания полагаются за взятки или хищение государственного имущества на сумму более миллиона долларов в эквиваленте – за это полагается до 10 лет тюрьмы, а в исключительных случаях – смертная казнь с конфискацией имущества.

Считается, что в Китае под суд по делам о коррупции может попасть практически любой госслужащий, от простого полицейского до министра или главы крупной корпорации. Известен случай публичной казни 150 бизнесменов, причастных к подкупу госслужащих на строительстве олимпийских объектов в 2008 году. А всего, по некоторым данным, за последние 12 лет в Китае было расстреляно около 13 тысяч коррупционеров. А только за один год их арестовали более 160 тысяч.

Естественно, что большая часть дел заканчивается тюремным сроком или крупным штрафом. Например, есть случаи, когда сотрудник дорожной полиции за взятку около 100 долларов в эквиваленте получил 9 лет тюрьмы.

Но давать крупные сроки за коррупцию в Китае стали относительно недавно – с середины 90-х власти страны только начали бороться со взяточничеством (тогда в Уголовный кодекс ввели дополнительные статьи), а самые громкие скандалы прогремели в середине 2000-х годов. Например, крупные сроки получили несколько мэров больших городов, которые тратили деньги на личные нужды.

Еще серьезнее за коррупцию в Китае взялись после землетрясения в провинции Сычуань, где погибло более 69 тысяч человек. Как оказалось, многие здания были построены с нарушениями, из-за чего не выдержали подземных толчков. А строить их разрешили коррумпированные местные власти – именно землетрясение дало старт крупным расследованиям.

Тем не менее, считается, что многие дела о коррупции в Китае имеют политическую окраску, а реальные масштабы взяточничества такие, что действующих мер недостаточно, чтобы бороться с ним.

Примеры

Случаи взяточничества в настоящее время, мягко говоря, нередки. Новостная лента пестрит сообщениями о разоблачении очередной масштабной коррупционной схемы. 

Коррупция в сфере государственных закупок вообще тема отдельная. Сама система государственных и муниципальных закупок является одной из самых «благоприятных» для осуществления коррупционных схем. Согласно некоторым статистическим данным, от 60% до 90% всех госзакупок проводятся с нарушениями. В целом, вся экономическая сфера «благоволит» процветанию коррупции.

Однако мало кто осознает, что мы имеем дело с коррупционерами буквально каждый день в нашей повседневной жизни. Наиболее часто с ними мы сталкиваемся в сфере образования. Так, например, в школе директор часто собирает деньги на ремонт или на новые шторы, в ВУЗах студенты покупают бумагу для нужд кафедры и т.д. Коррупция в медицине также уже воспринимается как должное. Благотворительные взносы в больнице явление частое, что уж говорить о «подарках» докторам и медсёстрам. Коррупция в армии – дело привычное. Так, например, нередко платятся «отступные» в военкоматах. Коррупция в следственном комитете, в прокуратуре и в суде большинства граждан не касается, однако случаи взяточничества в данной сфере невероятно частые. В новостях мы часто слышим о том, что оправдали богатого преступника или что слушание какого-либо дела затягивается на неопределённый срок.

Чем отличается опыт других стран?

Проблема коррупции присутствует везде, где есть чиновники и бизнес. Конечно, в разных странах ее уровень будет разным, но природа взяточничества одна во всем мире. Как считают в Transparency International, уровень коррупции можно измерить одним обобщенным показателем – это Индекс восприятия коррупции. Чем выше балл, тем лучше ситуация в стране. В 2020 году лучше всех боролись с коррупцией Дания и Новая Зеландия, хуже всех – Сирия, Сомали и Южный Судан. Китай в этот раз занял 78 место, тогда как Россия – 129-е.

Опыт разных стран показывает, что каких-то новых и уникальных инструментов для борьбы с коррупцией попросту не существует, все уже давно придумано, а вопрос – лишь в их использовании. Вот несколько примеров:

Польша (45 место) – там работает система из трех специальных антикоррупционных органов, все чиновники регулярно сдают декларации, а налоговый контроль сверяет фактические доходы с задекларированными. Дел против чиновников возбуждают много, правда, многие фигуранты все же смогли доказать свою невиновность (но не все смогли вернуться в политику);

Франция (23 место) – в стране активно насаждают антикоррупционную этику, и даже создают для этого целые государственные органы. Чиновники обязаны отчитываться о своей работе, а также им запрещено принимать подарки дороже 300 евро. Критикуют Францию за долгое и неповоротливое правосудие, а из-за дефицита финансирования многие дела вообще не расследуются;

Норвегия (7 место) – для расследования коррупционных дел создана специальная прокурорская служба, также в этом участвует финансовый надзор. Чиновникам ограничен переход на работу в бизнес, равно как и наоборот – нужно выждать определенный срок

Главную роль в борьбе с коррупцией власти отводят политике ее предотвращения, также власти особое внимание уделяют самым «тяжким» случаям коррумпированности;

Сингапур (3 место) – борьба со взяточничеством связана с именем премьер-министра Ли Куан Ю, но его методы считаются слишком жестокими. Сейчас для борьбы с коррупцией в стране существует специальное Бюро, а в отношении чиновников теперь применяется «презумпция виновности» – они должны объяснять каждое несоответствие в доходах, расходах и налогах;

Мексика (124 место) – основную часть антикоррупционной системы начали строить только в 2015 году, было создано несколько специальных антикоррупционных органов, введены новые правила назначения на должности чиновников, а любой гражданин может пожаловаться на коррупцию буквально напрямую в Палату депутатов.

Таким образом, почти все страны мира строят свою борьбу с коррупцией примерно по одной схеме – это создание специальных органов по выявлению фактов взяточничества и подкупа, а также активная политика по предотвращению коррупции. Чаще всего это контроль доходов и расходов чиновников, предотвращение конфликта интересов, система реагирования на выявленные случи взяток.

Примерно то же существует и в России – но ее позиции в рейтинге все еще очень низкие, так что ключевую роль играют не антикоррупционные институты, а эффективность их работы.

«Застойные» времена

Коррупция не обошла стороной и брежневскую эпоху. Ее подпитывал сам стиль управления Леонида Ильича. Он часто расставлял своих людей на высоких должностях, смотрел сквозь пальцы на поведение своих родственников и просил своих коллег проявлять мягкость по отношению к ним. Через некоторое время обиход советского человека пополнился словом «блат», которое наделяло его обладателя некими преимуществами перед остальными. Если человек имел нужные связи, то он всегда мог достать дефицитный товар или имел доступ к другим благам. Вместе с тем борьба с коррупцией в России сорок лет назад осуществлялась весьма оригинальным способом: факты мздоимства детальным образом освещались в юмористических программах и фельетонах. Даже громкие скандалы (хлопковое дело, рыбное дело) не попадали на страницы советской прессы.

Коррупционные преступления в России и мире

Сомали, Южный Судан и Сирия в топе — там и шагу нельзя ступить, не дав взятку. Хороший пример подают Дания, Новая Зеландия, Сингапур, Финляндия и ряд других скандинавских стран — они преуспели в борьбе с коррупцией.

По информации Росстата, потери страны от коррупционных схем доходят до 25–48 % ВВП. Эти цифры растут с каждым годом — так, еще в 2011 потери были равны 7%.

Наибольший вред наносит коррупция в государственных органах. Согласно анализу судебной практики по коррупции, она затрагивает такие сферы:

  • госзаказы и госзакупки;
  • выдача разрешений и сертификатов;
  • правоохранительные органы;
  • регулирование земельных отношений;
  • строительство.

Куда жаловаться, если требуют взятку

Чиновники обычно говорят о каких-то абстрактных вещах – антикоррупционной политике, корпоративной этике, конфликте интересов. Но обычные россияне могут регулярно сталкиваться с требованием заплатить «в карман» и не знать, что делать в этой ситуации.

Поскольку дача взятки – такое же преступление, как и ее получение, молчать об этом не стоит. Итак, если кто-то прямо или косвенно намекает на взятку, нужно:

  1. попытаться записать разговор. Желательно самому не провоцировать собеседника на взятку – он сам должен сказать, чего хочет. Также желательно зафиксировать, какие гарантии решения проблемы он дает;
  2. тянуть время. Сразу давать деньги нежелательно, лучше всего договориться на передачу оговоренной суммы в другое время и в другом месте;
  3. если взятку требует чиновник или преподаватель – дальше нужно обратиться в полицию. В заявлении о факте вымогательства нужно указать данные этого лица, что он требует и за какие действия, где должна пройти передача денег;
  4. если вымогатель – полицейский или сотрудник ГИБДД – желательно обратиться в управление собственной безопасности МВД, в Следственный комитет или даже в ФСБ.

Телефон доверия МВД обычно написан на патрульных автомобилях, часто номера пишут в разных местах, чтобы их запомнили. В налоговой службе есть телефон доверия +7 (495) 913 00 70. В Следственный комитет можно позвонить по телефону 8 (800) 100 12 60. Оба номера работают круглосуточно.

Передача денег без обращения в полицию впоследствии будет расценена как преступление.

Дальше будет расследование дела о взяточничестве. Нужно будет подробно рассказать об обстоятельствах вымогательства взятки, предоставить все доказательства этого, и по возможности предоставить контактные данные тех, кто еще присутствовал при этом.

Кто-то считает, что заявлять о взяточниках «некрасиво». Но эти же люди потом возмущаются, что все органы власти в стране насквозь коррумпированы. Поэтому выбор простой – если кто-то не хочет добросовестно выполнять свою работу, ему на этой работе не место.

Выявление коррупции

К сожалению, не существует единого мнения относительно наиболее эффективных способов выявления коррупции. Оно происходит по определенным каналам информации:

  1. В связи с выявлением признаков преступления коммерческого подкупа и взяточничества:
  • Из обращения гражданина, с которого требуют взятку, на горячую линию комплаенс или в правоохранительный орган (о посреднике или вымогателе взятки);
  • Должностное лицо уведомляет представителя нанимателя и правоохранительные органы об обращении к нему взяткодателя, посредника;
  • Информация получена инициативно проверяющими в ходе проверки по другим обстоятельствам;
  • Информация, указывающая на факты совершаемого или совершенного коммерческого подкупа или взяточничества, получена анонимно (по телефону доверия, почте, через сайт в интернете и т.п.) или через СМИ, из обращений и жалоб граждан и организаций, например, по результатам закупочных процедур.

В связи с выявлением иных преступлений (например, злоупотребление полномочиями, хищение, отмывание денег и др.) формируется в рамках служебного или иного расследования (например, форензик):

  • О профессиональных преступлениях в какой-либо сфере деятельности (государственные и муниципальные закупки, налоги, строительство, здравоохранение, образование, банкротство и т.п.);
  • Крупных хищениях и отмывании денег, незаконного транзита и обналичивания денег, которые, как правило, не могут быть реализованы без коррупционной составляющей;
  • Организованной преступной деятельности, которая тесно связана с коррупцией.

Основным источником информации о совершении коррупционных преступлений в негосударственном секторе экономики являются сообщения от негласных сотрудников (98,7% опрошенных респондентов–оперативных сотрудников).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector