Насколько серьезны проблемы российских моногородов? варианты решения и государственные программы

Моногорода в современной России. Библиографическое описание:

Проблема реструктуризации и развития монопрофильных городов (моногородов), экономика которых полностью зависит от довольно успешных, испытывающих проблемы или ставших полностью неконкурентоспособными в новых рыночных условиях одного или двух предприятий, является сегодня для России чрезвычайно острой в социальном, экономическом, политическом плане. Властные структуры, предприятия и жители большинства из них оказываются неспособными своими силами компенсировать всё возрастающие риски динамичной внешней экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития города.

Моногородом в России, согласно нормативной документации Министерства регионального развития РФ, называется поселение, отвечающее хотя бы одному из двух признаков :

  • доля работающих на одном градообразующем предприятии или группе предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единой производственно-технологической цепочки, составляет не менее 25% экономически активного населения города;

  • объем производства градообразующего предприятия или группы предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единой производственно-технологической цепочки, составляет более 50% объема промышленного производства города.

Независимые эксперты расширяют официально предложенный список критериев отнесения города к монопрофильному, указывая на следующие его характерные признаки :

  • наличие в городе одного или нескольких однотипных предприятий, относящихся к одной отрасли, или обслуживающих один узкий сегмент отраслевого рынка, притом, что остальные предприятия города обслуживают только внутренние нужды города или проживающих в нем людей;

  • наличие в городе цепочки технологически связанных предприятий, работающих на один конечный рынок, кроме предприятий, обслуживающих внутренние нужды города;

  • значительная зависимость доходной части бюджета города от деятельности одного (или нескольких) крупных предприятий;

  • низкая диверсификация сфер занятости населения города (однородный профессиональный состав);

  • значительная удаленность города от других, более крупных населенных пунктов (что снижает возможности мобильности жителей), при наличии в городе первых двух признаков или отсутствие развитой инфраструктуры, обеспечивающей связь города с внешним миром (дороги автомобильные и железные, телефонная сеть и т.д.).

В целом, идея создания и развития моногородов такова: моногорода специализируются на отдельных градообразующих отраслях, продукция которых способна привлекать в город денежные потоки (за счет потока этой продукции из предприятий города в другие города – «экспортные» денежные потоки в пределах страны). С развитием градообразующих отраслей связываются возможности дальнейшего развития города. Предприятия градообразующей отрасли создают спрос на факторы производства (рабочую силу, финансовые ресурсы, различные виды оборудования, сырья, электроэнергию, тепло, воду, газ, производственные площади, очистные сооружения и т.д.); их рабочие формируют спрос на потребительские товары и услуги. Эти виды спроса в большей части удовлетворяются предприятиями градообслуживающих отраслей, возникающими на территории города (системы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, канализации, транспорта, строительство, торговля, пищевая промышленность и т.д.) и обеспечивающими нормальное функционирование ведущей градообразующей отрасли. Распределение предприятий города по основным отраслевым группам дает возможность отнесения каждого города к некоторому абстрактному типу: центр нефтехимии, центр машиностроения, металлургический центр, город-порт, город-курорт и т.п.

Основные этапы образования моногородов на территории РФ

Первый этап массовой организации производств и городов вокруг промышленных объектов начался еще во времена индустриализации эпохи Петра I. Много рабочих рук требовала организация железоделательных заводов в зонах освоения и суконных мануфактур. Тогда к заводам приписывались крепостные, войска или каторжные работники. Со временем рабочие поселки развивались в крупные промышленные города.

Вторая волна массового образования моногородов связана с индустриализацией в СССР и развитием легкой промышленности. Новообразованные мануфактуры располагались преимущественно в Центре России, производства формировались в селах и небольших населенных пунктах, которые славились народными промыслами. Именно так появились Орехово-Зуево, Павлов Посад, Гжель, Шуя, Гусь-Хрустальный. В то же время активно росли шахтерские поселки вдоль Транссибирской магистрали.

Сталинская индустриализация не отметилась высокими темпами образования моногородов. Эвакуация во времена войны стала причиной возникновения новых градообразующих предприятий. Кроме того, некоторые промышленные объекты стали градообразующими по той причине, что основной объект был эвакуирован. Так случилось, например, с городом Шадринском, откуда в тыл переместили часть ЗиЛа.

В пятидесятых годах началось массовое строительство новых мощностей. Были созданы крупные пищевые предприятия в городах европейской части России, возникли закрытые населенные пункты, которые специализировались на оборонной промышленности, наукограды. Структура моногородов России стала представлять сложную систему, в которую входили муниципальные образования, различные по численности жителей (от Байконура или Тольятти до небольших рабочих поселков), сложности производства и профессиональной подготовке горожан.

Сегодняшняя карта монопрофильных городов России представлена ниже.

Агломерация. Что такое агломерация

Очень часто люди не могут дать определение понятиям, которые напрямую касаются их жизни. Вот простой пример: многие живут в больших городах и их пригородах. Но знают ли они, что такое агломерация?

Агломерация – это и есть город с его районами и пригородами, или несколько тесно связанных, местами сросшихся между собой городов. Но стоит отметить, что совсем не обязательно соседние города и населенные пункты представляют собой агломерацию. У нее есть определенные критерии. Один из них – так называемые маятниковые миграции. За этим сложным термином скрываются хорошо знакомые поездки, например, из пригорода в город или из маленького населенного пункта в более крупный на работу, учебу, за покупками и т. д.Еще один важный признак, по которому мы можем узнать агломерацию – транспортная доступность. Проще говоря, у жителей агломерации нет проблем с передвижением внутри нее – населенные пункты связаны между собой автомобильными и железными дорогами, иногда – водными видами транспорта.Агломерации бывают двух видов – моноцентрические и полицентрические. Из названия становится ясно, что в первых есть одно ядро – крупный город, который притягивает к себе более мелкие населенные пункты. Моноцентрической, например, считается московская агломерация. Что же касается полицентрических агломераций, то здесь есть несколько центров, связанных между собой. Их также называют конурбациями. Самый известный пример конурбации – скопление городов в Рурском регионе Германии.Чемпионом в номинации «самая большая агломерация» является Япония – в Токийской агломерации проживает около 35 миллионов жителей. В России, как и следовало ожидать, самыми крупными являются Московская и Петербургская агломерации, а вот третьей по размеру считается Самаро-Тольяттинская.Нельзя однозначно сказать, хорош ли факт слияния городов в агломерации. С одной стороны, процесс этот обычно экономически выгоден, предприятия объединяются не только функционально, но и территориально, строится соответствующая инфраструктура, объединяются административные ресурсы.С другой стороны, как и всяким большим образованием, агломерацией крайне сложно управлять, ряд важных вопросов, которые могли бы решаться на местах, уходят в «центр», создается почва для коррупции.Впрочем, сегодня « плюсы » значительно перевешивают « минусы », а потому агломераций и мегаполисов становится все больше.

Нормативное регулирование

 

Изначально термин «градообразующее предприятие» регламентировался ПП РФ от 29.08.94 № 1001, которое было признано недействительным Указом РФ от 02.02.05 № 116. Нормативный акт признавал предыдущий Указ РФ от 02.06.94 № 1114 утратившим силу. А именно на основании этого акта и было издано Постановление.

Что интересно, на сегодняшний день нет ни единого нормативного акта, регламентирующего порядок признания объекта промышленной или хозяйственной деятельности градообразующим.

В настоящем своде законов можно обнаружить только упоминания, применяемые для особых случаев. Ст. 169 ФЗ от 26.10.02 № 127-ФЗ говорит, что градообразующими считаются организации, где работает не менее 25% жителей соответствующего населенного пункта. Информация повторяется в законе № 219 21.07.14.

Проблемы монопрофильных городов в Российской Федерации

Проблемы монопрофильных городов тесно связаны с особенностями развития таких населенных пунктов, однако определенная часть промышленных объектов сохраняет государственную значимость.

Многие из таких предприятий обеспечивают конкурентоспособность российской экономики, но в условиях кризиса первыми ощущают на себе удар. Так, общеэкономическая ситуация в стране прямо отражается на состоянии монопрофильных городов.

В кризис сокращается выпуск продукции, количество рабочих мест, наблюдается падение уровня жизни населения, возникают сложности обслуживания жилищно-коммунального фонда и объектов инфраструктуры, растет безработица.

А банкротство градообразующих предприятий нередко ставит под угрозу само существование муниципального образования.

Это является отдельной проблемой монопрофильных городов.

Перечень градообразующих предприятий РФ

На данный момент, перечень градообразующих предприятий Российской Федерации включает 319 объектов. Крупнейшие промышленные объекты и связанные с ними города в порядке убывания численности населения:

  1. Тольятти, Самарская область, ОАО «АвтоВАЗ» – лидер рейтинга, численность населения города составляет порядка 705 тыс. человек.
  2. Новокузнецк, Кемеровская область, «ЗСМК» – население порядка 564 тыс. человек.
  3. Набережные Челны, Республика Татарстан, «КамАЗ» – более 516 тыс. человек.
  4. Чусовой, Пермский край, «Чусовский металлургический завод».

  5. Магнитогорск, Челябинская обл., «Магнитогорский металлургический комбинат».
  6. Северодвинск, Архангельская обл., АО «Производственное объединение Северное машиностроительное предприятие».
  7. Сатка, Архангельская область, Комбинат «Магнезит».
  8. Ревда, Мурманская область, «ЛГОК».
  9. Пикалево, Ленинградская область, «БазелЦемент-Пикалево».
  10. Норильск, Красноярский край, «ГМК Норильский никель».
  11. Кемерово, Кемеровская область, «СУЭК-Кузбасс».
  12. Нижний Тагил, Свердловская область, Корпорация «УВЗ».
  13. Находка, Приморский край, «Находкинский морской торговый порт».
  14. Костомукша, Республика Карелия, «Карельский окатыш».
  15. Кондопога, Республика Карелия, ОАО «Кондопога» (Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат).

В перечне приведены предприятия в моногородах, численность населения которых превышает 50 тысяч жителей.

Некоторые моногорода выросли вокруг предприятий военно-промышленной сферы, и являются по сути закрытыми административно-территориальными образованиями.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Ключевые особенности развития моногородов

Моногорода возникают вокруг одного или двух градообразующих предприятий и специализируются на отдельных областях.

Ключевыми особенностями такого типа населенных пунктов можно выделить:

  • зависимость развития города от политики руководства градообразующего предприятия;
  • однородный состав населения в профессиональном плане;
  • стойкость менталитета горожан, низкая адаптивность и низкая социальная мобильность жителей;
  • высокая степень зависимости местного и семейных бюджетов от экономического положения градообразующего предприятия;
  • как правило, слабое развитие транспортной инфраструктуры.

Основные этапы образования моногородов на территории РФ

Первый этап массовой организации производств и городов вокруг промышленных объектов начался еще во времена индустриализации эпохи Петра I. Много рабочих рук требовала организация железоделательных заводов в зонах освоения и суконных мануфактур. Тогда к заводам приписывались крепостные, войска или каторжные работники. Со временем рабочие поселки развивались в крупные промышленные города.

Вторая волна массового образования моногородов связана с индустриализацией в СССР и развитием легкой промышленности. Новообразованные мануфактуры располагались преимущественно в Центре России, производства формировались в селах и небольших населенных пунктах, которые славились народными промыслами. Именно так появились Орехово-Зуево, Павлов Посад, Гжель, Шуя, Гусь-Хрустальный. В то же время активно росли шахтерские поселки вдоль Транссибирской магистрали.

Сталинская индустриализация не отметилась высокими темпами образования моногородов. Эвакуация во времена войны стала причиной возникновения новых градообразующих предприятий. Кроме того, некоторые промышленные объекты стали градообразующими по той причине, что основной объект был эвакуирован. Так случилось, например, с городом Шадринском, откуда в тыл переместили часть ЗиЛа.

В пятидесятых годах началось массовое строительство новых мощностей. Были созданы крупные пищевые предприятия в городах европейской части России, возникли закрытые населенные пункты, которые специализировались на оборонной промышленности, наукограды. Структура моногородов России стала представлять сложную систему, в которую входили муниципальные образования, различные по численности жителей (от Байконура или Тольятти до небольших рабочих поселков), сложности производства и профессиональной подготовке горожан.

Сегодняшняя карта монопрофильных городов России представлена ниже.

Проблемы монопрофильных городов в Российской Федерации

Проблемы монопрофильных городов тесно связаны с особенностями развития таких населенных пунктов, однако определенная часть промышленных объектов сохраняет государственную значимость. Многие из таких предприятий обеспечивают конкурентоспособность российской экономики, но в условиях кризиса первыми ощущают на себе удар. Так, общеэкономическая ситуация в стране прямо отражается на состоянии монопрофильных городов. В кризис сокращается выпуск продукции, количество рабочих мест, наблюдается падение уровня жизни населения, возникают сложности обслуживания жилищно-коммунального фонда и объектов инфраструктуры, растет безработица. А банкротство градообразующих предприятий нередко ставит под угрозу само существование муниципального образования. Это является отдельной проблемой монопрофильных городов.

Меню категорий

  • Поддержка креативных «индустрий» 2021 года
  • Поддержка социального бизнеса с 2021 года
  • Поможем получить льготные государственные деньги малому бизнесу, НЕ попавшему в список
  • Создание инфраструктуры за счет бюджета региона ППРФ 1704, 1705
  • Субсидии промышленности 2021 ППРФ 194
  • Государственно-частное партнерство ГЧП и МЧП, концессии
  • NEW! Как в кризис развивать промышленный парк? Как выстраивать взаимоотношения УК и резидентов?
  • Антикризисные меры при убытках от самоизоляции
  • Какие меры поддержки возможны для Вашего бизнеса (проекта)?
  • Кто относится к малому бизнесу?
  • Где взять недорогие деньги? субсидии, льготы
  • Поддержка малого и среднего бизнеса в моногородах
    • Что такое моногород?
    • Полный перечень моногородов РФ январь 2020
      • Классификация моногородов
      • Моногорода — это нормальное явление экономики
      • Перечень 319 моногородов на 2015 год
      • Рейтинг 250 крупнейших городов России 2017 года
      • Перечень 334 моногородов на 2020 год
      • Льготные 0% и 5% годовых займы Фонда развития моногородов на кап.вложения
      • Льготные 0% и 5% годовых займы Фонда развития моногородов на кап.вложения
      • Льготные 0% и 5% годовых займы Фонда развития моногородов на кап.вложения
      • О моногороде Елабуга на портале ФРМ
      • О моногороде Зеленодольск на портале ФРМ
      • О моногороде Камские Поляны на портале ФРМ
      • О моногороде Менделеевск на портале ФРМ
      • О моногороде Набережные Челны на портале ФРМ
      • О моногороде Нижнекамск на портале ФРМ
      • О моногороде Чистополь на портале ФРМ
    • Единый перечень мер поддержки моногородов
    • Преференции и льготы резидентам территорий опережающего развития (ТОСЭР) в моногородах
    • Бизнес-омбудсмен по моногородам РФ: «особые территории» быстро оправятся после пандемии
    • Сборники лучших муниципальных практик
  • Земельные участки в аренду без проведения торгов
  • Поддержка УК и резидентов промышленных площадок и индустриальных парков
  • Инвестиционная инфраструктура Республики Татарстан
  • Льготы и преференции для УК и резидентов особых экономических зон (ОЭЗ)
  • Преференции и льготы УК и резидентам территорий опережающего развития (ТОР)
  • Льготы по налогам для региональных инвестиционных проектов РИП
  • Помощь микро-бизнесу от государства
  • Поддержка экспорта и международной деятельности компании
  • СПИК 2: Специальный инвестиционный контракт для инвестора
  • СЗПК Субсидии налоговые льготы по соглашению о защите капиталовложений 67-ФЗ
  • Нефинансовые и финансовые меры повышения производительности труда
  • Субсидии и гранты на развитие изобретательства и инноваций
  • ПРОЧИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ ЛЬГОТЫ СУБСИДИИ 2019-2024 годы в РТ и РФ
    • Компенсация затрат франчайзи СМСП Москвы
    • Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»
    • Финансовая поддержка субъектов МСП
    • Национальный проект Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
    • Отмененные программы, дейстовавшие ранее
    • Правила распределения субсидий МЭР РФ регионам на поддержку МСП с 2017 года
    • Аренда муниципальных зданий по нулевой ставке
    • Программы поддержки отечественной промышленности
    • Программы Фонда развития промышленности
    • Субсидии промышленности Минпромторга РФ (свод)
    • Программа Энергосбережение 2014-2020 годы
    • Поддержка социального предпринимательства до 2021 года
    • Бесплатные услуги РЦК по технологическому и рыночному «выращиванию»
    • Какие еще льготы и преференции предусмотрены для малых и средних предприятий
    • Краткий путеводитель по программам поддержки бизнеса
    • Межмуниципальное взаимодействие. Агломерации
    • Меры поддержки промышленности и цифровизации производства
    • Программы поддержки с сайта Фонда развития моногородов ФРМ
    • Создание регионального центра компетенций по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ

Градообразующие предприятия России

Монопрофильные поселения, связанные с градообразующим предприятием, начали строить в России только во время первой промышленной революции. В основном они относились к металлургической и горнодобывающей отраслям и располагались на Урале. Производственные комплексы полностью контролировали социальные процессы в городе. Органы местного самоуправления в таких поселениях появились только в 1785-м, но фактически руководство предприятий продолжало управлять городами, финансируя их из собственного бюджета.

В течение XIX века активное строили предприятия с прилегающими к ним городам, благодаря чему сформировались топливная и металлургическая базы страны. В центральной части империи получили распространение предприятия лёгкой промышленности (например, Шуя, Орехово-Зуево, Красновишерск).

«Норильский никель» — градообразующее предприятие для города Норильска

После Октябрьской революции встал вопрос перевооружения и механизации Красной армии. Правительство стремилось создать изолированный, автономный и самодостаточный промышленный комплекс. Основной задачей государства стала активизация ресурсодобычи и сельскохозяйственного производства. Началось строительство крупных заводов на малоосвоенных территориях Урала, Сибири и Дальнего Востока. Для переселения рабочих ресурсов вокруг фабрик закладывали города, численность населения которых определялась масштабами производства. Именно в этот период в научной литературе получил распространение термин «градообразующее предприятие».

В 1960-х годах по инициативе первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва началась новая волна индустриализации. Под руководством правительства активно строили моногорода машиностроения, лесной и деревообрабатывающей, нефте- и газодобывающей промышленности. Особенностями советских градообразующих предприятий были: связь нескольких фабрик в единую производственную цепочку плановой экономики, отсутствие свободных мощностей и загрузка предприятий заказами. Доля городов и рабочих посёлков, полностью ориентированных на обслуживание одного производства, достигла 30—40 % от всех поселений страны.

После распада Советского Союза и отказа от центрального планирования экономики градообразующие предприятия столкнулись со спадом производства. Негативная ситуация на фабриках стала главной причиной . Согласно исследованию Экспертного института РФ, к 1999-му градообразующие предприятия 83 % монопоселений являлись финансово неблагополучными, возросла социальная напряжённость и уровень безработицы. Правительство начало процесс модернизации существующих производств, субсидировало капитальный ремонт и реконструкцию объектов ЖКХ в моногородах, списывало безнадёжные долги по региональным налогам, предоставляло льготные условия кредитования. Многие градообразующие предприятия проводили политику оптимизации и высвобождения избыточной рабочей силы. Чтобы снизить уровень безработицы и активизировать мобильность трудовых ресурсов, переселенцам предоставляли компенсации. Тем не менее, построенные в советский период заводы и фабрики требовали существенной реновации и перепрофилирования.

Во время кризиса 2008 года сворачивание инвестиционных программ, резкое снижение стоимости экспортной продукции и спроса на неё привели к сокращению прибыли градообразующих предприятий. Большинство моногородов столкнулось с ростом социальной напряжённости и безработицы. К 2010-му проблемы градообразующих предприятий приобрели стратегическое значение для страны. Министерство регионального развития запустило инновационные и долгосрочные целевые программы. При поддержке Внешэкономбанка в 2014-м основали Фонд развития моногородов (ФРМ), который провёл меры по диверсификации экономики монопоселений. Тем не менее программы фонда были прекращены 1 января 2019 года после критики председателя Счётной палаты Алексея Кудрина. Он сомневался в перспективности существовавших проектов по реновации градообразующих предприятий. Позднее Министерство экономического развития и Министерство финансов приступили к разработке новой программы.

Несмотря на ряд проблем, в 2018 году градообразующие предприятия составляли базу промышленного потенциала России. Они влияли на экономическую структуру страны, их модернизация во многом определяла инновационное развитие регионов.

Три категории моногородов по уровню благополучия

Среди всего многообразия монопрофильных городов, возникших вокруг градообразующего предприятия, выделяют три категории населенных пунктов.

Ключевым критерием градации промышленных моногородов являются темпы ухудшения экономической и социальной ситуации.

Список относительно благополучных муниципальных образований включает в себя около сотни населенных пунктов. Градообразующее предприятие относительно благополучного моногорода не испытывает значительных проблем даже во время кризиса.

К таким промышленным объектам относятся, как правило, предприятия военно-промышленного комплекса и заводы, специализирующиеся на добыче и переработке нефти и газа.

Монопрофильные города с малоперспективным предприятием – это наиболее многочисленная категория промышленных населенных пунктов (154 муниципальных образования).

Промышленные объекты в таких моногородах остаются привлекательными для инвестиций, что дает им шанс выжить за счет смены собственника или перепрофилирования производства.

Города с наиболее сложным социально-экономическим состоянием – это населенные пункты, градообразующее предприятие которых находится в плачевном состоянии и не имеет перспектив развития. Моногородов, которые признаны бесперспективными, насчитывается 94.

Реальное количество предприятий, находящихся на стадии банкротства, неизвестно по той причине, что экспертиза ситуации не была проведена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector