Кто осуществляет финансирование партий в россии?

Функции политической партии

Партии существуют для того, чтобы выполнять определённые функции. Что это за функции и ради чего, соответственно, существуют партии?

Определение целей, задач и инструментов их реализации. Разрабатывая идеологию и программу, партии стремятся определить направляющие стратегии и убедить граждан в возможности реализации действий, альтернативных действиям властей. Следует особо выделить здесь выработку программных установок. К разработке современных стратегий привлекаются квалифицированные идеологические, пропагандистские кадры.

Выражение и объединение общественных интересов. Выражать интересы людей могут и другие организации, однако лишь партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решение центральных государственных органов.

Мобилизация и социализация граждан. Партии стремятся усилить политическую активность граждан и создать основу для долгосрочной политической деятельности. Также партия стремится сформировать этим соответствующее общественное мнение в отношении неё самой, используя для этих целей СМИ. Партия также воспитывает своих сторонников и граждан в целом в духе разделяемых ею традиций, ценностей, идеалов.

Формирование правительства и власти; обеспечение связей между представительными органами власти и обществом; формирование вместе с другими политическими институтами механизма государственного и общественного управления; обеспечение стабильности правительственных органов и структур. Политические партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения. Политические партии вправе выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться государственными средствами массовой информации.

Понятие, функции, признаки политических партий

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, которая выражает интересы конкретных социальных слоев и при этом стремится достигнуть определенных политических целей. Примеры таких целей — завоевание государственной власти или участие в ее реализации.

Элементы, которые образуют структуру партии: партийный лидер, партийный аппарат, рядовые члены, сторонники партии.

Основные функции политических партий:

  • борьба за власть в государстве и влияние на политику государства;
  • участие в осуществлении власти;
  • участие в формировании политической системы государства;
  • формирование общественного мнения;
  • выражение интересов социальных групп;
  • политическое воспитание;
  • подготовка политических кадров;
  • защита интересов различных социальных групп.

Отличительные признаки политических партий:

  • нацеленность на завоевание и осуществление власти;
  • наличие политической программы — документа, в котором формулируются цели и задачи партии;
  • наличие организации — руководящие органы, членство, устав партии;
  • наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы;
  • наличие определенной идеологии или особого видения мира и человека.

Перейдем к самому главному — основным видам политических партий.

Иностранное вмешательство

Высказывались опасения по поводу менее открытого вмешательства в финансирование национальных политических партий со стороны иностранных правительств, поскольку это ставит под сомнение репутацию национальных государств на мировой арене; эта тема остается спорной и ожесточенно обсуждается и отстаивается.

В августе 2021 года в суде был возбужден иск против бывшего сборщика средств Республиканской партии США Эллиота Бройди, ответственного за прием средств на миллионы долларов от правительства Объединенных Арабских Эмиратов. Финансирование якобы было направлено на проведение клеветнической кампании против Государства Катар, тогдашнего соперника ОАЭ, и на оказание влияния на внешнюю политику США.

В России запретили финансирование партий иностранцами

Источник

Президент России Владимир Путин в ноябре 2014 года подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу финансовой отчетности политических партий, избирательных объединений, кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления»

Федеральным законом устанавливается запрет на получение политической партией и её региональными отделениями пожертвований от некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также на заключение сделок с иностранными гражданами, иностранными и международными организациями, иными субъектами, от которых не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям.

Также закон предусматривает усиление административной ответственности за подкуп избирателей, участников референдума, незаконное финансирование избирательных кампаний, кампаний референдума и использование этих средств. Одновременно устанавливается административная ответственность за незаконное финансирование деятельности политической партии, не связанной с её участием в выборах и референдумах, за нарушение политической партией требований об обязательном аудите её финансовой отчетности в предусмотренных федеральным законом случаях, за нарушение порядка и срока представления финансовой отчетности.

Кроме того, сведения о поступлении средств в избирательные фонды, фонды референдума и о расходовании этих средств размещаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на своих сайтах в сети Интернет.

Также закон впервые устанавливает, что при проведении региональных и местных выборов и референдумов обязательному размещению подлежат сведения о финансовой операции по расходованию средств из соответствующего фонда на сумму свыше 50 тыс. руб., о юридических лицах, перечисливших в соответствующий фонд пожертвования на сумму свыше 25 тыс. руб., о количестве граждан, перечисливших в соответствующий фонд пожертвования на сумму свыше 20 тыс. руб., о средствах, возвращенных жертвователям, а также об общей сумме поступивших в соответствующий фонд средств и общей сумме израсходованных средств.

При проведении федеральных выборов вдвое снижаются предусмотренные в настоящее время размеры финансовых операций по расходованию средств избирательных фондов, сведения о которых подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации.

Федеральным законом также уточняются полномочия контрольно-ревизионных служб, создаваемых при избирательных комиссиях.

Таким образом, внесение изменений в действующее законодательство усиливает контроль за целевым расходованием средств, в том числе — за счёт средств бюджета, что очень правильно и своевременно.

Классификация политических партий

Политические партии можно классифицировать на виды и типы по разным критериям.

По типу идеологии:

  • Либеральные партии нацелены на минимальное вмешательство государства в жизнь общества, свободу экономической и политической жизни.
  • Демократические партии выступают за утверждение и развитие народовластия.
  • Социал-демократические партии ориентированы на участие государства в жизни общества и государственное регулирование экономики при сохранении основных свобод.
  • Коммунистические партии выступают за полное равенство, контроль государства над социальной и политической жизнью.
  • Националистические партии строят свою деятельность на основе идей о преимуществе определенной нации в жизни страны.
  • Клерикальные партии направлены на усиление влияния церкви и религиозных идей.
  • «Зеленые» партии направлены на защиту окружающей среды.
  • Фашистские партии основаны на идее подавления личности, ликвидации свободы.
  • Монархические поддерживают существование монархий и единоличную власть.

По отношению к социальной действительности:

  • Революционные партии направлены на коренное преобразование общества при помощи средств борьбы.
  • Реформистские партии стремятся к постепенным преобразованиям общества с помощью законных средств достижения власти.
  • Консервативные партии нацелены на сохранение действующих порядков и отвергающие идеи серьезного реформирования.

По характеру членства:

  • Кадровые партии основаны на немногочисленном, свободном членстве, при этом опираются на профессиональных политиков и активную деятельность в период выборов.
  • Массовые (идеологические) партии основаны на многочисленных массах народа, нацелены на политическое воспитание, обладают разветвленной структурой и систематически принимают участие в политической жизни.
  • Централизованные партии основаны на системе массового членства и жесткой дисциплине, которая предполагает выполнение каждым членом партии определенных функций.

Виды политических партий по отношению к власти:

  • Правящие находятся у власти в определенный момент.
  • Оппозиционные (легальные, нелегальные) добиваются власти.

По месту в политическом спектре:

  • Левые партии выступают за проведение реформ, государственное регулирование экономики и вытеснение частного сектора, за социальную защиту трудящихся и радикально-революционные методы осуществления преобразований. К этой группе относят социалистические и коммунистические партии.
  • Центристские партии основаны на балансе между общественным равенством, общественной иерархией и противостоянии политическим изменениям как влево, так и вправо.
  • Правые партии выступают за идею сильного государства, стабильность социальной жизни, охрану частной собственности. К ним относят либеральные и консервативные партии.

По источнику возникновения:

  • Самостоятельные возникают в результате инициативы граждан.
  • Проправительственные создаются по инициативе государства в период выборов.
  • Созданные на основе объединения социальных групп.

По положению в управляющей структуре:

  • Парламентские реализуют свою политику через правительство. Их главная цель — получить максимальное число голосов избирателей и мест в выборных органах.
  • Авангардные не считают участие в выборах ключевым направлением деятельности. Активно участвуют в общественной жизни.

Виды политических партий по организационной структуре:

  • Классические — с четкой организационной структурой и постоянным членством.
  • Движенческие — характерно формальное членство.
  • Политические клубы — характерно свободное членство.

Теперь мы знаем виды деятельности различных политических партий.

№ 10 — Политическая партия «Зеленая альтернатива»

Была основана в декабре 2019 года как общественное движение. С 10 марта 2020 года — политическая партия.

Председатель — Руслан Хвостов, лидер партии — художник Алексей Куделин (Вася Ложкин).

Основной целью партии провозглашено решение актуальных экологических проблем в России, а также продвижение экологических ценностей на всех уровнях власти и общественного диалога. «Зеленая альтернатива» заявляет о необходимости принятия экологических законодательных актов, выступает за продвижение и укрепление экологических образовательных программ, рациональное использование природных ресурсов, сокращение выбросов углекислого газа, борьбу с изменением климата и всемирным потеплением. Партия поддерживает созданное шведской школьницей Гретой Тунберг международное общественное движение по борьбе с глобальным потеплением Fridays For Future («Пятницы ради будущего»).

В сентябре 2020 года «Зеленая альтернатива» преодолела избирательный барьер на выборах в региональные парламенты Челябинской области и Республики Коми (получила по одному депутатскому мандату).

Отделения партии зарегистрированы в 49 регионах РФ.

Согласно финансовому отчету, представленному «Зеленой альтернативой» в ЦИК РФ, в 2020 году партия доходов не имела.

№ 1 — Политическая партия ЛДПР — Либерально-демократическая партия России

Старейшая из российских партий. Была основана 31 марта 1990 года как Либерально-демократическая партия Советского Союза (ЛДПСС), 12 апреля 1991 года зарегистрирована Минюстом СССР. Стала второй официально зарегистрированной партией в Советском Союзе после КПСС. В апреле 1992 года переименована в общероссийскую общественно-политическую организацию «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР). 13 декабря 2001 года реорганизована в одноименную политическую партию. С декабря 2012 года носит название Политическая партия ЛДПР — Либерально-демократическая партия России.

С момента основания партии ее председателем является Владимир Жириновский.

ЛДПР придерживается центристских взглядов, активно пропагандирует патриотические идеи, отрицает коммунистическую идеологию, называет себя оппозицией действующей власти. Выступает за «восстановление статуса России как великой державы», переход от федеративного устройства к унитарному, президентскую республику с однопалатным парламентом, предлагает расширить функции местного самоуправления, усилить роль государства в управлении экономикой, вернуть в Россию «все незаконно вывезенные капиталы». Заявляет о необходимости защиты русских и русского языка, ужесточения миграционной политики.

Парламентская партия, участвовала в выборах депутатов Государственной думы РФ всех созывов (в 1999 году как «Блок Жириновского»).

  • В региональных заксобраниях в настоящее время работают 318 депутатов от партии.
  • Отделения ЛДПР открыты во всех 85 субъектах РФ.

Партия не имеет членских и вступительных взносов. Согласно финансовому отчету, представленному в ЦИК, в 2020 году на ее счета поступило 1 млрд 201 млн 259 тыс. руб. в виде денежных средств. Из них 1 млрд 51 млн 394 тыс. руб. (87,52%) было направлено из федерального бюджета в рамках программы госфинансирования политических партий.

СколÑко денег паÑÑии полÑÑÐ°Ñ Ð² 2018 годÑ

ÐаÑоднÑй ÑÑÐ¾Ð½Ñ â 132 миллиона 80 ÑÑÑÑÑ 301 гÑивнÑ;

ÐÐР«СолидаÑноÑÑÑ» â 130 миллионов 184 ÑÑÑÑÑи 854 гÑивнÑ;

«СамопомоÑÑ» â 65 миллионов 462 ÑÑÑÑÑи 270 гÑивен и еÑе 51 миллион 367 ÑÑÑÑÑ 130 гÑивен â за ÑоблÑдение гендеÑного пÑинÑипа;

ÐппозиÑионнÑй блок â 56 миллионов 262 ÑÑÑÑÑи 418 гÑивен;

РадикалÑÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð°ÑÑÐ¸Ñ â 44 миллиона 427 ÑÑÑÑÑ 431 гÑивнÑ;

«ÐаÑÑкÑвÑина» â 33 миллиона 886 ÑÑÑÑÑ 896 гÑивен.

Материалы:

Кто финансирует партии в Россииhttp://ruskline.ru/analitika/2010/8/24/kto_finansiruet_partii_v_rossii/

В России запретили финансирование партий иностранцамиhttp://polittech.org/2014/11/25/v-rossii-zapretili-finansirovanie-partij-inostrancami/

Кто финансирует российские партии?http://rusrand.ru/news/kto-finansiruet-rossijskie-partii

…В каких странах партии финансируют из бюджета?http://www.aif.ru/dontknows/1225905

«Золото» партий. Кто финансирует российских политиков?http://www.aif.ru/politics/russia/45589

Партийные финансы: как «оппозиция» догоняет «партию власти»http://www.forbes.ru/mneniya-column/vertikal/288267-partiinye-finansy-kak-oppozitsiya-dogonyaet-partiyu-vlasti

КПРФ и ЛДПР подкинули за верность курсуhttp://www.compromat.ru/page_35663.htm

Инфляция в Россииhttp://fin-plus.ru/ru/info/inflation_index/Russia

Индексация размера страховой пенсииhttp://nnvita.ru/rasnoe_poleznoe/indeksaciya.html — индексация пенсий

Золото партийhttps://old.flb.ru/info/37629.html

Приложения

Распределительные указы

Политика во Франции

V — й Республики ( Конституция )
государственный
Исполнительная власть Президент Республики  · Правительство ( Премьер-министр )  · Администрация
Законодательная власть Парламент ( Национальное собрание , Сенат )
Юрисдикционная власть Конституционный  · Верховный суд  · Государственный совет
Подразделения
Деконцентрированное государственное управление Областной  префект · Префект департамента
Территориальные сообщества Регион и Региональный совет  · Департамент и округа Совет  · Муниципалитет и Городской совет  · Заморские департаменты и регионы  · Зарубежные Сообщества  · Новая Каледония
Выборы
Национальный Президентский ( список )  · Законодательный ( список )  · Сенаторский
Местный Региональный  · Ведомственный  · Муниципальный
Референдумы Общая инициатива  · Местный референдум
Политические партии  · Финансирование политики  · Бизнес
  • Французский политический портал
  • Портал V — й Республики
  • Финансовый портал

Понятие партийной системы

Партийная система — это совокупность партий, которые участвуют в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

В зависимости от того, сколько партий реализуют политическую власть, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Рассмотрим типы партийных систем в таблице.

Название партийной системы Сущность
Однопартийная система

В обществе активна одна политическая партия, власть которой закреплена в законодательстве и является неоспоримой. Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. При этом часто руководящая роль единственной партии получает конституционное закрепление.

Примеры стран с однопартийной системой: СССР, Куба, Индия, КНР, КНДР.

Двухпартийная (бинарная) система

В обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти, сменяя друг друга в результате выборов. Другие партии не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти и оказывать влияние на политическую жизнь.

Примеры стран с двухпартийной системой: США (республиканская и демократическая партии), Великобритания (партии лейбористов и консерваторов).

Многопартийная система

В обществе существует конкуренция между между несколькими влиятельными партиями. При этом ни у одной из них нет явных преимуществ перед другими. Формируется в развитых демократических обществах.

Примеры стран с многопартийной политической системой: Франция, Италия, Испания, Дания, Швеция, Германия, Израиль.

Партия может прийти к власти демократическим путем, а также в ходе революции или военных переворотов. В Бутане, Омане, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии деятельность политических партий официально запрещена.

ÐÑÐ´Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑзаÑелен

«ÐÑе паÑÑии, пÑинÑвÑие ÑÑаÑÑие в паÑламенÑÑÐºÐ¸Ñ Ð²ÑбоÑаÑ, обÑÐ·Ð°Ð½Ñ Ð¿ÑойÑи ÑинанÑовÑй аÑдиÑ. Ðо на деле ÑÑо доволÑно доÑогое меÑопÑиÑÑие, и болÑÑинÑÑÐ²Ñ Ð¿Ð°ÑÑий ÑÑжело оплаÑиÑÑ Ñакие ÑÑммÑ, наÑинаÑÑиеÑÑ Ñ 60 ÑÑÑÑÑ Ð³Ñивен. Рони пÑедпоÑиÑаÑÑ Ð¿Ð»Ð°ÑиÑÑ ÑÑÑÐ°Ñ Ð² 6700 гÑивен.

Ð Ð²Ð¾Ñ Ð¿Ð°ÑÑии, коÑоÑÑе пÑойдÑÑ Ð² паÑÐ»Ð°Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ð° бÑдÑÑÐ¸Ñ Ð²ÑбоÑаÑ, обÑÐ·Ð°Ð½Ñ Ð±ÑдÑÑ Ð¿ÑойÑи аÑдиÑ, поÑколÑÐºÑ Ð¸Ð¼ бÑдÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼ÐµÑаÑÑÑÑ Ð·Ð°ÑÑаÑÑ Ð½Ð° пÑедвÑбоÑнÑÑ ÐºÐ°Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð· бÑджеÑа. Ð ÑеÑÑ Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¾ пÑимеÑно 2 миллиаÑÐ´Ð°Ñ Ð³Ñивен на вÑе Ñакие паÑÑии, ÑÑо, по Ð¼Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ, немного многоваÑо.

Также закон огÑаниÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑазмеÑÑ Ð²Ð·Ð½Ð¾Ñов на поддеÑÐ¶ÐºÑ Ð¿Ð°ÑÑий во вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑедвÑбоÑной агиÑаÑии. ЭÑо ознаÑаеÑ, ÑÑо ÑизиÑеÑкое лиÑо не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¶ÐµÑÑвоваÑÑ Ð¿Ð°ÑÑии более 400 минималÑнÑÑ Ð·Ð°ÑÐ¿Ð»Ð°Ñ Ð² год, ÑÑо ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ ÑоÑÑавлÑÐµÑ Ð¾ÐºÐ¾Ð»Ð¾ 1,5 миллиона гÑивен. Ð ÑÑидиÑеÑкое лиÑо â не более 800 минималÑнÑÑ Ð·Ð°ÑÐ¿Ð»Ð°Ñ Ð² год, или около 3 миллионов. ЭÑо Ñделано Ð´Ð»Ñ Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð°ÑÑÐ¸Ñ Ð½Ðµ ÑинанÑиÑовалаÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ ÑÑидиÑеÑким или ÑизиÑеÑким лиÑом. То еÑÑÑ, ÑепеÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ Ñеловек или ÑинанÑово-пÑомÑÑÐ»ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð³ÑÑппа не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑинанÑиÑоваÑÑ Ð¿Ð°ÑÑиÑ, как ÑÑо бÑло Ñанее.

ÐÑновнÑм конÑÑоллеÑом вÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð°ÑÑиÑми ноÑм закона ÑвлÑеÑÑÑ ÐÐÐÐ, а Ñакже конÑÑолиÑÑÑÑ ÑинанÑовÑÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ Ð¿Ð°ÑÑий СÑеÑÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð°Ð»Ð°Ñа, оÑÑлеживаÑÑÐ°Ñ ÑаÑÑÐ¾Ð´Ñ ÑÑедÑÑв бÑджеÑного ÑинанÑиÑованиÑ, ЦÐÐ, оÑÑлеживаÑÑÐ°Ñ Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ðµ пÑедвÑбоÑной кампании, и ÐиниÑÑеÑÑÑво ÑÑÑиÑии.

ÐÑÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸Ð· ÑÑого, пÑоизводиÑÑÑ Ð¾Ð±ÑзаÑелÑÐ½Ð°Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ½ÑиÑикаÑÐ¸Ñ ÑинанÑовÑÑ Ð´Ð¾Ð½Ð¾Ñов паÑÑии. ÐÐ»Ñ ÑизиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð»Ð¸Ñ ÑÑо â паÑпоÑÑнÑе даннÑе и ÐÐÐ, а Ñакже â его ÑакÑиÑеÑкий адÑÐµÑ Ð¿ÑоживаниÑ. ÐÐ»Ñ ÑÑидиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð»Ð¸Ñ â название, ÐºÐ¾Ð¿Ð¸Ñ ÑегиÑÑÑаÑионного ÑвидеÑелÑÑÑва и адÑÐµÑ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ оÑиÑа», â Ñказал СеÑгей Ðдаменко.

Зачем бюджет финансирует партии?

Государство неплохо финансирует политические партии – за каждый голос, отданный за партию на последних выборах. Это касается как парламентских выборов (учитываются голоса, отданные за партию в голосовании по спискам), так и президентских выборов (учитываются голоса, отданные за кандидата, выдвинутого партией). При этом за партию или кандидата должны проголосовать не менее 3% избирателей. За полученные на президентских выборах голоса партии финансируют разово, а за голоса, отданные за федеральный список – ежегодно.

Объем финансирования партий постоянно увеличивался:

  • до 2006 года партии получали от 1 до 3,6 рублей за голос;
  • с 2006 по 2008 годы – 5 рублей за голос;
  • с 2009 по 2011 годы – 20 рублей за голос;
  • с 2012 по 2014 годы – 50 рублей за голос;
  • в 2015 году – 110 рублей за голос;
  • с 2016 года – 152 рубля за голос.

То есть, за десятилетие финансирование партий выросло практически на два порядка. Параллельно число представленных в парламенте партий снижалось – то есть, оставшиеся получают все больше.

Что интересно, КПРФ и ЛДПР – единственные партии, которые получают выплаты как за президентские, так и за парламентские выборы. Дело в том, что действующий президент Владимир Путин на последних выборах в 2018 году баллотировался как самовыдвиженец, а «Справедливая Россия» не выдвигала кандидата вообще.

Сама по себе модель бюджетного финансирования политических партий – общепринятая в мире практика. Впервые выплаты для партий закрепили в бюджете Уругвая в 1928 году, с тех пор аналогичные нормы появились в законодательстве десятков государств. Распределяются деньги везде по-разному – где-то с привязкой к последним выборам, где-то пропорционально на все партии, где-то – в зависимости от полученных мест в парламенте.

Проще всего получить финансирование в Германии – там оплачивается каждый голос, отданный за партию, преодолевшую барьер в 0,5%. Правда, выплаты разовые, а не ежегодные. А в Израиле государство финансирует даже внутрипартийные выборы (праймериз), а также дает деньги их участникам. Если кандидат провалится на выборах в Кнессет, он должен будет вернуть всю полученную им сумму.

Основная идея государственного финансирования партий – создать здоровую политическую среду, когда представители крупного бизнеса не могут оказывать влияние на политику, финансируя свои «карманные» партии. Правда, в России партии все же могут получать пожертвования, и их (часто – внушительные по сумме) могут делать частные лица или компании, поэтому такая норма работает лишь номинально.

Кроме того, независимое финансирование позволяет партиям профинансировать избирательную кампанию в полном объеме – оплатить эфирное время, наружную рекламу, агитаторов и партийные мероприятия. По сути, оно уравнивает в правах партии с разными финансовыми возможностями – и даже не очень крупная партия может конкурировать с более известной.

Однако в России последних лет все чаще решающую роль играет не финансирование, а административный ресурс (часто завязанный на одной правящей партии). Поэтому другие партии зачастую не в состоянии нарастить поддержку, даже имея бюджетное финансирование, и теряют своих избирателей, а вместе с ними – и право на выплаты от государства.

Внешняя помощь

В странах с молодой демократией финансирование может также предоставляться за счет иностранной помощи . Международные доноры предоставляют финансовую помощь политическим партиям в развивающихся странах в качестве средства для продвижения демократии и надлежащего управления или, в некоторых случаях, для поддержки предпочитаемых политических партий. Поддержка может быть чисто финансовой или иной. Часто поддержка оказывается в форме мероприятий по развитию потенциала, включая разработку партийных манифестов, уставов партии и навыков проведения кампаний.

Целью всех видов помощи является оказание помощи в целях развития на международном уровне для поддержания функционирования глобального общества. Основные принципы современных форм иностранной помощи были определены в Плане Маршалла , который был направлен на поддержку восстановления Европы после Второй мировой войны, и в Законе США о внешней помощи 1961 года . Развитие связей между идеологически связанными партиями — еще одна общая черта международной поддержки партии. Иногда это может восприниматься как прямая поддержка политических целей политической партии, таких как поддержка правительством США грузинской партии, стоящей за « революцией роз» .

Другие доноры работают на более нейтральной основе, когда несколько доноров предоставляют гранты в странах, доступных для всех сторон, для различных целей, определенных получателями. Некоторые ведущие аналитические центры, такие как Институт зарубежного развития , призвали усилить поддержку политических партий в рамках развития потенциала для удовлетворения требований заинтересованных доноров в улучшении управления.

Кто больше тратит и на что

Как уже можно было понять, партии официально могут потратить только те деньги, которые они официально получили – без серых схем и неофициальных фондов. К тому же партии обязаны раз в квартал предоставлять в ЦИК развернутый финансовый отчет, где расписать все поступления и расходы.

Если посмотреть на общие траты партий за III квартал 2020 года, то станет понятно – расходы одной партии выше, чем суммарные расходы всех остальных:

Как видно, если расходы «Единой России» за квартал превысили 2 миллиарда рублей, то партия снизу списка потратила всего 270 рублей, а все остальные (которые были бы ниже) – не потратили вообще ни копейки.

При этом третий квартал 2020 года – это как раз Единый день голосования и 2 месяца перед ним, когда расходы партий на агитацию и другие цели были максимальными. Правда, не все расходы идут на пропагандистскую деятельность – значительная часть официально идет на содержание руководства, региональных подразделений и другие расходы на обеспечение деятельности.

Что интересно, партии отчитываются не только о доходах и расходах, но также указывают и остатки денег на счетах. Например, у «Единой России» даже после выборов осталось полтора миллиарда рублей, в сумме около миллиарда есть у КПРФ и ЛДПР. А новые партии – «Новые люди» и «За правду» потратили буквально все, оставив лишь по 400 тысяч рублей.

Эффективность расходов – не всегда высока. Например, «Новые люди» потратили на выборы 179 миллионов рублей, но смогли провести лишь 7 человек в региональные законодательные собрания. Впрочем, даже такой результат даст партии шанс баллотироваться на выборах в Госдуму в 2021 году без сбора подписей.

И, конечно, стоит помнить, что в официальных отчетах отображаются далеко не все траты партий – вряд ли «Единая Россия» смогла провести все региональные кампании в 2020 году за 261 миллион рублей, это цена кампании в одном-двух регионах страны. Соответственно, какие-то траты (например, социологические исследования, агитаторы, реклама) могли оплачиваться через сторонние счета, и не попасть в официальную отчетность.

Итог

Политическая партия — это один из важнейших элементов политической системы в обществе. Она представляет определённые социальные группы, стремящиеся через политические процессы осуществлять свои цели. В настоящее время в России прослеживается упадок партийного движения, и чтобы его остановить, социал-демократы предлагают выполнить следующие рекомендации:

  • Упразднение политической партии «Единая Россия» и псевдооппозиционных партий, временное отстранение от политической жизни их лидеров, а также дальнейшее изменение партийной системы в сторону многопартийного плюрализма и политической конкуренции;
  • Смена концепции регулирования в вопросах партий. Мы должны снять глупые ограничения вроде необходимости наличия отделений в половине субъектов РФ, упростить регистрацию партий и поставить список требований по обеспечению внутрипартийной демократии: выборность руководящих органов, сменяемость, фракционность, возможность отзыва руководителей партии её членами и так далее. Попытки фальсификации внутрипартийных выборов должны рассматриваться в независимом суде и сурово наказываться;
  • Следует разрешить региональные партии;
  • Введение смешанного мандата;
  • Изменение системы финансирования партий.

Эти меры должны существенно поднять уровень демократии в стране в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector