Что такое росфинмониторинг и для чего он нужен?

Содержание:

Чем грозит финансовый мониторинг?

Часто люди пугаются финансового мониторинга и боятся проводить операции, которые могут под него попасть. На самом деле, в этом нет ничего страшного. Ежедневно в каждом банке осуществляются сотни, тысячи, десятки тысяч операций, попадающих под обязательный и внутренний финансовый мониторинг. И это отнюдь не означает, что у клиентов, совершающих такие операции, возникают какие-либо проблемы.

Просто все эти операции скапливаются в базе данных, которая хранится в уполномоченном органе (службе) финансового мониторинга, и при необходимости может быть использована.

Банк может заблокировать операцию, только если у нее имеются явные признаки легализации преступных доходов или финансирования терроризма. Также блокировку на счет может наложить государственная служба финансового мониторинга. При этом такие блокировки носят, как правило, временный характер, до предоставления клиентом каких-то дополнительных документов, позволяющих удостовериться, что эта операция не попадает под действие законов «О противодействии легализации…».

Многие часто спрашивают: означает ли попадание операции под финмониторинг то, что сведения о ней передадут в налоговые органы? Нет, не означает. Сведения об операции поступают только в уполномоченный орган финансового мониторинга, в компетенцию которого не входит проверка соблюдения налогового законодательства и выявление уклонений от уплаты налогов.

На этом я прощаюсь с вами. Сайт Финансовый гений — отличный способ бесплатно повысить свою финансовую грамотность и получить много полезной практической информации в области финансов, экономики, достижения успеха. Оставайтесь с нами и будьте финансово грамотными! До новых встреч!

Объекты контроля

Надзорная деятельность Росфинмониторинга и его подведомственных территориальных органов распространяется на:

  • компании, занимающиеся лизинговыми операциями;
  • посредников при сделках купли-продажи недвижимости;
  • операторов, принимающих различные платежи;
  • коммерческие структуры (финансовых агентов), финансирующие под уступку денежного требования.

Рис. 3. Ревизия

Обязательному мониторингу подлежат операции (в рамках одной сделки), сумма по которым превышает 600 тыс. руб., в том числе эквивалент в иностранной валюте. Сведения о таких фактах подлежат документальному оформлению и представлению в Росфинмониторинг не позднее 3-х рабочих дней после совершения.

Целью проверок является контроль за соблюдением законодательства, а также обнаружение нелегальных схем либо признаков финансирования террористических организаций. Мониторинг позволяет вовремя выявить нарушения, проанализировать преступления.

Пошаговую инструкцию заполнения отчета некредитными учреждениями можно посмотреть в видео:

Виновные лица, не сдавшие/неправильно оформившие сведения, привлекаются к ответственности (предупреждения, штрафы, приостановка работы) по статье 15.27 АК РФ.

Необходимо ли включать в правила внутреннего контроля перечень признаков подозрительных операций?

В соответствии с пунктом 19(1) постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 в правила внутреннего контроля включаются, в том числе, критерии выявления и признаки необычных сделок, разработанные Федеральной службой по финансовому мониторингу (приказ Росфинмониторинга от 05.05.2009 № 103).

Критерии групп 11 — 22 носят общий характер и включаются в правила внутреннего контроля в полном объеме.

Группы 31 — 46 включают признаки, характерные для каждого вида деятельности. Включению в правила внутреннего контроля подлежат признаки, соответствующие виду деятельности организации (индивидуального предпринимателя).

При необходимости правила внутреннего контроля можно дополнить самостоятельно разработанными критериями выявления и признаками необычных сделок с учетом специфики осуществляемой деятельности.

Рассматривается ли «Флит менеджмент» (управление автопарком) с точки зрения Федерального закона № 115-ФЗ? Нужно ли рассматривать таких лиц как клиентов и идентифицировать их в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ?

Исчерпывающий перечень субъектов, на которые распространяются требования законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), приведен в статьях 5 и 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

Организации, осуществляющие деятельность по управлению автопарком (Флит-менеджмент) в настоящее время к вышеуказанным субъектам не относятся.

При этом необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации позволяет осуществлять одновременно несколько видов экономической деятельности, если иное не установлено законом.

Таким образом, в случае если вышеуказанная организация параллельно осуществляет вид деятельности, поименованный в статьях 5 и 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, она обязана принимать меры, направленные на ПОД/ФТ/ФРОМУ в отношении всех видов осуществляемой деятельности, в том числе проводить идентификацию всех своих клиентов.

Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Необходимо ли прохождение повторного обучения в форме целевого инструктажа лицу, планирующему осуществлять функции специального должностного лица по совместительству в нескольких организациях либо при реорганизации юридического лица?

Повторное прохождение обучения в форме целевого инструктажа специальному должностному лицу, ранее прошедшему данный вид обучения, не требуется.

Лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит обучение в форме целевого инструктажа однократно до начала осуществления таких функций. По итогам обучения выдается именное свидетельство.

При работе по совместительству в нескольких организациях, а также при переходе в иную организацию (к иному индивидуальному предпринимателю), либо в случае реорганизации юридического лица данное свидетельство будет действительно во всех организациях.

РАБОТА И ПРАКТИКА В РОСФИНМОНИТОРИНГЕ

Поделиться

НЕОБХОДИМО ЛИ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА НАЛИЧИЕ ДИПЛОМА О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ?

Да, наличие диплома о высшем образовании является обязательным условием для поступления на государственную гражданскую службу на должности категории руководители, помощники (советники) и специалисты.

КАК ПОПАСТЬ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ В РОСФИНМОНИТОРИНГ?

Поступление на гражданскую службу осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на основе конкурсных процедур. С информацией об имеющихся вакансиях и открытых конкурсах на замещение должности государственной гражданской службы в Росфинмониторинге, а также с условиями и порядком поступления на службу Вы можете ознакомиться в разделе «Государственная служба» — «Порядок поступления на государственную гражданскую службу» — «Поступление по конкурсу», «Открытые конкурсы».

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВЫЕЗДУ ЗА ГРАНИЦУ?

Выезд за пределы Российской Федерации сотрудников, которым оформлен допуск к государственной тайне, носит разрешительный характер.

Я – СТУДЕНТ ВУЗА, ЗАКАНЧИВАЮ ОБУЧЕНИЕ В ЭТОМ МЕСЯЦЕ. ХОЧУ ПОСТУПИТЬ НА СЛУЖБУ В РОСФИНМОНИТОРИНГ. КАКИЕ МОИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ?

Поскольку наличие диплома о высшем образовании является обязательным условием для поступления на государственную гражданскую службу, необходимо получить диплом. Далее можно ознакомиться с информацией об имеющихся вакансиях и открытых конкурсах на замещение должности государственной гражданской службы в Росфинмониторинге, а также с условиями и порядком поступления на службу (раздел «Государственная служба» — «Порядок поступления на государственную гражданскую службу» — «Поступление по конкурсу», «Открытые конкурсы»).

Я – СТУДЕНТ ПЕРВОГО КУРСА ИНСТИТУТА. МОГУ ЛИ Я ПОПАСТЬ НА ПРАКТИКУ?

Да, прохождение практики в Росфинмониторинге возможно с первого курса обучения.

ПРАКТИКА В РОСФИНМОНИТОРИНГЕ ОПЛАЧИВАЕТСЯ?

Нет, прохождение практики в федеральном органе исполнительной власти не предусматривает оплаты.

ХОЧУ ПРОЙТИ ПРАКТИКУ В РОСФИНМОНИТОРИНГЕ. ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ?

Необходимо заполнить анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 № 667-р (скачать форму можно в разделе «Государственная служба» — «Практика») и направить по адресу udk@fedsfm.ru с указанием предпочитаемых для прохождения практики управлений. Далее Вашу анкету рассматривает ответственный за прохождение практики сотрудник, после чего он связывается с Вами по телефону и проговаривает дальнейшие действия.

Кто из сотрудников организации должен пройти обучение в форме целевого инструктажа?

Обучение в форме целевого инструктажа должны пройти в соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203:

— лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица,

— руководитель организации (филиала),

— главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации), либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета,

— руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации).

Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) вправе в утвержденный перечень сотрудников, обязанных пройти обучение, по своему усмотрению включить иных сотрудников, которым в соответствии с осуществляемыми ими функциями требуются знания в сфере ПОД/ФТ (например, при осуществлении первичной идентификации, выявлении операций и т.д.) в целях обеспечения соблюдения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и предупреждения нарушений в указанной сфере со стороны.

Национальная оценка рисков

В соответствии с Рекомендациями ФАТФ страны должны на постоянной основе проводить оценку рисков легализации (отмывания) денег и финансирования терроризма с целью формирования адекватного понимания на национальном уровне рисков и угроз финансовой системе и экономике, а также негативных последствий, которые несут в себе эти деяния, и принятия адекватных мер реагирования.

Целями национальной оценки рисков отмывания преступных доходов являются:

  • определение наиболее часто используемых методов отмывания преступных доходов;
  • определение слабых мест национальной антиотмывочной системы;
  • формирование единообразного понимания рисков среди всех участников антиотмывочной системы;
  • выработка конкретных мер и эффективное распределение ресурсов для минимизации выявленных рисков.

Под предметной областью (зоной) риска понимаются области, выделенные как наиболее подверженные воздействию угроз и имеющие уязвимости; области, где проявление процессов отмывания преступных доходов наиболее вероятно.

Термины

Национальная система ПОД/ФТ

Совокупность органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, реализующих государственную политику в сфере ПОД/ФТ во взаимодействии с организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, а также находящихся в их распоряжении инструментов организационного, координационного, аналитического, оперативного, нормативно-правового и информационного характера.

Национальная оценка рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (оценка рисков)

Деятельность участников национальной системы ПОД/ФТ, при участии организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению и (или) предотвращению угроз и уязвимостей, возникающих в результате ОД, выработке мер по противодействию им, а также по предупреждению или минимизации негативных последствий.         

Угроза национальной системе ПОД/ФТ (угроза)             

Это лицо или группа лиц, объект или деятельность, которые могут потенциально нанести вред (государству, обществу, экономике и т.д.), т.е. преступники и поддерживающие их лица, их денежные средства, а также прошлая, настоящая и будущая деятельность по совершению финансовых операций в целях ОД.

Уязвимость национальной системы ПОД/ФТ (уязвимость)   

Совокупность недостатков организационного, нормативно-правового, материально-технического и иного характера, затрудняющих деятельность органов и организаций, составляющих национальную систему ПОД/ФТ, и способных при определенных условиях привести к реализации угрозы.

Риск отмывания денег (риск)               

Возможность нанесения ущерба финансовой системе и экономике в целом путем совершения финансовых операций (сделок) в целях легализации (отмывания) преступных доходов, в связи с реализацией угрозы и (или) наличием уязвимости.               

Последствия для финансовой системы и экономики (последствия)

Означают влияние или вред, которые могут быть оказаны или причинены рисками ОД, и включают влияние связанной с этим преступной деятельности на финансовую систему и учреждения, а также на всю экономику в целом. Последствия также отражаются на населении, конкретных группах людей, деловой среде или на национальных или международных интересах, а также на репутации и привлекательности финансового сектора страны.             

Как и кем проводится

Двухуровневая система финансового мониторинга, работающая в стране, отличается высокой эффективностью, но, вместе с тем, не создает неудобств для клиентов финансовых учреждений при проведении операций.

Работает она следующим образом.

Внутренний ФМ

В деятельность по контролю вовлечены все сотрудники (кассиры, операционисты в банках, работники страховых компаний, отделов и департаментов других учреждений), непосредственно обслуживающие операции клиента в финансовой организации. На них возлагается проведение первичных операций мониторинга — идентификация личности человека, совершающего транзакцию и, в некоторых случаях, проверка ее соответствия оговоренным законом условиям.

В основном их задача ограничивается сбором необходимой персональной информации клиента и поверхностной проверкой ее подлинности (например, правильности заполнения паспортных данных и соответствия сведений о доходах данным, приведенным в справках).

Отделы (департаменты) финмониторинга

Более детально финансовые операции анализируют сотрудник департаментов (отделов) финансового мониторинга банков и других организаций. Они имеют доступ к деталям операции и персональным данным ее контрагентов.

  • Кому подчиняются такие отделы и департаменты? Для качественного выполнения возложенных на них задач и недопущения злоупотреблений во внутрибанковской деятельности или работе других учреждений, подотчетны исключительно главным органам управления соответствующих структур – совету директоров или правлению банка, ТОП менеджменту компании и т.д. Кроме того, полномочий сотрудников таких отделов достаточно и для того, чтобы контролировать деятельность высших должностных лиц учреждения.
  • Какую работу они проводят? Сотрудник проверяет каждую (если на этапе первичного мониторинга не производился отбор) операцию и принимает решение о том, подлежит ли она внутреннему или обязательному финансовому мониторингу. Каждая такая операция получает соответствующий код.
  • Что дальше? В установленные сроки сведения об операциях, подпадающих под действие закона, собираются в файлы отчетности в соответствии с присвоенными кодами (они же определяют периодичность этих действий) и отправляются в электронном виде в уполномоченные государственные органы (Росфинмониторинг), ведущие обязательный мониторинг.

Обязательный ФМ

Сотрудники ФедСФМ, получая отчетность финансовых организаций, контролируют соответствие попавших в нее операций требованиям законов о мониторинге. Поскольку в их распоряжении находится объединенная база данных, возможности для детального изучения всех деталей и принятия взвешенного решения у них значительно шире.

На основании этих документов проводится всесторонняя проверка клиента и его денежных потоков. В случае выявления в преступной деятельности дальнейшее разбирательство проводится правоохранительными и судебными органами.

Не исключены случаи, когда операция имеет явные признаки противозаконной деятельности, например, платежи в пользу организаций, признанных террористическими или финансирующими в преступную деятельность. При их обнаружении соответствующие меры принимаются без дополнительных проверок.

Такая организация работы требует тесного взаимодействия государственного уполномоченного органа и сотрудников отдел финансового мониторинга банков и других учреждений. Такую координацию осуществляет ФСФМ РФ. На эту службу возложена также задача подготовки по вопросам финмониторинга кадров на местах.

Информационное сообщение Центра медиации при РСПП и Федеральной службы по финансовому мониторингу «О повышении внимания медиаторов к заключению фиктивных сделок»

Поделиться

Федеральным законом от 26.07.2019 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также в Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», в соответствии с которыми медиативные соглашения (далее – соглашения) стали одним из видов исполнительных документов, предъявляемых к принудительному взысканию.

Появилась практика недобросовестного использования участниками хозяйственного оборота нотариально-удостоверенных медиативных соглашений в целях обеспечения транзитного движения и обналичивания денежных средств.

В последнее время Федеральная служба по финансовому мониторингу фиксирует рост объемов сомнительных операций на основании соглашений, и, соответственно, вовлеченности медиаторов в проведение такого рода сомнительных операций, что, безусловно, дискредитирует формирующийся
в России институт альтернативного урегулирования споров.

С учетом выявленной практики Центр медиации при РСПП совместно с Федеральной службой по финансовому мониторингу рекомендуют медиаторам при проведении процедур медиации:

1. Оценивать характер спора, возникшего из правоотношений, и наличие признаков его фиктивности;

2. Оценивать деятельность сторон соглашения на предмет наличия у них признаков технических компаний (фирм-однодневок), а именно:

  • непродолжительный период фактической деятельности (менее года),
  • наличие записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ,
  • наличие сведений о том, что руководитель, а также участники/учредители стороны спора — юридического лица являются таковыми в значительном количестве иных юридических лиц,
  • необъяснимые изменения в структуре корпоративной собственности юридического лица стороны спора,
  • неоднократные изменения организационно-правовой структуры юридического лица стороны спора,
  • регистрация стороны спора осуществлена по адресу массовой регистрации юридических лиц либо по адресу нахождения здания (помещения), не пригодного для ведения декларируемой юридическим лицом финансово-хозяйственной деятельности,
  • отсутствие сведений о деятельности сторон спора в общедоступных источниках информации,
  • несоответствие масштабов бизнеса и суммы, а также характера, возникшего из правоотношений спора.

При выявлении такого рода признаков рекомендуется запросить у сторон дополнительные сведения, для более комплексной оценки сути правоотношений, а также отказать в процедуре медиации в случае подтверждения на основе перечисленных признаков противоправности действий сторон. 

Причастность к совершению подозрительных операций, имеющих целью выведение денежных средств в теневой оборот, является основанием для привлечения всех сторон соглашения, в том числе медиаторов, к уголовной ответственности.

Должны ли правила внутреннего контроля включать должностные инструкции и положение о подразделении по ПОД/ФТ?

В соответствии с требованиями к правилам внутреннего контроля утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 правила внутреннего контроля включают в себя программу организации внутреннего контроля, которая содержит описание системы внутреннего контроля в организации и ее филиале (филиалах) (при их наличии) и у индивидуального предпринимателя, а также порядок взаимодействия структурных подразделений организации (работников индивидуального предпринимателя) по вопросам реализации правил внутреннего контроля.

Таким образом, программа организации внутреннего контроля предполагает общее описание порядка функционирования в организации (индивидуального предпринимателя) механизма ПОД/ФТ/ФРОМУ и не обязывает включать в правила внутреннего контроля должностные инструкции и положения о подразделении по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Вместе с тем, организация (индивидуальный предприниматель) вправе инициативно дополнить данную программу информацией, которая по мнению организации необходима для эффективной реализации мер по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Где возможно пройти обучение (целевой инструктаж, повышение уровня знаний) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма?

Обучающие мероприятия в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе целевой инструктаж и повышение уровня знаний, проводятся для организаций и индивидуальных предпринимателей на базе Автономной некоммерческой организации «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» (далее – АНО МУМЦФМ).

Перечень иных учебных центров, осуществляющих обучение сотрудников организаций и индивидуальных предпринимателей по программам, устанавливаемым Росфинмониторингом, размещен на сайте АНО МУМЦФМ в сети Интернет www.mumcfm.ru, раздел «Целевой инструктаж», подраздел «Региональные партнеры».

Документы ФАТФ

Основополагающим документом, устанавливающим комплексную и последовательную структуру мер, которые странам следует применять для противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма, а также финансированию распространения оружия массового уничтожения, является 40 Рекомендаций ФАТФ.

Страны имеют различные правовые, административные и оперативные структуры и различные финансовые системы, в связи с чем не могут принимать идентичные меры по противодействию этим угрозам. Поэтому странам следует адаптировать к своим конкретным условиям Рекомендации ФАТФ, которые устанавливают международные стандарты. Рекомендации устанавливают необходимые меры, которые странам следует иметь для того, чтобы:

  • определять риски, разрабатывать политику и осуществлять координацию внутри страны;
  • преследовать отмывание денег, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения;
  • применять превентивные меры для финансового сектора и других установленных секторов;
  • устанавливать полномочия и ответственность компетентных органов (например, следственных, правоохранительных и надзорных) и иные институциональные меры;
  • укреплять прозрачность и доступность информацией о бенефициарной собственности юридических лиц и образований;
  • обеспечивать международное сотрудничество.

Помимо 40 Рекомендаций, ФАТФ также выпускает Руководящие принципы, Документы по лучшей практике и другие документы в помощь странам в применении стандартов ФАТФ.

Переводы руководящих документов ФАТФ:

40 Рекомендаций ФАТФ  (2012 г.)

Методология оценки технического соответствия рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ (2013 г.)

Внесение изменений в стандарты ФАТФ и заявление ФАТФ по виртуальным активам (2018 г.)

Переводы типологических отчетов и других документов ФАТФ:

Руководство ФАТФ Корреспондентские банковские отношения (2016 г.) 

Руководство ФАТФ Криминализация финансирования терроризма, (рекомендация 5) (2016г.)

Руководство ФАТФ Услуги по переводу денежных средств и ценностей (2016 г.)

Данные и статистика в сфере ПОД/ФТ (2015 г.)

Руководство ФАТФ Виртуальные валюты (2015 г.)

Руководство ФАТФ Эффективная надзорная правоприменительная деятельность органов, осуществляющих надзор за финансовым сектором в целях ПОД/ФТ, и правоохранительных органов (2015 г.)

Риск незаконного использования некоммерческих организаций в террористических целях (2014 г.)

Руководство ФАТФ Для банковского сектора (2014 г.)

Роль систем типа «Хавала» и других провайдеров аналогичных услуг в отмывании денег и финансировании терроризма (2013 г.)

Международный передовой опыт — Противодействие использованию некоммерческих организаций в целях финансирования терроризма (Рекомендация 8) (2013 г.)

Международный передовой опыт — Реализация резолюций СБ ООН по ФРОМУ (2013 г.)

Отчет ФАТФ: Конкретные факторы риска, связанные с легализацией (отмыванием) доходов от коррупции (2012 г.)

Отчет ФАТФ: Уязвимости специалистов по правовым вопросам с точки зрения отмывания денег и финансирования терроризма (2013 г.)

Отчет ФАТФ «Виртуальные валюты — ключевые определения и риски в сфере ПОД/ФТ» (2013 г.)

Отчет ФАТФ: Отмывание денег и незаконная торговля объектами дикой природы (2020 г.)

Отчет ФАТФ: Финансирование терроризма на этнической или расовой почве (2021 г.)

Руководство по применению риск-ориентированного подхода для предоплаченных карт, мобильных платежей и онлайн платежей (2013 г.)

Международный передовой опыт — Целевые финансовые санкции, связанные с терроризмом и финансированием терроризма (Рекомендация 6)  (2013 г.)

Руководство ФАТФ Публичные должностные лица (Рекомендации 12 и 22) (2013 г.)

Оценка рисков ОД/ФТ на национальном уровне (2013 г.)

Руководство ФАТФ по проведению финансовых расследований (2012 г.)

Руководство по применению риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности (2021 г.)

Риски отмывания денег и финансирования терроризма, связанные с COVID-19, и ответные меры в области политики (2020 г.)

Лучшие практики по вопросам бенефициарной собственности юридических лиц (2019 г.)

Руководство по оценке рисков финансирования терроризма (2019 г.)

Сокрытие бенефициарной собственности  (2018 г.)

Профессиональное отмывание денег ( 2018 г.)

Финансовые потоки, связанные с торговлей людьми ( 2018 г.)

Финансирование вербовки в террористических целях ( 2018 г.)

Отмывание денег путем перевозки наличных денежных средств (2015 г.)

Риски и уязвимости отмывания денег/финансирования терроризма, связанные с золотом (2015 г.)

Контакты

  • (495) 627-33-97 – Дежурная служба, «Горячая линия» для сообщений о фактах финансирования терроризма
  • (495) 627-32-43 – «Телефон доверия» по противодействию коррупции, нарушениям требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Росфинмониторинга, недопущению конфликта интересов
  • (495) 627-33-26 – Запись на личный прием граждан. Предоставление информации о порядке и сроках рассмотрения обращений, о регистрационном номере поступившего обращения заявителя и дате завершения его рассмотрения для граждан
  • (495) 627-33-11 – Предоставление информации о порядке и сроках рассмотрения обращений, о регистрационном номере поступившего обращения заявителя и дате завершения его рассмотрения для организаций
  • (495) 627-33-33 доб. 36-97; доб. 34-59; (495) 627-32-85; (495) 627-32-45 – Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу; udk@fedsfm.ru 
  • (495) 627-32-11 — Пресс-служба; pr@fedsfm.ru
  • (800) 300-61-61, (495) 627-33-98, (495) 627-32-99 – Техническая поддержка по вопросам эксплуатации программных комплексов. Пользователи Личных кабинетов на официальном сайте Росфинмониторинга (организации и лица), могут обращаться за консультацией по вопросам технической поддержки с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, в пятницу с 9.00 до 16.45 (МСК) по указанным телефонам или круглосуточно через специализированную форму, размещенную на Портале Росфинмониторинга ( https://portal.fedsfm.ru/account/support-post)
  • (495) 627-33-33 – Факс.
Запросы информации о деятельности Росфинмониторинга, предусмотренные Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также  официальная корреспонденция от органов, организаций и учреждений принимаются по адресу электронной почты  info@fedsfm.ru.

Адрес:

Почтовый: 107450, Москва, К-450, ул. Мясницкая, дом 39, строение 1 (вход осуществляется от станции метро «Тургеневская» или «Чистые пруды» со стороны пр-та Академика Сахарова).

Направление обращений граждан и организаций в электронном виде в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» по форме: направить обращение

Прием корреспонденции производится в рабочие дни с 10.00 до 12.00 и с 14.00 до 16.00.

Сведения о месте нахождения Федеральной службы по финансовому мониторингу и ее территориальных органов с использованием координат.

В форматах: CSV и XML

Адрес: г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., дом 2/1, стр.1

Код города: 495

Телефон/факс: 626-24-14, факс 626-24-14,

Электронная почта: cfo@fedsfm.ru

Адрес: Санкт-Петербург, Воскресенская наб., дом 10, литера А

Код города: 812

Телефон/факс: 493-74-40, факс 493-74-00,

Электронная почта: szfo@fedsfm.ru

Адрес: г. Ростов-на-Дону, Б. Садовая, дом 154

Код города: 863

Телефон/факс: 280-03-04, факс 280-03-05,

Электронная почта: yfo@fedsfm.ru

Адрес: г. Нижний Новгород, пл. М. Горького, дом 6

Код города: 831

Телефон/факс: 434-30-32, факс 437-31-54,

Электронная почта: pfo@fedsfm.ru

Адрес: г. Екатеринбург, ул.Восточная, дом 52, этаж 4

Код города: 343

Телефон/факс: 355-29-11, 355-15-99, 355-20-14, факс 355-22-34,

Электронная почта: ufo@fedsfm.ru

Адрес: г. Новосибирск, Красный проспект, дом 67

Код города: 383

Телефон/факс: 220-18-95, факс 220-19-44,

Электронная почта: sfo@fedsfm.ru

Адрес: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, дом 37

Код города: 4212

Телефон/факс: 45-79-52,

Электронная почта: dfo@fedsfm.ru

Адрес: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Советская, дом 4

Код города: 87934

Телефон/факс: 5-54-34, факс 5-54-34,

Электронная почта: skfo@fedsfm.ru

Адрес: г. Севастополь, ул. Вокзальная, дом 1

Код города: 8692

Телефон/факс: 488-403,

Электронная почта: kfo@fedsfm.ru

Основные функции

Росфинмониторинг осуществляет полномочия:

  • борьба с легализацией преступных доходов и вложением средств в терроризм;
  • выдает предписания организациям и ИП, работающим с денежными и иными средствами;
  • разрабатывает и принимает нормативно-правовые акты, проекты федеральных законов и прочих документов;
  • собирает, анализирует, проверяет сведения о сделках с активами;

Рис. 2. Сбор информация

  • противодействует коррупции;
  • получает от прочих организаций и структур информацию о сфере деятельности граждан;
  • оценивает и информирует об угрозах нацбезопасности;
  • ведет реестр организаций, осуществляющих финансовые сделки;
  • координирует работу госорганов;
  • сотрудничает с ЦБ РФ, иностранными контрагентами;
  • прочее.

Материал в тему! Чем занимается Центробанк.

Цели финмониторинга

Закон о финансовом мониторинге уже в названии точно определяет цели, с которыми ведется эта деятельность. Его основные задачи – не допустить:

  • Легализации полученных незаконным (преступным) путем денежных средств;
  • Финансирования преступной деятельности, прежде всего, терроризма.


Суть процесса не поменялась и сегодня – незаконные доходы (прибыли от продажи наркотиков и оружия, рэкета и пр.) различными способами размешаются на счетах в финансовых организациях. После этого, полученные с этих счетов средства оказываются совершенно легальными («чистыми»), а их происхождение не вызывает сомнений. В дальнейшем такие деньги продолжают работать на финансирование преступной деятельности, нередко используются в интересах террористических организаций.

Выявить такие схемы и пресечь работающие в их рамках финансовые потоки и должен финансовый мониторинг

Поскольку в операциях задействуются как счета физических лиц, так и корпоративные финансы, внимание уделяется всем операциям

Важность ФМ

Сказанное выше отражает важность контроля денежных потоков. Но и в государственных органах, и на местах (в субъектах мониторинга) одновременно выполняются и другие важные действия:

  • Производится проверка на соблюдение клиентами требований законодательства и соответствие операций установленным нормам, в частности, ФЗ №115.
  • Формируется (на местах) и анализируется регулярная отчетность.
  • Осуществляется регистрация финансовых операций.
  • Ведется проверка законности операций и происхождения (источников получения) денежных средств, зачастую требующая документального подтверждения.
  • Проверяются персональные данные клиентов на предмет возможного участия в криминальных или террористических организациях, идентифицируются отправители и получатели средств, участники финансовых сделок.
  • Составляются списки клиентов — потенциальных участников незаконных операций.

Этими мерами достигается не только решение главных задач мониторинга. Выполнение таких действий помогает предотвратить планирующиеся преступления и существенно укрепляет безопасность работы финансовой организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector