Второй иностранный язык в школе в 2021-2022 году

Курс на буквоедство

На дворе – 2020 год. Выпускники школ в массе своей по‑прежнему не блистают знанием иностранных языков. Есть, конечно, исключения. Это представители отдельных школ, занимающие призовые места на олимпиадах по иностранному языку. Это дети, которые занимаются с репетиторами или в частных языковых школах. Это просто одарённые ребята, которые, к примеру, повёрнуты на компьютерах и программировании, – там почти вся лексика имеет английские корни.

Но основная масса ничем не отличается от меня в год окончания школы: пятёрка в аттестате есть, а знание языка в лучшем случае на уровне «читаю и перевожу со словарём».

В чём тут дело, я не знаю. Может, в методиках преподавания и учебных пособиях? Существует даже конспирологическая версия, согласно которой в советские времена учебную программу осознанно делали такой, чтобы даже отличник не мог вступить в разговор с гражданами враждебных капиталистических стран. В теории заговора как‑то не верится. Впрочем, сравнив московские и оксфордские учебники, могу уверенно сказать: первые ориентированы на буквоедство, вторые – на постановку разговорной речи.

Или причина в том, что дети слишком перегружены на других занятиях? Отнюдь. Мой племянник-третьеклашка, позанимавшись с хорошим репетитором, делает очевидные успехи в освоении иностранной речи. И это притом что в школе у ребёнка – всякие допнагрузки и факультативы.

Письмо Министерства просвещения РФ от 23 сентября 2019 г. N ТС-2291/04 «Об изучении учебного предмета «Второй иностранный язык»

28 октября 2019

В связи с поступающими в адрес Минпросвещения России обращениями по вопросу об изучении на уровне основного общего образования учебного предмета «Второй иностранный язык» Минпросвещения России разъясняет.

На основании статей 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, самостоятельно разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (далее — ФГОС ООО), установлен перечень предметных областей и учебных предметов, обязательных для изучения.

В соответствии с ФГОС ООО формирование учебного плана образовательной программы основного общего образования осуществляется с учетом обязательных для изучения учебных предметов «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» предметной области «Иностранные языки».

При этом необходимо иметь в виду, что образовательная организация, обладая на основании статьи 28 Федерального закона автономией в осуществлении образовательной деятельности, самостоятельно определяет объем часов на изучение учебного предмета «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык», а также их распределение по годам обучения в пределах указанного уровня образования, а также иностранные языки, которые будут изучаться в рамках образовательной программы основного общего образования, исходя из специфики образовательной организации, ее материально-технических, кадровых и иных возможностей.

В настоящее время Минпросвещения России подготовлен проект внесения изменений во ФГОС ООО, конкретизирующий требования к предметным результатам по годам обучения или модулям, а также структуре и условиям реализации освоения образовательных программ основного общего образования.

Проект внесения изменений во ФГОС ООО предполагает включение в учебный план образовательных программ основного общего образования обязательного для изучения учебного предмета «Иностранный язык» предметной области «Иностранные языки».

Также согласно проекту внесения изменений во ФГОС ООО в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии необходимых условий в предметную область «Иностранные языки» может включаться учебный предмет «Второй иностранный язык» из перечня, предлагаемого образовательной организацией.

Учитывая значимость ФГОС ООО для системы общего образования, Минпросвещения России организовало и провело широкое публичное обсуждение проекта внесения изменений во ФГОС ООО, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в период с 29 марта по 29 апреля 2019 г. на ресурсе https://www.preobra.ru.

В настоящее время проект внесения изменений во ФГОС ООО с учетом поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения, дорабатываются рабочими группами, в состав которых вошли представители заинтересованных органов исполнительной власти, научных и образовательных организаций и эксперты.

С учетом сроков, установленных перечнем поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г., планируемая дата утверждения изменений во ФГОС ООО — 1 декабря 2019 года. Соответствующее обновление примерной образовательной программы основного общего образования планируется в I квартале 2020 года.

Заместитель министра Т.Ю. Синюгина

Среди дополнительных плюсов хотелось бы отметить:

Улучшение математических способностей – так, в 2007 году Массачусетский университет провел исследование, которое показало, что дети, изучающие иностранный язык, справляются с математикой легче. Процесс освоения второго (после родного) языка запускает логические и структурные процессы в мозге, как и математика.

Умение слушать – помимо воли вырабатывается в процессе обучения, так как ученику нужно улавливать все звуки, акценты, пытаться распознать знакомые слова, понять суть услышанного.

Развитие внимательности, способности концентрироваться, тренировка памяти – немаловажные навыки для каждого из нас. Мозг, как известно, нужно тренировать, как и мышцы, и лучшего способа, чем изучение иностранного языка, не найти.

Обогащение словарного запаса и лучшее понимание родного языка – в процессе изучения иностранного поднимается много слов и словосочетаний, изучаются грамматические конструкции, улучшается интуитивное понимание всей системы языка, есть возможность выйти на качественно новый уровень.

Предотвращение заболеваний мозга – так, благодаря изучению нового языка есть шанс отсрочить болезнь Альцгеймера и слабоумие на 4.5 лет, а это лучший результат, чем могут предложить любые лекарства. Все дело в том, что у полиглотов в мозгу образуется больше нервных путей, мозг не прокручивает одни и те же шаблоны, мысли.

Развитие творческих способностей– благодаря всему вышеперечисленному изучение иностранных языков дает возможность выходить на совершенно новый уровень в работе, самопознании, общении, творчестве и т.д. Задумайтесь: вы встречали когда-либо человека, знающего 3-4 иностранных языка, при этом, глупого, ограниченного, нереализованного в профессиональной сфере, семье? Мне кажется, что нет. Ведь любой процесс получения знаний предполагает шаг вперед – и огромный.

Ну, и рассмотрим возможные минусы изучения одного или нескольких иностранных языков. Хотя, тут пункты будут больше номинальными. Ведь любой из минусов обучения – оправдание для того, кому учиться неохота. Как таковых серьезных недостатков у процесса получения знаний я не вижу.

Шаги навстречу

Проверка знания иностранных языков должна была стать обязательной с 2021-22 учебного года согласно распоряжению и.о. главы этого же министерства (тогда оно называлось Министерством образования и науки) Андрея Фурсенко от 17 мая 2012 года. Саму же идею связывали с Дмитрием Медведевым, который будучи в должности президента РФ видел в этом одно из условий модернизации.

Но, владение иностранным языком отныне не будет обязательным условием для получения аттестата зрелости в российских школах. Такой своеобразный новогодний подарок сделало школьникам Министерство просвещения РФ, издав еще в сентябре приказ за № 519. Этим документом, который официально вступил в силу в первый день Нового года, иностранные языки исключаются из перечня предметов, обязательных для включения в Единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Иностранный язык вошел в категорию предметов, куда Минпросвещения также отнесло литературу, физику, химию, биологию, историю, обществознание, информатику и словесность на национальных языках тех регионов, где такие языки используются в обиходе. Эти предметы школьники могут выбрать добровольно — например, чтобы получить нужные баллы для поступления в профильный вуз.

  • Сколько недель в учебном 2021-2022 году
  • Отменят ли ЕГЭ в 2022 году
  • Выпускной в Кремле в 2022 году

Разные мнения

Чтобы узнать об отношении родителей ко второму языку, проводили опросы. Около 65% опрошенных считают, что качество преподавания низкое и большей части школьников он не нужен. В некоторых школах новую дисциплину вводят в 7 классе и за два года нормально выучить язык невозможно. Получается, что учат лишь для получения оценки в аттестате. Даже если изучают его с 5 по 9 класс, то многие выпускники остаются на уровне «могу читать и переводить со словарем».

При введении дисциплины со 2 класса есть огромный минус — к этому возрасту не у всех детей сформирована речь на родном языке. Начинать обучать иностранному языку, если есть логопедические проблемы, нельзя.

Также большинство родителей сходятся в том, что второй язык из-за нехватки квалифицированных педагогов, малого количества часов, отсутствия у детей мотивации является своего рода профанацией. Такая ситуация приводит к стрессовым ситуациям, повышенная нагрузка отрицательно сказывается на детском здоровье.

В противовес этим мнениям существуют и другие. Например, предлагают оставить второй иностранный, но изучать его будут те, кто изъявит желание и кому он необходим. Предмет войдет в категорию дополнительного бесплатного образования.

Вероятность полной отмены второго языка как обязательного в 2022-2023 году мала. Скорее всего вопрос о включении его в программу останется в ведении школы и будет зависеть от наличия специалистов. Тема до сего времени находится на обсуждении в Министерстве просвещения РФ, в образовательных организациях на местах.

  • Отменят ли ЕГЭ в 2023 году
  • Запись в 1 класс на 2022-2023 год
  • Триместры в школе в 2022-2023 учебном году

Можно ли отказаться от второго иностранного языка

В 2021-2022 учебном году дополнительный предмет появится не во всех школах, и будет ли он обязательным, пока не известно. Это нужно уточнять непосредственно в учебном заведении, в котором учится ребенок, и только после того, как будет принят учебный план.

В 2021-2022 еще продолжается переходный период, поэтому нет гарантий, что учебные заведения смогут организовать изучение предмета. Пока строгих требований у министерства образования нет. В будущем, когда все школы России перейдут на двуязычную систему, дополнительный предмет будет необязательным. Позже школьники смогут по желанию выбирать – учить его или нет.  Обязателен ли этот предмет в 2021-2022, об этом школьникам и родителям сообщат на линейке 1 сентября.

Советы Валерии Петросян по изучению второго языка

Начинайте изучать второй язык только после того, как освоите первый на базовом уровне (А1 или А2). Но и слишком затягивать тоже не стоит: с возрастом учить языки становится сложнее. Лучше всего начинать изучение второго языка в 5-6 классе.
Изучайте оба языка параллельно. Например, если вы проходите какую-то тему в английском языке – посмотрите эту же тему и в немецком языке. Одинаковые темы есть в учебниках, рассчитанных на разный уровень учеников, отличаются они только сложностью лексики и грамматики. Узнав новое слово на немецком языке, вспомните, как это по-английски. И наоборот, изучая новые слова в английском языке, посмотрите, как они звучат на немецком. Можно составить «тройственный словарь»: слово на одном языке, на другом языке и перевод.
Не бойтесь путаницы. В самом начале изучения языка она неизбежна. Ученики часто путают слова, союзы, артикли, второй язык может «портить» произношение первого языка. Многие слова в английском и немецком пишутся так же, а произносятся по-разному, например, sport – это «спорт» в английском и «шпорт» в немецком. Есть слова, которые одинаково написаны, одинаково читаются, но имеют разный смысл — так называемые ложные друзья переводчика. К примеру, gift – это «подарок» в английском языке и «яд» в немецком. Но это временные сложности. Нужно уделять достаточно времени первому языку и регулярно заниматься вторым, и «разделение» произойдёт само собой.
Каждый день уделяйте новому языку хотя бы 5–10 минут. Не обязательно сидеть над учебниками. Можно послушать радио или посмотреть видео носителя языка на Youtube.
Переведите смартфон на второй язык. Это помогает запомнить распространённые слова и привыкнуть к языку.
Ведите ежедневник на двух языках. Например, можно записывать туда список покупок на одном языке, а рецепты – на другом.
Читайте новости или блоги на втором языке и запоминайте новые слова. Хорошо подходит Twitter – там публикуют короткие сообщения на актуальные темы, которые воспринимаются легче длинных текстов. Читая, старайтесь понять смысл слова по контексту.
Учите не слова, а словосочетания, смысловые блоки, часто встречающиеся обороты

Само по себе заучивание новых слов не всегда помогает строить фразы на иностранном языке.
Уделяйте внимание грамматике, особенно сложным и непонятным моментам. Не старайтесь выучить наизусть грамматические правила, сначала поймите принципы, на которых они построены

С первых дней изучения языка слушайте речь носителей, это закладывает базу правильного произношения и расширяет словарный запас. Запоминайте сленговые выражения, знакомьтесь с разными диалектами.
Используйте приложения и сайты, где можно общаться с носителями языка письменно или с помощью голосовых сообщений. Например, в приложении Tandem можно задать родной язык, желаемый язык изучения, представиться и написать сообщение, на какую тему вы хотите пообщаться. Ваше сообщение появится в общей ленте, а вы увидите сообщения других пользователей и сможете найти себе собеседника с подходящими интересами.

Что лучше: учить индивидуально или в группах

Групповые занятия хороши тем, что на них легче развить коммуникативные навыки, постоянно слушая чужую речь и общаясь с партнерами. Можно следить за успехами других участников: дух соперничества, нежелание быть отстающим учеником служат дополнительной мотивацией для того, чтобы больше заниматься.

Экономика образования

Мотивация 3.0: как полюбить учиться в условиях неопределенности

Индивидуальные уроки с преподавателем, с одной стороны, продуктивнее, ведь наставник подстраивает под единственного ученика и формат подачи материала, и его тематику. С другой — здесь как раз нет возможности сравнить свой прогресс с другими.

Между тем, Федор Васильев, востоковед и специалист в области кросс-культурного взаимодействия, убежден, что нужно искать не мифическое «лучшее учреждение», а хорошего учителя, который:

  • имеет опыт преподавания, т.е. именно стаж обучения, а не просто знания языка;
  • увлекается не только языком, но и культурой тех стран, в которых говорят на нем;
  • имеет отзывы от других учеников.

«Эти три простых маркера, которые можно легко проверить при беседе с преподавателем, позволят понять, будет ли эффективным обучение», — отмечает эксперт.

Но конечно, никакой преподаватель не поможет, если сам ученик не уделяет достаточно времени изучению языка, личные усилия никто не отменял. Чудес не бывает: нужна не зубрежка, а тренинг, многократное повторение и осознание изученного материала.

Самый непростой путь — полностью самостоятельное изучение.

«Выучить иностранный язык самостоятельно, пользуясь лишь книгами и онлайн-уроками, гораздо труднее. Попробовать этот способ могут лишь люди с очень хорошей самодисциплиной, которые уверены, что им хватит сил и мотивации не откладывать очередное занятие «на потом», — говорит Аветис Вартанов, руководитель отдела обучения инвестиционной компании QBF.

У ученика, выбравшего самообразование, должен быть действительно сильный внутренний стимул. «Учу французский, потому что модно» — это не мотивация. А факт того, что от знания языка может зависеть карьера, — хороший повод ввести привычку заниматься ежедневно. Здесь как с правильным питанием — лучше меньше, но чаще, чем один раз и много.

В создании материала также участвовали:

  • Татьяна Чибиняева, основатель и CEO Polygled (соцсеть для общения на иностранных языках);
  • Виталий Манкевич, эксперт в области российско-азиатских экономических и социальных отношений;
  • Мария Аникина, руководитель команды контента онлайн-школы английского языка Учи.Дома;
  • Галина Кирсанова, преподаватель факультета лингвистики МГТУ им. Н.Э. Баумана;
  • Иван Чулков, руководитель маркетинговых проектов «Авито Услуги»;
  • Вероника Кулешова, представитель французской компании Frisquet.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Новый ФГОС 2020

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 года завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года. Чем они отличаются от предыдущих? 

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС 2020 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

                                                      Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева

Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:

  • Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
  • Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
  • Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
  • Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
  • Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
  • Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось). 
  • Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.

Плюсы и минусы изучения второго иностранного

Многие родители и школьники не понимают, зачем изучать второй иностранный в школе. Но владение несколькими языками имеет ряд преимуществ:

Повышение конкурентоспособности. Школьник, освоивший два и более иностранных языка, больше ценится на рынке труда. 

Развитие мозга. Изучение иностранных языков положительно влияет на общее умение мыслить и эрудицию. 

Расширение кругозора. При изучении иностранного языка ребёнок взаимодействует с чужой культурой, открывает для себя новые традиции и обычаи.

Кажется, что чем больше языков учишь, тем круче. Но у подхода есть и возможные минусы:

Путаница в голове. Если по первому иностранному ещё не сформировалась качественная база, ребёнок может запутаться в грамматических правилах, лексическом запасе или фонетических особенностях. 

Чрезмерная нагрузка. В традиционной школе ребёнок чаще всего перегружен учёбой, и лишние часы изучения второго иностранного не всегда эффективны

Важно трезво оценивать ресурсы школьника на освоение ещё одного языка. 

Дополнительный предмет — нужен ли

Если школа не гуманитарного направления, то закономерен вопрос о целесообразности второго языка. Родители обеспокоены повышением нагрузки, качеством преподавания. Особенно ярко эти проблемы видны в сельских школах, в небольших поселениях. Большинство профессионалов считают, что новый предмет можно вводить в программу тогда, когда есть педагоги, подтвердившие качество своих знаний на специальном тестировании.

О плюсах новой дисциплины:

  • способствует укреплению памяти, всестороннему развитию;
  • расширяет возможности поступления в российские высшие учебные заведения, в иностранные вузы;
  • специалисты со знанием двух и более языков ценятся больше, что в будущем положительно скажется на карьере.

По наблюдениям педагогов в процессе изучения нескольких иностранных языков развивается интеллект, повышается самооценка учащихся. Кроме этого они уверены, что второй и следующие языки даются гораздо легче, чем первый. Но не все так радужно — есть и недостатки:

  • значительное увеличение нагрузки;
  • велика вероятность, что родителям придется нанимать репетиторов, чтобы ребенок смог усвоить программу;
  • методические пособия рассчитаны на углубленное изучение языка, что приводит к сложностям в подаче материала, требует много времени на подготовку к урокам;
  • учебники, большей частью, старые, и не подходят современным детям;
  • нет согласованности между количеством часов, программами, заданиями в ОГЭ, ЕГЭ.

Да и не всем учащимся физико-математических или биолого-химических классов перспектива заниматься еще одним языком нравится. Если кому-то он и понадобится, то всегда можно изучать его дополнительно помимо школьной программы.

Святослав Тришин, педагог иностранных языков, посёлок Борисовка:

«В 2018-м внедрение второго иностранного языка в нашей школе № 1, как и в других учебных заведениях района, было сопряжено с рядом трудностей, которые мы, как преподаватели, ощутили на себе и наших подопечных. Первое, что нас удивило, – учебной литературой, в том числе тетрадями на печатной основе, были обеспечены лишь учащиеся 5-х классов. Второе – отсутствие каких бы то ни было чётких регламентов, касающихся преподавания нового предмета. Приходилось обращаться к наработкам опытных учителей со стажем.

Но главное – немецкий язык ввели только в 5-х и 9-х классах. Обучение языку не предполагалось продолжать в 10-м и 11-м классах. Напрашивается вопрос о нецелесообразности такой организации учебного процесса.

Какому языку стоит отдать предпочтение?

Если изучить статистические данные, то в России наибольшей популярностью среди иностранных языков пользуется английский. Поскольку он преподается практически во всех школах, любой человек может сказать на нем как минимум несколько простых фраз или выражений. Что касается других дисциплин, то многие родители не знают, какому второму языку отдать предпочтение. Если исходить из критерия популярности, то второе место занимает немецкий.

Минобразования совместно с Институтом им. Гете начали разрабатывать новые школьные программы, целью которых является мотивация для изучения немецкого. Следующий в рейтинге – французский, причем число школьников (или родителей?), которые выбрали данный предмет, с каждым годом растет. Еще одна популярная дисциплина – это испанский. Хотя его выбирают всего 3% учеников, прогнозируется, что со временем он «перепрыгнет» немецкий.

На сегодняшний день основная проблема заключается в том, что в школах просто не хватает педагогов, которые могли бы преподать ту или иную дисциплину.

  • Пятидневка в школах в 2020-2021 году
  • Запись в 1 класс на 2020-2021 год
  • Сколько недель в учебном 2020-2021 году
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector