Претензии поднебесной к территориям россии, которые китай считает своими

Авторы Гайдпарка

  • Светлана Никитина

    Активисты СС теперь — цензура в России? Мракобесие рулит вопреки конституции

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Запад теперь точно не признает итоги выборов! У Путина на часах, стояла другая дата

    Читать полностью

  • Дмитрий Сидоров

    Честность регионов РФ на выборах по оценке экспертов

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    Теперь-то я точно не буду колоться жижей от Гинцбурга

    Читать полностью

  • Игорь Авдеев

    Против

    Читать полностью

  • Сергей Слизников

    Демократия и Россия – два несовместимых понятия

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Подходящая пара: он старенький, а она страшненькая

    Читать полностью

  • WikiLeaks

    В Белоруссии отмечается новый государственный праздник

    Читать полностью

  • Наталия Хроникер

    Признание Соловьева

    Читать полностью

  • ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ СЖЕ

    О чём молчал Марк Твен

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Новые города будут строить не только в Сибири, но и в Крыму

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Вот таким безразмерно эксцентричным был мой однокашник студент ЛИАПа Слава Семенов

    Читать полностью

Тайвань

КНР претендует на суверенитет над островом Тайвань (кит. 台湾) и несколькими прилегающими островами. После победы в гражданской войне коммунистов, благодаря поддержке СССР, на остров отступило гоминьдановское правительство Китайской Республики под руководством Чан Кайши. Изначально нейтральная к Тайваню позиция Соединённых Штатов Америки резко изменилась после того, как КНР вмешалась в корейскую войну на стороне КНДР, где США действовали на основе резолюции СБ ООН. Ответные действия США привели к фактической невозможности для КНР захватить Тайвань. КНР рассматривает Тайвань и прилегающие острова как часть единого и неделимого китайского государства. Руководство Китайской Республики (Тайваня) также претендует на суверенитет над всей территорией Китая, хотя в последнее время здесь усиливается движение за то, чтобы объявить Тайвань отдельным государством. Тайвань был официальным представителем Китая в ООН до 1971 года.

В конце 1970-х, используя обострение отношений между СССР и США из-за ввода советских войск в Афганистан, Пекин установил дипломатические отношения с США (которые ради этого разорвали официальные отношения с Тайванем, хотя и продолжали оказывать ему экономическую и военную помощь).

В китайское руководство, наладив отношения с США и вставшее на путь рыночных реформ, начало с Тайванем переговоры о мирном воссоединении. Но 11 июля они были прерваны, после того как тайваньский президент Ли Дэнхуэй объявил, что КНР и Тайвань — это «две страны по обе стороны Тайваньского пролива».

В президентом Тайваня стал Чэнь Шуйбянь, предложивший провести референдум о независимости острова. После этого китайское руководство, опасаясь этого, стало всё более настойчиво призывать к скорейшему решению тайваньской проблемы.

14 марта Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) одобрило закон «О противодействии расколу страны». Этот документ предусматривает право правительства КНР применить «немирные или же другие необходимые меры для защиты своего суверенитета и территориальной целостности» в случае попытки «подрывных элементов, выступающих за независимость Тайваня», отделить остров «от Родины», или в случае «важных изменений, которые могут привести к отделению Тайваня от страны, или же если все условия для мирного объединения будут исчерпаны».

Принятый документ, законодательно закрепляющий возможность применения силы, чтобы предотвратить провозглашение островом независимости, расценивается наблюдателями как попытка усилить психологическое давление на Тайвань и склонить его к переговорам о мирном воссоединении на условиях Пекина.

США не могли не прореагировать, поскольку принятый КНР закон прямо противоречит американскому закону «О безопасности Тайваня», в котором говорится о недопустимости применения силы в интересах решения проблемы единства Китая. Реакция США, естественно, была отрицательной, поскольку по этому закону США имеют перед Тайванем обязательство защитить его в случае агрессии. В конце февраля 2005, предвидя принятие в КНР этого закона, США убедили Японию включить Тайвань в зону общих стратегических интересов двух стран, которые к тому же состоят в двустороннем оборонном союзе. Теперь же государственный секретарь США Кондолиза Райс заявила, что принятый закон «повысит напряжённость в регионе». К её словам присоединилась Япония, выразившая «серьёзную озабоченность» принятым законом.

В ответ премьер-министр КНР Вэнь Цзябао призвал США и Японию воздержаться от «прямого или непрямого» вмешательства в тайваньскую проблему, являющуюся «внутренним делом» Китая. Председатель КНР Ху Цзиньтао призвал армию готовиться к войне для защиты территориальной целостности Китая. Тем временем ВСНП утвердил новый оборонный бюджет на 2005, увеличенный по сравнению с прошлогодним на 12,6 % (до 247,7 млрд юаней — $30 млрд).

В то же время МИД РФ высказал «понимание мотивов» принятия данного закона. По словам официального представителя МИД РФ А. Яковенко, «мы считаем, что в мире существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань. Исходя из этого, выступаем против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме, не приемлем концепций „двух Китаев“ или „одного Китая и одного Тайваня“».

Начиная с 2021 года, Япония также начинает осуществлять активное вмешательство во взаимоотношения между КНР и Тайванем. В первую очередь, это вызвано обеспокоенностью Японии усилением давления КНР на Тайвань, а также существенным усилением военного сотрудничества КНР и РФ.

Территориальные споры, как спутник геополитических изменений

Президент Путин, как известно, назвал распад СССР «крупнейшей геополитической катастрофой века». Похоже, на постсоветских просторах эта катастрофа продолжит ещё давать о себе знать. Да и не только на постсоветских.

Вот такая картина мира…

Неоспорима тенденция: любые изменения внутриполитической ситуации в любом государстве подвигают соседей этого государства (или новых его правителей) перерисовывать карту. Из новейших примеров – стремительно съёживающаяся Украина, разделение вроде как «армянского» Карабаха, пока что неудачная попытка порезать Белоруссию, потуги вновь избранной президентши Молдавии покуситься на Приднестровье… Разумеется, нигде не обходится без заокеанского светоча демократии, и везде за кулисами маячит гниющая харя венгра-финансиста… Это ясно: в большинстве конфликтов эта камарилья принимала и принимает непосредственное участие на всех стадиях, от изменения политического вектора в государстве, куда они влезли, до вспыхивающего в результате территориального спора.

Правда, не всегда у мировых демократизаторов получается разжечь военное противостояние – по ряду причин. В основном они обламываются, если пытаются усугубить внутренние и внешние проблемы сильных государств.

Претензии Тайваня

В 1911 году в Китае разразилась революция. В следующем году Цинская династия отреклась от престола. Некоторые окраинные области Китая объявили о своей независимости. Такими стали, среди прочих, Монголия и Урянхайский край (нынешняя Тыва). Российская империя ещё в 1911 году объявила о протекторате над Монголией, а в 1914 году явочным порядком включила в свой состав Урянхайский край.

Китайская республика, образовавшаяся в 1912 году, никогда не признавала сложившихся территориальных изменений. В частности, она отказывалась из-за того, что в 1921-м с советской помощью были провозглашены Монгольская и Танну-Тувинская народные республики. Последняя в 1944 году была присоединена к СССР и сделалась Тувинской автономной областью (с 1961-го – Тувинская АССР) в составе РСФСР.

Китайская Народная Республика, возникшая в 1949 году, признала независимость МНР и вхождение Тувы в СССР. Однако Китайская республика, как продолжало себя называть правительство партии гоминдан, сбежавшее на Тайвань, никогда не считала себя обязанной признавать эти договоры КНР. Все правительства на Тайване неизменно называют себя правопреемниками Китайской республики, которая, в свою очередь, правопреемница империи Цин. Только в 2002 году Тайвань специальной нотой признал независимость Монголии. Однако заявления об отказе от прав на Тыву пока не сделано и не планируется.

Япония

Архипелаг Сенкаку

Между КНР и Японией существуют территориальные споры в отношении необитаемого архипелага Сенкаку (китайское название Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море, которыми в настоящее время фактически владеет Япония.

В своё время они принадлежали Китаю, но после завоевания Японией в 1895 острова Тайвань они были включены вместе с Окинавой в состав Японии. В 1945 Япония потеряла все территории, приобретённые ею с конца XIX века. Сенкаку (Дяоюйдао) вместе с Окинавой оказались под юрисдикцией США. Но в начале 1970-х США вернули Окинаву Японии, отдав ей и Сенкаку (Дяоюйдао).

Китай с этим решением не согласен и в 1992 году объявил эту территорию «исконно китайской». Интерес к архипелагу усилился после того, как в 1999 г. здесь были обнаружены значительные запасы природного газа, оцениваемые приблизительно в 200 млрд кубометров.[источник не указан 1713 дней]

В 2003 году китайцы установили морскую платформу у морской границы с японскими водами и начали бурение. Японская сторона выразила обеспокоенность тем, что КНР может начать добычу газа из залежей, простирающихся под японской территорией.

В октябре 2004 состоялся первый раунд консультаций по проблеме газового месторождения на Сенкаку, в ходе которого стороны договорились решать все вопросы исключительно путём переговоров, не прибегая к использованию силы. В то же время Китай отверг требования японской стороны ознакомить её с планами КНР по бурению и добыче газа на Сенкаку.

В апреле 2005 правительство Японии приняло решение приступить к рассмотрению заявок японских фирм о выдаче им лицензий на добычу газа на шельфе архипелага. МИД КНР охарактеризовал это решение «односторонним и провокационным», указав, что японские фирмы не могут проводить работы на территории, которую КНР считает своей.

В июне 2005 состоялся второй раунд китайско-японских консультаций. Они не принесли результатов. Китай отказался прекратить добычу газа из шельфа на границе между китайскими и японскими водами и вновь отверг просьбу японской стороны предоставить ей информацию о работах на шельфе. МИД КНР заявил, что Китай имеет «суверенное право» добывать газ в «водах, близких к побережью КНР» и не являющихся «предметом спора с Японией».

Стороны договорились продолжить переговоры. Япония согласилась рассмотреть китайское предложение о совместной разработке месторождения.

16 сентября 2012 года отношения Китая и Японии обострились после того, как в Китае начались массовые акции протеста против «национализации» Японией островов, которые КНР считает своей территорией. Антияпонскими демонстрациями с участием нескольких тысяч человек охвачены Шанхай, Гуанчжоу, Циндао и Чэнду.

Позже тысяча китайских рыболовецких судов направляются к находящимся под контролем Японии островам Сенкаку. В тот же день министерство иностранных дел КНР объявило, что китайское правительство готово подать часть документов относительно внешней границы континентального шельфа за пределами 200-мильной морской зоны в Восточно-Китайском море Комиссии ООН по границам континентального шельфа, созданной на основе Конвенции ООН по морскому праву.

В настоящее время территориальные споры за право обладания вышеуказанным регионом не разрешены. Как со стороны КНР, так и со стороны Японии периодически происходят военные провокации.[источник не указан 1713 дней]

Острова: много больших разниц

Зато кусают китайский. Уже упомянутый бедовый Помпео на закате своей блестящей карьеры международного провокатора не преминул выдвинуть тезис о «не принадлежности Тайваня Китаю». Китай ощерился: в Конституции этой страны нет поправки, определяющей, что «Действия… направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются».

Китаю, ощерившись, приходится делать заявления. Например, представитель МИД КНР Ван Вэньбинь в ответ на демарш Помпео заявил:

«В мире есть только один Китай, и Тайвань – его неотъемлемая часть. А правительство Китайской Народной Республики – единственное законное правительство, управляющее Китаем».

Надо полагать, поправки, о которой писано выше, в конституции КНР нет лишь пока.

Однако, острова – и полуострова – островам рознь. В своё время Британия молниеносным военным ударом отстояла у Аргентины Фолкленды, никакого, кроме великодержавного, интереса ни для кого не представляющие. И Россия в своё время отстояла Крым, представляющий для государства жизненный интерес на Юге: небратья были готовы отдать полуостров светочам демократии, уже пускающим слюнку на этот «непотопляемый авианосец». Имели бы сейчас и там базы НАТО.

Острова на Амуре мы – худо-бедно – с Китаем поделили, утёрлись, конечно, но закрыли вопрос бескровно. Ничего подобного с Курилами, например, не выйдет: их передача Японии дезавуирует большую часть возможностей Тихоокеанского флота, а значит, и влияния России в регионе. В том числе и экономического.

То же самое с Тайванем. Пока его контролирует Китай – пусть ещё в достаточной степени условно – влияние этой страны в Тихоокеанском регионе весьма масштабно. Потеряй Китай остров – светочи демократии немедленно разместят там свои военные базы, и прощай китайское влияние на юго-востоке Тихого океана… А ведь влияние – это не только раздувание щёк. Это в основном возможности беспрепятственной транспортировки товаров морским путём.

Вот Шпицберген. Он и российский, и норвежский. Российский, правда, в соответствии с его «особым статусом». Однако этот «особый статус» не позволяет устроить на этом острове натовские военные базы. В своё время такую базу очень хотели обустроить на Шпицбергене мы сами – но мировое сообщество это желание СССР забаллотировало. Последний раз вопрос поднимался в далёком 1947 году. С тех пор Шпицберген – мирный остров, даже топливо добывающий лишь для собственных нужд.

Наконец, почему чаще всего именно острова становятся объектами территориальных споров? Может быть, потому что любое посягательство на материковую часть государств – это однозначно война, а по островам вроде можно подискутировать?

Как Дальний Восток стал российским

В 1858 году граф Муравьёв на переговорах в Айгуне сумел добиться от китайских дипломатов признания новой границы между Россией и Китаем – от слияния Шилки и Аргуни она проходила по устью Амура вплоть до моря. Таким образом, весь левый берег Амура стал российским. Принадлежность Приморского края на правом берегу Амура, где к тому времени были основаны русские посты, не была определена в договоре. Для новых переговоров в Пекин был направлен российский посланник граф Николай Игнатьев.

Цинский Китай продолжали преследовать неудачи. В 1859 году англо-французские войска взяли Пекин и разграбили императорскую резиденцию. В этой обстановке граф Игнатьев убедил китайских министров признать весь Приморский край к востоку от реки Уссури владением России. От верховьев Уссури граница отклонялась к западу, шла через озеро Ханка и несколько хребтов. Благодаря этому к России отошла территория, где в том же 1860-м был основан город Владивосток.

В 1861 году была уточнена граница между Россией и Китаем по рекам Амур и Уссури. Она была проведена по бровке правого берега Амура и левого берега Уссури. Таким образом, всё течение этих рек и все их острова отходили к России. Эта граница существовала без изменений больше ста лет.

Когда спорят почти равные

На самом деле поставленная в многовековом территориальном споре Китая с Россией точка весьма показательна. Нет сомнений, применение «револьвера» в этом случае привело бы к серьёзнейшему ослаблению обоих государств на радость светочей демократии.

Мы долго тянули, упустили время, когда Китай был готов согласиться на гораздо меньшие уступки со стороны нашего государства, потом к власти у нас пришли щедрые для всех вокруг, кроме своей страны, горбачёвы и ельцины – и всё же закрыли вопрос, стоит повториться, бескровно.

Бескровно – лишь благодаря возвращению России на международную арену в качестве пока лишь военной – но сверхдержавы. Продолжение территориальных споров со сверхдержавой экономической, коей, без сомнения, стремительно становится Китай, ни к чему хорошему не привело бы. А его окончание дало возможность через 15 лет, убедившись в абсолютно звериной ненависти к нам со стороны светочей демократии, этим светочам теперь уже вместе с Китаем противостоять.

Они были бы сильнее нас по-отдельности. И, в конце концов, поминая опыт англо-саксонской упёртости, гадостей наделали бы немало. Гораздо больших гадостей, нежели в состоянии наделать сейчас, на фоне стратегического партнёрства военной и экономической сверхдержав.

Нет, пакостить по-мелкому светочи демократии не перестанут никогда – такова уж их сущность. Но укусить российский локоть уже не получится.

Рефлексируйте по схеме ABC

Формула АВС для саморефлексии — это инструмент когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), которая имеет мощную доказательную базу.

Сделайте таблицу из трех столбцов, где А — Activating event, или активирующее событие, B — Beliefs, или убеждения, а С — Consequences, или предпринимаемое действие.

Как это работает на практике? Вы записываете событие, которое вызвало у вас неприятные эмоции. Далее письменно фиксируете мысли и убеждения, которые сформировали ваше настроение. И записываете, что вы сделали в этой ситуации.

Мысль, что вы скучная, заставила вас почувствовать тревогу и обиду

Обратите внимание, что не сама ситуация вызвала этот эмоциональный фон, а именно ваше отношение к ней, мысли о себе в этой ситуации. Например, другой человек мог подумать, что у парня много дел и он перезвонит сам, как освободится

Третий человек решил бы, что парень «плохой», разозлился и устроил скандал. Ведя дневник ABC, вы учитесь замечать, как ваши конкретные мысли о себе, окружающих и мире вызывают конкретные эмоции. Пробуйте менять свои представления, чтобы лучше себя чувствовать: записывайте альтернативные мысли. Например:

Дальше решите, как вы можете поступить для себя наилучшим образом в этой ситуации. Например: «Я не хочу тратить весь день на мысли об этом, переживать. Пожалуй, единственный способ узнать, что происходит, — позвонить самой и узнать причину». Регулярное ведение такого дневника поможет узнать себя лучше, осознавать иррациональные мысли и пробовать думать иначе, а значит, и жить по-другому.

Почему психологи рекомендуют вести дневник

Прогофф создал метод интенсивного ведения структурированного дневника. Он предлагал клиентам регулярно записывать свои мысли. Причем не только рациональные рассуждения, но и так называемые сумеречные наблюдения — абсолютно все, что приходит на ум. Прогофф издал руководство «At a Journal Workshop», по его правилам вести дневник действительно может каждый.

Если вы грустите пару часов после ведения дневника — это нормально, но если записи погружают вас в длительное уныние, тревогу и другие неприятные состояния, стоит обратиться к профессиональному психологу. Это общее правило для любых письменных практик.

Как правильно вести дневник, чтобы это помогало менять жизнь?

Освободить голову от навязчивых мыслей и направить освободившуюся энергию на действия поможет дневник со списками. С точки зрения нейрофизиологии, кратко записывая планы и желаемые события, вы извлекаете из мозга лишнюю информацию и получаете ресурс для продуктивной работы, отношений, хобби, спорта и других дел.

Как вести Дневник со списками:

  1. Разделите дневник на три списка. В первом описывайте общие дела, которые хотите сделать, без точной даты. Во втором списке записывайте дела на следующий месяц. А в третьем — ежедневные планы.

  2. Придумайте свою систему буллитов. Например, пустой кружок — для заданий, черточка — для событий, галочка — для заметок, звездочка — для списков.

    Подсказка: в свои списки добавляйте друзей, с которыми собираетесь встретиться, книги и фильмы, которые хотите прочитать и посмотреть, а также благодарности — себе и окружающим. Последний список определенно повысит ваш уровень счастья и научит миндалевидное тело мозга активироваться в ответ на приятные события.

  3. Отмечайте сделанные дела, переносите несделанные на следующий период. Ведите дневник регулярно.

Первое российско-китайское размежевание

В середине XVII века казаки начали активно проникать в Приамурье. Русские поселения возникли по обоим берегам Амура – как левому, так и правому, в Маньчжурии. В 1682 году было учреждено Албазинское воеводство – самая восточная административная единица Московского царства.

После поражения русских войск в войне с Китаем в 1685-1686 гг. на переговорах в Нерчинске в 1689 году граница между Россией и империей Цин была проведена по реке Аргунь до её слияния с Шилкой, дальше вверх по Шилке до того места, где к ней ближе всего подходит Становой хребет, а оттуда по Становому хребту до Охотского моря. В результате всё Приамурье больше чем на полтора века осталось в составе Китая.

Так продолжалось до середины XIX века. В это время Китай сотрясали внутренние смуты, чем воспользовались европейские державы. Англия навязала Китаю договоры о свободной продаже опиума. Их невыполнение китайской стороной стало поводом для англо-китайских (Опиумных) войн. К Англии присоединилась Франция.

Российским генерал-губернатором Восточной Сибири в это время был граф Николай Муравьёв (позднее награждённый почётным прозвищем Амурский за присоединение к России новых территорий). Он считал, что России тоже надо пользоваться случаем и расширять владения. С его помощью была организована экспедиция капитана Геннадия Невельского к устью Амура в 1849-1853 гг. По её итогам Россия укрепилась в устье Амура на его правом берегу, то есть на территории, считавшейся китайской.

Теперь вершка не отдадим?

Если не быть узколобым, становится ясно: отданные Путиным Китаю российские земли в Приамурье были обречены. Вопрос в 2004 году стоял лишь о том, сколько и чего отдавать – отдавать пришлось бы по-любому, предшественники Путина постарались.

Возможно, поэтому часть поправок к Конституции, что были одобрены референдумом, содержит тезис о недопустимости даже обсуждения возможности отчуждения российских территорий. Правда, лазейка всё же оставлена: изменять границы России недопустимо «за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами».

То есть теперь так: никакой субъект больше не вправе заявлять о возможности выхода из Российской Федерации. Можно лишь границы Российской Федерации поменять в ту или иную сторону.

В результате, если Конституцию снова не изменят (такого в нашей стране исключать никогда нельзя), ни Курилы как часть субъекта Российской Федерации Сахалинской области, ни Крым как самостоятельный субъект Российской Федерации, отойти другому государству уже не могут. А вот кусочек того или иного курильского острова, или кусочек Крыма – может. Если государство по договорённости с другим государством решит провести делимитацию, демаркацию, редемаркацию своей государственной границы.

Единственное, что в таком случае хотелось бы заметить – и пусть сторонники определённого политического спектра хоть до хрипоты облают. Очень желательно большинству жителей России, чтобы все эти «ции», если им суждено произойти, произошли лишь в сторону расширения. Время собирать камни…

Многовековой спор

История границы между Китаем и Россией, потом – СССР, потом – снова Россией уходит корнями в прошлое, как принято писать в романах.

Первым российско-китайским соглашением о границе, по мнению большинства исследователей вопроса, считается Нерчинский договор 1689 года, когда русские признали суверенитет Китая над правым берегом Амура (до этого он тоже осваивался русскими) и Приморьем.

Но в середине XIX века Россия, кардинально изменившая отношение к себе всего мира, бескровно присоединила около 166 тысяч квадратных километров Приморья, до тех пор находившихся в совместном управлении. Это приобретение было установлено Тяньцзиньским договором от 1 июня 1858 года и подтверждено 2 ноября 1860 года Пекинским договором.

Пограничный вопрос возникал периодически, и вновь остро встал в 1926 году: «Пограничная линия между СССР и Китаем неоднократно произвольно передвигалась как местным населением, так и местными властями той и другой стороны. Вследствие этого необходимо прежде всего восстановить первоначальную линию в том виде, как она была определена различными соглашениями, протоколами и т.д. относительно русско-китайской границы».

Потом была оккупация Китая Японией, и Советский Союз в интересах обороны поставил под свой контроль большое количество островов по китайскую сторону от фарватера на Амуре и Уссури, – об этом пишет журнал «Огонёк».

В 1964 году СССР и Китай разработали проект нового соглашения. Документ, правда, так и не был подписан – тогдашний генсек Никита Сергеевич не считал Китай серьёзным партнёром и отнёсся к его претензиям без должного внимания. Результат – нападение на остров Даманский, который китайцы всегда считали своим. Чем это окончилось, известно: наши «Грады» смешали тысячи китайских солдат с землёй…

16 мая 1991 года было подписано соглашение о советско-китайской границе в её восточной части, которое уточняло границу на основе существующих договоров. В развитие этого документа и принимались все последующие российско-китайские договоренности по границе.

Но закреплённая по Амуру и Уссури граница демаркирована не была.

И вот – развал Союза, беспрецедентное со времён Петра ослабление России.

После того как в 1991 году Михаил Горбачев подписал соглашение о том, что граница с Китаем должна пройти по фарватеру Амура, у китайцев появилась возможность оспорить принадлежность России островов Большой Уссурийский и Тарабаров в районе Хабаровска.

Точку в пограничном споре с Китаем поставил Путин в 2004 году.

Вот на чём порешили. Может быть, вопрос закрыт…

Мы уступили соседям более 330 квадратных километров, отдали часть островов, на территории которых располагались, по мнению некоторых аналитиков, лишь «не имеющие особого значения хозяйственные объекты». Правда, по мнению других аналитиков,

«передача островов Большой Уссурийский и Тарабаров КНР в одночасье нанесла ущерб в 3-4 миллиардов долларов с учётом потери уже вложенных средств, переноса Хабаровского аэропорта, а также обустройства границы на новых участках».

Другие экономисты полагают, что после передачи островов перед Россией открылись возможности заключать с Китаем миллиардные сделки, так что возможные прибыли с лихвой покроют все убытки…

Ясно, что стенающие по утраченным километрам эксперты – специалисты либерального толка, с удовольствием критикующие любое действие российской власти, а оптимисты – их оппоненты, полагающие действия властей оправданными и прозорливыми.

Если примирительно принять теорию о лежащей где-то посередине истине, можно увидеть один неоспоримый факт: границы с Китаем определены окончательно, вопрос закрыт бескровно. Китай, надо полагать, отныне на новые северные территории посягать не станет.

Если, конечно, в очередной раз не допустим к власти новых горбачёвых и ельциных.

Южно-Китайское море

Региональный конфликт в Южно-Китайском море (ЮКМ), на акваторию которого в разной степени претендуют Китай, Филиппины, Малайзия, Бруней, Вьетнам и Тайвань.

Филиппины

До 2014 года Филиппины уже вели нефте- и газодобычу на участках, расположенных вокруг острова Палаван, в море Сулу, а также вблизи Тростникового Берега (Reed Bank) в ЮКМ, но заморозила ее после подачи иска в арбитраж Гаагского суда, чтобы оспорить территориальные претензии Китая на эти акватории.

В 2016 году суд в Гааге иск Манилы удовлетворил, отвергнув тем самым притязания Пекина, который де-факто контролирует около 80 % акватории ЮКМ. Но Китай не признал юрисдикцию Гаагской судебной инстанции (в этом его поддерживает и Россия, которая в знак солидарности провела в сентябре 2016 года совместные с Китаем военные маневры в ЮКМ, в сценарии которых эксперты усмотрели отработку совместных боевых действий против ВМС США) и претензии остались.
В 2017 году ситуация обострилась, в связи с намерениями Манилы о возобновлении добычи на спорном шельфе.

Войной или дипломатией?

Кто же не согласится с утверждением Карла фон Клаузевица: «Война есть продолжение политики другими средствами»… Несмотря даже на разницу между 1832 годом, когда заметки немца были опубликованы, а геополитическая ситуация в мире более-менее стабилизировалась (ненадолго), и началом XXI века, когда территориальные конфликты вернулись в международные отношения, это утверждение остаётся актуальным. Классической дипломатии не всегда хватает для решения таких конфликтов, точнее, почти всегда не хватает. Ирак, решивший на свою голову упрочить свои позиции на землях, населённых курдами, Россия, разбившая исламских фундаменталистов на Кавказе, Украина, бессмысленно и бесплодно пытающаяся восстановить свою эфемерную целостность, наконец, Китай, готовый пойти на любой конфликт со звёздно-полосатыми и поперечно-крестовыми ради сохранения контроля над Тайванем… Нигде почти не получается договариваться одним лишь добрым словом – везде в конце концов главным аргументом становится револьвер. Частенько прав оказывался Аль Капоне.

Частенько, но не всегда. Вот территориальный спор России и Китая, длившийся не один век, окончился без использования револьвера. Вопрос принадлежности части островов на Амуре, будем надеяться, окончательно закрыт.

Только вот во благо или во зло для нашей страны он закрыт именно так, как это случилось в 2004 году?

Территориальные образования в пределах КНР

Тибет

По мнению китайской стороны, Тибет всегда был частью Китая; согласно точке зрения сторонников независимости Тибета и ряда независимых исследователей, Тибет всегда был независимым государством и не входил в состав Китая. Считая Монгольскую империю Юань и маньчжурскую империю Цин Китаем, Пекин утверждает, что с середины 13 века Тибет официально вошёл в пределы государственной территории Юаньской империи и с тех пор, несмотря на то, что в Китае сменилось несколько династий и центральных правительств, неизменно находился под управлением центрального правительства Китая. В 1950-х годах Тибет был включён в состав КНР. (см. также «Чамдомская операция») Спасаясь от репрессий, множество тибетцев во главе с Далай-ламой XIV ушли в эмиграцию, в основном в Индию. Под руководством Далай-ламы было создано Тибетское правительство в изгнании, являющееся легитимным преемником правительства Тибета, которое действовало в Лхасе ранее.

Восточный Туркестан

Восточный Туркестан около двух тысяч лет назад входил в состав Китая, затем был независимым, входил в монгольскую империю Чингис-хана и государства его преемников. После походов Бань Чао, в XVIII веке был присоединён к маньчжурской империи Цин. С тех пор он называется Синьцзян («новая территория», или «новая граница»). В настоящее время существуют базирующиеся за рубежом Китая националистические движения уйгуров, которые пропагандируют идею независимого Восточного Туркестана. Их главной целью является образование независимого государства Восточный Туркестан. Самой активной политической группировкой среди них является Всемирный уйгурский конгресс, возглавляемый Рабиёй Кадыр и активно поддерживаемый некоторыми правозащитными организациями. Главной целью ВУК является продвижение прав уйгурского народа на самоопределение, используя мирные, ненасильственные и демократические методы в установлении политического будущего Восточного Туркестана.

Внутренняя Монголия

На закате империи Цин, одной из частей которой был Китай, её маньчжурские правители стали заселять китайцами территорию Монголии, правители которой признавали над собой сюзеренитет маньчжурских императоров. Наиболее ранней и интенсивной китаизации подверглась Внутренняя Монголия. После распада империи Цин там происходило движение против власти Китайской республики — национального государства китайцев. Однако вследствие неравенства сил и поддержки Китая иностранными империалистами это движение было подавлено. Позже, после освобождения Внутренней Монголии от японских оккупантов войсками СССР и МНР территория была признана Китайской. Затем Мао Цзэдун присоединил ряд земель, населённых в основном монголами, к соседним китайским провинциям, а к Внутренней Монголии присоединил районы, населённые в основном китайцами. Сейчас активность движения за независимость снизилась: монголов во Внутренней Монголии всего лишь около 18 %. Наиболее известная организация — Народная партия Внутренней Монголии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector