Крупнейшие заводы россии: закрытых много, а сколько построено?

Содержание:

Сколько новых заводов построено при Путине?

Естественно, провластные комментаторы преподносят совершенно иную картину. Отрицать то, что в эпоху правления Путина было закрыто немало крупнейших заводов России — бессмысленно. Поэтому сторонники Кремля используют доводы, что, мол, предприятия не были полностью ликвидированы, а сменили профиль, прошли реструктуризацию, уменьшили объемы выпуска продукции и т.д.

Всячески отрицается и приоритетная роль экспорта энергоносителей — приводится информация, что добыча полезных ископаемых в общей структуре промышленности Российской Федерации составляет только 22,8%.

Раскрывается и причина того, почему при Путине до 2010 года практически не возводились новые крупные заводы. Оказывается, в это время велась тщательная подготовка к их строительству.

Показать то, насколько все оптимистично в РФ и заставить преисполниться гордостью за страну призван сайт «Сделано у нас». К слову, подобные ресурсы создавали и в Украине — демонстрировалось бурное развитие промышленности в каденцию Петра Порошенко. Но впечатляющие показатели строительства новых заводов ни электорат, ни специалистов не убедили. Верит ли кто-то заявлениям подконтрольных Кремлю ресурсов об открытии в России, к примеру в 2011–2014 годах, более 1 000 крупных (!) предприятий?

Крупнейшие корабли и суда

Для военных кораблей не всегда известна их точная стоимость, однако практика кораблестроения показывает, что стоимость кораблей примерно пропорциональна их водоизмещению. Однако использование новейшего оборудования, конечно, может заметно удорожать проект.

Позднее были построены ещё .

Фрегат ВМС Индии «Тальвар»

Фрегаты проекта 11356 типа «Тальвар» для ВМС Индии

Фрегаты этого типа строились для ВМФ Индии на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге на основе переработанного проекта , в свою очередь являвшегося модификацией . Стоимость каждого корабля — 533 млн долл. В этот период были введены в строй первые два корабля:

  • «Talwar», заложен в 1999 г., вошёл строй в 2002 г.
  • «Trishul», заложен в 1999 г., вошёл строй в 2002 г.

Третий фрегат этой серии «» вошёл в строй в 2004 г.

Подводные лодки проектов 877, 636 и их модификаций

S64 «Sindhushastra» проекта 877ЭКМ для ВМС Индии — заложен на предприятии Адмиралтейские верфи в Санкт-Петербурге 12 декабря 1998 года, спущен на воду 14 октября 1999 года, введён в строй 16 мая 2000 года.

Корабли этого типа строились и .

Пять потерянных предприятий

Итак, крупные отечественные предприятия, которые обеспечивали людей работой и выпускали продукцию, но были ликвидированы при Путине, а их продукцию заменил импорт. 

Необходимо отметить, что иностранная продукция действительно на основании честной конкуренции вытеснила еще советские разработки. 

Но кто мешал за 20 лет развить эти направления хотя бы до потребностей внутреннего рынка?

АЗЛК (завод “Москвич”)

  • Основание завода: 1930

  • Ликвидация: 2010

“Москвич” – культовый автомобиль советской эпохи, победитель ралли “Лондон-Сидней”, яркий отечественный бренд. В последние годы завод пытался выжить за счет модернизации старой платформы с моторами Рено, но была разработана и модель представительского класса “Иван-Калита” (она выходила даже в полноприводном варианте). На двух заводах в Москве и Ижевске планировали делать до 200 тысяч машин в год. 

Разрушенный цех завода «Москвич»

Одна из последних моделей «Москвича» — седан «Иван-Калита»

Торговый бренд купил немецкий Volkswagen, часть московских цехов передали Renault. Занявшее место “Москвича” производство Renault в России на 100% принадлежит иностранцам. 

ВЭКС (Воронежский экскаваторный завод)

  • Основание завода: 1915

  • Ликвидация: 2009

Одно из крупных предприятий тяжелого машиностроения, закрытое в годы президентства В. В. Путина. Данный завод производил не только экскаваторы, землеройные машины и погрузчики на базе К-700, но и вошел в историю как изготовитель ракетных комплексов “Катюша”, перевернувших ход Великой Отечественной войны. 

ДГЭ-1200

В последние годы завод выпускал перспективные гидравлические машины ДГЭ-1200 для карьерных разработок. Это были современные экскаваторы с двигателями Cummins, сделанные из прочной стали, с комфортабельной и выполненной по последним мировым стандартам кабиной оператора. 

Разрушенный цех ВЭКС

Счета ВЭКС заморозили, землю раздробили на десятки участков. Две последние машины ДГЭ 2009 года выпуска простояли на территории завода 6 лет, после чего были распилены на металл. 

По данным статистики доля российской спецтехники на внутреннем рынке составляет не более 10-12%. 

Наравне с ВЭКС были уничтожены и другие тракторные заводы: Алтайский (1941-2011), Липецкий (1944-2009), Владимирский (1945-2018).

ЗИЛ (Завод имени Лихачева)

  • Основание завода: 1916

  • Ликвидация: 2013

Закрытие завода грузовых автомобилей ЗИЛ восприняли как личную трагедию миллионы бывших граждан СССР. Когда-то это предприятие производило более 200 тысяч автомобилей в год, на заводе трудилось 85 тысяч человек.

Грузовики ЗИЛ были народным достоянием. Ремонтопригодные, простые по конструкции и достаточно надежные. Их использовали в армии, сельском хозяйстве, коммунальном обслуживании городов. 

Исходя из структуры продаж новых автомобилей, КАМАЗ, ГАЗ и УРАЛ пока удерживают большую часть рынка. Однако, нужно понимать, что оставшиеся 30-40% вполне мог бы занять ЗИЛ, и деньги бы не утекали в карманы иностранцев. Больше того, конкурентоспособные грузовики вполне могли идти на экспорт, как это практиковалось в СССР (ЗИЛ отправлял машины в 51 страну мира). 

САЗ (Саратовский авиационный завод)

  • Основание завода: 1931

  • Ликвидация: 2012

САЗ – еще один завод, превратившийся при Путине в руины. Совершенно уникальное предприятие, известное своими авиационными разработками вертолетов, палубных реактивных самолетов вертикального взлета-посадки ЯК-38, гражданских лайнеров ЯК-40 и ЯК-42. Этот завод уже в 60-х использовал станки с ЧПУ, многие инженерные решения были по-настоящему передовыми. 

ЯК-42 на взлете

В годы ВОВ завод выпускал истребители, героически восстанавливая производство после тяжелых бомбардировок фашистской авиацией. Мемориал памяти жертв бомбардировок и тем, кто умирал от голода у станков, был разрушен при ликвидации завода.  

Все что осталось от цеха

САЗ мог стать мировым авиапроизводителем, аналогом Cessna и Learjet, принести России миллиарды долларов дохода. Но он был разворован и разорен. В настоящее время корпуса разобраны, как и заводской аэродром вместе со взлетной полосой.

Сибэлектросталь (Красноярский металлургический комбинат)

  • Основание завода: 1952

  • Ликвидация: 2008

Еще один уникальный завод, на месте которого построили микрорайон вместе с увеселительными и коммерческими организациями. Сибэлектросталь был экспериментальным заводом по производству сверхпрочных сталей для машиностроительной отрасли и ВПК. Здесь получали сплавы бездоменным способом для самых сложных и ответственных участков. 

Это пять крупнейших заводов, которые были стерты с лица Земли при Путине. На деле, конечно, предприятий в разы больше, многие формально еще существуют на бумаге, реорганизованы, но производства свернуты. 

Критерии

В этой статье мы не будем обсуждать инвестиции в старые предприятия, сельское хозяйство, пищевое производство, строительство бетонных заводов для обеспечения ипотечного строительства, и модернизацию нефтяных предприятий.

Это обязанность главы государства “по умолчанию” – поддерживать основные жизненно важные отрасли в стране. 

Цель статьи – оценить Путина именно как деятеля, творца, энтузиаста, толкателя новых технологий и промышленных идей, а также защитника государственной собственности и советского наследия. 

Машиностроительная промышленность, создающая добавленную стоимость – основа экономики. В положительной оценке влияния индустриализации на экономику сходятся даже диаметрально противоположные течения социализма и капитализма. 

А сколько всего закрывается и разрушается?

Основная статья: Агитка:Список уничтоженных при Путине предприятий

Итак, в России действительно строится и открывается очень много крупных предприятий и объектов инфраструктуры. Но, даже смирившись с этим фактом, оппоненты в дискуссиях часто указывают на то, что якобы много предприятий закрывается и разрушается. Однако почему-то никто не может привести убедительный список подобных закрытых предприятий, сравнимый по величине с тем, что было вновь построено, расширено или модернизировано.

  • Более половины предприятий из списка (37 из 62) по состоянию на 2016 г. продолжали работать в том или ином виде, пережив сложности, а иногда и банкротство с последующей сменой собственников и юридического лица. Многие предприятия при этом сильно потеряли в масштабе, однако некоторые с успехом прошли процедуры оздоровления и реорганизации, или получили новые заказы. Так, Морской завод в Кронштадте, Балтийский завод в Петербурге и Ижмаш в Ижевске продолжают успешно работать (Морзавод и Балтзавод получили новые заказы, Ижмаш прошел финансовое оздоровление и стал частью концерна «Калашников»).
  • Небольшая часть указанных предприятий (2 из 62) была закрыта уже в 1990-е годы, однако ещё больше (20 из 62) катастрофически сократили своё производство уже в 1990-е, в результате чего к 2000-м годам подошли в весьма плачевном состоянии, с чем было уже крайне сложно что-то сделать на тот момент.
  • Иногда говорят о разрушении производства на основании резкого сокращения числа работников на нём или на основании ликвидации какого-то давно используемого оборудования, однако это вовсе не обязательно соответствует истине. При использовании современного оборудования и современных технологических процессов то количество рабочей силы, которое было характерно для заводов советских времён, становится зачастую крайне избыточным. Кроме того, в советское время крупные предприятия часто представляли собою не просто производства полного цикла, но и имели большой штат сотрудников, которые занимались готовкой, уборкой, организацией отдыха, строительством и т. д. — теперь же для решения таких не связанных непосредственно с производством задач зачастую выгоднее привлекать сторонних исполнителей, а вместо производств полного цикла иногда бывает выгоднее закупать какие-то компоненты и материалы у других производителей.

В целом, по имеющимся данным, масштабы закрытия и банкротства промышленных предприятий, особенно крупных, после 2000 года невелики — они с лихвой покрываются введенными в строй новыми предприятиями, либо компенсируются расширением производства и модернизацией старых. На данный момент существует лишь несколько относительно крупных отраслей, где произошедшее в 1990-х падение производства не было полностью или почти полностью скомпенсировано ростом в 2000-е и в начале 2010-х — это, например, станкостроение, текстильная промышленность, отчасти — приборостроение.

Примечания

  1. Стоимостью более 10 млрд руб. в ценах 2012 года.

Мифы о России

Исторические мифы  Миф о вековой отсталости России • Неоязыческие мифы • Мифы о русско-японской войне • Мифы о Великой Отечественной войне • Поддельные русофобские цитаты • Мифы о правителях России • СССР ещё жив
Либеральные мифы  Либеральная демагогия • Эмиграция из России • Сменяемость власти • Миф:«Ну, погоди!» хотят запретить
Украинские мифы  Украинские мифы • Фальсификация истории на Украине • Мифы:Распятый мальчик • Агитка:Рашизм или российский фашизм • Агитка:Исповедь думающего русского • Агитка:«Путин. Война» (доклад Бориса Немцова) • Агитка:Инструкция МИД Германии по Украине • Агитка:17 доказательств того, что лучше жить в Украине
Мифы о Китае и РФ  Мифы о китайской угрозе России • Миф о продаже электричества Китаю за копейки • Мифы о передаче территорий • Мифы о коронавирусе
Мифы об экономике  Миф:В России ничего не строится • Нефтяная игла • Мифы об экономической неэффективности территории России • Миф об угрозе голода в России • Списание долгов Россией • Вложения России в облигации США • Миф о пользе сезонного перевода стрелок часов • Агитка:Доходы в бюджет от нефти • Агитка:Хватит врать! (выступление бывшего директора НИИ статистики) • Агитка:Россия — богатая страна? • Агитка:Экономика — полный провал авторитарных лидеров (статья Джозефа Стиглица) • Агитка:Поиски образа будущего идут тяжело (статья Алексея Навального) • Агитка:Реальные итоги правления Путина
Мифы об обществе и демографии  Мифы о демографии России • Мифы о роддомах в России • Беспризорники в России • Социальное неравенство в России • Мифы об образовании в России • Агитка:«Куда мы катимся?» (статья Кончаловского) • Агитка:«Права человека в Конституции РФ» (статья Авенира Глаголева) • Агитка:10 фактов колониального статуса России (брошюра НОД) • Агитка:Фашизм на котах
Мифы об армии  Мифы о российской армии • Агитка:Сто лучших вооружений за сто лет
Мифы о спорте  Агитка:Избиение студентов на Универсиаде в Казани • Мифы об Олимпиаде в Сочи • Агитка:Россия — футбольный хулиган (статья Скотта Гилмора)
Мифы о Путине и Медведеве  Миф:Путин ничего не сделал для России • Миф:Путин боится своего народа • Миф:80 долларов за баррель • Миф:Путин и рыбаки из ФСО • Агитка:90% населения живёт в домах, построенных до Путина • Агитка:Путин затопил станцию «Мир» • Агитка:Список уничтоженных при Путине предприятий • Агитка:Трибунал над Путиным • Агитка:Топ-10 антидостижений Путина • Доклад «Путин. Итоги. 10 лет» • Агитка:Он вам не Димон
Мифы о выборах  Миф:Манифест Единой России 2002 года • Миф:146 % • Миф:Гауссиана на выборах

Пять построенных предприятий

При выборке построенных при Путине предприятий машиностроения и металлургии возникли огромные сложности с источниками. Дело в том, что информации по объектам очень мало, большинство из них находятся в стадии строительства, а то и только проекта.  

Кроме того, большая часть проектов Путина – это модернизация старых производств. Иногда со строительством новых корпусов (“Петербургские моторы” или завод “Звезда”)…но нас интересовали именно новые предприятия, построенные с нуля. Ведь модернизация – это не создание нового, а поддержка старого. 

Если кто-то найдет новые крупные машиностроительные предприятия, пишите в комментарии. Они сразу же будут добавлены. 

Тайшетский алюминиевый металлургический завод

  • Год основания: 2008

  • Статус: строительство

Огромный завод в Иркутской области, который должен выпускать до 750 тысяч тонн алюминия в год. Завод будет отвечать современным экологическим требованиям – в проекте есть установка высококачественного газоочистного тракта. 

Ориентировочная дата запуска – 2021 год. Однако, открытие постоянно откладывают из-за нехватки финансирования, с 2009 года, когда ТАМЗ был готов на 60%, строительство заморозили. А потом начался всемирный кризис с обвалом металлургических рынков, по компании РУСАЛ ударили американские санкции. В настоящее время завод достраивают. 

Арктик Палладий

  • Год основания: 2019

  • Статус: проект, запуск запланирован на 2024 год

Один из самых высокорентабельных проектов, который сможет приносить свыше 1 миллиарда долларов в год. Если “Арктик Палладий” реализуют, то Россия займет первое место в мире по производству платины. 

Конечно, проект больше относится к добывающей отрасли, но подразумевает создание и крупных цехов для очистки и сортировке добытой руды. 

Планируется, что “Арктик Палладий” будет выпускать до 120 тонн металлов в год. Предприятие планировалось создать на базе “Русской Платины” и “Норникеля”, но позже “РП” вышла из проекта. Теперь финансированием будет полностью заниматься компания Олега Дерипаски. 

ЦСКМС (Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений)

  • Год основания: 2017

  • Статус: окончание строительства планируют в 2020 году

Грандиозный проект, известный под названиями “Кольская верфь” или “Судоверфь Новатэк”. Данный морской завод будет заниматься изготовлением плавучих платформ для размещения добывающих и перерабатывающих комплексов в открытом море. Ориентирована верфь на нефтегазодобывающий комплекс. 

Общая площадь верфи составляет 150 гектаров. В комплекс войдут два сухих дока, цеха по металлообработке, инженерные строения. Помимо нефтяного оборудования Кольская верфь может служить судоремонтным заводом для крупных судов, на ней могут закладываться какие-то масштабные проекты ВМФ или коммерческого морского транспорта.  

Богучанский алюминиевый завод

  • Год основания: 2014

  • Статус: запущен в 2016

Богучанский алюминиевый завод – реализованный успешный проект компании РУСАЛ. В настоящее время алюминий уже идет на экспорт, мощность составляет 300 тысяч тонн металла в год. После достройки и запуска второй линии объемы выпуска будут составлять до 600 тысяч тонн. 

Для нужд завода в 2014 году была достроена Богучанская ГЭС, которую не могли закончить с 1974 года. Таким образом, был реализован крупный стратегический и инфраструктурный проект. 

Сколько в России закрыто заводов при власти Путина?

С момента прихода Владимира Путина к власти действительно были закрыты многие предприятия. Оппоненты Кремля утверждают, что число промышленных производств, которые прекратили существование, составляет 78 тысяч! Среди них такие гиганты, как «Москвич» (АЗЛК), «Красный пролетарий», Московский станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе, Судостроительный завод «Авангард» (Петрозаводск), Липецкий и Алтайский тракторные заводы, а также многочисленные предприятия практически всех отраслей.

Исключение составляет лишь топливно-энергетическая сфера — это и понятно. Именно благодаря нефтегазовым долларам и евро удавалось в нулевых годах поднимать уровень жизни не только тех, кто находится у власти, но и населения. Эти поступления и сейчас весомы — более 100 млрд долларов ежегодно. Так, удельный вес топливно-энергетические товаров в товарной структуре экспорта в 2018 году составил 64,4% — об этом свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы.

Заводы и фабрики поздней РСФСР и нынче

Вот выдержка из статьи Николая Нильского, опубликованной под ником nilsky в Livejournal:

«Число предприятий в отраслях гражданской промышленности РСФСР (1989 год): (автор перечисляет все российские предприятия того времени по отраслям и по количеству, делая ссылку на конкретный источник): «Кофанов Д., Михайлова Т. “Индексы концентрации отраслей обрабатывающей промышленности РСФСР по Дюрантону-Оверману, 1989”». – РАНХиГС, 2015.

Всего 14.909 предприятий», резюмирует автор, подсчитав.

А доктор экономических наук, профессор Василий Симчера в интервью «АиФ» называет другую цифру, правда, уже по 1990-му году:

«К 1990 году в РСФСР было 30 тысяч 600 дееспособных крупных и средних промышленных предприятий»

Вот темпы приватизации предприятий в России. Тоже с указанием источника. Не нужно и присматриваться: к началу нового тысячелетия всё уже приватизировали. Может, и оставались единицы – не суть…

Профессор Василий Симчера утверждает:

«Сегодня в РФ едва набирается 5 тысяч крупных и средних промышленных предприятий, в том числе и бывших советских. В первый год приватизации было передано новым собственникам 42 тысячи предприятий (крупных, средних и мелких). А создано на их базе всего 12 тысяч новых хозяйствующих субъектов, большинство которых затем было также раскассировано. Поэтому у меня есть основания доверять гуляющей в Интернете цифре: 30 тысяч крупных и средних предприятий, не считая множество малых, были уничтожены приватизаторами и реформаторами, а их имущество разворовано».

Вот ведь: ни за что не найдёшь конкретной, однозначной цифры. Даже сам уважаемый профессор Симчера в интервью «АиФ» поначалу ведь говорил о 30 тысячах шестистах предприятий в 1990м году в РСФСР, а через несколько абзацев – уже о «переданных новым собственникам 42 тысячи предприятий». Ну, может быть, поначалу профессор не упомянул о предприятиях мелких, имел в виду лишь крупные и средние.

Всё равно до пугающих с сайта rospisatel.ru 78 тысяч далеко. И на половину названной страшной цифры не тянет. А уж если разбираться дотошнее, некоторые из этих «78 тысяч убитых предприятий» и вовсе оживают. Выдержка из расследования Николая Нильского, опубликованного в Livejournal (автор не поленился и собрал информацию об отечественных предприятиях, позиционированных как «убитые», стилистика сохранена – С.Б.):

Далее – по списку, представленному сайтом rospisatel.ru. Итог: некоторые предприятия нормально функционируют в той же области производства, что и раньше, некоторые действительно закрыты и разворованы, некоторые – перепрофилированы, на месте некоторых – пустыри.

Не ангажированность автора процитированной публикации Livejournal Николая Нильского, никак не вгоняющего результаты своего расследования в рамки «дискуссии» с фейковым «росписателем», позволяет основываться именно на его данных.

Итак, в РСФСР в 90-м году было примерно 15 тысяч промышленных предприятий. Сейчас, то есть в году 2020-м – около шести тысяч.

Картина не радостная, но все заводы и фабрики, что сейчас работают – работают. То есть зарабатывают.

Металлургия

Цех горячебрикетированного железа Лебединского горно-обогатительного комбината

В это время в 2001 году на в Белгородской области был выведен на проектную мощность первый в стране цех по производству горячебрикетированного железа мощностью 1,0 миллион тонн продукции в год. Судя по более поздним аналогам, проект точно является крупным.

Позднее на предприятии был введён в строй .

Стан 350 Оскольского электрометаллургического комбината

Строившийся ещё с 1988 года на мелко- и среднесортный стан 350 производительностью 1 млн тонн в год в силу кризиса 1990-х годов выдал первую продукцию только в 2001 году, а полностью введён в строй был в 2002 году. Судя по аналогичным проектам, а также учитывая неизбежное удорожание вследствие затянутости сроков строительства, проект однозначно является крупным.

Линии метрополитена

Станция Геологическая Екатеринбургского метро

Строительство Московского метрополитена

Станция «Бунинская аллея» Бутовской линии, Москва

Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, открытый в 1935 г., хоть и разными темпами, но постоянно строился и , и этого периода. В рассматриваемое время введены в строй следующие крупные проекты:

  • Участок Пражская — Бульвар Дмитрия Донского Серпуховско-Тимирязевской линии. Длина 5,5 км, введён в строй в 2000…2002 гг., содержит три новых станции: «Улица академика Янгеля» — открыта 31 августа 2000 года, «Аннино» — открыта 12 декабря 2001 года и «Бульвар Дмитрия Донского» — открыта 26 декабря 2002 года.
  • Реконструкция станции Воробьевы горы. Завершена 14 декабря 2002 года, подробнее см. .
  • Станция Парк Победы. 6 мая 2003 года на Арбатско-Покровской линии, введена в строй самая глубокая и, по некоторым оценкам, самая дорогая станция Московского метрополитена — Парк Победы, имеющая две платформы для организации в последующем пересадочной станции.

Железные дороги

Байкало-Амурская магистраль

В 2014 году стартовала программа серьёзной комплексной реконструкции магистрали, также известная как проект «БАМ-2».

Ладожский вокзал

Электрификация Транссибирской магистрали

  •  — 1929—1933 года, в 1941 году демонтирована, в 1942 году восстановлена, с 1956 года =3 кВ.
  • Участок Сергиев Посад — Александров =3 кВ — 1937 год.
  • Участок Александров — Всполье (ныне Ярославль-Главный) =3 кВ — 1958 год.
  •  — 1983—1984 годы.
  •  — 1951—1952 годы.
  •  — 1958 год.
  • Участок Тайга — Мариинск =3 кв — 1959 год.
  •  — 1960 год.
  • Участки Чернореченская — Красноярск и Красноярск — Клюквенная ~25 кВ — 1959 год.
  • Участки , ~25 кВ — 1960 год.
  •  — 1959 год, с 1995 года .
  •  — 1958 год, с 1995 года .
  •  — 1956 год, с 1995 года .
  •  — 1969—1970 годы.
  •  — 1972—1974 годы.
  •  — 1984 год.
  •  — 1984 год.
  • Участок Хабаровск-2 — Уссурийск ~25 кВ — 1993—2002 годы.
  •  — 1962—1963 годы.

«Шоб було». А оно нам надо?

Вот АЗЛК. Ну, в самом деле, не «москвичи» ли производства этого завода первыми, ещё в СССР получили прозвище «ведра с болтами»? А «Рекорды», «Горизонты» И «Чайки» конца восьмидесятых – по полцентнера весом? Нет, в 70-е годы они и такие были очень даже ничего, мечта любого советского человека… Но ведь ко времени распада СССР превратились в его прообраз – громоздкие, с невнятной цветностью и постоянно ломающиеся.

У некоторых граждан, в те времена бывших уже взрослыми, по прочтении вышенаписанного может появиться чувство негодования, и за меньшую нынче критику динозавров советского производства предают анафеме. Что ответить… Просто приведу слова героя О’Генри из рассказа «Стриженный волк»:

«…я не стану обижаться на такие ругательства, о которых ты и сам пожалеешь, когда к тебе вернется хладнокровие».

Потому что в глубине души все мы, рождённые в СССР, знаем: очень многое производилось ни для кого, просто «шоб було».

В том числе и оттого мы имеем сравнимые с конкурентами-капиталистами статистические показатели производства 80-х годов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector