Путин грабит народ под руководством цб или наоборот?!

Литература

  • Атлас М. С. Развитие Государственного банка СССР. — М.: Госфиниздат, 1958. — 384 с.
  • Кротов Н. И. Очерки истории Банка России. Центральный аппарат. Персональные дела и деяния. М.: Экономическая летопись, Международные отношения. 2011. 696 с. ISBN 978-5-7133-1399-9, 978-5-903388-21-9;
  • Кротов Н. И. Очерки истории Банка России. Региональные конторы. Издательство: Экономическая летопись, Международные отношения. 2010. 644 с. ISBN 978-5-7133-1370-8;
  • Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. Г. Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. — 392 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-9692-0401-0.

Знаки различия

Форма одежды и знаки различия работников Государственного банка СССР:

Описание Знаки различия: петлицы персонального звания (1948—1954)
Группа Высший руководящий состав
Персональноезвание ДействительныйГосударственныйсоветникфинансовой службы Государственныйсоветникфинансовой службы Государственныйсоветникфинансовой службыI ранга Государственныйсоветникфинансовой службыII ранга Государственныйсоветникфинансовой службыIII ранга
Петлицы
Описание Знаки различия: петлицы персонального звания (1948—1954)
Группа Старший руководящий состав
Персональноезвание Старший советникфинансовой службы Старший советникфинансовой службыI ранга Старший советникфинансовой службыII ранга Старший советникфинансовой службыIII ранга
Петлицы
Описание Знаки различия: петлицы персонального звания (1948—1954)
Группа Средний состав
Персональноезвание Советникфинансовой службы Советникфинансовой службыI ранга Советникфинансовой службыII ранга Советникфинансовой службыIII ранга
Петлицы
Описание Знаки различия: петлицы персонального звания (1948—1954)
Группа Младший состав
Персональноезвание Младший советникфинансовой службыI ранга Младший советникфинансовой службыII ранга Младший советникфинансовой службыIII ранга
Петлицы

Из истории ГОСБАНКА СССР

Во второй половине 20-х годов функции и направления деятельности Госбанка коренным образом изменились. Это было связано в основном с ускоренными темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний в тяжелую промышленность в течение короткого времени.

Проведение индустриализации в СССР традиционными путями, т.е. за счет накопления денежных средств внутри страны и внешних займов, было невозможно. У населения необходимые накопления отсутствовали, а займы не могли быть осуществлены ни по экономическим (мировой экономический кризис), ни по политическим причинам. В результате индустриализация в стране проводилась за счет эмиссионного финансирования. Поиск способа, который позволил бы государству в наиболее простой форме перераспределять денежные средства между секторами экономики, продолжался в течение всего периода свертывания НЭПа.

В июне 1927 г. в связи с усилением регламентации движения краткосрочных капиталов на Госбанк была возложена обязанность непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой при сохранении общего регулирования ее деятельности за Наркоматом финансов. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики. Спецбанки должны были хранить свободные средства и кредитоваться только в Госбанке, которому предоставлялось право участвовать в их советах и ревизионных органах. Кроме того, Госбанк должен был увеличить свою долю в акционерных капиталах спецбанков.

В феврале 1928 г. в связи с реорганизацией банковской системы в Госбанке начал сосредоточиваться основной объем операций по краткосрочному кредитованию. При этом в его ведение перешла большая часть филиалов акционерных банков, которые стали играть вспомогательную роль в кредитовании хозяйства. Операции по долгосрочному кредитованию осуществлялись в основном в специально созданном Банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), Центральном банке коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанке) и отчасти в Центральном сельскохозяйственном банке (ЦСХбанке).

В августе 1928 г. на Госбанк была возложена обязанность кассового исполнения госбюджета, что позволило сосредоточить в нем кассовые операции cоциалистического хозяйства.

Чеки вместо валюты

Как известно, в СССР хождение иностранной валюты было запрещено. Причин было несколько – это и «железный занавес» (мало кто выезжал за границу, и валюта была не нужна), и искусственно завышенный курс советского рубля. За любые операции с иностранными валютами следовало наказание согласно Уголовному кодексу.

Но, как и многие другие ограничения, запрет на валюту можно было обойти. Еще с 1930-х годов советская власть начала задумываться о торговле с иностранцами. Тогда создается «Торгсин», который продавал иностранцам различные ценные вещи за валюту. После закрытия «Торгсина» зарубежным работникам начали выдавать зарплату безналичным способом, они могли выбирать себе товары в специальных отделах магазинов.

С 60-х годов Советский Союз активно развивает сотрудничество с другими странами, и за границу отправляется множество советских граждан. Им нужно было выплачивать зарплату в местной валюте, а иностранным работникам – как-то продавать товары внутри СССР за их валюту.

Проблему решила система сертификатов – их получали советские работники по возвращению из заграничных командировок. Сертификаты можно было обменять на товары в специальных магазинах – «Березка», «Каштан» и других. Сертификаты отличались по внешнему виду в зависимости от страны, на валюту которой они были обменяны. Самыми ценными были сертификаты для работников из капиталистических стран.

Магазин «Березка» (фото – pastvu.com)

С 1974 года сертификаты заменили на чеки, которые выдавались на конкретную сумму (то есть, выдавались на сумму зарплаты работника). На них можно было приобрести разного рода дефицитные товары в закрытых для остальных граждан магазинах.

Система прекратила сове существование в 1988 году, но еще несколько лет в «Березках» можно было купить товары по безналичному расчету, а потом – только за иностранную валюту.

Однако официально владеть иностранной валютой советским гражданам разрешили только в 1991 году.

Руководители

Это список председателей правления Госбанка.

Председатель назначался Премьер-министром Советского Союза .

Имя (губернатор) Фото Срок полномочий Назначен
Начало срока Конец срока
1 Арон Шейнман 1921 г. 1924 г. Владимир Ленин
2 Николай Туманов 5 марта 1924 г. 16 января 1926 г. Алексей Рыков
3 Георгий Пятаков 19 апреля 1929 г. 18 октября 1930 г.
4 Моисей Калманович 18 октября 1930 г. 4 апреля 1934 г. Вячеслав Молотов
5 Лев Марьясин 4 апреля 1934 г. 14 июля 1936 г.
6 Соломон Кругликов 14 июля 1936 г. 15 сентября 1937 г.
7 Алексей Гричманов 15 сентября 1937 г. 16 июля 1938 г.
8 Николай Булганин 2 октября 1938 г. 17 апреля 1940 г.
9 Соколов Николай Константинович 17 апреля 1940 г. 12 октября 1940 г.
10 Н. Булганин 12 октября 1940 г. 23 мая 1945 года. Иосиф Сталин
11 Яков Голев 23 мая 1945 года. 23 марта 1948 г.
12 Василий Попов 23 марта 1948 г. 31 марта 1958 г. Георгий Маленков и Николай Булганин
13 Н. Булганин 31 марта 1958 г. 15 августа 1958 г. Никита Хрущев
14 Александр Коровушкин 15 августа 1958 г. 14 августа 1963 г.
15 Алексей Посконов 1963 г. 1969 г. Алексей Косыгин
16 Мефодий Свешников 1969 г. 1976 г.
17 Владимир Алхимов 11 октября 1976 г. 10 января 1986 г. Николай Тихонов
18 Виктор Деменцев 10 января 1986 г. 22 августа 1987 г. Николай Рыжков
19 Николай Гаретовский 22 августа 1987 г. 7 июня 1989 г.
20 Виктор Геращенко 7 июня 1989 г. 26 августа 1991 г. Валентин Павлов
21 год Андрей Зверев 26 августа 1991 г. 20 декабря 1991 г. Иван Силаев

Облигационные займы государству

Советское государство брало у граждан деньги в кредит, продавая облигационные займы. В отличие от наших дней, тогда покупка ценных бумаг у государства часто была обязательной, а доход – не гарантировали (выплаты часто откладывали на неопределённый срок).

Обладатели облигаций получали доход по итогам лотерей. Бонус государство выдавало тем, чья облигация имела выигрышный номер. У остальных бумаги выкупали по себестоимости. На деле в большинстве случаев государство ничего не платило кредиторам: когда приближался срок массового погашения облигаций, дату переносили на десяток лет, и так до бесконечности. Поэтому многим людям покупка ценных бумаг не принесла ничего.

К примеру, последний выпуск облигаций пришёлся на 1982 год. Срок погашения установили через 20 лет – в 2002. Но в 1991 году СССР прекратил существование. В период с 1992 по 1993 облигации выкупали у населения по курсу 160 «новых» рублей за 100 рублей облигациями. На первый взгляд, прибыль составила 60% – 5,5-6% годовых. Однако по факту из-за инфляции 160 рублей обладали гораздо более низкой покупательной способностью.

Если на руках остались облигации 1982, сдайте бумаги в антикварный магазин. Стоимость зависит от сохранности.

Современные облигации федерального займа отличаются от советских. Условия по ним более понятные и прозрачные, никаких выигрышных бумаг нет. Владелец получает купонный доход. Ставка растёт в течение 3-х лет владения облигациями – от 6% до 8,6% годовых.

Знаки различия[править | править код]

Форма одежды и знаки различия работников Государственного банка СССР:

Описание Знаки различия: петлицы персонального звания (1948—1954)
Группа Высший руководящий состав
Персональноезвание ДействительныйГосударственныйсоветникфинансовой службы Государственныйсоветникфинансовой службы Государственныйсоветникфинансовой службыI ранга Государственныйсоветникфинансовой службыII ранга Государственныйсоветникфинансовой службыIII ранга
Петлицы
Описание Знаки различия: петлицы персонального звания (1948—1954)
Группа Старший руководящий состав
Персональноезвание Старший советникфинансовой службы Старший советникфинансовой службыI ранга Старший советникфинансовой службыII ранга Старший советникфинансовой службыIII ранга
Петлицы
Описание Знаки различия: петлицы персонального звания (1948—1954)
Группа Средний состав
Персональноезвание Советникфинансовой службы Советникфинансовой службыI ранга Советникфинансовой службыII ранга Советникфинансовой службыIII ранга
Петлицы
Описание Знаки различия: петлицы персонального звания (1948—1954)
Группа Младший состав
Персональноезвание Младший советникфинансовой службыI ранга Младший советникфинансовой службыII ранга Младший советникфинансовой службыIII ранга
Петлицы

Национальная платежная система

  • Новое
  • Реестры и перечни субъектов национальной платежной системы

    • Реестр операторов платежных систем
    • Реестр кредитных организаций, признанных Банком России значимыми на рынке платежных услуг
    • Перечень операторов электронных денежных средств
  • Регулирование в национальной платежной системе

    Нормативные и иные акты Банка России

  • Надзор и наблюдение в национальной платежной системе

    • Надзор в национальной платежной системе
    • Наблюдение в национальной платежной системе
    • Международное сотрудничество
    • Информационные материалы
  • Платежная система Банка России
  • Развитие платежной системы Банка России
  • Система быстрых платежей

    • Нормативные акты
    • Новости
  • Сообщения о работе платежной системы Банка России
  • Система передачи финансовых сообщений
  • Проект внедрения стандарта ISO 20022

    • Ближайшее мероприятие
    • Материалы
  • Конструктор платежных поручений
  • Аналитические и статистические материалы
  • Платежные карты полевых учреждений Банка России
  • Администрирование отдельных видов доходов

Информация по кредитным организациям

  • Справочник по кредитным организациям
  • Формы отчётности
  • Реестры
  • Инсайдерская информация Банка России
  • Финансовое оздоровление кредитных организаций

    • Банки
    • Гарантирование непрерывности деятельности банков
    • Временные администрации
    • Продажа кредитных организаций
    • Мораторий
  • Ликвидация кредитных организаций

    • Нормативные акты
    • Отзыв (аннулирование) лицензий на осуществление банковских операций
    • Приказы о временных администрациях
    • Объявления временных администраций
    • Порядок выплаты возмещения по вкладам
    • Аккредитация арбитражных управляющих
    • Список арбитражных управляющих
    • Список саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
    • Объявления конкурсных управляющих (ликвидаторов)
    • Выплаты Банка России вкладчикам банков-банкротов
    • Привлечение к ответственности бывших руководителей кредитных организаций
    • Информационные материалы
    • Сообщения о государственной регистрации кредитных организаций в связи с их ликвидацией
    • Сведения о ликвидационных мероприятиях кредитных организаций
    • Сведения о местонахождении архивов ликвидированных кредитных организаций
  • Информационная безопасность организаций банковской системы Российской Федерации

    • Стандарты Банка России
    • Рекомендации в области стандартизации
    • ФинЦЕРТ
  • Информация о реорганизации кредитных организаций

Литература

  • Атлас М. С. Развитие Государственного банка СССР. — М.: Госфиниздат, 1958. — 384 с.
  • Кротов Н. И. Очерки истории Банка России. Центральный аппарат. Персональные дела и деяния. М.: Экономическая летопись, Международные отношения. 2011. 696 с. ISBN 978-5-7133-1399-9, 978-5-903388-21-9;
  • Кротов Н. И. Очерки истории Банка России. Региональные конторы. Издательство: Экономическая летопись, Международные отношения. 2010. 644 с. ISBN 978-5-7133-1370-8;
  • Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. Г. Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. — 392 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-9692-0401-0.

Знаки различия

Форма одежды и знаки различия работников Государственного банка СССР:

Описание Знаки различия: петлицы персонального звания (1948—1954)
Группа Высший руководящий состав
Персональноезвание ДействительныйГосударственныйсоветникфинансовой службы Государственныйсоветникфинансовой службы Государственныйсоветникфинансовой службыI ранга Государственныйсоветникфинансовой службыII ранга Государственныйсоветникфинансовой службыIII ранга
Петлицы
Описание Знаки различия: петлицы персонального звания (1948—1954)
Группа Старший руководящий состав
Персональноезвание Старший советникфинансовой службы Старший советникфинансовой службыI ранга Старший советникфинансовой службыII ранга Старший советникфинансовой службыIII ранга
Петлицы
Описание Знаки различия: петлицы персонального звания (1948—1954)
Группа Средний состав
Персональноезвание Советникфинансовой службы Советникфинансовой службыI ранга Советникфинансовой службыII ранга Советникфинансовой службыIII ранга
Петлицы
Описание Знаки различия: петлицы персонального звания (1948—1954)
Группа Младший состав
Персональноезвание Младший советникфинансовой службыI ранга Младший советникфинансовой службыII ранга Младший советникфинансовой службыIII ранга
Петлицы

Замыкая контур

В самом начале правительство большевиков сделало два важных шага на пути к построению замкнутой экономики.

Во-первых, оно отказалось выплачивать так называемый царский долг размером в 55 миллиардов рублей. Империя, в основном, брала займы у Великобритании и Франции. Деньги тратились на строительство железных дорог и покрывали расходы страны во время Первой мировой.

Декрет большевиков за подписью Якова Свердлова эти кредиты аннулировал «безусловно и без всяких исключений», как «заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии». Данный шаг отрезал Россию от международного рынка капитала и подорвал репутацию советского государства как заемщика.

Во-вторых, большевики сломали уже сформировавшуюся банковскую систему Российской империи. Она зародилась еще в 1733 году. Перед Первой мировой в стране действовало 53 коммерческих банка с 778 филиалами. Кроме того, работали около 80 обществ взаимного краткосрочного кредита и свыше 15 тысяч небольших ссудно-сберегательных товариществ. Размер активов частных банков превышал 17 миллиардов рублей. Само их существование противоречило догмам марксизма, они не вписывались в систему плановой экономики, и государство прибрало кредитные организации к рукам.

Декрет о национализации банков, 27 декабря 1917 года:

«В интересах правильной организации народного хозяйства, в интересах решительного искоренения банковской спекуляции и всемерного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковским капиталом и в целях образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов — единого народного банка Российской Республики, Центральный Исполнительный Комитет постановляет:

  1. Банковское дело объявляется государственной монополией
  1. Все ныне существующие частные акционерные банки и банкирские конторы объединяются с Государственным банком
  1. Активы и пассивы ликвидируемых предприятий перенимаются Государственным банком
  1. Порядок слияния частных банков с Государственным банком определяется особым декретом
  1. Временное управление делами частных банков передается совету Государственного банка
  1. Интересы мелких вкладчиков будут целиком обеспечены».

Финансовые рынки

  • Развитие финансового рынка

    • Стратегия развития финансового рынка
    • Финансовая доступность
    • Финансовая стабильность
    • Конкуренция
    • Инициативы участников финансового рынка
    • Развитие финансовых инструментов
    • Развитие сегментов финансового рынка
  • Справочник финансовых организаций
  • Сведения из реестра эмиссионных ценных бумаг эмитентов, не являющихся кредитными организациями
  • Регулирование финансовых рынков

    • Информационные письма
    • Государственная пошлина и реквизиты для оплаты
  • Надзор за участниками финансовых рынков

    • Рынок ценных бумаг и товарный рынок
    • Субъекты рынка коллективных инвестиций
    • Субъекты страхового дела
    • Микрофинансирование
    • Саморегулируемые организации
    • Актуарии
    • Кредитные рейтинговые агентства
    • Аттестация специалистов финансового рынка
    • Банкротство
    • Административное производство
    • Операторы инвестиционных платформ
  • Защита прав потребителей финансовых услуг и инвесторов

    • Деятельность
    • Обращения потребителей финансовых услуг и инвесторов
    • Практики, рекомендации, разъяснения
    • Финансовое просвещение
  • Эмиссия ценных бумаг, корпоративное управление и раскрытие информации эмитентами

    • Информационные сообщения по вопросам эмиссии ценных бумаг, корпоративного управления и раскрытия информации эмитентами
    • Экспертные советы
    • Перечень часто выявляемых нарушений
  • Противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

    • Законы, нормативные акты и иные документы по вопросам противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком
    • Рекомендации и разъяснения Банка России
    • Недобросовестные практики поведения
    • Выявленные случаи неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком
    • Аннулированные аттестаты
    • Порядок проведения проверок Банком России
  • Пресс-релизы
  • Международное сотрудничество
  • Отчетность некредитных финансовых организаций

    • Отчетность субъектов рынка ценных бумаг и товарного рынка
    • Отчетность субъектов рынка коллективных инвестиций
    • Отчетность субъектов страхового дела
    • Отчетность субъектов рынка микрофинансирования
    • Отчетность саморегулируемых организаций
    • Отчетность кредитных рейтинговых агентств
    • Отчетность бюро кредитных историй
    • Отчетность организаторов торговли
    • Информация о сбоях при представлении электронных документов в Банк России
  • Архивы сайтов СБРФР, ФСФР и ФКЦБ
  • Открытый стандарт отчетности XBRL

    • Таксономия XBRL
    • Российская юрисдикция XBRL
    • Рабочая группа по вопросам внедрения XBRL в Банке России
    • Глоссарий
    • Литература по тематике XBRL
    • События и информационные материалы
    • Вопросы и ответы
    • Контакты
  • Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
  • Решения Банка России в отношении финансовых инструментов
  • Решения Банка России в отношении субъектов страхового дела
  • Приказы в отношении участников финансового рынка после отзыва (аннулирования) лицензии
  • График публикации официальной статистической информации
  • Международная неделя инвесторов
  • О проведении добровольной квалификационной оценки деятельности аудиторских организаций
  • Маркетплейс
  • Реестры
  • Предписания
  • Оптимизация регуляторной нагрузки

Хорошо забытое старое

Советская банковская система де-факто не развивалась и не функционировала в годы Гражданской войны и военного коммунизма, который ликвидировал товарно-денежные отношения. Ситуация изменилась после провозглашения новой экономической политики в 1921 году.

Чтобы победить голод и восстановить разрушенную страну, большевики отступили от собственных идеалов и легализовали рынок. Ленин говорил, что НЭП — это «всерьез и надолго», но не навсегда, и сравнивал возвращение капиталистических элементов с тактической перегруппировкой войск.

В октябре 1921-го с целью «способствовать кредитом и прочими банковскими операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота» создают Государственный банк РСФСР (через два года его преобразовали в Госбанк СССР). Основной капитал — два триллиона рублей — организация получила из бюджета.

Поначалу Госбанк занимался торгово-посредническими операциями, связанными с закупкой хлеба. Кроме того, он кредитовал госучреждения, промышленные предприятия, сельское хозяйство и кустарное производство. Госбанк также получил статус эмиссионного центра и начал регулировать денежное обращение. В 1923 году в стране работало 169 филиалов Государственного банка. К 1925-му их число выросло до 406.

Учреждение обслуживало и международные операции СССР. Оно сотрудничало с сотней иностранных банков и контролировало несколько советских кредитных организаций за рубежом. Например, Коммерческий банк для Северной Европы (Париж), Московский народный банк (Лондон) и Русско-Иранский банк (Тегеран).

Важнейшим этапом в восстановлении разрушенной финансовой системы стало создание Комитета по делам банков в 1924 году. Он работал при правлении Госбанка СССР, занимался вопросами создания новых акционерных кредитных учреждений и определения общего направления их политики.

Пусть расцветают сто цветов

Благодаря новой экономической политике в СССР появилось множество банков, поддерживающих ослабленную экономику государства.

Отдельно стоит выделить отраслевые кредитные организации:

Торгово-промышленный банк (Промбанк). Создан в 1922 году с собственным капиталом в 3,4 миллиона рублей. В 1925-м он вырос до 74,4 миллиона. Работало 83 филиала. Почти все акции принадлежали госпредприятиям. Основная задача Промбанка — кредитование промышленности. Кроме того, банк принимал вклады: с 1 октября 1923 года по 1 апреля 1926 года их объем вырос в 6,4 раза — с 32,2 до 206,4 миллиона рублей.

Российский коммерческий банк (Роскомбанк). Начал работу в ноябре 1922 года с капиталом в 10 миллионов рублей. Акции банка поначалу принадлежали шведским компаниям и физлицам. В 1924-м их выкупил Наркомат внешней торговли и Госбанк. Роскомбанк стал Внешторгбанком. Через четыре года капитал организации увеличился до 42,9 миллиона рублей. На 27% он принадлежал Наркомату внешней торговли, на 41,9% — организациям торговли СССР. Нетрудно догадаться, что банк занимался финансированием внешней торговли Советского Союза, в основном — кредитованием экспорта.

Банки сельскохозяйственного кредита РСФСР, Украины, Белоруссии, Закавказья, Узбекистана и Туркмении. Сформированы в 1923 — 1925 годах. Их работу координировал Центральный сельскохозяйственный банк СССР. Финансовые учреждения выдавали краткосрочные и долгосрочные займы всем формам агропромышленных предприятий, занимавшихся производством и продажей продуктов питания, закупкой необходимого сырья и техники. Главный источник средств — кредиты Госбанка и бюджет.

Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанк СССР). Создан в марте 1925 года как акционерное общество с капиталом в 37,1 миллиона рублей. Занимался кредитованием местных советов, коммунальных предприятий, жилищных кооперативов и частных домовладений. Деньги выдавались для реконструкции домов, проведения различных ремонтных работ, поддержки работы системы ЖКХ.

Акционерное общество «Электрокредит». Открыто в 1922 году для финансирования сельскохозяйственной электрификации. В 1924-м на его базе создают Электробанк, отвечающий за всю электрификацию в стране.

Также в СССР времен НЭПа действовали кооперативные банки. Банк потребительской кооперации (Покобанк) создали в феврале 1922 года. Основной капитал в миллион рублей собрали за счет паевых взносов потребительских кооперативов, 300 тысяч рублей внес Госбанк. В сферу обслуживания Покобанка постепенно входили и другие виды кооперации, например, промысловая и рыболовецкая. В 1923-м его преобразовали во Всероссийский кооперативный банк, финансировавший все виды кооперации.

Кроме того, кредитованием местного хозяйства занимались территориальные банки: Юго-Восточный коммерческий (Ростов-на-Дону), Дальневосточный (Хабаровск), Среднеазиатский коммерческий (Ташкент).

Особое место в новой финансовой системе занимали общества взаимного кредита (ОВК). Их клиенты — частные торговые и промышленные компании. ОВК не имели доступа к бюджетным средствам, но получали небольшие кредиты в Госбанке. Из-за этого общества устанавливали высокие ставки по вкладам, чтобы привлечь клиентов. Ставки по займам, соответственно, также оказывались большими. Первое советское ОВК появилось в Ленинграде (современный адрес — Набережная канала Грибоедова, дом 13). В 1925 году число ОВК в СССР достигло 176. Для сравнения: к 1914 году в Российской империи работало 1 117 обществ взаимного кредита.

Еще одним элементом нэповского банковского сектора были сберегательные кассы. В отличие от дореволюционных советские сберкассы должны были не столько обеспечивать хранение и увеличение капиталов вкладчиков, сколько аккумулировать в государственном масштабе свободные средства населения для решения широкомасштабных экономических задач, в первую очередь — для создания индустриальной базы.

Первая сберкасса открылась в феврале 1923-го в Петрограде. К октябрю следующего года в стране их было 4 544, 1 октября 1927 года — 10 441. Функционал сберкасс постоянно расширялся: они открывали счета, проводили операции с гособлигациями, занимались денежными переводами, принимали коммунальные платежи, через них платили персональные пенсии и пенсии народным учителям, зарплату рабочим и служащим.

Общая сумма вкладов в сберкассах с 1924 по 1927 годы увеличилась в 17 раз — с 11,2 до 187 миллионов рублей. Позднее сберегательные кассы стали заниматься страхованием людей, недвижимости и посевов. За 1927 — 1928 годы вкладчики сберкасс получили 19 миллионов рублей процентов по своим депозитам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector