Какую монетарную политику ведет центробанк россии, и куда в итоге заведет страну?

Что отличает нынешнюю политику от проводимой на западе политики и от политики начала 2000-х?

Н.В. Грызунова:

Отличие только в развитости финансового рынка и уровне системных рисков. Везде пропорциональное управление и комплекс упреждающих мер. Везде требование Базель II и Базель III. Везде новая система отчётности XBRL.

В странах G9 классификация кредитных организаций по видам лицензий началась гораздо раньше, поэтому теперь разнообразнее, а ограничения на операции, создающие банковские кластеры гораздо шире, чем сейчас в РФ.

Например, в Германии есть универсальные банки, кооперативные, специализированные, сберегательные кассы, строительные кассы и другие.

В США – трёхуровневое разделение банков по территориальному признаку. В стране 12 федеральных резервных банков, осуществляющих эмиссию, – это первый уровень. На втором уровне находятся национальные банки, имеющие право вести деятельность на территории страны и за её пределами. На третьем уровне – банки, которые имеют право работать только в рамках своего штата.

А. А. Алиев:

– В РФ только с 1 июня 2017 года все кредитные организации по умолчанию признаются банками с универсальной лицензией. Для продолжения деятельности банки должны были увеличить размер капитала до 1 миллиарда рублей, в противном случае с первого января 2019 года им необходимо было получить статус банка с базовой лицензией, или изменить свой статус на небанковскую кредитную организацию, или получить статус микрофинансовой компании.

Н. В. Грызунова:

– По состоянию на 14 октября 2020 года в России действуют 378 коммерческих банков, из них 131 – с базовой лицензией и 48 – небанковские кредитные организации. За 2019 год банковская система РФ уменьшилась на 38 банков. Для сравнения: за 2018 год банковская система России уменьшилась на 77 банков. Эта градация говорит о росте концентрации и управляемости банковского капитала.

Структура центрального аппарата Банка России

Председатель Банка России
Э.С. Набиуллина

Первый заместитель Председателя
О.Н.
Скоробогатова

Департамент национальной платежной
системы

А.С.
Бакина

ТЦ «Нудоль» Банка России
О. К. Григорьев

Департамент
проектов и процессов

В.С. Казарин

Департамент информационных
технологий

З. Н. Кахруманова

Операционный
департамент

А.А.
Попов

Департамент
финансовых технологий

К.В.
Пронин

Первый заместитель Председателя
Д.В. Тулин

Заместитель Председателя

О.В. Полякова

Департамент надзора за
системно значимыми кредитными
организациями

М.Г. Любомудров

Служба текущего банковского
надзора

Б.А.
Шабля

Заместитель Председателя

В.А.
Сафронов (с 09.09.2021 завершает работу в связи с выходом на пенсию)

по вопросам организации инспекционой деятельности
в отношении
КО подчиняется Д.В. Тулинупо вопросам
организации инспекционой
деятельности в
отношении НФО подчиняется В.В. Чистюхину

Главная инспекция Банка России

Е.В. Королева (и.о. руководителя)

Департамент обеспечения
банковского
надзора

А.С.
Данилов

Департамент финансового
оздоровления

А.Ю.
Жданов

Департамент банковского
регулирования

А.А.
Лобанов

Первый заместитель Председателя
С.А. Швецов

Департамент стратегического развития
финансового рынка

М.А.
Ковригин

Департамент противодействия
недобросовестным практикам

В.В.
Лях

Служба по защите прав потребителей и
обеспечению доступности финансовых услуг

М.В.
Мамута

Департамент
корпоративных отношений

Е.И.
Курицына

Департамент допуска и прекращения
деятельности финансовых организаций

Л. А. Тяжельникова

Первый заместитель Председателя
К.В. Юдаева

Департамент
финансовой стабильности

Е.О.
Данилова

Служба
анализа рисков

А.П.
Дымов

Департамент международного сотрудничества

А.С. Липин

Департамент
исследований и прогнозирования
А.Г.
Морозов

Департамент статистики

Е.В.
Прокунина

Заместитель Председателя
М.Ю.
Алексеев

«РОСИНКАС»

В.В. Медведев

Департамент наличного денежного
обращения

А.И.
Лахтиков

Заместитель Председателя
Р.Н.
Вестеровский

Университет Банка
России

А.Ю.
Афонин

Департамент кадровой
политики

П.Н.
Панкин

Департамент недвижимости
Банка России
В.Ю. Тарасов

Департамент
закупок Банка России

М.В. Тимошенко

Заместитель Председателя
А.Б. Заботкин

Департамент
денежно-кредитной политики

К.В.
Тремасов

Заместитель Председателя
Г.А. Зубарев

Департамент безопасности
Банка России
С.В. Петрищев

по некоторым вопросам подчиняется Председателю Банка России

Межрегиональный центр
безопасности Банка России
Ю.Г. Бочаров

Департамент информационной
безопасности

В.А.
Уваров

Заместитель Председателя
А.В. Кружалов

Департамент полевых
учреждений
С.В. Белов

Департамент регулирования
бухгалтерского учета

М.С.
Волошина

Главный бухгалтер — директор
Департамента бухгалтерского учета и отчетности

И.Ю.
Грановская

Финансовый департамент

О.И. Солодухина

Административный
департамент
С.Б. Якушин

Заместитель Председателя
Д.Г.
Скобелкин

Представительство Центрального Банка Российской
Федерации (Банк России) в Китайской Народной
Республике, г. Пекин

В.Е. Данилов

Департамент финансового мониторинга и
валютного контроля

И.В.
Ясинский

Заместитель Председателя
В.В.
Чистюхин

Департамент
страхового рынка

Ф.Г.
Габуния

Департамент
микрофинансового рынка

И.А.
Кочетков

Департамент инфраструктуры финансового рынка

Л.К.
Селютина

Департамент инвестиционных финансовых посредников

О. Ю. Шишлянникова

Главный аудитор Банка России
В.П. Горегляд

Департамент внутреннего аудита

Н.Н.
Суриков

Юридический
департамент

А.Г. Гузнов

Аппарат Банка России
Г.В. Мечкова

Департамент
операций на финансовых рынках

А.В.
Каштуров

Департамент
управления данными

А.А.
Луковников

Департамент по
связям с общественностью

М.В.
Рыклина

Денежно-кредитная политика ЦБ

Методы денежно-кредитной политики Банка России, равно как и инструменты, которые вправе применять регулятор, выписаны в упомянутом 86-ом законе:

  1. установление ключевой ставки и других процентных ставок по операциям Центробанка;
  2. требования к нормативам обязательных резервов банковских организаций;
  3. валютные интервенции;
  4. рефинансирование банков;
  5. операции с государственными ценными бумагами в процессе обслуживания госдолга;
  6. операции на открытом рынке;
  7. кредиты правительству;
  8. эмиссия облигаций Банка России и др.

В ноябре 2014 года регулятор принял довольно неожиданное решение перейти от фиксированного курса российской валюты к менее предсказуемому плавающему. Это означало отказ от валютных интервенций — и уже через месяц рубль пережил крупнейшую с 1998 года девальвацию. Правда, в последующие месяцы курс стабилизировался, а в 2016 году рубль и вовсе пережил самое сильное годовое укрепление к доллару (около 16%) за всю рыночную историю.

Важнейшим показателем денежной политики является не только международный курс национальной валюты, но и значение ключевой (процентной) ставки. Ключевая ставка фактически представляет процент, под который центробанк любой страны кредитует банки-резиденты. Чем ниже базовая ставка, тем меньше проценты по займам физическим и юридическим лицам в кредитных организациях, дешевле ипотечные кредиты. Однако снижение процентных ставок по всем видам кредитов приводит и к падению доходности депозитных вкладов.

15 декабря Банком России ключевая ставка снижена уже шестой раз в течение 2017 года. В начале периода после падения рубля в декабре 2014 года она была резко повышена с 10% до 17% годовых, но теперь уменьшилась до 7,75%. Регулятор допускает дальнейшее снижение и в первой половине 2018-го. Поставленные цели: 4% годовой инфляции при уровне ставки около 6.75%. Актуальное значение здесь: .

Раскрытие экономического понятия

Денежно-кредитная политика ЦБ (ДКП) включает в себя часть экономической политики государства, направленной на повышение материального уровня благосостояния граждан России. Заключается это в обеспечении стабильности цен и стремлении к предупреждению роста инфляции. Данную направленность деятельности ЦБ называют также монетарной политикой. В выполнении возложенных полномочий она базируется на обеспечении комплекса мер по защите национальной валюты, доходов, сбережений, финансового и инвестиционного планирования, и проявляется в виде мягкой и жесткой форм. При этом ДКП использует прямые и косвенные методы и инструменты.

Монетарная политика контролирует деятельность государства в финансовом обороте и кредитной области, регулируя количество денежных средств, находящихся в обращении

Уделяется внимание и доступности займов по их социальному спросу

ДКП определяет, сколько национальной и мировой валюты находится в обороте, какова ставка кредитов. Так, например, если оборот денег непрерывный, и займы являются доступными, то экономические процессы будут развиваться быстро, несмотря на постоянное повышение цен. Если кредиты являются дорогими и недоступными для большинства предприятий и людей, а денежных средств в обращении очень мало, значит, экономика растет медленно, способствуя увеличению инфляции, которая может привести к экономическому кризису и падению уровня жизни населения всей страны.

В период наступающего финансового кризиса ЦБ старается сделать все возможное, чтобы простимулировать отрасли низкими процентными ставками, а при экономическом росте ограничить ее перегрев, принимая меры к предпринимателям, повышающим цены на производимую товарную продукцию. В связи с этим, каждый год в Центральном Банке готовят проект, который имеет форму документа, с перечислением основных направлений деятельности, касающихся ДКП государства.

Главным инструментом монетарной политики является ключевая ставка – процент, с помощью которого ЦБ выдает займы коммерческим банкам. При низкой ставке займы имеют небольшой процент, поэтому брать кредиты выгодно. Высокие показатели свидетельствуют о том, что денежных средств, поддерживающих экономику, крайне мало, поэтому кредиты у государства брать не рекомендуется.

Особого внимания заслуживает вопрос об инфляции. Ценовая стабильность в стране должна обеспечиваться низкой инфляцией. Ее показатели не должны быть больше 4 %. Успешность монетарной политики определяется меньшими значениями (2, 3).

Данные официального прогноза инфляции

Минэкономразвития в своих прогнозах довольно оптимистично оценивает ситуацию с будущими ценами, ссылаясь на сдерживающую инфляционные ожидания политику Центробанка. В таком разрезе рассматривают цифры 4,3%, 3,8% на 2019, 2020 годы соответственно.

Официальные данные также учитывают то, что по-прежнему будут действовать санкции в отношении России и снижаться добыча нефти по соглашению с ОПЕК.

Довольно существенное влияние на российские индексы, по мнению тех же экспертов, будет оказывать ситуация на рынке Китая, где происходит резкое сокращение золотовалютных резервов и отток капитала. Низкий спрос на нефть приведет к падению ее цены. Что негативно скажется на рубле и внутренних ценах.

Однако, госструктуры в своих оценках склоняются к тому, что Центробанк будет вести эффективную денежно-кредитную политику. Что может снизить инфляцию до 4% к маю, а уже к концу 2019 года — до 3,8%. А если удастся укрепить рубль до 57 рублей, то индекс упадет до 2,9%.

Ведомство немного подкорректировало прогноз с учетом того, что ставка НДС в январе 2019 года повысилась до 20%. Увеличились инфляционные ожидания и цены начали разгоняться. Исправленный процент приблизился к значениям, которые озвучивал Центробанк — 5,5.

Но в среднесрочной перспективе начиная с конца 2019 года МЭР все же видят инфляцию не более 4%. При этом надеясь на отсутствие новых санкций и рост цен на нефть.

Росстат сформировал отчет, в котором указан рост цен на ближайшие годы. Лидерами по изменению цены являются яйца и овощи. Из медикаментов — валидол. Авиаперевозчики и ЖД также увеличили стоимость своих услуг.

Прогнозы индекса цен на 2019 год остаются в рамках 2,1 — 4,1 процента.

В Госдуме на заседании по утверждению бюджета на 2019 — 2021 год был взят за основу коэффициент в 4,3%.

Центробанк предполагает рост цен на 5 — 5,5 процента. Глава Центробанка Э. Набиулина увидела возможным инфляцию на уровне 6% в первом полугодии 2019 года, но также предположила постепенное сглаживание и возврат индекса на планируемый уровень.

Комментируя это экспертное мнение, министр финансов А. Силуанов отметил, что рост цен будет более плавным, поэтому инфляция не превысит запланированных в бюджете цифр.

Организационная структура

Центральный банк РФ представлен во всех регионах нашей страны. В его состав входят:

  • Аппарат Банка России;
  • департаменты, службы и подразделения центрального аппарата;
  • расчетно-кассовые центры;
  • территориальные учреждения;
  • полевые учреждения;
  • российское объединение инкассации.

Как организована структура управления

Влияние государства на деятельность ЦБ можно поискать в структуре органов управления этой организации. Банк имеет вертикальную структуру управления, которая включает в себя:

1. Совет директоров (14 человек) во главе с Председателем ЦБ. Это самый главный орган управления. Члены совета директоров назначаются Государственной думой, а вот уволить их можно только по решению Председателя ЦБ РФ. Эти сотрудники не имеют право быть депутатами любого уровня, состоять в партиях и хоть как-то быть причастными к государственным органам. Все решения принимаются именно этой структурой.

2. Национальный финансовый совет. Коллегиальный орган в ЦБ РФ. В его составе 12 человек, из них:

  • двое – от Совета Федерации;
  • трое – из депутатов Госдумы;
  • троих направляет Президент РФ;
  • троих направляет Правительство РФ;
  • Председатель ЦБ РФ.

Все члены Совета работают там бесплатно. Они не занимаются управлением, а играют роль консультантов и контролеров решений Совета директоров. Председателем Национального финансового совета является министр финансов РФ А.Г. Силуанов.

3. Второй уровень организационной структуры составляют территориальные и полевые учреждения, национальные банки, отделения и расчетно-кассовые центры. Они не имеют статуса юридических лиц и действуют от имени Центробанка, реализуя функции и задачи ЦБ.

Кто Председатель ЦБ РФ

Официальное руководство Банком России осуществляет Председатель. Он избирается Государственной Думой по предложению Президента РФ сроком на 4 года и не может находиться в этой должности более трех сроков. Это значит, что сам Президент не может никого назначить на эту должность. Председателя должна одобрить и избрать Госдума. С 24 июня 2013 года в должности Председателя ЦБ РФ находится Эльвира Сахипзадовна Набиуллина.

В соответствии с законом Председатель ЦБ РФ:

  • представляет интересы Банка России и действует от его имени без доверенности;
  • несет ответственность за работу Банка России, выполнение его функций и поставленных задач;
  • подписывает решения, нормативные акты, соглашения ЦБ;
  • подписывает приказы и указания для всех сотрудников ЦБ;
  • участвует в заседаниях Совета директоров Банка и выступает Председателем Совета.

Более подробную информацию о структуре управления ЦБ РФ можно найти на его официальном сайте.

Список использованной литературы

1. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) : Федер. закон РФ от 10.06.2002 г. № 86-ФЗ.

2. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации : Федер. закон РФ от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ.

3. О банках и банковской деятельности : Федер. закон РФ от 2.12.1990 г. № 395-1.

4. О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требований по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций : Положение Банка России от 14.07.2012 г. № 273-П.

5. Об обязательных нормативах банков : Инструкция Банка России от 16.01.2004 г. № 110-И с изменениями и дополнениями.

6. О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций: Инструкцию Банка России от 14.01.2014 г. № 109-И с изменениями и дополнениями.

7. О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг: Положение Банка России от 10.02.20013 г. № 236-П с изменениями и дополнениями.

8. Балабанов, И.Т. Банки и банковское дело: учебное пособие / под ред. И.Т.Балабанова. – СПб.: Питер, 2015.

9. Жуков, Е.Ф. Деньги Кредит Банки: учебник / под ред. Е.Ф. Жукова.- М.: «Банки и биржи», Юнити, 2014. – 579 с.

10. Макеев, С.Р. Банковский надзор – Мне сверху видно все? / С.Р. Макеев // «БДМ. Банки и деловой мир». 2016. № 135.

11. Симановский, А.Ю. Надзорная и контрольная функции Банка России: краткий экскурс / А.Ю. Симановский // Деньги и кредит. 2015. № 5.

12. Симановский, А.Ю. Текущий банковский надзор: Международные тенденции развития и некоторые вопросы совершенствования российской практики / А.Ю. Симановский // Деньги и кредит. 2015. № 5

13. Фетисов, Г.Г. Организация деятельности Центрального Банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2013.

14. Марков А.М. Проблемы банковского устройства РФ // Вопросы экономики, № 10, 2015.

15. Ефимова Л. Финансовая природа Центрального банка Российской Федерации // Хозяйство и право. 2015. № 5.

16. Кашкин С. Соответствует ли Конституции Федеральный закон о Банке России// Российская юстиция. 2014. № 10.

17. Гейвандов Я.А. Основы правового регулирования банковской системы в Российской Федерации //Государство и право. 2013. № 6.

18. Степанов С.В. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в первом полугодии 2016 года // Эксперт, 2016, № 1.

Кредитно-денежная политика

Денежно-кредитная политика — это совокупность мероприятий центрального банка и правительства в области денежного обращения и кредита.

Монетарная политика являтеся важнейшим элементом макроэкономической политики.

Все воздействия отражаются на величине совокупного общественного продукта и национального продукта.

Основные цели кредитно-денежной политики государства:

  • Сдерживание инфляции
  • Обеспечение полной занятости
  • Регулирование темпов экономического роста
  • Смягчение циклических колебаний в экономике
  • Обеспечение устойчивости платежного баланса

Принципы денежного и кредитного регулирования экономики

Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется на основе принципа компенсационного регулирования, который предполагает следующее:

  • политику денежно-кредитных рестрикций, которая предполагает ограничение кредитных операций путем повышения норм резервирования средств для участников кредитной системы в центральном банке; повышения уровня процентных ставок; ограничения темпов роста денежной массы в обращении по сравнению с товарной массой;
  • политику денежно-кредитной экспансии, которая предполагает стимулирование кредитных операций; снижение норм резервирования для субъектов кредитной системы; падение уровня кредитных ставок; ускорение оборачиваемости денежной единицы.

Размеры процентных ставок по инструментам денежно-кредитной политики Банка России

Наименование инструмента Срок Размер процентной ставки
депозиты постоянного действия 1 день ключевая ставка Банка России, уменьшенная на 100 базисных пунктов
аукционы тонкой настройки (депозитные аукционы / аукционы репо) от 1 до 6 дней ключевая ставка Банка России
основные аукционы (депозитные аукционы / аукционы репо) 1 неделя
аукционы на длительные сроки:    
   аукционы репо 1 месяц

ключевая ставка Банка России, увеличенная на 10 базисных пунктов

   кредитные аукционы 3 месяца ключевая ставка Банка России, увеличенная на 25 базисных пунктов
   аукционы репо 1 год ключевая ставка Банка России, увеличенная на 25 базисных пунктов
кредиты (кредиты овернайт, ломбардные кредиты, кредиты, обеспеченные нерыночными активами), репо и валютные свопы постоянного действия 1 день ключевая ставка Банка России, увеличенная на 100 базисных пунктов
кредиты постоянного действия на сроки свыше 1 дня (кредиты, обеспеченные нерыночными активами) от 2 до 549 дней ключевая ставка Банка России, увеличенная на 175 базисных пунктов

История Центробанка РФ и его особый статус

Первая гос. структура, выполнявшая функции Центробанка, возникла в России в 1860 году, получив наименование Государственный банк Российской империи. Он был важнейшим инструментом реализации экономической политики правительства в финансовой сфере, кредитовавшим промышленность и торговлю, а также руководившим банковскими операциями, которые производились примерно в 800 казначействах.

Новейшая история Банка России началась с его учреждения 13 июля 1990 года под наименованием Государственный банк РСФСР. После распада Советского Союза и упразднения Госбанка СССР Центральный банк РСФСР (Банк России) принял все его активы, пассивы и имущество на территории РФ, а вскоре получил и нынешнее название.

В начале 1990-х годов ЦБ РФ организовал создание в стране сети первых коммерческих банков. В собственности Банка России также оказались пакеты акций «совзагранбанков», превратившихся в «росзагранбанки», которые в течение 2000-2005 гг. были выкуплены у регулятора банком ВТБ.

Финансовым мегарегулятором российский Центробанк стал 1 сентября 2013 года, после упразднения и интеграции в структуру Банка России Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и ряда других надзорных органов.

В нынешнее время ЦБ РФ — не государственный банк России. Согласно ст. 75 Основного закона и положениям вышеупомянутого 86-ФЗ регулятор выполняет свои функции независимо от федеральных и других органов власти. Государство и Центробанк не отвечают по обязательствам каждой из сторон.

Структура Банка России

Регулятор с приставкой «мега-» обладает довольно сложной и громоздкой структурой, включающей:

  • центральный аппарат с 27 департаментами и управлениями
  • главные управления в столицах федеральных округов и подчиненные им отделения в субъектах федерации
  • Российское объединение инкассации
  • расчетно-кассовые центры
  • подразделения безопасности
  • другие организации и подразделения

С марта 2017 года действует также первое зарубежное представительство Банка России, открывшееся в Китайской Народной Республике.

Количество работников ЦБ РФ, превышающее 50 тысяч, критикам регулятора представляется чрезмерным — особенно если сравнивать с Федеральным резервом США, где трудится менее 20 тыс. лиц. Однако в декабре 2017 года Банк России объявил конкурс по поиску поставщика услуг аутплейсмента в связи с постепенным высвобождением в течение ближайших трех лет более 5 тысяч сотрудников, включая руководителей региональных отделений (аутплейсментом называется помощь уволенным специалистам в трудоустройстве). Упрощенная структура Банка России:

Финансовые рынки

  • Развитие финансового рынка

    • Стратегия развития финансового рынка
    • Финансовая доступность
    • Финансовая стабильность
    • Конкуренция
    • Инициативы участников финансового рынка
    • Развитие финансовых инструментов
    • Развитие сегментов финансового рынка
  • Справочник финансовых организаций
  • Сведения из реестра эмиссионных ценных бумаг эмитентов, не являющихся кредитными организациями
  • Регулирование финансовых рынков

    • Информационные письма
    • Государственная пошлина и реквизиты для оплаты
  • Надзор за участниками финансовых рынков

    • Рынок ценных бумаг и товарный рынок
    • Субъекты рынка коллективных инвестиций
    • Субъекты страхового дела
    • Микрофинансирование
    • Саморегулируемые организации
    • Актуарии
    • Кредитные рейтинговые агентства
    • Аттестация специалистов финансового рынка
    • Банкротство
    • Административное производство
    • Операторы инвестиционных платформ
  • Защита прав потребителей финансовых услуг и инвесторов

    • Деятельность
    • Обращения потребителей финансовых услуг и инвесторов
    • Практики, рекомендации, разъяснения
    • Финансовое просвещение
  • Эмиссия ценных бумаг, корпоративное управление и раскрытие информации эмитентами

    • Информационные сообщения по вопросам эмиссии ценных бумаг, корпоративного управления и раскрытия информации эмитентами
    • Экспертные советы
    • Перечень часто выявляемых нарушений
  • Противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

    • Законы, нормативные акты и иные документы по вопросам противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком
    • Рекомендации и разъяснения Банка России
    • Недобросовестные практики поведения
    • Выявленные случаи неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком
    • Аннулированные аттестаты
    • Порядок проведения проверок Банком России
  • Пресс-релизы
  • Международное сотрудничество
  • Отчетность некредитных финансовых организаций

    • Отчетность субъектов рынка ценных бумаг и товарного рынка
    • Отчетность субъектов рынка коллективных инвестиций
    • Отчетность субъектов страхового дела
    • Отчетность субъектов рынка микрофинансирования
    • Отчетность саморегулируемых организаций
    • Отчетность кредитных рейтинговых агентств
    • Отчетность бюро кредитных историй
    • Отчетность организаторов торговли
    • Информация о сбоях при представлении электронных документов в Банк России
  • Архивы сайтов СБРФР, ФСФР и ФКЦБ
  • Открытый стандарт отчетности XBRL

    • Таксономия XBRL
    • Российская юрисдикция XBRL
    • Рабочая группа по вопросам внедрения XBRL в Банке России
    • Глоссарий
    • Литература по тематике XBRL
    • События и информационные материалы
    • Вопросы и ответы
    • Контакты
  • Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
  • Решения Банка России в отношении финансовых инструментов
  • Решения Банка России в отношении субъектов страхового дела
  • Приказы в отношении участников финансового рынка после отзыва (аннулирования) лицензии
  • График публикации официальной статистической информации
  • Международная неделя инвесторов
  • О проведении добровольной квалификационной оценки деятельности аудиторских организаций
  • Маркетплейс
  • Реестры
  • Предписания
  • Оптимизация регуляторной нагрузки

Что это даст бизнесу? А физическим лицам?

А.А. Алиев:

– ЦБ России в последнее время активно борется с ценовой нестабильностью, через инструмент таргетирования инфляции. Это важный критерий для жизни людей и ведения бизнеса. При низкой инфляции банки снижают стоимость капитала, деньги для бизнеса более доступны. Упрощается финансовый и инвестиционный потенциал для бизнеса. Активность бизнеса в последствие может дать пользу, выраженную в росте ВВП.

Физическим лицам номинально это обеспечивает более высокий уровень дохода, при прочих равных условиях. Также устойчивые цены способны поддерживать постоянный потребительский спрос.

Выдержка из текста

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы связана с теми, что в банковской системе любой страны центральный банк играет ключевую роль. От его деятельности зависит устойчивость развития как национальной экономики, так и банковского сектора страны. Регулируя денежный оборот в наличной и безналичной формах, центральный банк создает решающие экономические предпосылки для обмена продуктами труда, движения товаров и услуг от производителя к потребителю общественных благ.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.

В настоящее время деятельность Центрального Банка в экономике России приобрела огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке и устойчивое противостояние мировому финансовому кризису.

Целью курсовой работы является исследование роли Центрального Банка в экономике Российской Федерации, его как проводника денежно-кредитной политики государства.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

• рассмотреть теоретические основы функционирования ЦБ РФ;

• провести анализ денежно кредитной политики ЦБ в системе государственного регулирования социально экономических процессов;

• рассмотреть основные направления совершенствования денежно кредитной политики в России.

Объектом исследования в курсовой работе является Центральный Банк Российской Федерации.

Предметом исследования является роль Центрального Банка в экономике Российской Федерации.

Степень разработанности темы исследования. Теория и практика современного состояния, проблем и перспектив совершенствования правового статуса Центрального Банка Российской Федерации, ставшие ценной базой для настоящего исследования, сформировались под воздействием научных работ таких авторов, как А. А. Байматов, И. Ю. Владимирова, Ю. С. Голикова, С. Л. Ермаков, Н. В. Жуков, В. В. Карпов, О. А. Краснопёрова, Е. В. Лунгу, А. В. Навой, Е. А. Прончатов, Е. Ф. Сысоева, А. Е. Федорова и др.

Теоретическая и практическая значимость результатов данного исследования заключается в том, что сформулированные в нем выводы и предложения дополняют и развивают направления совершенствования денежно кредитной политики в России.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Курсовая политика Банка России в 1999–2010 годах

С 1999 года Банк России осуществлял курсовую политику в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, что позволяло сглаживать воздействие изменений внешнеэкономических условий на российские финансовые рынки и экономику в целом.

При этом задачей Банка России было последовательное сокращение вмешательства в процессы рыночного курсообразования и подготовка к переходу к плавающему валютному курсу, необходимому для реализации независимой денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение внутренней ценовой стабильности мерами процентной политики (режима инфляционного таргетирования).

С 2005 года Банк России в качестве операционного ориентира курсовой политики начал использовать рублевую стоимость бивалютной корзины из доллара США и евро. Для данного показателя Банком России был установлен интервал допустимых значений (операционный интервал), на границах которого осуществлялись валютные интервенции (конверсионные операции рубль/доллар США и рубль/евро на биржевом и внебиржевом сегментах межбанковского валютного рынка; до 2005 года Банк России осуществлял валютные интервенции только в сегменте рубль/доллар США), препятствующие чрезмерным колебаниям стоимости бивалютной корзины. Границы операционного интервала пересматривались Банком России с учетом тенденций в динамике показателей платежного баланса России и конъюнктуры внутреннего валютного рынка.

С учетом возрастающей роли евро во внешнеэкономических операциях России и по мере развития соответствующего сегмента внутреннего валютного рынка доля евро в структуре бивалютной корзины последовательно увеличивалась. С февраля 2007 года структура бивалютной корзины состояла 45 евроцентов и 55 центов США. Использование данного механизма позволило сглаживать колебания курса рубля к основным мировым валютам, при этом обеспечив более гибкое курсообразование.

В конце 2008 — начале 2009 года Банк России продолжил изменение механизма курсовой политики, пересмотрев его параметры с учетом резкого изменения условий внешнеэкономической деятельности России, определяющихся ситуацией на мировых финансовых и товарных рынках (см. Годовой отчет Банка России за 2008 и 2009 годы). С февраля 2009 года Банк России перешел к использованию механизма автоматической корректировки границ интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины в зависимости от объема совершаемых интервенций. При введении данного механизма в феврале 2009 года ширина плавающего операционного интервала составляла 2 рубля и затем несколько раз увеличивалась Банком России в целях повышения гибкости курсообразования.

В октябре 2010 года Банк России объявил об отмене фиксированных границ для изменения стоимости бивалютной корзины. Фиксированные верхняя и нижняя границы на уровне 41 и 26 рублей за бивалютную корзину действовали с 23 января 2009 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector